textarchive.ru

Главная > Программа


Предметный указатель

Анализ через синтез 210
Анимизм детского мышления 353
Ассоциация 204
Ассимиляция и аккомодация 350-351

Бессознательные умозаключения 54-55

Бихевиоризм 348

Близнецовые исследования 423-424, 427-'

Внимание (я)
волна 60
аккомодации 60
флуктуации 60
устойчивость 60
объем 61

распределения 60
переключение 61
поддерживаемое 61
Внутреннее программирование 164
Воспроизведение (я) из памяти
узнавание 81
припоминание 81
ошибки 81

Гештальт-психология 206, 257-258
Голографическая модель психики 22
Группировка операций 186
Гуление 410

Двух сенсорных состояний теория 30-31
Десятилетней практики правило 220
Детское словотворчество 416,418
Деятельностный подход 8

Забывания

динамика 81

теории 82
Запоминание

насыщенное 80

длительность 80

точность 80

произвольное/непроизвольное 80

непосредственное/опосредствованное

осмысленное/бессмысленное 80
Знак 145
Значение (я)

вербальные формы 150

денотативное 148

категориальное 148

коннотативное 149
невербальные формы 150
референтное 148

Иллюзии восприятия

луны 56

железнодорожных путей 56-57
Инсайт206, 210
немгновенный 210
Индуцированное движение 45
Интеллект (а)

ручной 173

сенсомоторный 173

вербальный 173-177

числовой 173-177

пространственный 173-177

коэффициент 242

общий фактор 244

тесты 241-243
Интеллектуальный климат 431 -432
Интснт-анализ 167
Интуиция 218

Информационный подход 14-17
Информационная метафора 14-17
Информация 11-12

Категория 146

Когнитивного конфликта теория 450

Когнитивные карты 11

Когнитивные навыки 265-266

Когнитивные стили
полезависимость—
поленезависимость 289-291
узость—широта диапазона
эквивалентности 292-293
ширина категории 293-294
ригидный—гибкий познавательный
контроль294-295

толерантность к нереалистическому
опыту 295-296

сглаживание—заострение 298
узость—широта сканирования 297
импульсивность-
рефлективность 298-299
конкретная—абстрактная
концептуализация 299-300
когнитивная простота-
сложность 301-302

Коммуникативный процесс 165

470

Предметный указатель

Компетентность 221-224

Компьютерная метафора 11-14

Коннекционизм 17-18

Констелляций теория 204

Конструктивных операторов теория 391-393

Креативность 205

Критерий оптимальности оценки 316

Критического рационализма теория 5

Кросс-культурные исследования 455-459

Культурно-исторический подход 23, 262-263

Лексического решения задача 151
Лепет410

Личностный смысл 149
Логика 233-238
Логический эмпиризм 185
Любознательность 196

Материнский эффект435-437
Ментальное пространство 276
Метапамять 111-112
Методики диагностики свойств
внимания 61-64
«Младенческое пение» 411
Модели внимания

структурные 65-66

ресурсная 67-70
Мышление

индуктивное 189-191

дедуктивное 189

продуктивное 214

репродуктивное 214

профессиональное 221-224

практическое 229-230

Наивная концепция сознания
(theory of mind) 377-387
Наследственность 424-428
Нативизм 348
Нейроны детекторы 47
Необихевиоризм 10-11

Обнаружения сигнала теория 28-30

Обратимость 356, 362-363

Обратная связь 12

Обучаемость 267

«Общий решатель задач» 212

Оппонентная теория цветового зрения 39

Опыт

ментальный 276

когнитивный 277

метакогнитивный 277

интенциональный 277-278
Ориентировочная основа действия 349

Основной закон психофизики 33

Память

автобиографическая 85

иконическая 98-99

лексическая 102

моторная 105-106

непосредственная/опосредствованная 84

оперативная 95

произвольная/непроизвольная 84

пространственная 106-107

эпизодическая/Семантическая 111

эхоическая 99-100
«Пандемониума» модель 13
Перцептивные гипотезы 47
План

выражения 164

грамматический 164

мета- 164

моторный 164

содержания 164
Побочный продукт действ и я 218
Поиск информации 199
Понимания модели 155-158
Порог чувствительности

абсолютный 26-31

дифференциальный (разностный) 26-31
Порождения речи модели 161-168
Постоянство объекта 352
Поэтапное формирование умственных дей-
ствий 349

Предречевой период развития языковой спо-
собности 408-415

Принцип «этапы—уровни—ступени» 14
Продукционная система 18
Проблемное пространство 211
Пропозиция 158, 174
Противодействие обучению 451-453
Прототипов теории 85
Процедурализация знания 19
Психогенетика 424
Психофизика 31 -34

Ранние детские вокализации 409-411
Рассуждения вслух метод 207-208
Репрезентации виды

образные 123, 124, 133

пропозициональные 127, 128, 174

связанные с действием 133, 134

социальные 134
Репрезентации модели

признаковые 119-121

сети 121

коннекционистские 122

471

Предметный указатель

Репрезентации уровней теории

одноуровневые 129

MHOiovpoBneBbie 129

функционирование
Речь

внешняя 164

внутренняя 164

диалогическая 165

монодо1ическаи 165

эгоцентрическая 416

Семантическая преадастроика 152

Семантический дифференциал 159

Семантической обработки модели 151-155

Семантическое пространство 159-160

Сериация 176

Сетевые модели памяти

Силлогизмов решение 180-183

Синергетика 6

Синкретизм детского мышления 354

Скрипты 135-136, 160-161

Следов памяти

консолидация 82

фиксация в памяти 83

интерференция 82
Социального научения теория 450
Социоко1нитивного конфликта теория 451
Среда семейная 428-448
Стадии развития
интеллекта 351-357, 392, 396-398
Стадии развития экспрессивной речи 415-417
Стиль родительского воспитания 439-442
Стробоскопический эффект45
Структура предложений

глубинная 162

поверхностная 162
Схемы когнитивные 15-16, 135-136, 160-161,
350

Таблицы истинности 234
Творческого процесса стадии 219
Творчество

поэтическое 215

научное 216
Теория перцептивного магнита 414-415
Трансдукция 355
Тревожность 335
Трихроматическая теория зрения 39

Умственной логики теория 178-179
Умственные операции 184-187
Умственных моделей теория 179-183
Уравновешивание когнитивных структур 423,
449

Феномен контекста 150
Фонетические прототипы 414
Формирующий эксперимент 448-451
Фреймы 16, 20

Циркулярные реакции 351, 409-410

Эвристика

репрезентативности 191

необычности 192

самого крутого подъема 212

доступности 320

наглядности 320-321
Эгоцентризм 353
Экологический подход 9
Элементарные информационные процессы
Эмоции 333-335, 342-344
Эмоциональная регуляция познавательных
процессов 333

Эмоциональные состояния 334, 336, 338-343
Эмоциональный эффект Струпа 336
Эмпиризм 348
Эффекты памяти

длины 80

края 80

знакомост и 80

первичности/недавности 89
Эффорданс 9

Язык 148

Сведения об авторах

Владимир Николаевич
Дружинин

Эта книга была задумана и почти дове-
дена до завершения под руководством
выдающегося российского ученого про-
фессора Владимира Николаевича Дру-
жинина. Когда все уже было почти го-
тово, и тексты макетировались, пришла
ужасная весть — Владимира Николае-
вича больше нет...

Владимир Николаевич был необы-
чайно одаренным человеком. Он бук-
вально фонтанировал идеями. Те, кому
посчастливилось работать с ним, знают,
как быстро он умел схватывать суть ве-
щей, как изобретателен был при обду-
мывании замыслов новых исследова-
ний, как глубок и точен в анализе. Его
память была поразительна. Он знал все:
от методов психофизики до истории
Шотландии XVII века, от взаимного
расположения югославских городов до
развития квантовой физики.

Он был сильно загружен: руководил множеством научных работ, писал книги,
нес бремя административных забот — директор-декан Института психологии
ГУГН, зав. лабораторией Института психологии РАН, в течение 7 лет— замести-
тель директора ИП РАН. При этом успевал невероятно много читать. Он читал
горы книг по психологии, удивляя не только знанием трудов маститых ученых, но
и тем, что легко цитировал идеи из публикаций аспирантов и кандидатских дис-
сертаций. В нем был внутренний демократизм — он умел оценить идею по ее внут-
ренним достоинствам, кем бы она ни предлагалась. Он читал физиков и матема-
тиков (некоторые свои научные идеи, например, соотносил с Э. Шредингером),
читал философов, историков, изучал новости в Интернете, читал стихи. Стихи
были его глубоким увлечением. Первый сборник его стихов «Законы отражения»
был опубликован в 1999 году. Подготовку второго он не успел завершить.

Владимир Николаевич сумел много сделать в науке. Им, его учениками и ас-
пирантами проделаны интереснейшие исследования в области средовой обуслов-
ленности интеллекта. Он продуктивно поработал над теорией тестирования ин-
теллекта. Им создана фундаментальная теория интеллектуального диапазона. В
последнее время он разрабатывал модель, направленную на обобщение созданного
ранее — модель интеллектуального ресурса.

Интеллект был основным предметом исследований Владимира Николаевича,
но, будучи разносторонним и чрезвычайно эрудированным человеком, он внес
вклад и в другие области. Он написал книгу, выдержавшую переиздание, по пси-
хологии семьи. Его учебник по экспериментальной психологии не имеет анало-
гов в нашей литературе и тоже выдержал переиздание. Летом 2000 года, уехав в от-
пуск, он вернулся с рукописью книги «Варианты жизни», своеобразным по иссле-

473

Сведения об авторах

довательскому подходу трудом по экзистенциальной психологии, который стал
событием в нашей науке.

В.Н. Дружинин стоял в нашей стране у истоков учебников психологии ново-
го типа. Под его редакцией был издан справочник «Современная психология»,
серия учебников по психологии для гуманитарных, технических, экономических
вузов. Все эти учебники отличает общая концепция — каждая глава писалась
крупными специалистами в соответствующей области, что приводило к высоко-
му современному уровню изложения. Эти учебники лишены «воды», они вводят
читателя в самую суть сегодняшней психологической науки, порой противоре-
чивой, но насыщенной идеями. Концепция оказалась столь удачной, что изда-
тели оспаривали друг у друга право заключить с Владимиром Николаевичем до-
говор на очередную публикацию. Так родилась и эта книга. Когда зашла речь о
написании нового учебника, Владимир Николаевич сказал: «Надо писать по ког-
нитивной психологии, потому что это тема, которую мы можем сделать по-на-
стоящему хорошо».

В своей книге «Психология творческих способностей» Владимир Николаевич по-
святил специальный раздел проблеме жизненного пути творческой личности. Там он
обсуждает разделение творцов на две категории: «1) проживших недолгую эмоциональ-
но насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) долгожителей». Судьба, к несчастью,
пополнила список первой категории творцов и звездами нашей психологии: в 38 лет
ушел из жизни Л.С. Выготский, в 42 — В.Д. Небылицин, в 45 — В.Н. Дружинин.

Вот слова самого Владимира Николаевича:

Я уйду не сегодня, а позже.
Полюбив тишину и покой,
Ранним утром себя подытожу
Карандашной последней строкой.
Утром чтобы никто не услышал
И за плечи не смог удержать.
Прогуляться по городу вышел
И уже не вернется назад
Никогда...

И готовый к отлету,
Чуя тяжесть невидимых крыл,
Я испорчу последнюю ноту:
«Подождите, я что-то забыл!
Мне бы сына и дочку увидеть,
Полку в детском прибить уголке,
Мне бы только исправить эпитет
В неудачной последней строке!...»

Память о Владимире Николаевиче Дружинине навсегда останется в наших сер-
дцах, но она также и в его трудах, книгах, в том числе и той, что лежит перед Вами.

Сведения об авторах


Блинникова Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Института психологии РАН, преподает психологию в Московс-
ком государственном лингвистическом университете. Окончи-
ла психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1983
году. В 1998-1999 годах проходила стажировку в Парижском доме
наук о человеке. Является руководителем фанта РФФИ «Роль
зрительного опыта в когнитивном развитии». Любит принимать
участие в научных конференциях (особенно за рубежом) и рабо-
тать со студентами (особенно талантливыми).

Стр. 145-170.


Воронин Анатолий Николаевич

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Института психологии РАН. Окончил психологический фа-
культет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1987 году. Специалист
в области психологии индивидуальных различий внимания
и интеллекта.

Стр. 59-78.


Люсин Дмитрий Владимирович

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
Института психологии РАН. Окончил факультет психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова в 1988 году. Преподаёт в Институте
психологии им. Л.С.Выготского Российского Государственного
Гуманитарного Университета. В 1997-8 годах стажировался в
Университете штата Миннесота в рамках программы Фулбрайт.
В 2000 году — в университетах Парижа. Область научных инте-
ресов: когнитивный подход к исследованию эмоций, соци-
альный интеллект. Хобби — музыка, игра на фортепиано.

Стр. 333-346


Поддьяков Александр Николаевич

доктор психологических наук старший научный сотрудник факультета
психологии МГУ. В 1985 г. окончил факультет психологии МГУ им.
М.В.Ломоносова. Изучает мышление и творчество детей и взрослых
в различных видах деятельности, автор оригинального комплекса про-
блемных игрушек и компьютерных игр. Также исследует взаимосвя-
зи педагогики сотрудничества и педагогики противодействия в совре-
менном обществе. Автор более 40 публикаций, в том числе книг «Ис-
следовательское поведение: стратегии познания, помощь, противо-
действие, конфликт» (М., 2000), «Проблемы изучения исследователь-
ского поведения: об исследовательском поведении детей и не только
детей» (М., 1998).

Стр. 195-200, 202-204, 225-233, 451-455

475

Сведения об авторах


Ребеко Татьяна Анатольевна

кандидат психологических наук, старший научный сотруд-
ник Института психологии РАН. Окончила психологический
факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1979 г. Область ин-
тересов: ментальная репрезентация знаний, модальное и
амодальное кодирование, модели прототипов. Переводчик
работ К. Г. Юнга. Руководитель ряда грантов РГНФ и РФФИ.

Стр. 79-137

Сергиенко Елена Алексеевна

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабо-
раторией «Когнитивной психологии» Института психологии
РАН. Руководитель ряда грантов РГНФ, РФФИ, победитель
конкурса фонда Сороса. Автор книги «Антиципация в ран-
нем онтогенезе человека» (М., «Наука», 1992), а также редак-
тор и автор ряда коллективных монографии. Хобби: любит
детей и растения, все это выращивает.

Стр. 347-390, 427-428, 455-460


Субботин Вадим Евгеньевич

кандидат психологических наук. Закончил факультет психо-
логии Саратовского Университета, аспирантуру Института
психологии РАН. В течение нескольких лет преподавал в
Университете Тель-Авива. Специалист по проблемам приня-
тия решения.

Стр. 25-58, 315-332


Ушаков Дмитрий Викторович

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Инсти-
тута психологии РАН, Вице-президент Евроталанта, Европейского ко-
митета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Евро-
пы. Окончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в
1986 г. В 1991 — 1992 гг. проходил стажировку в Университете Париж-5.
Автор книги (совместно с А.В. Растянниковым и СЮ. Степановым)
«Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве»
(М., 2001). Редактор книг: «Познание. Общество. Развитие» (М., 1996),
«Психология одаренности: от теории к практике» (М., 2000). Занима-
ется проблемами психологии, мышления и интеллекта, одаренности,
социального интеллекта.

Стр. 171-194, 200-202, 204-224, 233-240, 391-406,
421-423, 448-451

476

Сведения об авторах


Ушакова Татьяна Николаевна

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук,
профессор, главный научный сотрудник Института психоло-
гии РАН, Главный редактор журнала «Иностранная психоло-
гия». Закончила философский факультет МГУ. Специалист
в области психологии речи и психолингвистики. Автор бо-
лее 100 научных работ, в том числе нескольких книг.

Стр. 407-420

Холодная Марина Александровна

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабо-
раторией «Психологии способностей» Института психологии
РАН. Автор книг: «Интегральные структуры понятийного
мышления» (Томск, 1983), «Психология интеллекта: парадок-
сы исследования» (М., 1997; 2002).

Стр. 241-314


Чудова Наталья Владимировна

кандидат психологических наук, старший научный сотруд-
ник Центра искусственного интеллекта Института про-
граммных систем. В 1982 году окончила факультет психоло-
гии МГУ. Основная тематика работ — образ мира и взаимо-
действие личностных и когнитивных структур, личностные
особенности программистов и проблемы Интернет-комму-
никации.

Стр. 138-144

Содержание

Предисловие 3

Глава 1. Основания когнитивной психологии 5

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии 10

Глава 2. Ощущение 25

Психофизика ощущений 25

Виды ощущений 35

Глава 3. Восприятие 41

Восприятие глубины и удаленности предметов 41

Восприятие движения 45

Восприятие формы 46

Константность восприятия 53

Глава 4. Внимание 59

Основные феномены внимания 59

Экспериментальное изучение внимания 60

Когнитивные модели и внимания 65

Основные функции внимания 70

Психодиагностика внимания 71

Глава 5. Память 79

Дискретный и континуальный подход 79

Монистическая и множественная трактовка памяти 91

Функциональный подход в исследованиях памяти 94

Глава 6. Ментальная репрезентация 115

Репрезентация как содержание психического отражения 115

Репрезентация как формат психического отражения 118

Архитектоника ментальных репрезентаций 129

Виды репрезентаций 132

Функционирование 134

Ментальная репрезентация: pro et contra 136

Репрезентация и знание в искусственном интеллекте 138

Глава 7. Семантика и процессы порождения речи 145

Процессы понимания и кодирования 150

Модели порождения речи 161

Глава 8. Мышление 171

Что такое мышление? 171

Умственная логика 178

Дедукция и индукция 189

Исследовательское поведение 195

Мышление в семантически сложных областях и компетентность 219

Решение комплексных задач 225

Приложение 233

Глава 9. Интеллект 241

Тестологические теории интеллекта 241

478

Экспериментально-психологические теории интеллекта 256

Глава 10. Когнитивные стили 283

Теоретические истоки стилевого подхода 283

Психологическая характеристика основных когнитивных стилей 289

Проблема взаимосвязи когнитивных стилей 302

Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной

деятельности 306

Когнитивные стили в структуре индивидуальности 308

Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности? 311

Глава II. Оценочные суждения 315

Нереалистический оптимизм 317

Иллюзия контроля 319

Эвристика доступности и эффект наглядности 320

Якорный эффект (Anchoring) 321

Эффект стереотипизации 323

Эффект ореола 324

Контрфакты 326

Оценка отсроченного вознаграждения 327

Субъективная оценка выигрышей и потерь 327

Оправдание трудного решения, ошибка ретроспекции

и склонность к подтверждению 328

Экспериментальные манипуляции критериями оптимальности

оценочного поведения 330

Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов 333

Влияние эмоций на восприятие и внимание 335

Влияние эмоций на память 336

Влияние эмоций на мышление 343

Глава 13. Когнитивное развитие 347

История вопроса 347

Основные положения теории Пиаже 350

Познание физического мира в первые два года жизни 362

Познание ментального мира 377

Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже 387

Информационный подход и теория Пиаже 388

Неопиажеанство 391

Глава 14. Речевой онтогенез 407

Ранний речевой онтогенез (от рождения до года).

Развитие экспрессивной функции речи 408

Речевое развитие от года до школьного возраста

(1-7 лет) 415

Глава 15. Детерминанты когнитивного развития 421

Наследственность и среда 423

Наследуемость различных функций 424

Семья и интеллект 428

Формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного

развития 448

Культура и влияние социального контекста 455

Краткий биографический справочник 460

Указатель имен 467

Предметный указатель 470

Сведения об авторах 473

Учебное издание

Когнитивная психология

Учебник для вузов

Художник: П.П. Ефремов

Компьютерная верстка: Ю.В. Балабанов

Корректор: Т. Тимакова

Лицензия ИД №01018 от 21 февраля 2000 г.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.003868.07.01 от 11.07.2001

Издательство «ПЕР СЭ»

129366, Москва, ул.Ярославская, 13, к. 120

тел/факс: (095) 216-30-31

e-mail: perse@

Налоговая льгота — общероссийский классификатор
родукции ОК-005-093, том 2; 953000 — книги, брошюры

Подписано в печать 16.12.01. Формат 84x108/16. Печать офсетная.

Гарнитура Тайме. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 38,7. Тираж 6000 экз. Заказ № 497.

Качество печати соответствует качеству
предоставленных диапозитивов.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий»
620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.

ISBN 5-9292-0034-3

9795929200341

9II79 5 929II20034 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  2. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений (2)

    Список учебников
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  3. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  4. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  5. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... группе, особенно язык. Психология. Психологи занимаются исследованием психических ... в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. ...

Другие похожие документы..