textarchive.ru

Главная > Программа


33

Глава 2. Ощущение

ному ощущению равно постоянной величине. Проще говоря, если мы ис-
пытываем слабое ощущение, то, чтобы испытать несколько более сильное,
нужно лишь незначительное изменение в ощущениях, чтобы почувство-
вать разницу. Если же мы переживаем очень сильное ощущение, то толь-
ко мощный всплеск в нашей душевной жизни заставит нас заметить, что
что-то в наших ощущениях изменилось.

Основываясь на предложенном соотношении Стивене математически
вывел формулу основного психофизического закона:

R = C(SS0)n.

Зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет, по Сти-
венсу, не логарифмический, а степенной характер. Позднее были предло-
жены другие многочисленные формулы основного психофизического за-
кона.

Несенсорные факторы сенсорных процессов

Представленный выше материал, касающийся проблемы порогов чувстви-
тельности и основного психофизического закона, показывает, что характер-
ной особенностью современных психофизических концепций является все
большее внимание к несенсорным факторам ощущений. Выясняется, что
восприятие стимулов, даже самых простых сигналов, зависит не только (а
иногда и не столько) от собственно сенсорной системы (остроты слуха или
зрения, например), но и от процессов более высокого уровня: принятия
решений, состояний, в которых находится человек, обнаруживающий или
различающий стимулы; индивидуальных особенностей этого человека и
т.д. Например, на решение человеком сенсорной задачи влияют особен-
ности его темперамента, а именно такие его свойства, как экстравертиро-
ванность и невротизм [Забродин, Фришман, Шляхтин, 1981].

Когнитивный стиль также выступает в качестве существенного факто-
ра эффективности решения сенсорных задач. Когнитивный стиль— это
Совокупность устойчивых формально-динамических свойств человека, ко-
торые определяют индивидуальные особенности решения познавательных
задач. Примерами таких характеристик могут служить полезависимость
(поленезависимость), отражающая склонность субъекта ориентироваться
либо на внешние, либо на внутренние источники информации, или сте-
пень дифференциации, связанная с легкостью обобщения и обнаружения
различий в предметах и явлениях.

Поленезависимые субъекты успешнее работают с пороговыми сигнала-
ми за счет выработки рациональных стратегий, позволяющих активно пе-
реструктурировать ситуацию в задачах зрительного и слухового различения;
гибкость (флексибельность) связана с более адекватной перестройкой про-
цессов решения в изменяющихся условиях; импульсивные характеризуют-
ся большими скоростью и уверенностью при решении сенсорных задач, но

34

Виды ощущений

меньшей чувствительностью по сравнению с рефлективными, т. е. неим-
пульсивными, контролирующими себя индивидами; на зависимость ин-
тенсивности ошушения от величины стимула влияет уровень интеллекта,
а также параметр силы (слабости) нервной системы [Скотникова, 1999].

Выявлено влияние мотивационно-волевых особенностей субъекта (ори-
ентации на состояние или действие) на решение сенсорных задач. Под ори-
ентацией на действие понимается активное состояние намерения, направ-
ленное на трансформацию его в действие, в то время как ориентация на
состояние связана с задержкой реализации намерения, вызванной мысля-
ми и анализом прошлого, настоящего и будущего. Теория ориентации на
действие и состояние принадлежит немецкому исследователю Кулю [Kuhl,
1981; 1982]. В задачах зрительного обнаружения и различения, например,
у лиц, ориентированных на действие, наблюдалось адекватное реагирова-
ние на изменение сенсорных (интенсивность) или несенсорных (последо-
вательность сигналов) характеристик задачи. У лиц же, ориентированных
на состояние, наоборот, было обнаружено отчуждение от задачи и отсут-
ствие гибкости в исполнении [Скотникова, 1999].

Исследования показывают, что на эффективность решения сенсорных
задач влияют процессы внимания. Так, направленность внимания на оп-
ределенную величину сигнала повышает чувствительность именно к этой
интенсивности сигнала. Кроме того, оказывается, что одно из существен-
ных отличий тренированного наблюдателя от нетренированного состоит
в том, что у первого внимание фокусируется на определенной, уже извест-
ной ему величине сигнала (скажем, на наиболее вероятной частоте звука),
в то время как у нетренированного отсутствует такая избирательность. По-
лучается, что знание наблюдателя о вероятностях сигнала (несенсорная
информация) настраивает его внимание, что, в свою очередь, ведет к по-
вышению чувствительности — типично сенсорной составляющей процес-
сов обнаружения и различения сигналов [Скотникова, 1999].

Виды ощущений

Кинестетическая и вестибулярная чувствительность

Функция данной группы ощущений состоит в информировании индивида
о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестети-
ческие ощущения — это совокупность сенсорной информации, поступа-
ющей из мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения основа-
ны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего
уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений —
обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. Когда мы
двигаемся (ходим, бегаем, прыгаем), наша голова, естественно, тоже
приходит в движение. Если бы не было каких-либо компенсаторных, кор-

35

Глава 2. Ощущение

ректирующих механизмов, мы видели бы мир так, как это бывает на ви-
деозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу: изображение пры-
гало бы, дрожало, металось из стороны в сторону. К счастью, с нами тако-
го почти не происходит за счет существования рефлекторного механизма,
который компенсирует каждое движение головы противоположным по на-
правлению движением глаз. Зрительная система получает соответствую-
щую вестибулярную информацию: полукружные канальцы связаны с мыш-
цами глаз. За счет этого механизма перед нами раскрывается довольно ста-
бильная картина мира, как перед камерой, установленной на внушитель-
ном штативе.

Кожная и болевая чувствительность

Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, что
соприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда
(водная, воздушная, например). Те части тела, которыми мы чаше всего
непосредственно соприкасаемся с миром, обладают наибольшей чувстви-
тельностью: ладони, кончики пальцев, губы и язык.

Современные исследователи различают четыре разновидности кожной
чувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли. Есть доволь-
но веские основания полагать, что для различных типов кожных ощуще-
ний существуют свои специализированные рецепторы (чувствительные
клетки).

Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении
болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют
специализированные болевые рецепторы. Другие же считают, что боль воз-
никает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.

Болевая чувствительность, несмотря на явное наше нежелание ее испы-
тывать, имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения
сигнализируют о возможной физической опасности: увечья, ранения. Че-
ловеку, не имеющему болевой чувствительности (а случаи такой патоло-
гии наблюдались), постоянно угрожает опасность [Sternbach, 1963; Melzack,
1973]. Вообразите, что произойдет с нами, если мы хотя бы на один день
утратим болевую чувствительность. Страшно представить! Например, мы
можем прислониться к горячему утюгу и вовремя не пересесть на другое
место, потому что бол и-то мы не чувствуем.

Вкусовые ощущения

Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение ин-
дивида информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное веще-
ство. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и
горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются соче-
танием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока

36

Виды ощущений

недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос,
какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вку-
совые ощущения. Специалистам в области пищевых производств прихо-
дится в силу этого в большинстве случаев действовать методом проб и оши-
бок, прибегая к услугам дегустаторов.

Обоняние (чувствительность к запахам)

Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в
воздухе. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в
жизни многих животных. В этом отношении мы подобны разве только при-
матам и птицам, которые в свое время перебрались на деревья, где другие
виды чувствительности, например, зрение, приобрели решающее значение.
Живя на земле, мы, тем не менее, не восстановили обоняние до уровня на-
земных животных. Когда речь заходит об обонянии, невольно вспомина-
ешь наших друзей — собак. Исследования показывают, что чувствитель-
ность к запахам у собак больше, чем у нас примерно в тысячу раз [Marshall,
Moulton, 1981; Cain, 1988].

Несмотря на то, что люди обладают относительно слабым обонянием,
они все-таки кое на что способны в этом смысле. Примерно двадцать лет
назад была проведена серия интересных экспериментов. Участников экс-
перимента (испытуемых) — мужчин и женщин — просили носить футбол-
ку в течение 24 часов, не снимая ее, не принимая душ и не пользуясь де-
зодорантами. Через двадцать четыре часа каждую нестиранную футболку
положили в отдельный мешок, и дали каждому испытуемому понюхать три
футболки, не глядя на них. Одна из футболок принадлежала самому испы-
туемому, другая одной из женщин-испытуемых, третья одному из мужчин-
испытуемых. Результаты показали, что три четверти участников этого эк-
сперимента были способны по запаху идентифицировать свою футболку и
правильно определить, кому принадлежала каждая из оставшихся: мужчине
или женщине [Russell, I976; McBurney, Levine, Cavanaugh, 1977].

Слух (слуховая чувствительность)

С помощью слуха индивид получает информацию о поведении удаленных
от него объектов посредством волновых колебаний среды. Основными ха-
рактеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота. Это физичес-
кие характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас
в психические (сенсорные). Грубо говоря, чем больше амплитуда звуковой
волны, тем громче нам кажется звук, чем больше его частота, тем выше
(тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом, основные
сенсорные характеристики звука. Здоровый и достаточно молодой человек
слышит звуки в диапазоне примерно от 20 до 20 000 Гц. I гц соответствует
высоте звука, издаваемого предметом, совершающим одно колебание в се-

37

Глава 2. Ощущение

кунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны. Скажем, наиболь-
шая чувствительность к звуку у человека при частоте звука в 1 000 Гц.

Существует целый ряд теорий высотного слуха или восприятия часто-
ты звука. Британскому физику Рутерфорду (XIX век) принадлежит времен-
ная теория восприятия частоты. Основные положения этой теории заклю-
чаются в следующем: звук вызывает колебания слуховой мембраны, час-
тота которых равна частоте источника звука; ритм колебаний мембраны
определяет ритм нервных импульсов, идущих по слуховому нерву. Одна-
ко дальнейшие исследования показали, что максимальная частота не-
рвных импульсов, передающихся по нервному волокну, — всего лишь по-
рядка 1 000 гц, а слышать мы можем звуки гораздо большей частоты. Как?

Гельмгольцем была предложена альтернативная теория восприятия ча-
стоты, которая получила название теории местоположения. Теория осно-
вана на предположении, что нервная система интерпретирует возбужде-
ния различных участков слуховой мембраны как различные высоты (час-
тоты) звука. Например, стимуляция одних участков мембраны вызывает
ощущение высокого звука, а возбуждение рецепторов другого участка —
ощущение низкого звука. Таким образом, предполагалось, что характер
возбуждения рецепторов мембраны, общая картина ее деформации под
воздействием звуковой волны зависят от высоты звука.

Экспериментальные исследования, проведенные во второй половине
XX века, во многом подтвердили гипотезу Гельмгольца. Однако выясни-
лось, что с помощью этой гипотезы оказалось невозможным объяснить
восприятие низкочастотных звуков: при частоте ниже 50 Гц звуковая вол-
на деформирует мембрану равномерно, так, что рецепторы, расположен-
ные в различных частях мембраны, не отличаются по уровню возбуждения.
Как же тогда мы воспринимаем звуки частотой ниже 50 Гц?

Если у временной теории были проблемы с высокими звуками, то у те-
ории местоположения — с низкими. В настоящее время представляется
правдоподобным предположение о существовании двух механизмов вос-
приятия частоты: в то время как высокие частоты кодируются (трансфор-
мируются в психический образ) так, как это описано в теории местополо-
жения, низкие частоты — в соответствии с временной теорией [Green,
1976; Goldstein, 1989].

Зрительные ощущения

Зрение является основным источником информации для человека. Сетчат-
ка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспо-
соблены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-бе-
лую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствитель-
ность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Вот
почему «ночью все кошки серы».

Наиболее интересной проблемой зрительных ощущений являются ме-
ханизмы цветового зрения. На этот счет существует множество доволь-

38

Виды ощущений

но сложных теорий. Мы рассмотрим лишь наиболее принципиальные
подходы.

Одним из них является трихроматическая теория цветового зрения (ина-
че говоря, трехцветовая). Она состоит в следующем. Существуют три раз-
личных типа рецепторов (колбочек), ответственных за цветовое зрение.
Каждый из них обладает чувствительностью в широком диапазоне длины
световой волны (длина световой волны связана с ощущением того или ино-
го цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на
восприятии определенных цветов (синего, зеленого или красного): одни
обладают наилучшей чувствительностью в одной части диапазона длины
волны, другие — в другой его части, третьи — в третьей. Свет определен-
ной длины волны стимулирует каждую из трех групп рецепторов в неоди-
наковой степени. Соотношение возбуждения в этих рецепторах (или пат-
терны возбуждения — картина, сочетание, соотношение возбуждений) дает
ощущение различных цветов и отттенков. К сожалению, трихроматичес-
кая теория не объясняет многих экспериментально полученных фактов из
области цветового зрения.

Существует и альтернативная концепция — теория оппонентного цве-
та. С точки зрения сторонников этой теории, зрительная система состоит
из двух типов чувствительных к цвету элементов. Один тип реагирует на
красную или зеленую часть спектра, другой — на синюю или желтую.

Каждый элемент отвечает на внешнее воздействие таким образом, что
если воспользоваться аналогией с чашей весов, то один из двух оппонент-
ных цветов может или перевешивать другой или находиться с ним в рав-
ном положении. Скажем, в паре синий—желтый перевешивает синий, а в
паре красный—зеленый — красный. Что мы будем видеть? Смесь красно-
го и синего, т. е. фиолетовый цвет. Если одна из пар сбалансированна, а
другая нет, мы будем видеть один из чистых цветов. Если обе пары цветов
между собой сбалансированны, то мы не будем видеть никакого цвета.

Две рассмотренные теории конкурируют между собой более 50 лет. Каж-
дая из них хорошо объясняет одни факты и плохо — другие. В силу этого
неоднократно предпринимались попытки примирить эти концепции и,
подобно тому как это происходило с теориями высотного слуха, создать
некоторую общую теорию, включающую в себя в качестве частных случа-
ев обе классические концепции.

Для более подробного знакомства с проблемами ощущений можно по-
рекомендовать работы Бардина [1976], Бардина и Индлина [1993], Гусева,
Измайлова и Михалевской [1997J, Забродина и Лебедева [1977], Заброди-
на, Фришман и Шляхтина [1981], Игана [1983], Светса, Таннера и Берд-
солла [1964], Стивенса [I960].

Глава 2. Ощущение

Литература

Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы.
М.: Наука, 1976.

Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъективной психофизики. М.: ИП РАН,
1993.

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общепсихологический практикум:
Измерения в психологии. М.: Смысл, 1997.

Забродин Ю. М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука,
1977.

Забродин Ю.М., Фришман Е.З., Шляхтин Г.С. Особенности решения человеком
сенсорных задач. М.: Наука, 1981.

Иган Дж. Теория обнаружения сигнала и анализ рабочих характеристик. М.:
Наука, 1983.

Свете Дж., Таннер В., Бердсолл Т. Статистическая теория решений и восприя-
тие // Инженерная психология / Под ред. Д.Ю. Панова, В.П. Зинченко. М.:
Прогресс, 1964. С. 269-335.

Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика// Современ-
ная психология: Справочное руководство. Под. ред. В.Н. Дружинина. М.:
Инфра-М, 1999.

Стивене С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная пси-
хология / Под ред. С. Стивенса. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. Т. 1. С. 19—99.

CainW.S. Olfaction// R.C. Atkinson, R.J. Herrnstein, G. Lindaey, R. D. Luce (Eds.)
Stevens' handbook of experimental psychology: Vol. 1. Perception and motivation.
rev. ed. 1988. P. 409-459.

Goldstein E.B. Sensation and perception. 3rd ed. Belmont, Calif: Wadsworth, 1989.

Green D.M., SwetsJ.A. signal detection theory and psychophysics. N.Y.: Wiley, 1966.

Green D.M. An introduction to hearing. N.Y.: Academic Press, 1976.

KuhlJ. Motivational and functional helplessness: The moderating effect of state versus
action orientation. Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40.
P. 155-170.

Kuhl J. The expectancy-value approach in the theory of social motivation: Elabora-
tions, extensions, critique // NT. Feather (Ed.) Expectations and actions: Expec-
tancy-value models in psychology. N.Y.: Hillsdale, 1982.

Marshall D.A., Moulton D.G Olfactory sensitivity in humans and dogs // Chemical
Senses. 1981. Vol. P. 53-61.

McBurney D.H., Levine J.M., Cavanaugh P.H. Psychophysical and social ratings of human
body odor. Personality and Social Psychology Bulletin. 1977. Vol. 3. P. 135—138.

Melzack R. The puzzle of pain. N.Y.: Basic Books, 1973.

Russell M.J. Human olfactory communication. Nature. 1976. Vol. 260. P. 520—522.

Sternbach R.A. Congenital insensitivity to pain: A review // Psychological Bulletin.
1963. Vol. 60. P. 252-264.

Глава 3

Восприятие

Восприятие, или перцепция — это процесс обработки сенсорной информации,
результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как со-
вокупности предметов и событий.

Выделение двух стадий обработки информации — сенсорных и перцеп-
тивых процессов (ощущений и восприятия) — во многом является абстрак-
цией. Трудно отделить их друг от друга, как последовательные действия те-
атрального спектакля. Если мы находимся в нормальном состоянии, то,
идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомо-
били, а не просто ощущаем шорохи, блики и вибрации. Перцептивная об-
работка информации не просто следует за сенсорной с крайне малым вре-
менным интервалом, эти процессы могут идти параллельно, а зачастую
интерпретация первичной информации опережает собственно сенсорную
обработку. Наш опыт позволяет нам формировать ожидания, касающиеся
явлений внешнего мира: ощущения от движущегося источника звука и света
дают нам возможность предвосхищать появление автомобиля, раскатистые
звуки в небесах — грозу и ливень.

Восприятие глубины и удаленности предметов

Для понимания того, что происходит во внешнем мире, мало идентифи-
цировать
объекты, т.е. определять, что мы видим, слышим или осязаем.
Важно также знать, где это находится, чтобы, например, при наблюдении
чего-то опасного успеть удалиться, а при появлении чего-то привлекатель-
ного и желанного успеть это нечто догнать. Здесь мы сталкиваемся с од-
ной из фундаментальных проблем восприятия, а именно с проблемой ло-
кализации — определения местоположения объектов. Эта и другие пробле-
мы восприятия будут рассмотрены нами на примере зрения. На это есть
по меньшей мере две причины: во-первых, зрительный анализатор явля-
ется ведущим в жизни человека (по оценкам некоторых специалистов, до
90% процессов обрабатываемой человеком информации приходится на
зрительную сенсорно-перцептивную систему), во-вторых, зрительное вос-
приятие гораздо лучше изучено по сравнению с другими его видами.

41

Глава 3. Восприятие

Один из основных вопросов восприятия глубины и удаленности пред-
метов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если
на сетчатке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение?
Стремление ответить на поставленный вопрос привело к поиску призна-
ков глубины и удаленности — особенностей стимульной ситуации, которые
позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится
от него самого и от других объектов.

Бинокулярные признаки удаленности и глубины

Бинокулярными признаками называют признаки, связанные с соотношени-
ем изображений или проекций объекта на сетчатки разных глаз. Бинокуляр-
ные признаки существуют за счет того, что люди, как правило, видят и
смотрят двумя глазами. Благодаря тому, что наши глаза находятся на не-
котором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с не-
сколько разных позиций (как при одновременной видеосъемке с двух то-
чек). Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под раз-
ным углом. Это различие в направлениях смотрения каждым глазом, или
угол между этими направлениями, называется бинокулярным параллаксом.
Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в ка-
честве своеобразной подсказки, признака удаленности предмета: большой
угол — предмет близко, маленький угол (направления смотрения почти па-
раллельны) — предмет далеко. Кроме того, поскольку направления смот-
рения у каждого глаза различны, отображения предметов на каждой из двух
сетчаток будут тоже разными: каждый глаз видит свое, несколько отлич-
ное оттого, что видит другой; у одного «наблюдательный пункт» находит-
ся чуть левее, у другого — правее, поэтому и картинки на сетчатках разных
глаз получаются неодинаковые. Это различие в сетчаточных отображени-
ях называется бинокулярной диспарантностью.

Чтобы убедиться в том, что каждый глаз получает свое изображение при
взгляде на предмет, проведем следующий простой опыт. Возьмем чайную
чашку с ручкой. Чашку перед собой держим так, чтобы ее ручка (при взляде
обоими глазами) была слегка видна — высовывалась из-за края чашки на
полсантиметра. Пусть ручка будет справа от нас. Теперь закроем правый
глаз. Ручка изчезла из поля зрения или, во всяком случае, несколько «умень-
шилась». Откроем правый глаз и закроем левый. Ручка снова появилась. Это
демонстрация того, что сетчатки глаз получают различные изображения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  2. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений (2)

    Список учебников
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  3. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  4. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  5. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... группе, особенно язык. Психология. Психологи занимаются исследованием психических ... в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. ...

Другие похожие документы..