Главная > Учебно-методический комплекс


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра философии

Малыхина Г.И.

Л О Г И К А

Учебно-методический комплекс

по курсу «Логика»

для студентов заочной и дистанционной

форм обучения

Минск 2002

УДК 16 (075.8)

ББК 87.4 я 73

М 20

М

М 20

алыхина Г.И.

Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.

ISBN 985-06-0734-3.

В учебно-методическом комплексе формулируются основные цели курса «Логика», а также пути их достижения. Эффективное овладение логической культурой предполагает усвоение как теоретической ее части (лекционный материал), так и практической – активные и систематические усилия студентов на семинарских занятиях. Дается общая структура курса, перечень тем лекций, вопросы и упражнения к семинарам. Подчеркивается фундаментальное значение курса «Логика» в деле формирования самостоятельно, творчески мыслящих специалистов, в том числе и инженеров.

© Малыхина Г.И., 2002

ISBN 985-06-0734-3. © БГУИР, 2002

Раздел I. ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение курса «Логика» предусматривает активное освоение студентами основных элементов логической культуры. Под последней понимается как усвоение теоретического материала, так и наработка практических навыков осознанного решения различных мыслительных задач. Нужно уметь определять предмет мысли или разговора, правильно систематизировать класс мыслимых объектов, уметь устанавливать родовидовые отношения между различными понятиями при помощи операций обобщения и ограничения, различать истинные и ложные суждения, корректно формулировать вопросы и отвечать на них, владеть искусством правильного дедуктивного и индуктивного умозаключения, а также вывода по аналогии, аргументировано защищать свою точку зрения при помощи доказательства и опровержения, уметь выявлять противоречия и непоследовательность в рассуждениях, противостоять софистическим приемам ложной аргументации. Эти и другие практические логические навыки необходимы в различных сферах жизни: педагогической, научной, политической, юридической, религиозной, нравственной, управленческой и др.

Овладевший знанием и навыками логического мышления:

- всегда понятен окружающим, т.к. точно, ясно, однозначно формулирует свои мысли;

- исключает всякую-двусмысленность и расплывчатость в деловом разговоре, при составлении деловых бумаг;

- демонстрирует систематичность и упорядоченность мышления при обработке любой информации и её изложении;

- умеет абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли;

- способен «навести порядок» и отыскать рациональное зерно в любой сбивчивой речи;

- легко обнаруживает и классифицирует логические ошибки, как умышленные, так и непреднамеренные;

- противостоит голословности и декларативности при помощи аргументированного и доказательного рассуждения;

- умело сочетает логические и психологические приемы аргументации;

- использует различные стили и методы ораторского искусства, владеет техникой и художественными средствами убеждения.

Раздел II. ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСА

Курс «Логика» состоит из лекций, семинарских занятий и зачета. Рассчитан курс на один семестр и включает следующие темы:

Тема

Количество часов

Лекции

Семин. занятия

Всего

1. Предмет логики и ее значение. Основные законы

2

-

2

формальной логики

2. Понятие

3

4

7

3. Суждение

4

4

8

4. Умозаключение (выводы)

4

5

9

5. Логические аспекты аргументации. Доказательство и опровержение

2

2

4

6. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория

1

-

1

7. Логика и практика. Логика в системе технического знания

1

2

3

Всего

17

17

34

Раздел III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель семинарских занятий по логике – способствовать формированию логической культуры студентов, выработке практических навыков при совершении разнообразных логических операций, умению увязывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с другими областями человеческого знания. Для приобретения этих навыков необходимы систематические практические занятия в строго определенной последовательности тем. Не уяснив предыдущей темы, нельзя переходить к следующей.

Тема I. ЛОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

(2 часа)

Занятие 1-ое. Логика и язык
  1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.

  2. Понятие о формах мысли и логических законах. Логика формальная и диалектическая. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения.

  3. Символика для обозначения структуры мысли: постоянные, переменные, логические связки (союзы).

Упражнения

1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

5 не делится на 2 без остатка, компьютер Pentium, пафос, интеллект, факультет вычислительной техники, средневековая эпоха, студент ФКСиС БГУИР, Париж моя мечта, ФКСиС расположен в четвертом корпусе, на том основании, что все металлы электропроводны и медь – металл, заключаем, что медь электропроводна, некоторые болезни - неизлечимы.

2. Вставьте пропущенное слово - омоним:

собака ( … ) прейскурант;

шалость ( … ) болезнь;

металл ( … ) кожа;

животное ( … ) монах.

3. Укажите, в каких случаях нарушены законы логики. Квалифицируйте ошибку.

3.1. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу ... Однако ж не до зарезу тетки!»

3.2. Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я как раз купил вчера копченый язык. Теперь можно смело идти в Киев.

3.3. Здесь можно заморить не только червячка. (Из объявления в столовой).

3.4. При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу:

- Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен?

- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен - Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать.

3.5. Существуют разные мнения относительно того, что означает сигнал бедствия «SOS». Одни утверждают, что он означает «Спасите наши души», а другие – «Спасите наш корабль» На самом деле оба мнения - ложные. Этот сигнал никаких слов не обозначает, а означает кодовое обозначение - три точки, три тире, три точки. Как сигнал бедствия был принят в 1908 г., т.к. легко запоминается, передается и распознается.

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. I, § 1-5.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1982

Малыхина Г.И., Логика. – Мн., 2002, гл. I, IV.

Свинцов В.И. Логика. – М., 1987, гл. I

Логика / Под ред. Беркова В.Ф. – Мн., 1998. Введение, гл.I, §3.

Формальная логика. Ленинград, 1987. Введение, § 1-7.

Маковельский А.0. История логики. - М., 1967.

Контрольные вопросы
  1. Чем отличается чувственное познание от абстрактного мышления?

  2. Мышление - это непосредственный или опосредованный способ отражения действительности?

  3. Каковы формы чувственного опыта, и логические формымысли?

  4. Может ли быть мышление без языка? Почему?

  5. Каковы существенныепризнаки знака?

  6. Что изучает семантика?

  7. Что изучает семиотика?

  8. Что изучает синтаксис?

  9. Что изучает прагматика?

  10. Какой из аспектов языка изучается в формальной логике?

  11. Чем объясняется существование искусственных языков?

  12. Что означают слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы?

  13. Только ли формальная логика изучает мышление?

  14. Что такое «логический закон»?

  15. Как вы понимаете такие логические ошибки, как «подмена понятия», «противоречивость в рассуждении», «непоследовательность, незавершенность рассуждения», «декларативность, бездоказательность»? Почему они возникают?

  16. Чем отличается истинность мышления от его формальной правильности?

  17. В чем особенность формализованного языка?

  18. Из чего образуется символический язык?

  19. Какие логики называется неклассическими?

  20. Каковы принципы построения модальной логики?

Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

(4 часа)

Занятие 2-ое. Понятие

(2 часа)

  1. Определение понятия. Понятие и слово.

  2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.

  3. Структура понятия. Объем и содержание.

  4. Виды понятий.

  5. Отношения между понятиями.

Упражнения

1. Определите объем понятий в следующих выражениях:

Минское море, поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель.

Укажитеих вид.

2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями:

племя – общность людей;

геометрическая фигура – стройная фигура;

музыка – классическая музыка;

любовь – ненависть;

ЭВМ – закон божий;

аудитория № 301 – аудитория № 321;

стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза;

клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

студент – спортсмен;

Аристотель – создатель формальной логики;

Персональный компьютер – персональный автомобиль,

3. Укажите понятия, подчиненные нижеследующим:

книга, закон, событие, взятка, программа, планета, устройство, преступление, движение, задача, документ.

4. Укажите понятия, подчиняющие нижеследующие:

свадьба, агорафобия, банан, закон де Моргана, БРУИР, А.С.Пушкин, гепатит, буддизм, кража, любовь.

5. Приведите примеры понятий, отношения между которыми

соответствует нижеследующим схемам:

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. П. § 1-4.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.II, § 1-4.

Логика / Под ред. Беркова В.Ф. -Мн., 1998, гл.II.

Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002, гл. II, § 1-4.

Формальная логика. - Ленинград. 1987, гл.I, § 8-12.

Сборник упражнений по логике - Мн., 1990, гл. II, § 5-7.

Свинцов В.И. Логика. - М., 1987, гл. II, § 12-23.

Контрольные вопросы
  1. Что такое понятие?

  2. Как оно выражено в языке?

  3. Как образуется понятие?

  4. Что такое признак?

  5. Что входит в структуру понятия?

  6. Как определить объем понятия?

  7. Из чего образуется содержание понятия?

  8. Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий?

  9. Различаются ли понятия по объему?

  10. Различаются ли понятия по содержанию?

  11. Какие существуют отношения между понятиями по объему и

  12. содержанию?

  13. Какие виды понятий существуют?

  14. Что значит дать полную логическую характеристику понятия?

Занятие 3-е. Логические операции с понятиями

(2 часа)

  1. Обобщение и ограничение понятий.

  2. Определение понятий. Правила и ошибки определения. Виды определения понятий.

  3. Деление понятий. Правила и ошибки деления. Классификация.

Упражнения

1. Обобщите понятия:

линейка студента, лекция, Pentium , проездной билет,закон де Моргана, песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, персонаж пьесы, глюон, ислам, индийская гробница, Птолемей, Гелий, омоним, пролог, М.Ю.Лермонтов.

2. Проверьте, правильно ли обобщены понятия:

радость - чувство; живопись - искусство; планета -Марс; Минск - столица; персональный компьютер - Pentium; береза - дерево; великий полководец - А.Суворов,черта характера - преступление.

3. Ограничьте понятия:

ВУЗ, логический союз, сигнал бедствия, телевизионное устройство, декан, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, наука.

4. Проверьте, правильно ли ограничены понятия:

Республика - государство; радио - устройство; книга - словарь; крылатый конь - Пегас; царевна-Лягушка - сказочный образ; религия- христианство; соревнование -скачки; майор - офицер; религиозный праздник - Пасха.

5. Укажите вид определения следующих понятий:

5.1. Барометр есть прибор, используемый для измерения атмосферного давления;

5.2. Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с недостатком одного из двух веществ - плазменных факторов, которые регулируют свертывание крови. Это наследственное заболевание мужчин, хотя дефектный ген передается всегда от матери больного;

5.3. Ноктюрн - музыкальное произведение, навеянное обстановкой ночи;

5.4. Книга - опиум для студента;

5.5. Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда;

5.6. Университет - это община ученых;

5.7. Посмотри на ту желтую линию спектрометра, а теперь наблюдай, что произойдет, когда я включу электромагнит. Это - эффект Зеемана.

5.8. Посол - это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах отечества;

5.9. Понятие кибернетика, в переводе с греческого означает искусство управления;

5.10. Аристотель - величайший мыслитель древности;

5.11. Битва при Херонее - решающая победа, одержанная Филиппом II Македонским над греческими войсками в 338 г. до н.э., означавшая конец государственной самостоятельности Северной и Центральной Греции;

6. Укажите, какое правило определения понятия нарушено:

6.1. Тонометр - медицинский прибор ;

6.2. Диетотерапия это муки Тантала;

6.3. Информация – не является материей, хотя и циркулирует в электронных устройствах (Н.Винер);

6.4. Форфейтинг - кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером;

6.5. Кооперация - форма организации труда, при которой большое число людей кооперируются.

7. Произведите операцию деления следующих понятий:

население земного шара; часы; вычислительное устройство;искусственный язык; преступление; акция; клетка; закон; город; лекарство.

8. Проверьте правильность операции деления и укажите его вид:

8.1. «Пользуйтесь услугами Дома проката № 3. Здесь вам выдадут напрокат кресло-кровать, сервант, саксофон, кларнет и др. музыкальные инструменты» (Вечерний Минск, 21 ноября 1985г.);

8.2. Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы;

8.3. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные;

8.4. Грамматические предложения бывают простыми, сложноподчиненными и сложносочиненными;

8. 5. Углы бывают прямые, острые, тупые, смежные;

8.6. Животные делятсяна позвоночных и беспозвоночных;

8.7. Науки делятся на точные, естественнонаучные и гуманитарные;

8.8. Атрибутивное суждение может быть истинным или ложным.

Литература

Гетманова А.Д. Логика -М., 1986, гл. II, § 5-7.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М., 1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. -М., 1982, гл.III.

Логика / Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. II.

Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл. II, § 5.

Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.I, § 13.

Сборник упражнений по логике. - Мн., 1990, гл. II, § 8-12.

Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. -М., 1991, гл. I, §0-10.

Контрольные вопросы
  1. Что такое род и вид?

  2. Каким законом связаны содержание и объем понятия?

  3. Как обобщить понятие? Есть ли предел у этой операции?

  4. Как ограничить понятие? Есть ли предел у этой операции?

  5. Род и вид. Какоеиз них является подчиненным понятием, а какое - подчиняющим? Почему?

  6. С помощью какой логической операции можно уточнитьили выяснить смысл того или иного термина?

  7. Что значит выражение: «Я без понятия»?

  8. Почему существует разные виды определения понятий?

  9. Чем отличаются явные определения от неявных?

  10. Какие существуют правила определения и как называются ошибки, связанные с их нарушением?

  11. Какую роль в повышении логической культуры мышления играет операция определения понятий?

  12. Иногда в разговоре нас не понимают или искажают смысл сказанного нами. Почему так происходит?

  13. Зачем нужна операция деления понятия?

  14. Что такое дихотомическое деление, классификация?

  15. Как правильно разделить понятия?

  16. Какие при этом возможны ошибки?

  17. Одним из положительных качеств мышления является его систематичность, упорядоченность. В чем его логический смысл?

Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ

(4 часа)

Занятие 4-ое. Простые суждения

(2 часа)

  1. Определение простого суждения, его виды и структура. Суждение и предложение.

  2. Категорическое суждение. Распределенность терминов в атрибутивном суждении.

  3. Деление простых суждений по качеству и количеству.

  4. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.

Упражнения

1. Определите качество и количество следующих суждений. Назовите субъект, предикат и связку:

1.1. Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности;

1.2. Эрмитаж является однимиз лучших музеев мира;

1.3. Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью;

1.4. Эта задача не решена;

1.5. Каждый кулик свое болото хвалит;

1.6. Никто не хочет быть обманутым;

1.7. Хороший роман не всегда имеет счастливый конец;

1.8. Не все то золото, что блестит;

1.9. Христианство не оправдывает самоубийства;

1.10. В любой мировой религии есть свой пантеон;

1.11. Некоторые насекомые очень опасны;

1.12. БГУИР не является коммерческим учебным заведением;

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники БГУИР работают в банках;

2.2. Ни один вид спорта не дается без упорного труда;

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом;

2.4. Не все средства хороши;

2.5. На всякого мудреца довольно простоты.

3. Образуйте суждения всех типов (А, Е, I, О), используя в качестве субъектов и предикатов следующие понятия:

Штраф – нарушение правил дорожного движения;

Домашнее животное друг человека;

Дельфин – способность жить на суше;

Программист – знание языков;

Логика – абстрактное мышление;

Клеопатра – символ.

4. Из этих пар понятий образуйте суждения типа А, Е, I, О, в которых:

4.1. распределен только субъект, а предикат не распределен;

4.2. распределен только предикат, а субъект не распределен;

4.3. субъект и предикат - распределены;

4.4. субъект и предикат - не распределены.

5. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

А, I, O, если Е – истина;

I, O, Е если А – истина;

А, Е, I, если О – истина;

А, Е, O, если I – ложь;

А, I, O, если Е – ложь;

А, Е, I, если О – ложь;

I, O, Е если А – ложь;

А, Е, O, если I – истина;

6. При помощи логического квадрата образуйте суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные следующим суждениям:

6.1. Всякое литературное произведение имеет автора.

6.2. Ни один человек себе не враг.

6.3. Всякое время года прекрасно.

6.4. Некоторые заболевания не поддаются лечению.

6.5. Иногда студенты пропускают занятия.

Пример: Любой калькулятор является вычислительным устройством (АИ)

Ни один калькулятор не является вычислительным устройством (ЕЛ)

Некоторые калькуляторы являются вычислительными устройствами (IИ)

Некоторые калькуляторы не являются вычислительными устройствами (0Л).

7. С помощью логического квадрата определите вид отно­шений между суждениями:

7.1. Неверно, что все реки являются судоходными - некоторые реки являются судоходными;

7.2. Все студенты сдают экзамены - некоторое студенты не сдают экзамены;

7.3. Ни один человек не может знать всё - некоторые люди знают всё;

7.4. Не все средства - хороши - некоторые средства - хороши.

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. III. § 1,2.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.IV, § 1-3.

Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991, гл. I, § 1.

Логика /Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. I.

Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл.III, разд. 1, §1-5.

Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. III.

Сборник упражнений по логике. – Мн., 1990, гл. III, § 13-21.

Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, § 14-21.

Контрольные вопросы

  1. Какая форма мысли называется суждением?

  2. В чем отличие суждения от понятия?

  3. Может ли понятие быть истинным или ложным? А суждение?

  4. Как суждение выражено в языке?

  5. Любое ли предложение является суждением?

  6. Какое суждение называется простым и каковы его виды?

  7. Категорическое и атрибутивное суждение - это разные суждения?

  8. Какова структура атрибутивного суждения?

  9. В каком случае термин называется распределенным, а в каком нераспределенным?

  10. Как определить качество суждения?

  11. Как определить его количество?

  12. Что представляет собой объединенная классификация суждений по качеству и количеству?

  13. Какие существуют отношения между простыми суждениями?

  14. Что означает логический квадрат?

Занятие 5. Сложные суждения


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... , поз. 70 Учебное издание Философия Контрольные работы длястудентовзаочной и дистанционнойформобучения всех специальностей БГУИР Методическое пособие ...
  2. Информатики и радиоэлектроники» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... РАБОТ ПОКУРСУ «ЛОГИКА»ДЛЯСТУДЕНТОВЗАОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙФОРМОБУЧЕНИЯ Контрольная работа пологике является формой отчёта студента о самостоятельном межсессионном изучении данной учебной дисциплины ...
  3. Информатики и радиоэлектроники» (6)

    Учебно-методический комплекс
    ... РАБОТ ПОКУРСУ «ЛОГИКА»ДЛЯСТУДЕНТОВЗАОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙФОРМОБУЧЕНИЯ Контрольная работа пологике является формой отчёта студента о самостоятельном межсессионном изучении данной учебной дисциплины ...
  4. Учебно-методический комплекс по направлению «новейшая политическая история россии» раздел №1 тематический план

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплекспо ... фактически заочно и ... для объяснения логики ... пособие для студ. всех специальностей и формобучения. ... учебное пособие длястудентов ... современной России. Курспо политологии. М., ... Задания для самостоятельной (дистанционной) ...
  5. Предметно-ориентированные экономические информационные системы Конспект лекций для дистанционной формы обучения

    Конспект
    ... проректор поучебной работе ... . Предназначен длястудентовзаочной и дистанционнойформобученияпо специальности 080801 ... лингвистическое обеспечение. Методическое и организационное ... комплексапо ... (текущих курсов) и ... бизнес – логикидля обработки этой ...

Другие похожие документы..