Главная > Инструктивно-методическое письмо


Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Биология»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч.г.

Составитель: Немцева Т. В.,
старший преподаватель кафедры
естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

I. Организационные аспекты обучениябиологии

В общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 уч.г. при организации учебного процесса по биологии следует руководствоваться перечисленными ниже нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) (минобрнауки.рф/документы/884)

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14), /edusupp/metodobesp/component/9067/, /db/mo/Data/d_04/1089.html;

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, - №№ 13, 14) /ob-edu/noc/rub/standart/

  • Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (/db/mo/Data/d_08/m241.html);

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г.№03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» /db-mon/mo/Data/d_05/t7-2.html

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. ";Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"; (/2012/03/07/uchebniki-dok.html). Следует обратить внимание на изменение структуры федеральных перечней на 2012-2013 учебный год. В подразделе федерального перечня «Основное общее образование» появился подраздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования». Структура и содержание УМК, попавших в этот раздел, подверглись изменениям с целью достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Инвариантная часть базисного учебного плана 2004 г. предусматривает изучение биологии в следующих объемах:

Предмет

Класс

Число час/неделю

Основная школа

Природоведение или естествознание

5

2

Биология

6

1+ 1ч краеведение

из школьного компонента

7

2

8

2

9

2

Старшая школа. Биология

Универсальное (непрофильное) обучение

10-11

1

Профили гуманитарной направленности

1

Гуманитарный профиль

1

Агротехнологический профиль

3

Химико-биологический и биолого-географический профили

3

Физико-химический профиль

1

Обращаем внимание на тот факт, что в классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю, вместо изучения отдельных предметов «Физика», «Химия» и «Биология». В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию данного предмета, в 2012-2013 учебном году должны вместо предмета «Естествознание» преподаваться отдельные предметы - физика, химия и биология.

В соответствии с федеральными рекомендациями на ступени основного общего образования необходимо обеспечить изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности. С этой целью рекомендуется добавить из школьного компонента в 6 классе – 1 час в неделю в рамках учебного предмета «Биология» на модуль «Биологическое краеведение». При обучении биологии по УМК Н.И. Сонина возможно сокращение курса «Биологическое краеведение» до 17 часов или интегрирование краеведческого содержания в авторскую программу.

В связи с высокой долей участия (80%) в итоговой аттестации в форме ЕГЭ обучающихся из школ с базовым уровнем обучения рекомендуется добавить 1 ч из школьного компонента или на увеличение содержания базового уровня или на изучение элективного курса для повышения качества обучения биологии.

Особое внимание необходимо уделить выполнению программ по биологии в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования в части требований к уровню подготовки обучающихся. Система демонстраций, лабораторных и практических работ по предмету, отраженных в рабочих программах, не всегда соответствует записям в журнале. Желательно ввести единую нумерацию практических и лабораторных работ. В журнале пишется полное название работы или ее номер.

Преподавание биологии можно осуществлять только по учебникам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

При выборе учебно-методического комплекта учителю следует руководствоваться направлением деятельности образовательного учреждения, возможностями методического и дидактического аппарата УМК для реализации государственного образовательного стандарта.

В Ярославской области реализуется преподавание курса биологии по нескольким учебным линиям. В 2012/2013 уч.г. рекомендуется продолжить обучение по выбранным линиям. Анализ учебно-методического обеспечения предмета «Биология» в контексте выполнения требований ФГОС приведен в разделе «Рекомендации по переходу на ФГОС основного общего образования (5 класс)».

II. Рекомендации по использованию электронных
образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании биологии

Использование ЭОР в процессе обучения биологии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.

К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – . Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.

К интерактивным ЭОИ относятся:

  • Интерактивные плакаты

  • Виртуальные лабораторные работы. Практикумы

  • Интерактивные творческие задания

  • Электронные наглядные пособия

Данные пособия можно использовать для интерактивной доски, а также в качестве демонстрационного материала с одного компьютера для повышения наглядности отдельным тем курса биологии.

Кафедрой естественно-математических дисциплин разработан каталог ЭОР по биологии для 6 и 7 класса. Страница кафедры на сайте института – /index.php?id=145 содержит ссылки на материалы, посвященные поддержке работы с ЭОР.

III. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии

Установленный Рособрнадзором минимальный балл ЕГЭ по биологии в 2011 г. – 36 тестовых (17 первичных) баллов. В первой (июньской) волне преодолели минимальную границу 94,7 % участников (92% -РФ), не преодолели 5,3% (8% -РФ). Выше 80 тестовых баллов получили 4,5% (3,9%)экзаменуемых.

Подробный анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий ЕГЭ по биологии можно найти в ежегодных отчетах ФИПИ /binaries/1194/2.5.bio-11-11.pdf и председателя предметной комиссии ЕГЭ по биологии Воронина Л.А. на сайте Департамента образования ЯО /gos/index_12.shtml

Проведенный анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы позволяет высказать ряд общих рекомендаций для педагогов по подготовке учащихся к ЕГЭ 2013 года.

1. Необходимо обеспечить освоение обучающимися основного биологического содержания и разнообразных видов учебной деятельности.

2. При подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии следует обратить особое внимание на повторение и закрепление наиболее сложных для изучения разделов и тем курса биологии:

  • при повторении курсов 6-7 классов особое место уделить характеристикам основных типов животных и отделов растений, их эволюционным взаимоотношениям; приспособленности растений и животных к различным экологическим особенностям; основным направлениям эволюционных преобразований; вопросам классификации организмов;

  • в разделе «Человек» - вопросам регуляции процессов жизнедеятельности организма человека, типам иммунитета, кровообращения, обмена веществ, связи строения и функций органов, систем органов;

  • в курсе «Общая биология» уделить внимание более глубокому изучению вопросов метаболизма и редукционного деления клеток; критериев вида, движущих сил, путей и направлений эволюции, способов экологического и географического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организмов; особенностям генетического наследования признаков; признакам стабильности экосистем.

3. Обеспечить в учебном процессе развитие у учащихся умения анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, определять и описывать по рисункам биологические объекты. Для достижения положительных результатов увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий.

4. При подготовке к ЕГЭ рекомендуем использовать пособия, выпущенные разными издательствами под грифом ФИПИ и РАО (Приложение 1), материалы открытого сегмента, размещенные на сайте / .

IV. Рекомендации по деятельности методических объединений
учителей биологии

Приоритетным направлением работы методических объединений учителей биологии в 2012/2013 уч.г должно стать совершенствование методической деятельности учителя по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Необходимо уделить внимание изучению нормативной базы переходного периода на ФГОС (См. раздел «Методические рекомендации попереходу на ФГОС основного общего образования нового поколения»).

Среди вопросов, рассматривающихся на заседаниях методических объединений, в 2012-2013 учебном году рекомендуется обратить внимание на следующие:

  • Организация подготовки к государственной итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ;

  • Особенности организации обучения биологии с использованием различных УМК;

  • Система оценки планируемых результатов обучения (ФГОС);

  • Обмен опытом в области организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников;

  • Обмен опытом в области использования электронных образовательных ресурсов в организации образовательного процесса по биологии.

V. Рекомендации по переходу на ФГОС
основного общего образования (5 класс)

В общеобразовательных учреждениях, осуществляющих в 2012/2013 уч.г. переход на ФГОС в 5 классах, при организации учебного процесса по биологии следует руководствоваться перечисленными ниже нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. (/catalog.aspx?CatalogId=2588)

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования (/catalog.aspx?CatalogId=2619)

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (/catalog.aspx?CatalogId=6400)

  • Примерная программа по учебному предмету «Биология» 5-9 класс (общая характеристика программы доступна по ссылке /catalog.aspx?CatalogId=2757)

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования (/catalog.aspx?CatalogId=8420)

Стратегическая задача биологического образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов обучения на трех уровнях (предметных, матапредметных и личностных).

Примерная программа по биологии является ориентиром для составления рабочих программ, она определяет инвариантную часть учебного курса (205 часов), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования (75 часов).

VI. Структура и содержание рабочих программ по биологии

При разработке рабочих программ по биологии особое внимание необходимо обратить на планируемые результаты обучения и формы их контроля с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Примерный учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 классе объеме 1 час в неделю.

VII. Анализ учебно-методического обеспечения предмета «Биология»
в контексте выполнения требований ФГОС

Линия УМК по биологии под редакцией Н.И. Сонина (изд-во «Дрофа»)

Линия по редакцией Н. И. Сонина является продолжением Системы Занкова, реализуемой в начальной школе. Авторами подготовлена серия новых учебников и пособий к реализации ФГОС (2011-2012 года издания).

1 вариант – предполагаетизучение биологии в основной школе заканчиватькурсом общей биологии:

Авторы

Название

Класс

ФП

Кол-во часов

А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Введение в естественно-научные предметы

5

1019

2ч/н

Н. И. Сонин

Биология. Живой организм

6

1026

1ч/н или 2ч/н

В. Б. Захаров,
Н. И. Сонин

Биология. Многообразие живых организмов

7

1027

2ч/н

Н. И. Сонин,
М. Р. Сапин

Биология. Человек

8

1028

2ч/н

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров,
И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин

Биология. Общие закономерности

9

1029

2ч/н

2 вариант – предполагаетизучение биологии в основной школе заканчиватькурсом анатомии и физиологии человека: Темы раздела общей биологии распределены по соответствующим разделам (темам) учебников 6-7 классов.

Авторы

Название

Класс

ФП

Кол-во часов

Н. И. Сонин,
А. А. Плешаков

Введение в биологию

5

1020

2ч/н

Н. И. Сонин,
В. И. Сонина

Биология. Живой организм

6

1021

1ч/н или 2ч/н

Н. И. Сонин,
В. Б. Захаров

Биология. Многообразие живых организмов

7

1022

2ч/н

М. Р. Сапин,
Н. И. Сонин

Биология. Человек

8

1028

2ч/н

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров,
И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин

Биология. Общие закономерности

9

1024

2ч/н

В состав УМК входят не только программа и учебники, но и методические пособия для учителя, рабочие тетради для учителя и ученика.

Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является качество иллюстративного материала, использующегося авторами либо как пояснение к тексту либо как источник дополнительной или вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.

Линия УМК по биологии под редакцией проф. Д. И. Трайтака и проф. Н. Д. Андреевой (изд-во Мнемозина)

1 вариант - предполагаетизучение биологии в основной школе начинать курсом «Биология. Введение в естественные науки» и заканчиватькурсом «Основы общей биологии» и 2 вариант - начинать курсом «Биология. 5-6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Авторы

Название

Класс

ФП

Кол-во часов

А. Е. Андреева

Биология. Введение в естественные науки

5

976

2ч/н

Р. Н. Хрыпова

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

6

1623

1ч/н или 2ч/н

Д. И. Трайтак,
Н. Д. Трайтак

Биология. 5-6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть 1, 2

5-6

977

1ч/н

Д. И. Трайтак,
С. В. Суматохин

Биология. Животные

7

1625

2ч/н

В. С. Рохлов,
С. Б. Трофимов или А. Е. Андреева

Биология. Человек и его здоровье

Биология. Человек и его здоровье

8

8

1626

1627

2ч/н

Т. М. Ефимова, А. О. Шубин,
Л. Н. Сухорукова

Основы общей биологии

9

1628

2ч/н

В состав УМК входят авторская программа, методические пособия для учителей, а также сборники задач и упражнений по разным разделам курса, пособия по исследовательской и профориентационной работе.

Отличительной чертой учебников линии является практико-ориентированный подход. Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, так и через блок практических работ и иллюстративный материал. Практикум включает блок обязательных работ и вариативный блок. Перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время. В учебниках представлены примерные темы проектных работ.

Линия УМК под редакцией И. Н. Пономаревой (изд-во Вентана-Граф)

Авторы

Название

Класс

ФП

Кол-во часов

Сухова Т. С.,
Строганов В. И.

Природа. Введение в биологию и экологию

5-6

1030

1 ч/н

Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С.

Биология

7

1031

2ч/н

Константинов В. М., Бабенко В. Г.,
Кучменко В. С.

Биология

8

8

1032

2ч/н

Драгомилов А. В., Маш Р. Д.

Биология. Человек

9

1033

2ч/н

Методическое оснащение включает авторскую программу, методические пособия для учителя и рабочие тетради для учащихся в двух частях.

Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, обеспечивает преемственность подходов в обучении. Приоритетом линии являются развивающая функция обучения и экологическая направленность содержания. Для реализации поставленных целей разработан единый методический аппарат.

Линия УМК «Сферы» под ред. Л. Н.Сухоруковой, В. С. Кучменко
(изд-во Просвещение)

Авторы

Название

Класс

ФП

Кол-во часов

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Колесникова И. Я.

Биология

5-6

1034

1 ч/н

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Колесникова И. Я.

Биология. Многообразие живых организмов

7

1035

2ч/н

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А.

Биология. Человек. Культура здоровья

8

1036

2ч/н

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.

Биология. Живые системы и экосистемы

9

1037

2ч/н

УМК «Сферы» включает в себя полный пакет пособий (учебник, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор) необходимых для организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании биологического образования и методикой преподавания в школе. Пособия выпущены на бумажных и электронных носителях для всех классов.

Все издания созданы на основе общих методологических и методических принципов, обеспечивающих единую технологию обучения и эффективную реализацию межпредметных связей, а также широкого внедрения ИКТ в учебный процесс.

Линия учебников по биологии под редакцией Вахрушева А.А. (изд-во Баласс)

Линия продолжает систему обучения «Школа 2100» начальной школы. Отличительной чертой учебников является двухуровневая организация текста, с выделением обязательного и дополнительного материала, что дает возможность осуществлять дифференциацию обучения. В параграфе имеются вводные проблемные вопросы, задания, связанные с организацией наблюдений учащихся за объектами живой природы, а также задания исследовательского характера.

Авторы

Название

Класс

ФП

Кол-во часов

Ловягин С. Н.,
Вахрушев А. А., Раутиан А. С.

Биология

5

990

1 ч/н

Ловягин С. Н.,
Вахрушев А. А., Раутиан А. С.

Биология

6

991

1ч/н

Вахрушев А. А.,
Бурский О. В., Раутиан А. С.

Биология

7

992

2ч/н

Вахрушев А. А.,
Родионова Е. И., Белицкая Г. Е.

Биология

8

993

2ч/н

Вахрушев А. А.,
Родионова Е. И., Раутиан А. С.

Биология

9

994

2ч/н

УМК включает авторскую программу, пособия для учителя и программно-методические материалы к учебнику, практикумы, конспекты уроков, задачники, таблицы и схемы.

В основе методического аппарата заложен проблемно-диалогический подход. Задачники, входящие в состав УМК, способствуют повышению познавательной активности школьников и предлагают наряду с традиционными вопросами оригинальные задачи и упражнения.

Учитывая направленность линии УМК под ред. В. В. Пасечника на репродуктивные методы обучения, ее рекомендуется заменить линией УМК под ред. проф. Д. И. Трайтака и проф. Н. Д. Андреевой, так как методологической основой данной линии является проблемный и личностно-ориентированный подход в обучении.

VII. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть:

  • исследовательская практика;

  • факультативные занятия;

  • ученическое научно-исследовательское общество;

  • сопровождение одаренных детей (подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям, предметным неделям, интеллектуальным марафонам).

Для подготовки и проведения практико-ориентированных занятий и проектных работ, летней полевой практики по биологии учителю будут полезны методические пособия, список которых приведен в Приложении 2.

Приложение 1

Рекомендуемые учебно-методические пособия для подготовки
к ЕГЭ по биологии

Для учителя:

  1. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  2. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010/ авт.- сост. Панина Г. Н., Павлова Г. Н. – М.: Просвещение. 2010.

  3. Молекулярная биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А. А. Кириленко.- Ростов н/дону: Легион, 2011

  4. Решение задач по генетике: учеб. пособие / В. Н. Мишакова, Л. В. Дорогина И. Б. Агафонова.- М.: Дрофа, 2010.

  5. Биология. Сборник заданий дл подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно-методическое пособие/ А. А. Кириленко.- Ростов н/дону: Легион, 2011

  6. Фросин В. Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания/ В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом) – М.: Дрофа, 2010.

  7. Фросин В. Н. Биология. Животные. 7 класс. Тематические тестовые задания/ В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом) – М.: Дрофа, 2011.

  8. Фросин В. Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематические тестовые задания/ В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом) – М.: Дрофа, 2011.

  9. Фросин В. Н. Биология. Общая биология. 9-11 классы. Тематические тестовые задания/ В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом) – М.: Дрофа, 2011.

Для ученика:

  1. Маклакова А. С., Жуйкова С. Е.. Биология. (Вступительный выпускной экзамен).- М.: Дрофа, 2011.

  2. Маркина В. В., Татаренко - Козмина Т. Ю., Порадовская Т. П. Общая биология. (Вступительный выпускной экзамен) – М.: Дрофа, 2011.

  3. Отличник ЕГЭ. Биология/ ФИПИ.- М: Интеллект-Центр, 2011.

Приложение 2

Рекомндуемые методические пособия для реализации проектно-иссследовательской деятельности учащихся

  1. Алексеев С. В. и др. Экологический практикум школьника: Элективный курс для 10-11 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

  2. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М. В. Высотская.- Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/ Е. В. Тяглова.- М.: Глобус, 2010.

  4. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с.

  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2009.

  6. Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» Издательство «Аркти», Москва, 2008г

Экскурсии в природу: пособие для учителя/ Т. Б. Державина.- М.: Мнемозина, 2010.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013уч.г. Составители: Головлева С. М., зав. кафедрой естественно- ...
  2. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013уч.г. Составители: Головлева С. М., зав. кафедрой естественно- ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета «биология» в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... 2012 Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредмета «Биология» в 2012/2013учебном году» Типовыми учебными планами ... логичного осмысления текста; – учить работать с книгой, пользоваться ...
  4. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета «химия» в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... 2012 Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредмета «Химия» в 2012/2013учебном году» Типовыми учебными ... учебныхпредметов «Химия» и «Биология» ... : Шахно, О Учимся решать олимпиадные задачи ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета «физика» в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредмета «Физика» в 2012/2013учебном году» Типовыми учебными ... Зданович Жасскон, 2007 Учимся экономии и бережливости. ... физики, техники и биологии, или Что человек ...

Другие похожие документы..