textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


4

Одобрено решением Ученого совета Утверждаю

Финансового факультета Проректор ФГОБУ ВПО ГУМФ

от «___» ______2011г. (Протокол №__) Минфина России

______________Н.А. Сердюкова _____________Н.И. Пушкарская

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет

Министерства финансов Российской Федерации»

Кафедра «Фондовые рынки»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ»

для студентов, обучающихся по специальности

080105 «Финансы и кредит»

МОСКВА

ГУМФ

2011

Утвержден

на заседании кафедры «Фондовые рынки»

Протокол № 14 от 07.06.2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ»

для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». - М.: изд. ГУМФ, 2011, с. 21.

@ Государственный университет Минфина России, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 8

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 9

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 14

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 16

АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 19

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Государственный долг» преподается студентам 4,5 курса очной и очно-заочной формы обучения по специальности «Финансы и кредит».

Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с понятием государственного долга, с причинами его возникновения, структурой и его видами, влиянием размеров государственного долга на экономику страны.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) иметь представление: о понятии государственного долга, его размерах, видах, методах управления им;

б) уметь: анализировать динамику государственного долга, делать обоснованные выводы, давать свои предложения.

в) уметь применять полученные знания в научных исследованиях и дискуссиях, принятии практических решений и оценки их эффективности.

В результате изучения дисциплины студенты должны владеть навыками использования научных методов в исследовании процессов, связанных с ростом государственного долга; осуществления самостоятельной работы по подбору специальной информации и статистических данных о состоянии государственного долга на основе публикаций национальных и международных финансовых организаций.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем курса и распределение его между лекциями, семинарами и самостоятельной работой студентов определяется учебно-методическим планом (таблица 1). Лекционное время делится примерно следующим образом: теория – 40%, институциональная характеристика – 40%, эмпирические работы – 20%. Конспектирование лекций сочетается с самостоятельной проработкой рекомендуемой литературы. Самостоятельная работа проводится в форме подготовки рефератов, докладов, тематических презентаций. Время семинара делится в меняющейся пропорции между студенческими презентациями по теме последней лекции, докладами, тестами и другими формами текущего контроля, комментариями и инструкциями преподавателя.

Финансы и кредит. Государственные и муниципальные финансы – очное отделение: 5 курс

№ п/п

Темы лекций и семинаров

Аудиторные часы

Самостоятельная работа студента

Итого часов

лекции

семинары

Всего

1

Государственный долг; причины его возникновения

8

6

14

14

28

2

Теория государственного долга

4

4

8

8

16

3

Структура государственного долга

8

4

12

12

24

4

Управление государственным долгом

8

6

14

14

28


Итого часов

28

20

48

48

96

Финансы и кредит. Государственные и муниципальные финансы (сокращенное обучение) – очное отделение: 4 курс

№ п/п

Темы лекций и семинаров

Аудиторные часы

Самостоятельная работа студента

Итого часов

лекции

семинары

Всего

1

Государственный долг; причины его возникновения

6

6

12

12

24

2

Теория государственного долга

2

2

4

4

8

3

Структура государственного долга

4

2

6

8

14

4

Управление государственным долгом

6

4

10

8

18


Итого часов

18

14

32

32

64

Финансы и кредит. Государственный и муниципальные финансы – очно-заочное отделение (5 курс), сокращенное очно-заочное отделение (4 курс)

№ п/п

Темы лекций и семинаров

Аудиторные часы

Самостоятельная работа студента

Итого часов

лекции

семинары

Всего

1

Государственный долг; причины его возникновения

6

6

12

12

24

2

Теория государственного долга

4

2

6

6

12

3

Структура государственного долга

4

2

6

6

12

4

Управление государственным долгом

6

4

10

10

20


Итого часов

20

14

34

34

96



3. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Государственный долг; причины его возникновения

Содержание:

Понятие государственного долга.

Причины возникновения государственного долга: российский и зарубежный опыт.

Государственный долг субъектов РФ.

Программа внешней и внутренней задолженности.

Политика государства по сокращению государственного долга.

Долги государственных компаний. Последствия политики невыплаты долгов.

Риски бюджетных расходов; влияние государственного долга на инфляцию.

Тема 2. Теория государственного долга

Содержание:

Классическая теория государственного долга; Рикардианская эквивалентность.

Теория государственного долга Кейнса.

Неоклассическая теория государственного долга

«Здоровые финансы» и «функциональные финансы»; «золотое правило финансов».

Стабилизационная теория дефицита.

Государственный долг и циклы деловой активности.

Тема 3. Структура государственного долга

Содержание:

Внутренний и внешний государственный долг: российский и зарубежный опыт.

Рыночный и нерыночный государственный долг.

Долговые обязательства в ценных бумагах.

Проблемы и пределы роста внешней задолженности.

Средства резервного фонда Российской Федерации.

Тема 4. Управление государственным долгом

Содержание:

Цели управления государственным долгом.

Рефинансирование государственного долга.

Выкуп, обмен и досрочное погашение государственного долга.

Превращение государственного долга в капитал (debt – equity swaps): зарубежный опыт.

Структурирование, эталонизация, прозрачность долговых заимствований.

Организационные формы управления государственным долгом. Долговые агентства: опыт развитых стран.

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. Учебник - М.: Юрайт, 2009.

Афанасьев М. Основы бюджетной системы. Учебник ВШЭ – М.: ИдГу – ВШЭ, 2009.

Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2010.-284 с.

Литература дополнительная

Алехин Б.И. Государственный долг: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2011.- 368 с.

Ворожцов П. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. 2005. № 18.

Другов А., Могильницкая М. Достижения и новые проекты рынка ГЦБ и денежного рынка // Биржевое обозрение. 2007. № 3.

Кудяков О. Анализ состояния и структуры государственного долга развитых стран // Рынок ценных бумаг. 2005.-№ 23-24.

Марич И., Ермаков А. Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы // Биржевое обозрение. 2006. № 2.

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. Министерство финансов Российской Федерации 2011 г.

Приказ Министерства финансов РФ от 23 августа 2006 г. № 107 «Об утверждении Порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации». http: // /2006/10/04/dolgovaya-kniga.html.

Feldstein M. The Effects of Taxes on Efficiency and Growth // NBER. Working Paper. 2006. May.

Department of Finance Canada. Debt Management Strategy. 2006-2007.

Shah A. Debt Management office is good step forward. Rediff News. /money/2007/mar/01bud4.html.

5. ПРОЧИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Журналы

Вопросы экономики (/rus/fresh.html).

Финансовый журнал (/academy/finmag.php).

Финансы и кредит (/).

Материалы с сайтов

Московская межбанковская валютная биржа (/).

Банк России (/).

Эмитент государственных ценных бумаг и управляющий государственным долгом

Министерство финансов Российской Федерации (/ru/).

Нормативная база

Министерство финансов Российской Федерации (/).

Бюджетный кодекс Российской Федерации (/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86721;fld=134;dst=4294967295).

6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Планы семинарских занятий составлены в соответствии с Программой дисциплины «Государственный долг».

При подготовке к каждому семинарскому занятию студенты должны использовать не только рекомендованную (основную и дополнительную) литературу, но и привлекать дополнительные источники информации по изучаемой теме.

Тема 1. Государственный долг; причины его возникновения

Содержание:

Методы исчисления государственного долга.

Анализ состояния государственного долга на примерах субъектов РФ.

Анализ состояния государственного долга развитых стран мира; на основе изучения тенденций, исходя из следующих характеристик: отношение дефицита бюджета к ВВП, отношение государственного долга к ВВП, валюта государственного долга.

Долговая политика Евросоюза.

Литература основная:

Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. Учебник - М.: Юрайт, 2009.

Афанасьев М. Основы бюджетной системы. Учебник ВШЭ – М.: ИдГу – ВШЭ, 2009.

Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2010.-284 с.

Литература дополнительная

Алехин Б.И. Государственный долг: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2011.- 368 с.

Кудяков О. Анализ состояния и структуры государственного долга развитых стран // Рынок ценных бумаг. 2005.-№ 23-24.

Марич И., Ермаков А. Рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок в 2005 году: достижения и перспективы // Биржевое обозрение. 2006. № 2.

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. Министерство финансов Российской Федерации 2011 г.

Department of Finance Canada. Debt Management Strategy. 2006-2007.

Тема 2. Теория государственного долга

Содержание:

Теории Кейнса.

Отличие взглядов на государственный долг классиков и «новых экономистов».

Теории «фискального вытеснения» и «избыточного налогового бремени».

Литература основная:

Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2010.-284 с.

Литературадополнительная:

Алехин Б. Государственный долг. Учебное пособие для студентов Академии бюджета и казначейства. – М., 2007 (/students/faculties/faculty_the_share_markets/docs/gosdolg.pdf

Feldstein M. The Effects of Taxes on Efficiency and Growth // NBER. Working Paper. 2006. May.

Тема 3. Структура государственного долга

Содержание:

Динамика изменения внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации, включая рыночную часть долга .

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации.

Еврооблигации.

Структура внутреннего государственного долга Российской Федерации; ОФЗ-АД, ОФЗ-ПД, ГСО.

Структура государственного долга развитых стран мира.

Литература основная:

М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. Бюджет и бюджетная система. Учебник- М.: Юрайт, 2009.

Афанасьев М. Основы бюджетной системы. Учебник ВШЭ – М.: ИдГу – ВШЭ, 2009.

Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2010.-284 с.

Литература дополнительная:

Алехин Б.И. Государственный долг: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2011.- 368 с.

Другов А., Могильницкая М. Достижения и новые проекты рынка ГЦБ и денежного рынка // Биржевое обозрение. 2007. № 3.

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. Министерство финансов Российской Федерации 2011 г.

Department of Finance Canada. Debt Management Strategy. 2006-2007.

Министерство финансов Российской Федерации (/ru/).

Бюджетный кодекс Российской Федерации (/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86721;fld=134;dst=4294967295.

Тема 4. Управление государственным долгом

Содержание:

Рефинансирование государственного долга.

Вычисление объема части государственного долга при выкупе и обмене.

Примеры досрочного погашения государственного долга; вычисление экономии от операции.

Вычисление дюрации рыночной части государственного долга; качественные и количественные изменения при операциях рефинансирования государственного долга.

Литература основная:

Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. Учебник - М.: Юрайт, 2009.

Афанасьев М. Основы бюджетной системы. Учебник ВШЭ – М.: ИдГу – ВШЭ, 2009.

Литература дополнительная:

Алехин Б.И. Государственный долг: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2011.- 368 с.

Кудяков О. Анализ состояния и структуры государственного долга развитых стран // Рынок ценных бумаг. 2005.-№ 23-24.

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. Министерство финансов Российской Федерации 2011 г.

Department of Finance Canada. Debt Management Strategy. 2006-2007.

Shah A. Debt Management office is good step forward. Rediff News. /money/2007/mar/01bud4.html.

Московская межбанковская валютная биржа (/).

Министерство финансов Российской Федерации (/ru/).

7. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебный процесс состоит из лекций, семинаров (аудиторных занятий) и самостоятельной работы студентов. На аудиторных занятиях студенты с помощью преподавателя должны устранять проблемы и демонстрировать прогресс в освоении дисциплины. С этой целью применяются следующие виды аудиторного контроля знаний:

  • презентация по текущей теме на семинаре,

  • тематический тест,

  • письменные упражнения,

  • подготовка докладов по актуальным интересующим студентов с научной точки зрения темам.

Основные функции лекции - передать информацию, заинтересовать студентов в продолжение дискуссии по теме лекции на семинарском занятии. Поощрять стремление студентов получить сиюминутный ответ на интересующий вопрос, постоянно находиться в контакте с аудиторией, поощрять активность студентов на лекции. Концентрация внимания аудитории во многом зависит от умения лектора излагать материал и насыщать его информацией , представляющей интерес для студентов.

Семинар

Основной формой участия студентов в семинаре является тематическая презентация. Каждый студент получает один вопрос по каждой теме курса для самостоятельного анализа и презентации в аудитории. Презентация длится от трех до пяти минут с показом слайдов (с применением PowerPoint) и не должна сводиться только к ответу на вопрос. Желательно, чтобы каждое выступление сопровождалось дискуссией. По окончании презентации преподаватель ставит оценку по 10-бальной шкале.

Презентация должна содержать:

  • титульный слайд (автор, группа, тема).

  • аргументацию со ссылками на источники,

  • выводы.

  • список литературы.

Самостоятельная работа

За успехом в аудитории обычно стоит напряженная самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы, поиск и обработка полезной информации в библиотеке и Интернете, критическое осмысление и компиляция чужих трудов, формулирование и тестирование гипотез, подготовка тематических презентаций, докладов и другие внеаудиторные занятия способствуют расширению и углублению знаний о предмете, приобретению полезных теоретических и практических навыков. Каждый студент должен выполнить несколько письменных заданий. Эти задания готовятся вне аудитории и оцениваются преподавателем на одном из последних семинаров.

8. ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. На данный момент в мировой практике государственным долгом обычно управляет:

1/ подразделение министерства эконом развития;

2/ подразделение ЦБ;

3/ некоторое агентство;

4/ все ответы верны.

2. Государственный долг- это следствие:

1/ фискального вытеснения;

2/ неправильной политики ЦБ;

3/ бюджетного дефицита;

4/ все ответы верны.

3. К государственному долгу относится:

1/ задолженность металлургических компаний РФ перед банками;

других государств;

2/ задолженность граждан государства за коммунальные услуги;

3/ гарантии, выданные министерством здравоохранения;

4/ нет верного ответа.

4. Финансовый рынок неполный если:

1/ индекс, характеризующий рынок акций падает;

2/ нет возможности поставить активы с безрисковой доходностью;

3/ инфляция больше 20 % в год;

4/ все ответы не верны.

5. Фискальная иллюзия заключается в том, что избиратель на выборах ожидает:

1/ увеличения налогов с приходом нового президента;

2/ получить какую-то выгоду от действий будущего президента;

3/ увеличения внутреннего государственного долга;

4/ все ответы верны.

6. Суммарные выплаты по государственному долгу за весь срок долга:

1/ могут быть больше основной суммы;

2/ обязательно меньше основной суммы;

3/ должны составлять 3%-20 % от основной суммы;

4/ все ответы верны.

7. Государственный долг:

1/ могут «простить» целиком;

2/ могут «простить» частично;

3/ могут реструктуризовать;

4/ все ответы верны.

8. Текущие государственные расходы рекомендуется покрывать:

1/ прибылью акционерных обществ с участием государства;

2/ налогами;

3/ средствами благотворительных обществ;

4/ все ответы верны.

9. При составлении, утверждении и исполнении бюджета РФ

уполномоченные органы:

1/ должны учитывать сезонные факторы для хозяйствующих субъектов;

2/ должны исходить из минимизации размера дефицита бюджета;

3/ не должны обращать внимания на размер дефицита;

4/ нет верного ответа.

10. Избыточное налоговое бремя характеризуется:

1/ увеличением потребления;

2/ неизменностью потребления;

3/ уменьшением потребления;

4/ нет верного ответа.

11. К искажающему эффекту налогообложения приводит:

1/ рост производства;

2/ уменьшение налогов;

3/ увеличение налогов;

4/ нет верного ответа.

12. Монетизация долга осуществляется:

1/ ЦБ РФ;

2/ правительством РФ;

3/ Минфином РФ;

4/ все ответы верны.

13. Чтобы замедлить рост перегретой экономики государства:

1/ снижают налоги;

2/ проводится частичная национализация;

3/ проводится секьюритизация государственного долга;

4/ нет правильного ответа.

14. Краткосрочная стабилизация экономики предполагает, что в рамках делового цикла на этапе спада следует:

1/ снижать налоги;

2/ повышать налоги;

3/ снижать расходы;

4/ нет верного ответа.

15. Активная бюджетная политика государства предполагает:

1/ активное обсуждение бюджета в СМИ;

2/ увеличение статей расходов бюджета;

3/ балансировать доходы и расходы в пределах делового цикла;

4/ все ответы верны.

16. Сокращать внешний государственный долг желательно, когда:

1/ доходы в бюджет превосходят расходы;

2/ темпы производства выше ставок кредитования;

3/ внутренний рынок ГЦБ стал ликвидным и развитым;

4/ все ответы верны.

17. Front office (структура долгового агентства):

1/ отвечает за бухгалтерский учет;

2/ ведет долговые книги;

3/ разрабатывает стратегию заимствований;

4/ нет верного ответа.

18. Риск заимствования будет возрастать, если среднеквадратичное отклонение процентных расходов будет:

1/ увеличиваться;

2/ уменьшаться;

3/ риск заимствования связан с другими характеристиками;

4/ все ответы верны.

19. Для минимизации риска правительству можно рекомендовать:

1/ создать хорошо функционирующий рынок ГЦБ;

2/ следует уменьшать валютную часть долга;

3/ управление долгом должно быть предсказуемым;

4/ все ответы верны.

20. Цели управления государственным долгом:

1/ минимизация риска в портфеле ГЦБ;

2/ минимизация стоимости обслуживания долга;

3/ сокращение внутреннего долга за счет увеличения внешнего долга;

4/ все ответы верны.

9. АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аттестация по дисциплине имеет десятибалльную шкалу и делится на текущую и итоговую.

Текущая аттестация состоит в том, что студенты получают оценки за каждый вид контроля (опрос на лекции, тематическая презентация, доклад, тематический тест, письменные задания), которые заносятся в электронный журнал ( рис.1). Из этих оценок выводится средневзвешенная оценка, именуемая текущей. Посещаемость занятий автоматически учитывается при расчете текущей оценки.

Повторная аттестация с целью повышения оценки не допускается, если на это нет документально обоснованных причин.

Итоговый тест по всей дисциплине проводится в конце модуля.

Итоговая оценка определяется по методике, утвержденной Ученым советом Университета.

Автор:

кандидат физико-математических наук,

доцент кафедры «Фондовые рынки»

Тараканов Сергей Игоревич

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ»

Редактор Силуанова Я.Н.

Подписано в печать Формат 60Х90 1/16 Усл. печ. л. Изд. № Тираж 50 экз. Заказ

Государственный университет Минфина России 101990, Москва, Малый Златоустинский пер.,7



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерства финансов российской федерации

    Документ
    ... вносятся в отдельные приказы МинистерствафинансовРоссийскойФедерации. Министр А.Г. Силуанов Утверждены приказом МинистерствафинансовРоссийскойФедерации от «__» ________ ...
  2. Министерства Финансов Российской Федерации

    Контрольная работа
    Министерство образования РоссийскойФедерации Академия бюджета и казначейства МинистерстваФинансовРоссийскойФедерации Финансово ... Атомистический материализм Демокрита» Специальность: «Финансы и Кредит» ________________________ _____________________ ...
  3. Министерства финансов российской федерации»

    Кодекс
    ... уровня. Бюджетные полномочия МинистерствафинансовРоссийскойФедерации. Исключительные полномочия руководителя МинистерствафинансовРоссийскойФедерации (Министра финансов РФ). Составление проектов ...
  4. Министерства финансов российской федерации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... образования «Государственный университет МинистерствафинансовРоссийскойФедерации» Кафедра «Фондовые рынки» ... Постановления Постановление Верховного Совета РоссийскойФедерации «О вступлении РоссийскойФедерации в Международный валютный фонд ...
  5. Министерства финансов российской федерации» (3)

    Программа
    ... «АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВАФИНАНСОВРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ» Утверждена решением Ученого совета Учетного ... ведения бухгалтерского финансового учета в организациях РоссийскойФедерации. Необходимость международной гармонизации учета, ...

Другие похожие документы..