textarchive.ru

Главная > Тематическое планирование


Тема 16.1. Каменное зодчество Древней Руси.

Понятия: дружина, здатель, закладка храма, освящение храма, строительный модуль в Древней Руси, вавилон, сажень, мерные инструменты (шнур, пруты, пояс), ленточный фундамент, плинфа, творение (замес глины), «двойной» шов, лестничная башня, дубовые связи, комары и закомары, паруса, сосуды-голосники.

Произведения:

Золотые ворота во Владимире,

соборы св. Софии (Киев, Новгород),

церковь Покрова на Нерли,

Дмитровский собор во Владимире,

Успенский собор на Городке в Звенигороде,

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве,

Соборы Московского Кремля (Успенский, Архангельский),

Грановитая палата Московского Кремля,

Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

Тема 16.2. Символика православного храма и система его росписей.

Понятия: скиния, части скинии (двор, святилище, святое святых), ковчег завета, скрижали, части православного храма (паперть, притвор, храм, алтарь), оглашенные, колокола церковные, вечевые и набатные, звон и благовест, престол, антиминс, горнее место, потир, дискос, покров, иконостас, солея, хоругви, царские врата, чины иконостаса (деисус, пророки, апостолы, праздники, пядничный), кивот, аналой, степени православного священства (диакон, священник, епископ), митрополит, патриарх, круги православного богослужения (суточный, недельный, годовой), небесная иерархия (серафимы, херувимы, архангелы, ангелы), евангелисты, христианский тетраморф.

Произведения:

фрагменты интерьеров православных храмов (по выбору учителя).

Тема 16.3. Древнерусское культовое пение.

Понятия: игра и пение, музыка, профанное и сакральное, знаменный распев, знамя (крюк), певческая азбука, певческая строка (как единство мелодии, текста и сознания поющего), глас, попевка, певческий столп, «Типикон», мелодии силлабические, невменные и мелизматические, соборность, путевой распев, демественный распев.

Произведения:

царь Иван Грозный, фрагмент любой стихиры (по выбору учителя).

Тема 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны).

Понятия: иконописный канон, каноны образа Христа («Добрый пастырь», Спас Нерукотворный, Пантократор), Троица, каноны Богоматери (Елеуса, Одигитрия, Оранта), иконописные сюжеты (Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Сошествие в ад), житийная икона.

Произведения:

мозаика «Дмитрий Солунский»,

«Богоматерь Владимирская»,

«Устюжское Благовещение»,

«Спас Нерукотворный»,

«Илья Пророк с житием и деисусом»,

«Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»),

Феофан Грек «Преображение»,

«Богоматерь Донская»,

Дионисий: «Алексий - митрополит Московский»,

«Распятие»;

Андрей Рублев: «Троица»,

«Спас» (из «Звенигородского чина»);

Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского».

Художественная культура Возрождения

Раздел 17. Культура итальянского Возрождения.

Тема 17.1. Развитие архитектуры итальянского Возрождения.

Понятия: палаццо, руст, ротонда, галерея, площадь.

Произведения:

собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции,

Ф. Брунеллески, Воспитательный дом во Флоренции,

комплекс собора св. Петра в Риме,

Л. Альберти, Палаццо Питти, Строцци, Ручеллаи (любое по выбору учителя),

Д. Браманте, Темпьето,

А. Палладио, вилла Ротонда близ Виченцы.

Тема 17.2. Европейская картина, ее особенности и построение.

Понятия: картина, основа картины (дерево, холст, металл), грунт, левкас, отражение света от поверхности картины и от глубинных слоев, пастель, акварель, энкаустика, станковая картина, темпера, масляная живопись, вернисаж, формат картины, рама.

Произведения:

примеры произведений, написанных в техниках пастели, акварели, масляной живописи, темперы (по выбору учителя).

Тема 17.3. Треченто в живописи.

Понятия: фреска, техника al secco («по сухому»), техника Джотто «buon fresco», евангельский сюжет «Благовещение».

Произведения:

Джотто «Поцелуй Иуды» (роспись капеллы Дель Арена в Падуе),

Мазаччо «Троица» (роспись церкви Санта Мария Новелла во Флоренции),

П. делла Франческа. Портрет Федерико да Монтефельтро,

А. Мантенья «Св. Себастьян»,

Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры».

Тема 17.4. Поиски идеала в творчестве Рафаэля.

Понятия: светотень, моделирование объемов светотенью, сфумато, лессировка, формат «тондо», композиция картины, композиционные фигуры в картине.

Произведения:

Мадонна Конестабиле,

Сикстинская мадонна,

Афинская школа,

Дама под покрывалом,

портрет кардинала.

Тема 17.5. Многогранность таланта Леонардо да Винчи.

Понятия: перспектива, линейная перспектива, тональная перспектива, воздушная перспектива, прямая перспектива, линия горизонта, низкий и высокий горизонт.

Произведения:

Мадонна Бенуа,

Мадонна в гроте,

Тайная вечеря,

Джоконда,

Мадонна Литта

Тема 17.6. Скульптура Итальянского Возрождения.

Понятия: бронза, патина, способы литья (« в пустую форму», «по земляной форме», «с потерянным воском»), холодная ковка.

Произведения:

Донателло «Св. Георгий», «Давид»;

А. Верроккио «Давид»,

Л. Гиберти «Райские двери» баптистерия во Флоренции.

Тема 17.7. Живопись и скульптура Микеланджело.

Понятия: капелла, «метод ванны» в работе с каменной глыбой, анатомия и изобразительное искусство, маньеризм.

Произведения:

«Давид»,

«Моисей»,

«Пьета»,

роспись Ситкстинской капеллы,

Капелла Медичи во Флоренции.

Тема 17.8. Высокий Ренессанс в Венеции.

Понятия: «островной» город, статичная и динамичная композиция картины, прямая и косая перспективы.

Произведения:

Площадь Св. Марка в Венеции,

Джорджоне «Сельский концерт», «Спящая Венера», «Юдифь»;

Тициан «Динарий кесаря», «Венера перед зеркалом», «Даная»;

Тинторетто «Тайная вечеря».

Тема 17.11. Музыка Возрождения.

Понятия: эвфония, ars antiqua и ars nova, мензуральная нотация, мадригал, хор, хоровые голоса (бас, тенор, альт, сопрано, дискант).

Произведения:

Г. де Машо, лэ - 0.56;

Г. де Машо, виреле «De tout sui si confortee» - 1.38;

Ф. Ландино «Piccolo primavera» - 2.09;

К. Жанекен, «Битва» или «Пение птиц» (фрагменты по выбору учителя);

Мадригал К. Джезуальдо и Дж. Палестрины (по выбору учителя).

Раздел 18. Культура «Северного Возрождения» в Германии и Нидерландах.

Тема 18.1. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности).

Понятия: графика, гравюра, виды печатной графики: выпуклая (ксилография, линогравюра), углубленная (гравюра на металле), плоская (литография), торцовая гравюра, офорт, акватинта, жанры графики (карикатура, плакат, книжная иллюстрация, экслибрис).

Произведения:

В. Фаворский, иллюстрации к «Слову о полку Игреве» (по выбору учителя),

Г Доре, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (по выбору учителя,

Рембрандт «Фауст»,

Ф. Гойя. Офорты из серии «Капричос» (по выбору учителя),

Литографии К. Кёльвиц (по выбору учителя).

Тема 18.2. Творчество А. Дюрера.

Понятия: светотень и моделирование объема, градации светотени (свет, полутень, тень, блик, рефлекс), линия и пятно в графике, графический цикл.

Произведения:

автопортрет (любой по выбору учителя),

«Четыре всадника». Гравюра из цикла «Апокалипсис»,

«Рыцарь, смерть и дьявол»,

«Меланхолия»,

«Св. Иероним в келье».

Тема 18.3. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты.

Понятия: a cappella, строгий стиль в полифонии, имитация, канон, способы преобразования мелодии (обращение, возвратное движение, увеличение, уменьшение), cantus firmus, мотет.

Произведения:

Ж. Депре «Облегчите мне...» - 1.08;

И. Вальтер «Протестантский хорал» - 1.46;

О. Лассо «Серенада» - 3.35.

Тема 18.5. Протестантский настольный алтарь и его мастера.

Понятия: настольный алтарь, створки алтаря (рай, земная жизнь, ад), лицевая и внутренняя стороны алтаря.

Произведения:

Я. ван Эйк «Гентский алтарь» или М. Грюневальд «Иезенгемский алтарь» (по выбору учителя),

И. Босх «Сады земных наслаждений»,

П. Брейгель Старший:

из цикла «Времена года» (любое полотно по выбору учителя),

«Падение Икара»,

«Слепые».

Раздел 19. Возрождение в Испании.

Тема 19.1. Мавританская культура.

Понятия: мавританский стиль.

Произведения:

Соборная мечеть в Кордове,

Дворик львов (Альгамбра).

Раздел 20. Английское Возрождение.

Тема 20.1. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир).

Понятия: театр-гостиница, лондонский театр «Глобус», партер, ярус, «елизаветинская сцена», просцениум, авансцена, условная декорация.

Произведения:

фрагменты пьес В. Шекспира (по выбору учителя).

Тема 20.2. Музыка английского Возрождения.

Понятия: бард, пентатоника, менестрель, жига, вёрджинел, маска (жанр музыкального театра).

Произведения:

У. Бёрд «Волынка» - 1.22;

У. Бёрд «Флейта и барабан» - 1.46;

Г. Перселл. «Дидона и Эней», финальная ария Дидоны (3 д.) - 4.46

Раздел 21. Русская культура в XVI - XVII веках.

Тема 21.1. Расцвет в русском каменном зодчестве.

Понятия: шатровый храм, столпный храм, палата, анфилада, двусветный зал, узорочье, барокко, нарышкинское барокко, голицынское барокко.

Произведения:

церковь Вознесения в Коломенском,

храм Василия Блаженного в Москве,

Теремной дворец Московского Кремля,

палаты князей Юсуповых в Б. Харитеньевском переулке (Москва),

палаты бояр Романовых в Зарядье (Москва),

церковь Троицы в Никитниках (Москва),

церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва),

церковь Покрова в Филях (Москва),

Церковь Знамения в Дубровицах под Москвой,

Л. Ковалев и О. Старцев «Надвратный теремок на Крутицком подворье в Москве».

Художественная культура Нового времени

Раздел 22. Культура западноевропейского барокко.

Тема 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны).

Понятия: барокко, архитектурные формы барокко, павильон, колоннада, полуциркульное окно, балкон, архитектурный орнамент, плафон, плафонная перспектива, гризайль, зеркала в архитектуре.

Произведения:

Виньола, Дж. делла Порта «Церковь Иль-Джезу в Риме»,

Л. Бернини. «Давид»,

«Экстаз Св. Терезы»

Площадь Св. Петра в Риме

Фонтан «Четыре реки» в Риме

М. Караваджо «Лютнист».

Тема 22.2. Возникновение оперы.

Понятия: опера, Флорентийкая камерата, ария, ариозо, дуэт, терцет, квартет (вокальный), интрада, мадригальная комедия, певческие голоса (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное).

Произведения:

Я. Пери. «Эвридика», любой фрагмент;

К. Монтеверди. «Ариадна», плач Ариадны - 2.56;

К. Монтеверди. «Коронация Поппеи», дуэты Нерона и Поппеи - 1.27;

К Монтеверди. «Коронация Поппеи», сцена Сенеки с домочадцами - 2.51.

Тема 22.3. Оратория, кантата, пассион (И.С. Бах), Фуга.

Понятия: оратория, кантата, «страсти» (пассионы), ария da capo, генерал-бас (цифрованный бас), фуга, тема фуги, противосложение, интермедия, стретта.

Произведения:

Дж. Перголези. «Stabat mater»:

№ 1 - 4.10;

№ 12 - 3.20;

№ 13 - 1.10;

И. Бах. «Страсти по Матфею»: № 1, хор - 7.52;

№ 46, сцена отречения Петра - 1.29;

№ 47, ария альта - 2.52;

№ 66, ария баса - 2.24;

любой хорал по выбору учителя;

Г. Гендель. «Мессия», хор «Аллилуйя» - 3.58.

Тема 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин).

Понятия: орган, регистр, мануал, органная педаль, гидравлос, клавикорд, клавесин.

Произведения:

И. Бах «Токката и фуга ре-минор» для органа - 8.29;

Фуга для органа ми- минор - 2.32;

органная прелюдия фа-минор (BWV 639) - 2.58 или органная прелюдия ре-минор (BWV 539) - 1.57 (по выбору учителя);

Ж. Рамо «Курица» - 2.58;

Ф. Куперен, пьесы для клавесина (по выбору учителя).

Тема 22.5. Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские).

Понятия: священная (храмовая) роща, терраса, террасный (итальянский) парк, лестница и пандус, каскад, парковая скульптура, регулярный (французский) парк, партер, боскет, аллея, Ландшафтный (английский) парк, парковые «сюрпризы», грот.

Произведения:

Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Версаль (дворец и парк);

Петергоф (дворец, верхний «французский» парк, нижний «английский» парк, фонтаны).

Тема 22.6. «Золотой век» испанской живописи (Эль Греко, Веласкес).

Понятия: «вертикальная» композиция картины, «глубинная» композиция картины, колорит в живописи, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота).

Произведения:

Эль Греко: «Погребение графа Оргаса»,

«Сошествие св. духа на апстолов»,

«Вид Толедо»;

Д. Веласкес: «Менины»,

«Венера перед зеркалом»,

«Пряхи»,

«Эль Примо»;

Х. Рибера «Св. Инесса».

Тема 22.7. Жанр натюрморта в живописи.

Понятия: натюрморт, эмблема, эмблематика, эмблематические сборники, живописная аллегория, типы натюрморта («завтраки», цветочные букеты, гирлянды, vanitas), живописная «обманка», символика предметов, растений и животных в натюрморте.

Произведения:

Ф. Снейдерс «Рыбная лавка»; натюрморты П. Класа, В. Хеды, В. Калфа, С. Шардена, натюрморты русских художников (по выбору учителя).

Тема 22.8. Фламандское барокко (П.П. Рубенс).

Понятия: «холодные и теплые», «далекие и близкие» цветовые тона.

Произведения:

П.П. Рубенс: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»,

«Автопортрет с женой Изабеллой Брандт»,

«Пейзаж с радугой»,

«Портрет Елены Фоурмен с детьми».

А. ван Дейк «Автопортрет».

Я. Иорданс «Бобовый король».

Тема 22.9. Голландское барокко (Рембрандт и «малые голландцы»).

Понятия: групповой портрет, валёры.

Произведения:

Ф. Хальс. «Цыганка»,

Рембрандт: «Анатомия доктора Тулпа»,

«Выступление стрелковой роты капитана Баннинига Кока» («Ночной дозор»),

«Даная»,

«Автопортрет с Саксией на коленях»,

«Портрет старика в красном»,

«Возвращение блудного сына».

П. де Хох «Хозяйка и служанка».

А. ван Остаде (любая картина по выбору учителя).

Г. Терборх «Бокал лимонада».

Я.Вермеер: «Девушка с письмом»,

«Искусство живописи».

Раздел 23. Культура русского барокко.

Тема 23.1. Петр I и начальный Петербург.

Понятия: регулярная архитектура, проспект, «красная линия» улицы, город-крепость, бастион, редут.

Произведения:

Ансамбль Петропавловской крепости,

Невский проспект (общий вид),

Летний сад в Санкт-Петербурге,

А. Зубов, гравюры (проспекты) (по выбору учителя).

Тема 23.2. Архитектура русского барокко (Трезини, Растрелли, Ухтомский и др.).

Понятия: метод проектирования «снаружи внутрь», «архитектурная команда», передача движения в архитектуре, «живописность» и «иллюзорность» архитектурных форм барокко.

Произведения:

Д. Трезини «Собор Петра и Павла Петропавловской крепости» (Петербург),

М. Чоглоков «Сухарева башня» (Москва),

И. Зарудный «Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня»)» (Москва),

Д. Ухтомский: «Колокольня Троице Сергиевского монастыря»,

«Красные ворота» (Москва),

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города (Москва),

Палаты Аверкия Кириллова (Москва),

Б. Растрелли: «Зимний дворец» (Петербург),

«Собор Воскресения Христова Смольного монастыря» (Петербург).

Раздел 24. Классицизм в культуре Западной Европы.

Тема 24.1. Принципы классцистической архитектуры.

Понятия: классицизм, классический, образец и образ в архитектуре, соотношение деталей и целого в классицизме, вертикальное и горизонтальное членение здания в классицизме, приемы акцентировки помещения в анфиладе, фасад как самостоятельная архитектурная форма, ризалит.

Произведения:

Фрагменты классицистических архитектурных сооружений (по выбору учителя).

Тема 24.2. Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто).

Понятия: миф в искусстве, картина-аллегория, классицистическая система цвета («трехцветка»), классицистическая композиция.

Произведения:

Н. Пуссен: «Царство Флоры»,

«Аркадские пастухи»,

«Пейзаж с Полифемом»;

А. Ватто: «Жиль»,

«Вывеска лавки Жерсена»,

«Отплытие на остров Киферу», или «Затруднительное положение», или «Отдых в парке» (по выбору учителя),

О. Фрагонар «Поцелуй украдкой»,

С. Шарден «Молитва перед обедом».

Тема 24.4. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер).

Понятия: театр как форма быта, жанры классицистического театра, «классицистические единства» (действия, места, времени), манера игры, декламация, драматический монолог, амплуа, условная пластика актера.

Произведения:

Отдельные отрывки из классицистических пьес (по выбору учителя).

Тема 24.6. Рождение и основные принципы сценического балета (Новер, Люлли).

Понятия: танец бытовой, бальный и театральный (сценический), «Большой балет», комедия dell`arte, «Академия танца», основные элементы танца (позиция, па).

Произведения:

Ж.Б. Люлли, сюита «Музыканты короля»: Менуэт - 2.06;

Гавот - 2.17.

Раздел 25. Культура русского классицизма.

Тема 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма.

Понятия: городской архитектурный ансамбль, функциональные центры города (административный, религиозный, театральный и т.д.), типовой проект.

Произведения:

А. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламотт «Здание Академии художеств» (Петербург),

А Ринальди «Мраморный дворец» (Петербург),

«Проект Большого Кремлевского дворца» (Москва),

М. Казаков: «Петровский (подъездной) дворец» (Москва),

«Здание Сената в Московском Кремле»,

М. Казаков и Д. Жилярди «Здание Московского университета на Моховой»,

Т. де Томон «Ансамбль стрелки Васильевского острова» (Петербург),

А. Захаров «Здание Адмиралтейства» (Петербург),

А. Воронихин «Казанский собор» (Петербург),

К Росси: «Михайловский дворец»,

«Ансамбль дворцовой площади»,

«Ансамбль улицы Зодчего Росси» (Петербург),

О. де Монферран «Исаакиевский собор» (Петербург),

О. Бове «Ансамбль театральной площади» (Москва»).

Тема 25.4. Дворянский бал.

Понятия: бал городской и усадебный, домашний оркестр, бытовой танец, полонез, мазурка, вальс, котильон.

Произведения:

П. Чайковский «Евгений Онегин»: Полонез (3 д.) - 4.25;

М. Огиньский «Полонез» - 3.20;

Вальс (2 д.) - 6.33.

Тема 25.5. Русская классическая дворянская усадьба.

Понятия: усадьба, курдонер, флигель, главный и парковый фасады, парковый Парнас, символика цвета в усадебных постройках, символика усадебных растений, парадные комнаты усадьбы, комнаты «для фамилии», мужской кабинет, «голландский» и «английский» кабинеты, гостиная (зала), «антик», женский кабинет, салон, дамский альбом, бисер, театральная зала, роговой оркестр, столовая, сервиз, сервировка (французская, английская, русская), буфет.

Произведения:

Б. Растрелли «Екатерининский (Большой) дворец» (Царское село),

Ч. Камерон «Большой дворец в Павловске»,

В. Баженов: «Дом П.Е. Пашкова» (Москва),

усадьба «Останкино», «Кусково» или «Архангельское» под Москвой (по выбору учителя).

Раздел 26. Культура эпохи Просвещения.

Тема 26.2. Расцвет английской живописи (Хоггатр, Гейнсборо).

Понятия: повествовательное полотно, живописная серия, сюжет в изобразительном искусстве.

Произведения:

У. Хоггарт: серия «Модный брак» или «Похождение повесы» (отдельные полотна на выбор учителя);

Т. Гейнсборо: «Утренняя прогулка»,

«Дама в голубом».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    ... знаний на базовом уровне о культуре ... объем, ... по выполнению практической части программ по предмету «Мироваяхудожественнаякультура»Рекомендуемые программы: 1. Берлякова Н.П. История русской культуры: Программа и тематическоепланированиекурса ...
  2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

    Примерная программа
    ... , а также может использоваться для тематическогопланированиякурса учителем. Примерная программа определяет инвариантную ... востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. Курспомировойхудожественнойкультуре на ...
  3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

    Примерная программа
    ... ПОМИРОВОЙХУДОЖЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Представленная программа помировойхудожественнойкультуре ... же может использоваться при тематическомпланированиикурса учителем. Примерная программа ...
  4. Рабочие программы по учебным курсам предметам на 2010-2011 учебный год рабочие программы по физической культуре

    Документ
    ... программой по предмету. 3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Учебник побазовомукурсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовыйкурс. 8 класс» ...
  5. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... Список рекомендуемой литературы ... мировых религий включены отдельными темами в курсы истории, обществознания, мировойхудожественнойкультуры ... Использование базовыхзнаний 2. Соответствие ... был объят пламенем ... календарно-тематическоепланированиепо предмету ...

Другие похожие документы..