textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


Выступая с речью во время официальной церемонии вступления в должность Президента США, Уильям Дж. Клинтон подчеркнул: «Сегодня поколение, выросшее в сумерках холодной войны, берет на себя новую ответственность в мире, согретом солнцем Свободы, но в мире, которому по-прежнему все еще угрожают былая ненависть и новые беды…». И далее: «Хотя Америка будет занята своим возрождением, мы не будем уклоняться от проблем и не будем упускать возможности этого нового мира… Когда нашим жизненно важным интересам будет брошен вызов или когда будут попираться воля и совесть международного сообщества, мы будем действовать: с помощью мирной дипломатии, когда это возможно; с помощью силы, когда это необходимо. Смелые американцы, которые служат сегодня нашей стране в районе Персидского залива… или где бы то ни было еще, – это свидетельство нашей решимости».

В 2000 г. на Саммите тысячелетия Уильям Дж. Клинтон заявил: «Сегодня стало меньше войн между странами, но больше войн внутри стран. Внутренние войны, вызванные этническими и религиозными разногласиями, погубили в 1990-е годы 5 миллионов человек, подавляющее большинство которых стало невинными жертвами. Один из существенно важных уроков последнего столетия состоит в том, что бывают моменты, когда международное сообщество должно становиться на чью-то сторону, а не просто между сторонами, поскольку при столкновении между добром и злом беспристрастность может оказаться

союзницей последнего»1.

Наряду с этим использование военной силы обусловливалось необходимостью «расширения демократии», в связи с чем заместитель государственного секретаря США С. Тэлботт, выступая в 1996 г. на страницах ForeignAffairs, подчеркнул: «В мире, который становится все более взаимозависимым, Америку все больше волнует то, как, хорошо или плохо, управляют своими делами другие страны. Чем больше появляется стран, избравших демократическую модель развития, и чем теснее они связаны друг с другом, тем в большей безопасности будет чувствовать себя Америка и тем более процветающей она станет, поскольку демократические государства будут заведомо лучше соблюдать свои международные обязательства, и менее вероятно, что они станут заниматься террористической деятельностью или наносить ущерб экологии, а тем более – воевать друг с другом. Такой подход объясняет, почему с позиций национальной безопасности нам следует активно поддерживать демократические завоевания в других странах, содействовать их развитию, а если необходимо, то и защищать их»2.

Фактически, в 1990-е годы следует выделить следующие типы использования военной силы.

Во-первых, военные операции, в том числе осуществляемые через многосторонние действия в рамках НАТО. Это, в частности, серия операций, проведенных в течение 1993-1995 гг. в связи с событиями на Гаити: операция «В поддержку демократии» (Operation Support Democracy), операция «Восстановление демократии» (Operation Restore Democracy), операция «Утверждение демократии» (Operation Uphold Democracy). Кроме того, это операция «Лиса пустыни» (OperationDesertFox), связанная с нанесением ракетно-бомбовых ударов по территории Ирака (16-23 декабря 1998 г.) в условиях очередного обострения иракского кризиса. В течение 29 августа – 21 сентября 1995 г. была проведена операция «Обдуманная сила» (Operation Deliberate Force): нанесение ракетно-бомбовых ударов по позициям боснийских сербов (Босния и Герцеговина). В ходе многосторонних действий в рамках НАТО была осуществлена операция «Союзная сила» (Operation Allied Force)1: нанесение ракетно-бомбовых ударов по территории СРЮ (24 марта – 10 июня 1999 г.). Составляющая ее часть, относящаяся к США, – операция «Благородная наковальня» (Operation NobleAnvil). После терактов, совершенных против посольств США в Кении и Танзании, 20 августа 1998 г. была проведена операция «Безграничная досягаемость» (OperationInfiniteReach), содержанием которой стало нанесение ракетно-бомбовых ударов по территории Афганистана и Судана. В связи с событиями в Кении и Танзании следует также упомянуть об операции «Решительный ответ» (OperationResoluteResponse), проведенной в течение 1998-1999 гг. и связанной с развертыванием контингента ВС США (объединенная оперативная группировка) в Кении и Танзании с целью оказания необходимой помощи пострадавшим после осуществленных террористических актов.

Во-вторых, демонстрации военной силы в целях обеспечения стратегических интересов США, которые, однако, осуществляются в русле так называемой «гуманитарной интервенции» (она расценивается как «военная интервенция в стране, осуществляемая вне зависимости от согласия ее правительства, имеющая своей целью предотвратить широкомасштабное страдание и гибель населения»)2, а также действий по «принуждению к миру» (Peace Enforcement)3.

Главным регионом земного шара, где США практически постоянно прибегали к такому типу использования военной силы, тогда являлся район Персидского залива. Неурегулированность иракского кризиса вызывала необходимость предпринимать соответствующие действия в отношении действовавшего в Ираке режима Саддама Хусейна.

Уже спустя несколько месяцев после окончания войны в Персидском заливе, 15 мая 1991 г. в северные районы Ирака с целью защиты местного курдского населения от репрессий со стороны режима Саддама Хусейна был осуществлен ввод ограниченного контингента ВС США. Затем 3 августа 1992 г. на границе с Ираком, после отказа последнего признать новую границу, определенную ООН, а также в связи с отказом Ирака от сотрудничества с международным сообществом, был сосредоточен контингент ВС США.

В течение 1992/1996 – 17 марта 2003 гг. в отношении Ирака осуществлялись операция «Южная стража» (OperationSouthernWatch) и операция «Северная стража» (OperationNorthernWatch) – обеспечение США (совместно с Великобританией и Францией) соблюдения Ираком запрета на проникновение в созданные «зоны безопасности» на севере и юге страны (проведение воздушной разведки и периодически – нанесение ракетно-бомбовых ударов по иракским позициям)1. Общая численность контингента ВС США, который принимал участие в этих операциях, составила 21500 человек.

Кроме того, это операции «Бдительный воин» (OperationVigilantWarrior), 14 октября – 21 декабря 1994 г., и «Бдительный часовой» (OperationVigilantSentinel), 1 августа 1995 – 15 февраля 1997 гг., связанные с развертыванием группировки ВС США на границе между Ираком и Кувейтом в ответ на сосредоточение иракских войск.

В июле 1996 г. была проведена операция «Очаг пустыни» (OperationDesertFocus): действия по защите находившегося в районе Персидского залива контингента ВС США.

Мероприятия по укреплению военного присутствия США в районе Персидского залива (на границе между Кувейтом и Ираком) были осуществлены также в течение января-декабря 1998 г. в рамках операции «Внутренние действия – I, II, III» (OperationIntrinsicActionI, II, III), а также в ходе проведенной в течение ноября 1997 – декабря 1998 гг. операции «Феникс Скорпион – I, II, III, IV» (OperationPhoenixScorpionI, II, III, IV), предусматривавшей развертывание в районе Персидского залива частей ВВС США в качестве усиления в поддержку контингента ВС США.

В рамках проведенной операции «Гром пустыни – I, II» (OperationDesertThunderI, II), 28 февраля – 11 ноября 1998 г. и 11 ноября – 22 декабря 1998 г. было осуществлено расширение присутствия ВС США в районе Персидского залива в условиях эскалации иракского кризиса. 31 декабря 1998 г. была осуществлена еще одна акция – операция «Весна пустыни» (OperationDesertSpring): развертывание на территории Кувейта контингента ВС США с целью обеспечения его безопасности и установления передового присутствия1.

Проведенные в феврале 2001 г. операция «Сокол пустыни» (OperationDesertFalcon) и операция «Очаг пустыни» (OperationDesertFocus) также представляли собой демонстрации военной силы в целях обеспечения стратегических интересов США.

Еще одним, помимо района Персидского залива, регионом земного шара, в рамках которого США неоднократно прибегали к демонстрации военной силы в целях обеспечения своих стратегических интересов, являлся Балканский полуостров. Как известно, на территории бывшей Югославии тогда разразилась гражданская война, и уже в 1992г. США вмешались в ситуацию, сложившуюся на Балканах.

Первыми операциями, проведенными США в рамках многосторонних (совместно с другими странами-членами НАТО) действий, стали осуществленные в районе Адриатического моря в течение 16 июля 1992 – 15 июня 1993 гг. операция «Морской наблюдатель» (OperationMaritimeMonitor) и операция «Морской страж» (OperationMaritimeGuard), имевшие своей целью контроль за соблюдением введенного запрета на полеты в воздушном пространстве и проверку грузов, доставляемых морским путем, в целях соблюдения режима эмбарго. С 15 июня 1993 по декабрь 1995 гг. – операция «Зоркий страж» (OperationSharpGuard).

В течение 16 октября 1992 – 24 ноября 2004 гг. была проведена операция «Небесный наблюдатель» (Operation Sky Monitor): действия, связанные с осуществлением контроля за соблюдением введенного запрета на полеты в воздушном пространстве над Боснией и Герцеговиной.

Действия, направленные на ужесточение режима зоны запрета полетов, установленной в небе над бывшей Югославией, были осуществлены в рамках операции «Запрещение полета» (OperationDenyFligth), 12 апреля 1993 – 20 декабря 1995 гг., операции «Зоркий страж» (OperationSharpGuard) и операции «Отмена полета» (OperationDenyFligth).

В связи с возникновением угрозы распространения конфликта на Македонию, 12 июля 1993 – 28 февраля 1999 гг. была проведена операция «Способный часовой» (OperationAbleSentry): развертывание контингента ВС США на территории Македонии с целью их участия в Силах ООН по стабилизации. Здесь же, в Македонии, в течение 27 августа – 1 октября 2001 г. была проведена операция «Основной урожай» (OperationEssentialHarvest): действия по разоружению боевиков из числа этнических албанцев.

Многосторонние действия в рамках НАТО прослеживаются на примере еще целого ряда операций, проведенных в 1990-е годы на территории бывшей Югославии. Среди них: операция «Совместные усилия» (OperationJointEndeavor) – участие контингента ВС США общей численностью 20000 человек в деятельности IFOR(декабрь 1995 – 20 декабря 1996 гг.)1 и операция «Совместная стража» (OperationJointGuard) – участие контингента ВС США общей численностью 10700 человек в деятельности SFOR (20 декабря 1996 – 20 июня 1998 гг.) на территории Боснии и Герцеговины. С июня 1998 г. – операция «Совместная кузница» (OperationJointForge): участие контингента ВС США общей численностью 4250 человек в деятельности SFOR.

В поддержку SFOR в течение 1996-1998 гг. США также осуществили действия, охватывавшие всю территорию бывшей Югославии и направленные на сохранение запрета на полеты, – операция «Основной страж / Осторожный страж» (Operation Decisive Guard / Deliberate Guard), с 20 июня 1998 г. по 24 ноября 2004 г. – операция «Определение нарушений» (OperationDeliberateForge) и соблюдение эмбарго – операция «Решительный страж» (OperationDeterminedGuard), с 20 июня 1998 г. по 24 ноября 2004 г. – операция «Ограничение нарушений» (OperationDetermineForge).

Целая серия операций была проведена в связи с Косовским кризисом 1998-1999 гг.2. Уже в январе 1998 г. в соседних с Косово странах (Албании и Македонии) США при участии других стран-членов НАТО осуществили операцию «Уверенный сокол» (Operation Determined Falcon). 15-16 июня 1998 г. – операция «Решительный сокол» (Operation Determined Falcon): действия ВВС стран-членов НАТО, связанные с осуществлением патрулирования в небе над Косово. В течение июля-декабря 1998 г. – операция «Балканский штиль» (Operation Balkan Calm), т.е. участие военнослужащих ВС США в деятельности Миссии наблюдателей в Косово, а 16 октября 1998 – 24 марта 1999 гг. – операция «Глаз орла» (Operation Eagle Eye), т.е. осуществление воздушной разведки в небе над СРЮ, используя ВВС США, а также Великобритании, Франции, Германии и Италии. С 11 июня 1999 г. – операция «Совместный опекун» (Operation Joint Guardian): участие контингента ВС США общей численностью 5400 человек в деятельности KFOR.

Действия, связанные с демонстрацией военной силы в целях обеспечения стратегических интересов США, были осуществлены и в рамках операции «Уверенный ответ» (OperationDeterminedResponse), проведенной 12 октября 2000 г. и направленной на развертывание у берегов Йемена и в столице страны Адене дополнительных частей ВМФ США (объединенная оперативная группировка) в ответ на теракт против эсминца «Коул».

В-третьих, операции по оказанию военной помощи: действия, связанные с развертыванием систем ПВО, и их последующая техническая поддержка на территории Саудовской Аравии (в 1991 г.), Республики Корея (в 1994 г.) и Государства Израиль – операция «Сияющее присутствие» (Operation Shining Presence), декабрь 1998 г.

В-четвертых, различные операции по транспортировке, которые следует разделить на несколько категорий.

Прежде всего, это операции по эвакуации граждан США, проводившиеся в связи с ухудшением ситуации в отдельных странах мира, которые были проведены в следующих государствах: Сомали, операция «Восточный выход» (OperationEasternExit), 2-11 января 1991 г.; Гаити, операция «Прямой победитель» (OperationVictorSquared), 30 сентября 1991 г.; Сьерра-Леоне, операция «Серебряная наковальня» (Operation Silver Anvil), 2-5 мая 1992 г.; операция «Благородный обелиск» (Operation Noble Obelisk), 29-30 мая 1997 г.; Руанда, операция «Серебряная наковальня» (Operation Silver Anvil), 9-15 апреля 1994 г.; Йемен, операция «Тигровое спасение» (OperationTigerRescue), май 1994 г.; Либерия, операция «Уверенный ответ» (OperationAssuredResponse), 9 апреля – август 1996 г., операция «Сияющий экспресс» (OperationShiningExpress), июнь – июль 2003 г.; ЦАР, операция «Быстрый ответ» (OperationQuickResponse), 23 мая – август 1996 г., операция «Часовой пастух» (Operation Shepherd Sentry), 30 октября – ноябрь 2002 г.; Албания, операция «Серебряный след» (Operation Silver Wake), 13 марта 1997 г.; Камбоджа, операция «Край лезвия» (OperationBevelEdge), 11 июля 1997 г.; Конго и Габон, операция «Возвратившийся опекун» (Operation Guardian Retrieval), 25 марта – июнь 1997 г.; Эритрея, операция «Безопасный отъезд» (OperationSafeDeparture), 5-6 июня 1998 г.; Гвинея-Бисау, операция «Пастушья работа» (OperationShepherdVenture), 11-17 июня 1998 г.; ДРК, операция «Осеннее укрытие» (OperationAutomnShelter), август 1998 г.; Кот д’ Ивуар, операция «Осеннее возвращение» (Operation Autumn Return), 24 сентября – 4 октября 2002 г.; Гаити, операция «Уверенность на завтра» (Operation Secure Tomorrow), 29 февраля – 1 июня 2004 г.; Ливан, 2006 г.

Кроме того, это операции по транспортировке военнослужащих, например: операция «Быстрая перевозка» (OperationQuickLift) – оказание помощи в транспортировке французских и бельгийских войск в Заир и ЦАР с целью эвакуации иностранных граждан в условиях вспыхнувших беспорядков (25 сентября – 7 октября 1991 г.); операция «Организация перевозки» (OperationProvideTransition) – действия по перевозке, используя транспортные самолеты ВВС США, демобилизованных военнослужащих ВС Анголы (12 августа – 9 октября 1992 г.); операция «Быстрое дело» (Operation Quick Draw) – действия, связанные с эвакуацией контингента ВС США из Сомали (март 1993 г.); операция «Объединенный щит» (OperationUnitedShield), т.е. действия частей Морской пехоты по организации эвакуации миротворцев ООН из Сомали (3 января – 25 марта 1995 г.); операция «Быстрая перевозка» (Operation Quicklift) – действия по транспортировке миротворческих войск из Хорватии (3 июля – 11 августа 1995 г.). В июле – декабре 1995 г. была проведена операция «Решающее усилие» (OperationDeterminedEffort), в рамках которой было осуществлено развертывание ВС стран-членов НАТО и их готовность к действиям, связанным с возможной (в случае дальнейшего ухудшения ситуации) эвакуацией миротворцев ООН из Боснии и Герцеговины.

Наконец, это операции, связанные с приемом беженцев: операции GTMO(OperationGTMO), «Безопасная гавань» (OperationSafeHarbor), «Способная манера» (OperationAbleManner), Гаити, 1991-1994 гг.; операция «Морской сигнал» (OperationSeaSignal), Куба, 1994-1996 гг.; операции «Безопасная гавань» и «Безопасный проход» (OperationsSafeHavenandSafePassage), Куба, 1994-1995 гг.; операция «Тихоокеанское небо – Быстрый транзит I, II, III» (OperationPacificHaven – Quick TransitI, II, III), Ирак, 1996 г.; операция «Гарантированная перевозка» (OperationAssuredLift), Либерия, 1997 г.

В-пятых, гуманитарные операции, связанные с оказанием гуманитарной помощи нуждающимся лицам, находящимся в кризисных зонах.

К числу таких акций относятся: операция «Обеспечение комфорта I, II» (Operation Provide Comfort I, II) – действия при участии контингента ВС США по доставке гуманитарной помощи курдам, проживающим в северной части Ирака (5 апреля 1991 – 31 декабря 1996 гг.); операция «Дать надежду – I, II, III, IV, V» (OperationProvideHopeI, II, III, IV, V) – действия, связанные с доставкой гуманитарной помощи в государства, возникшие на месте бывшего СССР (10 февраля 1992 – 10 мая 1999 гг.); операция «Данное обещание» (Operation Provide Promise) – действия по доставке гуманитарной помощи нуждающимся в условиях гражданской войны в Боснии и Герцеговине (3 июля 1992 – 1 марта 1996 гг.); операция «Оказание помощи» (OperationProvideRelief) – переброска по воздуху, используя транспортные самолеты ВВС США, гуманитарной помощи для беженцев из Сомали (14 августа – 8 декабря 1992 г.); операция «Восстановление надежды» (OperationRestoreHope) – развертывание в условиях гуманитарной катастрофы на территории Сомали контингента ВС США (4 декабря 1992 – 4 мая 1993 гг.); операция «Продолжающаяся надежда» (Operation Continue Hope) – действия контингента ВС США в Сомали, связанные с распределением между нуждающимися лицами поступающей в страну гуманитарной помощи (4 мая – декабрь 1993 г.); операция «Поддержание надежды» (OperationSupportHope) – развертывание оперативной группировки общей численностью 2350 человек на территории Руанды и соседних стран (Заир, Уганда, Кения) с целью содействия по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим руандийцам (22 июля 1994 – 30 сентября 1995 гг.); операция «Опекунская помощь» (OperationGuardianAssistance) – действия, направленные на оказание помощи беженцам из Руанды (2 декабря 1996 г.); операция «Союзная гавань» (OperationAlliedHarbour) – действия по оказанию гуманитарной помощи беженцам из Косово (5 апреля – июль 1999 г.) и составляющие ее части, относящиеся к США, – операции «Сияющая надежда» (Operation ShiningHope) и «Поддержанная надежда» (Operation Sustain Hope), «Обеспечение убежища» (Operation Provide Refuge), «Открытое вооружение» (Operation Open Arms).

Отдельно следует выделить действия, связанные с оказанием гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от различных стихийных бедствий: операция «Ястребы» (OperationHawkeye), Вирджинские острова, сентябрь – ноябрь 1989 г.; операция «Морской ангел» (OperationSeaAngel), Бангладеш, май-июнь 1991 г.; операция «Решительная поддержка» (OperationStrongSupport), Центральная Америка, ноябрь 1998 – март 1999 гг.; операция «Желанный ответ» (OperationAvidResponse), Турция, август – сентябрь 1999 г.; операция «Фундаментальный ответ» (OperationFundamentalResponse), Венесуэла, январь – март 2000 г.; операция «Могучий ответ» (OperationAtlasResponse), Мозамбик, март 2000 г.; операция «Горный рельеф» (Operation Mountain Relief), Албания, январь 2002 г.; операция «Единая помощь» (OperationUnifiedAssistance), Южная Азия, январь 2005 г.; операция, связанная с организацией по оказанию гуманитарной помощи жителям Гаити, пострадавшим в результате мощнейшего землетрясения, случившегося в начале января 2010 г.

В-шестых, миротворческие операции, которые, однако, являются не столь многочисленными, как предыдущие типы использования военной силы. В качестве примера можно назвать проведение в течение октября 1999 – февраля 2001 гг. операции «Стабилизация» (OperationStabilise), связанной с развертыванием ограниченного контингента ВС США, действовавшего в Восточном Тиморе совместно с ООН с целью восстановления порядка в стране.

Одновременно с участившимися в 1990-е годы случаями использования военной силы возникают и новые концепции, в соответствии с которыми руководство США прибегало к применению подобного метода внешней политики. Так, после войны в Персидском заливе на смену доктрине Уайнбергера приходит другая теоретическая конструкция – доктрина Пауэлла. К. Пауэлл, занимая тогда пост председателя Объединенного комитета начальников штабов, сформулировал вопросы, на которые, по его мнению, необходимо дать ответ, прежде чем прибегать к использованию военной силы: 1. Существует ли угроза национальной безопасности США, их жизненно важным интересам? 2. Имеется ли ясная, достижимая цель? 3. Были ли полностью и тщательно проанализированы возможные риски и затраты? 4. До конца ли использованы другие, ненасильственные методы политики? 5. Разработана ли стратегия выхода из ситуации, с тем чтобы избежать длительного вовлечения в нее? 6. Предугаданы ли вероятные последствия, которые наступят в результате действий? 7. Имеет ли место поддержка со стороны американского народа? 8. Есть ли в наличии подлинная поддержка на международном уровне?1. Однако и доктрина Пауэлла была подвергнута критике в связи с тем, что она якобы так же, как и доктрина Уайнбергера, ограничивала полное, гибкое использование всех элементов национальной мощи, включая военную силу, для обеспечения национальных интересов США.

С другой стороны, доктрина Пауэлла выявила свои слабые стороны и в связи с тем, что в период президентства Уильяма Дж. Клинтона (1993-2001 гг.) практика использования военной силы столкнулась с целым рядом трудностей1. Результатом стало появление 3 мая 1994 г. президентской директивы №25 (Presidential Decision Directive – PDD 25), в которой, в частности, устанавливались фактически новые (гораздо более жесткие, чем прежде) правила относительно возможного участия войск США в миротворческих операциях, проводимых под эгидой ООН2. Этот документ фактически заменял собой прежний, появившийся в июле 1993 г. – президентскую директиву №13 (Presidential Decision Directive – PDD 13), в соответствии с которой США брали на себя обязательство поддержать быстрое расширение операций ООН по установлению и поддержанию мира повсюду на планете. США обязывались содействовать многонациональным операциям по установлению и поддержанию мира самыми разными, в том числе и военными, средствами, передать ООН контингент ВС США, однако с оговоркой – командирам не подчиняться приказам ООН, если они сочтут их незаконными, а также «неосторожными в военном отношении». Кроме того, США резервировали за собой «право решать вопрос об участии американских подразделений… и принимать любые меры, которые они сочтут необходимыми, для защиты этих сил, если они подвергаются опасности».

В результате в появившейся в июле 1994 г. «Стратегии национальной безопасности вовлеченности и расширения» были сформулированы четыре новых принципа относительно использования военной силы, которые опирались на идеи, высказанные Л. Эспином, – концепцию «ограниченной цели»1. Суть последней заключалась в том, что США должны прибегать к использованию военной силы «с целью воздействия на поведение противника, где бы то ни было». При этом, учитывая резкое возрастание числа акций, осуществляемых США в невоенных целях, Л. Эспин пришел к заключению, что если во время «холодной войны» использование военной силы применялось исключительно исходя из национальных интересов США, с акцентом на необходимость ликвидации угрозы, исходящей в адрес национальной безопасности, то с ее окончанием произошло оформление качественно иной модели использования военной силы – исходя из задач, связанных с защитой американских ценностей. Другими словами, случилось определенное замещение мотивов, исходя из которых США прибегают к использованию военной силы. Центр тяжести сместился на идеологический компонент, имеющий при этом ярко выраженную внешнюю направленность, поскольку речь шла о защите американских ценностей за пределами США.

К примеру, говоря о характере использования военной силы, авторы этого документа подчеркивали: «Хотя потребность в привлечении ВС США может быть большой, дефицит ресурсов заставляет… тщательно определять средства и масштабы вмешательства в каждом конкретном случае. Было бы неразумно заранее устанавливать все ограничения, которые необходимо учитывать при использовании силы, однако целесообразно определить несколько основных принципов, которыми надлежит руководствоваться при принятии решения о ее применении»2.

«Первое и самое главное заключается в том, что именно наши национальные интересы будут определять степень и размах нашего участия. Во всех случаях цена и возможный риск при привлечении войск должны быть тщательно проанализированы и приведены в соответствие с важностью политических целей. В особых случаях, когда на карту могут быть поставлены жизненно важные интересы и вопросы выживания, т.е. те, которые имеют огромную важность для безопасности и жизнеспособности нации, применение нами силы будет решительным и, если это будет необходимым, односторонним. В других ситуациях, представляющих меньшую угрозу, военное вмешательство США должно носить выборочный характер и осуществляться только там, где могут серьезно пострадать наши национальные интересы, например, в регионах, экономически важных для США, в районах, откуда может возникнуть поток беженцев в США или союзные нам государства»1.

«Во-вторых, насколько возможно, мы будем стремиться использовать помощь наших союзников или действовать в рамках соответствующих международных организаций. Если на карту будут поставлены важнейшие национальные интересы, мы готовы действовать в одиночку. Но в тех случаях, когда напрямую затрагиваются лишь интересы наших союзников, необходимо добиваться от них выполнения их доли обязательств»2.

«В-третьих, в любом случае перед тем, как использовать военную силу, мы должны ответить на несколько важнейших вопросов: Исчерпаны ли невоенные средства, которые дали бы приемлемый шанс на успех? Какие из возможностей ВС США следует использовать и соответствует ли применение военной силы в необходимой степени нашим политическим целям? Есть ли у нас достаточная уверенность, что наши действия получат одобрение американского народа и его избранных представителей? Определены ли временные рамки или этапы, которые дадут возможность оценить степень успеха или неудачи, и разработан ли в обязательном порядке план прекращения военного участи в конфликте?»3.

«В-четвертых, наше вмешательство должно учитывать такие факторы, как разумная стоимость операции и выполнимость задач. Мы будем более склонны действовать там, где есть основание полагать, что наше вмешательство приведет к долговременному улучшению ситуации. С другой стороны, это вмешательство будет ограниченным, если другие региональные или международные силы способны лучше, чем мы, решить возникшую проблему»4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Использование военной силы

    Учебное пособие
    ... ) случаи использованиявоеннойсилы. Учтены только случаи использованиявоеннойсилы за пределами США. Исключены случаи использованиявоеннойсилы при ...
  2. Военная сила в мировой политике доктор политических наук профессор

    Документ
    ... . Современные тенденции в применении военнойсилы Те, кто изучал использованиевоеннойсилы в мировой политике, традиционно ... боевиков против Израиля. Сегодня военные стратеги говорят о «контролируемом» использованиивоеннойсилы в конфликтах «низкой ...
  3. Военная история

    Список учебников
    ... , региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использованиявоеннойсилы как в целях вооруженной борьбы, так ... . Опыт военных действий в Европе выявил некоторые особенно­сти в организации вооруженных сил и использовании видов и ро­дов ...
  4. Военная история

    Список учебников
    ... , региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использованиявоеннойсилы как в целях вооруженной борьбы, так ... . Опыт военных действий в Европе выявил некоторые особенно­сти в организации вооруженных сил и использовании видов и ро­дов ...
  5. Стивен тернбулл самураи (военная история) военная история человечества – тернбулл стивен

    Книга
    ... чрезмерный энтузиазм и поспешность в использованиивоеннойсилы. Говорят также, что ... феодальную диктатуру, основанную на военнойсиле. Власть Ёритомо стала абсолютной, ... необходимости, когда преобладала военнаясила, и военная машина Токугава пошла ...

Другие похожие документы..