textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Согласовано”

Декан ЕГФ __________________ “____” _______________1999 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс: ПЕТРОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ГЕОТЕКТОНИКИ

Специальность: экология и природопользование

Форма обучения: стационар

Курс:1

Семестр:1

Недельная нагрузка: 5 часов

Количество недель:18

Лекций:56

Лабораторно-практических: 34

Всего: 90

СРС: 45

Экзамен:

Количество РК

ИКИ сем.

ИКИ атт.

ИКИ атт. (51%):

ИКИ экз.:

ИКИ пред.:

ИКИ пред. (51%):

Петропавловск,1999

Рабочая программа составлена: ВОДОПЬЯНОВОЙ Светланой Геннадьевной, доцентом кафедры географии и экологии

Утверждена на заседании

кафедры географии и экологии

“ _______”_______________ 1999г.

Протокол № ________

Зав кафедрой ________________

Одобрена УМК

Естественно-географического факультета

Северо-Казахстанского Университета

“ _______” __________________ 1998

Протокол № ________

Председатель ________________

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочая программа по Петрографии с основами геотектоники составлена на основании рабочей программы по геологии, утверждённой Управлением учебных заведений Министерства образования СССР в 1985 году и несколько переработанной применительно к специальности экология и природопользование. Она состоит из 3 блоков. Первый блок: Магматизм, минералы и породы магматического происхождения. Второй: Литогенез и метаморфизм. Минералы и породы экзогенных и метаморфических процессов. Третий блок: Основы геотектоники. Каждый блок делится на две части: теоретическую и практическую. Курс изучается в первом семестре студентами специальностей: "экология и природопользование", "менеджмент и туризм", а также учащимися колледжа специальности "охрана природы". Знание основ петрографии и геотектоники будущим названным специалистам необходимы в их практической деятельности по многим причинам. Прежде всего, минералы и горные породы представляют собой минеральные ресурсы, без которых немыслимо существование и развитие любого государства. Кроме того, многие минералы и горные породы, нередко, в значительной степени определяют экологическую ситуацию окружающей среды. Прежде всего, это относится к радиоактивным минералам и содержащим их горным породам. Знание сущности геологических процессов и вещественного строения земной коры позволяет на научной основе проектировать и проводить многие природоохранные мероприятия, выбирать места для организации туристических баз, кемпингов и др., разрабатывать и проводить туристические маршруты познавательно-образовательного значения и пр.

Всё вышеизложенное определяет следующие цели и задачи изучаемого курса.

Цель курса: дать студентам теоретические знания по минералам, горным породам и формирующим их процессам, необходимые будущим специалистам для решения проблем рационального использования и охраны минеральных ресурсов, для планирования на научной основе мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, по улучшению экологического состояния окружающей среды и пр.

Основные задачи курса:

Приобретение теоретических знаний по петрографии и геотектонике и умения применять их в природоохранной и др. работе.

Освоение методики макроскопического определения минералов и горных пород по их внешним признакам.

Изучение распространённых и практически важных минералов и горных пород.

Определение роли геологических процессов, в том числе и тектонических ( трещиноватости и др.) и вещественного состава литосферы в формировании экологической ситуации окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 1. МАГМАТИЗМ. МИНЕРАЛЫ И ПОРОДЫ МАГМАТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Лекций 14 часов. Строение и состав Земли и литосферы. Магма, её состав, состояние, условия нахождения. Интрузивный магматизм. Стадии магматических процессов: дифференциация магматическая и кристаллизационная, пегматитовый процесс. Послемагматические процессы. Метасоматоз. Парагенезис минералов. Структура и текстура магматических пород. Полезные ископаемые магматического происхождения. Эффузивный магматизм. Строение вулкана. Продукты вулканических извержений. Типы вулканических извержений. Послевулканические процессы.

Лабораторно-практические занятия -16 часов.

Основы геометрической кристаллографии. Элементы ограничения кристаллов. Симметрия кристаллов. Центр, плоскость и ось симметрии кристаллов. Степень симметрии кристаллов. Сингонии. Группы сингоний. Габитус кристаллов. Простые формы и комбинации. Диагностические свойства минералов. Агрегаты. Классификация минералов. Распространённые и практически важные и радиационноопасные минералы и породы магматического происхождения.

Расчёт баллов по блоку:

Работа на лекциях - 2 балла

Оформление лаб.-практ. работ - 2 балла

Элементы кристаллографии - 2 балла

Диагностические свойства и агрегаты минералов - 3 балла

Знание коллекции и характеристики минералов - 10 баллов

Знание коллекции и характеристики магматических пород - 11 баллов

Рубежный контроль ( тестирование) - 15 баллов

ИКИ блока 45 баллов

Модуль 2. ЛИТОГЕНЕЗ И МЕТАМОРФИЗМ

Лекции 24 часа. Литогенез. Стадии литогенеза. Гипергенез. Зона гипергенеза. Особенности гипергенного минералообразования. Гумидный, нивальный и аридный типы выветривания. Кора выветривания и связанные с ней полезные ископаемые. Переотложение продуктов выветривания. Континентальные типы осадков. Коллювий, делювий, пролювий, аллювий. Оврагообразование. Работа рек. Бассейновый седиментогенез. Осадки на различных зонах морского дна. Диагенез. Эпигенез. Метаморфизм. Факторы и зоны метаморфизма. Типы метаморфизма.

СРС: Геологическая деятельность ветра, ледников, подземных вод

Лабораторно-практические занятия-14 часов. Минералы и породы осадочного и метаморфичского происхождения.

Расчёт баллов по блоку:

Работа на лекциях - 2 балла

Оформление лабораторно-практических работ - 2 балла

Проверка задания СРС 4 балла

Знание коллекции и характеристики минералов - 14 баллов

Знание коллекции и характеристики пород - 15 баллов

Рубежный контроль (тестирование) - -20 баллов

ИКИ блока 57 баллов.

Модуль 3. ОСНОВЫ ГЕОТЕКТОНИКИ

Лекции 12 часов. Тектонические движения земной коры. Колебательные, горизонтальные движения. Складчатые нарушения, трещиноватость, влияние её на естественно-радиационное загрязнение вод и атмосферы. Основные структурные элементы земной коры.

СРС: Землетрясения.

Лабораторно-практические занятия - 4 часа. Тектоническое районирование мира и Казахстана.

Расчёт баллов:

Работа на лекциях - 2 балла

Оформление лаб-практ. работ - 2 балла

Тектоническое районирование материков и РК - 9 баллов

Сейсмическое районирование РК - 9 баллов

Рубежный контроль - 11 баллов

ИКИ блока - 33 балла

ИКИ семестра - 135 баллов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература.

Войлошников В.Д. Геология. М., Просвещение,1979 г.

Добровольский В.В., Якушова А.Ф. Геология. М., Просвещение,1971

Иванова М.Ф. Общая геология. М., Просвещение,1974

Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии М., 1991

Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. М.,1979.

Фисуненко О.П.,Пичугин Б.В. Практикум по геологии. М., Просвещение1977.

Дополнительная литература

Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии.

Каденская М.К. Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии. М.,19

Ларионов А.К., Ананьев В.П. Основы минералогии, петрографии и геологии

Технологическая карта

изучения курса “ПЕТРОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ГЕОТЕКТОНИКИ ”, I семестр 1999-2000 уч. год.

№ недели

Дата

Тема и содержание учебных занятий

Вид учебного занятия и кол-во часов

кол-во баллов

1. Блок. Магматизм. Минералы и породы магматического происхождения

лекц.

л-пр. з.

2.

6.09-11.09

1.Предмет геологии. Строение Земли и литосферы

2

3.

13.09-18.09

2. Элементы кристаллографии. Симметрия кристаллов и элементы симметрии (плоскость, центр и оси симметрии). Сингонии.

СРС: Простые кристаллографические формы и их комбинации. Типы габитуса кристаллов

2

2

1. Химический состав Земли и литосферы. Общие сведения о геологических процессах.

2

2. Магма, Дифференциация магмы.

2

3. Диагностические св-ва минералов (блеск, твердость, излом, спайность, плотность)

2

4

4.

20.09-25.09

1. Пегматитовый процесс. Структура и текстура изверженных пород

2

2. Диагностические св-ва минералов (цвет, четра, побежалось).

Морфология кристаллов и их агрегатов (зернистые, плотные массы, друзы, конкреции, оолиты, секреции, жеоды, натечные формы, землистые скопления, дендриты).

2

5.

27.09-2.10

1. Интрузивный магматизм. Формы глубинных интрузий (бтолиты, штоки, силлы, лакколиты, лополиты, факолиты, дайки, некки). Послемагматические процессы. Полезные ископаемые, связанные с интрузивным магматизмом.

2

2. Эффузивный магматизм. Продукты вулканических извержений (твердые, жидкие и газообразные).

2

СРС - послевулканические явления

3. Ознакомление с методикой макроскопичского определения минералов. Определение и описание карбонатов (кальцита, доломита) и фосфатов (апатита) магматичского происхождения.

2

4

6.

4.10-9.10

1. Типы вулканических извержений (трещинный и вулканы центрального типа: трубки взрыва, бандайсанский, пелейский, этно-везувианский, гавайский). Полезные ископаемые вулканического генезиса. Географическое распространение вулканов.

2

2. Изучение методики макроскопического определения минералов с помощью компьютерного ключа к определителю минералов. Опсиание сульфидов (пирит, халькопирит, галенит, сфалерит, киноварь) и самородных элементов (сера, золото, алмаз) магматического происхождения

2

6

7.

11.10-16-10

1. Оксиды (ильменит, касситерит, магнетит, гематит, хромит, кварц, халцедон, опал). Силикаты (ортоклаз, слюды, лабрадор, роговая обманка, нефелин, авгит) магматического происхождения.

2

8.

18.10-23.10

1. Петрография. Общее понятие о горных породах. Магматические породы. Классификация магматических пород по условиям образования, химическая, минералогическая. Строение магматичских пород.

2

4

9.

25.10-30.10

1. Магматические породы. Группа гранита-риолита, диорита-андезита, сиенито-трахита, габбро-базальта, перидотита, пирокластические породы (вулкнический туф), жильные породы (пегматиты)

2

6

ВСЕГО:

14 часов

16 часов

45, в том числе:

15-РК, 2 РП, 2 РЛП

II Блок. Литогенез. Минералы и породв экзогенных процессов.

7.

11.10-16.10

1. Литогенез. Стадии литогенеза. Гипергенез. Представление о выветривании. Физическое, химическое, биологическое выветривание.

2

2. Особенности гипергенного минералообразования. Стадийность процессов выветривания.

2

8.

18.10-23.10

1. Кора выветривания. Влияние биоклиматических условий: гумидный, аридный, нивальный типы выветривания. Кора выветривания.

2

9.

25.10-30.10

1. Перенос продуктов выветривания. Факторы переотложений и типы клонтиненетальных отложений. Присклоновые процессы и отложения.

2

2. Геологическая деятельность атмосферных вод. Оврагообразование. Проювий.

2

10.

1.11-6.11

1. Гелогическая деятельноять рек. Эрозия боковая, глубинная. Базис эрозии. Русловой, пойменный и старичный аллювий.

2

2. СРС - геологическая деятельность ледников, ветра.

3. Сульфиды (пирит), галоидные соединения (галит, сильвин, карналлит), оксиды (лимонит, боксит, пиролюзит) экзогенного происхождения.

2

5

11.

8.11-13.11

1. Геологическая деятельность моря. Зоны морского дна и области моря. Осадки шельфовой области морей.

2

2. Осадки континентального склона и ложа Мирового Океана.

2

3. Карбонаты (кальцит, сидерит, малахит, азурит), сульфаты (гипс, агидрит), фосфаты (фосфорит), силикаты (каолинит), углеводородные (янтарь). Экзогенного происхождения

2

6

12.

15.11-20.11

1. Диагенез. Эпигенез осадочных пород

2

2. Обломочные (валуны, глыбы, щебень, галечник, дресва, гравий, пески, алевриты) и глинистые (глины, аргиллиты) породы.

5

13.

22.11-27.11

1. Геологическая деятельность подземных вод.

2

2

2. Хемогенные (каменная соль и др.), органогенные карбонатные (известняки, мел, мергели, доломиты) и кремнистые (опоки, диатомиты, трепелы) породы.

2

5

14.

29.11-4.12

1. Каустобиолиты (угли, торф, нефть, газ).

2

ВСЕГО:

20

10

45, в т.ч. 15 РК, 4-р.на л/п

III, Блок. Метаморфизм. Минералы и породы метаморфического происхождения.

13.

22.11-27.11

1. Понятие о метаморфизме. Факторы и зоны метаморфизма. Особенности минералообразования при метаморфизме.

2

14.

29.11-4.12

2. Типы метаморфизма.

2

15.

6.12-11.12

Самородные элементы (графит), карбонаты (доломит), оксиды (магнетит, корунд), силикаты (мусковит, биотит, тальк, серпентин, хризотил - асбест) метаморфического происхождения.

2

3

16.

13.12-18.12

Метаморфические породы. Строение и описание пород (гнейс, слюдяной сланец, филлит, мрамор, кварцит)

2

3

ВСЕГО:

4

4

12, 4-РК, 2 лп

IV, Блок. Геотектоника.

15.

6.12-11.12

1.Геотектоника. Типы тектонических движений. Колебательные движения. Свойства колебательных движений. Трансгрессии и регрессии моря.

2

2. Методы изучения колебательных движений. Оражение в современном рельефе колебательных движений.

2

16.

13.12-18.12

1. Складчатые движения и обусловленные ими складчатые нарушения. Морфологические типы складок, их отражение в рельефе.

2

17.

20.12-25.12

1. Трещинноватость. Элементарные и групповые разрывные нарушения.

2

2. Структурные элементы земной коры в свете плитотектоники. Литосферные плиты, их границы, Зоны субдукции, обдукции, спрединга.

2

3. СРС - землетрясения

4. Тектоническое районирование материков.

2

9

18.

27.12-1.01

1. Структурные элементы земной коры в свете геосинклинального учения. Строение и стадии развития геосинклинальных областей. Геосинклинальные складчатые пояса, их отражение в рельефе.

2

2. Платформы как ядра концентрации вещества земной коры. Строение и стади развития платформ. Основные структурные элементы платформ (щиты, плиты, синеклизы, антиклизы)

2

3. Зоны рифтообразования. Мощность, вещественный состав отложений платформенного чехла. Особенности платформенных деформаций и проявлений вулканизма.

2

4. Периодичность в геотектоническом развитии земной коры. Геотектонические циклы складчатости и горообразования.

2

5. Сейсмическое районирование Казахстана.

2

9

ВСЕГО:

18

4

33, в т.ч. 11-РК, 4-п, л/п

ИТОГО за 1 семестр

56

34

135

Задания на СРС и график их выполнения

№,№ заданий на СРС

Содержание заданий на СРС

На каких занятиях проводится контроль

Сроки сдачи, неделя

1.

Составление конспекта “Геологическая деятельность ледников, ветра, подземных вод”

лабораторно-практическая работа № 9

10

2.

Задания “Рабочей тетради по минералогии”

РК

14

3.

Задания “Рабочей тетради по петрографии”

РК

14

4.

Составление конспекта по теме “Землетрясения”

коллоквиум

17

Наглядные пособия:

Выставочная и раздаточная коллекции минералов

Выставочная и раздаточная коллекции горных пород

Коллекция минералов и горных пород Северо-Казахстанской области

Коллекция ископаемых организмов

Альбомы полезных ископаемых

Таблицы

Специальные карты - тектоническая, геологическая мира, СССР. Специальные карты Республики Казахстан, помещённые в Атласах Целинного края, Казахской ССР, Вузовских атласах мира, школьных атласах и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограмма Дисциплина: «Основы экономики ». Разработал: Конев ... : 44(34) 20(10) 20 4 Программа курса ТЕМА 1. Введение в основы экономики ... на рынке труда. Дефицит рабочих рук и незанятые рабочие места. Эластичность рынка труда ...
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ...
  5. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса
    ... Государственного образовательного стандарта в содержании рабочейпрограммы предполагается реализовать актуальные в ... практическое содержание рабочейпрограммы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочейпрограммы обеспечивает освоение ...
  6. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММА по информатике для 9 класса ... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационным технологиям ... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочейпрограммы учтены рекомендации иструктивно-методического письма ...

Другие похожие документы..