textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский медицинский колледж»

П О С О Б И Е

ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ

тема:

«Растворы»

Дисциплина химия

Специальность «Сестринское дело» «Фармация»

Курс I

Рассмотрено

на заседании ЦМК

ЕН и физвоспитания_______

________________________________

Протокол №_____________

от «­­____»________2011 г.

Председатель комиссии

_____________

Составлена

преподавателем дисциплины

химия

Пироговой Э.Э.

2011

Пояснительная записка

Пособие для студентов «Растворы» написано с целью помочь студентам лучше усвоить учебный материал. Пособие содержит четыре больших раздела. После каждого раздела даны вопросы для самоконтроля. Показаны примеры решения задач. Для закрепления тем и самопроверки знаний даны контрольные тесты. На тесты имеются эталоны ответов, чтобы студенты могли оценить свои знания.

Содержание

  1. Растворы

-виды дисперсных систем

-растворимое вещество и растворитель

-способы выражения количественного состава растворов

-решение задач

-вопросы для самоконтроля по теме «Растворы»

  1. Электролитическая диссоциация

-электролиты

-теория электролитической диссоциации

-механизм электролитической диссоциации ионных веществ

-схема электролитической диссоциации

- механизм электролитической диссоциации полярных веществ

- электролиты и неэлектролиты

-сильные электролиты

-слабые электролиты

-неэлетролиты

-степень диссоциации и константа диссоциации

- диссоциация кислот, оснований, солей

- вопросы для самоконтроля по теме «Электролитическая диссоциация»

  1. Ионные реакции в водных растворах

-ионные реакции

-последовательность составления ионного уравнения

-основания, классификация, состав, свойства

- кислоты, классификация, состав, свойства

- соли, классификация, состав, свойства

- оксиды, классификация, состав, свойства

- вопросы для самоконтроля по теме «Ионные реакции в водных растворах»

  1. Гидролиз солей

-четыре случая гидролиза

5. Электролиз растворов и расплавов солей

6.Приложение:

-тесты по темам

-эталоны ответов

I. Растворы

1.Виды дисперсных систем

Если одно вещество мелко раздроблено и равномерно рас­пределено в другом веществе, возникает дисперсная система. Раздробленное вещество называется дисперсной фазой, а веще­ство, в котором распределена дисперсная фаза, — дисперсион­ной средой.

Дисперсные системы могут быть различными по агрегатно­му состоянию. Воздух, например, является типичной газообраз­ной дисперсной системой, состоящей из газообразных кислорода, азота, оксида углерода(IV) и др. Сплавы металлов — типичные твердые дисперсионные системы. Жидкие дисперсные системы образуются в жидкой дисперсионной среде.

Мы будем рассматривать в основном жидкие дисперсные системы.Дисперсионной средой в таких системах могут быть вода, спирт, керосин, бензол и другие жидкости. Дисперсной фазой могут быть как твердые вещества, так и жидкости, и газы.

Дисперсные системы можно разделить на грубодисперсные системы {взвеси), коллоидные растворы и истинные растворы. Тип дисперсной системы зависит от размеров частиц дисперсной фазы. Если их размер превышает 100 нм, образуются грубо-дисперсные системы — суспензии или эмульсии.

Суспензии получаются, если дисперсная фаза твердая, а эмульсии — если она жидкая. Например, если взболтать в воде глину или сильно измельченный мел, то получается мутная взвесь, которая очень медленно отстаивается. Это и есть сус­пензия.

Примером эмульсии может служить молоко, где дисперсной фазой являются капельки жира. Жир в виде эмульсии легче усваивается организмом. Не случайно выделяемая печенью желчь эмульгирует жир, попадающий в пищеварительный тракт.

Грубодисперсные системы не пропускают лучи света, частицы их достаточно крупны, их можно увидеть в микроскоп. Сус­пензии можно фильтровать через бумажный фильтр.

Как суспензии, так и эмульсии обычно более или менее быст­ро расслаиваются при хранении. В отличие от них коллоидные растворы значительно более устойчивы. В них размер частиц дисперсной фазы колеблется в пределах от 1 до 102 нм.

Наиболее устойчивыми среди дисперсных систем являются гак называемые истинные, или молекулярные, растворы, в кото­рых размер частиц дисперсной фазы не превышает 1 нм. Как правило, в таких растворах дисперсная фаза раздроблена до молекул или ионов.

2. Растворимое вещество и растворитель. Сущность процесса растворения

Обязательными компонентами любого раствора являются растворитель и растворенное вещество. Растворителем обычно называют компонент,

агрегатное состояние которого то же, что и у раствора в целом. В практике чаще пользуются растворами, в которых растворителя гораздо больше, чем растворенного ве­щества. Растворенные вещества могут быть взяты в любом агре­гатном состоянии. Кроме того, в одном растворе может быть растворено несколько веществ. Типичным примером такого рас­твора служит морская вода.

Если поваренную соль, сахар или перманганат калия по­местить в воду, то мы заметим, как количество твердой соли (или другого вещества) постепенно уменьшается — идет раство­рение; при этом вода, в которой растворилось вещество, изме­няет свои свойства: она приобретает вкус, окраску, изменяются температура ее кипения, замерзания, плотность, электрическая проводимость и т. д. Изменяются свойства и у растворяемых веществ. Так, сухая поваренная соль не проводит электрический ток, дистиллированная вода тоже не проводит ток, а водный раствор поваренной соли обладает электропроводностью. При растворении очень часто наблюдается выделение или поглоще­ние теплоты. Причиной этого являются различные физические и химические процессы, происходящие при растворении. Однако если выпарить из раствора воду, то можно опять получить по­варенную соль, причем в том же количестве, что и до растворе­ния.

Возникает вопрос: можно ли рассматривать растворы как механические смеси? В механических смесях каждый компонент сохраняет свои свойства, а в растворах свойства компонентов меняются. Исходя из этого, а также из того, что в растворе могут происходить химические реакции, Д. И. Менделеев предложил рассматривать растворы как жидкие, непрочные, определенные химические соединения в состоянии диссоциации.

Вместе с тем растворы нельзя считать химическими соеди­нениями в полном смысле этого слова, так как раствор одного и того же вещества может иметь разный количественный состав, а у химического соединения состав постоянный. Другими сло­вами, количества растворенного вещества и растворителя в рас­творе могут быть различными.

Растворами можно назвать физико-химические дисперсные системы, со­стоящие из двух или нескольких веществ и их непрочных химических соедине­ний.

Механизм растворения следующий. Молекулы растворителя со всех сторон окружают частицы растворяемого вещества и под действием сил межмолекулярного притяжения, которые в конце концов преодолевают силы сцепления между частицами растворяемого вещества, отрывают их друг от друга. Вследствие диффузии частицы растворяемого вещества постепенно равно­мерно распределяются по всему объему раствора. Такова сущ­ность процесса растворения в простейшем случае, если бы между растворителем и растворенным веществом не происходило химических процессов.

При растворении твердых веществ разрушение кристалли­ческой решетки растворяемого вещества и распределение его частиц в большом объеме всегда сопровождаются поглощением теплоты и влекут за собой охлаждение раствора. Если, например, поместить в стакан с водой кристаллы нитрата аммония NH4N03 и поставить стакан на кусочек влажного картона, то картон примерзнет к стакану, так как температура раствора падает ниже 0 °С

С другой стороны, при растворении в воде серной кислоты или щелочи раствор очень сильно разогревается и может даже закипеть. Выделение теплоты нельзя объяснить, если рассматри­вать растворение как простое смешивание. Объяснение этому явлению дает гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.

Изучая свойства водных растворов серной кислоты, спирта ряда других веществ, Д. И. Менделеев пришел к выводу, что растворы представляют собой системы, состоящие не только из растворителя и растворенного вещества, но и из продуктов их взаимодействия — гидратных соединений различного состава гидратов.

Объясняя это явление, Д. И. Менделеев предположил, что и растворе между частицами растворяемого вещества и раство­рителя возникает взаимодействие, в результате чего происходит растворение и частицы растворенного вещества, распределяясь в объеме раствора, оказываются окруженными оболочками из молекул растворителя. Такая оболочка называется сольватной. Если растворителем является вода, то оболочка называется гидратной.

Молекулы воды из гидратной оболочки иногда вступают в реакцию с растворенным веществом, образуя химическое соеди­нение. Эти соединения называют кристаллогидратами, напри­мер CuS04 • 5Н20. Процесс образования гидратов — экзотерми­ческий химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты, которая перекрывает расход энергии на разрушение кристаллической решетки.

3. Способы выражения количественного состава растворов

Известно, что растворимость твердых веществ и газов в во­де небеспредельна — при достижении определенной концентра­ции образуются насыщенные растворы. В то же время имеются вещества, которые могут смешиваться с водой в любых соотно­шениях (спирт, неорганические кислоты). Известно также, что на растворимость веществ влияют температура и давление. Рас­творимость твердых веществ с повышением температуры увели­чивается, газов — уменьшается. Повышение давления увеличи­вает растворимость газов.

Растворимость твердых веществ зависит также от природы растворяемого вещества. Различают вещества, хорошо раство­римые в воде (NaCl, KN03) NaOH, КОН, FeS04, FeCl3, MgCl2) KI), малорастворимые (CaS04) и практически нерастворимые (BaS04, AgCl, AgBr, СаСОз).

В лаборатории важно не просто знать, растворимо вещество или нет, а необходимо уметь готовить растворы со строго задан­ным содержанием в них растворенного вещества.

Для более точного определения количественного состава раствора используется расчет массовой доли растворенного ве­щества в растворе w.

Массовая доля растворенного вещества w— это отношение массы раство­ренного вещества т1к общей массе раствора т, выраженное в процентах.

w = m1/m100%.

Еще более точным способом определения количественного состава раствора является расчет его концентрации.

Концентрация раствора С — это отношение количества растворенного ве­щества vк общему объему раствора V.

С =v(моль)

V (л)

Задачи на определение массы веществ в растворе:

Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления:

  1. 50 г 0,5 %-ного раствора (ответ: 0,25 г, H2O - 49,75 мл);

  2. 60 г 1 %-ного раствора (ответ: 0,6 г, H2O - 59,4 мл);

  3. 70 г 2 %-ного раствора (ответ: 1,4 г, H2O - 68,6 мл);

  4. 40 г 0,4 %-ного раствора (ответ: 0,16 г, H2O - 39,84 мл);

  5. 80 г 0,2 %-ного раствора (ответ: 0,16 г, H2O - 79,84 мл);

  6. 90г раствора с массовой долей соли 0,001 (ответ: 0,09 г, H2O - 89,91мл);

  7. 60 г раствора с массовой долей соли 0,002 (ответ: 0,12 г);

  8. 50 г раствора с массовой долей соли 0,05 (ответ: 0,25 г);

  9. 70 г раствора с массовой долей соли 0,01 (ответ: 0,7 г);

  10. 120 г 10 %-ного раствора (ответ: 12 г);

  11. 90 г раствора с массовой долей соли 0,06 (ответ: 5,4 г);

  12. 150 г 2 %-ного раствора (ответ: 3 г);

  13. 150 г раствора с массовой долей соли 0,004 (ответ: 0,6 г);

  14. 200 г раствора с массовой долей соли 0,06 (ответ: 12 г);

  15. 140 г раствора с массовой долей соли 0,03 (ответ: 4,2 г);

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

m (р-ра) = 50 г
(соли) = 0,005

m (соли) = ?

m (соли) = 50 г · 0,005 = 0,25 г соли
m (H2O) = 50 г - 0,25 г = 49,75 г
V (H2O) = 49,75 г ? 1 г/мл = 49,75
Ответ: m (соли) = 0,25 г

Задачи на определение массы веществ ,необходимой для получения раствора нужной концентрации :

  1. Какой объем воды надо прилить к 0,5 г сахара, чтобы получить 1 %-ный раствор? Ответ: 45,5 мл.;

  2. Какой объем воды надо прилить к 8 г соли, чтобы получить 2 %-ный раствор? Ответ: 392 мл.;

  3. Какую массу соли надо добавить к 200 мл воды, чтобы получить 3 %-ный раствор? Ответ: 6,2 г.;

  4. Какую массу соли надо добавить к 120 мл воды, чтобы получить 1 %-ный раствор? Ответ: 1,21 г.;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

1) m (сахара) = 0,5 г
(cах.) = 0,01 (1 %)

V(Н2О) = ?

1) m (р-ра) В 100 г р-ра – 1 г сахара
х - 0,5 г сахара
2) m (H2O) = 50 – 0,5 = 45,5 г
45,5 г
3) V(Н2О) = ------------ = 45,5 мл
1 г/мл
Ответ: V(Н2О) = 45,5 мл


Решение 3-ой задачи:

V(Н2О) = 200 мл
(соли) = 0,03 (3 %)

m (соли) = ?

1) 3 %-ный раствор – это на 100 г р-ра – 3 г соли и 97 г воды
2) m (200 мл Н2О) = 200 мл · 1 г/мл = 200 г
3) m (соли) = ?
3 г соли – на 97 г Н2О
х - 200 г Н2О
3 х 200
х = ---------- = 6,2 г.
97
Ответ: m (соли) = 6,2 г

Задачи на определение массовой доли веществ в растворе:

  1. Смешали 0,4 г соли и 200 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Ответ: 0,002.;

  2. Смешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе? Ответ: 0,074.;

  3. Смешали 5 г сахара и 150 мл воды. какова массовая доля сахара в полученном растворе? Ответ: 0,032.;

  4. Смешали 2 г соли и 140 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Ответ: 0,014.;

  5. Смешали 0,5 г соли и 300 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Ответ: 0,00166.;

  6. Смешали гидроксид натрия NaOH в количестве 1 моль с 1 л воды. Какова массовая доля гидроксида натрия в полученном растворе? Ответ: 0,038;

  7. Смешали нитрат натрия NaNO3 в количестве 0,1 моль с 0,5 л воды. Какова массовая доля нитрата натрия в полученном растворе? Ответ: 0,0167;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

m (с) = 0,4 г
V(Н2О) = 200 мл

(с) = ?

m (H2O) = 200 мл х 1 г/мл = 200 г
m (р-ра) = 200 г х 0,4 г = 200,4 г
2) m (H2O) = 50 – 0,5 = 45,5 г
0,4 г
(c) = ---------- = 0,002 (0,2 %-ный)
200,4 г
Ответ: (с) = 0,002 (0,2 %-ный)

Решение 6-ой задачи:

(NaOH) = 1 моль
V(Н2О) = 1 л

(NaOH) = ?

m(NaOH) = 1 моль х 40 г/моль = 40 г
m (H2O) = 1000 мл х 1 г/мл = 1000 г
m (р-ра) = 1000 г + 40 г = 1040 г
40 г
(NaOH) = ------ = 0,038 (3,8 %)
1040 г
Ответ: (NaOH) = 0,038 (3,8 %)

Задачи на определение процентного содержания веществ в растворе:

  1. К 150 г 20 %-ного раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,086 (8,6 %).;

  2. К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,286 (28,6 %).;

  3. К 90 г 6 %-ного раствора поваренной соли прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание поваренной соли во вновь полученном растворе? Ответ: 0,0186 (1,86 %).;

  4. К 140 г 15 %-ного раствора сахара долили 160 мл воды. Каково процентное содержание сахара во вновь полученном растворе? Ответ:0,07(7 %).;

  5. К 200 г 40 %-ного раствора уксусной кислоты долили 300 мл воды. Каково процентное содержание уксусной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,16 (16 %).;

  6. К 80 г 30 %-ного раствора щелочи долили 420 мл воды. Каково процентное содержание щелочи во вновь полученном растворе? Ответ: 0,048 (4,8 %).;

  7. К 120 г 1 %-ного раствора сахара прибавили 4 г сахара. Каково процентное содержание сахара во вновь полученном растворе? Ответ: 0,042 (4,2 %).;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

m (p. HCl) = 150 г
(HCl) = 0,2 (20 %)
V(Н2О) = 200 мл

(HCl) = ?

m (HCl) = 150 г х 0,2 = 30 г
m (p-ра) = 150 г + 200 г = 350 г
m (H2O) = 200 мл х 1 г/мл = 200 г
30 г
(HCl) = ------------------= 0,086 (8,6 %)
350 г
Ответ: (HCl) = 0,086 (8,6 %).

Решение 7-ой задачи:

m (p. сахара) = 120 г
= 0,01 (1 %)
m(сахара) = 4 г

(сахара) = ?

m(сахара) = 120 г х 0,01 = 1,2 г
m(всего сахара) = 1,2 + 4 г = 5,2 г
m (р-ра) = 120 г + 4 г = 124 г
5,2 г
(cахара)= -------------- = 0,042 (4,2 %)
124 г
Ответ: 0,042 (4,2 %).

Задачи с использованием понятия – растворимость:

  1. Какую массу сульфата натрия можно получить при выпаривании 50г насыщенного раствора при t 35О С, если его растворимость 50 (на 100 г воды)? Ответ: 16,7 г.;

  2. Сколько грамм воды необходимо для растворения 30 г нитрата свинца, чтобы получился насыщенный раствор при t 60О С (растворимость его 105)? Ответ: 28,57 г Н2О.;

  3. Имеется 300 г насыщенного при t 15О С раствора нитрата калия. Сколько грамм нитрата калия здесь содержится, если его растворимость 25? Ответ: 60 г.;

  4. В 300 г насыщенного при t 55О С сульфата магния содержится 100 г сульфата магния. Определить его растворимость (коэффициент растворимости). Ответ: 50 г.;

  5. В 200 г раствора KСlO3 при t 30О С содержится 20 г KСlO3. Будет ли его раствор насыщенным, если его растворимость при t 30О С – равна 10? Ответ: будет насыщенным.;

  6. В 100 г воды при t 60О С растворяется 110 г нитрата калия, образуя насыщенный раствор. Какова массовая доля нитрата калия в таком растворе? Ответ: 0,524 (52,4 %).;

  7. Какая масса хлорида бария выкристаллизуется при выпаривании из 300 г насыщенного при t 90О С раствора, если его растворимость 55? Ответ: 106,45 г.;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

m (p. Na2SO4) = 50 г
Р(Na2SO4) = 50 г

m (Na2SO4) = ?

В 150 г р-ра – 50 г Na2SO4
в 50 г - х
50 г х 50 г
х = --------------- = 16,7 г
150 г
Ответ: 16,7 г Na2SO4

Решение 2-ой задачи:

m[Pb(NO3)2] = 30 г
Р(60О С) = 105 г

m (H2O) = ?

105 г Pb(NO3)2 - 100 г H2O
30 г - х
30 г х 100 г
х = ---------------- = 28,57 г
105 г
Ответ: 28,57 г H2O

Решение 4-ой задачи:

m (p. MgSO4) = 300 г
m (MgSO4) = 100 г

Р(MgSO4) = ?

m (H2O) = 300 г – 100 г = 200 г
В 200 г H2O – 100 г MgSO4
в 100 г - х
х=150 г
Ответ: Р(MgSO4) = 50 г

Решение 5-ой задачи:

m (p. KClO3) = 200 г
m (KClO3) = 20 г
Р(KClO3) = 10 г

Будет ли раствор
насыщенным?

m (H2O) = 200 г – 20 г = 180 г
В 100 г H2O – 10 г KClO3
в 180 г H2O – х
180 х 10 г
х = -------------- = 18 г
100 г
А в растворе 20 г KClO3, следовательно раствор
насыщенный.

Решение 6-ой задачи:

m (H2O) = 100 г
m (KNO3) = 110 г

(KNO3) = ?

m (р-ра) = 100 г + 110 г = 210 г
110 г
= --------- = 0,524 (52,4 %)
210 г
Ответ: 0,524 (52,4 %)

Решение 7-ой задачи:

m (p. BaCl2) = 300 г
Р(BaCl2) = 55 г

m (BaCl2 выкр.) = ?

В 155 г р-ра – 55 г BaCl2
в 300 г – х
300 г х 55 г
х = -------------------------- = 106,45 г
155 г
Ответ: 106,45 г.

Задачи на определение массы или объема вещества при добавлении его в раствор для изменения концентрации:

  1. Сколько миллилитров воды надо прилить к 80 г 5 %-ного раствора соли, чтобы получить 2 %-ный раствор? Ответ: 120 мл.;

  2. Сколько грамм соли надо добавить к 150 г 0,5 %-ного раствора этой соли, чтобы получить 6 %-ный раствор? Ответ: 8,78 г.;

  3. Сколько миллилитров воды надо прилить к 200 г 6 %-ного раствора сахара, чтобы получить 1,5 %-ный раствор сахара? Ответ: 600 мл.;

  4. Сколько воды надо прилить к 80 г 10 %-ного раствора гидроксида натрия, чтобы получить 3 %-ный раствор? Ответ: 186,7 мл.;

  5. Сколько грамм сахара надо добавить к 300 г 2 %-ного раствора, чтобы получить 5 %-ный раствор? Ответ: 9,47 г.;

  6. Сколько миллилитров воды надо добавить к 70 г 20 %-ного раствора серной кислоты, чтобы получить 3 %-ный раствор? Ответ: 396,7 мл.;

  7. Как сделать, чтобы 50 г 10 %-ного раствора поваренной соли превратить в 1 %-ный? Ответ: долить 450 мл H2O.;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

m (p. соли) = 80 г
(с) = 0,05 (5 %)
пол.(с) = 0,02 (2 %)

V(Н2О) = ?

1) m (соли) = 80 г х 0,005 = 4 г
2) m(Н2О) = 80 г – 4 г = 76 г
3) На 98 г Н2О – 2 г соли
х г Н2О – 4 г соли
350 г
х = 196 г Н2О
4)Долить надо 197 г – 76 г = 120 г
V(Н2О) = 120 г : 1 г/мл = 120 мл
Ответ: 120 мл.

Решение 2-ой задачи:

m (p-ра соли) = 150 г
(с) = 0,005 (5 %)
(с) = 0,06 (6 %)

m(соли) = ?

m (соли) = 150 г х 0,005 = 0,75 г
m(Н2О) = 150 г – 0,75 г = 149,25 г
m(соли) = ?
на 94 г Н2О – 6 г соли
на 149,25 г – х г соли
х = 9,53 г
m(соли добав.) = 9,53 г – 0,75 г = 8,78 г

Ответ: 8,78 г.

Задачи на определение процентного содержания или массовой доли веществ в растворе, полученном при смешивании растворов разной концентрации:

  1. Смешали 140 г 0,5 %-ного раствора соляной кислоты с 200 г 3 %-ного раствора соляной кислоты. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,0197 (1,97 %).;

  2. Смешали 50 г 5 %-ного раствора серной кислоты с 80 г 20 %-ного раствора серной кислоты. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,142 (14,2 %).;

  3. Смешали 70 г 10 %-ного раствора азотной кислоты с 80 г 25 %-ного раствора азотной кислоты. Каково процентное содержание азотной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,18 (18 %).;

  4. Смешали 60 г 2 %-ного раствора поваренной соли с 80 г 4 %-ного раствора поваренной соли. Каково процентное содержание поваренной соли во вновь полученном растворе? Ответ: 0,00314 (3,14 %).;

  5. Смешали 20 г 0,5 %-ного раствора сахара с 20 г 1 %-ного раствора сахара. Какова массовая доля сахара во вновь полученном растворе? Ответ: 0,0075 (0,75 %).;

  6. Какова массовая доля нитрата калия в растворе, полученном после смешивания 90 г 2 %-ного раствора и 110 г 5 %-ного раствора нитрата калия. Ответ: 0,0365 (3,65 %).;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

m (p) = 140 г
(HCl) = 0,005 (0,5 %)
m (p. HCl) = 200 г щ(HCl) = 0,03 (3 %)

(HCl) = ?

1) m (HCl) в 1ом р-ре
m (HCl) = 140 г х 0,005 = 0,7 г
2) m (HCl) во 2ом р-ре
m (HCl) = 200 г х 0,03 = 6 г
3) Общая m (HCl) = 6 г + 0,7 г = 6,7 г
4) m (p-ра полученного) = 140 г + 200 г = 340 г
5) Новая ?(HCl)
6,7 г
(HCl) = -------- = 0,0197 (1,97 %)
340 г
Ответ: (HCl) = 0,0197 (1,97 %)

Задачи на молярную концентрацию:

  1. Определить молярную концентрацию раствора серной кислоты, полученного при смешивании 25 мл 10-молярного раствора серной кислоты и 225 мл воды. Ответ: 1 моль.;

  2. Определить молярную концентрацию 73,8 %-ного раствора серной кислоты, плотность которого 1,655 г/мл. Ответ: 12,46 моль/л.;

  3. Определить молярную концентрацию 56,68 %-ного раствора азотной кислоты, плотность которого равна 1,356 г/мл. Ответ: 12,2 моль/л.;

  4. Определить молярную концентрацию 18 %-ного раствора соляной кислоты, плотность которого равна 1,089 г/мл. Ответ: 5,37 моль/л.;

  5. Какой объем 36,5 %-ного раствора соляной кислоты (пл. 1,18 г/мл) необходимо взять для приготовления 1000 мл 0,1 молярного раствора? Ответ: 8,47 мл.;

  6. Вычислите молярную концентрацию 10 %-ного раствора серной кислоты (пл. 1,07 г/мл). Ответ: 1,09 моль.;

  7. Определить массовую долю азотной кислоты в 4,97 молярном ее растворе, плотность которого 1,16 г/мл. Ответ: 27 %.;

  8. Вычислите молярную концентрацию 16 %-ного раствора сульфата меди II, плотностью 1,18 г/мл. Ответ: 1,18 моль/л.;

Примеры:
Решение 1-ой задачи:

V(p. H2SO4) = 25 мл
C(H2SO4) = 10 м/л
V(H2O) = 225мл

C(H2SO4) = ?

(H2SO4) - ? В 1000 мл – 10 моль
в 25 мл – х моль
х = 0,25 моль
V(р-ра) = 225 мл + 25 мл = 250 мл
C(H2SO4) - ? В 250 мл – 0,25 моль
в 1000 мл – х моль
х = 1 моль/л
Ответ: С = 1 моль/л.

Решение 2-ой задачи:

(H2SO4) = 0,738 (73,8 %)
(p) = 1,655 г/мл

С = ?

V(р) = 100 г : 1,655 г/мл = 60,42 мл
В 60,42 мл р. – 73,8 г H2SO4
в 1000 мл – х
х = 1221,45 г
1221,45 г
= ------------------------------- = 12,46 моль

98 г/мл
С = 12,46 моль/л
Ответ: С = 12,45 моль/л

Решение 5-ой задачи:

(HCl) = 0,365 ( 36,5 %)
(p-ра) = 1,18 г/мл
V(р) = 1000 мл
С(HCl) = 0,1 моль/л

V(36,5 % р-ра) = ?

В 1000 мл р-ра – 0,1 моль HCl (3,65 г)
в 100 г р-ра – 36,5 г HCl
х – 3,65 г
х = 10 г (р-ра)
V(р-ра) = 10 г : 1,18 г/мл = 8,4745 мл
Ответ: V = 8,4745 мл

Решение 7-ой задачи:

С(HNO3) = 4,97 моль/л
(p) = 1,16 г/мл

(HNO3) = ?

m (р) = 1000 мл х 1,16 г/мл = 1160 г
m (HNO3) = 4,97 моль х 63 г/моль = 313,11 г
313,11 г
= --------------------- = 0,27 (27 %)
1160 г
Ответ: = 0,27 (27 %).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительнаязаписка Содержание программы разработано в соответствии с ...
  3. Пояснительная записка (752)

    Пояснительная записка
    ... : 68ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка В программе реализуется художественно – эстетическое ... 34ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка Произведения художественной литературы раскрывают перед ...
  4. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  5. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  6. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..