textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Поскольку щелочи и кис­лоты являются веществами главным образом бесцвет­ными, а в процессе реакции образуются также бесцвет­ные вещества, то реакцию между ними следует прово­дить в присутствии индика­тора, который поможет об­наружить наличие реакции. На этой реакции в количе­ственном анализе основан метод нейтрализации.

4. Щелочи могут реаги­ровать с растворимыми со­лями. При этом образуют­ся новая соль и нераствори­мое основание:

FeCl3+3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

Fe3+ + ЗСl- + 3Na+ + ЗОН- = Fe(OH)3↓ + 3Na+ + ЗСl-

3+ + ЗОН- = Fe(OH)3

Cu(OH)2 + 2HC1 = CuCl2 + 2Н2О

Cu(OH)2 + 2H+ + 2Сl- = Сu2+ + 2Сl-+ 2H20

Cu(OH)2 + 2H+= Cu2+ + 2H20

Нерастворимые основа­ния под действием кислот растворяются. Это является

достаточно ярким признаком реакции

4. Нерастворимые осно­вания с солями не реаги­руют

5. Многие основания, особенно нерастворимые, могут разлагаться на основной оксид и воду:

Cu(OH)2 = СuО + Н20

Нерастворимые основания постепенно разлагаются даже при обычных условиях, а растворимые — только при сильном прокаливании. Что касается едких щелочей NaOH, КОН и др., то они практически совсем не подвержены раз­ложению.

4. Кислоты. Классификация. Состав и свойства.

Кислотами называются электролиты, диссоциирующие в водных растворах с образованием в качестве катионов только ионов водорода, а в качестве анионов — анионы кислотного остатка.

Например, диссоциация азотной кислоты выражается следующим равенством:

HNO→Н+ + NO3-

Названия кислот зависят от названия центрального атома, образующего кислоту, например:

H2S04— серная кислота,

HN03 — азотная кислота.

Классификация кислот по составу

Кислородные кислоты

Бескислородные кислоты

формула

название

формула

название

H24

Серная

НС1

Соляная

HNО3

Азотная

H2S

Сероводородная

Н2СО3

Угольная

НВг

Бромоводородная

Н3РО4

Фосфорная

HI

йодоводородная

H23

Сернистая

HF

Фтороводородная

H2SiО3

Кремниевая

HBr

Бромоводородная

Классификация кислот по основности

Одноосновные кислоты

Двухосновные кислоты

Многоосновные

кислоты

НСl

H24

Н3Р04

HNO3

Н2СО3

НВг

H23

HI

H2SiО3

Если элемент образует две или несколько кислот, то названия отличаются друг от друга окончаниями: H2S04— серная кислота (сера в высшей положительной степени окисления), H2S03—сернистая кислота (сера в низшей положительной степени окисления).

Среди кислот лишь кислородные кислоты имеют соот­ветствующие ангидриды. Например, серной кислоте H24 соответствует серный ангидрид SО3, фосфорной кислоте-Н3РО4 — фосфорный ангидрид Р2 О5 и т. д.

Если кислота бескислородная, то к названию элемен­та добавляется окончание «водородный»: H2S — сероводо­родная кислота, НВг — бромоводородная кислота и т. д.

Бескислородные кислоты представляют собой летучие-водородные соединения элементов главных подгрупп VI— VII группы, растворенные в воде. Ангидридов эти кисло­ты, естественно, не имеют. Они также не могут быть вы­делены в безводном состоянии.

По степени диссоциации кислоты разделяют на силь­ные, средние и слабые Классификация кислот по степени диссоциации:

Сильные кислоты

Средние кислоты

Слабые кислоты

HC1

Н3Р04

H2SiО3

HNО3

H23

Н2СО3

H24

H2S

По физическим свойствам большая часть минеральных кислот представляет собой жидкости. Имеется и твердая кислота — фосфорная. Это кристаллическое вещество

Кислородные и бескислородные кислоты обладают об­щими химическими свойствами.

1. Кислоты действуют на индикаторы. Лакмус в кис­лотах становится розовым, фенолфталеин остается бес­цветным, а метиловый оранжевый становится красным. Оди­наковое действие кислот на индикаторы объясняется по­вышенной концентрацией ионов водорода в растворе в связи с диссоциацией кислот.

2. Кислоты вступают в реакцию с металлами:

Zn + 2НС1 = ZnCl2 + H2

Реакция с выделением водорода происходит лишь в том случае, если кислота сильная (кроме азотной) и если вступающий в реакцию металл активнее водорода и по­этому может вытеснять его из кислот.

Для того чтобы определить, достаточно ли активен ме­талл, пользуются электрохимическим рядом напряжений металлов. Впервые этот ряд был составлен эксперименталь­ным путем и изучен русским ученым Н. И. Бекетовым (см. «Электрохимический ряд напряжений металлов»).

Металлы в этом ряду расположены в порядке убыва­ния их активности. Это связано с энергией, необходимой для отрыва валентных электронов. Чем активнее металл, тем легче он отдает электроны, тем меньшая энергия для этого требуется. Все металлы, стоящие в этом ряду левее водорода, активнее его и могут восстанавливать его из кислот. Все металлы, стоящие правее водорода, имеют малую активность и водород из кислот не восстанавли­вают.

3.Кислоты могут вступать в реакцию с основными ок­сидами:

Fe2О3 + 3H24 = Fe2(SО4)3 + 3H2О

Fe2О3 + 6Н+ + 3SO42- = 2Fe3++ 3SО42- + 3H20

Fe2О3 + 6H+ = 2Fe3+ + 3H2О

4.Кислоты реагируют с любыми основаниями (реакция нейтрализации):

Са(ОН)2 + 2НС1 = СаС12 + 2Н20

Са2+ + 20Н- + 2Н+ + 2Сl- = Са2+ + 2Сl- + 2Н20

Н+ + ОН- = Н2О

5. Кислоты вступают в реакцию с солямив том слу­чае, если при этом образуется нерастворимый в кислотах осадок или если реагирующая кислота сильнее, чем кис­лота, образовавшая соль. Первому условию удовлетворяет реакция:

AgNO3 + HCI = AgCl↓+ HNO3

Ag+ + NO3 + H+ + Сl- = AgCl↓+ H+ + NO3-

Ag+ + Cl- = AgCl↓

а второму реакция

CaC03 + 2HC1 = СаС12 + H2C03

CaC03 + 2H+ + 2CI- = Ca2+ + 2Сl- + C02↑ + H20

CaC03 + 2H+ = Ca2+ + C02↑ + H20

5. Соли. Классификация, состав и свойства.

Солями называются электролиты, диссоциирующие в водных растворах с образованием обязательно катиона металла и аниона кислотного остатка.

Классификация солей

Средние (нормальные) соли

Кислые соли

Основные соли

Двойные соли

Комплексные соли

Na2S04

Са3(Р04)2

MgC03

NaHCO3

Са(Н2Р04)2

KHS03

Си2(ОН)2С03

Fe(OH)Cl2

Al(OH)2N03

KA1(S04)2

KNaC03

KCr(S04)2

K3[Fe(CN)6] Fe4[Fe(CN)6]3

При написании формул любых солей необходимо руко­водствоваться одним правилом: суммарные заряды катио­нов и анионов должны быть равны по абсолютной вели­чине.

1. Все средние соли являются сильными электролитами илегко диссоциируют:

Na2S042Na+ + SO42-

2.Средние соли могут взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду напряжений левее металла, входящего в состав соли:

Fe + CuS04 = Сu + FeS04

2. Соли реагируют со щелочами и кислотами по прави­лам, описанным в разделах «Основания» и «Кислоты»:

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓+ 3NaCl

Fe3+ + 3C1- + 3Na+ + ЗОН-↓ = Fe(OH)3 + 3Na+ + ЗСl-

Fe3+ + 30H- = Fe(OH)3

Na2S03 + 2HC1 = 2NaCl + H2S03

2Na+ + SO42- + 2H+ + 2Сl- = 2Na+ + 2Сl- + S02↑ + H20

2H+ + SO42- = S02↑ + H2O

3. Соли могут взаимодействовать между собой, в ре­зультате чего образуются новые соли:

AgN03 + NaCl = NaN03 + AgCl↓

Ag+ + NО3 + Na+ + CI- = Na+ + N03- + AgCl↓

Ag+ + Cl- = AgCI↓

Поскольку эти обменные реакции осуществляются в основном в водных растворах, они протекают лишь тогда, когда одна из образующихся солей выпадает в осадок.

6.Оксиды. Классификация. Свойства.

Классификация

Солеобразующие оксиды - взаимодействуют с кислотами и основаниями, образуя соли.

Несолеобразующие оксиды- не

взаимодействуют с кислотами и основаниями, не образуют соли.

CaO, SO2

СО, NO


В свою очередь солеобразующие оксиды бывают:

Основные - образованы атомами металла

Кислотные – образованы атомами

неметалла

СaO

SO2

Рассмотрим химические свойства основных оксидов:

1.Взаимодействие с водой:

СaO +Н2О→ Сa(OH)2

2. Взаимодействие с кислотными оксидами:

СaO+ SO2→ СaSO3

3.Взаимодействие с кислотами

СaO+ 2НС1 = СаС12 + Н2О

СaO + 2Н+ + 2Сl- = Са2+ + 2Сl- + Н2О

СaO + 2Н+ = Са2+ + Н2О

Рассмотрим химические свойства кислотных оксидов:

1.Взаимодействие с водой:

SO22О→H2SO3

2. Взаимодействие с основными оксидами:

СaO+ SO2→ СaSO3

3.Взаимодействие с основаниями:

Са(ОН)2 + SO2 = СаSОз + Н2О

Са2+ + 2OН- + SO2 = СаSO3 + Н2О

Вопросы для самоподготовки по теме «Химичесие реакции в водных растворах»:

1. Какие реакции называются ионными?

2. Как составляются полное ионное и сокращенное ионное урав­нения?

3. Составьте молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения следующих реакций:

а) хлорид хрома (Ш)+нитрат серебра;

б) хлорид железа(III)+едкий натр;

в) сульфид натрия + соляная кислота;

г) гидроксид кальция + азотная кислота;

д) хлорид натрия + нитрат свинца;

е) нитрат бария+сульфат натрия;

ж) сульфат алюминия + едкое кали;

з) хлорид бария + сульфат марганца;

и) фосфат натрия+хлорид кальция.

4. Составьте ионные уравнения реакции; укажите, какие из них будут обратимы и почему:

а) едкий натр + хлорид калия;

б) сульфат железа (III)+хлорид бария;

в) хлорид магния+нитрат натрия;

г) нитрат железа (III) +едкое кали;

д) хлорид цинка+едкий натр;

е) сульфат натрия + хлорид меди (П).

5. Укажите, могут ли находиться в растворе одновременно ионы: а) Ва2+ и SO42-; б) Са2+ и Mg2+; в) Сu2+ и ОН-; г) Fe3+ и S042-; д) S2- и Na+; е) Р043- и Mg2+.

6. Напишите несколько уравнений реакций нейтрализации и вы­делите для них общее сокращенное ионное уравнение.

7. Пользуясь периодической системой, напишите формулы сле­дующих оснований и укажите, к какой группе по числу гидроксид-ио­нов и по растворимости они относятся: а) гидроксид лития; б) гид­роксид стронция; в) гидроксид галлия; г) гидроксид алюминия; д) гидроксид калия; е) гидроксид меди (П); ж) гидроксид желе­зами.

8. С какими из перечисленных веществ будет реагировать едкое кали: а) хлорид цинка; б) оксид кальция; в) оксид серы (IV); г) кремниевая кислота; д) карбонат магния; е) карбонат натрия; ж) нитрат меди (П)? Подтвердите свой вывод уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.

9. Рассчитайте, сколько гидроксида кальция вступит в реакцию с 280 г азотной кислоты, если она содержит 10% примесей

10. Какой объем оксида углерода (IV) израсходуется на реакцию с 10 г едкого натра, содержащего 20% примесей?

11. Сколько получится соли при реакции 570 г гидроксида бария с серной кислотой, если гидроксид бария содержит 10% примесей?

12. Имеются медь, кислород, соляная кислота, вода, металличе­ский натрий. Каким образом, пользуясь только этими веществами, можно получить гидроксид меди?

13. В трех колбах находятся растворы: в одной — азотной кис­лоты, в другой — гидроксида натрия, в третьей — гидроксида бария; в четвертой колбе — вода. Как определить, в какой колбе какой рас­твор? Какие реактивы для этого требуются?

14. Сколько оксида кальция потребуется для получения 37 г гид­роксида, если оксид содержит 20% примесей?

15. Какой объем оксида углерода (IV) израсходуется на реакцию с 500 мл 2 н. раствора едкого кали?

16. Напишите формулы следующих солей: а) фосфат магния; б)гидрофосфат магния; в) сульфит свинца; г) гидросульфат бария; д) гидросульфит бария; е) силикат калия; ж) нитрат алюминия; м) хлорид меди (II); и) нитрат кальция; к) карбонат калия; л) гидросульфат алюминия; м) дигидроксосульфат алюминия.

IY. Гидролиз солей

Специфическим свойством солей является их способность гидролизоваться — подвергаться гидролизу (от греч. «гидро» — вода, «лизис» — разложение), т.е. разложению под действием воды.

1. При гидролизе соли, образованной катионом сильногооснования и слабой кислоты,например K2S, сульфид калия диссоциирует на ионы как сильный электролит:

K2S = 2К+ + S2-

Анион серы S2- является анионом слабой сероводород­ной кислоты, которая диссоциирует плохо. Это приводит к тому, что анион S2- начинает присоединять к себе из воды катионы водорода, постепенно образуя малодиссоциирующие группировки:

1) S2- + НОН →HS- + ОН-

2) HS- + HOHH2S+ ОН-

Вторая стадия процесса протекает значительно слабее, так как ионы ОН- накапливаются в растворе, а повыше­ние их концентрации приводит к смещению равновесия в сторону исходных веществ.

Поскольку в растворе накапливаются анионы ОН-, то реакция среды становится щелочной. Таким образом, при гидролизе солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, реакция среды всегда бывает щелочная.

Запись в молекулярной форме выглядит следующим об­разом:

1) K2S + НОН →KHS + КОН

2) KHS + НОН →H2S + КОН

2. Если берут соль, образованную катионом слабого основания и анионом сильной кислоты, например Fe(N03)3, то при ее диссоциации образуются ионы: Fe (NO3)3 Fe3+ + 3NO3-

Катион железа Fe3+ является катионом слабого осно­вания — гидроксида железа, который диссоциирует очень плохо. Это приводит к тому, что катион Fe3+ начинает при­соединять к себе из воды анионы ОН-, образуя при этом малодиссоциирующие группировки:

1) Fe3+ + HOH→(FeOH)2+ + H+

На второй ступени:

2) Fe(OH)2++HOH →Fe(OH)2++ Н+

И, наконец, в очень малой степени может осуществиться и третья ступень гидролиза:

3) Fe(OH)2+ + НОН→ Fe(OH)3 + Н+

Как видно из записи уравнений, в растворе накапливаются катионы водорода. Следовательно, раствор данной соли будет иметь иметь кислую реакцию.

В молекулярной форме запись выглядит следующим образом

1) Fe (NO3)3 + НOН→ FeOH(N03)2 + HN03

2) FeOH(NO3)2 + НОН →Fe(0H)2N03 + HN03

Fe(0H)2N03 + НОН→ Fe(0H)3+HNO3

Такимобразом, при гидролизе соли, образованной слабымоснованием и сильной кислотой, реакция среды всег­да кислая.

3.Если соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты, то ни катион, ни анион не присоединяет ионов воды и реакция остается нейтральной. Гидролиз практически не происходит.

4. Если соль образована катионом слабого основания анионом слабой кислоты, то такая соль может подвергаться сразу полному и необратимому гидролизу. Например, если сульфид алюминия A12S3, полученный сжиганием алюминия в порошке серы, бросить в воду, то моментально произойдет бурная реакция гидролиза:

Al 2S3+ 6HOH = 2Al(OH)3+3H2S↑

В результате образуется осадок А1(ОН)3 ↓ и выделится сероводород. Этот гидролиз необратим, поэтому при реакции обмена в растворе A12S3 получить нельзя. Вместо негообразуются продукты гидролиза. В связи с этим, напри-

мер, уравнение реакции между А1С13 и Na2S в растворе нужно записывать так:

AICl3 + 3Na2S + 6Н20 = 2А1(ОН)3↓ + 6NaС1 + 3H2S

Таким образом, гидролиз солей — это обменная реак­ция их с водой.

На гидролиз влияет не только природа вещества, но и другие факторы, например разбавление раствора: увеличение количества воды в растворе усиливает гидро­лиз. При нагревании гидролиз также усиливается.

Таким образом, гидролиз — явление, существенно воз­действующее на течение химических процессов, чего нель­зя не учитывать.

Вопросы для самоподготовки по теме «Гидролиз»

1 .Что такое гидролиз и от каких факторов он зависит?

2 .Среди перечисленных ниже солей укажите те, которые в растворе подвергаются гидролизу: NaNО3, Cr2(SO4)3, АlCl3, СаСl2, K2SiО3. Составьте уравнения тех реакций гидролиза, которые осу­ществимы.

V.Электролиз

Если в раствор или расплав электролита опустить электроды и пропустить постоянный электрический ток, то ионы начнут двигаться направленно: катионы — к катоду (отрицательно заряженному электроду), анионы — к аноду (положительно заряженному электроду).

На катоде катионы принимают электроны и восстанавливаются. На аноде анионы отдают электроны и окисляются, процесс называют электролизом.

Электролиз - это окислительно-восстановительно-восстановительный процесс протекающий на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствop электролита.

Простейший пример таких процессов — электролиз расплавов солей.

Рассмотрим процесс электролиза хлорида натрия:

NaCl → Na+ + Сl-

Под действием электрического тока Na+ движутся к катоду и принимают от него электроны:

Na++1e→Na0 (восстановление)

Ионы Cl- движутся к аноду и отдают ему электроны:

2Cl-- С120 (окисление)

Сумарное уравнение процессов:

2 Na++2Cl-→ Na0 +С120

На катоде образуется металлический натрий, на катоде газообразный хлор.

Сложнее дело обстоит в случае электролиза растворов электролитов.

В растворе соли, кроме ионов металла и кислотного остатка, присутствуют молекулы воды. Поэтому при рассмотрении процессов на электродах необходимо учитывать их участие вэлектролизе.

Для определения продуктов электролиза водных раствором электролитов существуют следующие правила:

1. Процесс на катоде зависит не от материала катода, из которого он сделан, а от положения металла (катиона электролита) в электрохимическом ряду напряжений, при этом если:

1.1. Катион электролита расположен в ряду напряжений с начала

ряда по А1 включительно, то на катоде идет процесс восстановления воды (выделяется водород Н2). Катионы металла не восстанавливаются, они остаются в растворе.

1.2. Катион электролита находится в ряду напряжений междуалюминием и водородом, то на катоде восстанавливаются одновременно и ионы металла, и молекулы воды.

1.3. Катион электролита находится в ряду напряжений после водорода, то на катоде восстанавливаются катионы металла.

Li, К, Сa, Na, Mg, Al Zn, Cr, Fe, Ni, Sn, Pb, Н Сu, Ag, Hg, Pt, Au

Не восстанавливаются, Возможно выделение Восстанавливаются

выделяется Н2: металла и водорода выделяется металл

2H2O+2e→Н2+2ОH- 2H2O+2e→Н2+2ОH-

2. Процесс на аноде зависит от материала анода и от природы аниона

ляется металл анода, несмотря на природу аниона.

Если анод не растворяется (его называют инертным-графит, золото, платина), то:

а) при электролизе растворов солей бескислородных кислот кроме фторидов) на аноде идет процесс окисления аниона;

б) при электролизе растворов солей кислородсодержащих кислот и фторидов на аноде идет процесс окисления воды (выделяется 02). Анионы не окисляются, они остаются в растворе:

на аноде: 2H2O-4e→O2+4H+

Пример электролиза растворов солей:

а) 2КCl+2Н2O→ H2↑+Сl2↑+2KOH

(катод) 2H++2e→ H20 │ 1

(анод) 2Cl- -2е→ Сl2 │ 1

На аноде окисляются анионы Cl, а не кислород молекул воды, т.к. электроотрицательность хлора меньше, чем кислорода, и следовательно, хлор отдаёт электроны легче, чем кислород.

Электролиз широко применяется в ряде производств. Это единственный экономически выгодный промышленный путь получения активных металлов: калия, натрия, алюминия, а также неметаллов: хлора, фтора. Электролиз можно использовать для очистки металлов, покрытия одного металла другим для защиты от коррозии.

Вопросы для самоподготовки по теме «Электролиз»

1. Почему при элекролизе расплава NaCl можно получить металлический натрий, а при элекролизе раствора NaCl его получить нельзя?

2. Чем объяснить, что в растворе при элекролизе NaCl обрауется щёлочь NaOH?

3 .Где применяется электролиз?

Тест № 1

Электролитическая диссоциация

1.Сильными электролитами являются все вещества, указанные в ряду

1. KOH, HNO3, H2SO4

2. H2S, H2SO3, H2SO4

3. Mg Сl2, CH3COOH, NaOH

4. H2S, CH3COOH, H2SO3

2. Слабым электролитом является кислота

1. иодоводородная

2. сероводородная

3. азотная

4. хлороводородная

3. Электролитом не является

1. расплав гидроксида натрия

2. азотная кислота

3. раствор гидроксида натрия

4. этиловый спирт

4. Ионы I- образуются при диссоциации

1. KIO3

2. KI

3. CH3CH2I

4. NaIO4

5. В качестве анионов только ионы OH- образуются при диссоциации

1. CH3OH

2. Zn(OH)Br

3. NaOH

4. CH3COOH

6. В качестве катионов только ионы H+образуются при диссоциации

1. NaOH

2. NaH2PO4

3. H2SO4

4. NaHSO4

7. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в раствор

1. формальдегида

2. ацетата натрия

3. глюкозы

4. метилового спирта

8. Диссоциация по трём ступеням возможна в растворе

1. хлорида алюминия

2. нитрата алюминия

3. ортофосфата калия

4. ортрфосфорной кислоты

9. Наиболее слабым электролитом является

1. HF

2. HCl

3. H Br

4. HI

10. Одновременно не могут находиться в растворе ионы группы

1. Fe3+, K+, H+, Cl-, SO42-

2. Fe2+, Na +, NO3-, SO42-

3. Ba2+, Li+, NO3-, S2-

4. .Ba2+, Cu2+,OH-, F-

Тест № 2

«Химические реакции в водном растворе»

1. Одновременно не могут находиться в растворе ионы группы:

1. K+, H+, NO3, SO4

2. Ba2+, Cu2+, OH-, F-

3. H3O+, Ca2+, Сl-, NO3

4. Mg2+, H3O+, Br-, Сl-

2. Гидроксид калия реагирует, образуя осадок, с

1. NaСl 3. CuСl2

2. NH4Сl 4. BaСl2

3. При взаимодействии водных растворов хлорида кальция и карбоната натрияв осадок выпадает:

1. оксид кальция

2. гидроксид кальция

3. карбонат кальция

4.гидрокарбонат кальция

4. Нерастворимая соль образуется при взаимодействии

1. KOH (р-р) и H3PO4 (р-р)

2. HNO3 (р-р) и CuO

3. HСl (р-р) и MgNO3 (р-р)

4. Ca(OH)2(р-р) и CO2

5. Газ выделяется при взаимодействии растворов

1. сульфата калия и азотной кислоты

2. хлороводородной кислоты и гидроксида хрома

3. серной кислоты и сульфита калия

4. карбоната натрия и гидроксида бария

6. Осадок образуется при взаимодействии раствора NaOHc

1. CO2

2. BaСl2

3. FeSO4

4. H3PO4

7. Нерастворимое основание образуется при сливании растворов

1. карбоната натрия и хлороводородной кислоты

2. бромида меди и гидроксида калия

3. гидроксида натрия и нитрата бария

4. хлорида стронция и серной кислоты

8. Сокращённое ионное уравнение Cu2++S2-CuS соответствует взаимодействию

1. сульфата меди и сульфида аммония

2. гидроксида меди и сероводорода

3. гидроксида кальция и углекислого газа

4. фосфата кальция и карбоната калия

9. К реакциям ионного обмена относится

1. горение сероводорода

2. разложение гидроксида железа (III)

3. гидролиз карбоната натрия

4. алюминотерапия

10. Совместно находиться в растворе могут

1. катион натрия и гидроксид ион

2. катион цинка и гидроксид ион

3. катион алюминия и гидроксид ион

4. катион меди и гидроксид ион

Тест № 3

Гидролиз. Электролиз

1. Щелочную среду имеет раствор

1. Pb(NO3)2 3. NaCl

2. Na2CO3 4. NaNO3

2. В водном растворе какого вещества среда нейтральная

1. NaNO3 3. FeSO4

2. (NH4)2 SO4 4. Na2S

3. Кислую среду имеет водный раствор

1. карбоната калия

2. хлорида меди

3. нитрата натрия

4. иодида калия

4. Гидролизу не подвергается соль

1.КCl3. FeCl2

2. K2CO3 4. ZnSO4

5. Установите соответствие между формулой соли и типом её гидролиза

Формула соли Тип гидролиза

1. CrCl3 а) по катиону

2. BaS б) по аниону

3. CuSO4 в) по катиону и аниону

4. K2S

6. Установите соответствие между названиями солей и средой их раствора

Формула соли Среда раствора

1. нитрат калия а) кислая

2. сульфат железа (II) б) нейтральная

3. карбонат калия в) щёлочная

4. хлорид алюминия

7. При электролизе водного раствора какой соли на катоде и аноде будут выделяться газообразные вещества

1. AgNO3

2. KNO3

3. CuCl2

4. SnCl2

8. Выделение кислорода происходит при электролизе водного раствора соли

1. MgCl2

2. CuSO4

3. NaBr

4. FeBr3

9.Азотная кислота накапливается в электролизёре при пропускании электрического тока через водный раствор

1. нитрата кальция 3. нитрата алюминия

2. нитрата серебра 4. нитрата цезия

10. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах

формула вещества Продукты электролиза

1. Al2 (SO4) а) гидроксид металла , кислота

2. CsOH б) металл, галоген

3. Нg(NO3) в) металл, кислород

4. АuBr3 г) водород, галоген

д) водород, кислород

е) металл, кислота, кислород

Эталон ответов

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тест №1

1

2

4

2

3

3

2

4

4

4

Тест №2

2

3

3

4

3

3

2

1

3

1

Тест №3

2

1

2

1

1-а

2-б

3-а

4-б

1-б

2-а

3-в

4-а

2

2

2

1-д

2-д

3-е

4-б

Литература

  1. Ахметов Н.С., Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 2009.

  2. Габриэлян O.С., Неорганическая химия 9 класс «Дрофа» 2008г

  3. Габриэлян O.С. Общая химия 11 класс «Дрофа» 2008г

  4. Глинка Н.Л., Общая химия. КноРус, 2009.

  5. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс,2003.

  6. Каверина А.А., Медведев Ю.Н., Добротин Д.Ю.-Химия. Сборник экзаменационных заданий «Эксмо»- 2010 г.

  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.: Экзамен, 2002.

  8. Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е.,Неорганическая химия. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005.

  9. Хомченко Г.П., Химия для поступающих в вуз. М.: Новая Волна, 2007.

  10. Чернобельская Г.М., Чертков И.Н., Химия. Москва «Медицина» 1991г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительнаязаписка Содержание программы разработано в соответствии с ...
  3. Пояснительная записка (752)

    Пояснительная записка
    ... : 68ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка В программе реализуется художественно – эстетическое ... 34ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка Произведения художественной литературы раскрывают перед ...
  4. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  5. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  6. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..