textarchive.ru

Главная > Документ


Игорь Бычковский, генеральный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства

Профиль (Москва), 15.09.2008

Нестандартное хозяйство

Генеральный директор Института экономики ЖКХ Игорь БЫЧКОВСКИЙ считает, что в российском коммунальном секторе пока еще недостаточно эффективно выстроены взаимоотношения между обществом, выступающим заказчиком услуг, и бизнесом, который их должен поставлять.

- Насколько успешным вы считаете реформирование российского ЖКХ?

- Я считаю, что реформа ЖКХ активизировалась в части модернизации основных фондов, привлечения инвестиций в капитальный ремонт жилья и модернизации инфраструктуры, но замедлилась в институциональных преобразованиях, в методическом и правовом обеспечении. В значительной степени это определяется тем, что потеряла ориентиры группа "придворных" экспертов, имевших явно преувеличенное представление о саморегулируемых возможностях либеральных рыночных методов в объективно монополизированном коммунальном секторе. Здесь сказались и их однобокая проамериканская ориентация, игнорирующая многообразный европейский опыт, имеющий много больше общего с условиями России, и однополярная ориентация кураторов из Госстроя (Госстроя).

- Что вы имеете в виду под саморегулирующимися возможностями в коммунальном секторе?

- Речь идет о попытках превратить управляющие компании и ТСЖ в жилищном секторе в якобы рыночный эквивалент городского заказчика (что просматривалось в позиции разработчиков Жилищного кодекса). Эти попытки явно провалились. Не может даже совокупность домоуправов, пусть и частных, отражать позицию города в целом, формируя целевые критерии текущей деятельности и развития коммунального сектора: водо-, тепло, электроснабжения. Поймите, это не тот горизонт интересов, информированности, ответственности. Основной вектор формирования частно-государственного партнерства в коммунальном секторе - развитие правоотношений города как заказчика и частного оператора. Государство сейчас взаимодействует с бизнесом в коммунальном секторе, но при этом отсутствует методология оценки коммунальных услуг как товара. То есть если сузить трактовку частно-государственного партнерства в ЖКХ до взаимоотношений власти и бизнеса при производстве услуг, то потребитель, как главный оценщик результатов этого взаимодействия, остается в стороне. Правильнее вести речь о взаимодействии общества с частником (так и звучит в оригинале не совсем точно переведенный термин ЧГП). Чтобы общество в лице глав администраций и муниципальных образований эффективно взаимодействовало с бизнесом, необходимо принять общефедеральные стандарты, которым обязан следовать частный бизнес. Эти стандарты и должны отражать интересы населения. В коммунальной отрасли предполагается сделать упор на саморегулируемые организации (СРО). То есть получается, что бизнес сам себе устанавливает правила игры. Но именно государственные органы регулирования от лица общества в первую очередь должны участвовать в формировании базовых параметров качества жизни населения. Чтобы люди, которые живут и в городе-миллионнике, и в маленьком поселке, имели доступ к минимально гарантированным стандартам обслуживания. Технические и организационные решения могут быть разными, как и степень централизации коммунальных систем, но качество коммунальных услуг - не ниже национального стандарта. А члены СРО эти стандарты гарантируют для потребителей, борясь за право их обслуживания на конкретном рынке.

Вековые трубы

- А разве сейчас в отрасли вообще нет никаких стандартов надежности или качества?

- Формально стандарты есть. Скажем, существует около сотни параметров качества воды. Но только проверяются они далеко не все и как стандарты качества услуг, гарантированные водоканалами, в договорах не зафиксированы. Мне кажется, из этих параметров качества надо выбрать несколько десятков, но включать в договор (сервисный контракт) их поэтапное достижение, следить за их достоверностью и ставить бизнесу задачу уменьшать количество проб, не соответствующих стандартам. Надежность систем тоже не контролируется. Сколько аварий и повреждений фиксируется на километр сети? Муниципалитеты отмечают только такие аварии, которые ведут к отключению потребителя. А повреждения, ведущие к потерям и утечкам, нарушениям экологической безопасности? По нашим оценкам, в России за год происходит 1,8 - 2,2 аварии на один километр сети. А в Европе этот показатель не превышает 0,2 - 0,3 аварии. Почему так происходит? В большинстве регионов крайне мал масштаб замены изношенных основных фондов - ежегодно обновляется 0,8 - 1,2 %. Получается, что межремонтный период, то есть предполагаемый срок службы коммунальных сетей, составляет примерно 100 лет. А трубопроводы даже теоретически не могут служить более 25 лет. То есть только для сохранения нынешнего уровня надежности необходимо менять не менее 4 % сетей в год. Фактически в 1960 - 1980-е трубы укладывались в большом количестве и как можно быстрее, без должной тепло- и гидроизоляции, с нарушением технологии. Реальный срок их безаварийной службы - около 10 - 15 лет, а иногда и меньше. К сожалению, причитания о высоком уровне износа не сопровождаются обоснованными заданиями по замене сетей в режиме подготовки к зиме. Нетрудно заметить, что и в планах, и в отчетах отраслевых органов присутствуют поражающие воображение дилетантов сотни и тысячи километров заменяемых труб, но нигде и никогда вы не увидите плановых заданий по доле замены, исходя из общей протяженности, исходных и целевых критериев и плановой надежности (аварийности) водо- или теплоснабжения. Не лучше ситуация и с источниками теплоснабжения, очистными сооружениями. Здесь к физическому износу добавляется моральный - использование устаревшей, ресурсозатратной технологии. В коммунальном секторе России более четверти основных фондов пора заменить или модернизировать.

- Насколько я слышала, ситуация с 90-100% износа основных фондов системы водоотведения и водоснабжения сейчас наблюдается в ряде курортных черноморских городов.

- Да такая картина по всей России! Возьмем даже относительно молодые города, например Тольятти, который был построен около 40 лет назад. Город новый, красивый, но вся его инфраструктура одномоментно износилась, и ее реабилитация требует существенных вложений.

- Вы говорите о том, что общество должно устанавливать стандарты коммунального обслуживания, чтобы потом диктовать их бизнесу. Но кто конкретно от имени общества должен этим заниматься?

- Возможно, этим должны заниматься структуры, в настоящее время выступающие как регуляторы тарифов - региональные органы ценообразования, бывшие РЭКи. Сейчас в качестве обоснования тарифов рассматриваются инвестпрограммы организаций коммунального сектора. Стандарты качества услуг - то есть главный результат как производственной деятельности, так и инвестиций, - при этом не рассматриваются. В странах Старой Европы сложилась определенная практика, тоже не лишенная недостатков, но хотя бы имеющая определенную логику. Например, в Германии в формировании ставок за жилье и услуги участвуют ассоциации арендаторов и арендодателей при посредничестве депутатского корпуса. Во Франции председатель крупнейших объединений социального жилья может одновременно являться заместителем мэра. Их в меньшей мере интересуют замыслы и действия производителей коммунальных услуг - монополистов на местных рынках. Главное - что получат за те или иные деньги потребители. Очевидно, аналогичные схемы контроля результатов обслуживания можно организовать и у нас. В формировании тарифов, размер которых всегда остро воспринимается населением, должны участвовать несколько сторон, представляющих интересы всех участников рынка услуг. В диалоге этих групп на различных уровнях рождается сбалансированная оценка потребностей и возможностей. Например, размер оплаты труда в ЖКХ должен формироваться в диалоге работодателей и профсоюзов. Однако во многих регионах отраслевое тарифное соглашение нарушается, так как тарифы устанавливаются муниципальными властями часто даже ниже себестоимости услуг, а в качестве резерва снижения используется фонд оплаты труда. Ясное дело, они хотят "как лучше", защищая, как им кажется, своих потребителей от повышения платежей за услуги. Но вымывание из отрасли жизнеобеспечения квалифицированных кадров вряд ли повысит качество и надежность обслуживания. Тарифная политика в ЖКХ - палка о двух концах, которая может ударить по населению. Таким же резервом снижения тарифов очень часто выступают амортизационные отчисления, что ведет к обнулению финансовых возможностей восстановления изношенных сетей и оборудования. Это повышает запрос на традиционное бюджетное финансирование простого воспроизводства, снижает ответственность коммунальщиков за качество услуг, за развитие инфраструктуры. Даже если приходит частный бизнес, в этом случае он ориентируется в основном на эксплуатационные задачи. Стандарты, на мой взгляд, должны разрабатываться в соответствии с финансовым потенциалом. Национальные - в соответствии с тем уровнем, который для каждого жителя может гарантировать страна. Региональные стандарты могут отражать дополнительные возможности конкретного региона. То есть определяться удельными затратами бюджета на человека и способностью населения региона оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Платежеспособность, то есть допустимый уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги можно определить по структуре регионального потребительского бюджета (РПБ). Чем выше платежеспособность и бюджетный потенциал территории, тем выше стандарты. Но минимальные национальные стандарты должны гарантироваться на любой территории. Это прежде всего водоснабжение и канализация, вывоз мусора (экологическая безопасность), теплоснабжение (жизнеобеспечение северной страны), надежность и качество услуг (комфортность). Но на практике данная тема в рамках общественно-частного партнерства вообще еще не прозвучала. Помимо стандартов также должны регулярно публиковаться справедливые рыночные цены на оборудование, материалы и работы для коммунального сектора. К примеру, замена одного километра сети (включая материалы) колеблется от 30 до 1,5 млн. руб. (в аналогичных условиях). Очевидна необъективность такого ценового разброса, и эта необъективность оплачивается потребителями.

Нет обратной связи

- Сейчас ремонт и обслуживание многоквартирных домов находятся в ведении либо ТСЖ, либо управляющих компаний. Однако большинство УК преобразованы из обслуживавших ранее эти же дома ДЕЗов и продолжают занимать монопольное положение, не обеспечивая должное качество услуг. Как, по-вашему, можно изменить ситуацию?

- Главный критерий рыночных преобразований - состязательность предприятий в борьбе за рынок услуг. Основой выбора компании, которая будет управлять коммунальной инфраструктурой или многоквартирным домом, должна быть конкурентность, открытость каждого претендента. Борьба за заказ должна обеспечиваться гарантиями качества при минимальной цене. А фактически доминирует профанация - подмена конкуренции увеличением доли частных компаний (см. в частности критерии Федерального закона N185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"). Например, в Москве формально 94% частных компаний занимаются управлением жилищным фондом. Но это на самом деле преобразованные ДЕЗы. Меня удивляет, когда органы, формирующие муниципальный заказ, превращаются в частные компании. Бывшие ДЕЗы стали акционерными обществами, хотя именно они должны интегрировать мнение жителей, выставлять некие стандарты для эксплуатационных управляющих организаций, а не превращаться в предпринимателей, которые ради прибыли могут жертвовать интересами населения. Важно, чтобы на рынке услуг действовала схема, обязательно включающая структуру, представляющую потребителей, которая, пользуясь властными полномочиями, формировала бы заказ для потенциальных исполнителей, отбирая их по конкурсу. Формально такая схема существует, но механизма отражения в договорах стандартов качества услуг нет и в помине. Муниципальный монополист заменен частным без какой бы то ни было конкурентной схемы отбора не только жителями, но и властью. Назначение "любимой жены" в обслуживании жилья и коммунальных объектов остается главным инструментом управления в ЖКХ. В то же время неправильно, чтобы жители голосованием определяли стандарты обслуживания и уровень оплаты, как сегодня трактует полномочия собственников Жилищный кодекс. В основном ТСЖ создаются и действуют в новых домах, в которых люди реально заплатили за квартиры. А те бабушки, которые приватизировали квартиры, не очень понимая, что за этим стоит, не представляют реального собственника. Например, для них 5% стоимости капитального ремонта, которые должны заплатить сами собственники жилья, уже большая проблема. Пенсионеры вполне могут сказать: "Нет, не будем мы давать деньги на ремонт". То есть уже на стадии формирования стандартов, требований к качеству услуг не действует общественно-частное партнерство. По логике управления ЖКХ в условиях рыночных взаимоотношений ТСЖ необходимы, чтобы получить объективную, не нарисованную отчетность, информацию о фактическом качестве обслуживания, обратную связь в контуре регулирования ЖКХ как сложной кибернетической системы. Однако, невзирая на десятилетние усилия, сегодня ТСЖ охватывают лишь до 5% жилищного фонда России. Какая же это обратная связь? Нужна более многообразная и гибкая форма организации регулирующего участия потребителей (причем не только собственников). В свое время развивались и другие формы самоуправления. Например, товарищества общественного самоуправления (ТОСы). Действуют ассоциации потребителей. Но пока в контур управления ЖКХ они не встроены.

- Какова ваша оценка эффективности формы частно-государственного партнерства (ЧГП) в коммунальном секторе в части реализации инвестпроектов?

- Вопрос: в чем измеряется эффективность? Для бизнеса - в прибыли. Правила поведения оператора не урегулированы: прибыль можно получить, нарушая технологию, регламент работ, в конечном итоге не соблюдая те самые стандарты качества, которые должны быть установлены; максимизируя тарифы и бюджетное финансирование. Пока нередки случаи передачи систем на обслуживание оператору, который обещает наибольшие инвестиции (но не гарантирует результат их вложения). Например, в водопроводно-канализационном или теплоэнергетическом секторах эффективность инвестиций в формате ЧГП может обеспечиваться проектным оператором - заемщиком кредитных ресурсов, несущим ответственность за их рациональное использование в масштабах всего региона. Особенно важным является такой механизм в реализации региональных программ модернизации ЖКХ, обеспечивающих системное решение проблем коммунального сектора не только в экономически развитых крупных городах - региональных центрах, но и в малых поселениях с их специфическими проблемами. Проектный оператор может совмещать функции эксплуатационного оператора или взаимодействовать с имеющимися региональными или муниципальными операторами. Я считаю, что инвестиционные обязательства и инструменты согласования интересов оператора и органов местного самоуправления - ключевая позиция сервисных контрактов, взаимодействия бизнеса и власти, в которые можно и необходимо встраивать инвестиционные обязательства для обеспечения стандартов обслуживания. Аренда муниципального имущества - доминирующий в практике и достаточно развитый инструмент, на котором могут основываться эти правоотношения. При этом в них фактически прорастают долгосрочные и инвестиционные признаки концессионных договоров. Типичным нарушением основ рыночных отношений является выход оператора на рынок без конкурса. Конкурентные отношения часто подменяются сменой вывески, когда вместо муниципального монополиста появляется частный. Тарифы растут, качество, надежность снижаются. Отсутствие механизма регулирования деятельности частных компаний и стимулов инвестиционной активности - одна из коренных проблем развития ЧГП.

Беседовала Наталья Готова

Независимая газета (Москва), 22.09.2008

Игорь Бычковский: "Коммунальная система одномоментно не рухнет".

Российская зима имеет одно необычное свойство - она всегда приходит внезапно. У жителей страны вступление в холодный сезон ассоциируется, прежде всего, с ледяными батареями и сообщениями о том, что коммунальщики не успели подготовиться к морозам. Тем не менее, в последние годы масштабных катастроф, в 90-е оставлявших без тепла целые города, к счастью, уже не случается. О том, насколько надежны коммунальные сети России, "НГ" рассказал эксперт Игорь Бычковский.

- Игорь Викторович, нередко встречаются данные о том, что инфраструктура ЖКХ серьезно изношена - на 50-70%. Как вы оцениваете надежность российских коммунальных сетей?

- В СМИ приводят данные о бухгалтерском износе коммунальных сетей - обычно 60-70%. Но эти данные не отражают реальной надежности, поскольку выведены из бухгалтерской отчетности. А бухгалтерская оценка износа существенно отличается от оценки физического износа. Надо знать именно последнюю категорию, а ее, к сожалению, у нас никто не оценивает. Есть разработанные методы диагностики, например компьютерная томография, но серьезного системного анализа физического износа в коммунальном секторе России не ведется. Поэтому лучше оперировать категорией аварийности, которая фиксируется соответствующими службами. В статистической отчетностях обычно фигурирует 0,2-0,3 аварии на километр сети в год. При этом учитываются лишь аварии, которые приводят к отключениям потребителей. Но на деле аварийность в стране - 1,8-2 аварии и повреждения на километр сетей в год. В некоторых регионах даже 2,2-3 аварии на километр сети в год. Это объективная оценка технического состояния российских коммунальных сетей. Для сравнения: в европейских странах аварийность - 0,2-0,4 аварии на километр.

- В 2000-2003 годах много говорилось о том, что к 2005 году случится коллапс российской коммунальной системы. Катастрофа не произошла, но исчезла ли ее опасность сейчас?

- За последние годы много было сделано, чтобы повысить надежность сетей. Сейчас аварийность высокая, но в 90-е годы происшествий было гораздо больше. Надежность сетей зависит от того, как интенсивно их ремонтируют. Сегодня в РФ меняют 1,2% сетей в год. А еще пять лет назад ремонтировали 0,8% сетей, то есть очевиден рост в 1,5 раза. С учетом того, что трубы должны служить 25 лет, значит, необходимо менять каждый год 4% сетей, не меньше. Но четверть века труба служит, лишь, если сеть правильно спроектирована, уложена. В реальности нарушение технологии приводит к тому, что трубы служат 10 лет и меньше. А потому и ремонт надо проводить интенсивнее, повышать уровень надежности и менять 5-6% сетей в год. Замена сетей нынешними темпами - это меньше, чем хотелось бы, но я бы поостерегся говорить о том, что все рухнет одномоментно. Этого не произойдет. Конечно, надо учитывать влияние погодных условий. Если будет холодная зима, придется повышать нагрузку сетей, и, естественно, повреждений может быть больше.

- Вы сказали, что в последнее время коммунальной сфере уделяется больше внимания. Успел ли себя проявить Фонд реформирования ЖКХ, на который федеральные власти возлагают большие надежды?

- Фонд надо рассматривать как катализатор процесса восстановления жилья и реформирования ЖКХ. У нас масштаб капитального ремонта жилищного фонда составляет всего 0,9%. То есть предполагается, что дома будут служить больше ста лет, а это нонсенс. Фонд, будем так говорить, всколыхнул муниципальное болото во многих регионах с точки зрения активизации процесса реформирования ЖКХ и проведения обновления жилья. Но масштабы очень малы - одна десятая того, что нужно для приведения в порядок жилищного сектора. Фонд расшевелил регионы, но надо понимать, что основная роль в финансировании капремонта будет принадлежать бюджетам муниципальных образований, регионов и населению. Как это ни печально, платить за ремонт, и немало, придется простым россиянам. Ведь если мы приватизировали жилье, то за него надо отвечать. К сожалению, у большинства жителей, которые приватизировали квартиры, понимания бремени ответственности собственника пока нет. Люди недовольны, что за капремонт приходится платить 5%, а ведь рано или поздно придется оплачивать 50% стоимости, а может, и больше.

Беседовал Александр Дерябин

Алексей Трембицкий, эксперт интернет-журнала "Личные Деньги"

, 27.08.2008

ТСЖ. Три "ступеньки" для жильцов

На создание ТСЖ может уйти 4 месяца, а может - год

Всевозможные рассуждения о достоинствах и недостатках ТСЖ (товарищества собственников жилья) в большинстве своем не раскрывают понимания того, что конкретно нужно делать людям, желающим создать товарищество. А между тем именно эта информация может стать основным фактором для принятия решения о создании товарищества или отказа от него. Для прояснения ситуации постараемся выяснить то, с чем и в какой последовательности предстоит столкнуться будущим сособственникам кондоминиума.

Прежде, чем переходить к конкретному перечислению действий, следует напомнить о том, что в связи с различными правилами органов местной администрации (местного управления), а также по причине различных условий, в которых создается ТСЖ, прохождение некоторых этапов может несколько видоизменяться (приходиться учитывать местонахождение кондоминиума). Заострять внимание на каждом из таких видоизменений не имеет смысла (да и невозможно в рамках одной статьи), главное представлять себе общую единую для всех схему.

Вполне логично разделить работу по созданию ТСЖ на ряд последовательных этапов. Выделим три главные ступени, успешное прохождение которых обеспечит рождение товарищества.

СТУПЕНЬ I. Создание инициативной группы. Разъяснительная работа с жителями. Заблаговременное письменное оповещение жителей о проведении первого собрания. Принятие устава будущего товарищества, либо отказ от создания товарищества (во втором случае на этом все завершается). Выборы правления, председателя правления, ревизионной комиссии, а также лица, уполномоченного заниматься процессом регистрации (подготовка документации, общение с чиновниками и пр.). Теперь несколько подробнее. Итак, прежде всего, необходимо наличие энтузиастов, которые, как правило, обнаруживают себя сами по причине личного желания создать ТСЖ. Эти люди занимаются поиском единомышленников на общественных началах ("из любви к искусству"). Их задача - склонить к созданию ТСЖ как можно больше соседей и жителей соседних домов (если планируется, что кондоминиум образуется путем слияния нескольких, двух и более, домов и придомовых территорий). После того как энтузиасты, которых за глаза уже окрестили "народниками" сумели привлечь соседей, определяется срок проведения первого собрания жителей. О его месте, дате и времени проведения оповещается в письме, которое должно быть адресовано каждому собственнику или квартиросъемщику и вложено в его почтовый ящик не менее, чем за 10 календарных дней до даты проведения собрания. В письме обязательно отражается "повестка дня", то есть суть вопросов, которые предстоит решить, а также перечень решений, требующий общего голосования. На собрании не допускается отходить в обсуждениях от назначенной темы.

Довольно часто общие собрания проводятся в залах близлежащих школ, детских садов, клубов и иных учреждений готовых предоставить в аренду достаточную площадь для подобных мероприятий. В связи с этим участники собрания могут разделить между собой стоимость арендованного помещения по предварительной договоренности. В случае согласия большинства жильцов с созданием ТСЖ, путем голосования принимается устав. Желательно ознакомить жителей с проектом устава заблаговременно, вывесив его на общедоступном стенде или на сайте в Интернете, или распечатав по числу квартир, разложить по почтовым ящикам. В этом случае обсуждение устава на собрании выглядит вполне организованно. Затем утверждается правление, которое выбирает себе председателя. Вслед за этим производится выбор ревизионной комиссии, а также лица, готового заниматься подготовкой и сдачей необходимой документации в регистрирующий орган. Довольно часто лица, занимающиеся государственной регистрацией (или одно лицо), входят в состав правления. Бухгалтера можно выбрать позже, с момента возникновения права собственности и ведения бухгалтерии. Напомним, что любое голосование возможно в случае присутствия не менее 51% собственников. При этом число голосов, приходящееся на одного собственника, рассчитывается исходя из жилой площади, которой он владеет.

СТУПЕНЬ II. Государственная регистрация ТСЖ с постановкой на учет в соответствующем налоговом органе.

Госрегистрация подразумевает: получение соответствующего свидетельства, внесение записи в единый реестр, получение свидетельства о постановке на налоговый учет, получение уведомления из внебюджетных фондов, присвоение кодов ОКПО, СОАТО, СООГУ, ОКОНХ, ОКОПФ/ОКФС.

Казалось бы, данная ступень не предполагает каких-либо усилий. Сдай все собранные бумаги и жди, когда тебе выдадут необходимые документы. Но это не так. Необходимо провести кропотливую работу по подготовке документации. В том числе следует избавиться от имеющихся долгов (если они имеются), образовавшихся по вине жителей, собрать необходимое количество подписей, печатей, рецензий и пр. В связи с этим потребуется навестить ряд специализированных организаций, пообщаться с массой ответственных работников. Это, уже не говоря об очередях и нервотрепках в них…

СТУПЕНЬ III. Оформление акта приемки-передачи дома, технической документации на внутридомовые сети. Государственная регистрация земельного участка. Открытие расчетного счета в банке. После регистрации ТСЖ дом необходимо передать на баланс товарищества. Это тоже требует определенного времени и усилий. Например, необходимо документально оформить все аварийные участки, а также фрагменты дома, требующие очередного ремонта, так как расходы по этим пунктам не должны ложиться на членов товарищества, которые только вступили в права владения кондоминиумом. Такого рода долги предыдущей организации, обслуживающей дом, устраняются либо за счет этой организации, либо за счет города, который может выделить необходимые денежные средства на устранение неполадок и зон, требующих ремонта.

Без государственной регистрации земельного участка в собственность (оформления ее в долгосрочную аренду или пользование на иных условиях) бессмысленно заниматься ее благоустройством, так как в этом случае ее огораживание может являться незаконным, а все улучшения декоративного характера могут быть испорчены вандалами, причем в последнем случае жаловаться будет некому (земля-то "ничейная"). Более того, по общему правилу придомовая территория включается в состав кондоминиума. Исключение составляют случаи невозможности такого действия в силу особых обстоятельств, рассматриваемых отдельно. Обязательным является и открытие расчетного счета, поскольку товарищество - это юридическое лицо и все бухгалтерские расчеты в нем ведутся путем безналичных расчетов.

Вот, пожалуй, и все. Если жители успешно прошли все вышеперечисленные этапы, им по праву можно праздновать победу и рождение своего товарищества. На всякий случай можно указать минимальные временные сроки прохождения основных процедур (по данным из Интернета):

формирование инициативной группы - от 10 до 190 дней (можно и более, но, как правило, уже бессмысленно);

определение соответствия количества голосов жилой площади, находящейся в собственности - 25-30 дней;

проведение собрания - 1 день (в случае проведения дополнительных собраний число дней увеличивается ровно на число этих собраний);

подготовка документации, необходимой для государственной регистрации товарищества - минимум 21 день, хотя, как показывает практика, намного больше, то есть часто бывает 90-120 дней.

Итог может привести некоторых читателей в недоумение… Создание ТСЖ может затянуться на год, да еще сопровождаться массой сложностей, о которых было написано выше. Конечно, это худший вариант. При нормальной организации работы правления все происходит намного быстрее, в среднем не более 4-6 месяцев.

Однако, стоит добавить вот о чем. Поскольку одной из главных целей ТСЖ является повышение уровня коммунального обслуживания, а также удешевление коммунальных услуг новоиспеченному товариществу следует сразу же заключать договора на предоставление коммунальных услуг (электричество, газ, водоснабжение, канализация, теле- и радиосвязь, техническое обслуживание дома, уборка придомовой территории и пр.). Благодаря возможности свободного выбора, жильцы вправе заключать договора с достойными обслуживающими компаниями. Здесь опять же следует заблаговременно подумать о выборе обслуживающих компаний, соответствующих запросам большинства жильцов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению курсовой работы содержание

    Методические указания
    ... разрабатывать организационно-экономические решенияпопроблемам, выявленным в ходе ... .-с.36-42. «РоссийскийкомплексЖКХ: проблемы и решения». Доклад. подготовленный Фондом ... научных изданий, СМИ, учебные материалы. Федеральный образовательный портал ...
  2. Специальный выпуск (дайджест по материалам сми) viii красноярский экономический форум " стратегия модернизации и новое качество управления" (17-19 февраля 2011г )

    Документ
    ... ВЫПУСК (дайджест поматериаламСМИ) VIII Красноярский ... проектов в сфере ЖКХ. «Именно эта сфера ... комплекса из шести заводов по производству строительных материаловпо ... проблемах, предложили конкретные пути их решения. Проблемам сырьевого сектора российской ...
  3. 1 руководство мчс позитивные и нейтральные материалы 21 (1)

    Документ
    ... комплекс. Им уже пользуются в 150-ти российских ... татарстанский опыт в решениипроблемы нехватки детских садов ... природопользования и ЖКХ создали план по наведению порядка ... отмечают в МЧС. Николай Коломийцев (поМатериаламСми) "Гореть на работе " - ...
  4. Российский спорт в иностранных сми ( по материалам сайтов (2)

    Документ
    ... ТЕКСТЫ СООБЩЕНИЙ Российский спорт в иностранных сми ( поматериалам сайтов , ... проблема возврата средств потребителю при неоказанной услуге. Согласно закону, за весь комплекс ... выполнение решенийпо освобождению территории ... Москвы по вопросам ЖКХ Петру ...
  5. Российский спорт в иностранных сми ( по материалам сайтов (3)

    Закон
    ... СООБЩЕНИЙ Российский спорт в иностранных сми ( поматериалам сайтов ... транспорта и ЖКХ области, департаментом ... самой актуальной проблемой в системе ... объектов: спортивного комплекса с универсальным ... В соответствии с Решением заседания, Поправки планируется ...

Другие похожие документы..