textarchive.ru

Главная > Книга


«Эренбург воспринимал свое положение крайне болезненно, не понимал, по свидетельству очевидцев, как Хрущев мог поддаться влиянию своего окружения до такой степени, что отказался от главного своего детища – десталинизации и отверг своих недавних союзников. Страдало и его самолюбие: Эренбург считался одним из старейшин либеральной литературы. Уже во время второй встречи руководителей партии с творческой интелли-генцией он не выдержал и покинул зал: «На нем уже верхом проскакали и столько его поминали, что старик не

выдержал и ушел... кажется, именно в тот момент, когда рев шел и Вознесенского долбали» (см. воспоминания Михаила Ромма в „Огоньке“, № 28, июль 1988)».

* Здесь Н. Молева явно заблуждается. Я сам был в числе тех москвичей, что бросисились в Манеж, чтобы уви-деть повод «высочайшей ярости», и свидетельствую, что там были картины указанных художников, в том чис-ле «Обнаженная» Фалька, вызвавшая приступ «эстетического отвращения» у Хрущева, а так же разруганные в печати работы Неизвестного, Никонова («Геологи»), Жилинского, Пологовой и др. Мне запомнились жаркие споры посетителей около этих работ. Один гражданин, указуя на скульптеру Аделаиды Пологовой, как образец «дегенеративного уродства», возбужденно вопрошал присутствующих мужчин: «Стали бы они е...ть такую жен-щину?» На это ему резонно ответили, что скульптор меньше всего думала об эротических эмоциях отдельных че- ловекоподобных особей. Но вопли «обиженного» поклонника классической женской красоты, вполне возможно, что «заказные», не утихали еще долго. – Прим. автора.

* Н. Молева Эта долгая дорога через XX век. – М.: «Книжная находка», 2003; /razbory/Manezh_vystavka_1962.htm;Новая реальность. От Манежа до Манежа. Кат. Выст. работ студии Э. Белютина. Авторы-составители: Н. Молева, Э. Белютин. – М.: Ваап-информ, 1990

* А. Морозов Евгений Евтушенко: «...Брежнев говорил обо мне: „А что я могу с ним сделать!..“» – «Столичные новости», Nr. 27, (364), 19 – 20 июля, 2005

*Работа художника Павла Никонова.

*М. Беркович Манеж.:/poezia/izrail/berkovich/maneg.htm

* Б. Жутовский Я болен временем. – Журнал «Огонек», Nr. 15, 1989

*В. Янкилевский: В поисках мистического смысла вещей.:

* Е. Евтушенко Сам себе назначил пятый пенальти. – «Новая газета», Nr. 36, 23.05.2002

**Е. Евтушенко Оттепель, засунутая в морозилку.

* Из стихотворения Евгения Евтушенко «Царь-мужик».

** Цитата из романа «Зияющие высоты».

*** Посекундная запись этой встречи существует, пленка 40 лет пролежала в спецхране. – МУ

**** Мнение бывшего первго секретаря МГК КПСС Николая Егорычева. См.: И. Зейналова 40 лет назад Хру-щев устроил разнос авангардистам. – «Вести Недели», выпуск от 14.12.2002

* Стихотворение Севы Некрасова.

*Беседа М. Шемякина с журналистом О. Лошкаревым. – Журнал «Стиль & Дом», Nr.12,1996

* С. Семанов Идеологические «качели». – Журнал «Наш современник», Nr. 11, 2002

* * Из стихотворения Иосифа Бродского.

* Слава Лён Бронзовый век: Книга Посланий (1955 — 2003).Предуведомление Венедикта Ерофеева: /chlen/issue4/SlavaLen.htm

*А. Зиновьев Русская трагедия.: w w /app/rs/lib/russ_tragedy/russ_tragedy_content.htm

** Н. Алексеев Заграница как личный опыт.Журнал «Знамя», Nr. 2, 1999

*** См., например, докуметы КГБ «о деятельности советских художнинков-формалистов», опубликованные в29

*

* Стихотворение Дмитрия А. Пригова.

* Стихотворение Евгения Евтушенко.

*Стихотворение Севы Некрасова.

* Стихотворение Яна Сатуновского

** М. Сидлин Тихий фотограф Нутович. – «Независимая газета», 19.07.1997

* В. Алексеев Целков – ты гений! – «Независимая газета», 22.10.2004

*Площадь Маяковского.

* Стихотворение Севы Некрасова.

* М. Сидлин Тихий фотограф Нутович. – «Независимая газета», 19.07.1997

* Антикварный интернет-журнал «Гелос», 14.05.2005

** Н. Алексеев Мне просто дарили картины. Еженедельная газета «Иностранец», Nr. 9, 2000 (далее Н. Алек-сеев Мне просто дарили картины.)

* Н. Алексеев Мне просто дарили картины.

* К. Звездочетов Леонид Прохорович Талочкин Человек-Айсберг. – «Художественный журнал», N°45, 2002

** М. Гробман Каталог. 16

*** «Сретенский бульвар» – группа «независимых художников», получившая свое название по месторасполо-жению мастерской Ильи Кабакова и Юло Соостера. В группу входили Владимир Янкилевский, Илья Кабаков,

Виктор Пивоваров, Анатолий Брусиловский, Борис Жутовский, Юрий Соболев и др. Из поэтов «неприменным членом» был Сева Некрасов (см. мемуары Анатолия Брусиловского10).

*Из поэмы Эдуарда Лимонова «Золотой век» (1971 г.)

** Имеется ввиду Василий Яковлевич Ситников.

* А. Амальрик Записки диссидента. Анн Арбор: Ардис, 1982

** Э. Штейнберг Я давно уехал в себя.«Независимая газета», 02.04.2004

*** Н. Алексеев Мне просто дарили картины.

* Из стихотворение Евгения Кропивницкого.

* Никита Лобанов-Ростовский Москва во времена «светлого прошлого». – Еженедельник «Российские вес-ти», Nr. 4, 2003

*Н. Алексеев Мне просто дарили картины.

* Никита Лобанов-Ростовский Москва во времена «светлого прошлого». – Еженедельник «Российские вес-ти», Nr. 4, 2003

** Вадим Алексеев Амазонка авангарда. –«Независимая газета», 20.01.2006

* Нортон Т. Додж впервые приехал в СССР в апреле 1955 г., а свои первые контакты с нонкоформистами он датирует 1962 г. (см. 31).

** Н. Алексеев Мне просто дарили картины.

*** Из стихотворения Алексея Хвостенко и Анри Волохонского.

* Вадим Алексеев Нонконформизм за бортом. Владимир Янкилевский в «Сэм Бруке». – Газета «Культура», № 12 (7371), 27 марта – 2 апреля 2003г. (далее Вадим Алексеев Нонконформизм за бортом.)

* Из поэмы Генриха Сапгира «Жар-птица».

*А. КовалевDip-art: DeepArtoftheColdWar. – «Русский журнал (Круг чтения)», 20.08.2000: www.russ.ru

* Вадим Алексеев Воробьевы горы. – Газета «Московские новости», №12 , 25.03.2005

* Norton T. Dodge Notes on collecting nonconformist Soviet art.39

*** В 1965 г. Игорь Маркевич организовал в Париже по-существу первый по-каз западной публике советского «независимого искусства» – выставку работ Анатолия Зверева (110 картин, которые согласно справке КГБ «бы- ли распроданы по цене от 160 до 1600 долларов. Несколько выставленных картин приобрел Пикассо»29).

*Галина Маневич Художник и время, или Московское «подполье» 60-х.22

* Вадим Алексеев Целков – ты гений! – «Независимая газета», 22.10.2004

* Термин «Второй русский авангард», введеный в оборот художником М. Гробманом и швейцарско-израильским искусствоведом Марком Шепсом, прижился в истории искусства, хотя интерпретация и использо-вания данного концепта до сих пор являются поводом для критической полемики.

* Леонид Лернер Для меня он не просто отец. Наталья – дочь Георгия. – Газета «Русская мысль» (Париж), Nr. 4391, 10.01. 2002. О том, где и как Костаки приобрел работы Л. Поповой см. у В. Воробьева12

** Н. Алексеев Грек, который спас русское искусство.Еженедельная газета «Иностранец», Nr. 30, 2002 (да-лее Н. Алексеев Грек, который спас русское искусство.)

* Вадим Алексеев Амазонка авангарда. – «Независимая газета», 20.01.2006

** Н. Алексеев Грек, который спас русское искусство.

*** Имеется ввиду громкий процесс «валютчиков», на котором по указке верховных властей главные обвиня-емые, признанные виновными лишь в экономических преступлениях, были приговорены к смертной казни и сразу же расстреляны.

* Н. Алексеев Грек, который спас русское искусство.

* Портрет хирурга Н. И. Пирогова кисти Репина (1881г.) и картина художника Крамского «Неизвестная» (1883 г.) находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.

** Стихотворение Давида Бурлюка.

*** По мотивам инсталляции В. Немухина «Памяти Лионозово». См.: Художники нонконформисты в Рос-сии 1957 – 1995. Каталог коллекции современного искусства Государственного музея Царицыно, Москва. – Мюнхен – Нью-Йорк, Престель, 1995

* Стихотворение Евгения Кропивницкого.

** М. Хайдеггер Исток художественного творения. 61

* И Пригов, и Кабаков, в частности, имели в 1960-х годах близкие личные отношения с «лианозовцами» и их окружением.

** Виктор Кривулин Слово о поэте. Генрих Сапгир.

* Виктор Кривулин Слово о поэте. Генрих Сапгир.

* Г. Сапгир «Жар-Птица».

*«Передвижниками» называли художников, входивших в товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870 г. с целью представления широкой общественности новых по тем временам направлений и жанров в русском искусстве. Выставки их картин впервые организовывались не только в Москве и С.-Петербурге, но показывались и в других городах страны. При этом они перевозились из одного города в другой, что в условиях гигантской России было делом трудным и дорогостоящим. К передвижникам принадлежали почти все крупнейшие русские художники второй половины ХΙХ в. В начале ХХ в. товарищество превратилось в академический оплот художественного консерватизма.

* Из стихотворения Евгения Кропивницкого.

** И. Кабаков 60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве.27

* В. Алексеев Награждены Оскаром Рабиным. Времена этого художника не пройдут. – «Новая газета», Nr. 21, 26.03.2007

*Э. Штейнберг Я давно уехал в себя. – «Независимая газета», 02.04.2004

*Вадим Алексеев Амазонка авангарда. – «Независимая газета», 20.01.2006

*А. Глезер Если кто забыл, как оно бывает... – Газета «Московские новости», 17.09.2004, (№35)

**А. Колесников Бульдозерная технология. «Газета. Ru», 14.09.2004:

*См.: «Ежедневный журнал», 15.09.2004

*В. Алексеев Новостибесплатное сопротивление. – Газета «Московские новости», Nr. 44, 09.11.2004; Т. Шех-тер Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины ХХ ве-ка. – Спб.: СпбГТУ, 1995

* Стихотворение Севы Некрасова.

** Аймермахер К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950-1970-х годов. – М.: РГГУ, 2004

*** Л. Шестов Апофеоз беспочвенности. – М.: ООО Издательство АСТ, 2000Р.

*Э. Штейнберг Я давно уехал в себя. – «Независимая газета», 02.04.2004

** К. Малевич Письмо к М. О. Гершензону от 21 декабря 1919 года. Т.3 37

* А. Айги, Н. Алешина Игорь Ворошилов:«Синий пусть будет небом без конца…» Журнал «Русское ис-кусство» Nr. 2, 2005

** В. Янкилевский Возрождающий импульс архаики. – Журнал «Зеркало», № 15 – 16, 2001

* Р. Сафрански Хайдеггер. Германский мастер и его время.61

** А. Пятигорский Заметки о «метафизической ситуации».45

И. Кабаков 60-70-е.. Записки о неофициальной жизни в Москве.27

*** Андеграунд вчера и сегодня.

**** Правила грамматики по Брускину. Беседа члена редколлегии «Континента» Марины Адамович с художником Гришей Брускиным. Журнал «Континент», Nr. 111, 2002

**** Михаил Шварцман Монография. – СПб.: Palace Editions, 2005

* Михаил Шварцман Монография. – СПб.: Palace Editions, 2005

** Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства. В кн. Восстание масс. – М.: ООО Издательство АСТ

*** Н. Бердяев Спасение и творчество.7

**** Прощание с Петербургом. «Независимая газета», 4.01.1996; От второгодника до мэтра. – «Русская

*иза», 1993; Воспоминания о будущем вместе с Михаилом Шемякиным. Из интервью художника.:

* В. Лернер Первый и последний Иерат.«Русский журнал», 25.11.98:

* В. Тупицын Коммунальный (пост)модернизм. Русское искусство второй половины XX века.56

** М. Синельников Души изменчивой приметы.Журнал «Лехаим», 2 (130), 2003

* Тонино Гуэрра Дождь над всемирным потопом.:

** Михаил Шварцман Монография. – Ст.-Петербург: Palace Editions, 2005

*** Об этом см. И. Кабаков 60 – 70-е.. Записки о неофициальной жизни в Москве. 27

* * ** Евгений Шифферс Идеографический язык Э. Штейнберга.

*Из стихотворения Севы Лена.Высокой Памяти Учителя Моего Михаила Шварцмана (1926–1997).

** Е. Бобринская Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006

* Аймермахер К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950 - 1970-х годов. – М.: РГГУ, 2004

**М. Хайдеггер Исток художественного творения.49

*** А. Пятигорский О некоторых теоретических предпосылках семиотики.45

* Стихотворение Севы Некрасова

*А. Ковалев Зрелое воображение Михаила Рогинского. «Русский журнал», 16.11.2004:

**А. Амальрик Записки диссидента. Предисл. П. Литвинова. М.: СП «Слово», 1991

*** В. Соснора Владимир Вейсберг.54

* М. Уральский Немухинские монологи (Портрет художника в интерьере).58 ** Е. Мурина Вл. Вейсберг. – М.: «3-я волна»,1994; «Невидимая живопись» и ее автор (Художник Владимир Вейсберг). – «Наше наследие», Nr. 55, 2000

*В. Кандинский Избранные труды по теории искусства в 2 томах. – М.: «Гилея», 2001

**Насилие и метафизика. Эссе о мысли Эммануэля Левинаса. (Работа опубликована в 1964 г.). В кн.: Пи-сьмо и различие.24

* Из поэмы Генриха Сапгира «Жар-Птица».

** З. Плавинская Вулкан-Парнас Вячеслава Васильевича Калинина. – М.: «Магазин искусства», 2004

* А. Лосев Логика символа. В кн.: Философия, мифология, культура. – М.: Политиздат, 1991

** Д. М. Краснопевцев Офорты. Альбом. Составитель Л. Краснопевцева. – М.: Бонфи, 1999

*Краснопевцев Офорты. Альбом. Составитель Л. Краснопевцева. – М.: Бонфи, 1999

** В. Некрасов Илья Кабаков и не только он. «Русский журнал (Обзоры)», 1999: Д. М.

* Из поэмы Генриха Сапгира «Жар-Птица».

**И. Кабаков 60-70-е.. Записки о неофициальной жизни в Москве.

* М.Уральский Немухинские монологи (Портрет художника в интерьере).58

* Стихотворение Глеба Горбовского.

*Из стихотворения Льва Кропивницкого.

* * Из стихотворения Севы Некрасова.

* В. Пацюков Код Льва; Диалоги с миром.6

** Из стихотворения Льва Кропивницкого

*** В. Алексеев Нонконформизм за забором. – Газета «Культура», №12 (7371), 27.03 – 02.04.2003

* С. Можнягун О модернизме. Феномен беспредметничества. М.:1974; Е. Е. Асеева Послевоенное абст-рактное искусство России (1950-80). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – СПб.: СПб-й гуманитарный унивеситет профсоюзов, 2002

** В. С. Турчин «Вторая школа абстракции» в Москве: 1950 – 1960-е годы. Судьбы, имена, художествен-ные поиски. – «Вопросы искусствознания», VIII, 1, 1996

*В. Алексеев Нонконформизм за забором. – Газета «Культура», №12 (7371), 27.03 – 02.04.2003

* В. Янкилевский Возрождающийся импульс архаики. Беседа с Александром Гольдштейном. – Журнал «Зеркало», № 13-14, 2000

* И. Кабаков 60-е – 70-е...27

** В. Янкилевский Возрождающийся импульс архаики. Беседа с Александром Гольдштейном. – Журнал «Зеркало», № 13-14, 2000

*В. Алексеев Нонконформизм за забором. – Газета «Культура», №12 (7371), 27.03 – 02.04.2003

** Изстихотворения Генриха Сапгира.

*** Название художественного направления в западноевропейском авангардном искусстве, предшествовавшего сюрреализму.

**** Из стихотворения Геннадия Айги.

*И. Кабаков 60-е – 70-е...27

* * О. Хорошилова Мелкие бесы большого художника. Выставка Олега Целкова (ГРМ).: /baraholka/94.shtml

* К. Леви-Стросс Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов.: ; Н. Маньковская Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). – М., 1994;

** А. Ковалев Болезнь Истории и история болезни. – «Русский журнал», 05.07.2004:

*** Вадим Алексеев Целков – ты гений! – «Независимая газета», 22.10.2004

*И. Кабаков 60-е – 70-е...27

* Вадим Алексеев Целков – ты гений! – «Независимая газета», 22.10.2004; И. Чувилин Морды обретают тела.: /2004/10/23/oa_137419.shtml; М. Овсова В Москве – целый Целков! С белым паспортом. – «Московский Комсомолец», 28.10.2004;М. Поздняев Олег Целков: Я случайно сорвал маску с человечества. – Газета «Новые Известия» от 29. 10.2004;В. АлексеевВ стране больших бутылок. – Газета «Московские новости», № 41, 29.10.2004

** Стихотворение Глеба Горбовского.

*** Вопрос об особенностях зрения Яковлева в свете его диагноза, никем на самом деле еще не исследован.

* Здесь и ниже в: Л. Кантор-Казовская Владимир Яковлев: портрет художника в юности. Опыт историчес-кого анализа. – Журнал «Зеркало», № 24, 2004

**Стихотворение Владимира Яковлева в кн.: 65

*Каталог выставки: Владимир Игоревич Яковлев. Живопись, графика. – М.: ГТГ, 1995

* В. Алейников Пир. – М.: ООО Издательский Дом «София».

*Из стихотворения Даниила Андреева.

** Стихотворения Яна Сатуновского.

*** Подробнее о соц-арте см. ниже, в Гл. VIII.

* Михаил Сидлин Искусство капиталистического реализма. – «Независимая газета», Выпуск 209 (3322), 28.09.2004.

** Ж-Ф. Лиотар Хайдеггер и евреи.34

*** Цитируется по кн.: Р. Сафрански Хайдеггер. Германский мастер и его время.61

*Из письма Евгения Кропивницкого, приведенного в тексте Генриха Сапгира Бабье лето и несколькомуж-чин.48

** Стихотворение Игоря Холина.

** В. П. Руднев. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1998.

* Лев Шестов Киркегард и экзистенциальная философи. – М.: ООО Издательство АСТ, 2000

** Стихотворение Яна Сатуновского.

*Из письма Евгения Кропивницкого, приведенного в тексте Генриха Сапгира Бабье лето и несколькомуж-чин.48

** М. Бубер Два образа веры. – М.: Республика, 1995

*** Стихотворение Генриха Сапгира.

* В. Алексеев Награждены Оскаром Рабиным. Времена этого художника не пройдут. – «Новая газета», Nr. 21, 26.03.2007

* В. Алексеев Награждены Оскаром Рабиным. Времена этого художника не пройдут. – «Новая газета», Nr. 21, 26.03.2007

** И. Кабаков 60-70-е.. Записки о неофициальной жизни в Москве.27

* Из стихотворения Евгения Кропивницкого.

* В. Акулинин Пространственное искусство.: www.

** В. Ковалев Франциско Инфанте художник в бесконечно устроенном мире. – : /persona/infante/

*** В. Ф. Колейчук Кинетизм. – М.: Галарт, 1994. Из проектов Колейчука самым известным широкой публике остается многофункциональная «Гравицапа», увековеченная в культовом фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза».

* Здесь и ниже: В. Некрасов Артефакт и факт-арт.: /FRIENDS/NEKRASOV/infante1.html

*А. Г. Рапопорт Концепция и реальность.49

** Е. Е. Асеева Послевоенное абстрактное искусство России (1950-80). Диссертация на соискание ученой сте-пени кандидата искусствоведения. – СПб.: СПб-й гуманитарный унивеситет профсоюзов, 2002

* Б. Гройс Москва Нью-Йорк: пленники сверхдержав. В кн.: Искусство утопии15

** Э. Штейнберг «Письмо к К. С. от 17 сентября 1981 года». – текст предоставлен автору Г. Маневич и Э. Штейнбергом.

**** И. Кабаков 60-е – 70-е...27

* Е. Шифферс Идеографический язык Э. Штейнберга.

** Э. Штейнберг Я давно уехал в себя. – «Независимая газета», 02.04.2004

* См.: Жак Деррида Эдмонд Жабе и вопрос книги.19

** Аркадий Акимович Штейнберга («Акимыч») был незаурядной личностью андеграунда: поэт, писатель, ху- дожник, скульптор, музыкант, игравший на многих музыкальных инструментах, переводчик, знавший 15 инос-транных языков, педагог. Вернувшись с фронта, Аркадий Штейнберг, в 1944 был арестован и осужден на 8 лет лагерей по 58 «политической» статье. Отсидев свой срок, он был отправлен на поселенье в г. Ухту (Коми АССР), вольнонаемным врачом. С ним поехал младший сын – Борух. В конце 1953 года Аркадий Штейнберг вернулся с Севера и поскольку как бывший «зэк» не мог жить в столице и ее окрестностях, поселился с семьей

а«101 километром», в Тарусе. «В 1962 году в Тарусе поселился Д. Плавинский. Его частыми гостями станут А. Зверев и А. Харитонов».: Г. Маневич На заре творчества – Таруса. – Журнал «Мир Паустовского», № 11–12,

1998. См. также: А.Штейнберг К верховьям. Составление, текстологическая подготовка, вступительный

очерк Вадима Перельмутера. – М.: «Совпадение», 1997 и В. Воробьев Враг народа.12

* Литературно-художественный иллюстрированный сборник, изданный в 1961 в Калуге. Составитель Н.Оттен, в редакционную коллегию входили также В.Кобликов, Н.Панченко, К.Паустовский и А. Штейнберг, художник-оформитель М. Б. Борисова-Мусатова. Был воспринят властями как идеологическая провокация («скопище идейно-вредных произведений») и изъят из распространения.

*Э. Штейнберг Я давно уехал в себя. – «Независимая газета», 02.04.2004

* Из стихотворения Иосифа Бродского.

* Стихотворение Евгения Кропивницкого.

** Х. Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства.В кн.: Восстание масс. – М.: ООО Издательство АСТ, 2003

*Вадим Алексеев Новостибесплатное сопротивление. – Газета «Московские новости», Nr. 44, 09.11.2004

*М. Бланшо Мишель Фуко, каким я его себе представляю. СПб.: Machina, 2002

** см. Гл. ΙΙΙ

*** Из поэмы Генриха Сапгира «Жар-птица».

* Н. АлексеевДля праправнуков.Еженедельная газета «Иностранец», Nr. 8, 11.03.2003

** Стихотворение Игоря Холина.

* И. Кабаков 60-е – 70-е...27

*К. Кузьминский Черновик от дня святого Касьяна.52

* Евграф Кончин Гений? Юродивый? Графика и живопись Анатолия Зверева в «Доме Нащокина». – Га-зета «Культура», №8 (7416), 26.02 – 3.03 2004

** Анатолий Зверев в воспоминаниях современников. – М.: Молодая гвардия, 2006

* Здесь и ниже: М. Кулаков «Анатолий Зверев». В сб.: Антология новейшей русской поэзии у Голубой Ла-гуны. Сост. К. Кузьминский, Г. Ковалев. Изд. 2-е, стереотипное, испр. – М.: Культурный слой, 2006.

** Стихотворение Владимира Уфлянда.

*Зана Плавинская Отражения. – Журнал «Лебедь», Nr. 336, 10.08.2003: /2003/art3448.htm; Д. Плавинский Голоса молчания. (см.выше)

** Здесь шутливо обыгрывается фамилия очень популярного в те годы футболиста Владимира Маслаченко.

*** Высказывание Анатолия Зверева.

* Зана Плавинская Лики, клики, глюки Анатолия Тимофеевича Зверева. М.: Магазин искусства, 2003

*В. Алейников Свидание с Фурцевой. – Газета «Литературная Россия», Nr. 7, 20.02.2004

* Зана Плавинская Отражения. – Журнал «Лебедь», Nr. 336, 10.08.2003: /2003/art3448.htm

** Интересно, что понятие подлинность («собственное» бытие), используемое именно в том смысле, как его по-нимал Зверев,играет важную роль в философии Хайдеггера.61

* В. Алейников Свидание с Фурцевой. – Газета «Литературная Россия», №7, 20.02.2004

** Из поэмы Генриха Сапгира «Жар-птица».

*З. Плавинская Лики, клики, глюки Анатолия Тимофеевича Зверева. М.: Магазин искусства, 2003

* В. Ерофеев Пять рек жизни. – М.: Издательский Дом «Подкова», 1998

* Описание празднования нового, 1963 года на квартире у Николая и Ксении Асеевых.

* * Асеев умер летом 1963 года.

* ** Зана Плавинская Отражения. – Журнал «Лебедь», Nr. 336, 10.08.2003: /2003/art3448.htm

* Из стихотворения Николая Асеева в сборнике футуристических стихов «Оксана» (1916), посвящен-ном Ксении Синяковой.

** А.Амальрик Записки диссидента.– Анн Арбор: Ардис, 1982

* З. Плавинская Отражения. (см. выше)

* Ф. Ницше Так говорил Заратустра., цитируется по кн.: Ж. Делез Критика и клиника.23

* Здесь и ниже: К.Кузьминский и Г. Ковалев Арех, Арешек, Александр Арефьев. в «Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» в 5 томах. – Изд. 2-е, стереотипное, испр., М.: Культурный слой, 2006

*Из стихотворения Роальда Мандельштама.

* Газаневщина. Под редакцией И. Кушнера; Л. Гуревич, М. Иванов Арефьевский круг. – СПб.: ООО «П.Р.П.»,Серия «Авангард на Неве», 2005 и 2002, соотв.

* Прямыми продолжателями эстетики «арефьевцев» считаются «Митьки». Эта ленинградская постмодернисткая руппа, основанная а в 1984 г., активно экспонировала произведения «арефьевцев». А. Арефьев, Р. Васми, В. Громов, В. Шагин и Ш. Шварц вместе с Ван Гогом были провозглашены ее Почетными Членами.

**Газаневщина. Под редакцией И. Кушнера; Л. Гуревич, М. Иванов Арефьевский круг. – СПб.: ООО «П.Р.П.»,Серия «Авангард на Неве», 2005 и 2002, соотв.

*** Стихотворение Роальда Мандельштама.

* И. Кабаков 60-е – 70-е... 27

* * Б. Гройс Эстетизация идеологическкого текста. В кн.: Искусство утопии. 15

** Им, в частности, разработан метод составления «хронотопических гороскопов», где точкой расчета стано-вится не только время и место асцендента (рождения человека), но и децендента (время и место его гибели), ко-торая становится символическим космическим событием.

** И. Кабаков 60-е – 70-е... 27*** А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косо-лапов). – «Русский журнал», 25.10.2001:

* *** О. Генисаретский Читая Шифферса.М.:ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия. Рецензии, 2005: ; Е.Л. Шифферс Собр. соч. в двух томах. Предисловие О.И.Генисаретского. М.: Новое изда-тельство, 2005

** Е. Шифферс Идеографический язык Э. Штейнберга. – текст предоставлен автору Г. Маневич и Э. Штейн-бергом.

** О. Генисаретский Читая Шифферса.М.:ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия. Рецензии, 2005: ; Е.Л. Шифферс Собр. соч. в двух томах. Предисловие О.И.Генисаретского. М.: Новое изда-тельство, 2005

*** А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Ко-солапов). – «Русский журнал», 25.10.2001:

* Б. Гройс Эстетизация идеологическкого текста. В кн.: Искусство утопии.15

**Русский музей представляет: Михаил Шварцман /Aльманах. Выпуск III. СПб, Palace Edition, 2005

*** И. Кабаков 60-е – 70-е... 27

* Б. Гройс Московский романтический концептуализм. В кн.: Искусство утопии.15

** М. Лифшиц, Л. Рейнгардт Кризис безобразия.От кубизма к поп-арт. – М.: Искусство, 196836

* А.Р. Апресян Эстетика московского концептуализма. Вестник Московского университета. Серия 7. Фи-лософия. №3, 2001

** Б. Гройс Искусство утопии.15

*** М. Айзенберг Вокруг концептуализма.2

*

* Дмитрий Пригов: «Я памятник». – Газета «Взгляд», 25.08.2007

** Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс. – М.: ООО Издательство АСТ, 2003

*** Из стихотворения Дмитрия А. Пригова.

*Э. Булатов Уцелевшие предметы оставить в покое. Разговор с А. Журавлевой и В. Некрасовым. – «Рус-ский журнал (Обзоры)», 2001:

** А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косо-лапов). – «Русский журнал», 25.10.2001:

*А. Долин Пророк в своем отечестве. – М.: Наследие, 2002

** «Булатов считается одним из лидеров соц-арта и московского концептуализма. Именно с этим направлениями связан созданный им еще в начале 1970-х гг. тип станковой картины с текстом, где почти натуралистическое изображение на равных соседствует со шрифтом. Надписи были двух видов. Одни красные, запретительные („Опасно», „Нет входа“, „Стой“). Резкие как окрики охраны, они подчеркивали плоскостность картины и фикти вностьее изобразительного пространства. Другие были белыми или голубыми („Свобода“, „Иди“). Они лучами перспективных сокращений словно в тоннель уносились внутрь картины, приглашая зрителя забыть о плоскости и погрузиться в головокружительную иллюзию глубины. Красные – скрывали горизонт и выкачивали из карти-ны весь воздух. Белые, напротив, про-являли бесконечность, воздушность и свет, сквозящий из-под любого предмета. На их бинарной оппози-ции строилась поэтика Булатова, в которой фундаментальные категории бытия (Бог, свет, движение, с одной стороны, и статика, смерть, с другой), а также социальные оппозиции (свобода – рабство, крас-ные – белые) были раз и навсегда привязаны к какому-то формальному элементу картины. Комби-нации этих элементов (центр, диагональ, верх, низ, горизонт) рождали гипертекст. Зачастую он шел в разрез с помещенными на картине конкретными изображениями или надписями. Главенства внутреннего смысла картины над локальным значением ее образов и текстов построены две знаменитые работы Булатова – „Слава КПСС“ и „Портрет Брежнева“, где вне всякого авторского комментария, при кажущейся объек-тивности изображения, лишь из-за нарушенной формальной логики зритель оказывался в плену самых не приятных визуальных переживаний».

См.: Каталог юбилейной выставки Эрика Булатова в ГТГ. – М.: 2003

* Э. БулатовМеня интересует только пространство. – «Русский журнал (Обзоры)», 2003:

**Эрик Булатов. Вот. – М.: книгиWAM, 2006

*См. Приложение в кн.: И. Кабаков 60-е – 70-е... 27

**Так говорил Заратустра. В кн. 23

* Фудаментальным изданием, представляющим искусство отечественного концептуализма, является книга «Мо-сковский концептуализм» = Moscow Conceptualism Составители Екатерина Деготь и Вадим Захаров. – М.: WAM, 2005. В ней представлено более 150 произведений (инсталляции, объекты, документация перформансы ) двадцати московских художников и групп: И. Кабаков, В. Захаров, Ю. Альберт, А. Монастырскй, Комар & Ме-ламид, группы «Инспекция», «Медицинская герменевтика» и др.

** Идеология и фольклор (Беседа о Леониде Сокове). Cм. Русское искусство второй половины ХХ века.56

*** См.: /article/23/60/12/

*Екатерина Бобринская «Коллективные действия» как институция. – «Художественный журнал», Nr. 23, 1999; Концептуализм. – М.: Галарт, 1994

* А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косола-пов).

* Здесь и ниже: В. Тупицын Глазное яблоко раздора.56

** А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косола-пов).

* О соц-арте см. так же работы М. Тупицыной – «Соц-арт: русский псевдогероический стиль» (1984), «Соц-арт: русское деконструктивное усилие» (1986) и О. Холмогоровой Соц-арт. – М.: Галарт,1994

* В статье «Документация как форма искусства» (Комментарии к искусству.15) Б. Гройс пишет:

«<...>художественная документация входит в область биополитики – показывая как живое можно заменить искусственным или как искусственное можно сделать живым при помощи повествования».

* Р. Сафрански Хайдеггер. Германский мастер и его время.77

* М. Рыклин Террорологики. – Тарту, 1992.

* Марсель Дюшан доказал: единственный фактор, определяющий обьект как произведение искусства – это акт восприятия. Научись смотреть, и «вчерашние слова» зазвучат как нечто небывалое, а реди-мейд («готовые изде-лия»), захламляющие повседневность, окажутся шедеврами искусства. Что нового в эстетическом плане предс-тавляли из себя объекты «Расческа» или «Писсуар», которые Дюшан выставил в 1913 году как свои художест-венные работы? – ничего. Тем не менее их представление по праву считается одним из поворотных моментов в истории искусства, так же как и появление «Черного квадрата» Малевича (1913 г.).

** А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косола-пов).

*** М. Орлова Пара Игорь Макаревич Елена Елагина.: /dva/para9.html

**** В. Курицин Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгия. – «НЛО», Nr. 30, 1998

*Правила грамматики по Брускину. Беседа члена редколлегии «Континента» Марины Адамович с ху-дожником Гришей Брускиным. Журнал «Континент», Nr. 111, 2002

**А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косо-лапов).

*А. Ерофеев Попартисты не плюют в лицо.«Газета», 14.09.2005: /culture/2005/09/14

* Б. Гройс Москва и Нью-Йорк: пленники сверхдержав. В кн. Искусство утопии15

** А. Ковалев Из бесед с живыми авангардистами (Игорь Макаревич, Елена Елагина; Александр Косола-пов).

*** А. Ковалев Dip-art: Deep Art of the Cold War. – «Русский журнал. (Переводы)», 20.08.2000:

*Из стихотворения Иосифа Бродского.

** «Лечение искусством» (англ.)

*** Ж. Делёз, Ф. Гваттари Что такое философия? 18

* Михаил Рыклин, Павел Пепперштейн Диалог в синем свете. – Журнал«МЕСТО ПЕЧАТИ», Nr. VIII

* М. Хайдеггер Слово. В кн.: Время и бытие. – М.: Республика, 1993

** Ж. Делёз, Ф. Гваттари Что такое философия? 18

*** Термин, предложенный В. Тупициным.

*Здесь и ниже:Б. Гройс О коммунальном. В кн.: Комметарии к искусству.15

* В кн.: В. Тупицын Глазное яблоко раздора.56

** Из стихотворения в прозе Генриха Сапгира.

*** В кн.: В. Тупицын Глазное яблоко раздора.56

*Б. Гройс О коммунальном. В кн.: Комметарии к искусству.15

** Б. Гройс Изобретение Другого. В кн.:15

* Р. Сафрански Хайдеггер. Германский мастер и его время.61

* * Б. М. Берштейн Кризис искусствознания» и институциональный подход.49

*Стихотворение Дмитрия А. Пригова.

* М. Эпштейн О метареализме.66

* В книге: В. Тупицын «Глазное яблоко раздора».56

** И. Кабаков 60-е – 70-е.27

*** В. Некрасов Илья Кабаков и не только он. «Русский журнал (Обзоры)», 1999:

* Б. Гройс Москва и Нью-Йорк: пленники сверхдержав. В кн. Искусство утопии.15

** И. Кабаков 60-е – 70-е.27

** Стихотворения Дмитрия А. Пригова.

*См. статью «Трансгрессия» в43

** Стихотворения Дмитрия А. Пригова.

*** Светлана Бойм Конец ностальгии?Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабако-ва. – «НЛО», Nr.39, 1999

* И. Кабаков О «тотальной» инсталляции.27

** М. Фуко Око власти. В кн. Интеллектуалы и власть.60

*** И. Кабаков 1964 – 1983. Голоса за дверью. и О «тотальной» инсталляции.27

* Стихотворение Дмитрия А. Пригова.

** Catalogue:Ilya Kabakov The Life and Creativity of Charles Rosenthal (1898–1933). – StädelschesKunst-institut, Frankfurt am Main, Germany , 2001

*** Театрсознания: ЧарльзРозентальиИльяКабаков. – см. В. Тупицын Глазное яблоко раздора. 56

* С. Вайнберг Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных законов при-роды. – М.: Едиториал УРСС, 2004

** недотепа (идыш)

* Театр сознания: Чарльз Розенталь и Илья Кабаков. – см. В. Тупицын Глазное яблоко раздора. 56 Интересно, что представление о «сдернутой картине», «картины как пленки» и отказ от ее адекватности чему-то реальному – тематика, особо проработанная московским концептуальным кругом.

** Р. Сафрански Хайдеггер. Германский мастер и его время.61

*** Стихотворение Дмитрия А. Пригова.

* Р. Сафрански Хайдеггер. Германский мастер и его время.61

** Стихотворение Чеслава Милоша (пер. И. Бродского).

*** Светлана Бойм Конец ностальгии?Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабако-ва. – «НЛО», Nr.39, 1999

*Здесь и ниже: И. Кабаков О «тотальной» инсталляции.27

** Синкретическим искусством (нем).

*Э. Булатов Меня интересует только пространство. – «Русский журнал (Обзоры)», 2003:

*И. Кабаков О «тотальной» инсталляции.27

* Н. Миловзорова Илья и Эмилия Кабаковы: такое внимание к внезапно появившемуся персонажу пуга-ет. – Информагенство культура, 25.06.2004: /persona/kabakovy/

* Стихотворение Эрика Пида (В. Слепян).

* Н. Алексеев Заграница как личный опыт.Журнал «Знамя», Nr. 2, 1999

* Вадим АлексеевВ стране больших бутылок. Газета«Московские Новости», № 41, 29.10.2004

** Э. Штейнберг Я давно уехал в себя.«Независимая газета», 02.04.2004

* Н. АлексеевРусские художники при комнатной температуре. Нонконформисты – «третья волна» эмиг-рации в Париже. – Арт-азбука. Словарь современного искусства.: /critics/russian/

* * Бобур – название квартала в Париже, где расположен Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду (Centre National D'art Et de Culture Georges Pompidou).

*Н. Алексеев Москва в Париже (Разговор с М. Рогинским). Еженедельная газета «Иностранец», Nr. 24 от 13.12.2004

* * Ася Сигалова Интервью с Леонидом Соковым.:

* Стихотворение Андрея Монастырского.

** Б. Гройс ИльяКабаков: здесь и там. – Словарь современного искусства под редакцией Макса Фрая. Арт-критика, 28.06.2004: /critics/zdes-i-tam/

***Средства массовой информации.

* Здесь и ниже: Ася Сигалова Интервью сАлександром Косолаповым.: www.

** В. Воробьев Кинетические игры футуролога Нуссберга. – журнал «Стереоскоп», Nr. 24, Париж, 1999

*** Н. Молок Серебряный Купер. – Газета «Известия», 23.04.2003

*** «Вскоре Гороховский с семьей перебрался во Франкфурт-на-Майне»: Гриша Брускин 1990 год. Нью-Йорк(из записных книжек)— «„НЛО»», Nr. 84, 2007

****ККККузьминский о себе чужими словами.: /kkk_zitnik.htm

*

* Да, я сам его провожал. Он был во французской дубленке. Провожали его я и Илья Кабаков. Он тайком уезжал. Шинель возникла позже, в письме Горбачеву: „Вот, мол, меня выдворили из России в солдатской шине-льке, с 20 долларами в кармане...“. <…> Потом три года мы пересылали ему картины, эскизы и все прочее с каждым дипломатом. Уехал он налегке, а дипломаты везли целые чемоданы. ...Каждый создает свою легенду».

*Беседа Михаила Шемякина с журналистом Олегом Лошкаревым.Журнал «Стиль & Дом», Nr. 12, 1996

** Вадим Алексеев Новостибесплатное сопротивление. – Газета «Московские новости», Nr. 44, 09.11.2004

* Н. Миловзорова Илья и Эмилия Кабаковы: такое внимание к внезапно появившемуся персонажу пугает. – Информагенство культура, 25.06.2004: /persona/kabakovy/

**Правила грамматики по Брускину. Беседа члена редколлегии «Континента» Марины Адамович с ху-дожником Гришей Брускиным. Журнал «Континент», Nr. 111, 2002

* В. Янкилевский Возрождающий импульс архаики. – «Зеркало», № 15 – 16, 2001

** Стихотворение вадима Сидура.

*Н. Алексеев «Иностранец», Nr. 40, 2003, 1996

* В. Кичин Михаил Шемякин: Сколько же можно бегать голыми! – «Российская газета», 25.11. 2005 

** Беседа Михаила Шемякина с журналистом Олегом Лошкаревым.Журнал «Стиль & Дом», Nr. 12, 1996

*Анатолий Брусиловский: «Ничто так не способствует успеху, как успех». Интервью с Дарьей Молост-новой. – Журнал «Работа & зарплата»№ 41, 16.10.2006: /a-id-11085. html

** Г. Брускин 1990 год. Нью-Йорк(из записных книжек)— «НЛО», Nr. 84, 2007

*** Здесь и ниже: В. Тупицын «Глазное яблоко раздора».56

*В. Комар Русские художники всегда «между». – Газета «Культура», №43 (7350), 2002

* В. Шендерович «Все свободны» разговор на свободные темы. В студии Олег Васильев. – «Радио Свобо-да»: /programs/shen/2003/shen.101903.asp

* Анатолий Брусиловский: «Ничто так не способствует успеху, как успех». Интервью с Дарьей Молос-тновой. – Журнал «Работа & зарплата»№ 41, 16.10.2006: /a-id-11085. html

* *В книге: В. Тупицын «Глазное яблоко раздора».56

* **Стихотворение Дмитрия А. Пригова.

* *** Тезис М. Хоркмайера & Т. Адорно43

* В. Кичин Михаил Шемякин: Сколько же можно бегать голыми! – «Российская газета», 25.11. 2005 

** Жак Бодрийяр Прозрачность зла. – М.: Добросвет, 2000

* От тусовки к корпорации.Художественный журнал (Moskow Art Magazine), Nr. 41, 2001

** Вадим АлексеевВ стране больших бутылок. Газета«Московские новости», № 41, 29.10.2004

*В чем сущность искусства. «Художественный журнал» (Moskow Art Magazine), Nr. 26, 1993

** Стихотворение Владимира Уфлянда.

*В чем сущность искусства. – «Художественный журнал» (Moskow Art Magazine), Nr. 26, 1993

** У. Эко Средние века уже начались. – Журнал «Иностранная литература», N 4, 1994

* Ж. Деррида Насилие и метафизика. Эссе о мысли Эминуэля Левинаса.24

** М. Хайдеггер Письмо о гуманизме. 61

* Дмитрий Пригов: «Я памятник». – Газета «Взгляд», 25.08.2007

* * Ж. П. Сартр Выбор не лишен мотивов. В кн.: Человек в осаде. – М.: Вагриус, 2006

** Из стихотворения Иосифа Бродского.

* Русский эксперимент в искусстве: 1863 1922.

43

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Марк уральский избранные но не званные историография независимого художественного движения

    Книга
    ... быть расширен в обе сторо-ны. МаркУральскийИзбранные, нонезванныеИсториографиянезависимогохудожественногодвижения Оглавление 2 От автора 4 Глава І: Система ...
  2. Марк Семёнович Солонин 25 июня Глупость или агрессия?

    Документ
    ... избранного ... Карелию независимым государством ... бетона марки 750 ... получает звание генерал ... отнюдь не «художественная ... , Уральского ... движения, а не ... историографияне знала никакой «2-й советско-финской войны», а термин «война-продолжение» был известен, но ...
  3. Марк Семёнович Солонин 25 июня Глупость или агрессия?

    Документ
    ... избранного ... Карелию независимым государством ... бетона марки 750 ... получает звание генерал ... отнюдь не «художественная ... , Уральского ... движения, а не ... историографияне знала никакой «2-й советско-финской войны», а термин «война-продолжение» был известен, но ...
  4. Гражданская война как феномен мировой истории ( материалы научной конференции 26 апреля 2008 г ) екатеринбург-2008

    Документ
    ... был избран губернский ... . По художественным и публицистическим ... историографии и остается интересным для исследователей. В «Записках» просле­живается жизнь Белого движения ... «Уральской республики», ноне потерял ... независимые СМИ, городская не­зависимая ...
  5. Уральский экономический в биографиях Под редакцией профессоров

    Документ
    ... звании полковника. Валентин Михайлович прибыл в Свердловск и был избран Ученым советом Уральского ... и независимой лаборатории ... не только научную, но ... движении, ... звании профессора. С 1977 г. Марк ... историографии ... Уральской архитектурно-художественной ...

Другие похожие документы..