Главная > Основная образовательная программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Г.О. КИНЕШМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНА

ПРИНЯТА

приказом МОУ школа №5

на педагогическом совете

№ от «14 марта»2012г.

МОУ школа №5

Директор МОУ школа № 5

протокол № 8 от «13 марта» 2012

/М.В.Айдарова

СОГЛАСОВАНА

на Управляющем совете школы

протокол № 7 от «13 марта» 2012 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕРИОД 2011-2015 г.г.

г. Кинешма 2012

Оглавление

I.Целевой раздел

Пояснительная записка

1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

1.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

1.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

1.1.2. Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

1.2. Русский язык. Родной язык

1.3. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

1.4. Иностранный язык (английский)

1.5. Математика

1.6. Окружающий мир

1.7. Музыка

1.8. Изобразительное искусство

1.9. Технология

1.10. Физическая культура

2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

2.1. Общие положения

2.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

2.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

2.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

II. Содержательный раздел

3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

3.1. Ценностные ориентиры начального общего образования

3.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

3.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

3.4. Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся

3.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

4. Программы отдельных учебных предметов, курсов

4.1. Общие положения

4.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.5.·Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

5.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

5.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

5.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

7. Программа коррекционной работы

III. Организационный раздел

8. Учебный план начального общего образования

9. План внеурочной деятельности

10. Система условий реализации основной образовательной программы

Используемые понятия, обозначения и сокращения

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ средняя общеобразовательная школа №5(далее -Школа) разработана на основе примерной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 введена в эксплуатацию в декабре 1938 года.

Адрес МОУ школа №5:

1555800, Ивановская область,

г. Кинешма,

ул. Межевая, д.18

т.(49331)5-37-10; school5@mail.ru

Директор школы: Айдарова Марина Владимировна

Учредитель: Администрация городского округа Кинешма.

Вышестоящая организация: Управление образования администрации городского округа Кинешма.

Школа имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности (лицензия №250656 от 30.07.2007г., рег.№105ции ОП№007837 от 23 апреля 2010года, рег.№95).

Школа реализует в свуоей деятельности спектр образовательных услуг по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования.

Школа функционирует с1938 года, расположена в юго-восточной части г. Кинешма в микрорайоне «Залесье». Данный микрорайон представляет собой экологически чистую зону: здесь нет крупных промышленных, транспортных, перерабатывающих предприятий. Район состоит, в основном, из домов частного сектора, особняков и коттеджей. Имеется лесопарковая зона по берегу реки Черная. Главная транспортная магистраль - ул. Юрьевецкая, ведущая в направлении городов Юрьевец, Пучеж, Балахна, Нижний Новгород.

В микрорайоне из предприятий и учреждений находится ООО «Трикотажница», ООО «Канис» (швейное производство), две автозаправки, два почтовых отделения, центральная районная больница (ЦРБ), родильный дом, ветеринарная станция, технологический техникум-интернат, сеть магазинов, офисы различных организаций.

В микрорайоне нет ни одного учреждения дополнительного образования, в том числе и спортивных школ, поэтому наша школа является единственным центром социокультурной среды «Залесья».

Численность персонала на 1 сентября 2010 года составила 25 человек, из них педагогов 18 человек.

Количественный состав учащихся за предыдущие годы:

2008-2009 - 256 учащихся

2009-2010 - 237 учащихся

2010-2011 - 250 учащихся

среди них 99% проживвают в микрорайоне школы.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования Школы осуществлялась самостоятельно с привлечением органа самоуправления (Управляющий совет), обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы начального общего образования Школы учитывались существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования Школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования Школы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования Школы разработана в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100»с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.  Образовательная система «Школа 2100» - целостная образовательная модель, последовательно предлагающая системное и непрерывное  обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.Cистема учебников «Школа 2100» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.).  Комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует ФГОС НОО и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования. Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Особенности ОС «Школа 2100»:

Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

Непрерывность.  «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Главная цель ОС «Школа 2100»- научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.  

Программа адресована:

учащимся и родителям:

  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

  • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;

учителям:

  • для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

администрации:

  • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы;

  • для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРОТОКОЛ селекторного совещания от 26 марта 2012 года О подготовке к летней оздоровительной кампании 2012 года

    Документ
    ПРОТОКОЛ селекторного совещания от 26 марта2012 года О подготовке к летней оздоровительной кампании 2012 года ... 2012 года в капитальном ремонте нуждались 455 (или 13,9%) ... молодёжной политики Воронежской области 16 марта2012 г. № 205«О проведении ...
  2. Указ президента рф от 13 марта 2012 г n 297 " о национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции"

    Закон
    14 марта2012 Указ Президента РФ от13марта2012 г. N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 ... 2000 г. и дополняющих ее протоколов, Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 ...
  3. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г N 821 " О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (с изменениями от 13 марта 2012 г )

    Документ
    ... интересов" (с изменениями от13марта2012 г.) В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря ... обязательный характер. 31. В протоколе заседания комиссии указываются: а) ... государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе ...
  4. Протокол №1 от 29 марта 2012 года

    Закон
    Протокол №1 заседания Экспертно-консультативного совета по ... при УФАС по Владимирской области от 29 марта2012 года г. Владимир ул. Б. Московская ... на предмет нарушения Федерального закона от13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ...
  5. От 1 марта 2012 г n 140 об утверждении административного регламента

    Регламент
    ... ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 марта2012 г. N 140 ОБ ... заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление ... │ МВД по Республике │ул. К. Маркса, д. 13, г. │(390-22)│ 2-60-04 │ │ Хакасия ...

Другие похожие документы..