textarchive.ru

Главная > Урок


Урок 1 Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Учебные вопросы:

1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

2. Гражданская оборона, основные понятия и опреде­ления, задачи гражданской обороны

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и оп­ределениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной аги­тации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера».

Ход урока

1. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Изучение первого вопроса.

Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

• ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

• пожары - до 70 %;

• паводки, наводнения - до 40 %;

• оползни, извержения вулканов - до 18 %;

• землетрясения, засухи - до 15 %.

К опасным явлениям техногенного характера относятся загряз­нение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбро­сами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблаго­приятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных си­туаций».

Учащиеся записывают определение в тетради:

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при воз­никновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.

Изучение второго вопроса.

Учащиеся записывают основные понятия:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго­товке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение нацио­нальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.

2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.

Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: перво­начально система ГО в нашей стране создавалась как система за­щиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воз­духа. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповеще­ние, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий на­падения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицин­ской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводи­лась на специальных курсах.

В годы Великой Отечественной войны система ПВО сущест­венно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.

В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.

В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприя­тий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спаса­тельных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей тер­ритории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных меро­приятий.

Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.

В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи насе­лению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федера­ции - соответствующие руководители.

Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений феде­рального закона «О защите населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера».

«Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы­шение устойчивости функционирования организаций, а также объ­ектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ­вующих в ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполне­ния задач и взаимодействия основных элементов, а также иные во­просы функционирования Единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.»

После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных яв­лений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

В ее задачи входит:

• проведение единой государственной политики в области пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

• проведение мероприятий по защите населения и территорий;

• оповещение и информирование населения о ЧС;

• ликвидация ЧС;

• создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

• выполнение мероприятий ГО и др.

Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:

• федеральный;

• региональный (ЮФО);

• территориальный;

• местный;

• объектовый.

На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управ­ления.

IV. Итог урока.

- Какова основная задача Гражданской обороны страны?

- Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен­ное время, в мирные дни?

- Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо­ны и каков порядок действия по ним?

- Какова структура Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

- Назовите задачи, решаемые этой системы.

- Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?

Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хо­зяйства.

Урок 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель: познакомить учащихся с особенностями организации в общеобразовательных учреждениях системы ГО.

Учебно-наглядный комплекс: приказ директора об­разовательного учреждения об организации гражданской обороны в конкретном заведении образования, плакат «Наша гражданская оборона».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Алгоритм поведения участников образовательного процесса при угрозе ЧС.

Учитель опрашивает учащихся, оценивает их ответы.

Вопросы:

- Какова основная задача Гражданской обороны страны?

- Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен­ное время, в мирные дни?

- Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо­ны и каков порядок действия по ним?

- Какова структура Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

- Назовите задачи, решаемые этой системы.

III. Изучение новой темы.

1. Ознакомление с приказом начальника ГО образовательного учреждения как основного распорядительного акта по организации и ведению ГО в школе.

Учитель. Приказ на организацию и ведение гражданской обороны издается на каждый календарный год.

Схема этого документа и его краткое содержание включают следующие разделы:

1 часть. На основе чего организуется ГО в школе?

Главные задачи ГО и назначение руководящего состава и структур ГО.

2 часть. Как выполняются задачи ГО?

Организация защиты (инженерная, радиационная и химическая, обеспечение СИЗ, эвакуация).

Управление, связь и взаимодействие. Вопросы к учащимся:

- Когда и кто- издает приказ по организации ГО в школе? (Ежегодно во всех образовательных учреждениях издается

приказ директора учреждения — начальника гражданской обороны данного объекта.)

- Что представляет собой схема этого документа? Учитель. Рассмотрим некоторые детали приказа. 2. Краткая характеристика образовательного учреждения.

МОУ средняя школа расположена в городе________________

района__________________области на улице_________________,

дом___. Школа размещена в 2-этажном здании, имеется подваль­ное помещение вместимостью на 300 чел. Электроснабжение про­изводится от городских сетей, отопление помещений производится от автономной котельной школы.

Территория школьного двора составляет 1,1 га, в т. ч. с твер­дым покрытием 0,1 га.

В непосредственной близости проходит дорожная магистраль (улица ._______, связывающая городские районы.

Постоянный состав школы_____человек, (учителя, преподава­тели, технические работники). Ученики____________человек.

3. Оценка возможной обстановки после применения ору­жия массового поражения.

При применении противником оружия массового поражения школа окажется в зоне сильнейших разрушений. Большая часть несущих конструкций здания и коммунально-энергетических сетей будет разрушена. Подвальное помещение сохранится, но будет за­валено. На магистральной улице и подъездах к школе образуются сильные завалы. Пожарная обстановка будет характеризоваться зоной возможного поражения пожаром.

Система управления, связи и оповещения в результате разру­шения подземных и воздушных линий будет нарушена.

4. Оценка возможной обстановки при применении противни­ком обычных средств поражения и действиях диверсионно-разведывательных групп.

В результате применения противником обычных средств пора­жения и действий диверсионно-разведывательных групп возможны следующие экстремальные ситуации:

- разрушение здания школы и повреждение системы электро­снабжения;

Характеристику общеобразовательного учреждения учитель представля­ет на конкретном материале данной школы (гимназии, лицея).

- вывод из строя котельной, подстанции электроснабжения;

- поджоги складских помещений;

- заражение и распространение особо опасных инфекционных заболеваний.

В связи с образованием очага ядерного поражения, сильной степенью разрушения здания школы, коммунально-энергетических систем, возникновением очага пожара, наличием высоких уровней радиации, массовых потерь постоянного состава и учащихся на длительное время нарушается учебный процесс, требуется органи­зация и проведение спасательных и других неотложных работ си­лами и средствами взаимодействующих районов. Ввод формирова­ний в очаг поражения по условиям радиационной обстановки воз­можен только через 12 часов.

Во втором разделе приказа говорится о мероприятиях, необхо­димых для перевода учреждения с мирного положения на военное. Это светомаскировка, выдача СИЗ, эвакуация учащихся, связь с другими органами и т. д.

IV. Итог урока.

- Для чего, на ваш взгляд, необходимо создание организацион­но-распорядительных документов по ГО в образовательном учреж­дении?

Домашнее задание: знать основные положения организацион­но-распорядительных документов по ГО в образовательном учреж­дении.

Урок 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Цель: подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме, познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обя­занности.

Ход урока

I. Самостоятельная работа по теме «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».

II. Изучение новой темы.

1. Б е с е д а на тему «Военная служба - особый вид деятельно­сти человека».

Учитель. Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществля­ется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Усвоение данного раздела будет способст­вовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (флотской) среды. Кроме того, в мою задачу входит обеспечение вас достаточными правовыми знаниями в области во­инской службы, о своих правах и обязанностях как воина Воору­женных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов.

В процессе изучения раздела вы познакомитесь с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Воо­руженных Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уясните роль военной службы в гражданском, нравст­венном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данного раздела позволит вам проникнуться чувством уважения к Вооруженным Силам РФ.

Обращаю ваше внимание на тот факт, что изучение раздела оп­ределено законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 10).

В самом широком смысле слово «деятельность» означает раз­носторонний процесс создания человеком условий для своего су­ществования и развития. Какие основные виды деятельности чело­века вы знаете? {Основными видами деятельности человека явля­ются труд, учение, игра.)

На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять и за свою се­мью, и за свою честь и достоинство, и за свою страну.

Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о на­значении и составе Вооруженных Сил РФ на всех уровнях на со­временном этапе?

100

V

Действительно, несмотря на смягчение международной обста­новки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил.

Подкрепите этот тезис конкретными фактами, событиями в мире.

Для чего созданы Вооруженные Силы Российской Федерации? (Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосновенности ее границ.)

Какие основные задачи стоят перед Вооруженными Силами в различных условиях внутренней и международной обстановки? (Отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для ликвидации вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локализации и пресе­чения таких конфликтов, является скорейшая нормализация об­становки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.)

Военная служба, как и любая деятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дис­локации части, особенностями воинского коллектива. К сожале­нию, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления?

Армия - часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы, в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране; она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо прежде всего морально, психически и физически.

Роль военной службы в гражданском, нравственном, профес­сиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба - это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флоте еще и школа воспитания, становления личности. Каждый за время службы при­обретает много полезного в профессиональном и личном плане, закаляется духовно и физически. Еще А. В. Суворов говорил, что армия должна быть школой нации.

(Уместно прочитать письма солдат срочной службы, бывших выпускников школы, которых, возможно, помнят учащиеся, с по­ложительными отзывами о службе в рядах Вооруженных Сил.)

Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого воору­женного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воин­ской жизни.

Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном рат­ном труде, в готовности и способности преодолевать любые труд­ности и тяготы военной службы.

Военная служба - эффективное средство нравственного воспи­тания.

Как проявляются нравственные отношения в условиях военной службы? {Нравственность проявляется во всех сферах жизнедея­тельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, даже к самому себе.)

Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Еще Н. В. Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества».

В армии и на флоте молодой человек учится владеть современ­ной боевой техникой и оружием. Это требует хорошей эмоциональ­ной подготовки, специальных знаний. Зачастую за время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему тру­доустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место.

Немало воинов после службы поступают в высшие учебные за­ведения, профиль которых был предопределен военной специаль­ностью. Причем уволенные в запас военнослужащие пользуются преимущественным правом при поступлении в высшие учебные заведения, а рекомендация командира дает право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на экзаменах.

Армия формирует у молодого человека качества, которые оп­ределяют всю его последующую жизнь.

Известный писатель Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы Великой Отечественной войны. Будучи уже зрелым человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот дал ему профессию, а главное - воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем.

2. Составление конспекта основных положений темы.

Учитель предлагает ученикам записать основные составляю­щие воинской обязанности:

• воинский учёт;

• обязательная подготовка к военной службе;

• призыв на военную службу;

• прохождение военной службы;

• пребывание в запасе;

• призыв на военные сборы и их прохождение.

Основополагающим документом для военнообязанных явля­ется Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года.

Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие особенности военной службы,

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года.

III. Итог урока.

Учитель. Что включает в себя понятие «структуры и содер­жания воинской деятельности»? (Воинская деятельность - это процесс выполнения людьми задач воинской службы, изучения бое­вой техники и оружия, несения боевого дежурства, ведения боевых действий.)

Какой личный вывод вы сделали, нужно ли изучение содержа­ния материала раздела «Военная служба» каждому гражданину?

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: что вклю­чает в себя воинская обязанность?

Урок 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЁТА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.

Цель: познакомить учащихся с правилами, целями и поряд­ком организации воинского учёта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Учитель проводит опрос учащихся по усвоению знаний о со­ставных частях воинской обязанности. Вопросы:

- Какие качества формирует армия у молодого человека?

-Какие основные компоненты составляют воинскую обязан­ность?

- Какая связь существует между изучением материала о воен­ной службе и выполнением долга в ходе антитеррористической операции в Чечне?

II. Изучение новой темы.

1.Объяснение учителя.-

Учитель. Воинский учёт - это составная часть воинской обя­занности граждан. В России такому учёту подлежат все лица муж­ского пола, достигшие призывного возраста, а также все военно­обязанные. Учитываются все эти граждане по месту своего житель­ства. Есть некоторые исключения, когда граждане освобождаются от воинского учёта. К таким исключениям относятся граждане:

• освобождённые на основании Федерального закона «О воин­ской обязанности и военной службе»;

• проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

• отбывающие наказание в виде лишения свободы;

• женщины, не имеющие военно-учётной специальности;

• проживающие постоянно за границей. Целями воинского учёта являются:

• определение возможностей государства по обеспечению Вооружённых Сил страны личным составом;

• определение количественного и качественного состава при­зывных ресурсов;

• обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности.

Существует два вида воинского учёта: общий и специальный.

Для постановки на воинский учёт необходимо собрать множест­во различных документов, о которых расскажут работники военных комиссариатов. Военкоматы входят в состав Вооружённых Сил РФ,

их деятельностью руководит Генштаб. Поэтому, входя в здание во­енкомата, вы переступаете порог своеобразного воинского подраз­деления. Именно это подразделение и отвечает за выполнение ос­новных целей воинского учёта. А для более полного ознакомления с призывниками необходимо множество различных документов.

2. Сообщение учащихся о комплекте документов и опыте первоначальной постановки граждан на учет.

Учитель. Среди учащихся нашего класса уже есть молодые люди допризывного возраста, которые находятся на начальной ста­дии - они собирали документы для первоначальной постановки граж­дан на воинский учёт. Попросим их поделиться ценным опытом сбора документов, общением с представителями райвоенкомата. Далее учащиеся, заранее подготовленные и предупреждённые о выступле­нии, рассказывают о первоначальной постановке на воинский учёт.

III. Итог урока.

Учитель подводит итоги, уделяя особое внимание важности момента первоначальной постановки на воинский учет для юношей допризывного возраста, их взрослению и повышению ответствен­ности перед обществом и Родиной за свои дела.

Домашнее задание: опросить своих родственников и сделать сообщение «Воинский учёт двадцать лет назад».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Поурочное планирование курса обж в 5 классе раздел 1 безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях - 21 час

    Планирование курса
    ... Раздел 1. Безопасность и защитачеловека в опасных и чрезвычайныхситуациях - 21 час. Урок 1. Город как источник опасности. Урок 2. Дом, в ... среды обитания человека в городе. Уроки 20-21. Защита населения от последствий; чрезвычайныхситуаций мирного ...
  2. чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них предисловие

    Документ
    ... воли человека, то опасные и чрезвычайныеситуации социального ... Уроки истории СССР показывают, что доведение противоречий до конфликта крайне опасно ... индивидуальная защита населения Защита населения и территорий в чрезвычайныхситуациях социального ...
  3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

    Методическая разработка
    ... коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайныхситуаций природного происхождения. Психологический аспект чрезвычайныхситуаций природного происхождения. Опасныеситуации в литосфере ...
  4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

    Методическая разработка
    ... коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайныхситуаций природного происхождения. Психологический аспект чрезвычайныхситуаций природного происхождения. Опасныеситуации в литосфере ...
  5. Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета (дисциплины) «защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» в 2010/2011 учебном году

    Методические рекомендации
    ... занятий (уроков) ... чрезвычайныхситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций; ликвидация чрезвычайныхситуаций ... опасности для человека. Однако наиболее опасными ...

Другие похожие документы..