textarchive.ru

Главная > Методическое пособие


Использование портфолио учащегося

в предпрофильной подготовке и профильном обучении

(Методическое пособие)

Москва 2008

Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. – М.: , 2008. - 114 с.

В сборнике рассматриваются цели и задачи формирования и использования портфолио, структура и содержание портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников; дается описание организации работы с портфолио и функционал основных педагогических работников, включенных в процесс его использования; дается описание анализа эксперимента по использованию портфолио с краткой характеристикой региональных моделей и итогов проведенного мониторинга; раскрывается содержание рабочих тетрадей (прогресс-файлов) для учащихся; даются рекомендации для педагогов по работе с портфолио, а также материал по предупреждению ошибок, которые возникают в практике использования портфолио в российской школе, и список рекомендуемой литературы.

Материалы сборника предназначены для широкого круга педагогических работников, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов, студентов педагогических вузов.

© Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова, 2008

Содержание

Введение 4

§ 1. Проблема школьной отметки и возможности портфолио по ее "объективации" 6

§ 2. Зарубежный опыт использования портфолио 11

§ 3. Цели и задачи использования портфолио 22

в предпрофильной подготовке и профильном обучении 22

§ 4. Структура и содержание портфолио 25

§ 5. Организация работы с портфолио 32

§ 6. Критериальная база для оценивания творческих, исследовательских, проектных работ учащихся. Способы их отражения в портфолио 40

§ 7. Анализ опыта эксперимента по разработке и внедрению портфолио 44

§ 8. Методические рекомендации 63

по использованию рабочих тетрадей для учащихся 63

§ 9. Рекомендации для педагогов по работе с портфолио 81

§ 10. Предупреждение ошибок при использовании портфолио 88

Рекомендуемая литература 110

Введение

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе – системе безотметочного оценивания, начиная с начальной школы.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Российская школа накопила определенный опыт организации образовательного процесса в условиях безотметочной системы оценивания. С конца 80-х годов в стране в инновационном режиме реализовывалась технология обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения учебного материала: на обязательном и повышенном уровнях, в которой учебные достижения учащихся на обязательном уровне предлагалось оценивать по дихотомической шкале "достиг" – "не достиг".

Положительный опыт использования разных форм оценки младших школьников в условиях безотметочного оценивания целенаправленно развивался и обогащался в ходе реализации проектов. Однако, несмотря на положительные результаты работы в данном направлении, до сих пор остается ряд серьезных социально-педагогических проблем, в частности, отсутствие понимания необходимости внедрения новой системы оценивания в массовую образовательную практику.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио школьника", или "папка личных достижений" призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

В настоящем сборнике обобщен опыт введения портфолио в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе, приведены примеры регионального опыта, иллюстрирующего реальные образцы портфолио и механизмы его введения в учебном заведении.

Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Видимо, этот процесс становления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого аутентичного(истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио.

В материалах, обсуждавшихся на заседании РОСРО 18.06.2004 г., посвящённых приоритетным направлениям развития системы федеральных олимпиад школьников и работе с одарёнными детьми, подчёркивалось, что "развитие системы мониторинга, поиска и отбора самых талантливых школьников и абитуриентов должно быть признано одним из приоритетных направлений развития образовательной системы России", поскольку массовые экзамены не справляются с задачей отбора одарённых детей.

Актуальной задачей в материалах РОСРО называется "создание федеральной системы мониторинга достижений школьников, документирующей все результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя". Инструментом решения этой задачи является "портфолио".

Портфолио может быть использован вузом при отборе абитуриентов, т.к. наиболее полно заполняет те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре или учете результатов ЕГЭ.

Портфолио, представляющий результаты олимпиад, результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении реализовать эти способности, о его самоорганизации и коммуникативных навыках. В тоже время портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга.

Портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда (что с успехом осуществляется в ряде вузов), поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.

§ 1. Проблема школьной отметки и возможности портфолио по ее "объективации"

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания российского образования. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами педагогического и родительского давления на учащихся.

Как отмечает Ксензова Г.Ю., недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине XIX в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребенка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л. Н. Толстой, который в своих трудах сформулировал несколько основополагающих принципов, реализованных в Яснополянской школе. "Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно", "чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях".

В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросом усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника. В России и некоторых странах Европы были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками.

Одним из новаторов, увязывавших решение оценочной проблемы с перестройкой обучения в целом, был С. Т. Шацкий. В своих школах он вел поиски разнообразных форм текущего и годичного контроля. Выступая против отметок и экзаменов, С. Т. Шацкий обращал внимание на то, что учет и оценка должны составлять основу успешности обучения. Он так определял основные требования к оценке: "Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам". Следует учитывать, что дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.

Проблема оценки детских достижений в школе и за ее пределами привлекла пристальное внимание общественности в конце ХХ века. Общий взгляд на оценочную реформу отражен в большом объеме разнообразной профессиональной литературы по различным оценочным методам в различных странах, которые ищут альтернативные средства оценивания.

Проблема оценки актуальна и сейчас. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и др. Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки - балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные, качества учеников, которые в принципе не могут быть выражены числами, так как не могут быть измерены этим количественным способом. Да и знания ученика оценивать во всех случаях одной и той же отметкой непедагогично, потому что несправедливо и необъективно.

В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Можно выделить две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки:

а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения;

б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно на основе формирования ключевых компетенций).

На страницах прессы и в научных и педагогических коллективах активно обсуждается возможность замены отметок другими формами оценки. В начальной школе таким подходом является "безотметочное оценивание", а в старшей школе в дополнение к существующей традиционной отметке - разработка и внедрение портфолио школьника, или папки личных достижений.

В педагогике оценка по отношению к деятельности ребенка действует постоянно. Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок по пятибалльной системе (и более широким шкалам) до показателей и коэффициентов по тестам. Оценка – это мера, которая показывает отношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры. Оценка имеет свои четкие и определенные функции. Оценка есть показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определённой деятельности. Она средство социального утверждения ребенка и семьи, показатель продвижений ученика и его успехов в учёбе. Оценка знаний учащихся важна и необходима, она стимулирует их познавательную активность, формирует самооценку, определяет будущее направление образования и т.д.

В свете модернизации российского образования, нельзя не обратить внимания на те проблемы, которые связаны с оценкой деятельности учащихся, особенно в тех случаях, когда оценка не стимулирует, а наоборот тормозит процесс развития ребёнка. Никакой метод измерения не может обеспечить абсолютной его точности, всегда возникает ошибка.

Анализ опыта показывает, что существуют многочисленные источники ошибок: и недостаточная компетенция оценивающих, и их субъективные установки, и неполная информация о работе оцениваемых, и несовершенство используемых методов, и многое другое. Специальными исследованиями, как указано в работе, выделено несколько типов наиболее распространенных ошибок.1

С неполным использованием оценочной шкалы связаны три типа ошибок: строгость, мягкость, центризм.

1. Строгость в оценкепроявляется в тенденции выставлять каждому ученику оценку ниже, чем он заслуживает, или чем его оценили бы другие преподаватели. Причины возникновения ошибок этого типа могут заключаться в завышенных требованиях или стремлении мотивировать учащегося работать на пределе его возможностей. Кроме этого у учителя может возникать боязнь ответственности, что учащийся в другом месте, у другого учителя может показать гораздо более низкие результаты. Установка преподавателя в данном случае осуществляется в основном на отрицательную оценку и может быть представлена в нескольких формах: более мягкая из форм, заключается в умолчании о позитивных, и подчеркивание негативных моментов деятельности ученика, а более жесткая форма – активное отрицательное отношение к любым результатам работы учащегося. При этом, как ни странно, учитель часто имеет положительное мнение об ученике, но считает, что, продемонстрировав это мнение, допустит опрометчивость, создаст условия для зазнайства или снижения качества деятельности.

Негативные последствия строгости оценивания состоят в сужении диапазона оценки, так как используется только часть оценочной шкалы с низкими баллами; при этом происходит искажение реальной картины и отвлечение от аспектов деятельности, требующих действительного улучшения. Кроме того, повышенная строгость, как правило, вызывает неприятие оценки оцениваемым, может привести к пересмотру мотивов деятельности и неудовлетворенности трудом, порядками в школе и, наконец, самим педагогом.

2. Мягкость в оценкезаключается в тенденции выставлять оценку выше, чем заслуживает ученик. Это может быть вызвано рядом причин: стремлением к сохранению хороших отношений с учащимся; чувством неуверенности в своем профессионализме; желанием представить положение дел в школе как благополучное; благосклонным отношением к людям, похожим на учителя; нелюбовью к сообщению плохих новостей, особенно данному ученику. Сильная сторона при таком подходе заключается в установке на положительную оценку вклада ученика, что позволяет формировать у него уверенность в своих силах и возможностях. Слабые стороны заключаются в том, что она не может служить основой для пересмотра приемов работы, определения стратегий корректировки и развития в обучении и т.п. При мягкости, как и при строгости, сужается диапазон оценки, но уже за счет использования только высоких баллов.

3. Усреднение оценки (центризм). Сущность этой ошибки, рассматривается, как тенденция выставлять каждому ученику оценку в середине диапазона используемой шкалы, усредненную, избегая крайних значений. Это, может быть связано с нежеланием обидеть учащегося; с желанием казаться великодушным по отношению к нему и другим ученикам; с недостатком информации о деятельности учащегося и как следствие ориентацией, поэтому на «безопасный» средний балл. Причиной могут быть и нечеткие критерии оценки, незнание особенностей учащихся. В этом случае выставление усредненной оценки служит способ избегания сомнений. При таком подходе оценочная шкала вообще не работает, поэтому отсутствует возможность выявить как наиболее эффективно работающих, так и тех, кому необходимо улучшение деятельности.

Кроме этих трех типичных ошибок есть еще целый ряд часто встречающихся в школе:

4. Эффект "ореола". Сущность этой ошибки заключается в оценивании учащихся на одинаковом уровне по всем предметам (отличник или двоечник по одному-двум предметам, оценен бывает также на "отлично" или на "два" и по другим предметам). Как правило, это связано с тем, что учащийся имеет ярко выраженные приятные или неприятные личностные или деловые качества, «заслоняющие» характеристики его деятельности. Так отмечено, что люди общительные получают более высокие оценки, чем заслуживают с реальным вкладом. Отрицательным последствием являются ошибки в выявлении сильных и слабых сторон деятельности учащегося и как следствие не использовании их в дальнейшем обучении.

5. Эффект "свежести". Оценка в этом случае ставится на основе недавних событий, например, учащийся блестяще подготовил и представил сообщение по предмету, учитель под впечатлением от этой работы, дает такую же оценку и последующим его ответам, а не на основе результатов за весь оцениваемый период. Эта ошибка возникает из-за того, что при восприятии людьми друг друга наиболее значимой по отношению к знакомому человеку оказывается последняя, более новая информация. Негативным последствием этого эффекта служит невозможность выявлять тенденции в деятельности учащегося за весь период с момента последней оценки.

6. Эффект "контраста". Сущность данной ошибки заключается в том, что происходит влияние на оценку теми, кто был оценен перед оцениваемым в данный момент учеником, то есть применяется так называемый гибкий стандарт. Появляется из-за сравнения качеств оцениваемого не со стандартом, а с ранее оцениваемым учащимся. В результате при оценивании используется «гибкий» стандарт, поэтому занижается оценка ученику, который оценивается после оцененного высоко учащегося.

7. Атрибуция – это использование в качестве результатов деятельности характеристик личности, как положительных, так и отрицательных. Наша оценка субъективна, и кто-то приятен нам, а кто-то нет. Причинами возникновения ошибки атрибуции служит, с одной стороны, придание чрезмерного значения личностным характеристикам, приписываемым ученику учителем, с другой – отсутствие необходимой для объективной оценки информации о деятельности ученика.

Здесь перечислены основные, но, к сожалению, не все существующие ошибки оценивания результатов деятельности школьников. Все это объясняет насущную необходимость изменения самого подхода к оцениванию учебной деятельности ребенка, а это предполагает принципиальное изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучения учащихся самоорганизации своей деятельности, что, в свою очередь, порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.

В последнее время одной из альтернативных форм оценки в зарубежных странах, отвечающих требованиям нового видения оценки, является технология "портфолио". Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по его результатам, по приложенным школьником усилиям, по материализованным продуктам его учебно-познавательной деятельности.

§ 2. Зарубежный опыт использования портфолио2

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей. В профильном обучении учащихся общеобразовательных школ, как разновидности практико-ориентированного образования в зарубежных странах, аутентичное оценивание используется очень широко.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико-ориентированном обучении) служит метод портфолио (performance portfolio or portfolio assessment).

Американские педагоги Arter и Spandel (1991) определяют портфолио как целеустремленное собрание работы учащихся работы, которая показывает учащемуся, или другим, его усилия или достижения в одной или более областях. Согласно Meisels и Steele (1991) портфолио позволяют детям участвовать в оценке их собственной работы; смотреть вслед индивидуальному прогрессу ребенка; и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы. Широкое использование портфолио может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, отношения политики образования к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.

В самом общем виде портфолио– это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Это собрание должно включать следующее:

  • участие самих учащихся в разработке курса;

  • критерии отбора;

  • критерии оценки достоинств;

  • свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.

Учителю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т.д.

Для нас особенно важным является четко сформулированная рядом авторов позиция относительно того, что портфолио может быть формой аутентичного оценивания, но и не быть ею. Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если он включает в себя демонстрацию выполнения аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий.

Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

  • ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

  • поддерживать учебные цели;

  • фиксировать изменения и рост за определенный период времени;

  • поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

  • обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Педагоги могут использовать портфолио для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса включая:

  • поощрение самообучения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профильное обучение элективные курсы профессиональное самоопределение портфолио ученика монографии учебники сборники

    Учебники
    ... Методическоепособие содержит теоретические и практические сведения для проектирования элективных курсов предпрофильнойподготовки. В пособии ... Новикова Т. Г. Использованиепортфолиоучащегося в предпрофильнойподготовке и профильномобучении / Т. Г. ...
  2. Программа спецкурса «Системное проектирование образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения» I Цели и задачи спецкурса

    Программа спецкурса
    ... , Т. Г. Использованиепортфолиоучащегося в предпрофильнойподготовке и профильномобучении [Тект] / ... предпрофильнойподготовки и профильногообучения [Текст]: Часть 2. Програмно-методические аспекты профильногообучения: Учебно-методическоепособие ...
  3. Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Пояснительная записка
    ... , использованной при подготовке программы: 1.Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильномуобучению старшеклассников // Педагогика. 2003. №5. С. 49. Аршанскш Е.Я. Специальная методическаяподготовка ...
  4. Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в гоу сош № 618 в 201 1 -201 2 уч г 2 реализуемая модель профориентационной работы предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Учебно-методическое обеспечение
    ... организацию профильногообучения (ФИО, должность): 2. Реализуемая модель профориентационной работы, предпрофильнойподготовки и профильногообучения: №п/п Компоненты профильной образовательной среды ...
  5. Федеральное агенство по образованию автономная некоммерческая организация

    Документ
    ... Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использованиепортфолиоучащегося в предпрофильнойподготовке и профильномобучении. Методическоепособие. – М.: , 2008. - 114 с. Понюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий ...

Другие похожие документы..