Главная > Урок


МОУ «СОШ №9»

Разработка обобщающего урока-игры

Тема: «Далекая, далекая Африка».

Учитель: Поликарпова Е.Е.

7 класс

Задачи:

  • выявить уровень усвоения знаний после изучения темы: ";Африка";;

  • определить уровень умений работы с картами атласа;

  • развивать интерес уч-ся к предмету, творческие способности;

  • воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества.

Оборудование:

  • физическая карта Африки;

  • иллюстрации, рисунки к теме;

  • 2 контура материка;

  • карточки с заданиями;

  • грамоты, призы.

Состав команд: 5-6 человек (название команды, эмблема, девиз)

";Там - там";, ";Африкановеды";

Жюри: 3 чел., уч-ся 8-го класса

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя:

В течение этой четверти мы с вами совершили незабываемое путешествие по Африке, побывали в самых сокровенных ее уголках. Познакомились с удивительным климатом, рельефом, природой материка, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило нам составить единый образ Африки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. В ходе игры мы выявим команду - лучшего знатока Африки. Поможет нам оценить правильность ответов - жюри.

Прежде чем приступить к конкурсам, послушайте небольшую справку об Африке, подготовленную нашими уч-ся.

Выступление уч-ся (справка о материке):

Африка — это другой мир. Другая природа, которая до сих пор полностью не изучена, животные, люди, обычаи, традиции, искусство, миллионы поющих и рычащих голосов, миллиарды звуков и оттенков. Каждый мечтает побывать в этом разноцветном раю и почувствовать, как горячий песок черного континента струится между пальцев босых ног. Африка — это страна древних памятников и динамичной демократии, технического прогресса, колдовских суеверий и глаз. Желтых, зеленых, красных… Напряженно следящих за каждым твоим шагом.

Африканский континент огромен и неподражаем. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии, ее S = 30,3 млн. кв. км, это 1/5 часть суши нашей планеты. Африка занимает особое место среди других материков - экватор пересекает ее почти посередине и делит ее на 2 части, простирающиеся к северу и югу до субтропических широт. Своеобразна конфигурация материка: его северная часть более чем в 2 раза шире южной. Материк получает огромное количество тепла. Температуры воздуха высоки круглый год; зима и лето различаются главным образом по условия увлажнения.

У Африки, как и других осколков Гондваны, массивные очертания. У нее нет далеко выдающихся полуостровов, вы не обнаружите также глубоких заливов у ее берегов.

Африка - континент контрастных ландшафтов. Около половины ее территории занимают пустыни и полупустыни. Влажные тропические вечнозеленые леса по S лишь немного уступают ";лесному океану"; Амазонии. Снежные шапки высоких горных вершин поднимаются над бескрайними просторами жарких саванн. По богатству и разнообразию, животный мир афр. саванн, пожалуй, не имеет себе равных в мире: многочисленных пока еще слонов, носорогов, бегемотов, львов, обезьян, страусов, оберегают в заповедниках, размеры которых превосходят некоторые европейские государства.

Африка - родина многих полезных растений, в т. ч. кофейного дерева, масличной пальмы и ряда хлебных злаков.

Много интересного есть в Африке: и самая длинная река в мире - Нил, и единственные сохранившиеся из семи чудес света древности - египетские пирамиды, и глубочайшие озера, и алмазные копи. Всего и не перечислишь!

* Просмотр начала DWD- фильма «Дикая Африка»

Учитель: После небольшого знакомства с материком, приступаем к конкурсам.

I конкурс: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Как узнать, где этот материк Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положенья - Карту создадим в одно мгновенье.

Вам предлагается на чистом контуре Африки подписать известные вам моря, заливы, пр-вы, о-ва, п-ва, мысы у берегов материка.

Оценка: за каждое правильное геогр. название - 0,1 балла

II конкурс: ";САМОЕ, САМОЕ ИЗ МИРА АФРИКИ";

(Рекорды Африки)

Командам по очереди задаются вопросы, 1 представитель от каждой команды ответ показывает на физической карте материка.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ.

  • Самая длинная река? (Нил с Кагерой)

  • … большой остров? (Мадагаскар)

  • … крупнейший полуостров? (Сомали)

  • … длинный пролив мира ? (Мозамбикский)

  • … высокий вулкан? (Килиманджаро)

  • … полноводная река (Конго)

  • … высокий водопад? (Тугела)

  • … большое озеро? (Виктория)

  • … длинное и глубокое озеро? (Танганьика)

  • … мелкое пресное озеро? (Чад)

  • … соленое и теплое море? (Красное)

  • … большая пустыня? (Сахара)

  • … высокое дерево? (сейба)

  • … высокие жители? (нилоты)

  • … низкорослые жители? (пигмеи)

  • … маленькое гос-во? (Сейшельские о-ва)

  • … большое по S гос-во? (Судан)

  • … многочисленное по населению государство (Нигерия)

  • … самое экономически развитое государство (ЮАР)

III конкурс: «АФРИКА В ЦИФРАХ» - что означают эти цифры?

  1. 30,3 млн. кв. км (S Африки)

  2. 6671 км(длина р. Нил с Кагерой)

  3. 1435 м (глубина оз. Танганьика)

  4. 5895 м (высота влк. Килиманджаро)

  5. 60 000 кв. км. (S оз. Виктория)

  6. + 58° (! высокая t°, г. Триполи)

IV конкурс:«НАЙДИ БЕЛУЮ ВОРОНУ».

Я слова читаю вам, Вы - прислушайтесь к словам. Может, лишние пополи? Докажите, как узнали?

  1. Индия, Мали, Ливия, Гамбия.

  2. Нил, Нигер, Ньяса, Конго.

  3. Арабы, майя, бушмены, банту.

  4. Сейба, баобаб, лианы, банан.

  5. Львы, зебры, антилопы, верблюды.

  6. Ливингстон, Вавилов, Стэнли, Колумб

V конкурс: домашнее задание, конкурс буриме

Задание: придумать стихотворение, используя рифмы:

Нил-крокодил

рот-бегемот

сон-слон

Чад-баобаб

рог-носорог

банан-павиан

VI конкурс: ";БИЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА";

Конкурс состоит из 2 частей.

1. От каждой команды выбирается лучший ";зоолог";. Представители от команды садятся за
отдельный стол, где получают конверты с заданием: ";Из предложенных фотографий
животных выбрать встречающихся в данной ПЗ Африки";.

  • Саванна: гиена, горилла, жираф, мартышка, лев, зебра, буйвол, верблюд, носорог.

  • Влажные же. леса: леопард, древесная лягушка, кочующие муравьи, антилопа
    гну, фенёк, гепард, лев, окапи.

Пустыни: варан, зебра, верблюд, черепаха, бегемот, кобра, скорпион, слон.

2. Остальные члены команд по очереди отвечают на вопросы:

    • Мухи, переносчики сонной болезни? (цеце)

    • Какое животное тропиков легко меняет свой цвет? (хамелеон)

    • Крупная нелетающая птица? (страус)

    • Африканская длинноухая лиса? (фенек)

    • Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву? (в течение всего года)

    • Какое дерево растет на гербе Сенегала? (баобаб)

    • Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние?

    • Какая существует связь между: кистью, пятаком и ухом? (кистеухая свинья)

    • В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей? (папирус)

    • Какое растение пустыни Калахари имеет огромные плоды-ягоды, в состав которых входит много сахара, витаминов А, В, С? (арбуз)

    • Самые крупные наземные млекопитающие? (слон, носорог)

    • Самый ловкий крупный хищник? (леопард)

    • Самое быстрое наземное животное? (гепард)

    • Птица с самым большим размахом крыльев? (марабу, до 4м)

    • Дерево с самым большим диаметром ствола? (баобаб, 12 - 55 м)

    • Самая крупная лягушка в мире? (голиаф)

    • Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ).

VII конкурс: ";КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ";

Командам необходимо определить координаты данных объектов и, наоборот, по заданным координатам определить пункты. НАПРИМЕР:

  1. м. Игольный - 34° ю.ш., 19° в.д.

  2. влк. Килиманджаро - 3° ю.ш., 38° в.д.

  3. оз. Чад-13°с.ш., 14° в.д.

  4. м. Альмади - 14° с.ш., 7° з.д.

VIII конкурс: ";ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИПУЧКА";

Смельчакам от каждой команды предлагается на одном дыхании произнести несколько африканских названий, причем быстро и правильно.

Например: Ауграбис - Дебунджа - роридула - йоруба - Реюньон – вельвичия - Антананариву

(Оценка: максимум - 5 баллов)

IX конкурс ";ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВРАКИ"; (найди ошибки в тексте)

Где-то под руками были близко

капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь вы найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Наконец-то, мы в Африке - самом огромном материке земного шара. Была зима - самое влажное время года северного полушария. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли еще зелеными. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы-секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняли львов и гепардов.

Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль р. Замбези и попали в Сахару. Там было еще тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на кактусах.

Дойдя до Атласских гор - самых высоких в мире, мы сделали привал, познакомились с местными жителями - берберами и пигмеями, и написали эти заметки.

(Оценка: за найденную ошибку - 0,1 балла)

X конкурс инсценированной сказки:

Опережающие задание: за 3-4 дня командам раздаются тексты сказок. Один участник должен выразительно читать текст сказки, а остальные ребята показывают действия, как одушевленных персонажей, так и неодушевленных предметов.

№1: Почему обезьяна живет на деревьях

(сказка народа эве)

Действующие лица:

Ведущий (читает текст)

1-е дерево Улитка

2-е дерево Жираф (или пара)

Кот Антилопа (несколько)

Обезьяна Лев (можно с львицей)

Целый день охотился лесной кот и ничего не поймал. Он устал и растянулся на земле отдохнуть, но блохи не давали ему покоя.

Вдруг кот видит: идет мимо обезьяна.

— Обезьяна, поищи у меня блох, — позвал кот.

Обезьяна стала выискивать блох, а кот в это время уснул. При­вязала тогда обезьяна кота за хвост к дереву, а сама убежала.

Кот выспался, встал, собрался идти по делам и не может. Хвост привязан. Попробовал кот высвободиться, но ничего не получалось.

В это время проползла мимо улитка. Увидел ее кот и говорит: «Улит­ка, отвяжи меня!» Освободила кота улитка. Созвал кот зверей на поляне под большим раскидистым деревом. Пришел важный жираф, прискака­ли веселые антилопы, пришел лев и важно улегся на поляне.

Кот сказал зверям: «Скажите всем, что я умер и что вы приде­те меня хоронить». Звери согласились: жираф грациозно покачал головой, антилопы постучали копытами, а лев важно потянулся и помахал хвостом. Звери разошлись.

На следующий день кот улегся на землю и притворился мертвым. Пришли звери, и среди них обезьяна. Она подошла поближе про­ститься с котом. А кот как вскочит! Как бросится на обезьяну! Обе­зьяна испугалась и вспрыгнула на дерево! Только там и спаслась.

С тех пор обезьяна живет на деревьях и не любит ходить по земле.

№2. Три кистеухих поросенка

(современная «африканская» сказка)

Действующие лица:

Жираф

Ведущий (читает текст) 1-я акация

Кистеухие поросята: 2-я акация

Мик-Мик Солнце

Мук-Мук Маленькое облачко

Мак-Мак Большое облако

1-й день Сезон дождей

2-й день Хижина Мик-Мика

3-й день Хижина Мук-Мука

Домик Мак-Мака

В африканской саванне, где росли одинокие акации и бро­дил грациозный жираф, жили-были три кистеухих поросенка. Все одинакового роста, кругленькие, с одинаковыми веселыми ки­сточками. Звали поросят: Мик-Мик, Мук-Мук и Мак-Мак.

Все лето они кувыркались по саванне, грелись и загорали под лу­чами знойного африканского солнца. Вдруг прилетело маленькое облачко, на мгновение закрыло солнце, и на кистеухих поросят упали капельки дождя.

«Пора подумать о сезоне дождей, — сказал Мак-Мак. — Мы можем промокнуть. Давайте построим хижину и переждем дожди под крышей». Но братьям не хотелось браться за работу.

  • Успеется! Мы еще погуляем, — сказал Мик-Мик и пере­
    кувырнулся через голову.

  • Когда нужно будет, я сам построю себе хижину, — сказал
    Мук-Мук и лег загорать.

  • Тогда я один буду строить себе дом, — сказал Мак-Мак.

Прошел еще один день, а поросята по-прежнему играли и за­горали на солнце. Прошел второй день, потом третий, а кистеухие поросята все играли в свои поросячьи игры.

К маленькому облачку прибавилось еще одно, из которого упа­ли капли покрупнее, и братья взялись за работу. Мик-Мик решил построить хижину из соломы. К вечеру хижина была готова. Он положил на крышу последнюю соломинку и залез в хижину.

Мук-Мук тоже строил хижину. Он собрал длинные колья и связал. Поросенок обошел хижину и залез в нее.

Снова налетело большое облако, и на братьев упали еще более крупные капли дождя. Мик-Мик сидел в своей хижине, но тут... наступил сезон дождей. Хижина разлетелась во все стороны, и кистеухий поросенок бросился бежать. Он еще никогда так бы­стро не бегал, а сезон дождей продолжал наступать. Дрожащий от страха, поросенок вбежал в хижину.

Сезон дождей осмотрел хижину и вылил воду. Хижина зашата­лась и рухнула. Кистеухие поросята побежали к дому Мак-Мака. Они мчались изо всех сил, а сезон дождей нагонял их огромны­ми скачками и даже налетел на одиноко стоящую акацию. Но Мик-Мик и Мук-Мук успели спрятаться в доме.

— Ах так, — проревел сезон дождей. — Теперь я намочу всех троих!

Сезон дождей вылил на крышу первое ведро воды, потом второе ведро, потом третье. Дом стоял, как крепость. Сезон дождей попы­тался размыть хижину снизу, потом начал бить по стенам, но только израсходовал всю свою воду и погнул ведра. Наконец сезон дождей выбился из сил. А кистеухие поросята вышли из хижины и запели:

Полсаванны обойдешь, обойдешь, обойдешь,

Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь!

ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: (во время подготовки команд)

  • Что такое ";крики";? ";самум";?

  • Часто мое название зависит от цвета. Что я есть и как зовусь в экваториальных лесах
    Африки?

  • Почему Африку называют самым жарким материком?

  • Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это?

  • Представьте, что вы летите на самолете над экватором в Африке, увидите ли вы снег и
    лед?

  • Какое озеро лежит на экваторе?

  • Назовите самый тонкий, острый мыс?

  • Море песка - это....

  • Какую пустыню аборигены называют ";Карри - Карри"; - мучительная? (Калахари)

  • Какой “иглой” нельзя уколоться? (Мыс Игольный).

  • Древний материк, частью которого является Африка (Гондвана).

  • Бывает ли Атлас каменным? (да, это горы)

  • Какую реку Африки знают даже маленькие дети и почему? (Лимпопо, живет доктор Айболит).

  • Лемурия! Что это такое? (Остров Мадагаскар)

  • Какую природную зону Африки называют одновременно “ослепительная красавица” и “зеленый ад”? (Влажных экваториальных лесов).

  • Какие страшные сказочные горы есть в Африке? (Драконовы)

Жюри подводит итоги. Награждение команд (грамота, сладкие призы).

команда: команда:

команда: команда:

команда: команда:

команда: команда:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. МОУ «СОШ №9»

    Урок
    МОУ «СОШ №9» Разработка обобщающего урока-игры Тема: « ... , Что здесь подвергается сомнению. Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана ... ) Что такое "крики"? "самум"? Часто мое название зависит от цвета. Что ...
  2. Моу сош №2

    Урок
    МОУСОШ №2, Кондратьева Т.В. Конспект урока истории в 5 классе ...
  3. Моу сош №2

    Урок
    МОУСОШ №2, Кондратьева Т.В. Конспект урока истории в 5 классе ...
  4. Моу сош №1

    Документ
    МОУСОШ №1 Учитель русского языка и литературы Кутовая ...
  5. МОУ СОШ №7

    Исследование
    МОУСОШ №7 Государственные и национальные символы Франции и России ...

Другие похожие документы..