textarchive.ru

Главная > Рабочая учебная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Е.В. Аверьянова, Н.Н. Белозерова

Культурология

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа для бакалавров

Направление 031100 - «Лингвистика»,

Тюменский государственный университет

2010

Рабочая учебная программа по дисциплине ГСЭ.Ф.04

Культурология”

Составители: профессор кафедры английского языка, д.ф.н. Н.Н. Белозерова, профессор кафедры французской филологии, к.ф.н. Е.В. Аверьянова

1.Пояснительная записка

1.1.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования ГОС:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Пояснительная записка

На факультете романо-германской филологии курс разделен на два больших цикла: в первом семестре читается морфология культуры, во втором семестре: типология культуры. Лекции читаются для всего потока на русском языке, семинарские занятия проводятся по отделениям на английском, немецком и французском языках, где основной задачей является овладение необходимой терминологией для ведения межкультурной коммуникации.

1.2.Цель и задачи дисциплины

Цель: Сформировать у студентов представление о культуре, как об основном компоненте антропосферы, определяющим взаимодействие информационных процессов в рамках биосферы, ноосферы, семиосферы и этносфер.

-Задачи:

  • сформировать у студентов знания о культурной обусловленности функционирования языка;

  • сформировать у студентов представления об этнокультурном своеобразии языковых сообществ;

  • сформировать у студентов представления о культурной и этнической толерантности.

  • овладеть необходимым терминологическим аппаратом для ведения межкультурной коммуникации, как на русском, так и на иностранных языках.

-Студент должен уметь:

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом культурологии;

  • выделять основные отличительные особенности этносов;

  • знать суть наиболее известных концепций о культуре;

  • обобщать и делать выводы.

1.3.Трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы

Всего часов

Кредиты

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

192

5,5

IV

Лекции

18

0,5

IV

Семинары

36

1

IV

Самостоятельная работа студентов

138

4

IV

Вид итогового контроля

Экзамен

IV

2.Тематический план изучения дисциплины

Темы лекций

Кол-во часов

Лекции

Семинары

1.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: Становление культурологии как науки

1

2

2.

Функции культуры

1

2

3.

Культурогенез

1

2

4.

Теория В.П. Алексеева об антропогенезе и генезисе языка

1

2

5.

Семиотика культуры: виды смыслов: знания, ценности, регулятивы

1

2

6.

Знаковые системы в культуре

1

2

7.

Место и функции языка в культуре

1

2

8.

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА: Теория В.И.Вернадского о Биосфере и Ноосфере

1

2

9.

Генезис и морфология культуры как игры. Концепция Й. Хейзинги

1

2

10.

Теория Л.Н.Гумилева об эногенезе

1

2

11.

Теория культуры детства M. Мид

1

2

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

12.

Культурная картина мира

1

2

13.

Межкультурные коммуникации

1

2

14.

Способы культурной идентификации

1

2

15.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры

1

2

16.

Восток и Запад как типы культуры

1

2

17.

Культура и глобальные проблемы современности

1

2

18.

Инкультурация и социализация

1

2

3.Содержание программы курса по темам

Лекция 1.

1.Предмет и задачи культурологии.

2.Становление культурологии как науки.

3.Место культурологии среди других гуманитарных наук.

4.Становление понятия “культура”.

5.Основные понятия культурологии: цивилизация, морфология культуры.

6.Методы культурологических исследований.

Лекция 2. Функции культуры

1.Информационная функция.

2.Адаптивная функция.

3.Коммуникативная функция.

4.Функция социализации.

Лекция 3. Культурогенез

1.Культура нижнего палеолита.

2.Культуры верхнего палеолита.

3.Культура мезолита и неолита.

Лекция 4. Теория В.П. Алексеева об антропогенезе и генезисе языка

1.Происхождение и история семейства гоминид (антропогенез).

2.Происхождение и начальный этап развития языка.

3.Основные этапы развития речи и языка.

Лекция 5.Семиотика культуры: виды смыслов: знания, ценности, регулятивы

1.Смыслы.

2.Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Лекция 6.Знаковые системы в культуре

1.Культура как мир знаков.

2.Типология знаковых систем культуры.

Лекция 7. Место и функции языка в культуре

1.Когнитивные функции языка.

2.Коммуникативные функции языка.

3.Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

Лекция 8.Теория В.И. Вернадского о Биосфере и Ноосфере

1.Биосфера.

2.Пределы жизни.

3.Ноосфера.

4.История научной мысли.

Лекция 9. Генезис и морфология культуры как игры. Концепция Й. Хейзинги

1.Признаки игры.

2.Игра и состязание как культуросозидающая функция.

3.Игра и правосудие.

4.Игра и ратное дело.

5.Игровые формы искусства.

6.Игровой элемент современной культуры.

Лекция 10.Теория Л.Н. Гумилева об этногенезе

1.Ключевые определения.

2.Пассионарность, или этногенный признак.

3.Образы пассионариев.

4.Пассионарная индукция.

5.Способы утраты пассионарности.

6.Субпассионарии.

7.Рождение этноса.

Лекция 11. Теория культуры детства M. Мид

I.Взросление на Самоа

1.Воспитание самоанского ребенка.

2.Девочка и ее возрастная группа.

3.Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез.

II.Как растут на Новой Гвинее

1.Воспитание в раннем детстве.

2.Семейная жизнь.

3.Мир ребенка.

4.Воспитание и личность.

Лекция 12. Культурная картина мира

1.Понятие культурной картины мира.

2.Знаки и символы в культуре.

3.Смысл и значение в культуре.

4.Культурные коды.

Лекция 13. Межкультурные коммуникации

1.Основные проблемы межкультурных коммуникаций.

2.Межкультурное общение в современном мире.

3.Культура и поведение.

4.Сущность культурных ценностей и их место в МКК.

5.Культурные нормы и их роль в культуре.

Лекция 14. Способы культурной идентификации

1.Культурная идентичность и культурная идентификация.

2.Культурная идентификация как процесс.

Лекция 15. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры

1.Народ, этнос, нация.

2.Этническая и национальная культура.

3.Элитарная и массовая культура.

Лекция 16. Восток как тип культуры

1.Типологическая целостность Востока.

2.Индия: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

3.Китай: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

4.Япония: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

Запад как тип культуры

1.Типологическая целостность Запада.

2.Историческое единство античной культуры: основные черты античной культуры, периодизация, античный полис как феномен культуры.

3.Культура итальянского Возрождения.

4.Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры: гуманизм Возрождения и его оборотная сторона, обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение), современная культура.

Лекция 17. Культура и глобальные проблемы современности

1.Постмодерн в культуре XX века.

2.Глобальные проблемы XX века.

Лекция 18.Инкультурация и социализация

1.Влияние окружающей среды на инкультурацию.

2.Некоторые психологические механизмы инкультурации.

4. Темы семинаров

См.выше

5. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.

6.Темы рефератов и других видов самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа: предполагает изучение литературы и реферативное изложение прочитанного

Рефераты и доклады по темам курса:

1.Становление понятия «культура».

2.Функция социализации.

3.Культура мезолита и неолита.

4.Основные этапы речи и языка.

5.Регулятивы.

6.Типология знаковых систем культуры.

7.Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

8.История научной мысли.

9.Игровые формы искусства.

10.Рождение этноса.

11.Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез.

12.Воспитание и личность на Новой Гвинее.

13.Культурные нормы и их роль в культуре.

14.Культурная идентификация как процесс.

15.Элитарная и массовая культура.

16.Типологическая целостность Востока.

17.Типологическая целостность Запада.

18.Характеры европейских народов по Канту.

19.Мадариага о трех европейских нациях.

20.Просветительская революция и большевистская контрреволюция.

21.Постмодерн в культуре XX века.

22.Некоторые психологические проблемы инкультурации.

7.Темы для курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены.

8. Итоговый контроль

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ:

экзамен из двух теоретических вопросов.

Морфология культуры:

1.Происхождение и развитие понятия и термина культура.

2. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры.

3. Методы культурологических исследований.

4.Информационная функция культуры.

5.Адаптивная функция культуры.

6.Коммуникативная функция культуры.

7.Культура нижнего палеолита.

8.Культуры верхнего палеолита.

9.Культура мезолита и неолита.

10.Теория В.П. Алексеева об антропогенезе и генезисе языка.

11. Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

12.Культура как мир знаков.

13.Типология знаковых систем культуры.

14.Функции культуры.

15.Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

16.Теория В.И. Вернадского о Биосфере.

17.Теория В.И. Вернадского о Ноосфере.

18.Генезис культуры как игры и морфология игры. Концепция Й. Хейзинги.

19.Теория Л.Н. Гумилева об этногенезе.

20.Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез в соответствии с теорией M. Мид.

21.Воспитание и личность на Новой Гвинее в соответствии с теорией M. Мид.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1.Национальные культуры. Понятия народ, этнос, нация.

2.Этническая и национальная культура.

3.Культурная картина мира.

4.Культурные коды.

5.Межкультурное общение в современном мире.

6.Культура и поведение в свете межкультурной коммуникации.

7.Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации.

8.Культурные нормы и их роль в культуре в свете межкультурной коммуникации.

9.Культурная идентичность и культурная идентификация.

10.Культурная идентификация как процесс.

11.Народ, этнос, нация.

12.Этническая и национальная культура.

13.Элитарная и массовая культура.

14.Типологическая целостность Востока.

15.Индия: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

16.Китай: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

17.Япония: периодизация истории культуры, социально-политическая структура, религиозно-мифологические представления, мир повседневности, искусство, модернизация.

18.Типологическая целостность Запада.

19.Историческое единство античной культуры: основные черты античной культуры, периодизация, античный полис как феномен культуры.

20.Культура итальянского Возрождения.

21.Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры: гуманизм Возрождения и его оборотная сторона, обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение), современная культура.

22.Характеры европейских народов по Канту.

23.Мадариага о трех европейских нациях.

24.Американцы.

25.Специфика России в мировой культуре.

26.Этапы и основные тенденции развития российской культуры.

27.Просветительская революция и большевистская контрреволюция.

28.Глобальные проблемы XX века.

29.Инкультурация и социализация

30.Влияние окружающей среды на инкультурацию. Некоторые психологические механизмы инкультурации.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов

1. Обязательные виды работы студента по дисциплине:

  1. теоретические ответы и решение практических задач на семинаре,

  2. текущее тестирование,

  3. подготовка реферата,

  4. посещение занятий.

2. Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр в ходе текущего контроля (за 3 контрольные недели) = 100. Минимальная сумма баллов для допуска к сдаче зачета – 35 баллов.

3. Шкала перевода баллов в оценки:

- от 0 до 60 баллов – «незачет»,

- от 61 до 100 баллов – «зачет»;

- от 60 баллов и менее – «неудовлетворительно»,

- от 61 до 75 баллов – «удовлетворительно»,

- от 76 до 90 баллов – «хорошо»,

- от 91 до 100 баллов – «отлично».

4. Подведение итогов текущего контроля в течение семестра проводится трижды во время контрольных недель (октябрь, ноябрь, декабрь; март, апрель, май).

5. Результаты работы студентов в течение семестра фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. На каждом занятии студенты информируются о количестве набранных баллов.

6. В случае пропуска занятий студент обязан их отработать путем выполнения индивидуальных заданий по соответствующим темам до подведения итогов в период контрольной недели.

7. Преподаватель может использовать систему штрафов, уменьшая набранные баллы за невыполнение домашних заданий (1-2 балла), за пропуски занятий без уважительных причин, за нарушение сроков выполнения учебных заданий, за систематический отказ отвечать на занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах норм по соответствующему виду работы студента.

Балльная оценка текущей успеваемости студента

п/№ заня-тия

Формы текущего контроля

Итого кол-во баллов

Посещение занятий, выполнение дом.работ

Ответ на сем.зан.

Лаб.раб

Контр.раб.

доклад

Рефер.

Другие

формы

1.

-

-

-

-

-

-

-

0

2.

0-1

-

-

0-4

-

-

-

0-5

3.

0-1

-

-

0-4

-

-

-

0-5

4.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

5.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

6.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

7.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

8.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

9.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

10.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

11.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

12.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

13.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

14.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

15.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

16.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

17.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

18.

0-1

-

-

0-5

-

-

-

0-6

19.

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего

0-17

-

-

0-83

-

-

-

0-100

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

9.1.Основная литература:

Культурология: Уч. пособие/Под ред. проф. Г.В. Драча. - M.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. - 413 с.

Гачев Г. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988. - 446 с.

писатель, 1979. - С.89-149.

Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб.: Издательство "Лань", 1997. – 512 с.

9.2.Дополнительная литература:

Алексеев В.П. К происхождению бинарных оппозиций в связи с возникновением отдельных мотивов первобытного искусства // Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1976. – С. 40-46.

Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984 – 462 с.

Антипов Г. А. И др. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. 197 с.

Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности // Вест. Санкт-Петерб. ун-та. - Сер. 2. - 1992. – Вып.4. - С. 53-61.

БабенкоЛ.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В.Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов по спец. "Филология".- Екатеринбург: Изд.-во Урал.ун-та.2000.- 534с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. –
616 с.

Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. - М., 1985. - С. 302-312.

Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)//

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса: (постановка проблемы)// Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С.Г.Бочаров, В.В.Кожинов. - М.: Худж. лит. 1986. –291-352

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Литературно-критические статьи. - М., 1986. – С.121-262.

Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1985. -205 с.

Богин Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь: Издательство Тверского Ун-та, 1993.

Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX - начало XX века. М.: Наука. –1987. – 320 с.

Бруно Дж.О причине, начале и едином. - М.: Полиграфкнига, 1934. - 227 с.

Буало Н. Поэтическое искусство. – М.:Гослитиздат, 1937. – 101с.

Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ./ Сост. В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

Варшавская А.И. Смысловые отношения в структуре языка. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

1985. - №16. - С.251 – 275

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. –261 с.

Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. - М.: Наука, 1988. -
336 с.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации.- Л.: Гослитиздат, 1940. - 789 с.

Виноградов В. В. Проблемырусской стилистики. - М.: Высш. шк., 1981. – 320 с.

Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, - 1996. – 352 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М: Прогресс, 1988.-704 с.

Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. - М., 1985. - С. 271-276.

Гумилев Л. И. Этногенез и биосфера земли. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. – 496 с.

Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544 с.

Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. -350 с.

Гюббенет И.В. К проблеме понимания литературно-художественного текста. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 109 с.

Диалектика текста: В 2 т.Т.1/ О.Н.Гордеева, О.В.Емельянова, Е.С.Петрова и др.; Под ред. проф. А.И.Варшавской.- СПб.: Изд-во СПб.: ГУ, 1999. –328 с.

Зоботов Р. А., Мостепаненко А. М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства / Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974.- 245 с.

Иванов Вяч. Вс.К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных представлений // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам.- 1977 - №8. – Вып.411. - С.45-64

Иванов Вяч. Вс.Художественное творчество, функциональная асимметрия и образные способности человека// Уч.зап.Тарт.гос.ун-та. Труды по знаковым системам.- 1983 – Вып.635.-С.3-14.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н.Структурно-типологический подход к семантическим интерпретациям произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте// Уч. ап. Тарт. гос.ун-та. Труды по знаковым системам.- 1977 - №8. – Вып. 411. - С.103-119

Кисловская Е. Н. Интегративный анализ текста в рамках теоретических и специальных курсов на английском отделении ФРГФ// Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению.- Тюмень, Изд-во ТГУ, 1998.- С. 120-128.

Коршунов А.М., Мантанов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 214 с.

Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

Кравченко А.В. Классификация знаков и проблема взаимосвязи языка и знания.//Вопросы языкознания. 1999. - № 6, - С. 3-12.

Кравченко А.В. Естественнонаучные аспекты семиозиса // Вопросы языкознания. № 1. 2000.- С..3-9

Лихачев Д.С. Поэзия садов. - Л.: Наука, 1982. – 317 с.

Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. - Л., 1982. - 287 с.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм.- М.: Искусство.-1979. - 815 с.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - М.: Прогресс, 1972. - 241 с.

Лотман Ю. М. Избранные статьи // Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - Т.1. – 480 с.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Прогресс, 1992. – 272 с.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М.: Книга, 1987. – 336 с.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. – 384 с.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. -352 с.

Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. Лекции по структуральной поэтике. - М.: Гнозис, 1994. – 560 с.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст –семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. – 79 с.

Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. – Свердловск: Изд-во УрГУ, 1991. – 172с.

Остин Дж.Л. Слово как действие// Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. № 17. С.21 – 1.

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - С.113-123.

Потебня А.А. Теоретическая поэтика. -- М.: Высшая школа, 1990. -- 342 с.

Прометей: Ист.-биогр. альм. 81 сер. В.И.Вернадский. / Сост. Г. Аксенов. – М.: Мол. гвардия, 1988.- 352 с.

Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - Киев: Ника-Центр, 1997. Прогресс, 1986. - № 17. - С.196 – 223.

Соловьев В.С. Пространство / Собр.соч. - Брюссель, 1966. - Т.10. - 523 с.

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – 695 с.

Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. - М., 1990. – 274 с.

Степанов Г. В. Язык. Литература. Поэтика. - М.: Наука, 1988. -382с.

Смирнов И.П. Порождение Интертекста. – СПб., 1995. –167c.

Степанов Ю. С. Семиотика. - М.: Наука, 1971. - 168с.

Степанов Ю.С. Семиотическая структура языка (три функции и три формальных аппарата языка) // Изв. АН СССР. Сер. Ли Я, 1973. Т. 32. Вып. 4.

Толочин И. В. Метафора и интертекст в английской поэзии. –СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 95 с.

Топоров В. И. Святость и святые в русской духовной культуре. - М.: Гнозис, 1995. - Т.1. – 875 с.

Топорова Т.В. Об оппозиции "темный мир"- "светлый мир" в древнегерманской космогонии// Вопросы языкознания. 1998. - № 6. - С. 39-40

Топорова Т.В. О типах познания в древнегерманской мифопоэтической модели мира// Вопросы языкознания, 2000. - № 2, - С. .35-47.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Поэтика. - М.: Наука, 1977. - 574 с.

Фролов Н.К. Лингвистическое пространство как компонент парадигмы социо-культурного пространства (Лингвофилософский этюд)// Language and Literature, 1999

Фуко Мишель. Слово и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А- cad, 1994.- 407 с.

Ханин А.М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. - М.: Наука, 1987. -174 с.

Шрейдер Ю.А. Типология как основа классификации // Общий раздел. НТИ. - Сер.2. - № 11. – 1981. - С.1-5.

Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. - М.: Наука, 1972. - 339 с.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. – 427 с.

Эко У. Предисловие к английскому изданию// Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М.: Прогресс, 1975. – 468 с.

Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. - М.: Прогресс, 1987. – 460 с.

Якобсон Р. Тексты, документы, исследования. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т., 1999. – 916 с.

9.3.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекций используется лекционный класс, оборудованный широким экраном и компьютером.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшая школа россии проблемы и перспективы (5)

    Библиографический указатель
    ... учебно-методическая работа 169 учебно-методическийкомплекс 70 учебно-методический центр 438 учебно-методическое обеспечение 349 учебно-методическое объединение (УМО) 21 учебно-методическое ...
  2. культурология учебно-методический комплекс рабочая учебная программа для бакалавров

    Рабочая учебная программа
    ... , Н.Н. Белозерова КультурологияУчебно-методическийкомплексРабочаяучебнаяпрограммадлябакалавров Направление 031100 - «Лингвистика», Тюменский государственный университет 2010 Рабочаяучебнаяпрограмма по дисциплине ...
  3. Глава 1 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности академии

    Автореферат диссертации
    ... программа УИРС – учебно-исследовательская работа студентов УМК – учебно-методическийкомплекс УМО – Учебно-методическое объединение УМР – учебно-методическая работа УМС – Учебно-методический ... 4 года бакалавр 23 050403 Культурология с дополнительными ...
  4. ФИЛОСОФИЯ Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплекс составлен в соответствии с государственным стандартом. Содержит пояснительную записку, подробную программу ... для студентов высших учебных заведений. Работа утверждена на заседании кафедры философии. Рабочаяучебнаяпрограмма ...
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии обучающихся по направлению подготовки бакалавров москва

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплекс дисциплины ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров ... Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ... рекламного творчества. Культурология и гносеология ...

Другие похожие документы..