textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


8. ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

8.1. Основные цели и задачи реализации инновационной образовательной программы "Качество. Знания. Компетентность"

8.1.1. Цель реализации инновационной образовательной программы

Коренное изменение содержания образования путем развития многоуровневой системы подготовки кадров на основе фундаментальности и качества, непрерывности и преемственности образования и науки, единства обучения, воспитания, исследовательской и инновационной деятельности, направленное на максимальное удовлетворение запросов потребителей (предприятий, институтов, компаний и отдельных личностей); создание современной образовательной среды, в которой студенты будут получать необходимые инструментальные, информационные, профессиональные, социально-личностные и системные компетенции на основе государственных и профессиональных образовательных стандартов в соответствие с требованиями работодателей

8.1.2. Основные задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

  • Формирование у абитуриентов и студентов мотивации к получению образования в МИСиС;

  • Создание адаптационной среды по физике, химии, математике, помогающей студенту освоить образовательную программу 1-2 курсов;

  • Разработка нового поколения образовательных стандартов по металлургии и материаловедению;

  • Разработка нормативного и учебно-методического обеспечения новых образовательных стандартов, основанного на современных интерактивных и мультимедийных формах преподавания

  • Формирование у бакалавров и магистров набора компетенций, обеспечивающих выпускникам МИСиС конкурентоспособность на рынке труда;

  • Приобретение преподавателями необходимых компетенций для проектирования электронных курсов и преподавания в электронной среде;

  • Генерация новых знаний путем развития исследовательской и инновационной деятельности и вовлечения в нее студентов;

  • Создание проблемно-ориентированного информационно-образовательного портала по металлургии и материаловедению;

  • Развитие системы дистанционного обучения, основанной на современных мультимедийных и телекоммуникационных технологиях;

  • Создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров крупных компаний отрасли, «встроенной» в систему развития персонала и планирования карьеры крупных корпораций («корпоративные университеты»);

  • Создание инфраструктуры инновационной деятельности;

  • Создание серийных производств в наукоемких областях;

  • Управление результатами научно-технической деятельности, ориентированное на создание и продвижение готовых технологических решений, конкурентноспособных на мировых рынках;

  • Развитие корпоративной информационной системы управления вузом;

  • Приобретение руководством университета компетенций бизнес-администрирования;

  • Создание бизнес-школы «Управление в вузе».

8.1.3. Организация учебно-методического обеспечения перехода на 2-х уровневую систему подготовки

В соответствии с приказами № 129 о.в. от 20.04.2006г., № 319 о.в. от 10.08.2006г. и № 362 о.в. от 22.09.2006г. создана рабочая группа учебно-методического обеспечения перехода на ГОС ВПО 3-го поколения.

Решением Президиума методического совета от 14.09.2006г. для выполнения инновационного проекта в части перехода на 2-х уровневую подготовку:

    • утвержден состав и содержание документов учебно-методического комплекса по дисциплине, предложенной рабочей группой проекта;

    • утвержден перечень общеуниверситетских курсов (23 курса) и общие часы их трудоемкости;

    • приняты за основу предложенные варианты программ учебных дисциплин с определением компетенций;

    • считать целесообразным приоритетную разработку УМКД по общеуниверситетским курсам;

    • введены в Методический Совет университета научно-методические советы по направлениям подготовки (НМСН).

Решением Ученого Совета от 29.09.2006г. утвержден перечень учебно-методической документации дисциплин, определены общеуниверситетские курсы, профили подготовки бакалавров. Утверждены принципы разработки УМКД общеуниверситетских дисциплин и профилей бакалавриата, предложенные Президиумом Методсовета университета. УМКД разрабатываются для обеспечения проведения учебных занятий по новой технологии с применением мультимедийной электронной техники.

8.1.4. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников

На основании приказов № 489 о.в. от 29.11.2006 г. и № 320 о.в. от 06.09.2007 проведено повышение квалификации 248 и 136 преподавателей соответственно, ведущих разработку учебно-методических комплексов и занятий с применением средств мультимедиа по программе «Технология использования и разработки учебного курса с применением средств мультимедиа» в объеме 72 часов.

На основании приказа № 451-б от 03.11.2006г. на базе учебно-научного управления менеджмента качества и сертификации «Металлсертификат» проведено обучение 27 сотрудников МКЛ по программе курса «Подготовка межкафедральных лабораторий к аккредитации» объеме 72 часов.

На основании приказа № 487 о.в. от 29.11.2006г. проведено обучение 40 сотрудников по программе «Топ-менеджер» на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

На основании приказа № 1 о.в. от 22.10.2007 г. проведено повышение квалификации 145 преподавателей, ведущих разработку учебно-методических комплексов и занятий с применением средств мультимедиа по программе «Технология и методика обучения в электронной среде Learn Exact на основе компетентностного подхода» в объеме 72 часов.

На основании приказа № 310з о.в. от 17.08.2007 г. проведено повышение квалификации 111 преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, ведущих разработку учебно-методических комплексов и занятий с применением средств мультимедиа по программе «Основы электробезопасности и работы с электротехническим оборудованием» в объеме 72 часов.

На основании приказа № 310д о.в. от 17.08.2007 г. проведено повышение квалификации 111 человек преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, ведущих работу с электрическим лабораторным оборудованием, по программе «Основы электробезопасности и работы с электротехническим оборудованием» в объеме 72 часов.

На основании приказа № 310и о.в. от 17.08.2007 г. проведено повышение квалификации 38 преподавателей и сотрудников базовых кафедр прошли обучение по курсу «Методика подготовки и проведения аккредитации инновационных учебных лабораторий» (72 часа).

Договоры на поставку нового оборудования включали обязательства поставщика провести обучение работе на этом оборудовании. В соответствии с этими договорами обучение работе на новом оборудовании прошли 89 сотрудников в объёме от 4 до 30 часов.

Таким образом, в МИСиС создана система организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников, опирающаяся как на внутренние резервы, когда обучение проводится силами своих сотрудников, так и на привлечение внешних организаций, занимающих передовые позиции по каждому конкретному направлению подготовки.

8.2. Реализация программы

8.2.1. Проект «Модернизация базового образования и развитие довузовской профориентационной работы с молодежью регионов России и стран СНГ»

Проект направлен на коренную модернизацию довузовской подготовки и базового образования путем реорганизации структуры университета и выделения кафедр базовой подготовки в состав вновь созданного института базового образования, внедрения современных образовательных методов обучения абитуриентов и студентов младших курсов, обеспечение условий для перехода на двухуровневую подготовку.

8.2.1.1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Воспитание абитуриентов и студентов младших курсов с высоким уровнем культуры, прочным средним и базовым образованием и стремлением к освоению специальных знаний для профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Разработка и внедрение системы подготовки абитуриентов с четкой профессиональной ориентацией и осознанной мотивацией выбора МИСиС.

  2. Обеспечение дополнительного углубленного обучения в рамках программы среднего образования, ориентированного на учебные программы МИСиС.

  3. Обеспечение устойчивого и прогнозируемого конкурсного отбора абитуриентов.

  4. Расширение географии приема из регионов России и стран СНГ.

  5. Повышение эффективности профессионально ориентированного обучения, достижение мирового методического и образовательного уровня базовой подготовки.

  6. Создание системы сопоставимости и оценки результатов обучения с результатами обучения в зарубежных образовательных учреждениях.

  7. Улучшение материально-технической базы общих кафедр университета

  8. Повышение квалификации преподавателей.

8.2.1.2. Реализация задач проекта

Организационные изменения профориентационной довузовской подготовки молодежи направлены на формирование качественного контингента абитуриентов и осуществлены по следующим причинам. Во-первых, в настоящее время при усилении конкуренции возникает необходимость реализации наступательной стратегии на рынке образовательных услуг при углубляющемся демографическом спаде. Во-вторых, из-за недостаточного уровня школьной подготовки абитуриентов существует необходимость дать школьникам качественные дополнительные образовательные услуги в соответствии с их интересами. В-третьих, в настоящее время проблема профессионального выбора у молодежи становится особо актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда появляются все новые и новые профессии, при этом традиционные специальности претерпевают значительные изменения. Поэтому абитуриентам необходима помощь в выборе профессии.

В результате выполнения проекта в 2006-2007г.г.:

При реализации инновационной образовательной программы получила дальнейшее развитие профориентационная работа со школами. К концу 2006 года заключены договора о сотрудничестве и согласованы программы совместной работы с 60 школами, в том числе 44 школы г.Москвы, 11 школ Московской области и 5 школ регионов России. Программа совместной работы с этими школами на 2006/07 учебный год подготовлена на основании приказа о рейтинговом тестировании абитуриентов в 2006/07 учебном году № 486ов от 29.11.2006.

В 2007г. расширен охват ориентированных на поступление в МИСиС школьников за счет увеличения числа школ-партнеров.

В МИСиС 21 марта и 25 апреля 2007г. состоялись встречи с директорами школ, гимназий, лицеев, центров образования Юго-Западного и Юго-Восточного административных округов г.Москвы. Во встречах приняли участие около 400 директоров учебных заведений этих округов. Цель мероприятия – познакомить руководителей школ с коренными изменениями, которые произошли в МИСиС за время реализации инновационной образовательной программы и установить дружеские связи. Итогом встречи стала договоренность с начальниками окружного управления образования Тихоновым М.Ю. и Полле А.Б. о проведении профориентационной работе в подведомственных им школах.

9 апреля 2007 года проведено – совещание с представителями администраций школ, имеющих договоры с МИСиС. Результатом совещания стала программа взаимодействия с учетом новой системы мероприятий по сотрудничеству школа-вуз в научном, культурном и образовательном направлениях для подготовки школьников к поступлению в МИСиС и адаптации их к студенческой среде.

В результате проведенных в 2006 – 2007 г.г. мероприятий к настоящему времени установлены партнерские отношения со 120 школами Москвы и Московской области. Заключены договора о сотрудничестве с 45 школами Москвы, 13 школами Московской области, а также со школами в городах: Выкса (Нижегородская обл.), Липецк, Братск (Иркутская обл.), Никель (Мурманская обл.), Железногорск (Курская обл.), Покров (Владимирская обл.), Саров (Нижегородская обл.), Глазов (Республика Удмуртия) и др. В этих городах преподавателями университета будут проводиться выездные профориентационные мероприятия.

Работа со школами будет расширяться и далее, в том числе и в новых формах. Заключены договоры о создании лицейских (профильных) классов МИСиС с инженерной школой № 906, с гимназией № 1636, школой № 16, с Центром образования «Самбо-70», с лицеем № 2 г.Ступино, с лицеем № 5 г.Подольска.

Со школой № 1100 ЮЗАО заключен договор об организации на базе этой школы Лицея МИСиС. Целью настоящего договора является, подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, подготовка по профильным дисциплинам на уровне, обеспечивающем адекватные стартовые возможности при поступлении и дальнейшее успешное обучение в МИСиС создание условий для научно-творческого развития.

Кроме того, обязанности базовой школы МИСиС взял на себя лицей № 1 г.Подольска.

Программа совместной работы с этими школами на 2007/08 учебный год подготовлена на основании приказа о проведении Межрегиональной Олимпиаде МИСиС в 2007/08 учебном году № 419 о.в. от 13.11.2007г.

В 2006 году разработан типовой план сотрудничества школа-вуз в научном, культурном, спортивном направлениях с целью подготовки школьников к поступлению в МИСиС и адаптации их к студенческой среде.

С 1 ноября 2006 года учащиеся школ приглашаются на мероприятия ДК МИСиС. В 2007 г. 7 школьников 10-11 классов школы №1055 провели исследовательскую работу на кафедре физики и участвовали в конкурсе «Ломоносовские чтения» среди школьников города Москвы.

Разработан сценарий презентация МИСиС в школах. Первая презентация проведена 13 декабря 2006 года в школе № 1055 студентами МИСиС, и продолжается ее использование для других школ Москвы, регионов и стран СНГ.

В марте 2007 года физико-математическим лицеем были проведены две контрольно-тренировочные работы (КТР) по заданиям МИСиС. В первой КТР приняли участие 120 чел., во второй – 110 чел. Учитывая многолетний опыт работы, предполагается к поступлению в МИСиС 30-40 человек.

Разработан план мероприятий по проведению профориентационной работы среди школьников и их родителей представителями выпускающих кафедр институтов. К работе со школьниками привлечены ведущие представители научно-педагогического состава МИСиС .

Довузовская подготовка проводится и в материаловедческом лицее-лектории МИСиС. Абитуриент получает возможность на стадии подготовки к поступлению в МИСиС осознанно выбрать будущую профессию и при этом существенно повысить свой рейтинг. Обучение в лицее-лектории строится следующим образом. На первой стадии школьники слушают обзорные лекции ведущих профессоров. На второй стадии в качестве выпускной работы они пишут реферат по выбранной ими теме, получая квалифицированные консультации специалистов, докладывают их комиссии, состоящей из профессоров и доцентов МИСиС, и защищают перед этой комиссией основные положения и выводы своей выпускной работы. Результаты защиты выпускной работы служат основанием для начисления абитуриенту дополнительных баллов для конкурсного отбора при поступлении в МИСиС.

В 2007 году обучение в лицее-лектории осуществлялось по трем направлениям: "Материаловедение и технология новых материалов", "Физическое материаловедение", "Управление инновационными проектами при разработке новых материалов и технологий".

Отбор учащихся 11-х классов в лицей-лекторий проводился на основе результатов отборочной работы по математике. Заканчивается обучение выполнением и защитой выпускной работы (реферата). Большинство лицеистов, окончивших лицей-лекторий, поступают в МИСиС.

Обучение проводилось по трем направлениям:

1.Материаловедение и технологии новых материалов.

Занятия вели преподаватели институтов Металлургии, экологии и качества и Технологии материалов.

гр.МТМ-07-1 (очная форма обучения). Зачислено 23 чел.

гр.МТМ-07-2 (очно-заочная форма обучения). Зачислено 3 чел.

гр.МТМ-07-2д (дистанционная форма обучения). Зачислен 1 чел.

Всего зачислено в лицей-лекторий 27 человек.

Выпускные работы защищали 18 человек.

2. Физическое материаловедение (исследование процессов и материалов). Занятия вели преподаватели института Физико-химии материалов.

гр.ФМ-07-1 (очная форма обучения). Зачислено 11 чел.

гр.ФМ-07-2д (дистанционная форма обучения). Зачислено 3 чел.

Всего зачислено в лицей-лекторий 14 человек.

Выпускные работы защищали 11 человек.

3. Управление инновационными проектами при разработке новых материалов и технологий.

Занятия вели преподаватели института Экономики и информатики.

гр.ИПМ-07-1 (очная форма обучения). Зачислено 30 чел.

гр.ИПМ-07-2 (очно-заочная форма обучения). Зачислено 6 чел.

Всего зачислено в лицей-лекторий 36 человек.

Выпускные работы защищали 15 человек

Защиты выпускных работ слушателей материаловедческого лицея-лектория, проведенные с 23 по 29 мая 2007г. дали следующие результаты (таблица 8.1).

Таблица 8.1

Результаты защит выпускных работ

группы МТМ-07 группы ФМ-07 группы ИПМ-07

Баллы

Кол-во работ

Баллы

Кол-во работ

Баллы

Кол-во работ

9

-

9

2

1

2

10

-

10

-

2

-

11

-

11

-

3

-

12

3

12

1

4

1

13

-

13

-

5

2

14

-

14

1

6

4

15

7

15

2

7

3

16

-

16

-

8

-

17

-

17

-

10

1

18

3

18

-

11

1

19

5

19

5

14

1

Итого:

18

Итого:

11

Итого:

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации

    Документ
    ... для реализацииобразовательныхпрограмм профильного обучения. Таким образом, одним из путей реализациизадачи доступности и достижения качества ...
  2. " "

    Закон
    ... знаний педагогов в области преподаваемого предмета и потребность профессионального роста. 3.3. Основныецели и задачи концепции. Главная цель ... качествареализацииобразовательнойпрограммы. Мониторинг качествареализацииобразовательнойпрограммы ...
  3. " об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"

    Документ
    ... к разделам основнойобразовательнойпрограммы: 18.1. Целевой раздел основнойобразовательнойпрограммы: 18.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели и задачиреализацииосновнойобразовательнойпрограммы, конкретизированные ...
  4. " гимназия №2" города великий новгород система гражданско-правового образования в образовательном учреждении методическое пособие

    Методическое пособие
    ... основных стратегических задач развития качества образования, программы ... компетентность. *системообразующими компонентами "Системы" выступают: -личностно-ориентированный подход к организации взаимодеятельности субъектов образовательного ... реализациицели ...
  5. Инновационные технологии в языковом образовании хабаровск 2008

    Документ
    ... ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Основнаяцель обучения иностранным языкам заключается в формировании лингвострановедческой компетентности ... качествознания повысится. Но, к сожалению, этого не так просто достигнуть. Кардинальной задачей ...

Другие похожие документы..