textarchive.ru

Главная > Программа


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОУ СОШ № 832.

АНАЛИЗ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Введение.

В основе философии обновления российской школы лежат положения, зафиксированные в Международной декларации о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение. Естественно, что реализацию этих положений должно обеспечить государство, общество, родители и школа.

Особая роль школы состоит в создании условий для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному самостоятельному определению своего места в ответственном творческом преобразовании окружающего мира на основе сотрудничества с людьми независимо от их национальности, отношения к религии и политике, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

В нормативных документах развития образовательной системы Российской Федерации (Закон «Федеральная программа развития образования.», Концепция профильного обучения РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве», Целевая программа «Модернизация Московского образования (Столичное образование 4-5), Программа развития образования Южного округа г. Москвы) провозглашается направленность общеобразовательных программ на решения задач формирование общей культуры личности, адаптации личности в жизни и обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Продекларирован в них и ряд требований к содержанию образования, которые помогают создать портрет выпускника школы, определить с современных позиций его характерные черты: сформированность адекватной к современному уровню знаний личности ученика; это человек – гражданин, интегрированный в современное ему общество и нацеленный на совершенствование этого общества.

Становление такой личности может быть достигнуто школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы.

При создании программы развития школы и результатов ее реализации учитывались основные тенденции развития образования в мире, суть которых заключается в переходе от традиционных образовательных систем обучения учащихся знаниям к современным образовательным услугам развития их личности.

В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем, ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач?

В ходе работы над программой развития были решены следующее задачи:

- выявлены и созданы условия, обеспечивающие подготовку детей к

начальной школе;

- выявлены и созданы условия, обеспечивающие преемственность

начальной и средней школы;

- выявлены и созданы условия, способствующие самоопределению

школьников и формированию у них устойчивых мотивов

продолжения образования;

- созданы условия профессионального самоопределения

старшеклассников;

- созданы условия для формирования информационно-

коммуникативной и социальной компетентности учащихся;

- созданы условия по сохранению психического и физического

здоровья школьников;

- определен социальный заказ школы;

- проведено исследование готовности педагогического коллектива к

инновациям;

- проведен анализ ресурсного обеспечения школы

(административного, кадрового, материально-технического,

финансово-экономического, организационного, общественного

управления, безопасности).

Назначение Программы:

Программу развития мы рассматриваем как инструмент переориентации от технократически ограниченной «знаниево-навыковой» парадигмы к гуманистически ориентированной культурной парадигме, как единству ценностей, путей, средств и способов образования, нацеленных на обеспечение саморазвития личности в процессе ее непрерывного образования, самообразования, самоопределения и самореализации в различных информационно – предметных и социально-коммуникативных развивающих сферах.

Программа призвана зафиксировать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением, достигнутый уровень развития, определить параметры будущего состояния ОУ как школы, обеспечивающей доступность качественного образования, в которой обучающиеся дети имеют возможность выбора инновационных образовательных программ, направленных на их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.

Разработку и решение проблемы качества образования школа осуществляет на уровне формирования и становления человека, т.е. при организации образовательной деятельности и непосредственно в процессе обучения, учения и самообразования. В программе развития разработаны требования и рекомендации к организации и содержанию образования, где центром и результатом образования становятся не знания, а их носитель – человек, в деятельности которого проявляется и реализуется качество образования.

Программа развития государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2010-2012- основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления её развития.

Цели и задачи Программы определены на основе анализа развития школы в предшествующий период, социально-экономического положения школы, текущего состояния системы образования, анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего потенциала школы. В программе представлены основные концептуальные положения функционирования школы как системы, определены стратегия и тактика её дальнейшего развития, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.

Стратегическое направление развития ГОУ СОШ №832 – это формирование целостной системы универсальных знаний, учений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Задачи Программы

  1. Обеспечить общедоступное, качественное образование через:

    • развитие системы дошкольной подготовки, предпрофильного и профильного образования,

    • внедрение современных образовательных технологий,

    • совершенствование материально- технической базы школы.

  2. Создать в школе здоровьесберегающую среду.

  3. Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов, сформирован коллектив учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.

  4. Создать систему активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.

Сроки и этапы реализации Программы

  1. Диагностико-конструирующий (2009 г.) – выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы.

Он предполагает:

  1. Подробное изучение микросреды школы, потребности обучающихся и их родителей.

  2. Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей обучающихся, их родителей и педагогов.

  3. Корректировку и экспертизу учебного плана на основе федерального и муниципального базисных учебных планов с учетом программы развития; создание программно-методического обеспечения к перспективному учебному плану; подбор базовых программ.

  4. Разработку диагностических материалов, используемых для оценки уровней обученности, развития, воспитанности обучающихся.

Ожидаемый результат

  1. Скорректированный учебный план.

  2. Разработанная программа развития школы.

  3. Диагностические материалы.

  1. Экспериментально-внедренческий (2010-2012 гг.) – переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Он предполагает:

  1. Модернизацию учебного плана и корректировку учебных программ.

  2. Создание системы диагностики.

  3. Организацию деятельности учителей, направленную на освоение педагогических технологий, развивающих личность школьника.

Ожидаемый результат

  1. Обеспечено общедоступное качественное образование через:

    • развитие системы дошкольной подготовки, предпрофильного и профильного образования,

    • внедрение современных образовательных технологий,

    • совершенствование материально- технической базы школы.

  2. Решена проблема укрепления и сохранения здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

  3. Выстроена эффективная, постоянно действующая система непрерывного образования педагогов, сформировать коллектив учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.

  4. Создана система активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.

  1. Обобщающий (2012 – 2014 гг.) – анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Он предполагает:

  1. Отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений.

  2. Оформление промежуточных результатов развития.

  3. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы на 2012 год.

Ожидаемый результат

  1. Анализ.

  2. Методические рекомендации по дальнейшему развитию школы.

Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных и спонсорских средств.

Проблемно-ориентированный анализ.

Ступени развития общеобразовательного учреждения:

  • 1982г. – в Красногвардейском районе г. Москвы открыта СОШ №832;

  • 1990-1994г. – школа с классами юношей, ориентированных на военную профессию;

  • 1990г. – СОШ №832 с профильными классами (физико-математическим и гуманитарным) на III ступени образования;

  • 1993г. – СОШ №832 с классами, спрофилированными на Вузы: МИИГАиК (Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии) и МГТУ им. Н.Э. Баумана;

  • 1995г. – СОШ №832 с профильными классами (экономические, договор с Московским кредитным колледжем) на III ступени образования;

  • 1995г. – СОШ №832 с гимназическими классами;

  • 1997г. – переход школы на самостоятельное ведение бухгалтерского учета;

  • 1999г. – базовая школа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

  • 2001г. – ГОУ СОШ №832 включена в эксперимент по нормативному финансированию учреждений образования Южного округа;

  • 2002г. – ГОУ СОШ №832 – городская экспериментальная площадка «Формирование здоровьесберегающей среды для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в непрерывной образовательной модели ДОУ-школа»;

  • 2003г. – ГОУ СОШ №832 – городская экспериментальная площадка «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения»;

  • 2004г. – ГОУ СОШ №832 – консалтинговый пункт по вопросам функционирования гимназических классов в общеобразовательной школе;

  • 2005 г.- ГОУ СОШ №832 – городская экспериментальная площадка "Трансформеры здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях разного типа";

  • 2006 г. – сотрудничество с Российским Университетом Дружбы Народов (РУДН):

  • 2006 г. – ГОУ СОШ №832 городская экспериментальная площадка "Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, их управленческого и методического сопровождения";

  • 2007 г. – Сотрудничество с Московским Государственным институтом электроники и математики (технический университет МГИЭМП);

  • 2007 г. – Сотрудничество с Московской финансово – промышленной академией;

  • 2007-2009 г. –ГОУ СОШ №832 – экспериментальная площадка "Критерии оценки деятельности образовательного учреждения" – сотрудничество с МПГУ;

  • 2009 г. – Сотрудничество с педагогическим колледжем №15;

  • 2009 г. - Городская экспериментальная площадка "Разработка и апробация форм взаимодействия "школ здоровья" и образовательных учреждений в целях здоровьесбережения участников образовательного процесса";

  • 2009 г. – Городская экспериментальная площадка "Психолого-дидактическое обеспечение преподавания курса "Психология" для общеобразовательной школы с 3 по 11 класс";

  • 2009-2012 г. – Городская экспериментальная площадка "Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетенций".

Образовательная среда ГОУ СОШ №832это совокупность условий, обеспечивающих непрерывный личностный рост всех субъектов образовательного процесса, помогающих каждому ребенку познать себя, раскрыться, почувствовать себя одаренным, осознать оригинальность и исключительность.

Системообразующим фактором является творческая деятельность учащихся и учителей, которая обеспечивает развитие творческих способностей и используется для освоения детьми нового содержания образования, способов познания окружающего мира.

Следуя принципу гуманизации обучения в школе, создана своя микрокультура за счет особых организационных средств для достижения развивающего эффекта.

Творчество детей невозможно без творчества учителей.

Опережающее развитие педагогического коллектива над развитием учащихся – главный принцип деятельности школы.

Структура школы:

Дошкольная группа развития (развитие речи и обучение грамоте, английский язык, основы математики и конструирования, ИЗО и ручной труд).

I ступень. Начальная школа:

  • общеобразовательные классы по УМК "Школа России";

  • классы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова;

  • классы, работающие по программе «Гармония»;

  • классы, работающие по программе «Здоровье»;

  • классы, работающие по УМК "Планета знаний";

  • 4 группы продленного дня.

II ступень. Основная школа:

  • общеобразовательные классы;

  • гимназические классы (5-9);

  • общеобразовательные классы, работающие по программе «Здоровье»;

Ряд классов работает по программе предпрофильной подготовки.

III ступень. Старшая школа:

  • общеобразовательные классы;

  • гимназические классы (10-11);

Все классы третьей ступени делятся на четыре профильные группы (физико-математическая - при МГТУ им. Н.Э. Баумана, гуманитарная - при Московском международном институте экономики, информатики финансов и права, экономическая - при Московском финансово-кредитном колледже, естественно – научная при Российском Университете Дружбы народов).

Блок дополнительного образования. Спецкурсы, элективные курсы.

Положительный опыт реализации инновационных и экспериментальных проектов в ГОУ СОШ №832.

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №832 - активный участник экспериментальной работы по следующим направлениям:

  • ГЭП – «Формирование здоровьесберегающей среды для профилактики

заболеваний опорно-двигательного аппарата в непрерывной модели

ДОУ-школа» с 2002 года;

(площадка продолжает работать)

  • ГЭП – «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного бучения» с 2003 года;

  • ГЭП - "Трансормеры здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях разного типа" с 2005 г.;

  • ГЭП – "Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, их управленческого и методического сопровождения" с 2006 года;

  • ГЭП – "Педагогическая наука – школе" – сотрудничество с МПГУ;

  • ГЭП –"Педагогическая наука школе";

  • ГЭП – "Разработка и апробация форм взаимодействия "школ здоровья" и образовательных учреждений в целях здоровьесбережения учеников образовательного процесса" с 2009 года;

  • ГЭП – "Психолого-дидактическое обеспечение преподавания курса "Психология" для общеобразовательной школы с 3 по 11 класс" с 2009 года;

  • ГЭП – "Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых комепетенций" с 2009 года;

  • Внутришкольный эксперимент по управлению обновлением содержания гимназического образования, который привел к созданию консалтингового пункта по вопросам функционирования гимназических классов в общеобразовательной школе. (См. схему)

Создавая модель школы и результатов ее деятельности, мы исходили из того, что чем более дифференцированной и вариативной будет система образования школы, целостнее и завершеннее реализуемые в ней программы, выше квалификация, а также заинтересованность в качественной работе его учителей, тем выше будет вероятность того, что обучающиеся в ней дети получат качественное образование. Так как индивидуальный характер усвоения знаний детьми, реальный факт неравенства их способностей традиционно вступает в противоречие с массовым характером обучения, то школа считает возможным решение данной проблемы при условии создания системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями, т.е. создание трехуровневой системы обучения, включающей классы: гимназические, «продвинутого уровня» и профильные.

Экспериментальные площадки обеспечивают качественные изменения отдельных составляющих образовательного процесса.

Решение многих проблем развития школы и управления ею мы нашли на пути реализации программно-целевого метода, качественно изменяющего не только планирование работы школы, но и обеспечивающего объединение всех аспектов ее деятельности в единое управленческое целое.

Комплексно-целевая программа «Развитие личности ученика и учителя в условиях реализации гимназического и профильного образования» позволяет осуществить концентрацию и локализованную централизацию усилий участников педагогического процесса на приоритетных задачах развития школы.

Приоритетным для нас является поиск наиболее эффективных средств, технологий межличностного взаимодействия в коллективе.

В нашей школе есть уже установившиеся формы групповой активности:

1. Научно-методические кафедры: гуманитарно-лингвистическая, естественно-научная, математическая, начальное образование. При постоянном руководстве научно-методического совета, заместителя по научно-методической работе, научного руководителя они реализуют научно - теоретическую, методическую, практико-ориентированную и диагностико-коррекционную функции. Силами научно-методических кафедр отслеживается влияние содержания образования и используемых педагогических технологий на развитие личности. Ежегодно научно-методическими кафедрами представляется продукт творческой групповой деятельности в виде:

- разработок программ учебных модулей, элективных и факультативных курсов, индивидуальных программ обучения;

- обобщения результатов апробации курсов, технологий и других материалов мониторинга;

- учебных пособий;

- методических разработок.

2. Педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, педагогические студии, тренинги, мастер-классы, круглые столы.

На таких организационно - деятельностных формах групповой активности учителя с разной степенью методической подготовки могут выступать в роли игротехника, эксперта или сотрудника команды, свободны в выборе форм презентации результатов групповой деятельности.

3. Научно-методический совет – разрабатывает стратегию развития образовательной среды школы, реализует научно-методическую функцию образования в школе.

4. Привлечение представителей передовой науки к проведению целевых семинаров (кандидат педагогических наук Дроздова О.Е.).

5. Активное участие педагогов в организации и проведении окружных, научно-практических конференций учащихся, интеллектуальных игр, интеллектуальных марафонов.

Опыт вычленения актуальных тем исследований, консультирования, рецензирования печатных работ учащихся, взаимодействие с учеными, участие в работе жюри обеспечивает непрерывный профессиональный рост и стимулирует самообразование учителей.

Хорошо срабатывают приемы организации междисциплинарного и модульного обучения.

Исследовательская индивидуальная и групповая деятельность встраивается в проектную. Защита проектов – одна из форм итоговой аттестации.

Среди методов мотивации и стимулирования учащихся в урочной деятельности волевые и социальные методы уступили место эмоциональным и познавательным: создание проблемных ситуаций, свободный выбор заданий, побуждение к поиску альтернативных решений, учебно-познавательные игры, методы преодоления психологической инерции.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательных потребностей ребенка как основа развития его способностей учителями школы используется следующее:

  • создание у учащихся высокой самооценки «вкуса успеха», уверенности в своих силах за счет внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий обучения;

  • работа над созданием соответствующего психологического климата на уроке (доброжелательность, радость познания, положительные общие эмоции);

  • соблюдение принципа «право на ошибку»;

  • учет результатов индивидуальной творческой деятельности.

Познавательная активность и творчество учащихся школы реализуется в творческих объединениях, кружках, в проектных мастерских, при участии в интеллектуальных играх, международных олимпиадах, в научно-практических конференциях, в походах, экскурсиях, при посещении элективных курсов.

Разнообразие внеклассной внутришкольной образовательной деятельности обеспечивает право выбора обеспечивает возможность психолого-педагогической поддержки каждого ребенка.

С целью развития познавательных интересов, поддержания естественной мотивации учения, подготовки к осознанному выбору профиля обучения для учащихся разработаны элективные курсы, охватывающие разные области знаний и имеющие преемственность в содержании по параллелям.

Помимо этого детям предоставляется возможность выбора классов с профильным обучением, спецкурсов по четырем направлениям (физико-математическому, гуманитарно-лингвистическому, экономическому, естественнонаучному).

Психологическая служба помогает педагогам овладеть знаниями способа восприятия учебной информации каждым учеником, а также в распределении учащихся по установке на вид деятельности, что позволяет рационально распределять учебное время урока и подбирать формы и методы обучения, соответствующие классу.

Итак, только созданная нами креативная образовательная среда, позволяет обеспечить условия для широкой возможности поиска и реализации образовательных потребностей в рамках разнообразных форм организации, деятельности, обеспечить адекватный личностный рост как учащихся, так и педагогов. Такая работа ведется на основе учета современных образовательных тенденций и широкого мониторинга социального заказа на образовательные потребности, предоставляемые школой.

Анализ индивидуальных предпочтений учащихся 8-11 классов показал, что 75% из них заинтересованы в получении повышения уровня образования, причем более 85% учащихся 10-11 классов хотят получить высшее образование.

Для так называемых «продвинутых» детей – полностью сохраненных в интеллектуальном отношении, с большой зоной ближайшего развития, великолепной памятью и т.д. – реализуется гимназическое образование. Ученикам-гимназистам предоставлена возможность получения (с учетом интересов личности учащихся) широкого гуманитарного образования в соответствии с историческими традициями России, международным уровнем среднего образования, обеспечения гармонического развития интеллектуальной, эмоциональной и физической сфер человека, подготовки учащихся к практической деятельности и продолжению образования в Вузах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах российской федерации оглавление введение

    Аналитические материалы
    ... Введение. Цели и задачи анализаАнализ ... на концептуальныхосновах, моделях ... организационных механизмовреализациипрограмм; региональных ... Смоленская область 832 -- 276 ... ГОУ ЯО Институт развития образования (для специалистов ОУ Ярославской области), МОУ СОШ ...
  2. Южное окружное управление образования центр детского творчества «царицыно» программа развития

    Программа
    ... анализ выполнения программыразвития; анализ результатов введения ... Концептуальнаяоснова и принципы образовательной деятельности Центра: Обосновывая дальнейшую для ЦДТ стратегию развития ... основе с ГОУСОШ ... . Анализ хода реализацииПрограммыразвития 2007 ...
  3. Комплексная программа на 2012-2016 годы СОДЕРЖАНИЕ

    Программа
    ... развития муниципального образования Аскизский район, изложенные концептуальныеосновыПрограммы, проведенный SWOT-анализ ... кадров в сфере туризма. 2.1.2. Механизмреализации приоритетных направлений развития муниципального образования Аскизский район ...
  4. Программа социально-экономического развития пермского края

    Программа
    ... Основные концептуальные идеи Программы ... ВВЕДЕНИЕ «Программа социально-экономического развития ... - окончание СОШ – 17 ... развития. На основеанализа ... го ... рублей 832,9 ... развития муниципального района. При этом важной составляющей механизмареализацииПрограммы ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования юао города москвы

    Основная образовательная программа
    ... развитие личности ученика. Основная образовательная программа начального общего образования ГОУСОШ832 разработана на основе ... и механизмов, ... ГОУСОШ832 обеспечивает введение в действие и реализацию ... основеанализа ... определяют концептуальнуюоснову ...

Другие похожие документы..