Главная > Учебно-методический комплекс


Учебно-методический комплекс по дисциплине:

«Методика внеклассной работы по биологии»

к. п. н., доцент Осипова И.В.

Методические указания студенту по изучению дисциплины

Дисциплина «Методика внеклассной работы по биологии» предназначена для студентов 4 курса ОДО по специальности 05010265 – «Биология» и относится к блоку ОПД. Общий объём нагрузки составляет 56 часов. Аудиторная нагрузка составляет – 28 часов. В структуру аудиторной нагрузки входит 14 часов лекций и 14 часов практических занятий. Формой промежуточной аттестации является зачёт.

При изучении дисциплины «Методика внеклассной работы по биологии» студент должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- умение планировать, разрабатывать и проводить внеклассные воспитательные мероприятия по биологии;

- использовать возможности учебного предмета биологии и различных форм внеклассной работы для экологического, эстетического, трудового, валеологического воспитания учащихся.

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся: мировоззрения, мышления, приёмов учебной, познавательной и творческой деятельности и т.д.

Дисциплина «Методика внеклассной работы по биологии» рассматривает вопросы, которые должен знать студент: содержание и организации внеклассной работы по биологии, ее значение и место в учебно-воспитательном процессе; формы и виды внеклассной работы по биологии; пути и средства повышения эффективности внеклассной работы; внеурочную и внешкольную работу по биологии; научно-исследовательскую работу по биологии; методику организации и проведения кружков, факультативов, элективных курсов по биологии; методику организации и проведения различных форм и видов внеклассной работы по биологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

  1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  3. Горынина Т. К., Игнатьева М. Е. Ботанические экскурсии по городу. СПб, Химиздат, 2000.

  4. Грабар А.В. Предметная неделя биологии в школе / Под ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.

  6. Колесникова Н.А. Год птиц в школе. Тобольск, 2002.

  7. Колесникова Н.А. У истоков природоохранной работы учебных заведений г.Тобольска. Тобольск, 2000.

  8. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2004.

  9. Малашенков А.С. Внеклассная работа по биологии. 7-8 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

  10. Малашенков А.С. Предметная неделя биологии в школе. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  11. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  12. Ройтблат О.В., Лебедева Н.А., Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. Элективные курсы в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся / Под об. ред. д.п.н. Н.Г. Миловановой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2004.

  13. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  14. Сосновская Е.Б. Методика преподавания природоведения: Учебник для ссузов. – М.: «Приор-издат», 2005.

  15. Чередниченко И.П. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Алексеев А. С. Изучаем экологию экспериментально. СПб., 1998.

  2. Батурицкая Н. В., Фенчук Г. Д. Удивительные опыты с растениями. Мн., 1997.

  3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. М., 1998.

  4. Верзилин Н. М. Общая методика биологии. М., 1973, 78, 89.

  5. Верзилин Н. М. Сады и парки мира. – М., 1981.

  6. Игра – обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрушинского. М., 1994.

  7. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980.

  8. Колесникова Н.А. Методические рекомендации к проведению исследовательской работы членами НОУ в секции биологии. Брянск, 1982.

  9. Корсунская В.М. Три великих жизни. Л., 1976.

  10. Корсунская В.М. Путешествия плодов и семян. Л., 1974.

  11. Кремень А.Ю. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007.

  12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1996.

  13. Никишов А.И. Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974.

  14. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы. – Ленинград, 1991.

  15. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по биологии. М., Просвещение, 1975.

  16. Пидкасистый П.Н. и др. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.

  17. Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник 2. Часть 1. Математика, биология, химия. – М.: Просвещение, 1990.

  18. Самаукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. Минск, 1996.

  19. Травкин М.П. Занимательные опыты с растениями. М., 1960.

  20. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. М., 1978.

  21. Телешова Е.В. Природные индикаторы. Биоиндикация. Интегрированный биолого-химический практикум. С-Пб., 1997.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

  • Журнал «Биология в школе».

  • Газета «Первое сентября».

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Раскрыть понятия: внеклассная работа, внешкольная работа, внеурочная работа.

2. Значение и место внеклассной работы по биологии в учебно-воспитательном процессе.

3. Формы и виды внеклассной работы по биологии, их классификация.

4. Содержание и организация внеклассной работы по биологии.

5. Структура и содержание внеурочной, внеклассной, внешкольной работ, их классификация.

6. Цели, образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы.

7. Основные принципы внеклассной работы.

8. Пути и средства повышения эффективности внеклассной работы.

9. Занимательность во внеклассной работе.

10. Методика проведения и организация различных форм и видов внеклассной работы по биологии.

11. Методика проведения и организация внеурочной работы по биологии.

12. Методика проведения и организация внешкольной работы по биологии.

13. Внеклассное чтение и методика его проведения по биологии.

14. Научное общество учащихся, примерная тематика исследований по биологии.

15. Методика проведения и организация кружков по биологии.

16. Методика проведения и организация факультативов по биологии.

17. Методика проведения и организация элективных куров по биологии.

18. Методика проведения и организация экскурсий по биологии.

19. Методика проведения и организация походов, экспедиций по биологии.

20. Индивидуальные формы натуралистической работы.

21. Роль внеклассной работы по биологии в развитии интереса у учащихся к предмету.

22. Смоделируйте план проведения внеклассного занятия на тему «Редкие и исчезающие виды животных Тюменской области».

Требования к зачёту:

На зачёте, студент, изучивший дисциплину, должен показать знания:

- значение и место внеклассной работы по биологии в учебно-воспитательном процессе;

- формы и виды внеклассной работы по биологии, их классификацию;

- содержание и организацию внеклассной работы по биологии;

- основные понятия: внеклассная работа, внешкольная работа, внеурочная работа;

- структуру и содержание внеурочной, внеклассной, внешкольной работ, их классификацию;

- цели, образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы;

- основные принципы внеклассной работы;

- пути и средства повышения эффективности внеклассной работы;

- занимательность во внеклассной работе;

- методику проведения и организации различных форм и видов внеклассной работы по биологии.

Студент должен уметь:

- применять полученные знания во внеклассной работе со школьниками;

- разрабатывать и проводить различные формы внеклассной, внешкольной, внеурочной воспитательной работы.

Как готовиться к зачёту

Для подготовки к зачёту достаточно просмотреть конспекты лекций, семинаров и литературу из списка основной литературы. Для получения зачёта необходимо дать полный ответ не менее чем на 2 вопроса из предложенного списка, ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Реферат – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором в школе, в студенческой группе, среди родителей.

Схема подготовки реферата:

1. Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы.

2. Подбор в библиотеках соответствующей литературы для реферирования.

3. Пользуясь закладками, отметить существенные места или сделать выписки.

4. Составить план реферата.

5. Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме.

6. Прочитать текст и отредактировать его.

7. Проверить правильность оформления реферата.

8. После подготовки реферата следует написать текст выступления (если предстоит защита реферата), продумать ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.

Примерные темы рефератов:

    1. Организация кружковой работы по биологии.

    2. Общешкольные и внешкольные мероприятия по биологии.

    3. Экскурсии, походы в природу.

4. Фенологические наблюдения.

  1. Биологические игры.

  2. Организация опытов живыми организмами.

  3. Тематические игры и праздники по биологии.

  4. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся по биологии.

  5. Школьные биологические вечера.

  6. Предметная неделя биологии в школе.

  7. Научно-исследовательская работа по биологии в школе.

  8. Внеклассная работа по ботанике.

  9. Внеклассная работа по зоологии.

  10. Внеклассная работа по экологии.

  11. Внеклассная работа по общей биологии.

  12. Групповые формы внеклассной работы по биологии.

  13. Индивидуальные формы внеклассной работы по биологии.

  14. Массовые формы внеклассной работы по биологии.

  15. Организация факультативной работы по биологии.

  16. Зарождение проблемы внеклассной работы по биологии в трудах ученых-методистов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплексподисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ» УФА -2007 Государственное регулирование экономики: Учебно-методическийкомплекс ... экономических наук Учебно-методическийкомплексподисциплине «Государственное ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения ... работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно-методическогокомплекса на примере комплексапо разделу «Растения» ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине « основы рекламного дела»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине «Основы рекламного дела» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 « ... 1. Методические рекомендации по изучению курса. 1.1 При работе с настоящим учебно-методическимкомплексом особое внимание ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экообразование» методические указания студенту по изучению дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексподисциплине: «Экообразование» кандидат пед. наук,доцент Осипова И.В. Методические указания студенту по изучению дисциплиныДисциплина «Экообразование» предназначена ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... __________________________________________________________ (ф.и.о.) Учебно-методическийкомплексподисциплине Организация ЭВМ и ... Самме Г.В. Учебно-методическийкомплексподисциплине Организация ЭВМ и систем (название дисциплины) составлен ...

Другие похожие документы..