Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч. год

Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в  2009–2010 учебном году 
Преподавание химии  в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».      
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  №2783).     
5. Примерная программа основного общего образования по химии.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии   (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии  (профильный уровень).
Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте /db/mo/Data/d_08/m379.html).
В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных  решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда. Возникла необходимость формирования у учащихся системно – функциональных знаний, общественных умений, опыта творческой деятельности, важных не только для успешного обучения, но и для творческой самореализации личности.
Следовательно, важнейшими целями школьного образования являются:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации;
- развитие способности к созидательной деятельности;
- формирование умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству.
Важно отметить, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказа от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают особое значение. Новое наполнение приобретает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность. Перед школой поставлена задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создания равных возможностей для всех обучающихся в получении качественного образования.

В методических рекомендациях комментируем специфику преподавания химии в условиях реализации БУП – 2004.В базисном учебном плане основной школы учебный предмет «Химия» представлен в составе его федерального компонента. На изучение химии отведено по 2 ч. в неделю в VIII и IX классах.
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общее образование по химии в средней (полной) школе представлено на двух уровнях – базовом и профильном.
Выпускники, изучавшие курс химии базового уровня, должны овладеть умениями, необходимыми для безопасного и грамотного использования веществ в повседневной жизни.В стандарте профильного уровня система химических знаний значительно расширяется на основе углубления представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях химических реакций, рассматриваемых с точки зрения учения о химической кинетике и термодинамике процессов. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии.Сравним требования для базового и профильного уровней по числу элементов знаний и умений. Базовый уровень подготовки по химии предполагает усвоение примерно 70 элементов знаний и овладение 40 умениями, профильный – более 100 элементов знаний и более чем 50 умений.Изучение химии на старшей ступени школы может осуществляться в нескольких вариантах.Эти варианты изучения химии в старшей школе не являются обязательными и служат для общеобразовательных учреждений примерами построения их индивидуальных планов.1-й вариант – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс  (2 часа в неделю на два года обучения).  Этот  вариант рекомендуется для профилей: социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического, историко-правового.
2-й вариант – химия может изучаться для поддержки ведущего профильногопредмета – в качестве самостоятельного базового курса (4 часа в неделю на два года обучения). Этот вариант рекомендуется для профилей: физико – математического, биолого-географического и агро- технологического.Основанием для включения химии в число профильных предметов для физико-математического профиля является тесная взаимосвязь химии с такими разделами физики, как термодинамика и молекулярная физика, практика обучения  по этому профилю. Как показывает практика, учащиеся, обучающиеся в классах физико-математического профиля, после их окончания нередко продолжают обучение в вузе по химическим специальностям.Включение химии в число профильных предметов для классов биолого-географического профиля обусловлено тем, что понимание геологических проблем, а также явлений, происходящих в региональном и локальном масштабах, невозможно без знания химии. Это касается свойств веществ, входящих в состав горных пород, минералов, растворенных в водах рек, морей и океанов, а также превращений веществ в природных условиях и в процессе производственно- хозяйственной деятельности людей.Вполне обоснованно включение химии в число профильных предметов для агро - технологического профиля. Современные технологии,
используемые в различных областях сельского хозяйства, в значительной степени базируются на достижениях теоретической химии, а также ее прикладных областей. Они используются при создании удобрений, разработке рациональных способов питания и защиты растений и животных и т.п. 3-й вариант – изучение химии как ведущего профильного предмета (физико-химический,  химико-биологический  профили – 3 часа в неделю в X и XI классах).Повышение уровня химической подготовки учащихся этих профилей достигается за счет элективных курсов, содержание которых ориентировано на углубленное изучение отдельных разделов химии  (2 – 3 часа в неделю).Можно рекомендовать следующие элективные курсы: «Методика решения расчетных химических задач», «Методика решения экспериментальных задач», «Основы химического анализа», «Химия растворов», «Химия жизни», «Пространственное и электронное строение органических соединений», «Химия высокомолекулярных соединений».Приоритетная функция учителя химии профильного класса – раскрытие и развитие одаренности каждого ученика, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся необходимо применение активных методов обучения. Один из них – кейс-технология. Это весьма перспективный метод преподавания химии  (журнал «Химия в школе» № 4 – 2008 г.  Е.В. Пажитнова. «Кейс-технология для развития одаренности»).  Реализация кейс - технологии во многом зависит от учителя – его эрудиции, коммуникабельности, комплекса знаний по ряду смежных дисциплин, владения технологией ведения дискуссий, умения выстроить паритетные взаимоотношения с химически одаренными школьниками.Вариативность образования позволяет обеспечить личности широкие возможности для выбора своего пути развития, самооценки, необходимости усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, которые потребуются в жизни и в деятельности. Реализуемая в настоящее время вариативность общего образования обеспечивается многообразием учебной литературы по химии. При выборе учебников следует руководствоваться Федеральным перечнем (приказ Минобразования РФ № 379 от 09.12.2008 г. «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 10 уч. год).  («Вестник образования». Тематическое  приложение № 4 – 2008 г.)Авторы и издательства создают не просто программы, учебники и пособия по химии, но и учебно-методические комплексы, разработанные на основе единого подхода к обучению. Поэтому целесообразно выбирать учебную литературу одной предметной линии и организовывать учебный процесс в соответствии с особенностями подготовки и развития учащихся и их образовательными потребностями.В крае в подавляющем большинстве ОУ работают по двум завершенным предметным линиям:-Габриеляна О.С. (издательство «Дрофа»);-Новошинского И.И., Новошинской Н.С. (издательство «Русское слово»).Это учебники нового поколения, в значительной мере берущие на себя функции развития у учащихся навыков самостоятельной работы, их познавательной активности, являются средством реализации концепции развивающего обучения. В 2008 г. в издательстве «Просвещение» опубликованы программы О.С. Габриеляна, в издательстве «Русское слово» –  Н.С. Новошинской (программы  базового и профильного уровней – на 1, 2 и 3 недельных часа с тематическим и поурочным планированием).
Внимание! На основании  приказа  Минобрнауки  от 21.05.09 г. № 03-290 «О Федеральных перечнях учебников на 2009 – 2010 учебный год» учебники по химии X и XI классов (профильный уровень) авторов Габриеляна О.С., Остроумова И.Г. и др. издательства «Олма-Учебник» не включены в федеральные перечни учебников на 2009 – 2010 учебный год и не могут использоваться в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.Для обучения химии только учебников недостаточно; поэтому необходимо, чтобы в ОУ имелись пособия для углубленного изучения химии, сборники задач, дидактические материалы и тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ.Обучение химии в школе должно быть наглядным и основанным на химическом эксперименте. Даже самое яркое изображение на таблице или экране не заменит реального опыта. Химический эксперимент и прежде всего лабораторные опыты и практические занятия служат главным фактором проявления интереса к предмету. Попытка заменить реальный эксперимент  виртуальным – не лучший выход из положения, так   как человек живет в реальном мире окружающих его веществ, а не в виртуальном и химический эксперимент – основной источник знаний о веществе и химической реакции.В условиях всё возрастающих требований к процессу обучения химии решение стоящих перед школой задач невозможно без хорошо оборудованного кабинета химии. При использовании средств обучения учитель должен учитывать следующие принципы:- приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе;-перенос  акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поисково-исследовательские виды работы;- развитие коммуникативных умений учащихся.Главным результатом школьного образования становится соответствие целям опережающего развития. Школьники вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.Используя  исследовательскую деятельность учащихся, учитель может последовательно вести их к новым знаниям о свойствах веществ и химических процессах.На качество образования наряду с другими сторонами учебного процесса влияет оценка образовательных достижений учащихся. Последние годы характеризуются изменениями в системе аттестации выпускников школы, среди которых заслуживают внимания компьютерное тестирование, портфолио, введение ЕГЭ и ГИА (для выпускников основной школы).
С введением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников.Формы контроля могут быть разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в  значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания. Необходимо шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса.Обучая школьников приемам работы с различными тестами, необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.Определенные проблемы в знаниях выпускников «тянутся» из материала  основной школы. Особого внимания требует преподавание учебного материала из раздела «Элементарные основы неорганической химии». Возможным вариантом повышения качества выполнения заданий, проверяющих знание химических свойств веществ, может стать поэтапное рассмотрение этого материала. На первом этапе могут быть изучены общие свойства веществ: металлов, неметаллов, оксидов, кислот, оснований и солей.На следующем этапе осуществляется рассмотрение свойств конкретных веществ, принадлежащих к различным классам. На завершающем этапе осуществляется обобщение знаний о свойствах веществ основных классов неорганических соединений  и происходит ознакомление с особыми свойствами веществ. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом.Такой подход повышает усвояемость учебного материала и способствует в целом интеллектуальному развитию учащихся, формированию активного и сознательного подхода к учебе.Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного  использования  оборудования  на  конкретном уроке.
Работа методического объединения учителей химии в 2009 – 2010 учебном году должна быть направлена на совершенствование:
-способности определять психофизиологические особенности учащихся, их познавательные интересы;
- поиска и использования информационных ресурсов;
- умения отбирать фактический материал химической науки, выделять в нем важные звенья, ведущие теории, основные понятия;
- умения устанавливать и раскрывать внутрипредметные и межпредметные связи;
- использования наиболее эффективных форм и методов обучения химии и контроля его результатов;
- техники и методики химического эксперимента;
- использования новых информационных технологий, компьютерных обучающих программ, видеофильмов;
- умения превращать полученные теоретические знания в инструмент добывания новой информации в собственной деятельности школьников
;- методики выявления уровня сформированности общеучебных и предметных химических умений.
ЕГЭ. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. — М.: издательство «Экзамен». — 111 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)ЕГЭ. Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.— М.: издательство «Экзамен». — 103 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Р.А. Лидин. — М.: издательство «Экзамен». — 382 с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов. Эффективная подготовка к ЕГЭ»)ГИА. Химия. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9класс. Типовые тестовые задания / А.С. Корощенко, Ю.Н.Медведев. — М.: издательство «Экзамен». — 93 с. (Серия «ГИА. Типовые тестовые задания»)Химия. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / А.В. Хомченко. — М.: издательство «Экзамен». — 63 с. (Серия «ГИА. Практикум») 

Методические рекомендации по биологии на 2009-10 уч.год

Методические рекомендации для ОУ о преподавании биологии в 2009 – 2010 учебном году 
Преподавание биологии в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год». 
 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783). 
  5. Примерная программа основного общего образования по биологии. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте /db/mo/Data/d_08/m379.html).

Российское образование рассматривается в настоящее время в контексте мировых традиций и изменений его приоритетов. Существенными для развития образования  становятся интеграционные процессы, определяющие современное мировоззрение, активно воздействующие на способы решения актуальных проблем и стиль мышления.Перед обществом поставлен вопрос о роли и качестве образования, в том числе и биологического, изменении его приоритетов:- переориентации на компетентностный подход;- непрерывное самообразование;-овладение новыми, современными педагогическими информационными технологиями;- обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как к уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания в различных жизненных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проектно - исследовательской деятельности учащихся;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры отношения к природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
В преподавании школьной биологии используются  разнообразные учебно-методические комплекты.С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год.

Учебники:
1. Пономарева И.Н. и др.;
2. Сонин Н.И. и др.

3. Пасечник В.В. и др. ,
которым соответствуют следующие программы:- Т.С. Сухова, Пономарева И. Н. Природоведение. Биология. Экология. – М.: Вентана – Граф, 2008 г.- М. Пальдяева. Биология. 5 – 11 кл. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. / М.: Дрофа, 2009.- И.Б.Морзунова. Биология. 5 – 11 кл. (2-е изд.). Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.- В.С. Кучменко.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002 (при БУПе 1998 г.).- Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. Биология. Программа для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2007 – 2008 гг.- А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина. Программы. 10 – 11 кл., базовый уровень. – М.: Академия, 2007 – 2008 гг.- А.Е. Андреева, Н.Д. Андреева и др. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы; изд. «Мнемозина». В связи с тем, что предлагаемые УМК характеризуются своими содержательными и методическими особенностями, предполагается, что обучение школьников с VI по IX классы организуется по учебникам одной содержательной линии. Выбор конкретной линии УМК осуществляется в зависимости от предпочтений педагогического коллектива с учетом учебных особенностей учащихся.
Обращаем внимание на то, что содержательный материал  программ 2004 – 2008 годов представлен в двух уровнях: базовом и профильном.

Профильное обучение является средством  дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и потребности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения обучения.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативное учебное время, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а  обучающимся  – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составляют его образовательную траекторию.

Преподавание биологии в старшей школе в профильных и универсальных (общеобразовательных) классах осуществляется по следующим (допущенным) учебникам:

Базовый уровень

11.

Андреев Н.Д.

Общая биология.10 – 11кл.

Мнемозина

22. 

Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В.

Общая биология.10 – 11 кл.(базов., профил.)

Дрофа

33. 

Беляева Д.С. Дымшиц Г.М.

Общая биология.10 – 11 кл. (баз.)

Просвещение

44.

Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б.Захарова Е.Т.

Общая биология.10 – 11 кл. (баз.)

Дрофа

 55. 

Пуговкин А.П. Пуговкина Н.А.

Общая биология.10 – 11 кл. (баз.)

Академия

Профильный уровень:

66.

Захаров В.Б.Мамонтов С.Г.Сонин Н.И.

Общая биология.10 – 11 кл.

Дрофа

77.

Бородин П.М.Высоцкая Л.В.Дымшиц Г.М. и др.

Общая биология.10 – 11 кл.

Просвещение

88.

Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Симонова Л.В.

Общая биология.10 кл.,11 кл.

Вентана-Граф

99.

Сухорукова Л.Н. Кумченко В.С. Чернявская Т.Ф.

Общая биология.10 – 11 кл.

Просвещение

В ОУ, работающих по БУП(у) 2004 года на основе регионального базисного учебного плана, в VI классе биология изучается в объеме одного часа в неделю при пятидневной учебной неделе, в объеме двух часов в неделю при шестидневной неделе (1 час – за счет часов компонента образовательного учреждения).В 7 – 9 классах – 2 часа в неделю.В 5 классах (природоведение или естествознание) – 2 часа в неделю. 10-11 классы:

Профильный уровень:
профильный предмет – 3 часа в неделю  и 2 – 3 часа на элективные курсы, спецкурсы, модули;
базовый уровень – 1 час в X и XI классах в неделю, или 2 часа в X кл., или 2 часа в XI кл. в одном полугодии.
Обратите внимание на преподавание и значение элективных курсов в IX – XI классах, их специфику и роль в современном образовании.
Они выполняют три основные функции:
1) развитие  содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;
2) «надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
В преподавании элективных курсов IX – XI классов учителю поможет следующая литература:
1.   Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» – М.: Вита-Пресс, 2004.
2.   Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. – М., 2003.
3.   Журнал «Вестник образования» №1, 2005.
4.   Журнал «Профильная школа» /издается с 2004 г./
5.   Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. 10 – 11 кл. Биология. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005, 2006 (3 сборника).
6.   Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. Программа и методическое пособие. 9 – 11 кл. – М.: изд. «Вентана-Граф», 2006.
8. В.Н. Кириленкова, Д.К. Обухов. Клетки и ткани. – М.: Дрофа, 2008 г.9.   Сайт http: и др.
Учителю важно знать, что стандарт естественно -научного профиля ориентирует на качественное освоение достаточно обширного и сложного материала по общей биологии, а также на развитие знаний и умений, полученных учащимися в основной школе.Итоговая аттестация выпускников IX классов проводится с использованием текстов (заданий), представленных Рособрнадзором.Полный перечень вопросов по итоговой аттестации в IX классе в 2009 году приведен в кодификаторе, помещенном на сайте , здесь же помещена спецификация, демоверсия.Все нормативно-правовые вопросы по итоговой аттестации можно найти на сайте .
В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы учителям биологии необходимо совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике . Сайт с примерными программами: www.mon .Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно -наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного  использования  оборудования  на  конкретном уроке. 
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания с учетом результатов итоговой аттестации 2008 – 2009 учебного года
При подготовке учащихся к экзамену можно предложить им план работы:
- познакомьтесь со структурой экзаменационных работ прошлых лет;
- проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения;
- выберите не более трех учебных пособий, которые понадобятся для подготовки к экзамену;
- определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса;
- работайте с курсом последовательно, обращая особое внимание на сложные разделы;- работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чем  говорится в тексте;
- ставьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
Учителю биологии следует внимательнее знакомиться с документами, определяющими экзамен в новой форме (ГИА – 9) и ЕГЭ; обращать внимание не только на демоверсии, но и на содержание государственного стандарта основного и полного образования, спецификацию и кодификатор.
На успешность сдачи экзамена влияет правильный выбор учебной литературы и учебника.
Подготовку к аттестационному экзамену следует начинать с I четверти в IX и XI классах и проводить в двух направлениях: повторение и обобщение пройденного материала.Учителям необходимо помнить, что экзамен по биологии проверяет знания и умения учащихся за четыре года обучения биологии (в IX классе) и шесть лет обучения (в XI классе).Следовательно, следует обеспечить систематическое повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала из разделов:
- Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- Животные.- Человек и его здоровье.
Для этого можно использовать как урочное время (планировать уроки биологии в IX – XI классах с обязательным повторением содержания курсов, пройденных в предыдущие годы), так и внеурочное время (консультативные часы, предпрофильные и профильные элективные курсы, факультативы).
Особое внимание при повторении должно уделяться следующим вопросам школьной биологии:
- способам познания живой природы и собственного организма;
- историческому развитию растительного и животного мира;
- вопросам экологии;
- строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы;
- особенностям строения и жизнедеятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии, первой доврачебной медицинской помощи.
Обратите внимание на результаты тренировочно-диагностических работ, в которых используются задания, аналогичные ГИА – 9 и ЕГЭ, направленные на выявление компетентностей, сформированных в процессе обучения.Необходимую методическую поддержку вы можете получить, познакомившись с нижеприведенной литературой, допущенной ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях:- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2009.- ГИА – 2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт. – сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.В. Трофимов и др. – М.: АСТ; Астрель, 2009 г.- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа / Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. – М.: Интеллект – Центр, 2006 г.- Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия / Никишова Е.А., Шаталова С.Г. – М.: Вентана – Граф, 2006 – 2008 гг.- Никишова Е.А. Единый государственный экзамен. Биология. Репетиционная сессия 2.– М.: Вентана – Граф, 2006 г.- Резникова В.З., Мягкова А.Н. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные  материалы. Репетиционная сессия 3,4. – М.: Вентана – Граф, 2007 г.- Прилежаева Л.Г., Кузнецова В.Н. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия-5. – М.: Вентана – Граф, 2007г.- Жеребцова Е.Л. Биология.  Раздаточный материал тренировочных тестов. – СПб.: Тригон, 2008 г.
При подготовке к ЕГЭ прежде всего необходимо добиться усвоения учащимися материала разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье», поскольку в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы из этих разделов (их доля составляет 85%):
- обратить внимание на повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: (клеточной, эволюционной, хромосомной теории, антропогенеза, материала по экологии, онтогенезу, материалы по экологии, онтогенезу, селекции);
- формировать у учащихся умение работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Следует обратить внимание на закрепление материала, вызывающего ежегодные затруднения:
1) химическая организация клетки;
2) обмен веществ и превращение энергии;
3) нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;
4) способы видообразования;
5) определение движущих сил эволюции путей и направлений эволюционного процесса;
6) ароморфозы у конкретных групп организмов;
7) особенности митоза и мейоза фотосинтеза и хемосинтеза.
В учебном процессе больше внимания уделять формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской и др.);
- целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников.Необходимо сформировать умения кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли.Для достижения высоких результатов учащимися учителю важно понять: использование традиционной методики преподавания не поможет выполнить эти требования; значит, преподавание предмета необходимо осуществлять на основе современных педагогических технологий, в основе которых лежит компетентностно - деятельностный подход в обучении.На сайте ФИПИ размещены новые документы, регламентирующие разработку КИМов ЕГЭ 2009 г., открытый сегмент Федерального банка тестовых материалов, учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом и другие материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА – 9.Школьное образование сегодня  представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека, является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
В проекте национальной  образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» определены пять основных направлений развития общего образования:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- современная школьная инфраструктура;
- здоровье школьников.
Особо следует обратить внимание на поддержку талантливых детей, которая представляет собой систему работы, включающую в себя следующие мероприятия:
-   Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.-   Диагностику определения глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов, ориентировки на проблемный вопрос, работы с литературой.
-     Выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно – научно – исследовательскую деятельность.
- Организацию работы учащимися в рамках НОУ. Выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя –предметника.
-   Проведение предметных конкурсов в рамках образовательного учреждения.
-   Проведение итогового школьного конкурса «Ученик года».
-   Работу учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей.
- Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
-   Систему обеспечения и консультационно-методическую поддержку профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся и сетевого взаимодействия образовательных учреждений.Ключевыми характеристиками современного образования являются не только передача знаний и технологий, но и формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению.
Рекомендуем учителю следующую литературу:
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание. Н.П.Безрукова, А.С. Звягина, Е.В. Оспенникова. – М.: Университетская книга, 2008 г.- А.С. Сименко. Проекты и исследования в развивающейся школе. – М.:  АПК и ПП РО, 2007 г.- П.А. Воронина. Элективные курсы. – М.: Айрис – Пресс, 2008 г.- А.П. Петерсон. Деятельностный метод обучения.  – М.: АПК и ППРО, 2007 г.- Н.Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.– М.: «5» за знания, 2006 г.- А.К. Колеченко. – Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: Каро, 2005 г.ЕГЭ. Биология. Типовые тестовые задания / Н.А. Богданов. — М.: издательство «Экзамен». — 117, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);ЕГЭ. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Н.А. Богданов. — М.: издательство «Экзамен». — 118, (Серия «ЕГЭ. Практикум»);Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ / А.А. Каменский. — М.: издательство «Экзамен». — 415 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 1 (А): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. — М.: издательство «Экзамен». — 383, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. — М.: издательство «Экзамен». — 319, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);ЕГЭ. Биология. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие / Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. — М.: издательство «Экзамен». — 350, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»); 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... дляпреподавания интегрирующего учебного предмета Краеведение или дляпреподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных ... планирование в методическихрекомендацияхна2009 - 2010уч.год) или преподавать географию в 6 классе по 2 часа ...
  2. Публичный отчет № 42 за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... на2009-2010учебныйгод. 4. Обсуждение нормативных документов образования, решения августовской конференции учителей района, методическихрекомендацийпопреподаванию предметов в 2009-2010учебномгоду ...
  3. Внимание! издания отмеченные знаком * имеют сетевые версии условия их приобретения предоставляются по запросу

    Документ
    ... 2009году (а также изменения, вступающие в силу в 2010году ... опыт преподавания стратегического ... Решебник похимии 7-11 ... на программе для Высших учебных ... методическихрекомендацийпо проведению мероприятий. 550-00 1211181 Тесты по биологии. 2009 ...
  4. Анализ достижений школы в 2009-2010 учебном году и ее потенциала самые яркие события 2009-10 учебного года методическая работа

    Анализ
    ... достижений школы в 2009-2010учебномгоду и ее потенциала Самые яркие события 2009-10учебногогода: Методическая работа Участие ... . Даны рекомендации и упражнения на снятие состояния напряжения и тревожности, даны рекомендациипо подготовке к ...
  5. Учебно-методическое обеспечение учебного плана 1-11 классов в 2011-2012 учебном году

    Учебно-методическое обеспечение
    ... Экологический мониторинг. Методическиерекомендациидля учителей курсу « ... на2010-2011 учебныйгод) В.А.Волков,С.Е.ПолянскийПоурочные разработки по ... 10. Учебнометодическое пособие. Москва. Дрофа. 2006. Преподавание физики в 2009-10уч.г. Методическое ...

Другие похожие документы..