Главная > Программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

«УТВЕРЖДАЮ»

…………………….

«_____»_________2008 г.

ПРОГРАММА

КИТАЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.

Лекции

16

Практические занятия

Индивидуальные занятия с преподавателем

Самостоятельные занятия

ВСЕГО

16

Итоговая аттестация

зачет

Екатеринбург

2009 г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель курса «Китайская классическая поэзия» – углубить знания слушателей в области литературы и культуры Китая, дать им представление о китайской поэзии как одном из наиболее значительных слагаемых китайской классической литературы, о закономерностях ее формы и содержания, основных этапах ее становления и исторического развития, ее месте в системе национальной китайской и мировой литературы, ее связях с другими литературными традициями на разных исторических этапах.

Задачами курса являются привитие слушателям умений применять основы структурно-художественного, историко-типологического, сравнительно-типологического и других современных методов литературоведческого анализа явлений литературы Китая, а также навыков чтения, перевода и комментирования оригинальных поэтических текстов, относящихся к разным периодам истории китайской литературы.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ.

(НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ)

2.1. Раздел 1. Характеристические особенности китайской поэзии.

2.1.1. Китайские стихотворные размеры и их развитие

«Изобразительная природа» классической китайской поэзии. Ритмическое и тональное строение китайского стиха. Отражение древнекитайской народной лирики в «Шицзине». Размеры, система рифм «Шицзина». Появление литературной поэзии в «Чуцы», «южный стиль» в метрике. Ритмика и фонография прозопоэтических «фу» Сун Юя и ханьских «фу». Ритмическая система ханьских народных и литературных «юэфу», сложение пятисловных «ши» («Девятнадцать древних стихотворений»). Кодификация стихосложения и правил просодии в трудах Шэнь Юэ. Выделение жанров «гуши» и «люйши». Танские «цзюэцзюй». Причины появления «цы», их ритмические варианты, стандартизация в эпоху Сун (Чжоу Банъянь). Юаньские «цюй» и «саньцюй». Определение классической китайской поэзии.

2.1.2. Понятие «высокой поэзии» («ши») в китайской культуре и ее основные темы

Традиционное понимание смысла поэзии в китайской культуре и у Конфуция. Дидактический (конфуцианский) и романтический (даосский) полюса поэзии, их синтез в творчестве классических поэтов. Основные темы классической поэзии. «Категории поэтических произведений» Сыкун Ту как манифест классической поэзии. Причины утраты основополагающего культурного значения «ши» и задачи поэзии в ее дальнейшем развитии.

2.1. Раздел 2. История классической китайской поэзии в персоналиях

2.1.3. Поэзия китайской древности: «Шицзин» и «Чуцы». «Позднеантичный» период: Хань и Троецарствие

Древнейшая китайская поэзия: «Шицзин» как канон и как памятник древнекитайского фольклора. Структура «Шицзина», тематика песен. Понятие «северной» и «южной» поэзии в китайской традиции. Изящная литература царства Чу, ее религиозно-мифологические корни, появление индивидуальной поэзии. Цюй Юань (Девять песен, Скорбь изгнанника, Отец-рыбак) и Сун Юй (Горы высокие Тан, Святая фея). «Чуские строфы» (Чу цы) в редакции Лю Сяна, их значение. Поэтическое творчество в эпоху Цинь. Ханьская «высокая поэзия», оды-фу. Сыма Сян-жу (Ода о Цзы-гуе, Царская охота), Цзя И (Плач по Цюй Юаню, Ода сове), Чжан Хэн и др. Народные и авторские юэфу, «Музыкальная палата». Переход лирики из фольклора в сферу высокой поэзии. «Девятнадцать древних стихотворений» в собрании Сяо Туна. Творчество «семи цзяньаньских мужей». Поэзия Цао Чжи.

2.1.4. Поэзия раннего средневековья

Жизненные ценности в эпоху Цзинь и Шести династий. Темы творчества «Семи мудрецов бамбуковой рощи» (Жуань Цзи, Цзи Кан). Поэзия «гор и вод» (Цзо Сы, Се Лин-юнь). Тематика и философское содержание произведений Тао Юань-мина (Жизнеописание ученого по прозвищу Пять Ив, За вином, Персиковый источник). Развитие стихотворной метрики и просодии (Бао Чжао, Шэнь Юэ).

2.1.5. Танская поэзия

Роль поэзии в танской культуре. Универсализм тематики танской поэзии. Поэзия отшельничества у Мэн Хао-жаня. Чань-буддийские темы Ван Вэя. Даосский романтизм Ли Бо. Конфуцианский социальный критицизм и поэтизация обыденного в творчестве Ду Фу. Психологизм поэзии Бо Цзюй-и (Вечная печаль, Пипа). Споры о содержании и назначении литературы («социальное направление» школы Бо Цзюй-и, «возвращение к древнему» в творчестве Хань Юя и Лю Цзун-юаня, эстетизм Ли Хэ). Особенности позднетанской поэзии. Трагический конфликт в творчестве Ду Му и Ли Шан-иня. Значение жанра цы, сборник «Среди цветов» (Хуа цзянь). Творчество Вэнь Тин-юня и Ли Юя.

2.1.6. Сунская поэзия и особенности «серебряного века»

Взаимоотношение жанров цы, ши и фу. «Сикуньская» школа цы (Лю Юн). Жанр фу и философское направление в сунской поэзии (Оуян Сю, Голос осени; Су Ши, Ода о Красной Скале, Ода о тайфуне). «Цзянсийская» школа ши (Хуан Тин-цзянь). Женская поэзия (Ли Цин-чжао). Патриотическая тема в поэзии конца эпохи Сун (Лу Ю, Синь Ци-цзи, Вэнь Тянь-сян).

2.1.7. Поэзия позднего средневековья (периоды Юань, Мин, Цин)

Развитие классических «ши» в эпохи Юань и Мин и творчество Гао Ци. Специфика жанров «цюй» и «саньцюй». Стагнация китайской поэзии в XVII-XVIII вв. Поэзия на закате средневековья: «сунская школа» (Хэ Шаоцзи, Чжэн Чжэнь), просветительская и патриотическая поэзия XIX в. (Гун Цзычжэнь, Чэнь Юйшу, Тань Сытун, Хуан Цзунсянь).

2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ.

№ темы и название

Количество часов

2.1.1. Китайские стихотворные размеры и их развитие

1

2.1.2. Понятие «высокой поэзии» («ши») в китайской культуре и ее основные темы

1

2.1.3. Поэзия китайской древности: «Шицзин» и «Чуцы». «Позднеантичный» период: Хань и Троецарствие

3

2.1.4. Поэзия раннего средневековья

2

2.1.5. Танская поэзия

3

2.1.6. Сунская поэзия и особенности «серебряного века»

3

2.1.7. Поэзия позднего средневековья (периоды Юань, Мин, Цин)

3

2.3. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ.

Об изобразительной природе китайской поэзии.

Язык и стиль китайских фу.

Ханьские юэфу.

Сунские цы.

«Шицзин» в дальневосточной культуре.

О юаньских саньцюй.

Творчество Цюй Юаня.

Творчество Сун Юя.

О развитии поэтических жанров в эпоху Хань.

Анализ творчества одного из «трех Цао».

Анализ творчества одного из «семи мудрецов бамбуковой рощи».

Тематика и философское содержание произведений Таю Юань-мина.

Творчество Цзо Сы.

Творчество Се Лин-юня.

Поэт в эпоху Шести династий.

Роль поэзии в танской культуре.

Творчество Мэн Хао-жаня.

Творчество Ван Вэя.

Творчество Ли Бо.

Творчество Ду Фу.

Творчество Бо Цзюй-и.

Творчество Хань Юя.

Творчество Лю Цзун-юаня.

Творчество Ли Хэ.

Творчество Ду Му.

Творчество Ли Шан-иня.

Творчество Вэй Ин-у.

Творчество Вэй Чжуаня.

Творчество Вэнь Тин-юня.

Творчество Ли Юя.

О сборнике «Хуацзянь».

Анализ творчества поэта эпохи Тан.

Творчество Лю Юна.

Творчество Оуян Сю.

Творчество Ван Ань-ши.

Творчество Су Ши.

Творчество Хуан Тин-цзяня.

Творчество Ли Цин-чжао и «женская поэзия».

Творчество Лу Ю.

Творчество Синь Ци-цзи.

Анализ творчества поэта эпохи Сунн.

Творчество Гао Ци.

Китайская поэзия позднего средневековья.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

3.1. Основная литература.

Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1982.

Голыгина К.И. Жанр «фу» и его толкование в традиционной китайской теории литературы / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1970.

Друмева Б.Д. К вопросу о ритмах древнекитайской песни (по материалам «Ши цзина») / В кн.: Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969.

Кравцова М.Е. Древние стихотворения (гуши) как литературный памятник / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Ч. 2. - М., 1978.

Лисевич И.С. Великое введение к «Книге Песен» / В кн.: Историко-филологические исследования. М., 1974.

Малиновская Т.А. Китайская драма «цзацзюй» XVII в. / В кн.: Литература и культура Китая. М., 1972.

Меньшиков Л.Н. Структура китайских восьмистиший «люйши» / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1976.

Позднеева Л.Д. Трактаты о китайской поэтике III-VI вв. и их философская основа / Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Востоковедение. 1971. № 2.

Спешнев Н.А. Поэтическая форма жанра «куайшу» и система китайского стихосложения / В кн.: Литература и культура Китая. М., 1972.

Сыкун Ту. Категории поэтических произведений / В кн.: Алексеев В. М. Китайская литература. М., 1978.

Яхонтов С.Е. Грамматика китайских стихов / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1974.

Яхонтов С.Е. Рифмы китайской поэзии III - IV вв. / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1976.

3.2. Дополнительная литература.

Бао Чжао. Плач о сединах / В кн.: Вопросы китайской филологии. М., 1974.

Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980.

Ван Вэй. Река Ванчуань. СПб., 2001.

Голос яшмовой флейты. М., 1988.

Дальнее эхо. Антология китайской лирики (VII - IX вв.). СПб., 2000.

«Девятнадцать древних стихотворений» / В кн. Китайская классическая поэзия в переводах Л. Эйдлина. М., 1984.

Ду Фу. Сто печалей. СПб., 2000.

Забытые мелодии (из китайской классической поэзии в жанре цы) / Байкал. 1972. № 6.

Из китайской лирики VIII-XIV вв. М., 1979.

История всемирной литературы. Т.2-8. М., 1984-1989.

Китайская классическая поэзия X-XVII вв. М., 2005.

Китайская классическая поэзия / Пер. Л.З. Эйдлина. М., 1975.

Китайская пейзажная лирика III-XIV вв. Изд-во Московского Университета, 1984.

Классическая китайская поэзия в переводах Александра Матвеева /

Книга о великой белизне. Ли Бо: поэзия и жизнь. М., 2002.

Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994.

Ли Бо. Нефритовые скалы. СПб., 2000.

Ли Цин-чжао. Строфы из граненой яшмы. М., 1970.

Лисевич И.С. Древнекитайская поэзия и народная песня. М., 1969.

Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1985.

Оуян Сю. Ветер. В беседке Пьяного Старца / В кн.: Классическая проза Дальнего Востока. М., 1977.

«Песнь моему прямому духу» китайского патриота ХIII в. Вэнь Тянь-сяна / В кн.: Алексеев В. М. Китайская литература. М., 1978.

Постоянство пути. Избранные танские стихотворения. СПб., 2003.

Семененко И.И. Три поэта-вольнодумца (II - III вв.) / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1974.

Семененко И.И. Цзи Кан. «Ода о лютне». / В кн.: Проблемы восточной филологии. М., 1979.

Серебряков Е.А. Китайская поэзия X - XI вв. (жанры ши и цы). Л., 1979.

Серебряков Е.А. Лу Ю. Жизнь и творчество. Л., 1973.

Серебряков Е.А. Сборник цы «Хуацзянь» («Среди цветов») и его место в истории китайской поэзии. / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1978.

Синь Цицзи. Стихотворения. М., 1985.

Смирнов И.С. Из истории китайской поэзии конца XIV вв. (ранний этап жизни и творчества Гао Ци). / В кн.: Вопросы восточного литературоведения и текстологии. М., 1975.

Строки любви и печали. М., 1986.

Су Дун-по. Стихи. Мелодии. Поэмы. М., 1975.

Су Ши. Фу о Красных Скалах / В кн.: Китайская пейзажная лирика. М. 1984.

Сыма Сян-жу. Царская охота / В кн.: Антология китайской поэзии. Т. 1. М., 1951.

Тао Юань-мин. Стихотворения. М, 1972.

Томихай Т.Х. О некоторых особенностях юаньской поэзии / В кн.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1984.

Цао Чжи. Семь печалей. Стихотворения. М., 1973.

Цао Чжи. Фея реки Ло. СПб., 2000.

Цзя И. Ода сове / В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М. 1986.

Цзя И. Плач по Цюй Юаню / В кн.: Поэзия и проза древнего Востока. М., 1977.

Цюй Юань. Стихи. М., 1959.

Чжан Хэн. Вернусь к полям / В кн.: Поэзия и проза древнего Востока. М., 1977.

Чистый поток. Поэзия эпохи Тан. СПб., 2001.

Ши цзин (Книга песен и гимнов). М., 1987.

Эйдлин Л. Танская поэзия: очерк. / В кн.: Литература народов Востока. М., 1970.

Эйдлин Л.З. Тао Юань-мин и его стихи. М., 1965.

Яшмовые ступени: Из китайской поэзии эпохи Мин. М., 1989.

Программу составил:

Матвеев Александр Валентинович

«_____»_________200 г.

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Китайская книга книг [cхемы к статье]

    Книга
    ... знакомство русскоязычного читателя с китайскойклассическойпоэзией внес он своими прекрасными ... , что и вся университетская программа (по индивидуальному плану у ... 6 л. 33. Введение в даологию. Танская поэзия. Программа курсов лекций. 1924. – ЛОААН. Ф ...
  2. Пояснительная записка Общие принципы организации материала в программе и методика ее преподавания I

    Программа
    ... подходы к народнохозяйственным проблемам. Принятие программы социальноэкономического развития. Перемены в сельском хозяйстве ... Учение Ван Янмина и классическаякитайская философия. М., 1983 (и.к., и.ф.) 6. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. СПб., ...
  3. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ 2012 год

    Программа
    ... . Лу Са (5 курс). Китайскаяпоэзия в русских переводах Ли Бо. ... китайских загадках. Науч. рук. – доц. Р.Р.Залялова. Монахова Е.Ю. (6 курс, ОЗО). Аутентичные материалы программ ... ˝Сиджо˝ на примере корейской классическойпоэзии Хонан Соль Хон (Образ ...
  4. Программа итоговой образовательно-научной конференции студентов 2012 год

    Программа
    ... . Лу Са (5 курс). Китайскаяпоэзия в русских переводах Ли Бо. ... китайских загадках. Науч. рук. – доц. Р.Р.Залялова. Монахова Е.Ю. (6 курс, ОЗО). Аутентичные материалы программ ... ˝Сиджо˝ на примере корейской классическойпоэзии Хонан Соль Хон (Образ ...
  5. Программа учебной дисциплины сравнительное изучение тюркских литератур

    Программа
    ... Гафуров "_____"__________________2012 г. программа учебной дисциплины Сравнительное изучение ... , 1987.– 191 с. Анталогия китайскойпоэзии эпохи тан.– Казань: Образцовая ... 527 с. Свиток столетий. Тюркская классическаяпоэзия ХIII – ХХ веков. Перевод ...

Другие похожие документы..