textarchive.ru

Главная > Учебно-тематический план



Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе также по 35 часов в год.

Краеведческая проблематика может также изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся (например, курсы «История Урала», «География Челябинской области», «Экология Южного Урала и т.п.). Опыт организации эколого-краеведческого образования МОУ СОШ № 112 г. Челябинска представлен в сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. А. Борисова). При этом общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнить этот лимит учебного времени за счет занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в учебной программе практические работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время.

Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК)

В 2005-2008 гг. апробирована примерная программа курса краеведения на базе 123 общеобразовательных учреждений, утвержденных приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006 и от 21.09.2006 г. № 01-861. За это время был проведен отбор содержания краеведческого образования в 6-7 классах, осуществлялись повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей-предметников.

С учетом результатов апробации в 2008 г. издана вторая редакция программы «Краеведение» для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области под редакцией В. М. Кузнецова, которая включает общую характеристику инновационного интегрированного учебного предмета, содержание образования, скорректированный учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса:

6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».

7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».

8 класс – «История и культура народов Южного Урала».

9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации».

В нормативных документах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой по краеведению. При формировании учебно-методического комплекса по краеведению администрации общеобразовательных учреждений и учителям необходимо учитывать, что разнообразные пособия и дополнительная литература должны проходить необходимую научно-педагогическую экспертизу. Издательством «Абрис» подготовлен ряд пособий, выпущенных в серии «Познай свой край», основанной в 1995 г. В 2007 году вышла в свет книга для чтения «Южноральская панорама событий и достижений», имеющая гриф «Допущено Министерством образования и науки Челябинской области» (А. В. Драгунов, А. П. Моисеев, М. С. Гитис). Все издания имеют положительные экспертные заключения и рекомендованы кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (приложение 1).

Основой учебно-методического комплекта для 6 класса является учебник «Краеведение. Челябинская область» (В. В. Дерягин, М. С. Гитис). Учебник соответствует учебной программе, включает методический и справочный аппарат, богато иллюстрирован. Рекомендуется также использовать справочник «Географическое краеведение» (сост. М. С. Гитис, А. П. Моисеев) и пособие «Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах» (М. С. Гитис). Планируется издание практикума для учащихся к учебнику (А. С. Маркова), пособий по геологическому краеведению «Недра» (Т. И. Таранина) и спелеологическому краеведению «Пещеры» (С. М. Баранов).

В 6 классе1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания начального курса географии, 1 час в неделю передан на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем, краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых географических понятий и представлений.

Практические работы из федерального компонента государственного стандарта по географии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • организация наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, другими явлениями; за высотой Солнца над горизонтом (в 20-х числах каждого месяца); за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;

  • описание маршрута по плану местности; ориентирование (на местности) по плану своего населённого пункта или его ближайших окрестностей, компасу, солнцу и местным признакам; определения направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек; глазомерная съёмка небольшого участка полярным способом; изображение по памяти взаиморасположения нескольких объектов, находящихся около школы или дома ученика;

  • определение горных пород (осадочных, магматических, метаморфических) в первую очередь распространенных в своей области; изучение и обозначение на контурной карте Челябинской области форм поверхности, а также характера залегания пород; определение механического состава местной почвы;

  • определение изменений температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; определение высоты по разнице в атмосферном давлении; обработка и анализ метеорологических наблюдений учащихся (составление графиков хода температур воздуха за месяц, диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающей зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц); предсказания погоды по местным признакам; составление характеристик климата отдельных пунктов Челябинской области;

  • ознакомление и описание по плану, обозначение на контурной карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

Экскурсии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей; определение высоты холма или другой формы рельефа (на глаз и с помощью нивелира); определение крутизны склона на глаз и с помощью эклиметра;

  • описание типичных природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов; маршрутная глазомерная съёмка.

В 2008 году издательством «АБРИС» начато издание новой серии пособий «Уроки краеведения + CD». Для преподавания краеведения в 6 классе рекомендуются пособия «Мир удивительных растений. Челябинская область» (Н. П. Строкова, С. Е. Коровин) и «Промысловые животные Челябинской области» (А. С. Матвеев). На компакт-дисках к пособиям представлен богатый визуальный ряд – фотографии растений и животных Южного Урала. Пособие А. С. Матвеева является приложением к зоогеографической карте Челябинской области, выпущенной в двух вариантах – настольном (для каждого ученика) и настенном (для оформления кабинета и фронтальной работы на уроке). Методические рекомендации по использованию данных пособий разработаны учителем краеведения и биологии МОУ СОШ № 112 г. Челябинска С. Н. Коплик. Указанные справочники и пособия могут быть использованы также на уроках краеведения в 7-9 классах, во внеурочной работе и преподавании других предметов – географии, биологии и т. д.

Следует подчеркнуть, что в 2009 году будет издан учебник для 7 класса «Достопримечательности Южного Урала». В качестве учебно-наглядного пособия рекомендуется использовать настенную карту «Челябинская область. Туристские ресурсы», которая сопровождается официальными символами Челябинской области и муниципальных образований с их краткой характеристикой, справочные материалы с иллюстрациями о достопримечательностях Южного Урала – Ильменском заповеднике и Аркаиме, национальных парках «Таганай» и «Зюраткуль», множестве других памятников природного и историко-культурного наследия. В издательстве «Абрис» издан краткий справочник «Историческое краеведение» (Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов). Планируется также издание пособий «Беречь завещано. Историко-культурные памятники» и «Пещеры» в серии «Уроки краеведения + CD».

Для курса 8 класса «История и культура народов Южного Урала» будет издано пособие в серии «Уроки краеведения + CD» (В. М. Кузнецов). В качестве иллюстрированных краеведческих пособий по этнографии и декоративно-прикладному искусству рекомендуется использовать книги «Народное художественное творчество Южного Урала (Е. И. Артюшкина и др.), «Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала» (Н. М. Шабалина), «Легенды Южного Урала» (сост. И. А. Кириллова) и библиографический указатель «Костюм народов Южного Урала» (И. А. Бывалова).

Учебно-методический комплект по географическому краеведению (9 класс) дополнился выходом пособия для учителей «Уроки по изучению географии Челябинской области» (А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова). Это методическое пособие к учебнику М. А. Андреевой и А. С. Марковой состоит из 10 тем (уроков). Все 10 тем в пособии имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности.

Для изучения исторического краеведения в 10 – 11 классах рекомендуется использование УМК по истории Урала. В комплект входит программа и методическое пособие (Н. Н. Алеврас, Л. Д. Ибрагимова, В. М. Кузнецов, М. С. Салмина), учебник «История Урала в XI – XVIII в.» (Н. Н. Алеврас, А. И. Конюченко), учебное пособие «История Урала XIX в. – 1914 г. » (Н. Н. Алеврас, Т. А. Андреева, А. И. Конюченко, И. В. Нарский).

Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно проходят апробацию «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия нового жанра по комплексному изучению района (города). Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Помимо ранее изданных пособий «Варненский район», «Брединский район», «Еткульской район», «Карталинский район», «Каслинский район», «город Усть-Катав», «Чесменский район», «Южноуральский городской округ», в 2009 г. изданы «Верхнеуральский район» (вторая редакция), «Озерский городской округ», «Троицкий район». Тетради выпускает издательство «АБРИС» с привлечением местных краеведов и педагогов. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности.

Особенности преподавания краеведения в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Министерством образования и науки Челябинской области было проведено исследование показателя «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса». Исследование проводилось в Чебаркульском городском округе, Ашинском, Нагайбакском, Октябрьском, Увельском и Уйском муниципальных районах Челябинской области. Исследование показало, что по 6 территориям Челябинской области доля школьников, обучающихся в современных условиях составила лишь 5,1 %. Было выявлено лишь 2 общеобразовательных учреждения, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса: МОУ СОШ № 3 г.Аши (924 учащихся) и Барсучанская СОШ Октябрьского района (78 учащихся). Один из показателей, по которым проводилось исследование – наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории и географии. Достигнутое значение по данному показателю в шести территориях Челябинской области составило лишь 59,3 % по истории и 61,5 %  по географии.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения краеведческого образования. Например, для преподавания курса краеведения в 7 классе учителям рекомендуется использовать фильмы о достопримечательностях Южного Урала. Прежде всего, это серия фильмов телеканала «ОТВ» «Чудеса Урала»: о природно-ландшафтном и историко-культурном заповеднике «Аркаим», национальных парках «Зюраткуль» (2 фильма) и «Таганай», озере Тургояк и острове Веры, Коелгинском месторождении мрамора и Коркинском угольном разрезе, памятнике индустриального наследия «Пороги».

Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например зоогеографическая карта Челябинской области. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по истории и географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:

  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • отображения на картах отдельных исторических эпизодов – планов, схем, фотографий или картин;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

Рекомендации по составлению рабочих программ по краеведению

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования, на основе которого разработаны примерные программы основного общего образования.

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин разработана примерная учебная программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы), рекомендованная Министерством образования и науки Челябинской области. Примерная программа по краеведению направлена на реализацию Концепции краеведческого образования в Челябинской области, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (приложение 2). Принципы построения вариативной части курса определяются самостоятельно учителем. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Электронный ресурс

«Образовательная программа Челябинской области» по краеведению

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, М. С. Гитис, Е. В. Андреева) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина) подготовлена электронная модель содержания образования по краеведению – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлено содержание краеведческого образования, разработанное на основе Федерального компонента основного общего образования по истории, географии и биологии; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия).

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по краеведению Южного Урала, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлен один вариант тематического планирования, составленный в соответствии с программой по краеведению (6-9 класс) под ред. В. М. Кузнецова, рекомендованной ЧИППКРО для основной школы. В тематическое планирование включен местный (школьный) компонент содержания краеведческого образования, практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми и интервью, определена система тематического и промежуточного контроля. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с условиями образовательного учреждения.

В электронной модели содержания образования представлен также образец элективного курса «История Урала» (10 – 11 классы) для средней (полной) школы (70 ч.), разработанный канд.ист.наук В. М. Кузнецовым (приложение 3).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... Элективныйкурс», практикум И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективныйкурс», методическое пособие. Электронное сопровождение УМК ... художественного творчества. Обзордействующихучебно-методическихкомплектов по МХК ...
  2. Образования скорректированный учебно-тематический план курса

    Учебно-тематический план
    ... , скорректированныйучебно-тематический план курса, ... элективныекурсы, например, представленные в следующей публикации: Христолюбская Л.В. Планирование элективногокурса ... внеурочное время. Обзордействующихучебно-методическихкомплектов (УМК) В ...
  3. Черноголовка 2011 г черноголовка 2011 г научно-информационный обзор

    Монография
    ... экз. Методическое пособие является частью учебно-методическогокомплектаэлективногокурса по физике ... обзор параметров личностно-ценностных функций учебной книги на примере УМК ... ) учеб­ныедействия ( ... учебного заведения. Предложено скорректированное ...
  4. Сборник материалов об опыте информатизации образовательных учреждений ведущих заочную работу со школьниками

    Документ
    ... ), эмпирически скорректированных с целью ... постоянно действующего научно-методического семинара для ... учебно-методическихкомплектов для дистанционного обучения (в том числе учебных программ, сетевых учебныхкурсов профильного уровня и элективныхкурсов ...
  5. Публичный отчет центра образования № 1409 северного окружного управления образования департамента образования города москвы за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... учебныхдействий. ... программ. Учебно-методическийкомплект на 2009 ... профильными и элективнымикурсами. Современное ... Скорректированный пакет обеспечения учебно ... учебный год и реализация плана через воспитательную систему класса». Обзорметодической ...

Другие похожие документы..