textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ

РЕФЕРАТОВ И ЭССЕ

2-е издание,
исправленное и дополненное

Рекомендовано к печати
редакционно-издательским советом университета

Барановичи

РИО БарГУ

2012

УДК 378(072)

ББК 74.58я73

М55

С о с т а в и т е л и:

И. В. Дубень, Е. Г. Хохол

Р е ц е н з е н т ы:

Е. И. Пономарёва, кандидат педагогических наук, доцент
(БарГУ, г. Барановичи);

Л. А. Козинец, кандидат педагогических наук, доцент
(БГПУ им. М. Танка, г. Минск)

М55

Методические рекомендации по оформлению рефератов и эссе [Текст] / сост.: И. В. Дубень, Е. Г. Хохол. — 2-е изд., испр. и доп. — Барановичи : РИО БарГУ, 2012. — 31, [5] с. — 50 экз.

В издании представлены рекомендации, как правильно изложить текст реферата и эссе, оформить их основные элементы. Второе издание (первое в 2009 г.) обновлено в связи с созданием магистратуры и аспирантуры в БарГУ, где реферат (выпускная работа) выступает как форма допуска к кандидатскому зачёту или экзамену. В приложении А показан новый образец оформления титульного листа.

Рекомендуется студентам, обучающимся на I и II ступенях высшего образования, аспирантам и соискателям, а также преподавателям.

УДК 378(072)

ББК 74.58я73

© Дубень И. В., Хохол Е. Г., составление, 2009

© БарГУ, 2009

© Хохол Е. Г., исправления и дополнения, 2012

© БарГУ, 2012


От составителей

Изучение отдельных дисциплин учебного плана предполагает выполнение таких самостоятельных письменных работ, как реферат и эссе.

Цель подготовки второго издания — снабдить студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей систематизированным материалом, который необходимо постоянно иметь под рукой в процессе работы над текстом реферата как допуском к кандидатскому зачёту или экзамену. В данном случае нас интересует тематический реферат, который представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной теме.

Во второе издание включены разделы «Тематика рефератов (выпускных работ)» и «Защита рефератов (выпускных работ)», внесены значительные дополнения в текст и заглавия разделов «Цели и задачи реферата и эссе», «Рецензирование и оценка реферата и эссе», «Оформление текста реферата и эссе», представлен новый образец оформления титульного листа, введено понятие «выпускная работа» [12].

При изложении материала составители опирались на действующие нормативные документы: 1) Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации [5]; 2) государственные стандарты [1—4; 6] 3) типовые программы [10—12].

Составители с благодарностью примут замечания, предложения и пожелания, которые просят присылать по адресу: 225404, г. Барановичи, ул. Войкова, 21, ведущий редактор РИО.



1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РЕФЕРАТА (ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ)
И ЭССЕ

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательской работе и высшей школе. В средних и средних специальных учебных заведениях р е ф е р а т о м называют специально подготовленное сообщение учащегося на факультативных и других занятиях.

Выпускная работа — одна из форм научной деятельности магистранта, аспиранта или соискателя, на основе которой они аттестуются как допущенные или не допущенные к сдаче кандидатского зачёта или экзамена.

Написание реферата, или выпускной работы, является необходимым компонентом профессиональной подготовки магистранта, аспиранта или соискателя в рамках контролируемой самостоятельной работы по определенной дисциплине, например, «Философия и методология науки», «Основы информационных технологий», «Иностранный язык», и предшествует зачёту или экзамену кандидатского минимума. Основная задача подготовки реферата (выпускной работы) состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем определённой науки развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками [8, с. 255].

Эссе (от франц. essai — попытка, проба, очерк) — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Реферат по сравнению с эссе является более объемной и «строгой» работой, предполагающей более чёткую аргументацию на основе известных научных исследований различных авторов. Выводы автора реферата предполагают один или несколько путей решения поставленной задачи или научной проблемы. Эссе, в свою очередь, в большинстве случаев содержат личное отношение автора к рассматриваемой проблеме, основанное на взглядах различных исследователей.

Выполнение реферата или эссе отражает:

1) уровень владения автором учебным материалом по дисциплине;

2) демонстрацию умения применять полученные знания в качестве методологических оснований в решении учебных, профессиональных и других задач;

3) степень развития навыков самостоятельной научной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению, а также по обоснованию и изложению материала, необходимого для раскрытия выбранной темы;

4) реализацию возможности самоутверждения в качестве исследователя, использующего профессиональные научные знания в осмыслении и решении рассматриваемых проблем.

Выполнение и представление студентами, обучающимися на I ступени высшего образования, реферата или эссе по одной из тем изучаемой дисциплины является одним из условий успешной сдачи экзамена или зачета по дисциплине. Правильно подготовленные рефераты (выпускные работы) магистрантами, аспирантами или соискателями — допуск к кандидатскому зачёту или экзамену.

Автор реферата или эссе имеет возможность углубить свои знания по изучаемой дисциплине и повысить уровень своей методологической культуры.

2 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (ВЫПУСКНЫХ РАБОТ)

Тематика рефератов (выпускных работ) разрабатывается преподавателями, ведущими определённый курс или его разделы, утверждается на кафедре; должна отражать наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы дисциплины.

Выбор темы для магистрантов, аспирантов или соискателей должен исходить из темы магистерской или диссертационной работы. В исключительных случаях допускается магистранту, аспиранту или соискателю самостоятельно сформулировать тему реферата (выпускной работы). В этом случае в заявлении на имя заведующего кафедрой магистрант, аспирант или соискатель должен дать развёрнутое и содержательное обоснование причин, в силу которых он склоняется к необходимости избрать индивидуальную тему реферата (выпускной работы).

Так, например, главное требование при выборе темы по курсу «Философия и методология науки» — «наличие репрезентативного философско-методологического компонента в структуре исследования, который позволил бы оценить уровень философской подготовки аспиранта или соискателя, качество знаний, владение категориальным аппаратом философии и методологии науки, умение использовать его для анализа и решения конкретных научных проблем» [9, с. 256].

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА
(ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ)

Реферат (выпускная работа) не должен содержать элементов новизны. Автору достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения, обосновав, в чём он видит её преимущества. Задача студента, магистранта, аспиранта или соискателя состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать её в своей работе.

Реферат, как правило, состоит из титульного листа, оглавления, введения, сгруппированной в разделы и подразделы основной части — главы, заключения,спискаиспользованныхисточников (библиографии). При необходимости может включать перечень условных сокращений и обозначений, приложения. Выпускная работа предусматривает наличие реферата, соответствующего требованиям источника [3]. Реферат (выпускная работ) может сопровождаться презентацией.

В процессе подготовки реферата (выпускной работы) необходимо: 1) выбрать тему; 2) ознакомиться с литературой по избранной теме; 3) при необходимости — корректировка темы; 4) разработка научного аппарата (разработка введения); 5) разработка примерного плана; 6) изучение и конспектирование литературы (научных текстов); 7) обработка содержания теоретической литературы; 8) написание основной части реферата; 9) разработка заключения; 10) составление списка использованных источников; 11) редактирование текста реферативной работы; 12) представление работы научному руководителю; 13) доработка реферата (выпускной работы) по замечаниям научного руководителя [8].

Оглавление работы предназначено для облегчения поиска необходимых материалов (в выпускной работе при наличии реферата располагается за ним). Оно включает в себя названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей.

Задачавведения заключается в обосновании целесообразности выбора темы, ее актуальность. Одним из аргументов в пользу актуальности является недостаточная изученность исследуемой проблемы. Во введении, объёмом, как правило, одна-две страницы, должны быть определены:

  • степень решённости анализируемой проблемы в проведенных ранее научных исследованиях;

  • цель и задачи настоящей работы;

  • доступные источники информации по изучаемой проблеме.

Типичным недостатком введения является нечёткая формулировка цели и задач работы, а также попытки автора не только сформулировать проблему, но и решить её. Это зачастую приводит к неоправданному увеличению объёма введения и ненужным повторам в самой работе.

Основная частьреферата (выпускной работы) посвящается анализу и решению поставленной во введении конкретной цели.

Необходимо правильно распределить материал, чтобы структурные элементы основной части и их логическая последовательность полностью раскрывали содержание темы.

Основная часть реферата (выпускной работы) может быть разделена на два и более раздела: в первом из них рекомендуется представить историю возникновения и развития исследуемой проблемы, современное ее понимание; во втором и в последующих — изложить предлагаемое автором решение тех или иных аспектов проблемы. Каждый отдельный раздел работы завершается основным логическим заключением. Материал всех разделов должен систематизироваться таким образом, чтобы он не выходил за пределы поставленной во введении задачи.

Взаключении, объёмом одна-две страницы,необходимо подвести итог всему исследованию. Оно не должно сводиться к простому повторению изложенного в основной части, должно содержать ответы на поставленные во введении вопросы. В заключении также может содержаться формулировка новых проблем, которые, по мнению автора, должны стать предметом будущих исследований.

Приложения могут содержать листинги программ, таблицы исходных данных, распечатки результатов и т. д. На них должны присутствовать ссылки в тексте работы.

К числу часто встречающихся недостатков реферата (выпускной работы) относятся следующие:

  • название той или иной части работы по содержанию совпадает или даже выходит за рамки названия самой работы;

  • все части в своей совокупности не охватывают содержания темы, и их выполненный анализ, даже достаточно глубокий, не позволяет автору раскрыть тему полностью;

  • в заключении приведён новый дополнительный материал или сделаны новые выводы, не отражённые в основных частях работы.

Все указанные недостатки снижают качественный уровень выполненного исследования.

Следует обратить внимание на стиль и язык работы. Работа, написанная хорошим языком и стилем, которые соответствуют ее содержанию и форме, вернее достигает поставленной цели и производит более благоприятное впечатление, чем работа, имеющая грамматические ошибки и стилистические погрешности.

Текст реферата должен отличаться лаконичностью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Следует избегать лишних вводных фраз, сложных грамматических конструкций, употребления малораспространённых терминов.

3.1 Отличительные теоретико-методические
требования к реферату по дисциплине
«Иностранный язык»

Обзорный реферат (тематический или сводный) должен быть выполнен на иностранном языке с краткой аннотацией на русском по прочитанной литературе в соответствии с выполняемой или предполагаемой темой исследования, а также при наличии списка прочитанной литературы по специальности, словаря терминов по теме исследования на иностранном языке с русскими эквивалентами, включающим не менее 50 слов и выражений.

Структурные элементы перечислены во втором абзаце третьего раздела настоящего издания.

3.2 Отличительные теоретико-методические
требования к выпускной работе по дисциплине
«Основы информационных технологий»

Рекомендуемые структурные элементы выпускной работы: титульный лист; задание на выпускную работу; реферат; оглавление; перечень условных сокращений и обозначений (при необходимости); введение; аналитическая часть; практическая часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости); презентация; вопросы для дополнительного изучения.

Как аналитическая, так и практическая часть может состоять из одного или нескольких разделов. Каждый раздел должен иметь заголовок, отражающий его содержание. Использование заголовков для глав «Аналитическая часть» или «Практическая часть» не допускается.

Не допускается включение в выпускную работу:

  1. материалов, не имеющих отношения к информационным технологиям (например, вывод формул; подробные описания используемого математического аппарата; подробные описания экспериментов, проводившихся без использования информационных технологий);

  2. материалов по информационным технологиям общего назначения, непосредственно не связанных с предметной областью (например, общие сведения о компьютерах и оргтехнике, работа с текстовым процессором MS Word, базовые сведения о табличном процессоре MS Excel);

  3. материалов по устаревшим информационным технологиям.

Включение в выпускную работу материалов по предметной области, непосредственно не связанных с информационными технологиями, допускается лишь в минимальном объеме (1-2 страницы), необходимом для описания применения информационных технологий в предметной области.

При подготовке выпускной работы категорическизапрещается:

  1. включение в выпускную работу материалов, заимствованных из выпускных работ других аспирантов (магистрантов);

  2. использование материалов из печатных или электронных источников без ссылок на них.

3.2.1 Задание на выпускную работу

По согласованию с руководителем от кафедры магистрант, аспирант или соискатель составляет задание на выпускную работу, подписывает его у руководителя выпускной работы и утверждает у заведующего соответствующей кафедрой. Оно должно содержать: тему диссертации; специальность; тему выпускной работы; цель работы; исходные данные к работе; перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению в аналитической и практической частях работы; перечень приложений к работе (при их наличии).

3.2.2 Реферат

Реферат, объёмом не более одной страницы (приложение А), включает следующие аспекты:

  1. сведения об авторе, теме работы;

  2. сведения об объеме работы,количествеиллюстраций (сведения о количестве иллюстраций дополняются сведениями об их характере (схемы, чертежи, графики, фотографии и т.д.), которые конкретизируют структуру представленного в работе материала.), таблиц, количестве используемых источников и приложений;

  3. перечень ключевых слов (от 5 до 15), которые в наибольшей степени характеризуют содержание работы и обеспечивают возможность информационного поиска. Они приводятся в именительном падеже и оформляются прописными буквами, через запятую;

  4. цель работы, соответствующая профилю кафедры и теме диссертационной работы;

  5. полученные результаты, основные показатели результативности исследования.

3.2.3 Аналитическая часть

Должна содержать анализ применения современных информационных технологий в области научной деятельности магистранта, аспиранта или соискателя. Данный раздел может включать анализ средств технического, программного, математического и информационного обеспечения, применяемых в соответствующей предметной области, и представлять собой:

  1. классификацию применяемых информационных технологий, технических и программных средств;

  2. анализ основных возможностей и областей применения информационных технологий, технических и программных средств;

  3. сравнительный анализ достоинств и недостатков технических и программных средств;

  4. анализ перспектив и проблем применения информационных технологий.

При этом должны быть проанализированы информационные технологии, относящиеся как непосредственно к предмету диссертационного исследования аспиранта (магистранта), так и к смежным вопросам предметной области. Анализируются как информационные технологии, применяемые кафедрой, на которой аспирант (магистрант) осуществляет свою научную деятельность, так и информационные технологии, применяемые в других научных и производственных организациях в Беларуси и за рубежом.

Если в аналитической части работы рассматривается применение технических или программных средств, применяемых во многих предметных областях (например, принтеров, сканеров, программ Word, Excel, Access, Statistica, FrontPage и т.д., языков программирования), то такое рассмотрение не должно носить общего характера. Обязательно должны быть проанализированы возможности рассматриваемых технических и программных средств, представляющие интерес именно для области научной деятельности аспиранта (магистранта), а также другие особенности, связанные с их применением именно в данной предметной области.

3.2.4 Практическая часть

Должна содержать решение одной из задач, связанных с диссертационным исследованием магистранта, аспиранта или соискателя, с использованием современных информационных технологий. Данный раздел должен содержать постановку задачи, основные этапы ее решения (с обязательным указанием применяемых информационных технологий, технических и программных средств), описание хода решения задачи с использованием современных информационных технологий, выводы по результатам решения задачи. Практическая часть выпускной работы должна составлять, как правило, не менее 40%от общего объема выпускной работы.

Задача, рассматриваемая в практической части, должна быть решена магистрантом, аспирантом или соискателем самостоятельно. Не допускается включение в практическую часть задач, заимствованных из литературных источников и интернет-источников. Если решаемая магистрантом, аспирантом или соискателем задача представляет собой часть какого-либо крупного проекта или исследования, то в практической части работы должна подробно рассматриваться именно эта задача.

Как правило, информационные технологии, применяемые для решения задач практической части, должны быть проанализированы в аналитической части работы, а в практической части — приведена ссылка на этот анализ.

Описание применения программных и компьютеризированных технических средств для решения рассматриваемой задачи должно быть достаточно детальным. Например, при разработке программы необходимо подробно описать ее структуру, назначение отдельных модулей и процедур, порядок ввода исходных данных, вид результатов и т. д. При разработке базы данных требуется подробно описать разработанные таблицы, связи между ними, запросы, отчеты и т.д. При решении задачи с использованием табличных процессоров или систем компьютерной математики нужно подробно указать использовавшиеся команды, элементы меню и т.д.

Описание хода решения задачи должно сопровождаться копиями экранов используемых программ, оформляемыми как рисунки.

Не допускается многократное описание операций, различающихся лишь исходными данными. Такая операция должна быть подробно описана один раз, а в дальнейшем необходимо указать ссылки на такое описание.

Как аналитическая, так и практическая части должны содержать рисунки, таблицы, графики, копии экранов, фрагменты текста программ и т.д., иллюстрирующие рассматриваемые вопросы, ход решения задач и получаемые результаты. Графики и копии экранов, как правило, оформляются как рисунки. Распечатки программ, а также крупные таблицы рекомендуется выносить в приложения. На все имеющиеся в работе рисунки и таблицы должны присутствовать ссылки в тексте работы.

3.2.5 Электронная презентация

Презентация, как правило, должна быть подготовлена в PowerPoint с учётом того, что общее время доклада (включая ответы на вопросы по выпускной работе) не должно превышать 10 минут. Рекомендуемое количество слайдов — от 8 до 12.

На первом слайде необходимо указать: 1) фамилию, имя, отчество автора; 2) название выпускной работы; 3) научное учреждение, магистрантом, аспирантом или соискателем которого является автор; 4) шифр и название специальности; 5) контактную информацию (по усмотрению автора — номера контактных телефонов, почтовый адрес, e-mail автора и (или) научного учреждения).

В основной части презентации должны содержаться слайды, иллюстрирующие как аналитическую, так и практическую часть работы.

На слайдах основной части презентации, по усмотрению автора, может приводиться следующая информация:

  1. классификация и основные направления применения информационных технологий, применяемых в предметной области;

  2. классификация и основные задачи компьютеризированных технических средств, программных средств, информационных ресурсов, применяемых в предметной области;

  3. основные задачи, решаемые в предметной области с использованием информационных технологий;

  4. сравнительные характеристики, достоинства и недостатки технических средств, программных средств, информационных ресурсов, анализируемых в работе;

  5. фотографии технических средств, копии экранов программных средств и информационных ресурсов, анализируемых в работе;

  6. постановки задач, решаемых в практической части работы;

  7. перечень основных этапов решения задач, рассматриваемых в практической части, и применявшихся при этом технических и программных средств;

  8. копии экранов, графики, таблицы, иллюстрирующие решение задач в практической части;

  9. выводы по результатам решения задач.

Как правило, на слайдах основной части презентации информация приводится в виде перечислений, таблиц, графиков, рисунков (копий экранов).

Не рекомендуется приводить на слайдах основной части презентации следующую информацию: 1) фрагменты текста доклада и/или выпускной работы; 2) числовые характеристики технических средств; 3) сложные математические формулы.

На последнем слайде должна быть выражена благодарность за внимание, еще раз указаны данные об авторе и контактная информация.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по оформлению и защите дипломной работы 1 структура и правила оформления дипломной (курсовой) работы

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипооформлению и защите дипломной работы 1 Структура и правила оформления дипломной (курсовой) работы (ГОСТ 7. ... и их обсуждении необходимо пользоваться всеми рекомендациямипо номенклатуре (IUPAC), общепринятыми сокращениями и ...
  2. Методические рекомендации по оформлению отчетной документации (согласно заданию ноц)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипооформлению отчетной документации (согласно ... общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т.д.) ... других учебно-методических изданий (в единицах) Список исполнителеЙ И СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ по проекту НОЦ ...
  3. Методические рекомендации по оформлению отчета о производственной деятельности специалиста по специальности «Лабораторная диагностика» Цель аттестационной работы

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипооформлению отчета о производственной деятельности специалиста по специальности «Лабораторная ... знание и выполнение приказов, инструкций и методическихрекомендацийпо вопросам санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ ...
  4. Методические рекомендации по оформлению библиографических ссылок к курсовым дипломным работам и диссертациям

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипооформлению библиографических ссылок к курсовым ... на библиографическое оформление документа и получить по ним консультации вы ... Материал подготовила зав. инновационно-методическим отделом библиотечного маркетинга библиотеки ...
  5. Методические рекомендации по оформлению списка использованной литературы к курсовым и дипломным работам

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипооформлению списка использованной литературы ... с требованиями «Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» ... , 2004. – Гл. 2, § 7. – С. 66–84. Методические пособия Основы технологии кирпичной кладки ...
  6. Методические рекомендации по оформлению и выполнению контрольной работы студентами фиоп

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипооформлению и выполнению контрольной работы студентами ... тип - Times New Roman. Пример оформления титульного листа показан в приложении А. Титульный ... возврате контрольных работ можно получить по четвергам по тел. 20-42-16 ...

Другие похожие документы..