textarchive.ru

Главная > Документ


 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

"Конституционное право России и зарубежных стран в сравнительной перспективе"

 

Руководитель проекта

Л.В.БОЙЦОВА,

д.ю.н., проф. кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА

Творческий коллектив

 

 

Дисциплина права деградировала до уровня национальных юридических исследователей; границы юридических иcследований ныне совпадают с политическими границами. Разочаровывающая, недостойная форма для академической дисциплины

Рудольф Иеринг, немецкий юрист

 

Традиционное образование, которое получают на факультетах права разных стран, в наши дни должно быть дополнено

Рене Давид, французскийкомпаративист

 

"Мы являемся специалистами в области сравнительного права или не являемся академическими исследователями вовсе".

Профессор К. фон Бар, Директор Института международного и сравнительного права, г.Оснабрюк

 

 

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

1. Обеспечение дополнительных информационно-аналитических возможностей для преподавания и дистанционного (самостоятельного) изучения "Конституционного права России" и "Конституционного права зарубежных стран"в сравнительной перспективевсеми заинтересованными лицами и организациями в результате размещения предлагаемого проекта в сети "Интернет" и распространения тиража на СDR.

2. Содействие преподаванию конституционного права в соответствии с демократическими принципами и c учетом динамичных изменений в политико-правовых системах современности.

3. Формирование правоведов нового поколения: юристов с открытым сознанием, интернационально ориентированных, знающих иностранные языки, владеющих современными методами познания и интерпретации права, нацеленных на достижение практически значимых для общества целей, на использование норм конституционного права для защиты собственных интересов и интересов граждан-будущих потребителей юридических услуг.

4. Приобщение студентовк исследовательской работе на ранних этапах обучения, развитие сравнительно-правовых исследований в области конституционного права.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Конституционное право – одна из самых сложных, объемных и динамичныхотраслей права. Эта ветвь публичного права гарантирует права и свободы человека, воспитывает гражданственность, ограничивает государственную власть, укрепляет гражданское общество.Учебные дисциплины "Конституционное право РФ" и "Конституционное право зарубежных стран" являются базовыми и обязательными в учебных программах всех высших юридических учебных учреждений России.

Исследования и преподавание в области конституционного права постепенно освобождаются от идеологических догм; спектр учебно-методических и научных публикаций по проблемам конституционализма становится более разнообразным по тематике и либеральным по содержанию. Повысился интерес к изучению конституционно-правовой культуры и публично-правовых институтов.

Однако поскольку правовая система России развивалась в уникальных исторических обстоятельствах, многие демократические конституционно-правовыепринципы, несмотря на конвергенцию права, с трудом приживаются на российской правовой почве. До сих пор отсутствуютсовременные, постоянно обновляющиеся и доступные базы данныхпо конституционному праву (авторские учебные программы, модельные проблемные лекции и семинары, библиографические указатели нормативно-правовых актов, материалов конституционно-правовой (судебной) практики, монографических исследований, научных статей). В образовательном процессе недостаточно используется сравнительно-правовой (компаративистский) методизучения и преподавания конституционного права, не в полной мере учитывается тенденция конвергенции конституционно-правовых систем, интернационализации отечественного конституционного права. В нашей стране практически отсутствует школа сравнительного права, не создана Ассоциации Сравнительного Права. Между тем в зарубежных высших учебных заведениях (и в первую очередь в Соединенных Штатах Америки) читаются десятки специализированных компаративистских курсов в области конституционного права. Преподавание конституционного права в России отличается некоторой узостью, ставит целью ознакомление студентов с содержанием конституционных и законодательных норм, а не анализ разнообразных теорий, концепций и практики их реализации. В современных демократических государствах конституционно-правовые нормы и институты изучаются в тесной связи с социальными и политическими реалиями, нормами и институтами. Представляется важным использовать этот опыт в отечественных научно-методических разработках.

Основные идеи, которые реализованы в проекте, являются результатом 10-летней научно-педагогической деятельности авторов проекта в Санкт-Петербурге, Твери и Москве, а также научных стажировок в зарубежных высших учебных учреждениях и научных центрах (Свободный Университет Амстердама, Университет г. Лейдена, Университет г. Оснабрюка, Центрально-Европейский Университет (Будапешт)).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Часть 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ "КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ"

 

I. Учебная программа и методические указания к учебному курсу.

 

II. Проблемные модельные лекции (Тексты лекций и библиография к ним).

Тема 1. Развитие конституционно-правовых традиций и конституционного права в России.

Тема 2. Правовой статус личности в Российской Федерации (конституционная теория и практика).

Тема 3. Нетрадиционные средства правовой защиты: Омбудсмен (Уполномоченный по правам человека) в России и западных демократиях.

Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (сравнительно-правовая характеристика).

 

III. Проблемные модельные семинарские занятия (деловые игры, коллоквиум, презентация индивидуальных студенческих исследований) и перечень рекомендуемой литературы к семинарским занятиям.

Тема 1. Деловая игра "Законодательная процедура в РФ".

Тема 2. Деловая игра "Конституционное правосудие в РФ".

Тема 3. Коллоквиум "Местное самоуправление: юридические модели и практика их реализации".

Тема 4. Индивидуальные студенческие исследования по теме "Форма правления в России (сравнительно-правовая характеристика)". На семинарском занятии производится презентация письменной работы.

 

IV. Библиография источников по курсу на русском и иностранных языках – нормативные правовые акты, монографическая литература, научные статьи, статьи в периодических печатных изданиях по проблематике конституционного права России (свыше 1000 источников).

 

V. Примерный перечень тем лекций по курсу.

 

VI. Примерный перечень тем курсовых работ.

 

VII. Примерный перечень тем дипломных работ.

 

VIII. Примерный перечень тем рефератов и студенческих научных работ.

 

 

Часть 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ "КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (АНГЛО-САКСОНСКАЯ, РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ, ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ)"

 

I. Учебная программа и методические указания к учебному курсу.

 

II. Проблемные модельные лекции (Тексты лекций и библиография к ним).

Тема 1. Основные правовые системы современности и конституционное право.

Тема 2. Конституционная юстиция: легитимность, функции, модели и опыт.

Тема 3. Основы конституционного права США (конституционно-правовые идеи, институты и судебная практика).

Тема 4. Национальные и международно-правовые механизмы защиты конституционных прав и свобод. Европейское право прав человека и основных свобод.

 

III. Проблемные модельные семинарские занятия (деловые игры, коллоквиум, презентация индивидуальных студенческих исследований). Перечень рекомендуемой литературы к семинарским занятиям.

Тема 1. Деловая игра "Парламентские процедуры" (на примере Парламента Великобритании и Национального Собрания Франции).

Тема 2. Деловая игра "Избирательный процесс. Президентские и парламентские выборы" (на примере США и Германии).

Тема 3. Коллоквиум: "Основные модели федерализма в зарубежных странах (на примере США, Канады, Швейцарии)".

Тема 4. Индивидуальные студенческие исследования по теме "Институт гражданства в зарубежном конституционном праве (на примере 15 государств мира)". Презентации студентами результатов индивидуальных исследований.

 

IV. Библиография источников по курсу на русском и иностранных языках – нормативные правовые акты, монографическая литература, научные статьи, статьи в периодических печатных изданиях по проблематике конституционного права зарубежных стран (свыше 1000 источников).

 

V. Примерный перечень тем лекций.

 

VI. Примерный перечень тем курсовых работ.

 

VII. Примерный перечень тем дипломных сочинений.

 

VIII. Примерный перечень тем рефератов и студенческих научных работ.

 

IX. Фрагменты текстов наиболее известных трудов по сравнительному конституционному праву, изданных за рубежом на языках оригинала.

 

Часть III. ЭЛЕКТРОННЫЙ СПРАВОЧНИК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Предлагаемый проект призван внести вклад в развитие демократически ориентированного, открытого юридического образования и сравнительно-правовых научных исследований, отвечающих признанным международным стандартам, а также распространение юридических знаний в области конституционного права в России

Проект основывается на следующих принципах.

1. Новационность. 2. Использование индуктивного, дедуктивного, проблемного, системного, исторического, сравнительно-правового методов изучения конституционного права, а также междисциплинарного подхода. 3. Соединение изучения конституционного права с изучением иностранного языка. 4. Интернациональный характер. 5. Академичность, проблемность и аналитичность. 6. Обращенность к конституционной практике. 7. Акцент на конституционно-правовых положениях об ответственности государства перед гражданами в преподавании и изучении конституционного права. 8. Системность и нераздельность (единство) изучения конституционного права России и конституционного права зарубежных стран. 9. Учет тенденций и направлений развития конституционного права России и конституционного права зарубежных стран. 10. Самостоятельное осмысление потребителями электронной продукции конституционно-правовых проблем. 11. Информативность.

 

КРУГ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

  • Министерство образования РФ

  • Высшие учебные заведения, в том числе Московская Государственная Юридическая Академия, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Московская Финансово-юридическая Академия, Институт Иностранных Языков (г.Москва), Тверской Государственный Университет

  • академические исследователи и преподаватели высших учебных заведений, студенческое сообщество;

  • библиотеки (в том числе высших учебных заведений);

  • органы государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

  • правообеспечительные и правоохранительные органы (суды, прокуратура, Уполномоченный по правам человека РФ), должностные лица,

  • неправительственные организации, занимающиеся вопросами защиты прав и свобод

  • практикующие юристы (адвокаты, нотариусы, юрисконсульты);

  • граждане, проявляющие интерес к политико-юридическим проблемам.

Предложенные учебные материалы могут быть востребованы в процессе изучения курсов отечественного и зарубежного конституционного права в высших учебных заведениях и при организации специальных учебных курсов в рамках публичного права. Результаты проекта (в частности, библиографии) могут быть использованы в законодательном процессе (Федерального Собрания РФ, парламентов субъектов РФ) и правоприменительной практике. Они могут быть полезны при проведении научных и прикладных исследований в области конституционного права заинтересованными академическими учреждениями, государственными и неправительственными организациями.

 

НОВИЗНА СОДЕРЖАНИЯ

Электронные и бумажные аналоги образовательного и научного проекта соответствующей проблематики, содержания и направленности отсутствуют. Материалы, составляющие содержание проекта являются оригинальными авторскими разработками. Информационной базой проекта являются многочисленные отечественные и иностранные источники, в том числе ранее не переводившиеся на русский язык. Хотя предлагаемые научно-методические материалы в основном соответствуют традиционным учебным программам, они выходят за их пределы по содержанию и форме, включают новые вопросы и по-новому формулируют проблемы.

1. Настоящий проект ставит во главу угла использование компаративистского метода анализа при изучении и преподавании "Конституционного права России" и "Конституционного права зарубежных стран", а также современных интерактивных образовательных методик.

2. В предлагаемом проекте впервые объединены научно-методические материалы по курсам, преподаваемым ныне как изолированные дисциплины ("Конституционное право России" и "Конституционное право зарубежных стран").

Ядром учебных материалов являются 8 проблемных модельных лекций (4 по "Конституционному праву России" и 4 по "Конституционному праву зарубежных стран"). Потребителям предлагаются также 3 вида проблемных семинарских занятий (2 деловых игры, 1 коллоквиум и 1 презентация индивидуальных студенческих исследований).

3. В основу проекта положен междисциплинарный подход (привлекаются материалы политологических, философских и социологических исследований). При подготовке научно-методических материалов широко используется практика применения конституционных и законодательных норм в России и зарубежных странах.

 

КОПИРАЙТ

Все авторские права принадлежат авторам содержательной части проекта –В.В.Бойцовой и Л.В.Бойцовой.

 

СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОДУКТА

1. Бесплатный доступ к результатам проекта в сети "Интернет" (www-адрес: , ).

2. Бесплатное распространение части тиража, изготовленного на CDR (25 копий), среди заинтересованных организаций, учреждений и лиц.

 

ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тверской областной центр новых информационных технологий

170002, г. Тверь, Садовый пер., 35.

E-mail: soubbotina@

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

1. Подготовка электронной публикации (www-адрес: , ), распространение тиража, изготовленного на СDR.

2. Постоянное обновление информационной базы (списков библиографии, включающих нормативные правовые акты, монографическую литературу, научные статьи, статьи в периодических печатных изданиях по проблематике конституционного права России и зарубежных стран) в течение срока действия проекта.

3. Подведение итогов электронного анкетирования, оценивающего качество и эффективность проекта среди преподавателей, аспирантов, студентов, исследователей. практикующих юристов российских городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Владивостока.

4. Рецензий специалистов в области конституционного права России и конституционного права зарубежных стран, оценивающих качество и эффективность проекта.

 

По завершении срока гранта члены творческого коллектива предполагают продолжить работу над проектом. Планируется расширение информационной базы данных, увеличение количества модельных проблемных лекций (до 20) и модельных проблемных семинарских занятий (до 30). Финансовая поддержка может быть частично обеспечена за счет тиражирования результатов данного образовательного проекта на электронных носителях (CD-ROM) и распространения их среди заинтересованных потребителей. В дальнейшем предполагается участие в проекте добровольцев-студентов Московской Государственной Юридической Академии.

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ I

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

"КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ"

 

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНОМУ КУРСУ

 

II. ПРОБЛЕМНЫЕ МОДЕЛЬНЫЕ ЛЕКЦИИ (ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ И БИБЛИОГРАФИЯ К НИМ)

 

Тема 1. Развитие конституционно-правовых традиций и конституционного права в России

Тема 2. Правовой статус личности в Российской Федерации (конституционная теория и практика)

Тема 3. Нетрадиционные средства правовой защиты: Омбудсмен (Уполномоченный по правам человека) в России и западных демократиях

Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (сравнительно-правовая характеристика)

 

III. ПРОБЛЕМНЫЕ МОДЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, КОЛЛОКВИУМ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Тема 1. Деловая игра "Законодательная процедура в РФ"

Тема 2. Деловая игра "Конституционное правосудие в РФ"

Тема 3. Коллоквиум "Местное самоуправление: юридические модели и практика их реализации"

Тема 4. Индивидуальные студенческие исследования по теме "Форма правления в России (сравнительно-правовая характеристика)". На семинарском занятии производится презентация письменной работы

 

IV. БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКОВ ПО КУРСУ НА РУССКОМ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ – НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, СТАТЬИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА HОССИИ

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

VIII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ

 

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный и научный проект " конституционное право россии и зарубежных стран в сравнительной перспективе"

    Документ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНЫЙПРОЕКТ "КонституционноеправоРоссии и зарубежныхстран в сравнительнойперспективе" Руководитель проекта Л.В.БОЙЦОВА, д.ю.н., проф. кафедры конституционногоправазарубежныхстран МГЮА Творческий коллектив Дисциплина права ...
  2. Конституционное право государств Европы Предисловие (1)

    Документ
    ... перспективу, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно ... в образовательных учебных учреждениях, и правила, которым ... в сравнительно-правовом аспекте // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежныхстран. ...
  3. Конституционное право государств Европы Предисловие (2)

    Документ
    ... России. История и современность, проблемы и перспективы развития - Новая Правовая культура, 2004 г. Конституционноеправо ... в сравнительно-правовом аспекте // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежныхстран. М., ...
  4. Конституционное право государств европы предисловие

    Документ
    ... России. История и современность, проблемы и перспективы развития - Новая Правовая культура, 2004 г. Конституционноеправо ... в сравнительно-правовом аспекте // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежныхстран. М., ...
  5. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа научно-исследовательского семинара «актуальные вопросы применения

    Программа
    ... праве: прошлое, настоящее и перспективы. Литература: Киселев, И.Я. Сравнительное трудовое право. М.: Проспект, 2005. Киселев, И.Я., Лушников, А.М. Трудовое правоРоссии и зарубежныхстран ...

Другие похожие документы..