textarchive.ru

Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

инновационные
образовательные технологии
в художественно-эстетичеСком и
трудовом воспитании

Сборник научных статей

Чебоксары 2011

УДК 37.035.2(082)+37.036(082)

ББК 74.200.52я431+74.200.55я431

И 665

Инновационные образовательные технологии в художественно-эстетическом и трудовом воспитании : сб. научных статей / отв. ред.
С. Г. Григорьева, Л. Г. Григорьева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 237 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Сборник подготовлен на основе материалов Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся на психолого-педагогическом факультете ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 19 января 2011 г.

Адресован педагогам, психологам, студентам, преподавателям вузов, работникам образования, научным работникам.

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2011

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

Инновационные образовательные технологии
в художественно-эстетическом и
трудовом воспитании

Сборник научных статей

Ответственный редактор Григорьева С. Г., Григорьева Л. Г.

Оформление обложки Русскова С. П., Столярова Ю. А.

Материалы представлены в авторской редакции

Подписано в печать 25.02.11. Формат 60×84/16. Бумага писчая.
Печать оперативная. Усл. печ. л. 14,8. Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано в отделе полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Эстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Следовательно, эстетическое воспитание − один из важнейших факторов формирования духовного мира человека.

Наукой давно доказано, что формирование духовного мира человека осуществляется в процессе разнообразных форм труда. Мышление, память, внимание, воображение, чувства, эмоции – все богатство духовного мира человека – результат активного взаимодействия человека с природой и отношения к себе подобным. Только благодаря труду животное стадо превратилось в человеческое общество. Труд развил творческие способности человека, труду обязана своим происхождением вся культура, в том числе и художественная. Трудовая предметно-практическая деятельность людей является основой человеческой истории.

В результате самоотчуждения труда получается такое положение, что человек чувствует себя свободно действующим при выполнении своих животных функций, а в своих человеческих функциях – только лишь животным. Правда, так называемые животные функции человека, например еда, питье, деторождение, уже очеловечены и выступают как подлинно человеческие функции, но они приобретают животный характер, когда они абстрагируются от прочих форм человеческой активности.

Народная мудрость гласит: «Тот, кто не учит трудиться своего ребенка, тот учит его воровать». И это правильно, ибо человек, не приученный к труду, всегда будет искать «легкий» жизненный путь, средств добычи существования. Он будет заниматься или перепродажей результатов чужого труда, или распродажей имущества родителей, или кражей материальных благ, нажитых трудом других людей.

К сожалению, современная семья не особо утруждает себя воспитанием детей вообще, а трудовым и эстетическим тем более. Сейчас многих «воспитывает» телевидение и Интернет. За последние 5-6 лет на неокрепшее сознание молодежи выливается тонны нравственной грязи, что одной только школе, которая осталась единственным надежным оплотом воспитания и образования молодежи в настоящее время, просто не справиться. А если внедрят Новую схему среднего образования, то все рухнет. Предполагаемая Новая схема среднего образования будет выглядеть следующим образом. Ученик утром приходит на первые три урока образовательного минимума, которые оплачиваются государством, а после обеда уже может выбирать занятия по душе и кошельку родителей – хоть музыку, хоть рисование и т. д.

Затем наступает черед профильного обучения учеников. Предполагается, что оно будет строиться по следующей схеме: директор заключает договоры с руководством близлежащих предприятий о том, что два следующих часа его ученики проводят на предприятии, где им расскажут о профессии. Все это тоже финансируется государством только на 30%. Наверное, отсюда и начало бытовать мнение, что «в школах могут работать люди без диплома с записью в трудовой книге «педагог». Я глубоко уверен в том, что процесс воспитания и обучения нельзя доверять даже самому маститому мастеру-производственнику. Он, конечно же, может внести определенный вклад в процесс формирования у детей представлений о профессиях, он может дать начало формированию у детей определенных вкусов, качеств, но обеспечить образование и воспитание он не может. Ведь под воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей. Следовательно, процесс целенаправленного формирования личности означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель. Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность профессионально подготовленного специалиста. Понимание цели воспитания дает возможность подбирать технологии для ее осуществления, именно поэтому мы говорим сегодня о технологии воспитания и обучения, в целом о технологиях в образовании. То есть идеальное предвосхищение результата может гарантировать только технология, а не методика.

Сегодня мы говорим о технологиях в художественно-эстетическом, трудовом воспитании школьников, по сути, эти теоретически выделяемые отдельно направления воспитания и обучения неотделимы друг от друга. Вообще в процессе воспитания не существуют какие-то отдельные компоненты, они всегда реализуются в едином воспитательном процессе. В этом целостном процессе осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитуемых, где воспитанник приобретает определенный опыт. Соответственно главная задача педагога – найти такую технологию, чтобы воспитуемого включить в деятельность, где он может повторить увиденное, интериоризировать его (от лат. interior – внутренний; переход извне внутрь, т.е. формирование умственных действий и внутреннего плана через усвоение индивидом внешних действий) и воспроизвести как собственную деятельность. Таким образом, эстетическое и трудовое воспитание – это процесс организации различных видов деятельности, ведущий к обязательному формированию знаний и умений, необходимых человеку в практической жизни, обеспечиваемый педагогической технологией. Ведь педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Современные технологии эстетического и трудового обучения и воспитания осуществляемые в школе, реализуют разные цели. Это, прежде всего воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду и людям труда, формирование умения видеть эстетическое свойство труда и его результатов; это овладение различными производственными навыками, инструментами, орудиями труда и т. д.; это привитие умения получать от труда и его результатов удовлетворения и удовольствия. Однако педагогический эффект труда далеко не исчерпывается этими в известной мере узкоспециальными задачами. В труде формируются и такие качества, как любознательность, инициативность, воля, чувство коллективизма и др. Только в процессе труда дети научаются видеть красоту своей общественно-полезной деятельности, особенно когда результаты их учебно-творческой деятельности применяются по назначению и все это они видят, то есть видят практичность и полезность их труда. Кроме того, в процессе труда в детском коллективе рождается красота человеческих отношений. И это, прежде всего, товарищеская взаимопомощь, умение уважать и ценить результат труда своих товарищей. Поэтому нам, педагогам, необходимо применять такие технологии, которые создавали бы особые условия для тактичной передачи воспитателем эстетических отношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе обучения и воспитания, таких как: предметные технологии, модульные или локальные, конкретно-личностные, монотехнологии, политехнологии (синкретичные), гибкие технологии и т.д. (Г.К. Селевко).

Следует особо подчеркнуть, что в процессе труда и творческой деятельности у детей формируются и закрепляются представления об эстетических элементах, таких, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония и т.д. Здесь речь уже идет о постепенном формировании эстетических чувств, что является одной из важнейших задач общеобразовательной школы – об этом педагоги никогда не должны забывать. Потому как эстетические чувства, так и нравственные и интеллектуальные принято относить к высшим чувствам человека. Высшими они называются потому, что составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как общественного существа в сравнении с низшими чувствам – это с теми чувствами, которые связаны с удовлетворением или неудовлетворением различных физиологических потребностей. Примером могут служить чувства, связанные с такими состояниями, как жажда, голод, сытость, тошнота и т. д.

Эстетические чувства невозможно заменить ничем! Чем заменить чувство восторга, когда казавшееся неодолимым поддалось твоим усилиям, когда недостижимое вдруг делается доступным и ты, еще сам себя не веря, сознаешь: « Я смог, я сумел?». Разве капли пота, которые утираешь в эту минуту, разве усталость, которую теперь только почувствовал, могут помешать этому восторгу? Нет ничего слаще утомления, которое венчает решенную тобой нелегкую задачу. Труд, приведший к желанному результату, дает ни с чем не сравнимую удовлетворенность собой. Ведь в конце концов мы по-настоящему ценим лишь то, ради чего потратили немало сил, А эту трату сил и называют трудом.

Конечно же, детский труд специфичен. Он носит репродуктивный характер, т.е. в основном базируется на овладении навыками труда, уже выработанными человеческой практикой. Однако это вовсе не ведет к утрате или снижению его развивающей и воспитывающей силы. Напротив, организованный на основе современных педагогических технологий, он является одним из эффективнейших средств эстетического воздействия на личность.

Всем известно, что трудовой процесс – явление многообразное. Поэтому невозможно однозначно определить и его эстетическую сущность. Точнее будет говорить о совокупности целого ряда обстоятельств, связанных с процессом труда, которые выступают как объект эстетического отношения. Прежде всего, это качество исполнения процесса труда, характер протекания трудовой деятельности, социальный смысл и назначение труда, организация трудового процесса. Эстетический эквивалент, или эстетическая форма, названных сторон процесса труда может быть выражен следующим образом: мастерство как вид действия; свободное развертывание (игра) физических и интеллектуальных сил – эстетическая форма деятельности; творческий пафос, деяние, преобразование – эстетическая сторона утилитарного процесса; упорядоченность – эстетическая форма производственной структуры. Итак, сфера эстетического воздействия труда на детей огромна.

Следующая сфера эстетического воспитания – это учеба, являющаяся основной и систематической формой труда детей, подростков и студенческой молодежи. Здесь огромное поле для совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Дело в том, что учение – специфический труд, труд умственный, кроме того, еще и процесс, определяемой целью. В этом процессе главным компонентом выступает познавательная деятельность, имеющая эстетическое значение, насыщенная элементами творчества, а творчество – это всегда или оригинальное исполнение, или индивидуальное решение сверхтрудной задачи. Насыщенность учебного процесса элементами творчества делает его увлекательным, захватывающим, эмоциональным, а это в свою очередь способствует формированию активно-творческого отношения к процессу познания. Причем эстетические чувства и эмоции здесь порождают самостоятельность мышления, интеллектуальный поиск, культуру труда и его организацию. Их отсутствие немедленно порождает утопические надежды в массовом сознании старшеклассников, абитуриентов, студентов, их родителей, связанные получением диплома без особых усилий, а не каждодневным, интеллектуальным трудом, нацеленным на развитие задатков. Здесь мы ведем речь о низком уровне мотивированности и ответственности в самообразовании, причем не только в вузе, но и после его окончания,– заблуждение и иллюзии ментального уровня, причем очень опасные, ибо как раз на этом уровне во время обучения в вузе должны формироваться мотивационные ресурсы жизненного, профессионального успеха человека и общества в целом.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в современной педагогической теории нет однозначного понимания термина «технология воспитания». Мы считаем, что на практике теория осуществляется с помощью технологии. За технологией в области трудового и эстетического воспитания фактически остаются общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

декан психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я.Яковлева» Руссков С.П.

Алексеева Ирина Николаевна,
преподаватель высшей категории,
заведующая художественным отделением
МОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 2», г. Чебоксары

Художественное творчество детей
как автопортрет душевного состояния

Искусство, когда-то изобретенное первобытными людьми на заре человечества, послужило серьезным поводом для спора между ценителями искусства как со стороны буржуазии, так и пролетариата. Первые утверждали, что искусство было создано исключительно ради эстетизма, минуя «приземистость быта», сторонники трудового пролетариата усматривали причину его рождения в практическом предназначении. Так или иначе, оставив решение данного вопроса компетентным искусствоведам, обратимся к возможностям искусства на современном этапе, когда оно успешно совмещает как утилитарно-практическое, так и эстетически - возвышенное предназначение. Расширяя свои возможности, начиная с 20 века начинает свое развитие арт-психология как способ выражения собственного «Я» средствами искусства. Одновременно с ним существует и еще один термин, впервые упомянутый Андрианом Хиллом в 1938г. – «арт-терапия», являющаяся методом анализа и развития личности посредством разных форм и видов искусств. Данное направление психологии позволяет нам либо воспринимать уже готовое творчество, погружаясь в предлагаемый нам мир, либо самим участвовать в процессе творчества, работая с подсознанием и облекая его в конкретный образ. В этом отношении творчество является благодатной почвой для взращивания гармоничной личности, позволяющей раскрыть себя и свой потенциал, дающей возможность выразить эмоции и установить благоприятную, эмоционально- психологическую атмосферу внутреннего мира, повысить самооценку, а также выявить и разрешить внутренние вопросы; в связи с чем данный метод приобрел широкое распространение не только в психологии, но в педагогике, социологии, медицине.

Известный афоризм С. Батлера: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, − это всегда автопортрет», − объясняет, почему нас так притягивает творчество. Мы заглядываем в их мир, чтоб найти там отзвуки и ответы на свои вопросы. Вот почему мы рассматриваем мистические работы Пабло Пикассо, изучаем загадочные работы Сальвадора Дали, пытаемся разгадать душевное состояние Ван Гога, написавшего более двадцати автопортретов, и сопереживаем Фриде Кало. В этот момент мы так увлекаемся мыслью идейной наполненности произведения, что даже не хотим верить, что работы Эль Греко, ознаменованные критиками как «свой индивидуальный почерк, представленный в удлинении фигур, словно язычки пламени вздымающихся ввысь, …лишенную аналогов пластику, являющуюся отражением внутренней идейности» [2, 307] во многом есть не что иное, как результат заболевания художника, приведшее к искажению восприятия предметов, что было впоследствии доказано медициной.

Не менее увлекательно и творчество детей. О чем может рассказать детское творчество? Оно может поведать о внутреннем состоянии, образе мыслей, о среде, в которой они воспитываются, «отзеркалить» наше поведение и показать ошибки и упущения педагогического воспитания, а также показать направление и способы работы с ними. Ведь не случайно в своей книге «Вначале было детство» Елена Макарова видела главную задачу взрослых в том, чтобы «помочь детям найти себя в этом мире и найти мир в себе» [3, 9].

В условиях общеобразовательной школы или школы искусств, носящих прежде всего обучающую функцию, применение арт-психологии в полном своем смысле этого слова практически невозможно и носит скорее косвенный характер, поскольку численность учащихся и четкий временной регламент и предъявляемые требования в освоении ЗУНов не позволят соблюсти полную процедуру, пронаблюдать за каждым ребенком, проговорить изображенное в индивидуальном порядке, отработать возникшие нюансы. Работа в рамках данного процесса дает возможность обратить внимание на некоторых «наиболее нуждающихся в этом» учеников, отработать с ними ситуации и выработать к ним новый педагогический подход. С этой целью темы занятий могут носить как целенаправленный характер «узнавания», так и косвенный. Например, классическая тема «Моя семья» позволит распознать атмосферу в семье, то, как относятся к нему, кому какая роль отводится в семье. По месту расположения членов семьи, по тому, кого первым и в какой последовательности изобразит автор, а может и не изобразит вообще, по приближенности и удаленности друг от друга, степени прорисованности и нажима, акцентуации на каких-то элементах можно понять всю ситуацию. Задание становится еще более увлекательным, если предложить заменить людей на образы животных. В этом случае осуществляется ассоциативное проецирование путем наложения характерных черт характера родителя с характеристикой животного.

Тема «Мой самый странный сон» − раскрывает уровень тревожности ребенка. Ведь во сне, как правило, отражается значительная часть эмоций, произведших сильное впечатление на еще не окрепшую психику ребенка. Накопленные за день переживания, информация, события из просмотренных телепередач, а также заложенные с детства поучительные страхи накладывают отпечаток, который может сопровождать ребенка значительное время. И в работах подобного рода ученики, как правило, прорабатывают накопившийся эмоциональный груз и, выплеснув его наружу, освобождаются от него, либо меняют свое отношение, посредством вырабатывания к ним новых позитивных ассоциаций.

Еще одной удивительной темой для выявления отношения ребенка к самому себе и со стороны семьи является задание «На кого я похож?». Здесь дети не только задумываются о себе как самостоятельной личности, но и над тем, как он проявляется для других людей. Для этого детям предлагается подумать, какими качествами они обладают, и затем, вспомнив, какой предмет обладает схожими качествами, нарисовать его. Изображение сопровождается шаблонной надписью: «Я похож на…потому что Я ….», которую они прописывают на рисунке. По результату завершения задания работы вывешиваются в единую выставку без указания имени и фамилии автора, а родителям следует угадать, как же их ребенок позиционирует себя. И, безусловно, такие ответы как: «Я похож на пылесос, потому что я шумный и всем мешаю» или «Я похож на бермудский треугольник, потому что я сложный для всех», направят родителей к определенному пересмотру отношения к ребенку и общей атмосфере в семье.

Следующая тема − «Мой добрый и плохой поступок» − носит характер повторного проживания ситуации, возможно, неприятной для воспоминания. Предшествующая беседа о том, что человек иногда случайно может сделать что-то, что он бы потом хотел исправить, смягчает отношение и дает возможность выговориться и одновременно задуматься над тем, что же он может сделать хорошего, чтоб исправить сложившуюся ситуацию. Таким образом, он освобождается от балласта тяготящих воспоминаний и учится находить выход из сложных ситуаций. Здесь же можно определить порог дозволенности, говорящий об уровне воспитания.

«Мой любимый герой» − являясь излюбленной темой для рисования, одновременно является и некой сказкотерапией, ведь здесь действует правило: «Скажи кто твой любимый герой, и мы определим, что у вас общего». При этом можно выявить интересы и приоритеты ребенка, сформулировать модель его идеального образа, понять, что им движет. Уже на этом этапе можно производить легкую коррекцию, не забывая подчеркивать положительные стороны героев, создавать благоприятную почву для развития собственного мнения и составления своей модели «сказки» из себя реального, живущего в настоящих условиях.

Безусловно, это были задания с характерной направленностью на выявление тех или иных сторон личности ребенка, построенных на прямом проецировании исполнителя с целью опознавания. Вместе с тем даже отстраненные от личности ребенка задания являются проекцией его внутреннего мира. Такое предложение, как «Представить себя древнеегипетским архитектором и построить пирамиду, доселе никем невиданную, и дать ей название», явит производную его сознания, настроения и образа мышления. При рассмотрении работ, безусловно, важно обращать внимание на то, как быстро ребенок принимается за задание, что рисует первым и вообще, в какой последовательности рисует, как располагает предметы композиционно на поле листа, на приближенность и удаленность друг к другу, степень проработанности, нажим, выделение характерных деталей, цвет, число повторяющихся элементов и какое значение они имеют для ребенка, направление штрихов или мазков, стиль выполнения работы, яркость, повторяемость цвета. Безусловно, многие моменты могут носить двойственный характер, расшифровывание которых может носить для педагога затруднительный характер, поскольку ребенок может вкладывать свое индивидуальное значение подтекста в соответствии со своим внутренним виденьем и носящее очень здравое объяснение. Например, земля черная не потому что у нее что-то не так, а потому, что она плодородная, насыщенная, рассыпчатая. Если при этом ребенок занимается в художественной школе, то полученные навыки частично накладывают свой отпечаток и потому виденье в некотором смысле может быть привержено стандартным правилам построения, когда-то усвоенным учеником.

Еще одной уникальной возможностью проявить себя являются уроки сценического искусства. Значительного внимания здесь заслуживают часто повторяемые ребенком образы и типажи играемых им персонажей. Это может быть то, к чему он стремится, или то, что он не принимает и от чего хочет освободиться, проживая это вновь и вновь. В этом отношении сценическое искусство предоставляет ребенку возможность выразить себя, поскольку сам ребенок часто не может позволить себе проявиться неким образом, играя же за персонажа, он снимает запрет и мнимую ответственность с себя, ведь это не его действия, а героя этюда. Таким образом, перекладывая ответственность на действующего персонажа, он проявляет себя, свой темперамент, раскрывает и прорабатывает модель поведения в обществе и в различных ситуациях.

Подводя итог вышесказанному, мы вновь и вновь восхищаемся возможностями применения творчества как уникального процесса самовыражения, позволяющего не только в полной мере раскрыться личности и познать себя, но и скорректировать действия и плавно направить человека в нужное русло. И самое удивительное, что арт –психология помогает бережно работать именно с индивидуальностью человека, с тем, что ему на самом деле нужно вне зависимости от возрастных категорий.

Литература

1. Веймар, Б. В. Всеобщая история искусств / Б. В. Веймарн. – М. : Искусство. – М., 1966. – С. 195.

2. Дмитриева, Н. Краткая история искусств / Н. Дмитриева. – М.: АСТ–ПРЕСС., 2000. – 622 с.

3. Макарова, Е. В начале было детство / Е.Макарова. − М. : Педагогика, 1990. − 251 с.

Алексеева Светлана Юрьевна,

Краснова Луиза Арсентьевна,

учителя МОУ «СОШ № 41 с углубленным изучением
отдельных предметов», г. Чебоксары



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Традиционное и новаторское в образовательной системе

    Документ
    ... вопросы информатизации образования / Ю.Г. Молоков // Образовательныетехнологии: сб. науч. ст. Вып. ... музки в общеобразовательной школе // Инновационныеобразовательныетехнологии в художественно-эстетическом и трудовомвоспитании : сб. научных статей. ...
  2. Материалы для участия в конкурсе школ внедряющих инновационные образовательные программы зеленоградское окружное управления образования

    Программа
    ... школы: Нравственное воспитание Военно-патриотическое воспитание Экологическое воспитание Культура здорового образа жизни Художественно-эстетическое и трудовоевоспитание. Эти ...
  3. Образовательная программа (39)

    Основная образовательная программа
    ... воспитательной деятельности в школе: Нравственное воспитание, Гражданско-патриотическое воспитание, Экологическое воспитание, Художественно-эстетическое и трудовоевоспитание, Краеведение и экскурсионная работа ...
  4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА средней общеобразовательной школы №_

    Основная образовательная программа
    ... оздоровительная деятельность; * художественно- эстетическая деятельность; * трудовоевоспитание и общественная деятельность; ... 4. Использование образовательныхтехнологий. Технологии, используемые ... учебный процесс инновационныхтехнологий, сохраняющих ...
  5. Образовательная программа муниципальной общеобразовательной средней школы № 29 на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... и этика трудовых отношений как основа ... мире культуры»  Художественно-эстетическая деятельность  Нравственно-правовое воспитание  Учебно-познавательная ... банка данных в области инновационныхобразовательныхтехнологий, используемых в учебно ...

Другие похожие документы..