textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Роль игры в обучении младших школьников иностранному языку.

Маленькие дети познают мир играя. Они развиваются и продолжают играть. От одного возраста к другому меняются характер и содержание игр, но желание играть и в игре узнавать что-то новое надолго остаётся у ребёнка. Что же такое игра? Сложно дать точное определение, но я бы сформулировала это так: игра - это активная деятельность учащихся, направленная на достижение поставленных образовательных целей. Игра позволяет учащимся мобилизовать свои способности, ибо предполагает быстроту принятия решения, что стимулирует их желание высказаться. Психологи давно рекомендуют педагогам применять игру на уроках. По мнению европейских специалистов, игра актуальна для учащихся любого возраста. В литературе описаны примеры ролевых и речевых игр.

Идея применения игры в обучении иностранным языкам стала особенно актуальной в настоящее время. Это связано с проблемами, которые испытывают дети на начальном этапе обучения. Этот этап очень важен, так как происходит закладка основных умений и навыков. Если у ребёнка создаётся ситуация «неуспеха», то это может отбить охоту изучать язык, а также создать своеобразный «языковой барьер», преодолеть который с возрастом становится всё сложнее и сложнее. Английский язык, как извесгно, вызывает много сложностей при обучении фонетике. Маленьким детям иногда нелегко запомнить правила произношения и многочисленные исключения. А грамматические структуры так отличаются от русского языка, что ребёнку порой трудно выразить свою мысль на иностранном языке. Одним словом, при изучении языка дети сталкиваются с рядом проблем, которые в дальнейшем могут снизить мотивацию к обучению иностранным языкам.

Я считаю игру очень важным методическим приёмом в обучении языку. В своей практике я широко применяю речевые и ролевые игры при обучении детей всех возрастов. Но, конечно, наиболее популярна игра среди младших школьников. Дети ещё умеют играть и проявляют живой интерес. Для них на первом месте участие и вопрос «что сказать?», а уже потом - «как сказать?». Они не боятся ошибиться, а потому свободно высказываются, не «зацикливаясь» на возможных ошибках. Кстати об ошибках, их, безусловно, нужно исправлять, но я предпочитаю не перебивать ребёнка, дать ему высказаться до конца, а потом вернуться к той фразе, где она была сделана. Таким образом, ребёнок не сбивается и высказывается до конца. Это создаёт положительную атмосферу, что является основой игрового подхода. У детей игра должна вызывать только позитивные эмоции и не оставлять чувства страха и неуверенности. Тогда они раскрепощаются, урок превращается в социальное явление, класс — в социальную среду, а учебный процесс становится взаимодействием всех присутствующих. Как показывает практика, с помощью игры можно:

- повторить и закрепить пройденное;

- сменить род деятельности (что даёт возможность переключиться и отдохнуть);

- снять скованность.

Психолог А.А-Леонтьев считает, что мотивация, которую создаёт игра, сопоставима с коммуникативной, познавательной и эстетической. Однако, нельзя всё обучение построить на игре, так как многое учащимся придётся учить и запоминать усилием воли, как отмечал Ушинский. Таким образом, необходимо разумно сочетать то и другое. Игра может быть своеобразной «премией» классу за хорошую работу и поведение. Как показывает практика, ученики стремятся хорошо и продуктивно поработать, чтобы осталось время поиграть. Поддерживать интерес к игре необходимо всё время: нельзя играть раз в четверть. По мере приобретения учащимися новых навыков игры должны меняться.

Конечно, на первых порах правила и условия игры диктует учитель, но постепенно дети становятся более самостоятельными и по команде учителя начинают играть сами. Учитель же наблюдает, направляет и корректирует.

Перед началом игр необходимо ввести своеобразный лексикон, то есть набор фраз, которыми учитель и ученики будут пользоваться. Переход к игре полностью на иностранном языке осуществляется постепенно. Например, начиная играть, учитель говорит: «Let's play!», а, объясняя правила, сопровождает свою речь жестами, знаками и, если нужно, синхронным переводом. Из урока в урок фразы повторяются. Со временем дети их понимают, запоминают и употребляют сами.

Игра позволяет всем учащимся (сильным и слабым) почувствовать себя «на равных».

Более того, иногда слабые ученики проявляют себя в игре ярче, чем сильные. А это, в свою очередь, повышает их самооценку и стимулирует.

Всё вышесказанное относится к речевым играм, но я применяю и ролевые. Они требуют более серьёзной предварительной подготовки. Например, спектакль. Роли раздаются только по желанию детей. Участвовать могут все, для каждого необходимо продумать роль. На занятиях кружка «Занимательный английский» мы с ребятами часто устраиваем «театр у микрофона». Мы инсценируем фрагменты сказок и записываем их на магнитофон. Детям доставляет большое удовольствие слушать самих себя. Кроме того, есть ребята, которые стесняются выходить на сцену, а во время записи их никто не видит, они раскрепощаются.

Далее я хотела бы привести примеры некоторых игр, которые нравятся мне и моим ученикам.

Игра в числа.

Цель: отработать употребление числительных. Задаётся диапазон чисел. Например, от 1 до 20. Затем на доске рисуется таблица:

moreI

less

Водящий загадывает число в данном диапазоне, остальные должны число угадать. Если называемое число больше задуманного, то его пишем в левую колонку, а, если меньше пишем в правую колонку. Таким образом, диапазон сужается, а дети учатся быстро называть и записывать числительные. Угадавший число становится водящим.

Игра «Волшебный сундучок».

Цель: тренировка и закрепление лексики по теме «Животные». Я приношу в класс небольшую закрывающуюся коробку и фигурки зверей из киндер-сюрпризов. Я показываю, например, 10 фигурок, а дети называют животных по-английски: It's a ... Затем я прячу одну фигурку в ящик. При помощи вопроса Is it а...? дети пытаются угадать спрятанную фигурку. Угадавший становится водящим.

Игра «Поле чудес».

Цель: тренировка навыков письма. На доске рисуется решётка и описывается какой-то предмет или явление, не называя его.

Ребята угадывают буквы заданного слова. Ученик, назвавший, всё слово становится водящим.

Игра «Один - много».

Цель: тренировка множественного числа существительных. Играют парами. Первый называет существительное в единственном числе, а второй должен назвать правильную форму множественного числа. Если второй игрок ошибается, то его место занимает тот, кто назовёт правильную форму. В эту игру можно играть и командами: группа делится на две команды. Учитель просит то одну, то другую команду поставить называемые им существительные во множественное число. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко, если ответ неправильный, то 0 очков.

Игра «Словарь».

Цель: научить детей работать со словарём. Эта игра может быть и соревнованием команд. Каждой команде учитель выдаёт задание:

найти написанное на карточке слово в словаре. Слова должны быть незнакомыми для учеников. В процессе игры дети учатся быстро работать со словарём, овладевают техникой выборочного поиска заданной информации. Можно попросить детей не только зачитать перевод слова, но и выписать его транскрипцию. Побеждает та команда, которая раньше справилась с заданием.

Таким образом, игра в обучении младших школьников на уроках иностранного языка играет важную роль, т.к. способствует активизации предлагаемого материала, развитию интереса к изучению, возрастанию положительного настроя к обучению.

Змеева Т. А.

МГГУ им. М.А.Шолохова

Англоязычная пресса в экологическом образовании студентов

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Противоречия между человеком и природой обостряются также из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их - ограничена. Увеличение интенсивности человеческой деятельности связано с изменением окружающей среды, и это остро ставит вопрос о гармонии взаимодействия человека и природы, а также ее охране. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах - наиболее глобальные проблемы на сегодняшний день, заключающиеся в подрыве базы собственного существования.

Экологическая проблематика ощутимо влияет на все сферы человеческой деятельности, и если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.

Экологизация образования неразрывно связана с проблемами выживания человека. Внедрение экологического образования актуализирует личностные функции человека и делает его позиции активными в отношении экологических проблем.

Сегодня в высших учебных заведениях уже накоплен опыт преподавания предмета «Экология». На различных факультетах данная дисциплина наполняется самым разнообразным содержанием.

Обучение иностранному языку с использованием текстов экологического характера, позволяет развивать не только профессиональные, познавательные качества, но и преобразующие личностные качества. Система экологического воспитания будет более эффективной, если она будет опираться на формирование личной заинтересованности в решении экологических проблем через свое здоровье, через здоровье своих детей и близких.

В настоящее время территории практически всех стран, а особенно англоязычных, подвержены различным антропологенным влияниям. Серьезный характер приобрели последствия разрушения биоценозов и загрязнение среды под все более усиливающимся давлением деятельности человека. Такие газеты как The Times, The Guardian, Financial Times, The New York Times, The Independent, The Daily Telegraph, предлагают широкий выбор статей о проблеме охраны окружающей среды. Чтение англоязычной прессы экологической направленности позволит обучаемому получать наиболее своевременные и достоверные данные по этим жизненно важным вопросам.

Экологией молодежь интересуется сегодня не меньше чем политикой, тем более, что эти темы почти всегда связаны. Использование для обучения текстов экологической направленности позволяет увеличить эффективность обучения за счет мощной внутренней мотивации. Обучаемому будет интересно самостоятельно прочитать интересующий его материал. Многих учащихся могут заинтересовать статьи о борьбе с загрязнением воздуха и воды, причинах кислотных дождей и парникового эффекта, лесных пожарах, вырубке лесов, эрозии почвы, и т.д.

В США со многими экологическими проблемами столкнулись раньше других развитых стран. Американский опыт свидетельствует о том, что причины, вызывающие экологические катастрофы необходимо устранять быстро и комплексно, Именно это является главной предпосылкой для освещения этой темы в СМИ США. Несмотря на относительную «молодость» проблем охраны окружающей среды, США довольно быстрыми темпами прошли через несколько этапов природо-охраной политики. В решении этого вопроса большую роль выполняет пресса, которая достаточно широко и полно освещает эту тему.

Полное изучение языка невозможно без изучения вопроса по охране окружающей среды в этой стране. Рассматривая эту тему обучаемый знакомится с новой лексикой, обогащая свои знания, более обширно представляет географические, климатические и индустриальные особенности этой страны, неразрывно связанные с экологическими проблемами.

За последние десятилетия состояние окружающей среды в Великобритании значительно ухудшилось как в городской, так и в сельской местности. Это неудивительно в такой тесно населенной и маленькой стране, жители которой обеспокоены загрязнением природы, условиями жизни диких животных, использованием природных ископаемых и безопасностью пищевых продуктов. Но, хотя большинство британцев и высказывает обеспокоенность состоянием окружающей среды, далеко не все стараются ее не загрязнять.

Осознание экологической проблемы населением Великобритании совпало по времени с движением «зеленых» в середине 80-х годов. Движение «зеленых» заинтересует ту часть молодежи нашей страны, которая объединяется сегодня в экологические общества.

В Великобритании СМИ достаточно широко освещают вопросы экологии. Загрязненность воздуха, кислотные дожди, загрязненность моря и береговых зон, восстановление лесов — проблемы и предложения по их решению — основные темы английских газет. Как уменьшить влияние более 30 миллионов автомобилей на экологическую обстановку в городах — постоянная тема в английской прессе, а ведь эта проблема и наших мегаполисов.

Экологические проблемы свойственны всем индустриально развитым странам. В различных странах они по-разному освещаются СМИ. Изучение и рассмотрение вопроса об охране окружающей среды способствует осознанию актуальности и важности этой темы не только в англоязычных странах, но и во всем мире. Таким образом, удается достичь желаемых результатов в обучении и тем самым решить задачи, поставленные в процессе изучения английского языка.

Предлагаю пример теста на знание некоторых особенностей Бритпнии.

Getting to know Britain

1. The British flag is often called ...

а) the Stars and Stripes

b) the Maple Leaf

с) the Union Jack

2. The most popular sport in Britain is

а) ice hockey

b) football

с) baseball

3. How many centres has London had since the 11'" century?

а) Two

b) Three

с) None

4. The capital of Northern Ireland is

а) Cardiff

b) Dublin

с) Belfast

5. Who had the longest reign in British history?

а) Queen Elizabeth II

b) Queen Victoria

с) King Charles

6. The English. police do not carry guns. They are the only police force in the world not to be armed. Why?

а) The police don' t need guns. Criminals don' t have many guns, and it*s difficult to buy guns, even illegally, ш Britain. If the police started using guns, then criminals would also arm themselves and more people would die.

b) All British policemen and women are trained in judo, karate and other martial arts.

с) In the, old English constitution there is а law that the police can сапу swords, but not guns. The constitution has never been updated.

7. Stonehenge is about ... years old.

а) 4000

b) 400

с) 40000

8. Where was royal and then political power established?

а) In the Tower of London

b) In Westminster

с) In the City

9. Ben Nevis is ...

а) а sort of whiskey

b) а famous footballer

с) а mountain

10. London's history began &om ...

а) the City

b) St Paul' Cathedral

с) Westminster Abbey

11. The kilt is ...

а) а pair of trousers

b) а shirt

с) а skirt

12. Britain' s national drink is

а) Соса-Cola

b) coffee

с) tea

13. The national currency of the UK is

а) the pound

b) the euro

с) the dollar

14. St Paul' Cathedral is the last resting place for ..

а) English kings

b) mostly soldiers and artists

с) famous poets and writers

15. The color that represents Ireland is

а) red

b) yellow

с) green

16. Who started the Great Fire of 1666?

а) Nobody knows

b) Sir Christopher Wren

с) The Normans

17. The mysterious Loch Ness Monster is from ..

а) Scotland

b) Wales

с) Ireland

18. The famous British newspaper which is printed on pink paper is

а) The Guardian

b) The Financial Times

с) The Times

19. Westminster has been the seat of British parliament since ..

а) 1265

b) 1669

с) 1956

20. What was the aim of building the Tower of London?

а) То have а royal residence

b) То open а prison there

с) То intimidate the citizens of the City

21. What is the official royal residence?

а) Albert Hall

b) Buckingham Palace

с) Windsor Castle

Keys:

1. с

2. Ь

3. а

4. с

5. b

6. а

7. а

8. b

9. с

10. а

11. с

12. с

13. а

14. b

15. с

16. а

17. а

18. b

19. а

20. с

21. b

Иванова В. А.

МГПУ

О некоторых современных отечественных методах обучения иностранному языку.

С тех пор, как строители Вавилонской башни заговорили на разных языках, общество стало стремиться к изучению иностранного языка (ИЯ). «Толмачи» ценились везде. До последнего времени ИЯ был скорее хобби, чем жестокой реальностью. Знать иностранный язык - значило быть эстетом, принадлежать к определенному кругу или (самый безобидный вариант) - прослыть чудаком.

Очевидным остается тот факт, что в конце ХХ в. в России произошла «революция» в методах преподавания иностранного языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению и литературному переводу. Это принципы "старой школы", которая (стоит отдать ей должное) все же приносила плоды, но какой ценой? Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. Иногда, ради необходимой смены деятельности, ­сочинение или диктант, плюс фонетическая муштровка в качестве отдыха. Когда приоритеты отдавались чтению и работе над темами, реализовывалась только одна функция языка - информативная. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне. Но времена меняются ....

Любой дом, как известно, начинается с архитектурного плана. Сейчас нас все меньше пугает огромная крепость под названием "Иностранный язык". И, в данном случае, этим необходимым планом послужит знание современных методик изучения. В последнее время, когда рынок образовательных технологий изобилует предложениями по самым разнообразным приемам изучения ИЯ, вопрос "По какой методике вы преподаете?" становится все более актуальным, что свидетельствует о повышении культуры потребления интеллектуальной продукции.

Само понятие «метод \ методика» имеет в специальной литературе более узкое и более широкое толкование. Первое касается конкретного процесса преподавания предмета (как обучать); второе, для которого закрепилось обозначение дидактика, охватывает факторы выбора учебного материала (чему обучать).

В данной статье мы коснёмся некоторых современных отечественных методов обучения и преподавания ИЯ ( коммуникативный, эмоционально-смысловой, интенсивный, классический, когнитивно-мотивационный, фундаментальная методика ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. C овременная система

    Документ
    ... оценивания качества языковогообразования. Одной из перспективных технологий обученияиностранномуязыку и мониторинга качества образования в ... постановки проблемы, изучения теории, посвящённой данной проблематике, подбора методик исследования и ...
  2. Образование и наука

    Документ
    ... с. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 486 с. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обученияиностраннымязыкам: Лингводидактика и методика ...
  3. Отчетный доклад президиума российской академии наук

    Автореферат диссертации
    ... и анализ истории языка. Такое проведенное впервые исследование всех языков иранской языковой семьи вносит существенный ... через образование супер-комплексов, состоящих из функциональных мультибелковых комплексов. Ранее открытый в лаборатории ...
  4. Отчетный доклад президиума российской академии наук

    Доклад
    ... и анализ истории языка. Такое проведенное впервые исследование всех языков иранской языковой семьи вносит существенный ... через образование супер-комплексов, состоящих из функциональных мультибелковых комплексов. Ранее открытый в лаборатории ...
  5. О т ч е т о деятельности российской академии наук (2)

    Отчет
    ... обучения ... НИИСИ ... лабораторией ... контексте. Рассмотрены проблемы ... преемственность ... проблемам развития образования ... иностранных ... Язык и общество" проводятся теоретические исследования по социолингвистике, изучается языковая ситуация, языковая политика и языковые ...

Другие похожие документы..