textarchive.ru

Главная > Ученые записки


ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ

НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
СКАГС

Издается с 2000 г. Периодичность - 4 номера в год. № 2. 2011.

Содержание

ОТ РЕДАКЦИИ 6

АКТУАЛЬНО 7

Рудой В.В., ректор СКАГС 7

Местное самоуправление в современной России:
проблемы и перспективы 7

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 18

Гвоздева В.С., к. полит. н. 18

Административный маркетинг как инструмент
повышения эффективности государственного управления 18

Халын В. Г., ген. директор ООО «СКЛП» 30

Государственное регулирование логистической реструктуризации системы товародвижения Ростовской области 30

Липатова О.В., к.ист.н. 39

Местное самоуправление как условие и направление
модернизации гражданского общества 39

Хубулури Е. И., к. полит. н. 49

Роль информационно-коммуникационных технологий
в системе государственной политики и управления социальной защитой населения России 49

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ 59

Игнатова Т.В., д.э.н., проф.,
Черкасова Т.П., к.э.н., доц. 59

Институциональные концепции экономического роста
и их модернизации 59

Горшкова А. Н., соиск. 69

Возможности использования зарубежного опыта
индикативного планирования промышленного развития
в российской экономике 69

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ И ЭТНОПОЛИКИ 79

Лешкевич Т.Г., д. филос.н., проф. 79

Синергетический инструментарий инновационной активности 79

Дегтярев А.К., д. филос. н., проф.,
Черноус В.В., к. полит. н., проф. 93

Религиозный фактор в генезисе национализма 93

Киблицкий А.А., к.полит.н. 105

Этнокультурный брендинг как новая тенденция
развитии современного казачества 105

Стариков А. Г., к. полит. н. 117

Власть России: контроль над СМИ, модели взаимодействия,
формы и методы влияния на общественное сознание 117

Котова Н.С., д. филолог. н., проф. 128

Политический дискурс и амбивалентность:
лингвокультурологический аспект 128

Васильев Ю.В., д. полит. н., проф., Клещарь Е.А., к. полит.н. 136

Политика этничности или этничность политики:
что было, что есть, что должно быть 136

Мишина Н.В., к. ист. н., докторант СКАГС 144

Транспортная политика как отраслевая подсистема
политического управления 144

ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ 151

Зинченко Г.П., д. филос. н., проф.;
Зинченко Я.Г., к. соц. н. 151

Социологическая модель государственной гражданской службы 151

Айвазова Е.С., ст. препод. 162

Социализация и развитие личности студентов – будущих
госслужащих средствами физической культуры 162

Иванова А.А., к. полит. н. 172

Социальный ресурс местного самоуправления
в сельских поселениях 172

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ 179

Атаев А. М., асп. СКАГС 179

Анализ взаимосвязи внешней задолженности
и экономической динамики (на примере стран БРИК) 179

Баева В.Д., асп. СКАГС 187

Функции профессиональной подготовки кадров в
системе управления человеческими ресурсами 187

Долматова В.Ю., асп. 195

Развитие организационно-экономических условий реализации
социальной ответственности бизнеса в России 195

Евсенкова М.В., асп. 203

Особенности формирования концептуальных основ и принципов
государственно-частного партнерства в России 203

Криворотова Г. А., асп. СКАГС 211

Перспективы развития партисипативных отношений
в политическом управлении современной России 211

Крутько Л.С., асп. СКАГС 220

Конституентный подход к лидерству в системе ГМУ 220

Штепа М.А., асп.СКАГС 225

Противодействие коррупции: реальность и абстракция 225

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 236

Черкасова Т.П., к .э.н., Змияк С.С., к.э.н. 236

Эффективность самоуправления муниципальных образований
городских и сельских поселений в поле зрения научного
сообщества России и Германии 236

РЕЦЕНЗИИ 244

Турчинов А.И., д. соц. н., проф.:
Игнатов В.Г.
Государственная и муниципальная служба России: история и современность. Учебный курс. Изд. 5-е, доп. и перераб. Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2010. – 400 с. 244

Понеделков А.В., д. полит. н., проф.:
На пути к информационному обществу в России: организация госуслуг
в электронной форме /Под ред. Бакушева В.В. М.: Центр парламентаризма РАНХ и ГС, 2011. – 366 с. 246

Малычева Н.В., д. филолог. н., проф.:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Культура речи государственного и муниципального служащего. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2011. – 413 с. 247

Лескинен М. В., к.и.н.:
Данилов А.Г. Россия: на перекрестках истории XIV-XIX вв.
Ростов н/Д.: Альтаир, 2010. – 588 с. 249

252

НАШИ АВТОРЫ 253

ABSTRACS 256

Правила представления рукописей авторами 264

ОТ РЕДАКЦИИ

После выхода предыдущего номера журнала в научной жизни Северо-Кавказской академии государственной службы произошел ряд важных событий. В диссертационном совете по политическим наукам состоялась защита четырех докторских и семи кандидат­ских диссертаций. Первая защита кандидатской диссертации прошла в диссертацион­ном совете по экономическим наукам.

Первое крупное научное мероприятие, проведенное в академии в новом статусе - статусе филиала-института Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, - международная научно-практическая конференция - было посвящено актуальной проблеме эффективности самоуправления му­ниципальных образований городских и сельских поселений. Отчет о конференции публикуется в разделе «Научная жизнь».

В рамках Всероссийского фестиваля науки в апреле проведена очередная неделя студенческой науки, включившая в себя XXIУ студенческую научно-практическую кон­ференцию, на пленарные и секционные заседания которой были представлены около ты­сячи докладов студентов академии и других вузов из России и Белоруссии. Впервые в рамках студенческого сообщества состоялись мероприятия, направленные на популяри­зацию известных ученых, научных школ.

В данном номере представлены статьи по традиционным для нашего журнала на­учным направлениям: проблемы управления, экономики, политологии и этнополитики, социологии.

Номер открывается разделом «Актуально», в котором редакция помещает материалы доклада ректора СКАГС В.В. Рудого на конференции, посвященной местному самоуправлению.

Особо отметим, что география журнала продолжает расширяться и ученые из стран ближнего зарубежья часто становятся нашими авторами. Как и раньше, большое место в журнале отводится для публикации статей молодых ученых. Авторами опубликованных материалов являются девять докторов наук и профес­соров, 12 кандидатов наук (в их числе три докторанта), 9 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук.

Редакция постоянно открыта для всех, кто занимается проблемами управления, экономики, политологии, социологии и желает обсудить собственные наработки или же поделиться ими. Кроме постоянных рубрик, мы приглашаем в разделы, посвященные практическим или дискуссионным темам.

АКТУАЛЬНО

УДК 352

Рудой В.В., ректор СКАГС

Местное самоуправление в современной России:
проблемы и перспективы

В общественной науке все большее признание получает взгляд на местное самоуправление как на уникальное явление в общественной политической системе, которое объединяет в себе признаки института властных полномочий, института гражданского общества и, наконец, коллективного субъекта экономического профиля.

В данном триедином качестве местное самоуправление открывает людям реальную возможность самоорганизации и целенаправленности действий. При этом на поселенческом уровне, где местное самоуправление в силу своего локального характера наиболее приближено к населению, потенциально наиболее выражена возможность проводить такую местную политику, которая способна удовлетворить потребности всех участников общественно-властных отношений – и граждан, включая различные их объединения, и местных властей, и государственных структур.

Не случайно именно приближение власти к населению, институционализированное в виде создания системы местного самоуправления на поселенческом уровне в масштабах всей страны, было признано основной целью муниципальной реформы и послужило побудительным мотивом разработки и принятия Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный закон действует в нашей стране уже более семи лет.
В этой связи закономерен вопрос о том, достигнута ли та цель, ради которой он был принят. Если в основу ответа на этот вопрос положить анализ понятия «местное самоуправление», то он представляется далеко не однозначным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Соотнеся элементы указанного определения местного самоуправления с современным состоянием дел в рассматриваемой сфере, любой исследователь придет к выводу: местное самоуправление в России существует.

Во-первых, в пользу этого говорит наличие правовой основы местного самоуправления в нашей стране (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и пр.).

Во-вторых, практически во всех регионах России как на уровне городских округов и муниципальных районов, так и в границах городских и сельских поселений сформированы исполнительно-распорядительные и представительные органы муниципальных образований. При этом получили реальное воплощение элементы непосредственной демократии – сходы, собрания, конференции и опросы граждан, публичные слушания и т.д.

В-третьих, вряд ли кто-то возьмется аргументировано оспаривать организационную обособленность органов местного самоуправления в Российской Федерации от органов государственной власти, что де-юре позволяет им действовать «самостоятельно и под свою ответственность».

В-четвертых, вполне конкретизирована сфера компетенции местного самоуправления – решение вопросов местного значения. Исчерпывающий перечень этих вопросов приведен в статьях 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Трудно подвергнуть сомнению и возможность учета исторических и местных традиций в процессе организации и функционирования местного самоуправления. Например, на Юге России постепенно возрождается казачья культура. Причем с принятием Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» встраивание элементов традиционного казачьего общежития в современную систему местного самоуправления имеет под собой вполне реальную правовую основу. Статья 7 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, в частности, предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными с ними договорами (соглашениями). В таких договорах (соглашениях) определяются условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к содействию в осуществлении полномочий органов местного самоуправления, порядок финансирования, сроки действия договоров (соглашений), основания и порядок их досрочного расторжения, иные условия, связанные с исполнением положений договоров (соглашений). Более или менее нормативно регулируемый учет элементов национальной культуры и традиций отдельных групп населения при организации системы местного самоуправления присущ сегодня практически каждому региону страны.

Подтверждающим фактором наличия института местного самоуправления в современной России выступают и результаты социологических опросов. Так, по данным исследования, проведенного специалистами Северо-Кавказской академии государственной службы совместно с Фондом имени Фридриха Эберта в феврале – марте 2010 г. на территории ряда муниципальных образований Ростовской области
[1, c. 5-26], на вопрос: «Считаете ли Вы себя полноправным участником местного самоуправления?» 41,7 % респондентов ответили «Да, безусловно». Повышение авторитета местного самоуправления в разной степени отметили 68,8 % жителей области.

Таким образом, и правовой анализ, и социологическая практика в целом дают достаточно убедительные аргументы в пользу того, чтобы признать местное самоуправление в нашей стране состоявшимся фактом.

Как социальный институт, местное самоуправление в России сформировано. Однако следует признать, что его эффективность сегодня, особенно на поселенческом уровне, чрезвычайно низка. Не случайно две трети респондентов – представителей муниципальных образований Ростовской области в той или иной мере высказали заинтересованность в продолжении реформирования системы местной власти [1, c. 13].

Причина этого вытекает из анализа того же определения местного самоуправления, зафиксированного в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Сегодня в России де-факто отсутствует важнейший элемент любой местной власти – решение местных вопросов «исходя из интересов населения». Именно интересов, а не потребностей. Ориентация на удовлетворение потребностей населения не имеет в своей основе достаточного потенциала для обеспечения эффективного развития территорий. Примеров тому множество.

Потребность жителей отечественных поселений в продуктах питания решается, как правило, посредством ведения домашнего хозяйства и открытия в селе продуктового магазина с минимальным набором товаров повышенного спроса. Соблюдение же общественного интереса диктует необходимость повышения уровня комфортности совместного проживания, что напрямую сопряжено с сокращением численности домашней птицы и скота в частных подворьях, расположенных в границах населенных пунктов, и созданием современных минимаркетов и оптовых рынков ярмарочного типа, работающих по выходным дням.

Потребность человека в тепле может быть вполне удовлетворена путем использования в качестве топлива дров и угля. Однако общественный интерес диктует необходимость применения в муниципальных образованиях современных энергосберегающих технологий.

Существует два основных пути перевода потребностей людей в интересы. Первый путь – это разъяснение смысла и назначения тех или иных интересов. Второй путь – демонстрация практического значения их реализации.

И в первом, и во втором случае решающее слово должно принадлежать представителям местного сообщества. Причем речь идет не только о работниках органов местного самоуправления, но и о других жителях муниципальных образований.

Недавний пример, широко освещаемый в СМИ, – строительство ледовой площадки силами нескольких жителей в селе Афанасьево Курской области. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует суть местного самоуправления, которая заключается в признании права отдельного гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни в целях реализации собственных потребностей с соблюдением общественных интересов.

К такому уровню реализации местного самоуправления стремится весь цивилизованный мир. Но обеспечить его можно только путем активной социализации населения муниципальных образований, через формирование слоя жителей, принимающего непосредственное, живое участие в жизнедеятельности местного сообщества.

Пока в этом направлении достигнуты весьма скромные результаты. На вопрос экспертов: «Как Вы оцениваете свое участие в деятельности местного самоуправления?» только 20 % респондентов заявили о своем активном участии, 80 % жителей городских и сельских поселений предоставленные им возможности практически не используют [1, c. 17].

Данный фактор вызывает реальную обеспокоенность у руководства страны. Выступая на Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы 14 ноября 2006 г., Д.А. Медведев констатировал:
«… само население еще психологически не привыкло к мысли о том, что от местных органов власти многое зависит. Граждане должны привыкнуть к мысли о том, что власть начинается не в Кремле, а в муниципалитетах, – подчеркнул Дмитрий Анатольевич. – Органы местного самоуправления – отнюдь не фиктивный инструмент. Осознание этого факта является для значительного количества людей проблемой» [2].

Активизация представителей местных сообществ, преодоление в них апатии к решению конкретных общественных проблем, вытекающих из принципов общежития, во многом зависит от создания эффективной системы муниципального просвещения граждан. Одним из ключевых приоритетов современного этапа муниципальной реформы должно стать формирование в нашем обществе подлинной культуры самоуправления, донесение до людей объективной информации о возможностях местного самоуправления в рамках различных коммуникационных площадок – от средств массовой информации до образовательных учреждений всех типов.

Для дальнейшего развития отечественной системы местного самоуправления это имеет принципиальное значение. В действующем законодательстве кроется системная ошибка, которую можно исправить только активной информационно-просветительской работой.

Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в основу организации местного самоуправления в нашей стране положен территориальный принцип. Из смысла закона вытекает, что местное самоуправление реализуется в границах конкретных муниципальных образований, то есть, по сути, речь идет об отдельных территориях, населенных людьми.

Данный подход приводит к индивидуализации граждан, закрепляет за ними преимущественное право на удовлетворение частных потребностей, а не коллективных интересов.

Думается, что преодоление подобных проблем станет возможным только тогда, когда каждый конкретный житель муниципального образования станет ощущать себя частью «местного сообщества», поскольку это понятие имеет значительно более широкое содержание, нежели категория «муниципальное образование».

В российской социологической энциклопедии категория «сообщество» трактуется как объединение индивидов, имеющих общие
цели [3, c. 476]. В этой связи нельзя не согласиться с мнением тех специалистов [4, с.7], которые определяют «местное сообщество» не только как территориально-хозяйственное объединение, но прежде всего как историческую, культурную, соседскую общность, скрепленную корпоративными интересами граждан, социальными и духовными связями, возникающую как результат естественного стремления людей к объединению с целью совместного производства, улучшения природно-климатических и иных условий проживания, повышения общего качества жизни.

Повышение эффективности жизнедеятельности местного сообщества напрямую зависит от качества человеческого капитала, его знаний и ценностных ориентаций. Поэтому ключевая роль в процессе формирования нового социума муниципальных образований должна принадлежать государственной политике в области образования, проводником которой выступают образовательные учреждения.

В странах с развитой системой местного самоуправления местная власть опирается на крепкую социальную базу, основой которой выступают выпускники средних профессиональных и высших учебных заведений. Без этих категорий населения, занимающих высшие ступени социализации, местные сообщества деградируют. Поэтому привлечение молодых специалистов для работы в муниципальные образования, особенно поселенческого типа, является для российской системы местного самоуправления первоочередной задачей.

Но реализация этой задачи – дело далеко непростое. Среднее профессиональное образование в России находится в критическом положении. Выпускники высших учебных заведений, как правило, не стремятся возвращаться домой, а пытаются найти работу в крупных городах и мегаполисах.

Налицо замкнутый круг: отсутствие крепкой экономической базы муниципалитетов не позволяет им эффективно развивать собственную инфраструктуру. Как следствие, отток квалифицированных специалистов, снижение социально-хозяйственного потенциала территории и, в конечном счете, еще большая экономическая и социальная деградация местного сообщества.

Каков же выход из сложившейся ситуации? Не претендуя на статус научного открытия, смеем предположить, что сегодня вполне целесообразным могло бы стать частичное реанимирование принципов работы с молодыми специалистами, предусмотренных институтом распределения.

Однако в настоящее время речь должна идти не столько о распределении, свойственном советскому этапу нашей истории, сколько о договорных отношениях между органом местного самоуправления, предприятием и студентом, предусматривающих обязательство последнего по завершении обучения вернуться в поселение и проработать в нем в течение нескольких последующих лет. По-сути речь идет о целевой контрактной подготовке специалистов. Правовые механизмы для этого в основе своей созданы. Но используются они крайне неэффективно.

Целевой набор в вузы сегодня ограничен 20 % от контингента слушателей, принимаемых для обучения на бюджетные места. Если учесть, что в подавляющем большинстве государственных высших учебных заведений в настоящее время от 80 % студентов и более обучаются на платно-договорной основе, то становится ясно, что в масштабах страны указанный механизм «косвенного распределения» выпускников практически ничего не значит.

Выход видится в придании этому процессу общегосударственного значения, в создании системы государственных преференций тем студентам, которые поступают в вузы по целевым направлениям. При этом речь должна идти о следующем:

1. Практически полном переводе приема студентов, поступающих на бюджетные места, на контрактно-целевую основу.

2. Предоставлении вузам возможности вести прием на места с полным возмещением затрат на обучение по двум направлениям (два самостоятельных конкурса):

  • для абитуриентов с целевыми направлениями и договорами, подписанными абитуриентом, потенциальным работодателем и руководителем органа местного самоуправления;

  • для абитуриентов без целевых направлений.

3. Предоставлении вузам права вести двойную ценовую политику в отношении студентов, обучающихся на условиях целевой контрактной подготовки и на общих основаниях.

Последнее необходимо для того, чтобы создать условия, в силу которых выпускник приобретет обязательства вернуться для последующей работы в направившую его организацию. Если стоимость его обучения будет на 30-40 % ниже той платы, которая установлена за обучение студента на общих основаниях, у абитуриента-целевика появляется реальный стимул для заключения подобного контракта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    Государственное и муниципальноеуправление Отечественная история Философия ... принятия управленческих решений Теория управления Основы государственного и муниципальногоуправленияГосударственная и муниципальная служба Административное право ...
  2. Государственное и муниципальное управление (5)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ УРОК 2.1 ... русскими эквивалентами (a-n) State – государство, государственный System – система 1) authoritarian state ... служба 2) appointive service b) государственная повинность 3) career service c) ...
  3. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... знаний, в частности, менеджмента, государственного и муниципальногоуправления и др., поскольку в настоящее время государственноеуправление в течение последних лет ...
  4. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... Понятие управления. Виды управлений 7 1.2. Публичное управление 9 1.3. Элементы государственного и муниципальногоуправления 10 1.4. Принципы государственного и муниципальногоуправления 11 1.5. Пределы государственного и муниципальногоуправления 13 ...
  5. Государственное и муниципальное управление (7)

    Учебно-методическое пособие
    ... понятий «государственноеуправление», «муници­пальноеуправление», «административное управление», содержание политическо­го механизма, государственногоуправления, общие принципы организации со­временного государственного и муниципальногоуправления ...

Другие похожие документы..