textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


РАЗДЕЛ IV.

Современная теоретическая социология: обзор важнейших концептуальных подходов

Тема 16. Чикагская школа и институционализация американской социологической традиции

Развитие социологической науки на фоне американской культурной традиции. Особенности протекания процессов становления и институционализации социологического знания в Соединенных Штатах. Социологическая мысль на американской почве (разрушение имиджа Америки как культурной и интеллектуальной «провинции»). Европейские корни американской социологии. Социально и культурно обусловленные особенности американской социологической традиции: эмпиризм (операционализм, верификационизм), утилитарно-прагматическая ориентация исследований, гипертрофия интереса к «технологической» стороне научно-социологических знаний, доминирование «стабилизационных» форм мышления над «кризисными», социально-реформистские (мелиористские) идеологические симпатии и т.д.

Чикагская школа и ее основные представители. Характеристика черт общей исследовательской стратегии данной школы. Социологическая теория и эмпирические исследования: стремление к сближению методологических позиций и когнитивных ориентаций. Основные творческие союзы (альянсы); возникавшие в контексте сотрудничества отдельных ученых-социологов в рамках Чикагской школы: Роберт Парк и Эрнст Берджесс, Уильям Томас и Флориан Знанецкий.

Социология Роберта Парка (1864-1944). Основные цели и задачи социологического знания по Парку. Социология как наука о коллективном поведении. Социология и ее отношения с другими общественными науками. Амбивалентность системы теоретико-методологических позиций лидера чикагской социологической школы (противоречие между реалистической установкой, направленной на изучение макроструктур общественной жизни, и номиналистической установкой, ориентирующей исследовательский интерес в направлении анализа микроконтекста социальной жизни (явлений социального взаимодействия конкретных индивидов и групп)).

Теория социальной эволюции Парка. Уровни социально-эволюционных процессов (экологический, экономический, политический, социальный (культурный)). «Биотические» основания общественной жизни. Постулирование и теоретическое оформление принципов социально-экологической методологии. Приспособление (биологических и социальных) организмов к окружающей их (биологической и социальной) среде как основной закон существования всех живых систем (биологических и социальных «особей» и их популяций). Общество как система, стремящаяся к обретению «состояния равновесия». Механизмы разрушения и восстановления состояния равновесия. Роль конкуренции и конфликтов в жизни биологических и социальных организмов. Движение от конфликта к консенсусу как основная структурно-динамическая составляющая процессов социального развития.

Современная городская среда как основной объект притяжения исследовательских интересов лидера чикагской школы (город как «социальная лаборатория»). Город как социальный организм (как структурно-организованный макрокомпонент социальной реальности). Метод социального картографирования и опыт его практического применения. Монографическое изучение «социальной топографии» Чикаго (описание феномена городских «концентрических зон»). Изучение явлений социальной напряженности и социально-конфликтных отношений в городской среде.

Теория межэтнического и межкультурного взаимодействия. Большой американский город как конгломерат, состоящий из различных (более или менее замкнутых) этнокультурных сообществ. Исследование социальных проблем эмигрантских диаспор. Теория маргинальной личности (маргинальная личность как особый социально-характерологический тип).

У. Томас и Ф. Знанецкий: основные идеи их совместного произведения («Польский крестьянин в Европе и Америке»). Особенности методической базы данного исследования (обоснование качественных методов, применение метода анализа личных документов). Теоретическая проблема данной работы — механизмы приспособления индивида к внешним условиям окружающей его социальной среды. Трудности протекания социально-адаптационных процессов. Теория мотивации социального поведения индивидов и ментальной типологизации социальных ситуаций. Социально-прагматические функции человеческого знания (знания как инструмент ориентации индивида в пространстве универсума социальной жизни). Взгляд на проблему социальной адаптации индивида с точки зрения теории прогрессирующей социальной дифференциации (специфика протекания социально-адаптационных процессов в патриархальных и современных типах систем общественной организации). Приспособление через пассивность (конформизм; рутинное воспроизведение традиционных форм и стилей социального поведения) и приспособление через активность (творческое созидание новых моделей социального поведения и деятельности). Попытка, построения универсальной классификации социально-характерологических типов адаптивного поведения.

Общая оценка научных достижений сообщества ученых — представителей Чикагской школы. Влияние чикагской концептуально-методологической традиции на последующее развитие социологической науки на американском континенте (инвайронментализм (социально-экологический подход), концепции микросоциологии (в том числе теории социального характера), широкое признание в среде американского социологического сообщества достоинств качественных (в том числе монографической) методических стратегий исследовательской деятельности и т.д.).

Литература к теме 16.

  1. Баньковская С.П. Роберт Парк; Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология. Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 3-32.

  2. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс лекций. Екатеринбург — Бишкек, 1997. С. 4-16,43-75.

  3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. С.374-394.

  4. Ганс Г. Социология в Америке: наука и общество / Пер. с англ. З.П. Вольской, А.В. Липского // Социологические исследования. 1990. №5. С.130-144.

  5. Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический журнал. 1998. №1/2.

  6. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии //Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 62-77.

  7. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. №1. С.106-109.

  8. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3. / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 29-39,51-61,103-139,273-276.

  9. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 348-356.

  10. Николаев В.Г. Проблема маргинальности: ее структурный контекст и социально-психологическая импликация // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ. «Социология». 1998. №2.

  11. Оберемко О.А. Чикагская традиция и политическая наука Гарольда Лассуэлла // Социологический журнал. 1994. N 1. С. 113-123.

  12. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек. Личность и культурный конфликт. Понятие социальной дистанции // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ. «Социология». 1998. №2.

  13. Парк Р. Экология человека // Теория общества. Сборник./ Под общ. ред. А.Ф. Филиппова. М., 1999. С.384-400.

  14. Парк Р.Э. Эссе // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ, «Социология». 1997. №4.

  15. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. №№ 3, 5.

  16. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.335-357.

  17. Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология // Современная американская социология / Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 50-62.

Тема 17. «Микросоциологические» концепции в американской социологии

Исследование «социального микромира» и его структур (определение основных целей и задач микросоциологического анализа).

Интеракционистская перспектива в американской социология. Повышение интереса к микроконтексту функционирования системы социальных связей, к психологическим механизмам протекания процессов социального взаимодействия. Общество как совокупность актов социального взаимодействия.

Теория «зеркального Я»: эволюция основополагающей идеи (У. Джемс -Ч.Х. Кули — Дж.Г. Мид). Обретение индивидуального Я-образа (устойчивого образа социального самовосприятия индивида) как результат субъективного усвоения системы ролевых экспектаций. Чарльз Хортон Кули, основные идеи его теории общества (формирование структур социальной жизни на уровне взаимодействия индивидов в рамках первичных групп; «представления представлений» как основной содержательный компонент социализационного процесса).

Символический интеракционизм в классической версии изложения: Джордж Герберт Мид (1863-1931). Прагматизм как философский фундамент социального мировоззрения Мида (понятия «субъекта», «акта» и «перспективы»). Внутренний мир человека как результат пересечения разнообразных перспектив социального взаимодействия, связывающих индивида с окружающей его социальной средой. Человек как «социальное Я». Структура личности (Self) по Миду, характеристика понятий «I» и «Me». Символический характер актов социального взаимодействия. Категории «принятие роли другого», «обобщенный другой» и их социологический смысл. Дж.Г. Мид и его последователи.

Интеракционистская традиция в современной социологии: основные сферы приложения мысли и основные интенции исследовательских поисков.

Разработка методологических принципов и технических приемов исследования малых групп: Я.Л. Морено и его концепция «социометрии».

«Драматургическая социология» И. Гофмана. Теория «множественных Я». Человеческая личность как конгломерат социальных ролей (человек как социальный актер). Социальная ситуация (ситуация с заданными «правилами игры») как элементарная структурная составляющая универсума социального порядка.

Социальный бихевиоризм: возрождение позитивистского редукционизма в его психологической (психо-физиологической) версии. Учение Э. Торндайка о формировании целенаправленного поведения: закон упражнения, закон готовности, закон ассоциативного сдвига, закон эффекта. Классический бихевиоризм Дж.Б. Уотсона и «оперантный бихевиоризм» Б.Ф. Скиннера. Человеческое поведение и поведение животных: общее и особенное. Поведение как ответная реакция на внешнее раздражение (характеристика схемы поведения «стимул — реакция»). Человеческое сознание как «черный ящик» (принципиальное отрицание возможности объективно-научного изучения ментальных структур и компонентов человеческой психики).

Бихевиористская психология и ее использование в качестве средства анализа социальной реальности. Социализация как процесс формирования индивидуальных систем условно-рефлекторного реагирования на типизированные импульсы внешнего воздействия социальной среды (социализация как механизм «социальной дрессировки» индивида). Социальный контроль и возможности детерминации форм и стилей социально-ориентированного человеческого поведения. «Управляемое» (психологически программируемое и регулируемое) общество как идеал бихевиористской социальной утопии.

Теория социального обмена. Конструирование социологической теории действия на базе синтеза бихевиористского и утилитаристского подходов. Возрождение и универсализация эвристической ценности категории homo oeconomicus в рамках концептуального пространства данной теории (рационально действующий индивид как универсальная модель человека). Процесс социального взаимодействия как процесс «взаимовыгодного обмена» (обмена наградами и наказаниями). Основные представители данного подхода: Дж.К. Хоманс, П. Блау и др.

Литература к теме 17.

  1. Абельс Х. Интеракция, Идентичность, Презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общ. ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999.

  2. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс лекций. Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. Гл. VI. (Символический интеракционизм Джорджа Мида — открытие новой перспективы социального знания). С. 75-88; Гл.VII. (Теория действия Джона Дьюи: прагматизм в социологии). С. 95-107.

  3. Берг Л.-Э. Человек социальный: символический интеракционизм // Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. С. 157-191.

  4. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.8-30.

  5. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.168-215.

  6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. С.346-374,493-504,519-535.

  7. Гофман И. Первичные системы фреймов / Пер. с англ. О.А. Оберемко, Е.Г. Авджян // Социологический журнал. 2001. №1.

  8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

  9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. 196-209.

  10. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 251-309.

  11. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск,,1993. С. 205-212.

  12. История теоретической социологии. В 4-хт. Т. 3. / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. M.: Канон, 1997. С. 270-282.

  13. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996. С. 216-223,225-227.

  14. Каримский А.М. Скиннер: социальный бихевиоризм // Современная американская социология. Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.94-118.

  15. Кравченко Е.И. Социологическая концепция Э. Гоффмана.// Современная американская социология. Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.157-179.

  16. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.

  17. Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума.// Тексты по истории социологии ХIХ-ХХ в.в. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова., М., 1994. С. 373-382.

  18. Кули Ч.Х. Социальная самость; Первичные группы.// Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.316-335.

  19. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

  20. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 337-347.

  21. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 2001. С.206-238.

  22. Лассуэлл Г.Д. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов / Пер. с англ. О.А. Оберемко // Социологические исследования. 1994. № 1.С. 135-143.

  23. Мелентьева Н.В. Джордж Герберт Мил.// Современная американская социология. Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 33-49.

  24. Мид Дж. Г. От жеста к символу; Интернализованные другие и самость; Аз и Я; Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.215-259.

  25. Мид Дж.Г. Разум, Я и общество. (Главы из книги) // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ. «Социология». 1997. №4.

  26. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический Проект, 2001.

  27. Скиннер Б. Технология поведения // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.30-46.

  28. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. / Общая ред.и вступ. статья Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1985. С.219-270.

  29. Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении.// Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э.Торндайк. Дж.Б.Уотсон. М., 1998.

  30. Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм //Современная американская социология. Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.146-156.

  31. Фотев Г. Джордж Хоманс: теория социального обмена // Современная американская социология. Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.119-131.

  32. Хоманс Дж.К. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С.46-61.

Тема 18. Социологический интегрализм Питирима Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968): вехи жизненного пути (метаморфозы исторической судьбы эпохи в зеркале метаморфоз личной судьбы социолога). Русский и американский периоды в творческой биографии П.А. Сорокина.

П. Сорокин и его учителя (М.М. Ковалевский и Е.В. Де Роберти). «Преступление и кара, подвиг и награда» — творческий дебют молодого Сорокина. Теория социальных норм (мораль и право как механизмы социальной регуляции поведения индивидов). Выделение трех типов деятельностно-поведенческих реакций на требования нормативного порядка (дозволенно-должные, рекомендуемые и запрещенные действия). Конкретно-исторический релятивизм содержательных характеристик, образующих субстрат систем моральной и правовой регуляции социально-значимого человеческого поведения.

Структура социологического знания по Сорокину (социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика). Первичное воплощение идеи глобального социологического синтеза в работе «Система социологии». Позитивистски-натуралистические методологические симпатии молодого Сорокина. Взаимодействие индивидов как простейшая микроструктура реальности социальной жизни. Необходимые компоненты элементарной системы взаимодействия: действующие индивиды, их поведенческие акты и «проводники», опосредующие процесс взаимодействия на символическом уровне. Концепция «проводников взаимодействия» (многообразие конкретных разновидностей «проводников», специфика функционирования «проводников», их предрасположенность к фетишизации и другие качества).

Социальная механика (социальная физиология) как теория факторной детерминации социальных процессов. Важнейшие факторы, формирующие целостный облик общественной жизни человечества: космические (природные, физико-географические), биологические (базовые человеческие потребности) и социально-психические (интеллектуальные, религиозные, волевые и проч.).

«Социология революции» Сорокина. Причины насильственной социальной трансформации (подавление базовых потребностей широких народных масс и «политическая импотенция» правящей элиты). Две стадии в протекании всякой революции (собственно «революционный взрыв», приводящий к разрушению основ старой системы социальной иерархии, и последующее восстановление структур социального порядка (социального неравенства) на новой основе). Феномен внутреннего перерождения революции (несовпадение субъективных мотивов радикально-преобразовательной социальной деятельности и ее объективных (конечных) результатов). Роль голода, войн и других социальных бедствий в истории общественной жизни. Голод и идеология общества (голод как фактор, способствующий росту общественной популярности эгалитаристских и социалистических идеологий).

Теория социальной стратификации и мобильности. Социальное расслоение и его иерархически-субординационный характер. Общество как иерархизированное пространство социальных координат. Основные сферы стратификационного деления общества: политическая, экономическая и профессиональная. Разновидности социальных перемещений (типы социальной мобильности): вертикальная и горизонтальная, нисходящая и восходящая, индивидуальная и групповая. Историческое разнообразие институтов (каналов) и механизмов социальной мобильности. Мобильность как универсальная динамическая характеристика общественной жизни (специфика протекания процессов социального перемещения индивидов и групп в пространстве стратификационных систем в различные эпохи — эпохи «относительной» социальной стабильности и эпохи глобальных социальных потрясений). Флуктуационный характер исторической динамики стратификационных систем.

Теория социальной и культурной динамики. Выделение трех типов культурных суперсистем (идеациональной, идеалистической и чувственной). Базовые ценности, лежащие в основании этих типов культур, и специфика конкретно-исторического воплощения этих ценностей на поверхности социальной реальности. Описание с этой точки зрения соответствующих каждому из названных типов культур систем знания, религиозных верований, права, морали, образов красоты в сфере изящных искусств и т.д. Закон перманентных флуктуаций социокультурного развития (сорокинская версия теории исторического круговорота (теории социальных и культурно-исторических циклов), критика линеарно-прогрессистских теорий социокультурной динамики).

Сорокин как критик современной культуры и современного общества (констатация упадка и духовного разложения современной «чувственной культуры», симптомы и индикаторы данного процесса). Сорокин как провозвестник наступления «новой эпохи» социального и культурного развития человечества. Сорокин о конвергенции различных систем социально-экономической и социально-политической организации в рамках единой глобальной системы современной цивилизации.

Интегрализм как основная черта образа социологического мировоззрения П.А. Сорокина. Питирим Сорокин и место его идей в истории социологической мысли XX столетия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... , социальный и экономический цикл 42 Базовая часть 28 История, Философия, Иностранный язык, Правоведение, Социология В результате ...
  2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов ПрограммадисциплиныИсториясоциологии Москва 2003 Программадисциплины «История ...
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины (4)

    Программа
    ... ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПрограммадисциплиныСОЦИОЛОГИЯОБРАЗОВАНИЯ Томск 2003 Программадисциплины «Социология ...
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет Программадисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...
  5. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет Программадисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

Другие похожие документы..