textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


РАЗДЕЛ II.

Предметное и методологическое самоопределение общественнонаучного знания: социологические концепции ХIХ столетия

Тема 6. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки: объективный и субъективный аспекты.

Общие исторические (социально-институциональные) предпосылки возникновения социологии. Разрушение «традиционных» структур социальной организации. Процесс становления европейского капитализма и его глобальные социально-исторические последствия. Появление на арене исторической жизни европейской цивилизации новой социальной системы — «общества модерна». Насущная потребность в осмыслении новых тенденций в развитии западного общества. Общество модерна («современное» индустриальное общество) и его черты. Общество модерна как специфический предмет интереса социологической теории.

Эмансипация структур гражданского общества. «Общество» и «государство» как реальные социальные институты и как научные категории (новая эпоха как фактор, способствовавший изменению содержательного наполнения этих понятий). Отношения между государством и гражданским обществом — два взгляда на данную проблему (Г.В.Ф. Гегель и классический либерализм). Деполитизация дискурса общественной мысли. Новая наука о новом обществе — обретение социологией своего предмета.

Ментальные (когнитивно-гносеологические и социокультурные) предпосылки возникновения социологии. Метаморфозы новоевропейской культурной традиции. Разрушение «теистической картины мира» и формирование очертаний новой системы мыслительных ориентаций в XVI-XVII вв. (от теизма к деизму). «Великий переворот» в естествознании. «Десакрализация» и «сциентификация» мировоззренческих систем в эпоху Нового времени. Возникновение идеи «естественного закона» и перенесение ее на почву общественной мысли. Кризис традиционных «теологических» и «метафизических» систем социально-философской мысли.

Наука, философия, религия — новая расстановка сил в новых условиях. Обоснование методологических принципов эмпиризма (Ф. Бэкон). Разграничение познавательных задач науки и метафизики (И. Кант). Предметно-методологическое размежевание научной и философской ориентаций мыслительной деятельности субъекта познания.

Общая характеристика интеллектуальной обстановки, на фоне которой возникла новая наука. «Просветительская традиция» в европейской общественной мысли: основные черты и отличительные особенности (прогрессизм, гносеологический оптимизм, апология науки и научности). Предшественники, «духовные наставники» и «учителя» О. Конта: Ш.Л. де Монтескьё, А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А.Н. Кондорсе, К.А. де Сен-Симон.

Социологические воззрения К.А. де Сен-Симона. Законы механики (закон тяготения) как отражение универсального принципа мироустройства. Концепция социального физицизма: достоинства и недостатки. Историческая эволюция общества как процесс закономерной смены (чередования) двух типов эпох — органической и критической. Социальный прогресс как порождение и воплощение прогресса человеческого разума. Научное мышление как высшее духовное достижение человеческой цивилизации. Роль научных знаний в современном обществе и обществе будущего («обществе индустриалов»). Понятие промышленного класса. Утопическое видение общества и инструментальное понимание социологии. Сен-Симон и его социально-реформаторские «прожекты».

Литература к теме 6.

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 33-85.

  2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. (Социально-исторические и научные предпосылки возникновения социологии): С.9-28.

  3. Гофман А.Б. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки.// Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995; С. 19-57.

  4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. (Социально-теоретические предпосылки становления социологии): С.8-12.

  5. Давыдов Ю.Н. Ближайшие предшественники О.Конта.// История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория социологии и первые программы науки об обществе). М., 1995; С. 168-171, 190-267.

  6. Давыдов Ю.Н. К.А. де Сен-Симон: первоначальная версия позитивной науки об обществе // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Ответ, ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 28-63; (См. также в: История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997; С. 24-54.).

  7. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. С.88-134.

  8. Кондорсе Ж.А.Н. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

  9. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955.

  10. Сен-Симон К.А. Избранные сочинения. М. — Л. 1948. Т. 1,2.

  11. Тюрго А. Рассуждение о всеобщей истории // Избранные философские произведения / Пер. с фр. И.А. Шапиро. М.: Соцэкгиз, 1937.

Тема 7. Социологический позитивизм Огюста Конта

Возникновение позитивистской социологии. Огюст Конт (1798-1857): вехи интеллектуальной биографии. Творческое осмысление и переработка идейного наследия Сен-Симона в трудах Конта. Цели и задачи научного познания по Конту. Основополагающие принципы нового («позитивного») метода. Позитивизм как «жизненное кредо» и как конструктивная модель миропонимания.

Гносеологические и онтологические основания позитивистской доктрины. Критика религиозных (теологических) и философских (метафизических) систем мысли. Классификация наук и место в ней социологии.

Социология как «социальная физика». Терминологическое самоутверждение науки о человеческом обществе (появление нового названия для новой науки). Социология как наука о «порядке и прогрессе» (социальная статика и социальная динамика). Закон трех стадий (общая характеристика основных этапов интеллектуальной эволюции человеческого рода). Военная, юридическая и промышленная стадии общественного развития. Конт как основоположник социологии (методолог социологии) и Конт как социолог.

«Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики»: противоречия в структуре социального мировоззрения Конта. Единство научного и «религиозного» (сакрального) мотивов в творчестве позднего Конта. Конт как ученый и Конт как пророк «новой религии» (религии «обожествления человечества»). Объективный и субъективный методы, их использование в трудах Конта. Учение Конта о социократии. Роль женщин, философов и пролетариев в социократическом обществе. Семья, государство и церковь в социократической утопии Конта.

Судьба идейного наследия О. Конта. Конт и контизм. Ученики и последователи основателя позитивистской социологии. Джон Стюарт Милль как продолжатель «дела», начатого Контом; вклад Дж.С. Милля в развитие социальной теории и других гуманитарных дисциплин (логики и методологии наук, экономической теории, политической философии). Влияние идей Конта на последующее развитие мировой социологической мысли.

Литература к теме 7.

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 86-147.

  2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. С.28-40.

  3. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта// Социологические исследования. 1999. №1. С.102-110.

  4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С. 59-88.

  5. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 16-28.

  6. Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии XIX века// Социологические исследования. 1998. №6. С.13-25.

  7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 20-36.

  8. История социологии: учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. С.31-44.

  9. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1 / Ответ. ред. сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 63-140.

  10. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 55-122.

  11. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. С.137-157.

  12. Ковалевский М.М. Конт, его предшественники и последователи // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т.I. СПб., 1997. С. 133-196.

  13. Конт О. Дух позитивной философии// Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова., М.: Наука, 1994. С. 6-28.

  14. Конт О. Катехизис промышленников или система позитивной политики. Т.1. Ч.1 // Родоначальники позитивизма. Вып. 2. Сен-Симон, Ог. Конт. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1910.

  15. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Вып. 4. Огюст Конт. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1912.

  16. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 29-40.

  17. Милль Дж. Огюст Конт и позитивизм. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906

  18. Ручка А.А, Танчер В.В. .В. Очерки истории социологической мысли. К.: Наукова думка, 1992. С.7-16.

  19. Соловьев B.C. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества; Идея человечества у Августа Конта.// Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1990. С.122-138, 562-581.

  20. Хвостов В.М. Социология: Введение. Ч.1. Исторический очерк учений об обществе. М.: Издание Московского научного института, 1917. С. 200-208.

  21. Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему // Социологические исследования. 1999. №3. С.114-120.

  22. Яковенко В.И. Огюст Конт // Дэвид Юм. Кант. Гегель. Шопенгауэр. Огюст Конт. (Жизнь замечательных людей). СПб.: «ЛИО Редактор» и др., 1998.

Тема 8. Социологический органицизм Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — его жизнь и творчество. Социология и ее место в системе наук. Позитивизм Конта и позитивизм Спенсера (сходства и отличия). Два общетеоретических фундаментальных основания спенсеровской социологии — эволюционизм и органицизм.

Эволюция как всеобщий динамический принцип развития универсумов природной и социальной реальности. Определение эволюции. Основные параметры и компоненты эволюционных процессов. Универсальный эволюционизм Спенсера и теория биологической эволюции (теория «происхождения видов») Ч. Дарвина. Специфика протекания эволюционных процессов в царстве надорганических форм жизни (эволюция общественных систем и составляющих эти системы институтов).

Социологический органицизм — новый взгляд на феномен системной организованности структур универсума социальной реальности. Эвристическое значение проекта организмической аналогии, последовательно развертываемого в социологических трудах Спенсера. «Органическая» теория общества. Общество как естественное образование, подчиненное в своем развитии закону эволюции (принципиальные отличия, разделяющие позиции социологического органицизма и социологического механицизма). Эволюция социальных систем и ее конститутивные компоненты (усложнение структур и дифференциация функций). Структурно-функционалистские мотивы в концептуальном наследии английского мыслителя. Спенсер как предтеча современного функционализма. Понятие «функции» в учении об организме вообще и общественном организме в частности. Сходства и различия между биологическими и социальными организмами. Специфика социальной реальности по Спенсеру.

Теория общественного развития Спенсера. Прогресс индивидуальной и социальной свободы личности как основная тенденция, характеризующая специфику «современного» этапа исторической эволюции человеческих обществ. «Военный» и «промышленный» типы общественной организации (сравнительная характеристика принципов устройства и функционирования). Основные типы социальных институтов и их функциональное предназначение.

Политические и этические взгляды Спенсера (либерализм и утилитаризм). Свобода личности, народное представительство и государство. Отношение Спенсера к социалистической идеологии: социализм как рецидив милитаризма.

Основное противоречие социологической системы Спенсера (противоречие между органицистской и номиналистической интенциями мысли).

Достоинства и недостатки теории Спенсера. Спенсер и его последователи. Вольная трактовка идей Спенсера в контексте пространства исследовательских поисков представителей редукционистских социологических школ XIX — нач. ХХ вв. (критика позиций спенсерианского эпигонства в истории социологии).

Литература к теме 8.

  1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. С.40-57.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: Изд-во «Ольга», 1996. С. 28-38.

  3. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993; С. 37-48.

  4. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. С. 44-53.

  5. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. С.157-168.

  6. Ковалев А.Д. Эволюционная социология Г.Спенсера: первый опыт системного подхода // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Ответ, ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 1997. С. 241-290; (См. также в: История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С.228-269.

  7. Ковалевский М.М. Социология Герберта Спенсера // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах, Т. I. СПб., 1997. С.197-241.

  8. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 202-214.

  9. Москвин С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма.// Социологические исследования. 1992. №2. С.125-129.

  10. Павленко Ю.В. Герберт Спенсер как последний западноевропейский философ-энциклопедист // Спенсер Г. Синтетическая философия. К., 1997.

  11. Ручка А.А, Танчер В.В. Очерки истории социологической мысли. К.: Наукова думка, 1992. С.17-28.

  12. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992. №2. С.129-136.

  13. Спенсер Г. О причинах моего разногласия с Контом. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906.

  14. Спенсер Г. Основания социологии; Социология как предмет изучения // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова.. М., 1994. С.29-73.

  15. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899.

  16. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. Н.А. Рубакина. Мн.: Современный литератор, 1998.

  17. Спенсер Г. Синтетическая философия (В сокращенном изложении Говарда Коллинза). Пер. с англ. К.: Ника-Центр, 1997.

  18. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1896.

  19. Хвостов В.М. Социология: Введение. Ч.1. Исторический очерк учений об обществе. М.: Издание Московского научного института, 1917. С.228-231.

Тема 9. Натуралистический редукционизм в социологии
второй половины ХIХ — начала XX века

Наследие классиков позитивизма: конструктивные идеи и возможность (опасность) вульгарной интерпретации заключенного в них смысла. Аутентичный позитивизм классиков и суррогатный позитивизм эпигонов. Натурализм как крайняя, наиболее радикальная из возможных версий истолкования стратегического замысла, лежащего в основании позитивистского методологического проекта (натурализм как воинствующая разновидность позитивизма). Многоаспектность понятия «натурализм». Аксиоматика социологического натурализма — онтологический и методологический аспекты. Универсализация и абсолютизация интеллектуальных притязаний естественнонаучной методологии как основной постулат натурализма. Распространение натуралистических концепций в социологии во второй половине XIX в. как симптом первого кризиса позитивизма.

Формы, типы и разновидности редукционистских социологических концепций. Попытки построения систем социологического знания на теоретическом фундаменте других наук (экономики, демографии, описательной географии, психологии, биологии, механики).

Школы «одного фактора» в социологии XIX столетия (общий обзор основных идейных течений).

Социал-дарвинизм: абсолютизация значения принципа борьбы за существование, использование данного принципа в качестве инструмента анализа явлений общественной жизни. Обоюдостороннее взаимопроникновение дискурсов биологии и обществознания («биологизация социального» и «социологизация биологического»). Интеллектуальная генеалогия социал-дарвинизма: теории Т. Мальтуса, Ч. Дарвина, Г. Спенсера. Основные представители этого направления мысли: Л. Гумплович, У. Беджгот, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смолл.

Биоорганицизм: вульгарное истолкование смысла социально-организмической аналогии. Общество как живой организм: от метафорического к буквальному пониманию данной идеи. Основные представители: Р. Вормс, П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле. Исследования социальной жизни животных в работах А. Эспинаса.

Географическое направление в социологии: изучение феномена природно-географической детерминированности социальных явлений и процессов. Историко-географическая концепция К. Риттера. Антропогеография Ф. Ратцеля. (Взгляд Ратцеля на соотношение природного и культурного начал, органическая концепция государства и учение о почве). «Теории геополитики» (К. Хаусхофер и др.).

Расово-антропологическая школа в социологии — pro et contra. Разнообразие теоретических обоснований расистской доктрины: А. де Гобино, Х.С. Чемберлен, Ж Лапуж, О. Аммон и др. Идеологический союз расизма, социал-дарвинизма и вульгарного географического детерминизма — «небезобидный альянс» консервативно настроенных интеллектуалов. Политические симпатии классиков социологического натурализма (социологический натурализм и политический реализм). Социологический натурализм как один из латентных теоретических источников нацистской идеологии.

Общая критика редукционистских социологических концепций.

Литература к теме 9.

  1. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1895.

  2. Бокль Г.Т. Этюды. СПб, 1867.

  3. Вольтман Л. Политическая антропология. СПб., 1905.

  4. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. СПб., 1900.

  5. Вормс Р. Биологические принципы в социальной эволюции. К., 1913.

  6. Вормс Р. Индуктивный метод в социологии. Казань, 1899.

  7. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. (Биологический редукционизм: социад-дарвинистская школа; Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа): С. 127-156.

  8. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 38-43.

  9. Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.

  10. Гумплович Л. Социологические очерки. Одесса, 1899.

  11. Гумплович Л. Социология и политика. М., 1895.

  12. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. С. 59-66.

  13. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 291-309, 364-367, 370-371.

  14. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 270-286, 329-332, 334-336.

  15. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. С.218-227.

  16. Ковалевский М.М. Антропосоциологическая школа и ее критик Вакаро; Географическая школа в социологии // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т. II. СПб., 1997. С. 289-366.

  17. Хвостов В.М. Социология: Введение. Ч.1. Исторический очерк учений об обществе. М.: Издание Московского научного института, 1917. С. 242-272.

  18. Чемберлен Х.С. Арийское миросозерцание. М., 1913.

Тема 10. Марксизм как социологическая теория

Карл Маркс (1818-1883): основные этапы жизненного пути. Штрихи к портрету Маркса как ученого и Маркса как человека. Образ Маркса в мировой обществоведческой и политико-публицистической литературе. К. Маркс и Ф. Энгельс (успех «творческого тандема» или Энгельс как «alter ego» Маркса).

Структура (архитектоника) концептуального пространства марксистской теории (основные компоненты и составляющие этой теории, их общая характеристика). Маркс как экономист, Маркс как социальный мыслитель и Маркс как революционер («три источника и три составные части» в концептуальном наследии Маркса). Единство научного и идеологического в теории Маркса. Сложности и проблемы, возникающие в контексте содержательной интерпретации учения Карла Маркса.

Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса — теория «материалистического понимания истории». Человеческие потребности и их роль в развитии общества (потребности и совместная трудовая деятельность людей). Материально-производственная практика как основной способ удовлетворения человеческих потребностей. Постулирование примата «общественного бытия» над «общественным сознанием». Марксизм как форма экономического детерминизма (онтологизация статуса экономической сферы жизни общества). Производительные силы и производственные отношения: диалектика их взаимодействия. Характеристика категорий «способ производства» и «общественно-экономическая формация». «Базис» и «надстройка» как основные конститутивные компоненты универсума социальной реальности. Структуры надстройки (государство, право, формы общественного сознания) и их зависимость от структур базиса.

«Конфликтологический аспект» в марксистской теории общества. Социальный конфликт как «производная» от противоречия между уровнем развития производительных сил и характером оформляющих эти силы производственных отношений. Конфликт в структурах базиса и его воплощение на поверхности общественной жизни. Теория классов и классовой борьбы. Генезис исторически-конкретных форм и разновидностей феномена социального неравенства (теория происхождения классов, «семьи, частной собственности и государства»). Классовая борьба как движущая сила исторического развития человеческих обществ. Теория социальной и политической революции (революция в базисе и революция в надстройке). Конфликт интересов и противоборство идеологических систем.

Учение Маркса о государстве (государство как институт поддержания классового господства). Марксистская теория общественного сознания. Репрессивно-консервативные функции, выполняемые элементами подсистемы духовной культуры в эксплуататорских обществах (в антагонистических типах общественно-экономических формаций). Марксистское учение об идеологии (идеология как «ложное сознание»).

Динамический контекст марксистской теории общества. Теория общественно-исторического развития в марксизме. Процесс исторической смены общественно-экономических формаций (характеристика каждой из них). Концепция «азиатского способа производства».

Социологический смысл понятия «отчуждение». Марксова теория капитализма. Капитализм как общество модерна. Представления Маркса о будущности европейского капитализма, о перспективах его дальнейшего развития.

Общая оценка интеллектуального наследия Маркса. Марксизм как социологическая концепция и марксизм как «революционное учение». Содержательное единство теории Маркса и ее внутренние противоречия. Критика «экономического материализма» Маркса в рамках классической социологической теории (экономический детерминизм как разновидность вульгарного социологизма; универсалистские притязания марксистской теории общественно-исторического развития; преувеличение роли конфликтного начала в общественной жизни). Гносеологический оптимизм, активистский радикализм и доктринальная нетерпимость в структуре марксистского социального мировоззрения.

Маркс и марксизм (ортодоксальный и неортодоксальный). Дискуссии о содержательном наполнении понятия «аутентичный марксизм». Маркс и марксизм в XX веке: исторические судьбы теории и ее метаморфозы. Реформистские и экстремистские течения в марксизме в конце ХIХ — начале ХХ вв. Марксизм на стыке «миров» социальной теории и социальной практики: противоречивая двойственность такого положения. Марксизм и социальная практика (спор на исходе XX столетия).

Марксизм и западная («буржуазная») социология: «взаимное притяжение полюсов» (мотивы взаимопроникновения дискурсов). Результаты подобного рода взаимодействия: «неомарксизм интеллектуалов» (фрейдомарксизм, франкфуртская школа, структуралистский марксизм), социологическая теория конфликта, социология знания. Марксистская парадигма и ее координаты в пространстве когнитивных структур современной социологической теории.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... , социальный и экономический цикл 42 Базовая часть 28 История, Философия, Иностранный язык, Правоведение, Социология В результате ...
  2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов ПрограммадисциплиныИсториясоциологии Москва 2003 Программадисциплины «История ...
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины (4)

    Программа
    ... ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПрограммадисциплиныСОЦИОЛОГИЯОБРАЗОВАНИЯ Томск 2003 Программадисциплины «Социология ...
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет Программадисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...
  5. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет Программадисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

Другие похожие документы..