Главная > Рабочая учебная программа


Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета НиДО

________ В.М. Бондарик

__.___.2010

Регистрационный № УД-___________/р.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рабочая учебная программа для специальности :

1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»,

1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»

Факультет непрерывного и дистанционного обучения

Кафедра философии

зачет 2 курс спец. 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»;

1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»


Контрольные работы 1

Всего часов 50 Форма получения

высшего образования дистанционная

2010

Составил (а) Малыхина Галина Ивановна, к.ф.н, доцент

(И.О. Фамилия, степень, звание)

Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Культурология. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24.01.2000, регистрационный № ТД – 69/типи учебных планов специальностей 1-31 03 04 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 01 1-40 03 01 «Искусственный интеллект», 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации», 1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах».

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии

протокол № 15 от 17.05.2010

Заведующий кафедрой Малыхина Г.И.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета факультета компьютерного проектирования

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета информационных технологий и управления

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета компьютерных систем и сетей

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета телекоммуникаций

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета радиотехники и электроники

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета инженерно-экономического факультета

__________________ (ФИО, подпись)

Начальник ОМОУП______________Ц.С.Шикова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания дисциплины. Изучение курса «Культурология» имеет цель – способствовать формированию всесторонне развитой, творчески мыслящей, обладающей высокой культурой и гуманистическим мировоззрением личности.

Задачи изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: основные понятия культурологии, ключевые проблемы теории и истории культуры, прикладные аспекты культурологии;

уметь:

- характеризовать культуры прошлого и современности с позиций многомерности, культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений;

- анализировать роль культуры в жизни человека, основные культурные эпохи, стили образцы, соотношение традиций и инноваций в культуре, национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурной коммуникации, особенности современных культурных изменений в Беларуси и зарубежных странах;

приобрести:

- навыки и качества культурной коммуникации и диалога, культурной толерантности.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

№ пп

Название дисциплины

Раздел, тема

1.

Философия

Раздел I. Философия в исторической динамике культуры

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

К

у

р

с

Название и содержание тем

Контрольная работа (номер и тема по п.1)

Оснащение контрольных и лабораторных работ

(по п.3)

Литература

(по п. 2)

Рекомендуемый объем для изучения

(в часах)

Форма контроля знаний (зачет по контрольной работе, тесты, защита лабораторной работы, защита курсового проекта, экзамен, зачет)

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Теория культуры

1.

Предмет и задачи культурологии. Культура и общество.

Предмет культурологии. Многоаспектность понятия «культура». Общество и культура. Основные процессы современности. Белорусская культурная синергия. Современная отечественная социокультурная ситуация.

1.1, 1.5, 1.6

3.2, 3.3

2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.7, 2.2.10, 2.2.16, 2.2.67, 2.2.83

4

зачет

2.

Основные концепции культуры. Зарождение и развитие представлений о культуре. Классические (рационалистические) представления о культуре. Иррационалистическая и психологическая трактовки культуры. Неклассические модели культуры. Постнеклассическая парадигма. Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма и его основные принципы.

1.7, 1.8, 1.9, 1.10

3.1 – 3.4.

2.1.1, 2.1.3, 2.1.5, 2.2.12, 2.2.13, 2.2.14, 2.2.20, 2.1.15, 2.2.22, 2.2.26, 2.2.37, 2.2.47

10

зачет

3.

Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии (ценности, идеология, техника). Мир культуры как система. Основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная. Основные универсальные элементы и функции культуры. Типология и динамика культуры. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси. Процесс национального самоопределения и формирования национального сознания как ведущее направление развития Белорусской культуры ХХ-ХХI веков.

1.2, 1.4, 1.11, 1.32

3.2 – 3.4

2.2.50, 2.2.53, 2.2.77, 2.1.4, 2.1.8, 2.1.12, 2.2.24, 2.2.27, 2.2.30, 2.2.36, 2.2.39, 2.2.43, 2.2.46, 2.2.49, 2.2.67

6

зачет

Раздел II. История культуры

4.

Культура древних цивилизаций.

Город как исток цивилизации. Первые приречные государства и их социально-экономические, политические, правовые особенности. Миф как форма мировоззрения Древнего общества и его черты. Политеизм. Культуры Древней Месопотамии и Древнего Египта: сравнительная характеристика.

1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16

3.1, 3.3, 3.4.

2.2.27, 2.2.36, 2.2.48, 2.2.61, 2.2.62, 2.2.65, 2.2.84, 2.2.88

6

зачет

5.

Полисный генотип европейской цивилизации (Античность – колыбель западной цивилизации).

Предпосылки формирования, специфика и этапы развития античной культуры. Полис как основа древнегреческой культуры. Появление теоретического типа мышления. Достижения художественной культуры Древней Греции. Эллинистическая культура как сплав культурных достижений Древнего мира.

1.19, 1.20, 1.21, 1.22

3.1, 3.3, 3.4

2.2.29, 2.2.33, 2.2.36, 2.2.57, 2.2.60, 2.2.63, 2.2.70, 2.2.79, 2.2.81, 2.2.82, 2.2.84

6

зачет

6.

Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры.

Феномен средневековья в мировой истории. Роль христианства в формировании нового образца мира и человека. Элементы светской культуры в жизни средневекового общества. Исторические предпосылки и сущность эпохи Ренессанса. Гуманизм и формирование антропоцентристского мировоззрения. Расцвет белорусской культуры в XV – XVI веках.

1.18, 1.23, 1.24, 1.25, 1.26

3.1, 3.3, 3.4

2.2.33, 2.2.38, 2.2.40, 2.2.63, 2.2.66, 2.2.67, 2.2.75, 2.2.78, 2.2.80, 2.2.81, 2.2.82

8

зачет

7.

Становление культуры техногенной цивилизации: от новоевропейского переворота к информационному обществу. Беларусь в социокультурной динамике.

Исторический смысл понятия нового времени. Мировоззренческие новации. Формирование научной картины мира. Промышленный переворот и становление индустриального общества. Новоевропейское искусство как отражение динамики инновационных сдвигов в материально-производственной, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Противоречия и особенности развития индустриальной цивилизации в ХХ веке. Утрата культурой мировоззренческого и стилевого единства. Становление информационного общества. Институализация, развитие и достижения белорусской культуры. Современная отечественная социокультурная синергия

1.3, 1.27 – 1.31, 1.33

3.1 – 3.4

2.1.5, 2.1.9, 2.1.12, 2.2.73, 2.2.22, 2.2.29, 4.2.33, 4.2.74, 4.2.34, 2.2.42, 2.2.48, 2.2.82, 2.2.54, 2.2.59, 2.2.71

12

зачет

1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контрольная работа является формой обучения и одной из важнейших форм отчетности студента-заочника. Тематика контрольных работ определяется кафедрой. Контрольная работа представляется студентом на рецензирование до начала сессии. Если студент не выполнил работу или получил неудовлетворительную оценку, то он не допускается к зачету. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо тщательно изучить рекомендованную литературу, законспектировать ее и уяснить смысл. Лишь после этого следует составить план работы и приступить к письменному изложению материала.

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Работа должна соответствовать теме, а ее содержание плану.

  2. В ней необходимо обосновать актуальность рассматриваемой темы и показать ее практическое и теоретическое значение.

  3. Работа должна быть выполнена с использованием рекомендованных к теме первоисточников, а также с самостоятельным осмыслением дискуссионных вопросов.

  4. Излагать материал следует логично и аргументированно. Работа должна быть написана грамотно, литературным языком.

  5. Работу необходимо соответствующим образом оформить. Она должна быть выполнена с использованием компьютера на пронумерованных страницах, с полями для заметок преподавателя. На титульном листе работы указываются фамилия и инициалы студента, номер зачетной книжки, домашний адрес; на первой странице текста – номер темы, ее название и план. Завершает работу список использованной литературы. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента.

пп

Тема

Характеристика

Рекомендуемый объем в часах

1.1

Предмет и задачи культурологии

Цель работы – определить предмет, задачи и структуру культурологии. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В работе необходимо раскрыть понятие «культуры», охарактеризовать теорию культуры, круг ее проблем и историю культуры, ее предмет и задачи. (Методические рекомендации по выполнению работы содержатся в практикуме для студентов всех специальностей БГУИР заочной формы обучения. Культурология. Минск, 2009). Задание включает анализ статьи Мамардашвили М. «Мысль в культуре», а также работу с пятью тестами.

20 часов

1.2

Культура как саморазвивающаяся система

Цель – раскрыть понятие «культуры» и основные аспекты ее развития. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Содержание работы дополнительно включает ответы на вопросы об основных подходах к определению культуры, проблеме периодизации культурно-исторического процесса. Необходимо также ознакомиться с работой Ясперса К. «Истоки истории и ее цель» (1-3 части) и выполнить 5 тестов.

20 часов

1.3

Наука и техника в контексте культуры

Цель работы – проанализировать науку и технику как феномены культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента.Содержание работы должно быть построено в соответствии с ответами на вопросы о месте и роли науки и техники в системе культуры, проблемах их развития, об особенностях технократического подхода в исследовании культуры. Предполагается также изучение и характеристика основных подходов к определению понятия «техника» по книге «Философия техники в ФРГ» (гл.2), а также выполнение 5 тестовых заданий.

20 часов

1.4

Типология культуры

Цель – описать различные критерии типологии культур и раскрыть проблему их взаимодействия. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента.В работе необходимо раскрыть понятие «культурно-исторический тип» и основные критерии типологии культур; сравнить традиционное и техногенные общества и кратко остановиться на проблеме взаимодействия культур. (Методические рекомендации по выполнению работы содержатся в практикуме для студентов всех специальностей БГУИР заочной формы обучения. Культурология. Минск, 2009). Предполагается дать характеристику теории культурно-исторических типов Данилевского Н.Я. по его работе «Россия и Европа» и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.5

Понятие «культура» в Античности и Средние века

Цель – проследить процесс становления понятия «культура» в античности и средневековье, изменение содержания трактовок культуры в различные исторические периоды, выявить общее и особенное в понятиях «культура» и «религия». Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Предполагается знакомство с книгой Боннар А. «Греческая цивилизация» (т.1, гл.1), выполнение 5 тестов.

20 часов

1.6

Философия культуры: основные аспекты

Цель – охарактеризовать предмет и основные проблемы философии культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании контрольной работы необходимо сравнить натуралистический и рационалистический подходы к исследованию культуры, проанализировать классические модели культуры И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля. Предлагается составление краткого конспекта работы Швейцера А. «Благоговение перед жизнью» и выполнение 5 тестовых заданий.

20 часов

1.7

Марксизм и диалектико-материалистическая теория культуры

Цель работы – дать теоретическую интерпретацию понятия «культура» в диалектико-материалистической теории. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы необходимо рассмотреть понятие «культура» в контексте материалистического понимания истории, охарактеризовать формационную модель культурной динамики, выявить достоинства и недостатки марксистско-ленинской концепции культуры. При выполнении работы необходимо ознакомление с текстом В.И. Ленина «О пролетарской культуре» и выполнение 5 тестовых заданий.

20 часов

1.8

Иррационалистические модели культуры

Цель работы – анализ иррационалистического варианта понимания культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В контрольной работе необходимо проанализировать иррационалистические взгляды А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, экзистенциалистов на культуру. Предполагается тезисное изложение ницшеанского понимания культуры в работе «Человеческое, слишком человеческое. Отдел 5: признаки высшей и низшей культуры» и выполнение 5 тестовых заданий.

20 часов

1.9

Западноевропейские концепции «игры» в культуре

Цель работы – составить представление об игровых моделях культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы необходимо раскрыть основные положения концепций «игры» Хейзинги и Ортеги-и-Гассета, выявить роль игры в культуре современности. Контрольная работа предполагает составление краткого конспекта работы Й.Хейзинги «Человек играющий» (гл. 1,3,12) и выполнение 5 тестовых заданий.

20 часов

1.10

Психологические трактовки культуры

Цель работы – уяснить суть психоаналитического подхода к изучению культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы необходимо охарактеризовать основные положения концепции культуры З.Фрейда, К.Юнга и Ф.Фромма. Предполагается также краткий конспект работы Фрейда «Будущее одной иллюзии» и выполнение 5 тестовых заданий.

20 часов

1.11

Источники и механизмы культурной динамики

Цель работы – ознакомление с основными теориями типологизации культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В работе необходимо охарактеризовать основные положения культурологических учений Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, составить аналитический конспект раздела книги П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество» (гл. «Кризис нашего времени») и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.12

Культура первобытности

Цель работы - знакомство и характеристика особенностей культуры первобытного общества. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Указать в тексте основные черты культуры первобытности, подходы к ее периодизации, эволюцию системообразующих элементов. Написать свободную предметную рецензию на книгу Э. Тайлора «Первобытная культура» (гл. V, VI, VII) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.13

Древнеегипетская культура

Цель работы – ознакомление с спецификой и сущностью древнеегипетской культуры, ее значением в истории человечества. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо охарактеризовать специфику культуры Древнего Египта, основные этапы развития, религиозные и мифологические представления, специфику искусства, основные достижения. Предлагается составить тезисы по материалам древнеегипетской «Книги мертвых» и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.14

Культура Древней Месопотамии

Цель работы – анализ своеобразия и особенностей культуры Древней Месопотамии. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо дать развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Основные этапы эволюции культуры Междуречья.

2. Своеобразие религии, мифологии, протонауки Древней Месопотамии.

3. Специфика искусства и системы права.

Предлагается написать свободную содержательную рецензию на «Эпос о Гильгамеше» и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.15

Древнекитайская культура

Цель работы – характеристика уникальной культуры Древнего Китая, ее специфики и особенностей. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо охарактеризовать культуру Древнего Китая по следующим основаниям:

1. Отличия от других синхронных цивилизаций.

2. Важнейшие философско-религиозно-этические учения Древнего Китая.

3. Специфика науки, искусства и литературы.

Предлагается дать развернутую обоснованную рецензию на трактат «Дао де цзин» и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.16

Культура Древней Индии

Цель работы – характеристика культуры Древней Индии, ее специфики и этапов развития. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы должны быть ответы на следующие вопросы:

1. Основные этапы генезиса древнеиндийской цивилизации.

2. Специфика сословно-кастового строя и ее отражение в духовно-философских течениях.

3. Особенности религиозных верований, искусства, научных знаний в древнеиндийской культуре.

Студентам предлагается выполнить свободную содержательную рецензию «Махабхараты» или «Рамаяны» (по выбору)

и 5 тестовых заданий.

20 часов

1.17

Иудейская культура: истоки и традиции

Цель работы – характеристика основных черт и этапов развития иудейской культуры. По предложенному плану следует определить истоки иудаизма, его специфику, историю становления, дать краткую характеристику структуры Ветхого Завета, описать основные праздники иудаизма (Рошхашана; Йом-Кипур, Суккот (праздник кущей), Пасха, Шабуот, Ханука, Пурим), а также составить свободную предметную рецензию на «Песнь Песней» Царя Соломона (любое издание) и выполнить 5 тестовых заданий. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента.

20 часов

1.18

Библия как памятник культуры

Цель работы – ознакомиться с историей происхождения и структурой Библии

Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо в тексте обозначить сюжеты, чаще всего встречающиеся в искусстве (притчи, чудеса, страсти). Сравнить Декалог Моисея (Ветхий Завет) и нравственные принципы, содержащиеся в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.19

Истоки древнегреческой культуры

Цель работы - выявить особенности становления и развития греческой цивилизации как отправной точкой развития европейской культуры.

Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо в тексте, описать культуру Греции гомеровского периода (11-9 вв. до н.э.), охарактеризовать культуру эпохи архаики (8-6 вв. до н.э.), отметить достижения греческой архитектуры этого периода, скульптуры, вазописи, лирической поэзии. Предлагается ознакомиться с источником «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера

и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.20

Культура классической Греции

Цель работы - характеристика культурных особенностей классической Греции. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В первом вопросе предлагается описать систему образования и воспитания, осветить развитие греческой литературы и драматургии, выделить черты скульптуры.

Необходимо составить краткий конспект §2 «Общая теория искусства» из книги А.Ф. Лосева «История античной эстетики. Высокая классика» (М., 2000. С. 16-34) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.21

Культура эллинистического мира

Цель работы - выделение характерных особенностей культуры эллинистического периода, знакомство с достижениями эллинистической науки и философии. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо усвоить и раскрыть следующие термины: койне, космополитизм, мусейон, выделить характерные особенности искусства эллинистического периода. Предлагается проанализировать нравственные установки Эпикура из произведения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (2-е издание, М.,1986, С. 402-405) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.22

Культура Древнего Рима

Цель работы - знакомство с особенностями и основными периодами культурного развития Древнего Рима. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В тексте необходимо осветить достижения римской цивилизации, значение создания в Риме системы гражданского права. Предлагается ознакомиться с содержанием произведения крупнейшего римского поэта Вергилия «Энеида» (Вергилий. Собрание соч. С.-Пб., 1994. Кн. 6. С. 219-241) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.23

Культура Византии

Цель работы - характеризовать специфику «византизма», раскройте его сущность. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Предлагается кратко описать развитие византийского искусства, светского и религиозного, охарактеризовать влияние Византии на православные культуры других народов, особенно выделив культурно-историческое значение крещения Руси. Следует представить аналитический конспект частей «Император» гл. 3. и «Символы» гл. 6 из книги Гийу Андре «Византийская цивилизация» (Екатеринбург, 2007, С. 101-107; 371-377) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.24

Культура европейского средневековья

Цель работы - раскрыть особенности средневековой культуры, выделив исторические этапы ее развития. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В тексте необходимо описать три средневековые субкультуры: рыцарскую, городскую и студенческую, охарактеризовать развитие средневековой архитектуры двух стилей: романского и готического. Предлагается составить аналитический конспект гл. 6 «Пространственные и временные структуры (10-13 вв.)» из монографии Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада» (Екатеринбург, 2007). Или напишите аналитический конспект по главе «Частная жизнь» из книги Виоле-ле-Дюка «Жизнь и развлечения в Средние века» (С. 25-59), и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.25

Культура исламского мира

Цель работы – характеристика особенностей культуры мусульманского мира. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы необходимо раскрыть понятие арабо-исламского мира, дать характеристику Корана, его структуры и основных сюжетов. Следует осветить главные художественные традиции мусульманской культуры и написать предметную рецензию на поэтические произведения мусульманских поэтов (газели и рубаи) Омара Хайама, Низами. Алишераи Навои, Хафиза Хорезми и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.26

Культура Европы в эпоху Возрождения (итальянское и северное Возрождение)

Цель работы – провести сравнительный анализ культуры итальянского и северного Возрождения. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы необходимо осветить истоки и специфику итальянского и северного Возрождения, охарактеризовать искусство итальянского и северного Возрождения, показать влияние социально-философских идей северного Возрождения на белорусские земли. Необходимо ознакомиться работой Эразма Роттердамского «Похвала глупости» (М., 1960), выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.27

Западноевропейская культура XVII в.

Цель работы – выявить основные черты и специфические особенности новоевропейской культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы необходимо дать общую характеристику социокультурной ситуации в Европе XVII в., обозначить эстетические принципы стилей барокко и классицизма, составить аналитический конспект фрагмента текста из произведения Б. Паскаля «Мысли» (Б.Паскаль. Мысли. Спб, 2005. С. 160-175). Также следует выполнить 5 тестовых заданий по данной теме.

20 часов

1.28

Культура эпохи Просвещения

Цель работы - определить характерные черты культуры Просвещения. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В тексте следует выявить в чем специфика Просвещения в различных регионах (Англии, Франции, Германии), проследить эволюцию художественных стилей в 19 в. В следующее задание - анализе трактата Дж. Гоббса «Философские основания учения о гражданине» необходимо показать, как автор обосновал тезис о государстве как важнейшем элементе культуры (см. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. С. 318-320, 333-335). В завершение работы необходимо выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.29

Культура XIX века

Цель работы – дать содержательную характеристику культуры XIX века. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании работы следует раскрыть особенности европейской культуры XIX века, изменения в различных сферах культуры в процессе индустриализации, а также описать художественные стили 19 – начала 20 вв. Следует написать свободную предметную рецензию на одну из глав книги Э. Фукса «История нравов. 19 век» и выполнить 5 тестов.

20 часов

1.30

Пути и проблемы культуры ХХ века

Цель работы - дать содержательную характеристику культуры ХХ века, выявить ее противоречия и особенности социокультурной динамики. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании следует выявить особенности развития культуры в первой и второй половинах ХХ века, раскрыть роль техники и технологий в культурных процессах, охарактеризовать основные черты модерна и постмодерна. Предлагается студентам составить аналитический конспект фрагмента текста: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Разделы 1, 5, 6, 8. и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.31

Советская культура

Цель работы – охарактеризовать сущность, специфические черты и этапы развития советской культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В содержании следует охарактеризовать этапы развития советской культуры, выделить ее достижения, составить аналитический конспект работы В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 41. С. 104), а также выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

1.32

Белорусская культура в контексте мировой культуры

Цель работы – проанализировать сущность, особенности, динамику белорусской культуры. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. Необходимо указать основные этапы развития культуры Беларуси, выявить ее социокультурные особенности и доминанты, кратко охарактеризовать современное состояние белорусской культуры, составить аналитический конспект статьи Мартынова В.Ф. «Белорусская культура в мировом цивилизационном процессе» (см. Мартынов В.Ф. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. Минск, 2008. С. 679 – 685). В завершении работы - выполнение 5 тестовых заданий

20 часов

1.33

Актуальные проблемы культуры конца ХХ – начала ХХI веков

Цель работы - охарактеризовать сущность, специфические черты современной социокультурной ситуации. Объем – 16-20 тыс. знаков. Выбор номера контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки студента. В тексте работы следует выявить проблемы развития информационного общества и перспективы культуры, дать характеристику современных глобализационных процессов в политике, экономике, социальной сфере, культуре.

Следует составить тезисы отрывков текста: Элвин Тоффлер. Шок будущего. М., 2002. (С. 23-30, 49-54, 66-68, 89-91, 93-96, 111-114, 122-124, 218-227, 331-333, 342-347) и выполнить 5 тестовых заданий.

20 часов

2. ЛИТЕРАТУРА

2.1.ОСНОВНАЯ

2.1.1. Алпеева Т.М. Введение в культурологию. Минск, 1998.

2.1.2. Викторов В.В. Культурология. М., 2002.

2.1.3.Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.

2.1.4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2004.

2.1.5. Кравченко И.С. Культурология. М., 2003.

2.1.6. Культура и культурология: Словарь / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2003.

2.1.7. Культурология для технических вузов / Под ред. М.В.Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2001.

2.1.8. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.

2.1.9. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2004.

2.1.10. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. М., 2003.

2.1.11. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.

2.1.12. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 2000.

2.1.13. Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2004.

2.1.14. Полищук В.И. Культурология. Минск, 1998.

2.1.15. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

2.1.16. Ширшов И.Е. Теория и история культуры. Минск, 2003.

2.1.17.Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

2.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

2.2.1.Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

2.2.2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.

2.2.3. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1995.

2.2.4. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда. М., 1989.

2.2.5. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

2.2.6. Кант И. Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Критика способности суждения. М., 1995.

2.2.7. Кребер А., Клакхон К. Культура: Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

2.2.8. Культура: теория и проблемы. М., 1995.

2.2.9. Культурология. ХХ век: антология. Философия и социология культуры. М., 1994.

2.2.10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

2.2.11. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

2.2.12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. - СПб., 1998.

2.2.13. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Избр. соч.: В 9 т. Т. 2. М., 1985.

2.2.14. Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990.

2.2.15. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

2.2.16. Психоанализ и культура: Избран. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

2.2.17. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Чтения о богочеловечестве: Сочинения: В 2 т. М., 1988.

2.2.18. Трофимова Р.П. История русской культурологии. М., 2003.

2.2.19.Флоренский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

2.2.20. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.

2.2.21. Фромм Э. Душа человека. М., 1991.

2.2.22. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

2.2.23. Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988.

2.2.24. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

2.2.25. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1999.

2.2.26. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

2.2.27. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

2.2.28. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

2.2.29. Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.

2.2.30. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Человек. 1991. № 5, 6.

2.2.31. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

2.2.32. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1997.

2.2.33. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры: одежда, оружие, предметы труда и домашнего обихода от древних до новых времен. М., 2001.

2.2.34. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. № 10.

2.2.35. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт. М., 1994.

2.2.36. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

2.2.37. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.

2.2.38. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

2.2.39. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

2.2.40. Культурные ценности: Прошлое и современность. М., 1988.

2.2.41. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры: Избран. статьи: В 3 т. Т.1. Таллин, 1992.

2.2.42. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

2.2.43. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

2.2.44. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

2.2.45. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

2.2.46. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

2.2.47. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2.2.48. Социодинамика культуры. Вып. 1, 2. М., 1992.

2.2.49. Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.

2.2.50. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

2.2.51. Успенский Б.А. Язык. Семиотика. Культура: Избран. труды: В 2 т. Т.1. М., 1994.

2.2.52. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

2.2.53. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М., 1998.

2.2.54. Актуальные проблемы культуры ХХ в. М., 1993.

2.2.55. Алпеева Т.М. Человек. Религия. Общество. Минск, 1998.

2.2.56. Бенхабиб Сейла. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.

2.2.57. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

2.2.58. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2.2.59. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избран. произведения. М., 1990.

2.2.60. Дмитриева И.А. История зарубежного искусства: В 4 т. М., 1996 – 1999.

2.2.61. Древние цивилизации. М., 1988.

2.2.62. Древний Восток и мировая культура. М., 1995.

2.2.63. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1983.

2.2.64. Ислам: традиции и новации. М., 1991.

2.2.65. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. СПб., 2002.

2.2.66. История религии. СПб., 1997.

2.2.67. Кажухоỹская Л.С. Базісныя сімвалы нацыянальнай мастацкай карціны свету беларусаỹ. Минск, 2002.

2.2.68. Кремер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

2.2.69. Культура Византии: В 3 т. М., 1984 – 1993.

2.2.70. Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1984 - 1993.

2.2.71. Культура Западной Европы в эпоху Нового времени. Гродно, 1996.

2.2.72. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

2.2. 73. Культурология ХХ века. Антология: В 4 т. М., 1994.

2.2.74. Культурология: ХХ век. М., 1994.

2.2.75. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

2.2.76. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

2.2.77. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1993.

2.2.78. Лики культуры: Альманах. М., 1995.

2.2.79. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. М., 1991.

2.2.80. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Малая история искусств: В 3 т. М., 1973 – 1976.

2.2.81. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Минск, 2002.

2.2.82. Миськевич В.И. Человек. Общество. Государство. Минск, 2004.

2.2.83. Мифы народов мира: В 2 т. М., 2001.

2.2.84. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

2.2.85. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

2.2.86. Фрейзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

2.2.87. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

3. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Габрусь И.Ф. Исторические образы философской мысли: Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. Мн.: БГУИР, 2005.

3.2. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: Учебное пособие по курсу философии и культурологии для студентов всех специальностей БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В.И.Миськевич, Ю.А. Харин; под ред. В.И. Миськевича. Мн.: БГУИР, 2004.

3.3. Культурология: учебно-методический комплекс / сост. Л.Н. Александрова [и др.]. – Минск, БГУИР, 2008. – 68 с.

3.4. Малыхина Г.И., Ю.А. Харин, В.А. Иноземцев, И.Ф. Габрусь. ЭУМК «Философия».

Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Данная дисциплина не требует согласования с другими дисциплинами.

Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Регистрационный № УД- /р Культурология Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

    Рабочая учебная программа
    ... _______ Б.В. Никульшин ___.___.2008 РегистрационныйУД-______/р. КультурологияРабочаяучебнаяпрограммадляспециальностей 1-40 01 01 «Программное ...
  2. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... В.М. Бондарик __.___.2010. РегистрационныйУД-___________/р. ФИЛОСОФИЯ Рабочаяучебнаяпрограммадляспециальности 2: 1-31 03 04 « ... вызовов современности: Учебное пособие по курсу философии и культурологиидля студентов всех специальностей БГУИР, ...
  3. Философия средневековья и возрождения учебная программа для специальности 1-21 02 01 «философия»

    Программа
    ... ) РегистрационныйУД-_135_/р. Философия Средневековья и Возрождения Учебнаяпрограммадляспециальности: ... утверждению в качестве рабочего варианта на заседании ... , «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология». Цель курса: Ознакомить студентов ...
  4. Культура повседневности и литература учебная программа для специальности

    Программа
    ... РегистрационныйУД-___________/баз. культура повседневности и литература Учебнаяпрограммадляспециальности ... жизни женщины. Рабочие места для женщин среднего ... / М.Б. Туровский // Философские основания культурологии / М.Б. Туровский. – М., 1997 ...
  5. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (1)

    Отчет
    ... отл. хор. удов. неуд. Кол ... 58 Культурология Маркова А.Н.,Никитич Л.А.,Кравцова Н.С. и др. Культурология:учебник ... дисциплинам учебного плана, указанная в рабочихпрограммахдляспециальности в ... Регистрирующий орган Регистрационный номер Интегрированные ...

Другие похожие документы..