textarchive.ru

Главная > Документ


3. Составление и отгадывание кроссвордов.

Учитель. А сейчас каждая группа получит свой список слов, на основе которых нарисует и составит мини-кроссворд. Группа 1 отгадывает кроссворд группы 2, группа 2 отгадывает кроссворд группы 3, а группа 3 отгадывает кроссворд группы 1.

Список слов для группы 1: изба, стойло, кузница, сени.

Список слов для группы 2: лучина, печь, подполье, земледелие.

Список слов для группы 3: пашня, прялка, гончары, сани.

4. Подведение итогов.

Учитель. А теперь подведём итог нашего классного часа и проведём викторину. Посмотрим, какая команда наберёт больше всего очков.

В и к т о р и н а по итогам классного часа:

  • Как связаны индоевропейцы и славяне?

  • Каково происхождение термина «славяне»?

  • Каково происхождение термина «Русь»?

  • Когда произошло выделение восточных славян из состава славянских народов?

1) В III–V в. н. э.;

2) в VII–V в. до н. э.;

3) в VI–IV в. до н. э.

  • Что вы можете сказать об общественном строе, обычаях и характере восточных славян?

  • На какие три ветви делятся все славяне?

а) Северо-западные, юго-восточные, северные;

б) северо-восточные, юго-западные, северные;

в) западные, восточные, южные.

  • К какой подгруппе cлавян относятся русские, украинцы, белорусы?

а) Южные;

б) западные;

в) восточные.

  • Частью какой общности народов являются славяне?

а) Индоевропейцы;

б) германцы;

в) скифы.

  • Какой была религия древних славян?

а) Религиозный культ многобожье;

б) христианская;

в) индуистская.

  • Из какой летописи мы узнаем о древних славянах, кто ее автор?

а) «Повесть временных лет», автор Нестор;

б) «Города Северо-Восточной Руси», автор Сахаров;

в) «Начальные века русской истории», автор Рыбаков.

Тема: ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ
(классный час-игра)

Цели: повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян; привлечь учащихся к изучению славянской мифологии.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

В игре участвуют три команды. Предварительно им дано д о м а ш н е е з а д а н и е:

1. Придумать название команды.

2. Подготовить представление Бабы Яги, Перуна, Лешего.

3. Подготовить материал о славянских именах, суевериях, приметах.

4. Подготовить фрагмент одного из славянских праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.

Объяснение правил игры.

В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу (изображены на школьной доске). Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команда получает оберег в виде уточки с головой коня, который прикрепляется к дороге. На обереге написано количество баллов, полученное за выполненное задание. После выполнения всех заданий жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

2. Проведение игры.

Ведущий. Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – «Славянские истоки».

Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяли ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.

И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

– Кто это? Баба Яга!

Одна из команд представляет Бабу Ягу.

Задание 1

Ведущий. Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? (Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.)

В о п р о с команде 1:

  • А почему избушка стоит именно таким образом?

(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей – мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

В о п р о с команде 2:

  • Почему Баба Яга встречает путников словами: «Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь»?

(Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошеные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик («избушка на курьих ножках»). Его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

В о п р о с команде 3:

  • Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь»? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)

Ведущий. Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то этот бог станет вашим покровителем.

З а д а н и е 2

В о п р о с команде 1:

  • Откуда пошло выражение: «Что на роду написано, того не миновать»?

(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям, при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

В о п р о с команде 2:

  • Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур, тебе на язык!»?

(Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», то есть «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!». Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», – и злое пожелание не сбудется.)

В о п р о с команде 3:

  • С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг»?

(Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Вторая команда представляет бога Перуна.

Ведущий. И вот под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, то есть ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Задание 3

  • Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный оберег.

Третья команда представляет Лешего.

В о п р о с команде 1:

  • Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.)

В о п р о с команде 2:

  • Древние славяне считали, что в каждом доме живет домовой. В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

В о п р о с команде 3:

  • Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

Задание 4

Ведущий. Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег.

Задание 5

Ведущий. В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Команды по очереди называют известные им суеверия, жюри подсчитывает количество названных примет и, в зависимости от их числа, ставят баллы на оберегах.

Задание 6

Ведущий. И вновь командам предлагаются в о п р о с ы:

  • У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

  • Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

  • Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?

(Ложись спать, утро вечера мудренее.)

Д о п о л н и т е л ь н ы й в о п р о с всем командам:

  • Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Задание 7

Ведущий. Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства.

  • Какие праздники древних славян вы знаете?

Каждая из команд представляет ф р а г м е н т ы одного из славянских п р а з д н и к о в: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.

3. Подведение итогов, награждение.

Ведущий. Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:

Прочь отступите, чудовища все,

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища, наши сокровища –

Молодость, силушку

Спрятать в могилушку!

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-гиганта?

Есть у него три бессмертных таланта:

Верить, терпеть… и любить!

Тема: ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
(беседа)

Цели: сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса), способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

Материалы: куклы в народных костюмах (русском, в костюме народов Севера, арабском); образцы льняных, хлопковых, шелковых, синтетических, шерстяных тканей и ниток; материалы для изготовления одежды из льна (кудель, нитки, холст); нитки для плетения пояса.

Предварительная подготовка: найти информацию и подготовить рассказ о русском народном костюме (девичьем, женском, мужском).

Ход беседы

1. Рассказ учителя.

Учитель. Сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма.

  • Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»?

Когда мы теперь произносим слово одежа – это звучит как просторечие. Тем не менее в Древней Руси именно одежа употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин одежда.

Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант – одение.

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. За время своего развития он был максимально приспособлен к традиционному быту народа.

  • Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше?

Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, топографические описания; миниатюры рукописей XV–XVII вв., гравюры и описания иностранных путешественников; описи имущества монастырей, царских одежд и утвари, составленные в XIV–XV вв.; миниатюры, фрески, иконы XI–XIII вв.; летописные русские источники и сообщения восточных и античных авторов; археологические материалы из славянских погребений и кладов IX–XII вв.

  • Какой же элемент одежды является основой русского костюма?

Рубаха (сорочка, исподка, подноска) – древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. А были ли у рубахи предки?

Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.

Эти куклы изготовлены для нашей выставки. Давайте представим, что мы на выставке, и наши экскурсоводы рассказывают о костюмах.

2. Выступления учащихся о русских костюмах (детский, женский и мужской).

Группа 1:

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. Эти полики, по мнению исследователей, заменили собой плечевые пряжки, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнище ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов. Но в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.

Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям, защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

Группа 2:

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

А порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.

В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием.

Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда – от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.

Группа 3:

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание.

Ученые называют это инициацией – то есть обновлением. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.

Юноша должен был вытерпеть жестокую боль (например, принимая татуировку или клеймо со знаками своего рода или племени, полноправным членом которого он становится отныне).

Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель – подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли.

3. Беседа.

Учитель. Изучая национальные костюмы других славянских народов, можно заметить, что рубаха (первоначально – туникообразная) является их непременной частью; это характерная особенность всех земледельческих народов, как и обувь без каблуков. Древнейшие виды головного убора, типа накидки, плата существуют в костюмах либо самостоятельно, либо как часть более сложного убора. Таким образом, можно сказать, что перечисленные компоненты являются общеславянской основой русского народного женского костюма.

  • Из каких материалов получали ткань?

Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую.

У одной команды – кусочки ткани, у другой – нитки, попробуйте найти пару: подобрать нитки к ткани из этих ниток и назвать их. Молодцы! Вот как много видов тканей использовали люди для пошива одежды.

  • Скажите, а у нас на Руси какой ткани отдавалось предпочтение при пошиве одежды? (Льняной и шерстяной.)

  • А из чего получают такие красивые разные нитки и ткани? Хотите посмотреть?

Учитель показывает волокна.

Учащиеся рассматривают, трогают образцы шерстяных, льняных, хлопковых, шелковых и синтетических волокон, уточняют, какую ткань из них получают.

  • Как из волокна получают нитки? Волокна такие тоненькие, коротенькие и непрочные, а нитки длинные, прочные.

  • А кто же умеет это делать? (Ответы учащихся.)

З а г а д к а: шкатулка с предметами из льна: льняной куделью, нитками, тканью, готовым изделием. Что общего у этих вещей? (Они все из льна.)

А вот задача потруднее: разложите эти предметы по порядку.

Учащиеся раскладывают и рассказывают по порядку о материалах, используемых в изготовлении костюма (льняной кудели, нитках, ткани).

  • Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?

Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен, пололи его, убирали с поля – жали серпом, вымачивали, трепали, чтобы получить волокна – кудель; из кудели пряли нитки, из ниток ткали холст, потом его отбеливали – расстилали на морозе, сушили на солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст красили.)

  • Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой, длинными вечерами, пряли нитки и ткали полотно.)

Вот откуда пошла традиция – собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.

Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат!

Тихо звучит русская народная музыка.

  • Подумайте и скажите, какую картину вы себе представляете при упоминании о русском народном костюме? (Хоровод у березки, плавные, красивые движения, русские народные песни.)

Русский костюм невозможно отделить от песни: то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной.

О б р а т и т е в н и м а н и е, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.

Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».

  • А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.)

Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».

  • Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам).

Красивый пояс, вышитая сорочка были лучшим подарком. У каждого народа был свой особенный костюм. Посмотрите на эти костюмы (костюм эвенка, араба).

  • Можем мы определить, где живут люди, которые носили такую одежду?

Внешний вид костюма у разных народов зависит от того, где он живет, какая чаще у них бывает погода (морозы или жара) и что в их местности есть для изготовления одежды.

  • Ребята, а какой костюм, на ваш взгляд, красивее? Какой костюм для вас дороже?

Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).

4. Подведение итогов.

Вот эти куклы изготовлены художником-модельером. Мы с вами тоже учимся украшать костюм орнаментом, плести поясок.

Плетение пояса в сопровождении русской народной песни «Прялица».

Тема: ИСТОРИЯ БОРЬБЫ РОССИИ
С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ
(классный час)

Цель: содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, патриотизма.

Предварительная подготовка: подготовить презентацию исторических сражений – Невское сражение, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Великая Отечественная война.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма» Цели Образовательная

    Урок
    Тема: Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма». Цели ... узнали эту прекрасную музыку символ эпохи XIX века, ... сегодня! Фронтальная беседа Давайте вместе попытаемся ... клеткой и играли в игру «Клетка-государство». А сделаем это с помощью ...
  2. Тема урока Наследственные болезни человека Цели урока Учебная цель

    Урок
    Тема урока: Наследственные болезни человека Цели урока: Учебная цель: изучение и ... к восприятию нового материала (беседа), объяснение материала. Вопросы ... – своего рода символ русской истории последнего ... что трон в государстве Российском наследовался по ...
  3. Классный час на тему `наши права и обязанности` цель

    Классный час
    ... поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…» 6.Творческое домашнее ... -путешествие «Россия – Родина моя» Цель: закрепление знаний детей о символахгосударства, о правах и обязанностях граждан ...
  4. Цели и задачи МАОУ лицея № 77 на 2011-2012 учебный год

    Документ
    ... результаты к/р, ошибочность с целью включения соответствующих тем и вопросов в ... совещаний; - проведение родительской конференции; - беседы и лекции с учащимися; - анкетирование ... Урок истории «Символыгосударства» (для 3 классов). Цель – дать начальное ...
  5. Тема Олимпийские и Паралимпийские ценности

    Документ
    Тема: Олимпийские и Паралимпийские ценности. Цель: актуализация информации ... будут проходить зимние игры. ІІ. Беседа о зимних Олимпийских и Паралимпийских ... ІІІ. Символы игр. 1.-Обратите внимание на символ Олимпийских ... цвета во флагах государств мира. ІV. ...

Другие похожие документы..