textarchive.ru

Главная > Документ


2. Подведение итогов.

Тема: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ
(классный час)

Цели: рассмотреть роль президента и органов власти в управлении государством, выявить качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента; назвать избирательные цензы для кандидата на пост президента, установленные российским законодательством.

Предварительная подготовка: разделить класс на 4 группы, каждая из которых готовит презентацию на темы: «Качества, которыми должен обладать идеальный президент», «Качества, которыми не должен обладать идеальный президент» по материалам СМИ.

Ход классного часа

1. Беседа.

Учитель. Тема нашего классного часа «Управление России».

  • Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Все цивилизованные государства в современном мире, независимо от их различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной организации управления этим обществом.

Прежде чем мы приступим к изучению особенностей государственного управления России, давайте с вами определим, что же такое управление. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).

  • Кто управляет нашим государством? (Президент.)

  • Для чего избирается президент? (Ответы учащихся.)

Кто может быть избран президентом и что входит в его обязанности, мы узнаем, поработав в группах (класс делится на 4 группы).

З а д а н и е: у вас на партах в каждой группе есть карточки с вопросами. Поработайте с ними (самостоятельная работа – 5 минут).

Сейчас каждая группа попробует ответить на вопросы.

Выходят учащиеся первой группы, читают вопрос, текст, из текста выбирают ответ.

К а р т о ч к а для группы 1.

  • Назовите должности Президента РФ.

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст:

По российской Конституции главой государства является Президент, избираемый гражданами страны на определенный срок. Президент – высшее должностное лицо государства. В республиках президентского типа он является также и главой исполнительной власти.

Итак, Президент – глава государства. А еще Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

К а р т о ч к а для группы 2.

  • На какой срок избирается президент?

Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст:

Президент Российской Федерации избирается на 4 года. После этого он может быть избран президентом только один раз.

Разумеется, если президент плохо защищал права и свободы граждан и плохо следил за соблюдением Конституции, на второй срок его не изберут. Если же президент делал все возможное для развития страны, то он может быть избран повторно.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

К а р т о ч к а для группы 3.

  • Что делает президент?

Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст:

Он обеспечивает соблюдение Конституции страны, прав человека и гражданина, определяет основные направления ее внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и за рубежом.

Во время предвыборной кампании идет обширный поток информации о кандидатах. Телеинтервью, листовки, встречи с избирателями, передачи на радио, газетные статьи, проводятся соцопросы среди населения, чтобы выявить желания избирателей.

  • Как вы считаете, влияют ли результаты соцопросов на итоги выборов?

  • Всем ли соцопросам можно доверять?

Но кроме желаний населения и стремлений кандидатов есть юридические документы – законы, устанавливающие избирательные цензы, которым должен соответствовать кандидат на пост президента.

К а р т о ч к а для группы 4.

  • Кто может быть избран президентом?

Чтобы ответить на этот вопрос, откройте Конституцию РФ, найдите статью 81. Прочитайте. Сформулируйте ответ.

Статья 81.

  1. Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

  3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд.

  4. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

  • Как вы считаете, надо ли внести дополнения в российское законодательство и увеличить количество цензов? Например, внести цензы: высшее образование, русский, мужчина, увеличить ценз оседлости и т. д. Обоснуйте свой ответ.

  • Итак, кто же может быть избран президентом и что входит в его обязанности?

  • Может ли президент быть избран на второй срок? А на третий?

  • Какие качества должны быть присущи человеку, выдвигающему свою кандидатуру на пост главы государства?

Независимый исследовательский центр РОМИР в рамках электорального проекта «ПРЕЗИДЕНТ-2000» провел серию групповых дискуссий с россиянами, посвященных выяснению особенностей восприятия населением кандидатов на пост Президента РФ, а также ожиданий и требований, связанных с властью. В рамках данного проекта рассматривались как имиджи отдельных кандидатов в президенты, так и образ идеальной власти, модель идеального лидерства.

2. Презентации групп 1–4.

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ
КАНДИДАТ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА

Наиболее важными качествами идеального президента оказались (5 наиболее важных, в порядке убывания частоты упоминаний):

1) Порядочность. Президент должен быть человеком, у которого слово не расходится с делом, то есть человеком последовательным, которому можно верить, на которого можно положиться, – люди устали от бесконечных обещаний, лозунгов, которые на практике не реализуются. Президент должен выполнять свои предвыборные обещания, его предвыборная кампания должна быть реализована: «Если дал обещание народу, то должен его выполнять», «Он должен беспокоиться о народе, должен делать что-то хорошее»

2) Здоровье, дееспособность. Президент должен быть здоров как физически, так и психически, без явных пороков и негативных пристрастий, который был бы предсказуем и за которого не было бы стыдно.

3) Патриотизм, забота об интересах народа. Респонденты объяснили, что «близость к народу» они воспринимают следующим образом: «Это значит – не отрываться от народа, знать его нужды, при этом необязательно самому ездить на троллейбусе, но надо знать, как живут простые люди».

4) Компетентность, профессионализм. Сторонники других кандидатов в Екатеринбурге считают, что, как минимум, политик в прошлом должен был руководить областью или быть «профессиональным» политиком, то есть членом Думы и т. д. Некоторые респонденты предположили, что в прошлом у человека может быть опыт работы в партийной школе, а опыт руководящей работы должен быть обязательно.

5) Ум, эрудиция, образованность. По мнению сторонников других кандидатов, наряду с образованностью и эрудицией, президент должен обладать «житейским умом», в данном случае характеристика включает в себя также и умение принимать правильные решения, выступать перед публикой, давать интервью: «Ум можно оценить по делам, которые обязательно должны быть», «Должен знать экономические вопросы досконально, быть грамотным не только в экономических, но и в юридических вопросах», «Должен уметь собирать команду, так как управление – это формирование команды на 90 %».

Среди характеристик идеального президента, которые также упоминались в ходе дискуссий, но не попали в число пяти наиболее важных, были упомянуты следующие:

1) Способность хорошо разбираться в людях, психологически тонко их чувствовать, дипломатичность, умение слушать собеседника (эта характеристика была упомянута в ходе практически каждой дискуссии, но не вошла в число пяти наиболее важных).

2) Решительность, жесткость, способность принимать волевые решения, навести порядок в стране, в которой демократия многими понимается как вседозволенность, произвол, а ведь без соблюдения законов не может нормально функционировать ни одно государство.

3) Хозяйственность.

«Хороший хозяин у себя воровать не будет, не будет ничего делать во вред своему хозяйству».

4) Чувство юмора.

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ НЕ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

Качества, которыми не должен обладать президент, были во многом схожи среди сторонников различных кандидатов:

1) Жестокость, агрессивность, авторитарность. Президента хотят видеть волевым, но не жестоким человеком, так как при жестоком президенте возможно установление диктатуры, репрессии и т. д. Респонденты считают, что у президента не должно быть «любви к власти ради самой власти», стремления властвовать любой ценой. «Президент не должен подменять других в тех вопросах, в которых некомпетентен».

2) Коррумпированность, непорядочность.

3) Невежественность, необразованность.

4) Слишком молодой возраст, отсутствие жизненного опыта.

5) Болезнь, отсутствие физического и психического здоровья.

6) Отсутствие воли, мягкотелость. Предпочтение отдается тем, кто может доминировать, а не тем, кто готов лишь подчиняться, то есть предпочтение отдается наличию сильной воли, респонденты считают, что это поможет восстановлению России.

У ч и т е л ь. Давайте с вами попробуем создать портрет кандидата в президенты школы, который состоит из четырех критериев: имидж, характер, цензы, интеллект. Группы 1, 2, 3, 4 получают задание: заполнить один из секторов.

  • Может ли президент один управлять большим государством? Кто помогает президенту управлять большим государством?

Чтобы ответить на этот вопрос, работаем с карточками 2, которые лежат у вас на столе. (Учащиеся зачитывают ответ с карточки.)

К а р т о ч к а 2

  • Кто помогает президенту управлять государством?

Президенту помогает в управлении государством парламент (это слово переводится как «говорить»).

  • Как называется российский парламент?

В современной России парламент называется Федеральным Собранием.

  • Из каких палат он состоит?

Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два руководителя республик, краев, областей и автономных округов, входящих в состав России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, которому исполнился 21 год.

  • Кто еще помогает президенту?

Законы, которые приняты Федеральным Собранием и подписаны президентом, исполняет (приводит в жизнь) правительство страны. Возглавляет правительство страны председатель.

Учитель с помощниками вывешивают на доске плакаты: «Парламент», «Федеральное собрание», «Совет Федерации», «Государственная Дума».

У ч и т е л ь. Все эти органы (Парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума) являются выборными, то есть их выбирают. Их выбирает народ, для того чтобы они издавали законы, по которым будет жить и работать страна. (Учитель переворачивает таблицу.) Поэтому их называют законодательной властью. А правительство страны исполняет законы, назначенные президентом. (Учитель переворачивает таблицу.) Это исполнительная власть.

3. Подведение итогов.

  • Так кто же помогает президенту управлять государством? (Законодательная власть, в которую входит президент, законодательное собрание; исполнительная власть – правительство.)

В ближайшем будущем состоятся выборы Президента РФ. У вас на столах лежат листы бумаги, придумайте и сформулируйте вопрос новому президенту.

Учащиеся от группы выходят и зачитывают вопросы.

Тема: ПОМНИ КОРНИ СВОИ
(классный час)

Цели: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.

Предварительная подготовка: разделить класс на 3 группы, каждая из которых подбирает иллюстрации и готовит сообщения на темы: «Быт и нравы славян V–VII вв.»; «Религия древних славян»; «Занятия древних славян».

Ход классного часа

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

ПЕСНИ ПТИЦЫ ГАМАЮН

– Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода, о законах, Сварогом данных!

– Ничего не скрою, что ведаю…

«И пошли у Живы Cвароговны с молодым Даждьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей.

А отец Орей породил сыновей – Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки – то потомки Даждьбога и Живы и Роси – русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени Русь».

Наш классный час сегодня посвящён очень важной теме – происхождению русского народа.

  • Как назывались русские люди в древности? (Древние славяне.)

  • Откуда появилось такое название?

На рубеже XIX–ХХ веков языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение о происхождении слова славяне. По мнению этого исследователя, название «славяне» возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на -слав: Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т. д. Это окончание римляне превратили в нарицательное название всякого раба вообще (в поздней латыни раб – slavas), а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов. От римлян это было затем усвоено и самими славянами.

В V–III тысячелетиях до н. э. на территории Европы и Азии появились так называемые «индоевропейцы», которые сливались со здешними жителями, создавали новые общности людей. Летописец Нестор в «Повести временных лет» вскользь упомянул, что было время, когда по всей Европе был «род един и язык един». До III тысячелетия до н. э. индоевропейцы представляли собой единое целое, говорили на одном языке, молились общим богам. Из индоевропейцев в дальнейшем выделились несколько групп народов, в том числе и славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы).

  • А теперь давайте посмотрим на карту. Где же жили древние славяне?

Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое.

  • Как назывались племена древних славян?

Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в Древней Руси, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй – на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане – по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы – по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты – в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, – на берегах Десны, Сейма и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною. Дреговичи – в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи, а на Двине, где впадает в нее река Полота, – единоплеменные с ними полочане на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца, «земля полян также носила название «Русь». Одно из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось (притока Днепра), давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве.

В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы.

2. Презентации домашнего задания групп с показом найденных иллюстраций.

Группа 1:

БЫТ И НРАВЫ СЛАВЯН V–VII вв.

«У славян в то время еще не было письменного законодательства, воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его», – писал один греческий историк.

А вот свидетельство другого автора: «Племена славян любят свободу и не выносят рабство. Они храбры и мужественны и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод. Очень ласковы к чужестранцам».

Греки заметили особенности общинного патриархального порядка жизни славян: «Пленники у них не всегда остаются в рабстве, они определяют им выкуп, после которого те вольны или возвратиться в отечество, им остаться у них друзьями и свободными. Они превосходные воины». «Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной».

Первые славянские поселения были невелики. Они представляли собой деревни, состоявшие, как правило, не более чем из десятка дворов. Впрочем, известны также и очень крупные селища площадью в несколько десятков гектар, однако они встречались редко. Гораздо чаще в одной деревне проживало 5–10 семей. Каждой семье принадлежал двор – участок земли, на котором размещалось жилище (изба) и различные хозяйственные постройки, предназначавшиеся для хранения орудий труда и продуктов питания, стойла для домашнего скота, сеновалы, кузницы и т. д. Двор мог быть окружен легкой оградой типа жердевой изгороди, но мог быть и вовсе без ограды.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Кровля избы была, вероятно, дощатой. Изба имела одну дверь и маленькое оконце размером не более чем 20 на 40 см, закрывавшееся деревянной дощечкой и служившее для «вентиляции» избы. Больших окон тогда в домах не делали, поскольку главной функцией жилища была защита от холода, а стеклянные окна, паровое отопление и электрическое освещение изобретены еще не были. Кстати, об освещении. Оно осуществлялось при помощи горящей лучины. Внутри избы располагалась глиняная или сложенная из рваного камня, скрепленного той же глиной, печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Одно отверстие в печи находилось сбоку и служило для закладки в нее дров и установки горшков с пищей, а другое находилось сверху и служило дымоходом. При этом вытяжной трубы не было, и весь дым оставался внутри избы. Вот такой способ отопления дома и назывался топкой «по-черному», видимо, потому, что от дыма и копоти все вещи внутри дома быстро становились грязными. Однако это не являлось препятствием для украшения жилища изнутри и снаружи богатой резьбой по дереву.

Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. В избе происходило и приготовление пищи. В основу рациона питания древних славян входили хлеб, разнообразные зерновые каши, овощи (репа, лук, морковь, капуста), молочные продукты, мясо, рыба. Большинство из них требовало термической обработки, то есть приготавливалось в печи. Для этой цели служили глиняные горшки – сосуды в виде усеченного конуса или цилиндра. Значительная часть славянских горшков изготавливалась в каждом доме собственными силами. Их вылепливали из глины вручную, без помощи гончарного круга, и обжигали в домашней печи. Однако уже с самого начала славянского расселения использовалась и гончарная посуда, которая отличалась более изящными пропорциями, тонкими и более прочными стенками, равномерным обжигом. «Гончарной» ее называют потому, что изготавливали ее гончары – люди, специализировавшиеся на изготовлении горшков и постоянно промышлявшие этим занятием.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки). Широко использовалась также кость. Но самыми важными были, конечно, изделия из железа: ножи, топоры, косы, серпы, наконечники сохи, орудия охоты (стрелы, копья). Железо добывалось из болотной руды во многих местах; поскольку потребность в железных орудиях была велика, то занятие кузнечным делом было распространено очень широко. Кузнец («коваль») жил, видимо, едва ли не в каждой крупной деревне.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) надевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения надевались на покойника во время похорон.

Группа 2:

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Древние славяне были язычниками. Они хоронили своих мертвых по древнему славянскому обряду, который ведет свое начало от обычаев пятитысячелетней индоевропейской древности: умершего обряжали в его лучшие, самые красивые одежды и украшения, а затем сжигали на костре. Собранный пепел помещали в глиняный горшок, который устанавливали в кургане.

Группа 3:

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Основным занятием славян было пашенное земледелие. Кроме пашни обрабатывалась земля и под огороды, в которых выращивались овощи (репа, лук, капуста, морковь, редька), ягоды (смородина, крыжовник), фруктовые деревья (яблони, вишни). Большое значение имело разведение домашнего скота, среди которого преобладали коровы и лошади (последние служили тягловой силой на пашне), однако широко разводили также свиней, овец и коз, домашнюю птицу. Для содержания скота зимой в стойлах на лугах заготавливали сено.

Конечно, большая часть жизни человека раннего Средневековья проходила в добывании пищи, однако у него оставалось какое-то свободное время, которое посвящалось не только праздникам и обрядам. Значительную часть этого времени тратили на украшение тех предметов, которыми пользовались каждый день – собственного дома, орудий труда (например, прялки), саней. Славяне умели ценить красоту и приумножали ее по мере своих скромных сил – резьбой по дереву, изготовлением украшений, вышивкой одежды. Из рода в род передавались приемы этого мастерства, рисунки орнаментов. Тысячелетняя культура славянства сохранилась на москворецких землях и продолжает жить сейчас.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма» Цели Образовательная

    Урок
    Тема: Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма». Цели ... узнали эту прекрасную музыку символ эпохи XIX века, ... сегодня! Фронтальная беседа Давайте вместе попытаемся ... клеткой и играли в игру «Клетка-государство». А сделаем это с помощью ...
  2. Тема урока Наследственные болезни человека Цели урока Учебная цель

    Урок
    Тема урока: Наследственные болезни человека Цели урока: Учебная цель: изучение и ... к восприятию нового материала (беседа), объяснение материала. Вопросы ... – своего рода символ русской истории последнего ... что трон в государстве Российском наследовался по ...
  3. Классный час на тему `наши права и обязанности` цель

    Классный час
    ... поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…» 6.Творческое домашнее ... -путешествие «Россия – Родина моя» Цель: закрепление знаний детей о символахгосударства, о правах и обязанностях граждан ...
  4. Цели и задачи МАОУ лицея № 77 на 2011-2012 учебный год

    Документ
    ... результаты к/р, ошибочность с целью включения соответствующих тем и вопросов в ... совещаний; - проведение родительской конференции; - беседы и лекции с учащимися; - анкетирование ... Урок истории «Символыгосударства» (для 3 классов). Цель – дать начальное ...
  5. Тема Олимпийские и Паралимпийские ценности

    Документ
    Тема: Олимпийские и Паралимпийские ценности. Цель: актуализация информации ... будут проходить зимние игры. ІІ. Беседа о зимних Олимпийских и Паралимпийских ... ІІІ. Символы игр. 1.-Обратите внимание на символ Олимпийских ... цвета во флагах государств мира. ІV. ...

Другие похожие документы..