textarchive.ru

Главная > Документ


IV. Материалы конференции «Краеведение как фактор формирования культурно – нравственного облика современного школьника»

Пленарное заседание

Панько Вера Ивановна,

муниципальное учреждение культуры

«Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска»

г. Омск

Электронные библиографические справочники как источник

изучения культуры Омска

Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В последние десятилетия уходящего столетия у жителей нашей страны значительно усилился интерес к прошлому, к истории Родины, в том числе малой Родины.

Чтобы поддерживать на высоком уровне активизировавшийся интерес населения к краеведению, важно сделать краеведческую работу не кампанией, а продуманной системой действий в интересах гармоничного духовного развития населения. Собрать, сохранить, систематизировать краеведческие документы, обеспечить оперативный доступ к краеведческой информации – одна из главных задач, стоящих перед библиотеками.

Откликаясь на интерес общества к краеведческой информации, Центральная городская библиотека строит свою работу с учетом особенностей культурной и социальной жизни Омска, обеспечивая сбор, хранение и широкий доступ населения к краеведческим документам и информации о них. С этой целью сотрудниками библиотеки создаются электронные справочники, которые служат ценным источником изучения и сохранения культуры Омска. Среди них: электронное библиографическое пособие «Современная городская скульптура», библиографические очерки «Вертоград многоцветный», справочник «Памятники природы города Омска», биобиблиографический указатель «Литературный Омск », календарь «Омские даты - 2010».

Омск – город литературный. Прежде всего, по своим традициям. Василий Прокопьевич Трушкин, исследователь литературного движения в Сибири, утверждал, что когда-то «литературная группа в Омске была самой большой в Сибири». Другой литератор Е. Раппопорт назвал Омск «сибирской Одессой». В одной из своих статей он писал: «Если Одесса прославила советскую литературу именами Багрицкого, Олеши, Катаева, Ильфа, то Омск дал стране Петра Драверта, Антона Сорокина, Леонида Мартынова, Феоктиста Березовского, Георгия Вяткина, Павла Васильева…».

В Омске и сегодня работают одаренные прозаики и поэты: Владимир Балачан, Владимир Макаров, Татьяна Четверикова, Александр Лейфер и многие другие.

Возросший интерес к литературному краеведению, изучение его в общеобразовательных школах и гимназиях побудили нас к созданию биобиблиографического указателя «Литературный Омск».

Он знакомит читателей, знатоков литературного краеведения, библиотекарей, с изданиями и публикациями произведений омских прозаиков, поэтов, драматургов. А также с литературой о них, находящейся в фондах омских муниципальных библиотек. В указатель включены сведения о книгах, статьях из местных и центральных журналов, газет и сборников разных лет издания.

Указатель состоит из персональных разделов, расположенных в алфавите фамилий писателей. В каждом разделе помещены: биографическая справка, список изданий и публикаций произведений писателя и список литературы о нем. Библиографические записи документов расположены в алфавите названий произведений, а литература о писателе – в обратной хронологии.

Дополняют указатель приложения: «Омская писательская организация. Союз писателей России», «Омская писательская организация. Союз российских писателей», «Лауреаты областной молодежной литературной премии имени Ф.М. Достоевского».

Омск сегодня один из крупнейших городов страны, устремленный в будущее, живет и работает, уверенно развивается и растет. Город меняется на глазах, при этом еще дороже становятся безвозвратно уходящие, знакомые с детства омские приметы, виды и очертания любимого города.

К 300-летию Омска планируется построить новые микрорайоны, расширить магистрали, реконструировать дома первых массовых серий. Между тем проблема создания оригинального облика города не менее важна, чем дороги, коммуникации и жилье. По мнению многих омских художников, чтобы написать во всех красках портрет города, сегодня недостаточно застроить его современными высотками, соорудить новые мосты и реанимировать набережную. Необходимы детали, способные внести яркие мазки в это полотно. Городская скульптура, оживляющая безликий пейзаж и создающая настроение, - один из способов разнообразить панораму улиц и площадей родного города.

Библиографическое пособие «Современная городская скульптура» рассказывает о памятниках и памятных знаках, появившихся в городе за последние два десятилетия (90-е годы XX в. – начало XXI в.), а также об их создателях – скульпторах, архитекторах, дизайнерах. Информация представлена в четырех разделах. Первый - «Искусство людных площадей», знакомит с разнообразием нетрадиционной, «нешаблонной» городской скульптуры, произведениях, позволивших в свое время заговорить об Омске как о «продвинутом» городе. Второй раздел библиографического справочника - «В камне и металле…», представляет памятники и памятные знаки выдающимся историческим деятелям, мастерам культуры и искусства, имена которых связаны с нашим городом. В третьем разделе - «Памятник - от слова «память», собрана информация о мемориальных комплексах Омска. Раздел «Авторы» познакомит с омскими и российскими мастерами - создателями скульптурных произведений.

Внутри разделов информация о памятниках и памятных знаках расположена в прямой хронологии их установки, открытия, а об авторах – в алфавите фамилий. Фактографические сведения о каждом скульптурном произведении или авторе сопровождаются списком литературы.

Справочник дополнен именным указателем и указателем названий скульптурных произведений.

В нашем издании нашли отражение документы (преимущественно, альбомы, каталоги, справочники) и публикации из периодических изданий с 1994 по 2007 год, хранящиеся в распределенном библиотечном фонде МУК «ЦСМБ г. Омска».

Сегодня наш город украшают не только скульптурные и архитектурные ансамбли, но и зеленые ландшафты. Они оживляют статичную городскую обстановку. Естественные формы растений служат как бы эталоном совершенства для эстетического развития всей окружающей их «второй природы» из камня, бетона, стекла и асфальта.

В 1957-м немецкие кинематографисты сняли фильм под названием «Русское чудо». В течение нескольких минут на экране разворачивалась панорама нового Омска – чистого, просторного, асфальтированного и с миллионами цветов. Именно в этом фильме Омск был впервые назван «городом-садом».

Озеленение Омска начиналось с акаций, кленов и «пушистых» тополей, более 500 видов и форм древесных растений, сотни видов и сортов цветочно-декоративных культур. Это и голубые елочки, и пирамидальные тополя, и дуб черешчатый, и прочие «европейцы»...

Сегодня Омск украшают 8 парков, 10 городских садов, более 400 скверов, бульваров и набережных, площадью около полутора тысяч гектаров.

Библиографические очерки «Вертоград многоцветный» предлагают информацию об истории зеленого «строительства» в городе, о его парках, скверах и садах.

Пособие состоит из 4-х разделов, в которых помещены очерки, дополненные списками статей из местной периодики за 1995-2006 гг., а также из книг более ранних лет издания (1960-2002 гг.), хранящихся в фонде Центральной городской библиотеки.

Раздел «Город-сад» рассказывает об озеленении Омска в XX - начале XXI вв. Разделы «Сады», «Парки», «Скверы» знакомят с наиболее любимыми, известными уголками отдыха омичей.

Чингиз Айтматов говорил: «Человек должен уметь ценить природу.…Относиться к природе как к равному – разумно и вдохновенно». Еще одна актуальная тема - сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охрана объектов природного и культурного наследия. Ей посвящен библиографический справочник «Памятники природы города Омска».

В справочнике представлена библиографическая и полнотекстовая информация о памятниках природы города Омска, как ныне действующих (паспортизированных), так и утративших или изменивших свой статус, а также о других особо охраняемых природных территориях Омска. Он рассказывает об уникальных природных объектах Омска, являющихся истинным сокровищем, достопримечательностью города. Среди них, Омский городской дендрологический сад, озеро Соленое, Птичья гавань, ботанический сад Омского государственного аграрного университета.

В справочник включены публикации из периодических изданий, статьи из сборников за период с 1982 по 2009 годы, хранящихся в фондах Центральной городской библиотеки.

К истории можно относиться по–разному. Ее можно любить, можно не любить. Но ее нельзя забывать. Омск – один из тех городов, где с уважением относятся к истории.

Цель краеведческого календаря «Омские даты–2010» – обратить внимание на наиболее значимые события в истории Омска. Издание включает юбилейные даты лиц, оставивших заметный след в жизни нашего города, юбилеи исторических событий и другие значимые даты, которые будут отмечаться в следующем году. Перечень знаменательных и памятных дат 2010 года не является полным сводом событий и фактов. В основном их отбор и уточнение материала осуществлялось на основе печатных источников из фондов Центральной городской библиотеки. В календаре дается ссылка на источник информации. Издание снабжено именным указателем, указателем предприятий и организаций, что облегчает поиск информации.

Сотрудники Центральной городской библиотеки выражают благодарность за помощь в подготовке изданий краеведам Владимиру Ивановичу Селюку, Ивану Павловичу Шихатову, Омским отделениям - Союза писателей России, Союза российских писателей, Союза театральных деятелей России, Союза художников России, Союза фотохудожников России, Союза журналистов России, Омскому отделению Союза архитекторов России, администрациям школ, предприятий и организаций нашего города.

Создание библиографических пособий в Центральной городской библиотеке - процесс постоянный. В настоящее время библиографы работают над составлением нового электронного справочника «Храмы Омска».

Централизованная система муниципальных библиотек предоставляет омичам возможности использовать краеведческие электронные библиографические пособия, не заходя в библиотеку. Все материалы представлены на главной странице нашего официального web-сайта. Ждем вас по адресу: www.lib.omsk.ru.

Колодина Наталья Александровна,

магистр библиотековедения,

«Отличник образования Республики Казахстан»,

методист научной библиотеки Павлодарского государственного педагогического института,

член правления общественного объединения

«Славянский культурный центр»,

г. Павлодар, республика Казахстан

Система методического обеспечения краеведческой работы школьных библиотек Павлодарской области

Школьные библиотеки Республики Казахстан, также как и Российской Федерации, составляют самую многочисленную библиотечную сеть страны. И краеведение сегодня входит в число приоритетных содержательных направлений их работы. Библиотечное краеведение в нашей стране имеет достойную историю, сложившиеся традиции и широкую практику. Высокая востребованность библиотечного краеведения в новом веке определяется общественными процессами. Современный этап развития казахстанского общества характеризуется глубоким интересом к истории, духовной жизни этноса, наблюдается рост национального самосознания народов Казахстана. Идет осмысление понятия «национальное самосознание». Терминологический словарь «Библиотечное краеведение» (СПб,1998) даёт нам следующее определение: «Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов. Взаимоотношение своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях» [1].

Формирование национального самосознания происходит в процессе социализации личности, на которую влияют семья, школа, культурный уровень окружения, другими словами, среда и условия жизни, государственная политика, идеология. Школьная библиотека как информационное учреждение, центр культуры и идеологии вносит свой значительный вклад в формирование национального самосознания, в сохранение преемственности духовных традиций местного сообщества.

Школьные библиотекари Павлодарской области бережно собирают в своих фондах все доступные информационные материалы о родном крае, создают тематические досье «История Павлодара», «Наши знатные земляки», «Павлодар литературный» и др. Для учителей и школьников работающих над краеведческими исследовательскими проектами систематически осуществляется библиографическое информирование о новой литературе. Всё чаще для этого используются ресурсы интернет, несмотря на то что далеко не во всех библиотеках есть прямой выход в глобальное информационное пространство.

Развивая познавательный интерес к родному краю, библиотечные специалисты павлодарских школ используют всё многообразие форм библиотечной работы от выставок и обзоров, устных журналов литературных вечеров до обсуждения новых книг, литературных и исторических экскурсий, читательских конференций. Большой эмоциональный подъём, устойчивый краеведческий интерес вызывают викторины, игры-путешествия по родному краю с использованием мультимедийных ресурсов [2]. В течение многих лет успешно работает литературная гостиная по творчеству писателей Павлодарского Прииртышья в средней школе №13 г Павлодара, опыт работы находит отражение на страницах республиканских журналов [3]. Особый импульс краеведческой деятельности школьных библиотек придают памятные даты. В 2008 году Павлодарская область отмечала своё 70-летие, и краеведческая тема стала главной доминантой для всех без исключения школьных библиотек. В юбилейные библиотечные программы библиотечные специалисты школ вложили весь свой богатый опыт, вдохновение и любовь к родной земле [4, 5].

Библиотечное краеведение в павлодарских школах превращено в живое, интересное дело. Однако, для эффективной организации этого дела школьные библиотеки нуждаются в систематической методической поддержке. В настоящее время система методического обеспечения школьных библиотек включает Республиканскую научно-педагогическую библиотеку (РНПБ), библиотеки институтов повышения квалификации педагогических кадров (ИПК ПК) и методические объединения школьных библиотек городов и районов. Основным направлением деятельности республиканского центра является внедрение инноваций, связанных с улучшением обслуживания пользователей, обеспечением свободного доступа к информации, соблюдением разумного баланса между необходимостью перемен и сохранением библиотечных традиций [6]. Специалисты РНПБ в 2003 году издали для школьных библиотек методические рекомендации, определяющие современные требования к системе библиотечного краеведения в школе [7].

Значительную помощь в вопросах краеведения школьным библиотекам оказывают библиотеки министерства культуры — областная универсальная научная библиотека им. С.Торайгырова (ОУНБ), городские, районные, сельские библиотеки. Коллеги приглашают школьных библиотекарей на свои семинары, обмениваются методическими разработками, совместно организуют краеведческие мероприятия для школьников.

Научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института (ПГПИ) официально не включена в систему методического обеспечения школьных библиотек, но понимание важности этого социального института для национального образования, чувство профессиональной солидарности стало источником создания общественного центра методической поддержки школьных библиотек в педагогическом вузе.. Научная библиотека ПГПИ с августа 2005 года вступила на путь активного взаимодействия со школьными библиотеками региона. Объективными предпосылками для консолидации деятельности библиотек школ и педагогического вуза на региональном уровне являются единство территории, общие задачи информационного обеспечения учебного процесса, преемственность целевой аудитории пользователей.

Главной целью общественного методического центра является оказание конкретной оперативной методической помощи всем школьным библиотекам в их полифункциональной деятельности. И вопросы краеведческой работы школьных библиотек постоянно находятся в центре внимания общественного методического центра. За четыре года коллектив библиотекарей педагогического вуза подготовил 5 методических пособий на бумажных и электронных носителях, провел 45 методических мероприятия, на которых присутствовало 1150 библиотекарей, создал систему дистанционного консультирования. На библиотечных страницах сайта ПГПИ выставлены методические разработки и библиографические списки литературы в помощь школьным библиотекарям.

Научная библиотека ПГПИ обладает значительными информационными ресурсами по краеведению. Богатый книжный фонд, большая подписка, современная электронная библиотека, библиографические базы данных по истории образования и науки в Павлодарской области — всё это доступно школьным учителям и библиотекарям в их профессиональной деятельности. По запросам школ составляются библиографические списки, организуются выездные выставки.

Примером активной методической деятельности НБ являются Методические недели школьных библиотек , которые проводятся с 2006 года ежегодно на весенних или летних каникулах. Цель методической недели – оказать конкретную практическую помощь сотрудникам школьных библиотек в актуализации профессиональных знаний. Тематика занятий определяется на основе консультаций с методистами отделов образования и прямых пожеланий школьных библиотекарей. На семинарах НБ ПГПИ школьные библиотекари изучали технологию подготовки электронной выставки (мастер-класс, 2007), новые информационные технологии в библиотечной деятельности (мастер-класс, 2008), интернет ресурсы в помощь школьной библиотеке (семинар-практикум, 2009); рассматривали вопросы развития детского чтения (семинар-интервью, 2007), обсуждали проектную деятельность школьной библиотеки (семинар-тренинг, 2008), информационно-библиографическое обслуживание учителей (день специалиста, 2009). Но какая бы тема не обсуждалась на семинарах и практикумах, в них всегда присутствует краеведческий компонент. С большим интересом всегда принимается информация об электронных ресурсах, обзоры сайтов, консультации по краеведческому информационному поиску в Интернете.

С большим подъёмом на методической неделе 2008 года прошёл семинар-дискуссия «Библиотечное краеведение в школе: традиции и инновации». Для участников семинара были подготовлены доклады по общетеоретическим основам библиотечного краеведения, консультации по методике краеведческой работы, обзоры ресурсов Интернет краеведческого содержания и профессиональной прессы, новинок краеведческих изданий и др. Большую активность участники семинара проявили в обсуждении опыта своей работы, групповом моделировании по теме «партнёры школьной библиотеки в краеведческой деятельности». Открытый, свободный разговор о своих проблемах позволил каждому сделать для себя маленькое открытие, увидеть новые пути совершенствования краеведческой деятельности. Позднее это реализовалось в библиотечных программах, посвящённых 70-летию области.

Программа методических недель обязательно включает экскурсии в павлодарские музеи, встречи с замечательными, творческими людьми родного края. Надолго запомнились школьным библиотекарям премьеры книг С.Горбунова «Остановка в пути» (2006 г.) и Э.Соколкина «Улицы города Павлодара» (2008 г.), встречи с павлодарскими поэтами В.Семерьяновым (2006 г.), О.Григорьевой (2007 г.). В 2009 году методическая неделя имела развёрнутую культурную программу, основу которой составили творческие встречи с учёными ПГПИ, презентации их новых книг. Страницы литературной истории родного города раскрыли авторы-составители новой хрестоматии «Павлодар Литературный», секреты творчества известного казахского писателя и журналистаМубарака Жаманбалинова, многими узами связанного с Павлодарским Прииртышьем раскрыла профессор ПГПИ А.Б. Бахраденова, живой диалог о проблемах развития национальной литературы состоялся во время встречи с профессором Ф.Сутжан. Такие встречи для многих библиотечных специалистов открывают новые аспекты профессиональной краеведческой деятельности, становятся импульсом к творческому поиску.

Важнейшим направлением деятельности НБ ПГПИ является методическое сопровождение инновационных проектов школьных библиотекарей. Многие школьные библиотеки выступают инициаторами собирания разнообразной информации по истории и культуре своего поселения, знаменитых земляках и семейных династиях, бережно хранят хронику основных событий школы и своей местности. По инициативе библиотечных специалистов и при их непосредственном участии создаются школьные музеи, организовываются кружки любителей истории родного края, школьники ведут поисковую работу. Благодаря современным технологиям делать это сегодня намного проще, можно делать бумажные, цифровые и видеокопии. Научная библиотека ПГПИ предоставляет школьным библиотекам доступ к своим ресурсам, консультирует в вопросах разработки проектов.

Большую помощь в работе специалистам оказывает электронный сборник «Методический помощник школьного библиотекаря», все четыре выпуска которого содержат материалы краеведческого характера, методические разработки со всех уголков области. Школьных библиотекарей Павлодарской области в методической работе библиотеки педагогического вуза привлекает богатый информационный ресурс, современные технологии обслуживания, возможность оперативного получения квалифицированной методической помощи, профессионализм и открытость сотрудников. Опыт сотрудничества научной библиотеки ПГПИ со школами доказывает, что библиотека педагогического вуза способна быть координатором библиотечного взаимодействия по различным вопросам деятельности, модератором проектов учебных библиотек, центром методической помощи и профессионального развития сотрудников школьных библиотек региона.

Литература

Библиотечное краеведение: терминол. словарь. / СПб. Гос.Академия культуры. – СПб., 1998. - 85 с.

Овсянникова, Л.П. Активные формы краеведческой работы в школьной библиотеке // Мектептегі кітапхана=Библиотека в школе.- 2007.- №5.- С. 17-18. [CОШ №43 г. Павлодар].

Бехтольд, В. Импульс откровения : литературная гостиная (по творчеству поэта-земляка В. Семерьянова) / В. А. Бехтольд. // Внеклассная работа в школе.- 2007- №2.- С.15-24. [CОШ №13].

Мосягина, Н. Мой красочный, волшебный край (к 70-летию Павлодарской области) / Н. Мосягина. // Внеклассная работа в школе.- 2008-№4.- С. 22-26. [CОШ №14 г. Павлодар].

Падалко, М. Моё родное Приртышье! (к 70-летию Павлодарской области) / М.Падалко. // Внеклассная работа в школе.- 2008.- №1.- С. 20-23.

Насырова, А. А. Реформа образования и миссия учебных библиотек Казахстана / А.А. Насырова. // Кiтапханатану, библиография, кiтаптану = Библиотековедение, библиография, книговедение : сб. науч. ст. Вып. 3. / Нац. б-ка Респ. Казахстан; редкол.: Р.А. Бердигалиева, В.А. Галлеев, С. А. Тасыбаева. – Алматы, 2002. – С. 119–127.

Махметова, А.Н. Краеведческая работа в школьной библиотеке : консультация / А.Н. Махметова; РНПБ. – Алматы, 2003.- 6 с.

Лапшина Ирина Юрьевна,

методист по учебным фондам МОУ ГИМЦ

город Тюмень

Содержание и формы работы по организации

краеведческой деятельности школьных библиотек.

(результаты диагностического исследования)

1.Информация о ресурсах библиотек общеобразовательных учреждений

В городе Тюмени создана сеть общеобразовательных учреждений, выполняющая важнейшие функции становления и развития личности, стабилизации и прогрессивного преобразования социума: функционируют 93 школы, из них 88 дневных, в числе которых – 1 начальная, 1- основная, 77 средних общеобразовательных школ (74 – муниципальных и 3 – государственных), 7 специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, 5 вечерних школ и 2 негосударственных. В числе 77 средних школ 9 гимназий и 3 лицея.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании материалы третьей всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в россии проходившей в санкт-петербурге

    Программа
    ... ). Конференция начинается с пленарногозаседания, на котором участники знакомятся с программой конференции и ... нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Изучение литературы в современной школе как отечественная культурная ...
  2. Ассоциация гимназий санкт-петербурга всероссийская научно-практическая конференция стратегия гимназического образования на современном этапе

    Программа
    ... .30 - регистрация участников конференции, 10.30 – 12.00 - Пленарноезаседание 12.40 - работа ... теперь, какизучение языкознания и овладение школьниками лингвистической культурой влияют на различные стороны современного гимназического компонента ...
  3. Социально-гуманитарные чтения 2009 года

    Сборник научных работ
    ... , уделяемого культурекакфактору, обусловливающему специфику интеллектуального и творческого развития человека. Недифференцированность понятий «социальный» и «культурный» ...
  4. Библиотечная жизнь кузбасса

    Документ
    ... , библиографическиесправочники и обзоры, списки литературы и каталоги выставок. Первое место занимают полнотекстовые материалы и электронныебиблиографические указатели ...
  5. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной ... материаловконференций, 37 учебных пособий, 62 учебно-методических пособий, 7 монографий. Электронная ...

Другие похожие документы..