textarchive.ru

Главная > Документ


КАК ДЕЛО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ…

В эпоху социалистического коллективизма у многих было желание остаться наедине с самим собой и творить так, как хочется, а не так, как «надо». Несколько последних лет людей искусства заботило только то, как выжить и сохранить свое призвание. Чувствовалась растерянность, мешало ощущение невостребованности, отчужденности. Теперь - наоборот, не хватает контактов. И крепкие нити уже есть.

По инициативе крупнейших деятелей искусства Дмитрия Лихачева, Кирилла Лаврова, Ирины Архиповой, Сергея Михал­кова, Тимура Пулатова начался процесс воссоздания прежнего культурного пространства, создан Совет по культурному сотруд­ничеству при Исполкоме Совета глав государств СНГ. Одним из результатов его деятельности и стали Дни культуры Кыргызста­на в Российской Федерации в 1996-м, затем в 2003 году. Вновь, почти через сорок лет после второй Декады, в Москву приехали музыкальные коллективы, писатели, художники, кинематогра­фисты.

Октябрь 96-го. В день открытия Дней в Колонном зале Дома Союзов у слу­жебного входа нас встречала Ирина Константиновна Архипова, как родных. В программе симфони­ческого оркестра Кыргостелерадио - концерты Чайковского и Хачатуряна, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, вокальная музыка. Солировали только молодые - Эмиль Атагельдиев, Эрнис Асаналиев, Кай­ры Кошоева, Эльвира Асанкулова, Талгарбек Джакшылыков. Во втором отделении - оркестр имени Карамолдо, классические кюу.

Министр культуры Рос­сии Евгений Сидоров на официальном приеме в честь открытия Дней шутливо посетовал: «Вот, научили когда-то киргизов на свою голову... Вы напомни­ли нам, что такое русская и западная классика». Потом были вы­ступления в концертных залах Музея музыкального искусства имени Глинки, редакции газеты «Известия», в Академии погра­ничных войск...

В следующем году представительная делегация выезжала в ФРГ, где успешно прошли Дни культуры республики, - фольклорный ансамбль «Камбаркан» Эсенгула Джумабаева, ан­самбль танца «Ак-Марал» Мелиса Асылбашева, народный пи­сатель Кыргызстана Чингиз Айтматов и многие другие.

Одиннадцать лет назад в Москве была учреждена Международная академия творчества - неправительственная общественная орга­низация, которую возглавил известный ученый Георгий Гладышев. Академия объединила людей науки, культуры, религии, спорта, представителей деловых кругов. Вице-президенты ака­демии - Ирина Архипова, Чингиз Айтматов.

В Кыргызстане первым академиком Международной академии творчества стал Президент Кыргызской Республики А.А. Акаев - крупный уче­ный-физик, академик, человек огромной эрудиции. Кстати, в 1967 году, когда Асанхан Джумахматович высту­пал в Северной Пальмире с оркестром имени Орозова, Аскар Акаевич и Майрам Дуйшеновна были на этом концерте.

В конце 80-х Союз композиторов СССР, подобно всей стра­не, вел какую-то странную, призрачную жизнь. Вроде бы все было по-прежнему - пышные пленумы и съезды, комфортабель­ные дома творчества, строгая иерархия отношений (думается, неуместная в творческой профессии). Но уже чувствовалось: доедаем последние госдотации. Съезд членов СК СССР, состоявшийся в Москве в 1987 году, ничего не мог противопоставить надвигающейся катастрофе. Министра культуры, замечательного актера и режиссера Николая Губенко, который вышел на трибуну киноконцертного зала «Россия», свои же, коллеги, просто «захлопали». Это было не только знаком протеста, но и растерянности перед надвигающимися переменами.

Все также на прослушиваниях и просмотрах новых произведений царила снисходительность, ведь эксперты - члены СК. Стыдливо обходили как «новых неудоб­ных», так и «старых неугодных», предпочитая им свою (в чем уже многие сомневались) музыку. Но на концертной эстраде, куда уже явочным порядком вторгались законы спроса - предложения, «членская» музыка почти не звучала, разве что на офи­циальных мероприятиях.

Нужен был новый яркий талант. И он появился.

К моему стыду, я упустил из виду юного кыргыза из Джумгала, направленного на учебу в Москву, в мою альма-матер... Муратбек Бегалиев на Всесоюзном смотре молодых композиторов в 1981 году был удостоен Гран-при за Симфони­ческую поэму.

В ЦК состоялся такой разговор:

Усубалиев: Почему вы затираете Бегалиева? Его нет в ва­шем репертуаре.

Я: Не знаю такого. Он даже не числится в членах Союза композиторов. Надо обратиться к Молдобасанову (тогда он был председателем Союза).

Усубалиев: Организуйте авторский концерт, возьмите в ра­боту его поэму. Я сам приду слушать...

Я с инте­ресом раскрыл партитуру Симфонической поэмы с неизвестным для меня именем на обложке. Она поразила свежестью, непохо­жестью на сотни и сотни своих предшественниц. (Кыргызские композиторы почему-то отдают предпочтение из симфоничес­ких жанров - поэме, из вокально-симфонических - кантате). Вполне современная музыка, и в то же время теснейшая, орга­ничная связь с национальным базисом. Широчайшая амплиту­да художественной выразительности при почти акынской ис­кренности чувств. Обостренная, «обнаженная» романтическая исповедь конца века.

В авторском концерте Бегалиева участвовали его друзья - студенты и выпускники Московской консерватории, в том чис­ле скрипачи - Искендер Океев, Мурат Рена, сейчас известные в Европе и Азии исполнители. Мы все воочию увидели, что наконец в наше искусство пришли новые люди - талантливые, по-хорошему дерзкие, полные фантастических и реальных замыслов. Вот когда вспомнилось пушкинское «Здрав­ствуй, племя, младое, незнакомое!». И вот когда я вспомнил свои давние слова, сказанные как-то в беседе с сотрудниками редак­ции журнала «Советская музыка»: «Если сейчас мы не предпри­мем самых решительных мер, не будем посылать самых одарен­ных студентов учиться в Москву и Ленинград, как мы сможем держать ответ перед своим народом через 10-20 лет в том, что не позаботились о достойной смене?».

К сожалению, таких «варягов» и в прежние годы было очень мало - трудно выдержать жесткую конкуренцию с абитуриента­ми, приезжающими из всего СССР! А в 90-е за обучение каждого нашего ученика-студента приходится платить, как-никак Мос­ква теперь «заграница». Только долгосрочной программе «Кадры XXI века» и другим, подобным ей, под силу обучение юных талантов за рубежом”.

...Концерт прошел «на ура». Большой зал Кыргызской госу­дарственной филармонии имени Токтогула уже давно не видел такого аншлага. Видимо, публика тоже почувствовала дыхание «ветра перемен». Несмотря на молодость, Муратбек уже был автором многих произведений в самых разных жанpax - от драматории на сюжет романа Айтматова «И дольше века длится день» до песен, которые безоговорочно приняла моло­дежь. Так же удачно легла его музыка на двухсерийный кино­фильм «Потомок Белого барса» Толомуша Океева, получивший много международных призов. В Европе, Азии, Америке те­перь звучат его сочинения.

Как показало время, одним из замыслов Муратбека Бегалиева было создание Кыргызской государственной консерватории. Идея эта давно витала в воздухе, но, наверное, должен был по­явиться человек, который ею по-настоящему «заболеет». Дело это непростое, и не только как всякое новое начинание, а еще и потому что пришлось «резать по живому» – консерватория со­здана на базе специальных факультетов Института искусств име­ни Бейшеналиевой. Художественная интеллигенция раскололась на два лагеря, была задействована пресса, в пылу полемики выс­казано немало аргументов «за» и «против». Но Бегалиев выдер­жал этот прессинг, в том числе и со стороны гораздо более стар­ших и титулованных коллег. Консерваторию поддержал Президент. И сейчас, спустя десять лет, трудно пред­ставить культуру Кыргызстана без нее.

На преподавательскую работу были приглашены крупней­шие музыканты и артисты – Токтоналы Сейталиев, Ири­на Деркимбаева, Марлен Темирбеков, Салима Бекмуратова, Кайыргуль Сартбаева, Кайыпбек Айтыгулов, Эркин Мадемилова. Асанхан Джумахматов принял приглашение заведовать кафедрой ди­рижирования: теперь есть кому передать свой опыт.

В дирижирование приходят по-разному, в джумахматовский класс – тоже. Так, Бакыт Тулегенов – заслуженный артист Кыргызстана, лау­реат международного конкурса (фагот), – начинал на новом по­прище хорошо подготовленным инструменталистом, доказав­шим свою музыкальную эрудицию, волю и талант организатора. Ныне он – балетный дирижер в Академическом театре имени Малдыбаева.

Юрий Фебенчук получил два высших образования: баяниста и композитора. Дирижер – его третья специальность. Нурмат Полотов пришел из артистов симфонического оркестра радио и телевидения, он кларнетист. Коллеги высоко оценили его первый дирижерский опыт – симфонию «Королева» Гайдна. У него хорошие – дирижерские – руки, высоко развито «чувство музыки».

Рахатбек Осмоналиев с отличием окончил Институт искусств по классу контрабаса. В театре смело взял одну из вершин оперного творчества – «Риголетто». Уже восемь лет руково­дит Чуйским молодежным камерным оркестром, после блестящей премьеры оперы «Волшебная флейта» в 2002 году дирижирует в Кыргызском оперном. «Осмоналиев тонкий лирический музыкант, с каким-то внутренним творческим огнем. У него большое будущее», – говорит Джумахматов о своем младшем коллеге.

В сентябре 2002 года оркестр радио и ТВ под управлением Рахатбека Осмоналиева выступил в Малом зале Национальной филармонии. Солировал в тот вечер талантливый пианист, пятикурсник Московской государственной консерватории Сардар Исмаилов – обладатель Гран-при фестиваля «Юные таланты» фонда «Мээрим», лауреат международного конкурса-фестиваля «Шабыт» в Астане. На этот раз Сардар исполнил сложнейшую «Рапсодию на тему Паганини» и другие вещи Рахманинова. «Сардар напоминает мне Игумнова, которого я хорошо знал, - говорит маэстро Джумахматов, не раз аккомпанировавший Исмаилову. – Он прирожденный поэт фортепиано, его инструмент «поет». У Сардара и оркестра под управлением Рахатбека на этот раз был прекрасный дуэт».

Маэстро стремится к тому, чтобы его студенты как можно раньше встали за пульт. Хотя бы на полча­са, на пятнадцать минут. Практика – самый важный элемент обучения дирижера, надо пораньше «обстреляться» на передо­вой музыкального фронта. Все они очень разные личности, но их роднит любовь к сво­ему делу, музыкальность, самоотдача.

Ректор Бегалиев привлекает к учебному процессу известных музыкантов из Москвы, Петербурга, европейских центров, новых стран Центральной Азии. При их участии впервые были проведены Иссык-Кульские мастер-классы. За короткий срок в консерватории созданы симфонический оркестр под управлением Александра Георгиева, фольклорный ансамбль, эс­традная группа, духовой оркестр, хор... Консерватория букваль­но всколыхнула уснувшую культурную жизнь столицы - развер­нула концертную деятельность, воспитала несколько десятков лауреатов международных конкурсов, стала базой республиканских кон­курсов молодых исполнителей.

Консерватория тесно сотрудничает с кыргызстанскими и за­рубежными образовательными и культурными организациями. Два вокалиста - вы­пускники вуза - впервые после командировки Минжилкиева на­правлены на стажировку в Италию. «Впервые» - это слово часто звучит в связи с молодой консерваторией, которая удачно «впи­салась» в современную культуру с ее глубокими традициями.

Каждое новое произведение Бегалиева становится событи­ем, это, например, вокально-инструментальная увертюра «Гимн Творцу», посвя­щенная Иссык-Кульскому форуму-97. Эта встреча крупных уче­ных, деятелей искусства, одним словом, клуб интеллектуалов, состоявшаяся по инициативе Чингиза Айтматова, привлекла в Кыргызстан также Генерального секретаря ЮНЕСКО Федери­ко Майора, президента Турции Сулеймана Демиреля, экс-пре­зидента СССРМихаила Горбачева. В это нелегкое для культуры время, которое Евгений Евтушенко назвал на форуме временем «глобальной макдонализации», именно музыка, имея самый пря­мой путь к слушателю, воплотила дух высокого собрания. Ког­да ансамбль «Насыйкат» и камерный хор Гостелерадио исполняли «Гимн Творцу», в огромном зале стояла во­сторженная тишина. Емко, в нескольких словах настроение форума выразил Айтматов: «На рубеже тысячелетий единственный принцип выживания человечества и человека - культура».

Entr`acte

“Гимн Творцу” не только несет в себе идею посвящения выдающемуся мастеру слова, но и заставляет задуматься об этических, философских вопросах нашего времени. Как известно, философский аспект произведений в высшей степени характерен для творчества таких титанов прошлого и настоящего, как И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Г. Малер, П. Чайковский, Д. Шостакович, А. Шнитке, С. Губайдулина, Г. Канчели…

На философском уровне художественного обобщения сконцентрированы “предельные” вопросы, цели и ценности культуры. Слушателю предоставляется возможность прочувствовать глубину диалога народного и профессионального искусства, традиций Востока и Запада. Именно полинациональная, полижанровая природа музыки Бегалиева по-своему отражает некий музыкальный универсализм нашей эпохи с ее широчайшими культурными контактами.

В едином целом здесь выступают такие жанры, как кыргызский кюу, хорал, стилевой колорит музыки барокко, романтизма и аутентичного фольклоризма, “непостижимые” звуки органа и нацио-нальная специфика интонирования комуза, темир и жыгач ооз комуза, чопо чоора, сыбызгы, текучая звуковая лава струнных и четкие ритмы народного наигрыша.

А также (и прежде всего) исторические образцы гимнологии Запада и Востока.

Жанровая идентификация “Гимна Творцу” непроста. Это и одночастная программная поэма, и вокальная симфониетта, и торжественная увертюра-кантата. Если вспомнить истину “архитектура – это застывшая музыка”, то можно предложить и определение музыкальной архитектоники “Гимна Творцу”. Крайние инструментальные разделы с их устремленностью ввысь ассоциируются с минаретами (джалал), а средний, вокальный, уносящий воображение слушателя к космосу, с куполом мечети (джамал). Фольклорный раздел вносит в эту симметрию некоторую долю спонтанности. “Я хочу равновесия, которое возникает на лету, - писал Пикассо, - но не того равновесия, которое устойчиво и инертно”.

Как известно, Айтматов мастерски трансформирует мифы, легенды, фольклор в литературные суб-сюжеты, которые являются нравственными комментариями к основной фабуле. Фольклорный наигрыш в “Гимне” Бегалиева опирается на творческую фантазию слушателя и может получить различное смысловое и функциональное толкование.

Согласно мифологии древних кыргызов, мужское, героическое начало олицетворяет Тенир-ата (Небо), а женское, материнское – Жер-эне (Земля). В эпическом наследии эти два главенствующие начала выступают не только в отдельности, но и дополняют друг друга.

Бегалиеву удалось, может быть, впервые столь гармонично соединить эти полярные области. Это достигнуто не только благодаря многопрофильной жанрово-стилевой, но и богатой тембровой партитуре “Гимна”. Раздел, исполняемый народными инструментами, вносит тембровый и темповый контраст в образный строй произведения. Оригинальную семантику в вокально-симфоническом контексте получили кыргызские народные инструменты, звук которых напоминает об ароматном “букете” сочных долинных трав.

В этой музыке интуитивно постигаются образы действия, благоговейного экстаза, катарсиса, нирваны. В то же время гимн как жанр располагает к коллективности исполнения, к соборности, исповедуемой, как пишет П. Флоренский, homo spiritus. От мощного хора и сопранового вокализа веет акустикой священного храма:

В глубоких сумерках собора

Прочитан мною свиток твой:

Твой голос – только стон из хора,

Стон протяженный и глухой…

(А.Блок)

Здесь вспоминается благородная кантилена старинной арии lamento, высокие образцы которой принадлежали Баху, Генделю, Альбинони, прихотливый орнамент бесконечной “ленты” восточной мелодии, сдержанная грусть “песни несбывшейся мечты” (арман). Анри Бремон утверждает: “Молитва есть чистая поэзия, и поэтому чистая поэзия должна быть молитвой”.

“У каждого народа есть свой ГОЛОС, - говорит Бегалиев. - Вместе же они звучат намного сильнее, увереннее и тверже. Именно эти голоса человечества воссоединяются на вершине самой большой горы и звучат как всеобщий ГИМН ТВОРЦУ. Самой непреклонной и сплоченной является внутренняя вера, которая окружает нас, окружает всю ПЛАНЕТУ”.

У каждого художника свой путь к своему Богу. И неважно, принадлежат ли его взгляды к какой-либо определенной религии или он эмпирически ищет свое понимание истины. “Религия как всеобщее сознание истины составляет существенную предпосылку для искусства”, - писал Гегель.

В “Гимне” властвуют мечтательно-фантастический, религиозный идеал (творец - Бог) и реально существующий (творец - художник). Для обоих типов идеального характерна возвышенная сфера искусства. Еще Аристотель в своей “Поэтике” упоминал о необходимости сочетать типизацию с облагораживанием оригинала. Классическое искусство прошлого дышит силой своих идеалов, силой влекущих и вдохновляющих примеров. На этом пути стоит и творчество Муратбека Бегалиева.

Нравственно-духовная тематика всегда сверхтребовательна к художнику, поэтому такие сочинения, как “Гимн Творцу”, становятся фактом культуры.

ВОЛШЕБНЫЙ ЧООР”

...А на афише Кыргызского академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева новая опера - «Волшебная флейта». Событие, значение которого трудно переоценить. В тысячный, наверное, раз оказавшись в родном театре, на премьере моцартовского шедевра, Асанхану Джумахматовичу вдруг отчетливо вспомнилась вся длинная и такая непростая история театра, его сложный путь к сегодняшнему триумфу.

Ему ли, дирижеру, поставившему в театре более пятидесяти опер мирового и национального репертуара, не знать, что такое безумная радость творческой удачи и горечь поражения! И потому пусть простит читатель все новые и новые экскурсы в 60-летнюю историю театра, которому Джумахматов отдал сорок лет. Слишком живы в его памяти события прошлого и слишком дорог храм музыки…

Сейчас немного грустно вспоминать (что поделаешь – ностальгия…) те времена, когда в краю кочевников появилась своя опера – я имею в виду гениальную «Айчурек» Власова, Малдыбаева и Фере. И надо заметить, что нас, музыкантов, артистов, власть и общество буквально лелеяли, баловали. Появление каждой новой оперы приравнивалось к целой социально-политической кампании. И это, я считаю, правильно. Ведь к оперному театру стягиваются нити всех видов искусства, здесь проверяется уровень художественной культуры в целом. А его обратное воздействие на общество? Достаточно вспомнить безусловное революционизирующее значение для Италии, сражавшейся против австрийского ига, опер Верди «Ломбардцы» и «Сицилийская вечерня». Мейербер в «Гугенотах» тоже сумел удивительно точно передать настроение своего времени. «Волшебная флейта» с ее идеей борьбы сил света и тьмы сегодня для Кыргызстана, члена антитеррористической коалиции, особенно актуальна”.

Вслед за десятилетиями, когда оперный театр постоянно поднимал планку своей постановочной культуры, пришли годы упадка, и не всегда только он был в этом виноват. Были и обязательные, «заказные» работы, и обидные полупустые залы. Что ж, любовь и доверие зрителя надо оправдывать каждый день заново.

Будучи директором и главным дирижером Кыргызского театра оперы и балета, Асанхан Джумахматов всегда поддерживал молодых. Солисты оперы Луханин, Мастерова, Менаждинова, Чоткараева, Портнова вписали в историю театра немало прекрасных страниц. Потом с болью приходилось узнавать, что театр покидают многообещающие профессионалы. Затем был самый губительный для театра период. Жизнь вокруг менялась, а в оперном все оставалось по-прежнему. И даже уникальность такого театра, как Кыргызский академический с его замечательной историей и традициями, не спасла его от кризиса.

Настоящий артист – тот, кто постоянно ставит перед собой все более ответственные задачи. То же можно сказать и о «настоящем театре». Поэтому, считает Асанхан Джумахматов, надо нагружать труппу все более сложными произведениями. Такой проверкой на жизнестойкость и профессионализм явилась «Волшебная флейта», поставленная в сезоне 2001 года.

Подчеркнем, что «Флейта» с самого начала стала подлинно народной оперой, ведь ее премьера в 1791 году, которой дирижировал автор, прошла в популярном у простых зрителей «Театре на лугу» под Веной. Несмотря на то что она принадлежит к самым сложным страницам оперной истории (по определению Моцарта - «большая опера»), дух «солнечного» композитора осеняет это творение добрым светом любви и юмора. И подтверждает: классика всегда современна.

Именно эта современность и своевременность постановки кажутся сейчас главным содержанием события. Премьеры ждали, публика, благодаря грамотной на этот раз работе журналистов, была уже наэлектризована задолго до торжества. С некоторой, понятной нам, тревогой ждал и наш дирижер-аксакал. И ожидания не обманули. Напротив, для него, повидавшего на своем веку немало триумфов, «Волшебная флейта» стала настоящим откровением. «Я как будто попал в совсем другой театр, с другой труппой и даже зрителем – требовательным и благодарным», - сказал Джумахматов корреспонденту газеты «Слово Кыргызстана» в интервью по «горячим следам» премьеры.

В спектакле видно, как искренне, благоговейно, в высшей степени серьезно отнеслись к нему и артисты, и администрация театра. Сколько внимания (а не только средств) вложили в это дело спонсоры!

Судя по исполнительскому составу «Флейты», можно с уверенностью сказать, что у нас сложилась блестящая плеяда молодых певцов, музыкантов-инструменталистов, дирижеров.

Эльвира Асанкулова (Царица ночи) блестяще справилась со сложнейшей партией. Кстати, по секрету она рассказала автору этих строк, что за время подготовки спектакля похудела на несколько килограммов. Шутка ли – просидеть всю репетицию на Луне, под колосниками на 20-метровой высоте…

Талгар Жакшылыков (Зарастро) заставил зрителей вспомнить то время, когда в Кыргызском театре было шесть (!) первоклассных басов во главе с незабвенным Булатом Минжилкиевым. Ведь и Талгар, и Эльвира тоже недавно прошли хорошую итальянскую школу.

Эсен Нурмамбетова, Анарбек Ибраев, Керим Орузбаев и другие солисты, сохраняя традиции театра, вместе с тем добились новой «интонационной правды». В «Волшебной флейте» певцы-актеры раскрылись совершенно по-новому – они движутся очень артистично, играют, почти не уступая драматическим, точно при этом передавая музыкальный стиль эпохи. Сво-бода от дирижерской зависимости – высший уровень сценической пластики. В театре есть силы, с которыми можно работать и дальше, покорять новые вершины.

Мягко говоря, не слишком радуя слушателей в прежних постановках, сейчас хор театра был на высоте. Высоких похвал удостоился на премьере оркестр (дирижер-постановщик Рахатбек Осмоналиев).

Выбор «Флейты» для гвоздевой премьеры сезона оказался чрезвычайно удачным. Одна из самых любимых опер мирового репертуара – думается, трудно было бы найти театру более желанный вариант для подарка к собственному юбилею, приятного сюрприза для бишкекчан и гостей столицы, любителей музыки из-за рубежа, которые живут и работают в Кыргызстане. Это - идеальный выбор для выхода на крупное культурное явление.

Неистощима фантазия режиссера-постановщика «Волшебной флейты» Катарины Озбринк (Швеция). Она прекрасно знает и понимает музыкальную и драматическую суть спектакля, может увлечь за собой коллектив. Несмотря на скудные технические возможности сцены театра, построенного в 1955 году, режиссер сумела блестяще воплотить замысел моцартовского либреттиста Шиканедера. Интересны декорации Кубана Омурова и костюмы Людмилы Брякиной. Но главное, конечно, не это (хотя театр есть театр). Как замечательно сказала Катарина Озбринк, обращаясь к публике в театральной программке, «лучший способ построить общество – это взять побольше любви и много-много волшебных флейт…». И в этом весь Моцарт.

Однако важно удержать все следующие спектакли на таком же высоком премьерном уровне творческого горения. Это, может быть, даже сложнее, чем осуществить новую постановку. Спектакль как бы живет своей жизнью. Ровно через год он был исполнен под руководством шведского дирижера Виктора Ослунда.

Между прочим, та весна подарила немало прекрасных музыкальных впечатлений и надежд на будущее. 65-летие оркестра кыргызских народных инструментов имени Карамолдо, концерт новой симфонической музыки в Национальной филармонии, которым довелось дирижировать именно Джумахматову, успех «Solt Pinats» - джазовой группы консерватории. И это только часть музыкальной жизни столицы.

Асанхан Джумахматов, назначенный после трагической гибели генерального директора театра Чолпонбека Базарбаева художественным руководителем, считает, что еще больше титанической работы впереди. С «новым старым» театром.

Джумахматов думает и о создании в Бишкеке Клуба любителей классической музыки или, может быть, Филармонического общества. В Кыргызстане есть прекрасные исполнители, в Бишкеке – отличные залы.

Пой, «волшебный чоор»...

Postludio

СИМФОНИЯ-ЖИЗНЬ”

«Человек-оркестр» – у него и судьба, как симфоническая партитура, в которой звучат голоса людей, с кем довелось встретиться на жизненном пути. Делить кров и стол, дружить, творить, спорить...

Василий Целиковский, который пригласил 14-летнего мальчишку в свой симфонический коллектив.

Сталин, «ок­рестивший» его в Москве.

Абдылас Малдыбаев, чью музыку Джумахматов играет всю жизнь.

Булат Минжилкиев, совершивший с маэстро свою первую «гастроль».

Чингиз Айтматов, чья Джамиля впер­вые запела под взмах его дирижерской палочки.

Эмиль Гилельс, которого Асанхан – однокашник великого пианиста - «благословил» на …женитьбу.

Дмитрий Шоста­кович, доверивший Джумахматову одну из своих премьер.

Игорь Моисе­ев, сочинивший танцы на его музыку...

И многие, многие дру­гие.

Под управлением Джумахматова - дирижера выступали Ирина Архипова и Евгений Нестеренко, Эмиль Гилельс и Мстислав Ростропович. И лермонтовский “Маскарад” Джумахматов репетировал в присутствии еще одного гения – Арама Хачатуряна. Даже имена эти звучат легендой ХХ века. Без сомнения, и творчество Асанхана Джумахматова несет в себе оттенок легендарности.

В этой «партитуре» – отголоски событий, эпохальных и не очень, сви­детелем и участником которых пришлось быть нашему герою. Репрессии, оси­ротившие тысячи его сверстников, ранняя потеря и новое обретение Родины, последний бой под Сталинградом, «расцветы» и «застои», наконец, распад Советского Союза и становление суверенного Кыргызстана.

Волею судьбы и, может быть, в силу своего характера Асанхан Джумахматов часто оказывался в эпицентре происходящего.

Но он не политик, а му­зыкант. И поэтому для него всегда было важнее рождение но­вых театров и оркестров, шумные премьеры и жестокие прова­лы, первые шаги будущих «звезд» и триумфы корифеев.

Конечно, за музыканта должна говорить его музыка. Поэтому в его судьбе-“партитуре” - более пятидесяти поставленных опер и балетов, сотни симфонических премьер, тысячи концертов и спектаклей, сыгранных в разных странах мира.

Эта книга создавалась так, как маэстро работает всегда, - в череде множества дел, в стремительном движении времени, в непредсказуемом раз­витии событий. Поэтому она в чем-то субъективна и где-то фраг­ментарна.

Как партитура “симфонии-жизни”.

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

1923,16 июня - родился в Иссык-Атинском уезде.

1929 - ссылка на Украину.

1938 - возвращение на Родину и начало учебы во Фрунзенском педагогическом техникуме

1938 - артист оркестра Кыргызского музыкально-драматического театра.

1939, 26 мая - 4 июня - участие в первой Декаде искусства и культуры Кыргызстана в Москве.

1941 - артист Государственного симфонического оркестра СССР.

1941, ноябрь - уход добровольцем на фронт Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии.

1942, март - вступление в ВКП(б).

1942, август - ранение под Сталинградом.

1944 - демобилизация и возвращение во Фрунзе .

1945, сентябрь - начало учебы в национальной студии при Московской консерватории им. П. Чайковского на дирижерском отделении.

1947, март - дебют симфонического дирижера во Фрунзе.

1947, июнь - дирижерский дебют в Кыргызском театре оперы и балета («Айчурек» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере).

1948 - постановка музыкальной комедии «Ким кантти» М. Абдраева, А. Аманбаева.

1948 - постановка музыкальной драмы «Аджал ордуна» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1948, март - назначен главным дирижером Кыргызского государственного театра оперы и балета.

1949 - постановка оперы «Кокуль» М. Раухвергера.

1949 - постановка оперы «Кармен» Ж. Бизе.

1949 - постановка музыкальной драмы «Алтын-кыз» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1950 - постановка оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

1950 - постановка оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского.

1951 - постановка оперы «На берегах Иссык-Куля» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1951 - постановка оперы «Русалка» А. Даргомыжского.

1952-1957 - учеба на дирижерском факультете Московской консерватории.

1953 - назначен главным дирижером и музыкальным руководителем Театра имени Моссовета в Москве.

1957, июнь - назначен главным дирижером Кыргызского театра оперы и балета.

1957 - постановка оперы «Ак-Шумкар» С. Ряузова.

1958 - постановка оперы «Токтогул» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1958, 22 сентября - присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР.

1958, 14-26 октября - музыкальный руководитель и главный дирижер второй Декады искусства и культуры Киргизской ССР в Москве.

1958, 1 ноября - награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1959 - постановка музыкальной комедии «Проделки Майсары» С. Юдакова.

1959 - постановка оперы «Мурат» Л. Книппера.

1959 - постановка оперы «Айчурек» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1960 - постановка оперы «Аида» Дж. Верди.

1960 - постановка оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

1961 - постановка оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

1961 - постановка оперы «Джамиля» М. Раухвергера.

1961- постановка оперы «Алтын-Кокуль» М. Раухвергера.

1961 - постановка музыкальной сказки «Петя и Волк» С. Прокофьева.

1962 - постановка оперы «Тоска» Дж. Пуччини.

1962 - постановка балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

1962 - гастроли Театра оперы и балета в Алма-Ате, Казахстан.

1962 - назначен дирижером Азербайджанского государственного театра оперы и балета, Баку.

1962, декабрь - назначен главным дирижером и художественным руководителем Оркестра народных инструментов имени Карамолдо Орозова.

1966 - гастроли Кыргызского театра оперы и балета в Москве.

1967-72 - старший преподаватель Кыргызского государственного института искусств имени Б. Бейшеналиевой.

1969 - постановка музыкальной комедии «Аршин мал алан»
У. Гаджибекова.

1969, 9 марта - присвоено почетное звание народного артиста Киргизской ССР.

1969, 31 декабря - назначен главным дирижером и художественным руководителем Симфонического оркестра Гостелерадиокомитета Киргизской ССР.

1970 - постановка оперы «Черевички» П. Чайковского.

1970, 9 февраля - первый концерт Симфонического оркестра Гостелерадиокомитета Киргизской ССР.

1971, 2 июня - награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1972 - назначен главным дирижером Кыргызского ордена Лени-на государственного академического театра оперы и балета
им. А. Малдыбаева.

1972 - постановка оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

1972, 17 февраля - награжден орденом Красной Звезды.

1972, 14 октября - присуждение звания лауреата Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула.

1973 - постановка музыкальной драмы «Алтын-кыз» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1973 - постановка музыкальной комедии «Холостяки»
А. Аманбаева.

1973 - постановка оперы «Белоснежка и семь гномов»
Э. Колмановского.

1974 - постановка оперы «Зори здесь тихие» К. Молчанова.

1974 - постановка оперы «Перед бурей» М. Абдраева.

1975 - постановка оперы «Июльская ночь» П. Хаджиева.

1975, май - гастроли Кыргызского театра оперы и балета в Москве.

1976, 29 декабря - удостоен почетного звания народного артиста СССР.

1976 - постановка оперы «Петр Первый» А. Петрова.

1978, октябрь-ноябрь - Дни Кыргызстана в Швеции.

1978 - постановка оперы «Мефистофель» А. Бойто.

1979-82 - директор Кыргызского театра оперы и балета имени А.Малдыбаева.

1979 - постановка оперы «Дон Карлос» Дж. Верди.

1979 - гастроли Кыргызского театра оперы и балета в Киеве, Украина.

1980 - Дни культуры Киргизской ССР в Монголии.

1982 - постановка балета «Томирис» У. Мусаева.

1982 - постановка оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля.

1982 - постановка балета «Петрушка» И. Стравинского.

1982 - постановка оперы «Служанка-госпожа» Дж. Перголези.

1982 - постановка оперы «Паяцы» Дж. Пуччини.

1983 - назначен главным дирижером и художественным руководителем Оркестра народных инструментов имени Карамолдо Орозова.

1983 - избран председателем Музыкального общества Киргизской ССР.

1984 - постановка оперы «Михаил Фрунзе» В. Власова.

1984 - гастроли Кыргызского театра оперы и балета в Москве.

1986 - гастроли в Исландии.

1986 - награжден орденом Отечественной войны I степени.

1989 - постановка оперы «Токтогул» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере.

1989 - назначен главным дирижером Государственного камерного ансамбля «Насыйкат».

1989, лето - участие в Международном фестивале камерных оркестров в Тунисе.

1989 - создан эстрадный ансамбль при Гостелерадиокомитете Киргизской ССР.

1990 - гастроли в ФРГ.

1993 – открытие Кыргызской государственной консерватории и дирижерского класса А. Джумахматова.

1994 - Дни культуры Кыргызстана в Турции.

1995-97 - инициатор и художественный руководитель ежегодных международных музыкальных фестивалей в Кыргызстане.

1996 - член делегации Общества дружбы с зарубежными странами (Кыргызстан) в Японии .

1996 - назначен заведующим кафедрой дирижирования Кыргызской государственной консерватории.

1996 - присвоено ученое звание профессора.

1996 - избран действительным членом Международной академии творчества (Москва, Россия).

1996 - Дни культуры Кыргызстана в Москве.

1997 - награжден орденом «Манас» III степени.

1997 - Дни культуры Кыргызстана в Китае.

1998 - избран действительным членом Международной академии наук (Мюнхен, ФРГ).

1998 - награжден орденом Дружбы Российской Федерации.

1998 - выход в свет автобиографической книги «Моей судьбы оркестр».

2002 - награжден Золотой медалью Фонда Ирины Архиповой.

2002 - присвоено звание Героя Кыргызстана.

2003, февраль – награждение президентом Кыргызской Республики А.А. Акаевым высшим государственным знаком отличия - орденом «Ак-Шумкар».

2003, февраль - вручение президентом России В.В. Путиным Золотой памятной медали в честь 60-летия освобождения Сталинграда.

2003, май - художественный руководитель и главный дирижер музыкального фестиваля в честь своего 80-летия.

2003, сентябрь – Дни культуры Кыргызстана в России.

2003 - назначен художественным руководителем Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева.

© Лузанова Е.С., 2004. Все права защищены

© Издательство "ЖЗЛК", 2004. Все права защищены



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательство " лицей " педагогическая методическая и учебная литература

    Литература
    ... , методическая и учебная литература Издательство «Лицей» (г. Саратов) работает ... всем учебным дисциплинам. Книги издательства «Лицей» неоднократно отмечались дипломами ... книжных выставках. Подробную информацию об издательстве, книжной продукции, ценах и ...
  2. Издательства России Издательство " АСТ"

    Документ
    ... издательства "Росмэн" - Издательство "Дрофа" Сайт издательства "Дрофа" - Издательство "Вагриус" Сайт издательства "Вагриус" - Издательство "Амадеус" Сайт издательства "Амадеус" - Издательство ...
  3. ©издательство " радио и связь" 1987

    Документ
    ... Б.М.Галеев, С.М.Зорин, Р.Ф.Сайфуллин СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ©Издательство "Радио и связь", 1987 Предисловие Светомузыка ... СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Редактор Л. Н. Ломакин Редактор издательства И. Н. Суслова Художественный редактор Н. С. Шеин ...
  4. © Издательство " Литературный Кыргызстан"

    Документ
    © Труханов Н.И, 2007. Все права защищены © Издательство "Литературный Кыргызстан", 2007. Все права ... © Труханов Н.И, 2007. Все права защищены © Издательство "Литературный Кыргызстан", 2007. Все права ...
  5. © Издательство " Яуза"

    архив
    ... Живой огонь Учение древних ариев © Издательство "ВАГРИУС", 1995 © П.Глоба, автор, 1995 ... © А.Пьянков, художник, 1995 © Издательство "Яуза", оформление, 1995 Редактор Ю. В. Новиков ...

Другие похожие документы..