textarchive.ru

Главная > Документ


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра естественнонаучного образования

ПРОЕКТ

Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии

География Новосибирской области

Национально-региональный компонент (НРК) содержания общего географического образования НСО призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации – Новосибирской области. НРК предусматривает возможность введения содержания, связанного с особенностями географического положения, природы, населения и хозяйства региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона, и является составной частью государственных образовательных программ основного общего образования по географии.

Необходимость выделения НРК содержания географического образования связана с тем, что краеведческий материал позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, и обществе в целом, а с другой стороны, помогает увидеть их взаимодействие на определенной, конкретной территории – территории родного края.

Структура и содержание регионального компонента географического образования определяется физико- и экономико-географическим своеобразием Новосибирской области.

Изучение географического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний

о географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области;

о географическом разнообразии и целостности области;

об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

о роли географической науки в решении практических задач повседневной жизни;

- овладение умениями

ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области;

проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;

- развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;

- воспитание любви к своей местности, своему региону экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений

в повседневной жизни для сохранения окружающей среды НСО и социально-ответственного поведения в ней;

адаптация к условиям проживания на территории области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Обязательный минимум содержания региональных образовательных программ

Источники географической информации

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области. Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.

Проведение простейших географических исследований:Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

Природа Земли и человек

Открытие и исследования Сибири русскими путешественниками. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты.

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере НСО).

Проведение простейших географических исследований:Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов вашей местности.

Земная поверхность: формы рельефа своей местности, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы.

Проведение простейших географических исследований:Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Поверхностные и подземные воды НСО.

Проведение простейших географических исследований:Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности.

Воздействие хозяйственной деятельности человека на водные объекты Новосибирской области. Меры по их сохранению и восстановлению. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения.

Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат НСО.

Проведение простейших географических исследований: Наблюдение за погодой своей местности, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области.

Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории НСО. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира своей местности.

Проведение простейших географических исследований: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров НСО.

Проведение простейших географических исследований: Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека (на примере Новосибирской области)

Проведение простейших географических исследований: Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв (на примере своей местности).

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.

Проведение простейших географических исследований: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

География России

География Новосибирской области.

Физико-географическая характеристика области.

Особенности географическое положение НСО, размеры территории, границы, часовой пояс, административно- территориальное деление территории НСО, Область в составе Сибирского Федерального округа. Основные этапы освоения Новосибирской области, этапы заселения, формирования культуры народов. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал Новосибирской области. Особенности геологического строения и распространение форм рельефа на территории нашей области. Тип климата, факторы его формирования, климатический пояс. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории области. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории области. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Проведение простейших географических исследований: Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Особенности природы: рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почвы и природная зональность на территории НСО.Оценка природных ресурсов области, их использование. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Экономико-географическая характеристика НСО.

Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии Новосибирска и Новосибирской области. Особенности расселения; городское и сельское население. Крупные города и другие типы населенных пунктов на территории области.

Проведение простейших географических исследований: Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт, определение основных показателей, характеризующих население области.

Современное хозяйство Новосибирской области. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Внутренние различия районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Проведение простейших географических исследований: Анализ экономических карт области (района) для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных районах Новосибирской области.

Новосибирская область в современном мире. Характеристика экономических, политических и культурных связей Новосибирска и новосибирской области.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географического содержания национально- регионального компонента Новосибирской области

Учащийся должен знать/понимать:

Основные географические понятия и термины.

Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области.

Учащийся должен уметь:

Устанавливатьвзаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи;

Использоватьразные источники информации для изучения географических объектов и явлений Новосибирской области;

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы своей местности;

Наблюдатьза фенологическими изменениями в природе, за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

Решатьпрактические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;

Анализироватьи оценивать состояние экономики НСО по картам и статистическим источникам, определять характер межотраслевых производственных связей. Решать экономические и экологические задачи;

Проводитьсамостоятельный поиск географической информации и использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Проект составлен старшим преподавателем кафедры

естественнонаучного образования НИПК и ПРО

Чуб Е.Г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии

    Документ
    ... естественнонаучного образования ПРОЕКТ РегиональныйкомпонентгосударственногостандартаосновногообщегообразованияпогеографииГеография Новосибирской области Национально-региональныйкомпонент (НРК) содержания общего географического образования ...
  2. Примерная программа основного общего образования по географии пояснительная записка статус документа

    Примерная программа
    ... основные идеи и предметные темы стандартаосновногообщегообразованияпогеографии и, по сути ... к структуре национально-региональногокомпонентапогеографии своего края, области ... Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности ...
  3. Примерная программа основного общего образования по географии пояснительная записка статус документа (1)

    Примерная программа
    ... основные идеи и предметные темы стандартаосновногообщегообразованияпогеографии и, по сути ... к структуре национально-региональногокомпонентапогеографии своего края, области ... Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности ...
  4. Примерная программа основного общего образования по географии пояснительная записка статус документа (2)

    Примерная программа
    ... основные идеи и предметные темы стандартаосновногообщегообразованияпогеографии и, по сути ... к структуре национально-региональногокомпонентапогеографии своего края, области ... Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности ...
  5. Примерная программа основного общего образования по географии пояснительная записка статус документа (3)

    Примерная программа
    ... основные идеи и предметные темы стандартаосновногообщегообразованияпогеографии и, по сути ... к структуре национально-региональногокомпонентапогеографии своего края, области ... Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности ...

Другие похожие документы..