textarchive.ru

Главная > Методические указания


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания к изучению курса «Социология»

Учебно-методическое пособие для вузов

Составители:

А.И. Верецкая,

А.П. Дьяков,

Ю.Б. Матюшина

ВОРОНЕЖ

2007

Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики факультетов года, протокол № .

Составители: А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов всех факультетов ВГУ, изучающих курс «Социология»

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: развитие познавательной активности, творческое освоение научных категорий, развитие у будущих специалистов потребности и способности анализировать сложные социальные процессы и явления.

Задачи курса:

- дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;

- помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа сложных социальных процессов и явлений;

- способствовать подготовке широко образованных специалистов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества.

Требования к уровню освоения содержания курса:

  • знать объект, предмет и методологию социологической науки;

  • освоить основные социологические категории и их характеристики;

  • владеть навыками социологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности;

  • уметь дать характеристику обществу как многомерной социальной системе, роли социальных институтов в функционировании развития общества;

  • знать основные социокультурные особенности и проблемы развития российского общества;

  • понять специфику социологического анализа культуры как ценностно-нормативной системы;

  • иметь представление о социологическом подходе к личности, о факторах ее формирования в процессе социализации;

  • знать источники социальных конфликтов, кризисов и способы их разрешения;

  • получить представление об особенностях современной цивилизации, глобализации социокультурных процессов в современном мире.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема

Лекции

Семинары

Самостоят. работа

Форма контроля

1. Социология как наука

2

2

1

Опрос

2. История становления и развития социологии

2

2

Реферат

3. Методология и методика социологических исследований

2

2

2

Практическая работа

4. Общество как социальная система

2

2

Тестирование

5. Социальная структура и стратификация общества

2

2

2

Опрос

6. Социология молодежи

2

2

Круглый стол

7. Личность как социальная система

2

2

2

Опрос

8. Культура как ценностно-нормативная система

2

2

1

Опрос

9. Социальные институты и социальные организации

2

2

1

Круглый стол

10.Социальный процесс как взаимодействие социальных общностей и изменение социальной системы

2

2

Тестирование

11. Социальные конфликты и кризисы

2

2

1

Опрос

Итого

18

18

18

54

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Специфика социального познания общества. Социология как наука о социальных отношениях и социальных процессах, о поведении людей в социальных структурах, о становлении, эволюции и кризисах социальных систем.

Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические, отраслевые теории. Макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология. Мировое человеческое сообщество как объект мегасоциологии.

Основные методы социологической науки. Научные и социальные функции социологии.

Место социологии в системе социально-гуманитарных и естественных наук. Роль социологии в повышении культуры социального мышления и совершенствования социальной практики.

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Основоположники социологии. Позитивизм О. Конта. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

Западноевропейская классическая социология (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Социологическая мысль в России в ХIХ - начале ХХ вв. Субъективное, психологическое и марксистское направления. Интегральная социология П.А. Сорокина.

Теоретические ориентации в социологии, сформировавшиеся в ХIХ-ХХ вв.: психологическое направление, бихевиоризм, структурный функционализм, символический интеракционизм.

Социологические исследования и социологические теории в 1920-х гг. Кризис социологии (30-50 гг. ХХ века). Возрождение отечественной социологии (1950-60 гг.). Современное состояние отечественной социологии.

Особенности современного этапа развития социологии. Сдвиг в сторону неклассической социальной методологии. Консолидация мирового социологического знания. Теоретические традиции и исследовательские техники в основных направлениях современной социологии: неопозитивизм), неомарксизм, понимающая социология, феноменология).

Социологическая мысль в России в последние десятилетия.

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Понятие методологии и методики в социологическом исследовании.

Факт и его интерпретация в социологии. Его роль в объяснении и построении теории. Понятие социального факта. Программа социологического исследования, ее задачи и функции.

Проблемы измерения в социологии. Типы и виды шкал, применяемых в социологическом исследовании (номинальные, ранговые, интервальные).

Выборочные методы в социологии. Типы и виды выборок. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, объем выборки.

Основные методы сбора социологической информации. Соотношение качественных и количественных методов. Особенности метода наблюдения в социологии. Специфика применения метода анализа документов в социологических исследованиях. Контент-анализ документов. Опросные методы в социологии и особенности их применения. Экспериментальные методы в социологии и их специфика.

Сбор социологической информации с помощью метода фокус-групп: особенности организации и проведения. Особенности традиционного анализа документов, глубинного интервью. Метод экспертных оценок.

Обработка и статистический анализ социологических данных. Обобщение и анализ. Разработка рекомендаций, представление результатов социологического исследования

Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Общие положения системного подхода. Понятие системы. Внутреннее строение системы: элемент, связь, целостность. Понятия, характеризующие функционирование системы: функция, равновесие, устойчивость, прямая и обратная связь. Понятия, описывающие развитие систем: генезис, становление, эволюция, кризис, распад. Система и подсистемы, система и среда.

Специфика социальных систем. Понятия социальных связей, отношений взаимодействия.

Общество как социальная макросистема. Методологические парадигмы изучения общества (структуралистская, функционалистская, историко-генетическая, конфликтологическая).

Социетальная система и подсистемы. Взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.

Типология обществ: традиционное, открытое, закрытое, индустриальное, постиндустриальное. Понятие гражданского общества.

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ

СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы как структурные элементы и субъекты социальных отношений. Классификация социальных общностей: классовые, национально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные как элементов социального пространства.

Понятие “класс” в интерпретации различных социологических школ (марксистской, функционалистской и др.).

Теории социальной стратификации. Понятие социальной стратификации. Концепции социальной стратификации М. Вебера, П. Сорокина, К. Девиса, У. Мура, Р. Мертона, Т. Парсонса.

Соотношение понятий “класс” и “страта”. Классовая и стратификационная иерархия социального пространства. Типы социальных отношений.

Социальная дифференциация и социальное расслоение. Проблемы социального неравенства, его оснований и типов.

Взаимодействие социальных общностей и проблема целостности, устойчивости общества или социальной системы.

Динамика классовых и стратификационных изменений в современных обществах. Социально-классовые и стратификационные процессы в современной России.

Процессы мобильности как изменения социальных статусов людей. Горизонтальная и вертикальная мобильности. Многообразие проявления мобильности в различных сферах жизнедеятельности.

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Молодежь как объект социального познания. Структура, функции, методы и основные этапы становления и развития социологии молодежи.

Интерпретация проблем молодежи в отечественной и зарубежной социологии.

Молодежь как социально-демографическая группа: возрастные и социально-психологические характеристики молодежи, ее социальный статус, динамика социальной мобильности. Социально-групповые, демографические, территориальные, профессиональные и другие признаки дифференциации молодежи.

Взаимосвязь, преемственность, различия и противоречия во взаимоотношениях разновозрастных поколений. Проблема конфликта «отцов» и «детей» в социологии. Особенности взаимоотношений поколений в условиях трансформирующегося общества.

Отрочество, юность и молодость как этапы социального, интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе.

Влияние переходного процесса в России на формирование потребностей и интересов молодежи, мотивацию жизнедеятельности молодежи, ее ценностные ориентации, труд, образование, культуру и отношение к органам власти и государственной политике.

Особенности и многообразие форм проявления молодежных субкультур.

Актуальные проблемы государственной молодежной политики в современном российском обществе.

Тема 7.ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Социологическое понятие личности. Основные концепции личности в зарубежной и отечественной социологии.

Личность как субъект социальных отношений. Социальный статус и роль личности. Социальные отношения, ценностные ориентации и позиции личности.

Социализация личности как процесс ее формирования и развития. Типы, способы, факторы и формы социализации. Первичная и вторичная социализация. Социализация и воспитание. Образование как один из ведущих факторов социализации. Социализация и самоопределение индивида как личности. Явления десоциализации, ресоциализации и распада личности.

Механизмы жизнедеятельности личности. Потребности, интересы, образ и стили жизни. Проблемы прав, свобод и ответственности. Нормативное и девиантное поведение. Социальные типы личностей.

Личность в переходных процессах трансформации общества. Социальные проблемы личности в современной России.

Тема 8.КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

Специфика социологического подхода к проблемам культуры. Культура как система социальных ценностей, норм, способов организации жизнедеятельности, качественных характеристик общества и личности.

Понятия социальных норм и ценностей.

Репродуктивные и креативные комплексы в культуре. Культура, субкультура, контркультура. Особенности современной молодежной субкультуры.

Социальные функции культуры. Нормативно-ценностная регуляция и саморегуляция жизнедеятельности и поведения людей.

Социально-исторические типы культуры и способы регуляции и саморегуляции. Интегративная роль культуры. Взаимодействие культур.

Социокультурная характеристика современного российского общества.

Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальный институт как устойчивая форма организации и регулирования взаимосвязей в процессе жизнедеятельности людей в обществе.

Функции социальных институтов: интеграции социальных связей и отношений людей в системе, воспроизводства общества как системы, коммуникации, социального контроля, социальной защиты.

Семья как социальный институт и малая группа. Брак как социальный институт. Типология семьи. Эволюция функций семьи. Статусно-ролевая структура современной семьи. Внутрисемейные конфликты. Причины и мотивы распада семьи и расторжения браков. Социальные проблемы семьи в современном российском обществе.

Социальные институты экономики. Сущность, функции и типы социальных институтов экономики. Статусные и договорные социально-экономические отношения как детерминанта социального взаимодействия в социальных институтах экономики.

Социальные институты политики. Понятие и реализация политической власти социальными институтами политики. Легитимность власти. Государство как институционализированная политическая власть. Типы государственной власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая. Правовое государство.

Религия как социальный институт. Понятие, функции и элементы религии. Религия как общемировой социальный институт, включающий в себя множество видов и форм религиозных верований.

Социальные институты образования и науки. Общественная и личностная ценность образования. Основные функции образования. Образование как фактор роста социокультурного потенциала общества, социализации личности и социальной мобильности. Типы, виды, уровни и формы образовательных систем. Высшая школа в системе образования. Социальные проблемы образования в современной России и политика государства. Тенденции развития образования в современном мире: всеобщий характер, диверсификация и интеграция, возрастание роли и динамика общественного развития.

Социальная ценность науки. Наука и общество. Наука как фактор научно-технического прогресса, экономического и социального прогресса. Наука как социальный процесс производства знаний. Наука в современном российском обществе и государственной политике.

Тема 10.СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Социальное взаимодействие как взаимное влияние сфер, явлений и процессов, индивидов или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Социальное взаимодействие важнейшее условие и основа существования социальных систем. Уровни и типы социального взаимодействия.

Социальные процессы. Процессы функционирования и развития. Прогрессивные и регрессивные процессы. Революционные и эволюционные формы развития. Основные социальные процессы: социализация, институализация, социальная стратификация, мобильность, этносоциальные процессы, девиантное поведение, аномия. Критерии социального процесса.

Социальные предпосылки и механизмы социального процесса. Противоречия как источник социальных процессов.

Роль социально-экономических, политических, и социокультурных факторов в развитии национально-этнических процессов. Типы национально-этнических отношений. Истоки, социально-политическая сущность и многообразие форм национализма и шовинизма.

Сущность социальных изменений в обществе. Истоки, движущие силы и факторы социальных изменений, их уровни и критерии. Восприимчивость социальных систем к инновациям. Социальные традиции и инновации. Консерватизм и инновационность. Социальные революции и реформы как способы социальных изменений. Модернизация общества.

Проблема преемственности и нововведения социальных изменений в динамике общественного развития.

Социальные изменения российского общества в конце ХХ – начале XXI веков.

Тема 11.СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

Понятие и природа социального конфликта. Основные методологические парадигмы анализа социальных конфликтов. Диалектические теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа, конфликтный функционализм Г. Зиммеля и Л. Козера, общая теория конфликта В. Боулдина и др. Структура и функции конфликтов в общественной жизни.

Основания и мотивация конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт. Ролевой конфликт в организации. Типология социальных конфликтов: по субъектам, сферам развертывания; характеру используемых средств; масштабу и интенсивности; роли в общественной жизни; степени правового регулирования.

Динамика социального конфликта: конфликтная ситуация латентная стадия; стадия открытых действий; интенсификация эскалация конфликта; завершение конфликта. Стратегия поведения противоборствующих сил в конфликте. Значение восприятия конфликта в конфликтном взаимодействии.

Предупреждение, урегулирование и разрешение конфликта. Основные способы и методы разрешения социального конфликта. Переговоры и посредничество в урегулировании конфликтов.

Социальные конфликты в России в конце ХХ – начале XXI в.в.: природа, основания, особенности протекания.

Понятие социального кризиса и кризиса социальных систем. Основные критерии определения и анализа кризиса в социологии. Типы социальных кризисов. Кризисы роста и кризисы распада. Формационные и цивилизационные кризисы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации научно-исследовательской работы» направление подготовки 030600 – история

    Учебно-методический комплекс
    ... учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Приложения и методическиеуказания ... И. Методология научного исследования: Учеб. пособиедлявузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. ...
  2. О т ч е т о результатах самообследования кафедры «биотехнологии и техносферная безопасность» по состоянию на 4 06 2011

    Документ
    ... учебныхкурсовдля ... 2011 Учебники 2 - - - - - 2 (2) Учебныепособия 30 9 (1) - 3 6 9 3 (1) Методическиеуказания 1 1 - - - - - Методические разработки 12 5 - - 4 3 - Монографии ... 7 Социология 06БТ ... изучения экологии человека в учебном процессе вуза ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... учебно-методических материалов и пособий, необходимых дляизучениякурса как для учителя, так и для ... , лингвистики, социологии и пр. ... Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов // Под ... игры». Методическиеуказания Министерства ...
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины 03 история россии (1945-2007 гг ) для специальности 032600 история аннотация

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература Основная: 1. Барсенков, А.С. 1917-2007 [Текст]:учебноепособиедлявузов ... 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации ...
  5. По учебно-методической работе и качеству образования д

    Методические указания
    ... СОЦИОЛОГИЯМетодическиеуказания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для ... к чтению курса, преподаватель ... социология. Учебноепособие. – М.: Экслибрис-Пресс, 2009. Гунин В.Н. Управление организацией. Учебник для студентов вузов ...

Другие похожие документы..