textarchive.ru

Главная > Диссертация


ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.14-

административное право, финансовое право,

информационное право

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание

ученой степени

кандидата юридических наук

Москва-2003

ПЛАН

Введение

Глава 1. Понятие денежного обращения и его место в 15 экономической системе.

§ 1. Экономико-правовое содержание понятий «деньги», «денежное

обращение», «денежная система» 15

§ 2. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в

экономической системе государства 50

§ 3. Этапы развития государственного регулирования денежного

обращения 65

§4. Использование зарубежного опыта государственного регулирования
денежного обращения 88

Глава 2. Содержание финансово-правового регулирования
денежного обращения в Российской Федерации 111

§ 1. Субъекты финансово-правового регулирования денежного

обращения в Российской Федерации 111

§ 2. Основные направления финансово-правового регулирования

денежного обращения в Российской Федерации 134

§ 3. Механизм финансово-правового регулирования денежного
обращения в Российской Федерации 163

Заключение 180

Список использованной литературы 195

Введение.

Актуальность темы исследования. Экономика Российской Федерации в последние полтора десятка лет находится в состоянии перехода от командно-административного типа управления к господству рыночного механизма саморегуляции при осуществлении финансово-правового регулирования со стороны государства.

При этом смена экономической формации связана с неустойчивостью системы управления экономическими процессами, неразработанностью механизма правового регулирования экономической сферы. Между тем, внедрение в практику определенных методов управления и регулирования должно неизменно основываться на глубокой теоретической разработке проблематики конкретных областей экономической реальности.

Не вызывает сомнения тот факт, что современная экономика развитых государств мира (к такому типу и степени развитости экономики стремится и Российская Федерация) основана на функционировании сложного механизма денежного обращения, включающего в себя элементы наличного и безналичного оборота, существование различных денежных суррогатов. В связи с этим в указанных государствах еще в конце XIX столетия из совокупности направлений государственного воздействия на экономику выделилась функция государственного регулирования денежного обращения, нашедшая выражение в осуществлении денежно-кредитной политики государства, в том числе политики курсовой, платежной, валютной и т.д.

В нашей стране такие процессы в силу объективно-исторических причин начали происходить не так давно. В этом есть минусы, связанные с существенным отставанием экономического развития государства в целом, и неразвитостью системы денежного обращения в частности. Но есть и огромный плюс: Россия в состоянии избежать на пути становления системы государственного регулирования денежного обращения многих ошибок, сделанных до нас. К сожалению, опыт проведения денежных реформ в

4 России до последнего времени не давал повода для радости.

При этом налицо позитивные тенденции в налаживании устойчивого механизма государственного регулирования денежного обращения, выражающиеся в очевидной стабилизации денежного обращения в Российской Федерации в настоящее время. Это связано, прежде всего, с накоплением опыта финансово-правового регулирования и прямого администрирования со стороны Банка России, с более осторожным и компетентным подходом специалистов в области денежного обращения к проблемам регулирования денежной системы.

Сложности в организации системы государственного управления в области денег и кредита связаны в немалой степени с низким уровнем научно-теоретической разработки соответствующих явлений. При этом такая разработка должна осуществляться не только специалистами в экономических дисциплинах, но и правоведами, так как именно от них, в сущности, зависит степень адекватности государственного воздействия на экономические процессы в указанной сфере.

П.М. Годме писал: «Государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами»1. Автор настоящей работы полагает, что исследование проблематики государственного регулирования денежного обращения в рамках финансового права позволит более четко сформулировать определения наиболее важных понятий, учесть исторический, зарубежный опыт государственного регулирования денежного обращения, а также на основе комплексного анализа современного состояния денежной системы Российской Федерации в контексте финансово-правового регулирования определить приоритеты реформаторской деятельности и способы осуществления необходимых преобразований.

Степень научной разработанности и круг использованных

5

источников. Следует отметить, что тематика денег в целом, денежного обращения, денежной системы в зарубежной и отечественной экономической литературе весьма глубоко разработана. Так, при анализе соответствующих понятий и определении места исследуемых явлений в экономической системе общества диссертант опирался на разработки в данной сфере видных экономистов прошлого и настоящего, в том числе С.Л. Брю, Х.Р. Вэриана, Э.Дж. Долана, Р. Дорнбума, Дж. Кейнса, Д. Линдсея, К.Р. Макконнелла, А. Маршалла, Ф. Мишкина, Дж. Робинсона, С. Фишера, М. Фридмана, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Р. Шмалензи, а также отечественных экономистов М.П. Березиной, Т.А. Бочаровой, Ю.П. Воронова, Ю.С. Голиковой, С.С. Ильина, Л.Н. Красавиной, Ю.С. Крупнова, СИ. Лушина, Н.П. Обухова, В.Г. Садкова, А.Г. Саркисянца, А.А. Хандруева и других.

Разработки в области права, опираясь на которые автор настоящей работы строил свои гипотезы и делал выводы, можно подразделить на несколько блоков в зависимости от направления анализа.

В частности, одним из существенных направлений научно-правовых исследований в области денежного обращения являются разработки в области понятийного аппарата науки финансового права. В этой связи особое внимание привлекают работы таких специалистов, как К.С. Вельский, В.В. Бесчеревных, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, М.В. Карасева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев, А.Ю. Савин, Ю.И. Семенов, Н.И. Химичева, С.Д. Цыпкин, Н.Д. Эриашвили и другие, работы которых относятся к советскому и современному периодам развития науки финансового права. Дореволюционная наука также оставила обширное наследие в виде трудов видных специалистов в области финансового права: В.П. Безобразова, Ю.А. Гагемейстера, Д.М. Львова, Ф.Б. Мильгаузена, Е.Г. Осокина, И.Ю. Патлаевского, М.Н. Соболева, И.Т. Тарасова, Л. Штейна, И.И. Янжула, В.Г. Яроцкого и других.

В качестве примеров специальных исследований в области

1 Годме П.М. Финансовое право. - М., 1978, с. 42.

6

государственного (в том числе и финансово-правового) регулирования денежного обращения в современной научной литературе можно назвать таких ученых, как: А.Т. Венидиктов, Т.А. Ковалева, Л.Ф. Моисеева, О.Л. Рогова, Т.Г. Семенкова, И. Славный, В.П. Шкредов и другие.

Исторический аспект становления денежного обращения в нашей стране достаточно полно отражен в работах таких современных исследователей, как В.Д. Белоусов, Ю.П. Воронов, С.С. Ильин, О.В. Карамова, А.Г. Коломиец, М.Ф. Лучинский, СИ. Лушин, И.П. Мерзляков, Т.Г. Семенкова, А.А. Чеченов, В.И. Шенаев, А.И. Юхт, и другие.

Зарубежный опыт в области государственного регулирования денежного обращения получил освещение в работах таких специалистов, как Л.С. Барышев, А.И. Динкович, Л.А. Дробозина, B.C. Макаров, О.В. Можайсков, А.В. Печников, А.Н. Покровский, В.Н. Шенаев, В.М. Усоскин, Л.Н. Красавина и другие.

В общетеоретическом смысле в качестве основы для определения места предмета настоящего исследования в системе финансово-правовых институтов автором были проанализированы труды видных специалистов в области теории государственного управления, а именно: А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, А.П. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарева, А.С. Пиголкина, Л.Л. Попова, Ю.А. Тихомирова, Г.А. Туманова и других.

В качестве методологической базы исследования диссертант использовал труды таких авторов как: М.В. Баглай, И.А. Василенко, Б.Н. Габричидзе, Г.А. Гаджиев, Б.П. Елисеев, Д.П. Зеркин, С.А. Зинченко, В.Г. Игнатов, И.А. Исаев, А.Д. Керимов, Н.Г. Кобец, М.Н. Кузнецов, О.Е. Кутафин, В.В. Лобанов, Г.В. Мальцев, М.И. Пискотин, Б.А. Страшун, Е.А. Суханов, В.Е. Чиркин, Т.М. Шамба, Д.Ю. Шапсугов, В.Ф. Яковлев, И.С. Яценко и др.

Раскрытию темы диссертации способствовало изучение массива законодательства о денежном обращении, включающего в себя федеральные

7

законы, ряд указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также множество нормативно-правовых актов, изданных органами государственного регулирования денежного обращения.

Эмпирическая база исследования. В основу выводов, сделанных автором по итогам настоящего диссертационного исследования, положены результаты анкетирования 56 сотрудников кредитных организаций (в основном коммерческих банков) г. Москвы, работающих в сфере безналичного денежного обращения, 25 сотрудников коммерческих организаций торговли, осуществляющих кассовые операции; результаты опроса некоторых сотрудников Банка России по вопросу порядка подготовки Основных направлений денежно-кредитной политики на текущий год, а также результаты анализа 45 решений по конкретным судебным делам, рассмотренным арбитражным судом и судами общей юрисдикции г. Москвы по вопросам денежного обращения.

Объект диссертационного исследования - денежное обращение как система урегулированных нормами финансового права общественных отношений, возникающих между субъектами финансового права, которые непосредственно связаны с выпуском и обращением денег в Российской Федерации.

Предметом настоящего диссертационного исследования являются такие специфические финансово-правовые институты как денежное обращение, денежная система, деньги в качестве основы формирования финансовых фондов государства и основы функционирования финансовой системы в Российской Федерации.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе изучения существующей нормативно-правовой, а также теоретической базы финансово-правового регулирования денежного обращения выявить определенные закономерности воздействия регулятивного механизма финансово-правовых норм на общественные

отношения в сфере денежного обращения, сформулировать основные понятия, служащие определению подхода к механизму государственного регулирования денежного обращения, систематизировать правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения, в контексте выявленных закономерностей, а также осуществить комплексный анализ структуры состояния современной денежной системы Российской Федерации в связи с произведенными теоретическими изысканиями в области денежного обращения.

Поставленная цель обусловила постановку задач диссертационной работы:

  • Определение экономических и правовых основ понятий деньги,
    денежное обращение, денежная система, определение места института
    денежного обращения в финансовой системе государства;

  • Анализ исторического и зарубежного опыта государственного
    регулирования денежного обращения;

  • Освещение круга субъектов государственного регулирования
    денежного обращения в Российской Федерации и анализ их компетенции в
    исследуемой области;

  • Определение и анализ основных направлений финансово-
    правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации;

  • Определение механизма финансово-правового регулирования
    денежного обращения в Российской Федерации в свете его современного
    состояния, недостатков и путей реформирования.

Методологическая основа диссертационного исследования - научные
методы познания общественных процессов, сочетание системно-
структурного, сравнительно-правового, конкретно-исторического,
кибернетического подходов. Кроме того, при написании работы
использованы формально-юридический, лингвистический, статистический и
другие, более частные методы исследования.

9

Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая диссертационная работа представляет собой первый комплексный анализ института денежного обращения в Российской Федерации. В работе предложено определение понятия денежного обращения, разработано правовое содержание понятия денежной системы, определено место исследуемого института в системе науки и отрасли финансового права. Кроме того, дана оценка современного состояния денежной системы Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Вывод о том, что основой формирования научно обоснованной
    концепции финансово-правового регулирования денежного обращения в
    Российской Федерации является выработка систематизация накопленной
    информации (в том числе систематизация нормативных источников) и
    понятийного аппарата, поскольку правовое регулирование
    общественных отношений в сфере денежного обращения предполагает
    корректное представление об объекте регулируемых отношений в свете
    разработок экономической науки.

  2. Определение денег как выпущенных центральным государственным
    банком (иным уполномоченным органом) бумаг, именуемых
    банкнотами, а также монеты, которые «именем государства» названы
    мерой стоимости товаров, всеобщим эквивалентом, мерой платежа и
    средством накопления на территории данного государства и которые
    признаются в качестве таковых населением страны и мировым
    сообществом.

  3. Определение денежного обращения как совокупности урегулированных
    нормами финансового права отношений по организации эмиссии
    денежных знаков, включая производство, хранение, транспортировку;
    установлению порядка инкассации, учета денежных знаков, их
    утилизации, а также регулированию форм и порядка обмена деньгами
    между различными субъектами в процессе выполнения денежных

10 обязательств.

  1. Определение денежной системы как социально-правового феномена,
    являющегося сложно организованной совокупностью таких элементов,
    как субъекты денежного обращения, направления государственного
    регулирования денежного обращения, а также механизм государственного
    регулирования денежного обращения, и представляющего собой
    органическую часть экономической (финансовой) системы общества,
    наряду с бюджетной системой, системой доходов и системой расходов, а
    также банковской системой государства.

  2. Тезис о разноплановости и неоднородности нормативно-правовой базы
    финансово-правового регулирования денежного обращения, включающей
    в себя источники различных отраслей права, в том числе
    конституционного и гражданского. Собственная система источников
    института денежного обращения основана на закрепленном в
    законодательстве праве Банка России принимать в рамках своей
    компетенции нормативно-правовые акты по вопросам денежного
    обращения.

  3. Тезис об определении субъектов финансово-правового регулирования
    денежного обращения как государственных органов, специально
    уполномоченных законом на осуществление мероприятий в сфере
    денежного обращения, являющихся по своему статусу федеральными в
    соответствии с прямым указанием Конституции Российской Федерации, к
    числу которых могут быть отнесены Федеральное Собрание Российской
    Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской
    Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Основной орган
    финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской
    Федерации — Центральный банк Российской Федерации.

7. Тезис о статусе Центрального банка Российской Федерации с позиции
финансово-правового анализа как особого органа государства,
наделенного гражданско-правовым статусом юридического лица -

11

кредитной организации в свете необходимости для выполнения возложенных на него задач являться субъектом гражданского оборота, правовое положение и роль которого как центра денежной системы России, определяются на настоящий момент по степени участия государства в капитале банка и в распределении его прибыли; порядку назначения руководства банка; степени полноты отражения в законодательстве государства целей и задач банка; степени участия других государственных органов в осуществлении денежно-кредитной политики государства; правилам, регулирующим возможность прямого или косвенного финансирования государственного бюджетного дефицита за счет средств Центрального банка, как практически полная зависимость Банка России от властных структур.

  1. Вывод о том, что в системе финансово-правового регулирования
    денежного обращения выделяются следующие направления
    регулирования: установление основ денежной системы путем
    определения денежной единицы, ее частей, видов государственных
    денежных знаков, масштаба цен; организация эмиссии денежных знаков,
    порядка производства, хранения, транспортировки, обмена и уничтожения
    денежных знаков; организация налично-денежного обращения, в том
    числе установление порядка осуществления кассовых операций с
    наличными деньгами, а также инкассации денежных знаков; организация
    безналичных расчетов; валютное регулирование.

  2. Определение внешнего выражения существующего в России механизма
    финансово-правового регулирования денежного обращения как
    денежно-кредитной политики государства, под которой понимается
    общий механизм воздействия на денежное обращение, основанный на
    стремлении к его стабилизации и оптимизации, основные мероприятия
    которого подразделяются на стратегические (состоящие в выработке
    промежуточных и операционных целей и определении тактики) и
    тактические (состоящие в определении состава и порядка применения

12 инструментов денежно-кредитной политики).

  1. Вывод о том, что структурирование денежной политики происходит в
    зависимости от направлений стратегического и тактического
    воздействия на определенные элементы правоотношений в области
    денежного обращения на следующие составляющие: эмиссионная
    деятельность; курсовая политика; кредитная политика; депозитная
    политика; обеспечение эффективной платежной системы; обеспечение
    устойчивости кредитной системы, а также валютная политика.

  2. Характеристика стратегии государственного регулирования денежного
    обращения в контексте совокупности реформаторского пути
    государственного регулирования денежного обращения в виде
    изменения существенных элементов денежной системы посредством
    применения таких приемов, как дефляция, девальвация, ревальвация,
    деноминация, нуллификация, и пути текущей корреляции параметров
    существующей денежной системы, осуществляемой средствами
    административного и финансово-правового воздействия на
    правоотношения в исследуемой сфере со стороны основного органа
    государственного регулирования денежного обращения в России -
    Банка России, в том числе посредством применения таких методов, как
    валютные интервенции и установление ориентиров роста денежной
    массы.

12. Вывод о том, что одним из возможных вариантов совершенствования
денежно-кредитной политики России является формирование режимов
совместного нормотворчества и совместного согласованного
администрирования различных государственных структур,
действующих как в денежно-кредитной сфере в целях стабилизации и
оптимизации денежного обращения.

Теоретическая значимость проведенной исследовательской работы заключается в глобальной систематизации понятий, связанных с финансово-правовыми отношениями в сфере денежного обращения,

13

которая позволяет относительно четко определить место института денежного обращения в общей структуре отрасли и науки финансового права, отграничить правоотношения в рамках исследуемого института от сходных правоотношений денежного характера (в частности, гражданско-правовых), поставить на научную основу анализ и разработку нормативной базы в сфере денежного обращения. Кроме того, результаты настоящего исследования могут служить основой для формирования теоретической концепции финансово-правового регулирования в рамках института денежного обращения.

Практическая значимость. Использование в практике государственного управления денежным обращением научно-обоснованных правовых концепций денежного обращения и денежной системы способно в существенной мере повысить эффективность такого регулирования. Кроме того, приведенные определения и выводы, изложенные автором в диссертации, могут быть использованы в качестве основы для совершенствования российского законодательства в исследуемой сфере, а также при толковании норм права в практической деятельности органов государственного регулирования денежного обращения, при дальнейшей разработке технико-юридического инструментария в исследуемой области.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования были отражены автором в публикациях, получивших положительную оценку специалистов в области финансового права, изложены в ходе выступлений автора на конференциях, посвященных вопросам административно-правового и финансово-правового характера. Кроме того, некоторые элементы исследований внедрены в практику учебного процесса Московской гуманитарно-социальной академии в виде практического применения особой методики изложения учебного материала, посвященного денежной системе России, в рамках курса финансового права Российской Федерации. Автор настоящей работы применил результаты проведенных исследований также в

14 своей практической деятельности.

Структура настоящей научной работы определена, исходя из целей и задач, которые ставил перед собой автор исследования. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

В структуру диссертации вошли введение, семь параграфов, сгруппированных в две главы, а также заключение и список использованной литературы и нормативно-правовых актов.

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса по дисциплине «банковское право» специальность 030501 65 - юриспруденция тамбов 2011

    Программа курса
    ... Е.Р. Финансово-правовыеосновыденежной системы РоссийскойФедерации. М., 2003. 18. Диланян Ф.Т. Основыфинансово-правовогорегулированияденежногообращения в РоссийскойФедерации. М., 2003. 19. Емелин А.В. Проблемы финансово-правовогорегулирования ...
  2. Список диссертаций по финансовому праву

    Документ
    ... 03-12/1313-3 Диланян Феликс Тельманович Основыфинансово-правовогорегулированияденежногообращения в РоссийскойФедерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00 ... ОД, 61:02-12/1033-6 Новицкая Татьяна Владиславовна Специальная правосубъектность банков в ...
  3. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации проблемы и особенности

    Анализ
    ... ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ Анализируя и оценивая правовоерегулирование ... денежногообращения, ... правовомрегулировании банковской деятельности традиционно разделяется28 на специальное ...
  4. 7 планы семинарских занятий тема 1 понятие финансовой деятельности российской федерации

    Планы семинарских занятий
    ... компетенции, и специальной компетенции, осуществляющие финансовый контроль, 3. ... Основыфинансово-правовогорегулированияденежногообращения. Финансово-правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней в РоссийскойФедерации. Правовыеосновы ...
  5. «финансовое право»

    Учебно-методический комплекс
    ... . 30. Основыфинансово-правовогорегулированияденежногообращения. 31. Финансово-правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней в РоссийскойФедерации. 32. Правовыеосновы валютного контроля ...

Другие похожие документы..