Главная > Основная образовательная программа


64

Министерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пятигорский филиал

УТВЕРЖДЕНО

ОДОБРЕНО

Ученым советом

Пятигорского филиала РГТЭУ

УМС Пятигорского филиала РГТЭУ

Протокол №__ от ______ 2011г.

Протокол №__ от ______ 2011г.

Председатель________________

Председатель_______________

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

230700 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

«Бакалавр»

СОГЛАСОВАНО

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методич. отдел

Пятигорского филиала РГТЭУ

Кафедрой информатики и математики

«____»_____________ 20___г.

Протокол №__ от ______ 2011г.

Нач. УМО ________________

Зав. кафедрой_______________

Пятигорск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика».

1.2 Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика».

1.3 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО

4.1 Учебный план с календарным графиком.

4.2 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.3 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.

4.4 Программа итоговой государственной аттестации студентов-выпускников.

5. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

6. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО

7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников.

Приложения

1. Общие положения

Основная образовательная программа, реализуемая в Пятигорском филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет» по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» представляет собой системудокументов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки.

1.1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика»

Нормативную правовую базу разработки ООП ВПО составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 230700 - Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 783, зарегистрированный Минюстом России от 16.03.2010г. № 16636;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России.

  • Устав РГТЭУ.

  • Положение о филиале РГТЭУ.

1.3 Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика»

1.3.1 Цель (миссия) ООП ВПО

ООП ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

В области воспитания целью ООП ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» является формирование социально – личностных качеств, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных ценностей, творческих способностей, социальной адаптации, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели, выносливости и физического здоровья.

В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» является получение углубленного профессионального образования и освоение комплекса компетенций информатика, который необходим для подготовки высококвалифицированного специалиста, выполняющего функции информационного работника, конкурентоспособного на рынке труда, эффективно осуществляющего взаимодействие в профессиональной среде, обладающего социальной мобильностью и пользующегося устойчивым спросом в среде работодателей.

1.3.2 Срок освоения ООП ВПО

Срок освоения ООП ВПО - для очной формы обучения 4 года, для заочной формы обучения – 5 лет.

1.3.3 Трудоемкость ООП ВПО

Трудоемкость освоения студентом данной ООП ВПО за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП ВПО.

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Абитуриенты должны иметь хорошую общеобразовательную подготовку, широкий кругозор, стремление к овладению знаниями и навыками в области профессиональной деятельности.

2. Характеристика профессиональной деятельности
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» областью профессиональной деятельности бакалавра является:

  • системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов ИС;

  • разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов;

  • технико-экономическое обоснование проектных решений;

  • разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях;

  • реализация проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования;

  • внедрение проектов автоматизации решения прикладных задач и создания ИС;

  • управление проектами информатизации предприятий и организаций;

  • обучение и консалтинг по автоматизации решения прикладных задач;

  • сопровождение и эксплуатация ИС;

  • обеспечение качества автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС.

    1. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • данные, информация, знания;

  • прикладные и информационные процессы;

  • прикладные информационные системы.

    1. Виды профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению 230700 «Прикладная информатика» подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проектная;

  • производственно-технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • аналитическая;

  • научно-исследовательская.

    1. Задачи профессиональной деятельности выпускника

    Выпускник по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки; моделирование прикладных и информационных процессов; формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов; технико-экономического обоснование проектных решений, составление технических заданий на автоматизацию и информатизацию решения прикладных задач, техническое проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки; программирование, тестирование и документирование приложений; аттестация и верификация ИС;

производственно-технологическая деятельность:

автоматизированное решение прикладных задач операционного и аналитического характера; информационное обеспечение прикладных процессов; внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС; сопровождение и эксплуатации ИС;

организационно-управленческая деятельность:

участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами; использование функциональных и технологических стандартов; обучение и консультирование пользователей в процессе эксплуатации ИС; участие в переговорах с заказчиком; презентация проектов;

аналитическая деятельность:

анализ прикладных процессов, разработка вариантов автоматизированного решения прикладных задач; анализ и выбор методов и средств автоматизации и информатизации прикладных процессов на основе современных информационно-коммуникационных технологий; оценка затрат и надежности проектных решений;

научно-исследовательская деятельность:

применение системного подхода к автоматизации и информатизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО

Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять в практической деятельности знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению 230700 – Прикладная информатика должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

  • способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-3);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

  • способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 6);

  • способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

  • способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

  • способен использовать методы и средства для укрепления здоровья и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

  • способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

  • способен использовать Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности (ОК-12);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

  • способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК-14).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

  • способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);

  • способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-

  • коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

проектная деятельность:

  • способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

  • способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

  • способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);

  • способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);

  • способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);

  • способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:

  • способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11);

  • способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);

  • способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);

  • способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);

аналитическая деятельность:

  • способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);

  • способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

  • способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

  • способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);

научно-исследовательская деятельность:

  • способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21);

  • способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).

Разработанные учебные планы уровня бакалавриата по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» обеспечивают фундаментальную специальную теоретическую и практическую подготовку выпускника. Набор и содержание дисциплин учебных циклов позволит ему приобрести знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Применение компетентностного подхода в реализации основной образовательной программы с использованием инновационных технологий позволяет формировать конкурентные преимущества выпускников на рынке труда.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО
4.1 Учебный план

Представленный учебный план по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» определяет ядро дисциплин данного направления подготовки, последовательность их освоения, значимость дисциплин, их трудоемкость и развиваемые компетенции.

При разработке учебного плана в базовой части учтены требования ФГОС ВПО. Вариативная часть содержит дисциплины, обеспечивающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС.

Учебный план для квалификации «бакалавр» по структуре соответствует требованиям ФГОС ВПО:

- в плане представлены учебные циклы: «Гуманитарный, социальный и экономический» (Б.1), «Математический и естественнонаучный» (Б.2), «Профессиональный» (Б.3), а также разделы: Физическая культура (Б.4); Практика и Итоговая государственная аттестация (Б.5).

- в каждом цикле плана выделена базовая часть (Б.Б.1, Б.Б.2, Б.Б.3 и т.д.);

Трудоемкость каждой дисциплины циклов и общая трудоемкость указана в зачетных единицах.

Учебный план задает:

а) перечень учебных циклов;

б) трудоемкость циклов в целом и базовой части в зачетных единицах с интервалом;

в) в каждом цикле перечень дисциплин - базовой части

- вариативной части;

г) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и часах;

д) коды формируемых компетенций по каждому циклу для дисциплин базовой и вариативной части;

е) бюджет времени в неделях по каждому курсу обучения.

- суммарная трудоемкость базовых элементов УЦ ООП составляет не более 50% для бакалавров от общей трудоемкости, указанной в УЦ ООП;

- дисциплины по выбору студента содержатся в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла.

Календарный учебный график содержит информацию по каждому курсу обучения о времени (в неделях) теоретического обучения и промежуточной аттестации, учебных и производственных практиках, итоговой государственной аттестации и каникулах.

Учебный план по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» приведен в Приложении 1.

4.2 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

При разработке примерных программ дисциплин учтен компетентностный подход и указаны общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые в конкретной дисциплине.

Примерные программы дисциплин строятся на базе имеющихся Учебно-методических комплексов, должны содержать методические рекомендации студенту (содержание дисциплины) и методические рекомендации преподавателю (компетенции), информационные ресурсы, систему контроля, технологии и средства оценивания.

В программах прописываются современные инновационные и информационные технологии, реализующие заложенные компетенции.

Особое место в программах дисциплин должно быть уделено самостоятельной работе студентов и прописыванию ее содержания.

В программах закладывается система оценивания сформированных компетенций. Это могут быть компетентностные тесты или задания, ориентированные на практические действия.

В программах должны быть заложены интерактивные методы обучения (в том числе в виде презентации).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..