textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


«Методические рекомендации по созданию и использованию презентаций при анализе художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе»

Основные понятия темы

Компьютерная презентация:

  • оформление информационного продукта средствами программы Microsoft Power Point;

  • прием, широко используемый в настоящее время для устных выступлений, позволяющий акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.

  • как единая совокупность слайдов;

  • иллюстративный материал, который сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию;

  • Презентация - наглядное и эффективное представление какой-либо информации.

При работе над темой: «Методические рекомендации по созданию и использованию презентаций при анализе художественного текста» компьютерную презентацию определим как эффективное средство, позволяющее создавать наглядные образы.

Литературное чтение.

По материалам выступления первого заместителя министра образования В.А. Болотова на заседании Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации

Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе"

В проекте Федерального компонента государственного стандарта образования по литературе сформулированные цели литературного образования сгруппированы в четыре смысловых блока (воспитание, развитие, система знаний, умения); они учитывают возрастные особенности учащихся и задачи, решаемые на двух ступенях образования.

За последние годы Минобразование России содействовало развитию литературного образования в начальной, основной и средней (полной) общей школе.
На этапе начальной школы вместо традиционного предмета "Чтение" был введен новый учебный предмет "Литературное чтение".
Одной из ведущих задач в обучении "Литературному чтению" стало формирование такого типа читательской деятельности, который предполагает самостоятельное творческое изучение текста на уроке под руководством учителя. Введение "Литературного чтения" в начальной школе позволяет школьникам младших классов лучше подготовиться к переходу в основную школу. На уроках "Литературного чтения" ученики осваивают, в частности, и некоторые навыки анализа художественных произведений.

По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова.

Анализ художественного текста

В центре уроков литературного чтения стоит художественное произведение. Текст литературного произведения на уроке литературы, в том числе на уроке чтения в начальной школе не является средством реше­ния разнообразных педагогических задач /формирование навыка чтения, нравственное воспитание, знакомство с реальной действительностью/, он самоценен. Цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературно­го произведения. Восприятие художественного произведения не может быть сведено к воссозданию опи­сываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания уча­щихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и раз­мышление по данному поводу. Функция виртуальной реальности, присущая художественному произведению, позволяет моделировать развитие опи­сываемой ситуации. Тем самым способствует более глубокому осозна­нию идеи, сюжета и форм художественной выразительности

Обучение школьников комплексному анализу художественного текста предполагает разбивку учебного материала на 3 блока:

Речеведческий. Это уровень восприятия текста: выразительное чтение, выделение преобладающего в тексте типа речи или комбинацию нескольких, определение стиля, темы и микротем текста, главной мысли, подбор заголовка.

Анализ языковых средств, используемых в тексте. Грамматический, лексический, синтаксический разборы, разбор словосочетания и т.д.

Анализ правописания: орфография, пунктуация.

Особенности детей начальной школы

В период обучения в начальной школе у ребенка формируется способность любить, отдавать, получать удовольствие от заботы о ближних.

Ребенок наиболее открыт восприятию, эмоциональному переживанию духовных ценностей.

Конкретность мышления младших школьниковпредполагает последовательное рассмотрение проблем от частных к общим.

В младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию. Поэтому начинать следует с работы над воссоздающем типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения. Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

Небольшой житейский и читательский опыт ребёнка



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Элементы лингвистического анализа художественного текста на уроках литературного чтения

    Документ
    ... лингвистического анализахудожественноготекстанаурокахлитературногочтения 2005 Никитина Л.А. Правописание родовых окончаний имён прилагательных 2005 Ивашова О.А. Использование ...
  2. Подготовка магистра в сфере дошкольного И НАЧАЛЬНОГО образования Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методических

    Документ
    ... В.А.. Технология анализахудожественноготекстанаурокахлитературногочтения в начальнойшколе. – ... использования тестирования в начальнойшколе. Рекомендуемая литература Баранова Е.В. и др. Методическиерекомендации для студентов поиспользованию ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (12)

    Пояснительная записка
    ... В.А. Методическиерекомендации к учебнику «Литературноечтение» 3, 4 кл. _ М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век». Лазарева В.А. Технология анализахудожественноготекстанаурокахлитературногочтения в начальнойшколе. М.: Издательский ...
  4. Список учебной методической и художественной литературы

    Документ
    ... Методическиерекомендациипоиспользованию ... Использование натуральных объектов при ... В.А. Технология анализахудожественноготекстанаурокахлитературногочтения в начальнойшколе. 1 - ... Литературноечтение. 3 кл. Ч. 1 : Мир, созданный ... презентаций Power ...
  5. Правительство москвы система

    Документ
    ... начальных классов общеобразо­вательных учрежде­ний Технология анализахудожественноготекстанаурокахлитературногочтения в начальнойшколе ... работы с детьми; в) использованиеметодическихрекомендацийпо раз­витию трудовой активности учащихся ...

Другие похожие документы..