Главная > Руководство


Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей

(по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года)

Содержание

1.

Модульное обучение: краткая история и общие характеристики …………...

3

1.1.

К истории и теории вопроса…………………………………………………….

3

1.2.

Развитие понятия ";модуль";………………………………………......................

5

1.3.

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса

8

2.

Требования к конструированию модульных программ и модулей…………..

21

3.

Руководство для преподавателя/тьютора (рекомендуемый перечень пунктов)…………………………………………………………………………...

29

4.

Руководство для обучающегося (рекомендуемый перечень пунктов)………

34

5.

Пример итогового контрольного задания по модулю………………………...

38

Список использованных источников ………………………………………….

41

1. Модульное обучение: краткая история и общие характеристики

1.1. К истории и теории вопроса

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера [96] и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла [94], Б. и М. Гольдшмид [90], К. Курха [87], Г. Оуeнса [91]. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала ";создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям"; [78, с. 16; 50]. Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни (Б. и М. Гольдшмид, Дж. Расселл) стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые (Дж. Клингстед [97], С. Курх) - помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи (В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов [67], Г. Оуенс) - интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые (В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко [68] и др.) - гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; другие (И. Прокопенко [78], М.А. Чошанов [48], П. Юцявичене [86]) - достичь высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности; В.В. Карпов, М.Н. Катха­нов [69], М.А. Анденко [55] - установить междисциплинарные связи и решить проблемы взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы; М.Д. Миронова [74], В.Ю. Пасвянскене [76], М. Тересявичене [81] - систематизировать знания и умения по учебной дисциплине.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе[ 61].

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференци­рован­ного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:

- структуризацией содержания обучения;

- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

- вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Итак, обобщая анализ модульного обучения, мы можем определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения (осознается программа обучения и собственная траектория учения), характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным.

Несмотря на различное понимание исследователями целей модульного обучения, несомненно одно - главная цель модульного обучения - создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, ";гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса"; [62, с. 36].

Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Несмотря на достаточную зрелость модульного обучения как в содержательном, так и в возрастном аспекте, до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения.

1.2. Развитие понятия ";модуль";

Рассмотрим и проанализируем существующие определения модуля в хронологической последовательности их появления.

По мнениюБ. и M. Гольдшмид, модуль - это автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей (1972 г.) [55].

Основатель модульного обученияДж. Расселл определяет модуль как ";учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий"; (1974 г.) [59, с. 3].

Г. Оуенс понимает модуль как обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие (1975 г.) [91].

В докладе ЮНЕСКО на конференции, которая состоялась в 1982 году, модуль определяется как ";изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения для того, чтобы приобрести одно умение или группу умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью"; [43, с. 15].

Стоит упомянуть определение, предложенное Абиджанским семинаром(1987г.) по модульному подходу в техническом образовании:
";Модуль - это учебная единица, которая может быть изучена независимо от другой системы и которая формирует точное know-how или умение"; [62, с. 18].

По мнению отечественных исследователей В.М. Гареева, С.И. Куликова и Е.М. Дурко, ";обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме"; (1987 г.) [67, с. 30].

ИсследовательП. Юцявичене определяет модуль как ";блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей"; (1990 г.) [67, с. 50].

Существует еще междисциплинарный подход к понятию модуля. Авторы В.В. Карпов и М.И. Катханов так трактуют модуль - ";это организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая структурирование информации с позиций логики познавательной деятельности"; (1992 г.) [34, с. 70]. Батышев С.Я. указывает, что «модуль - это часть блока, такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнение какой-либо конкретной работы» [28].

Очевидно, что споры вокруг понятия модуля не имеют под собой принципиальной основы. Философию этого вопроса раскрывает психолог К.Я.Вазина, предлагая считать модуль средством системного отражения мира. С точки зрения этого психолога, модуль - это доза или способ саморазвития [62]. ";Мир неисчерпаем по взаимодействию систем, а значит беспредельно саморазвитие человека. Лишь поняв сущность развития реального мира как системы, можно осознать варианты проявления ее в реальном мире, а значит правильно и активно действовать. В таком случае проблема модульного обучения есть проблема организации системы ситуаций коллективной и индивидуальной мыследеятельности, в которой формируются нормативные (произведенные по законам) способы действия"; [62, с. 50]. Каждый обучающийся усваивает разные аспекты смыслов в зависимости от его внутренних целей (ценностных ориентаций). Благодаря индивидуальным аспектам познания, в коллективной мыследеятельности создаются условия разностороннего системного усвоения содержания. Таким образом, ";модуль становится инвариантным способом организации и осуществления информационного обмена между людьми"; [62, с. 36].

Несмотря на множество существующих определений модуля, все их можно систематизировать, на наш взгляд, по трём аспектам:

- модуль как единица государственного учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;

- модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;

- модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.

Наше определение модуля лежит в рамках третьего подхода.

Под МОДУЛЕМ мы понимаем автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля[61;101].

Модули могут являться основой для самообразования, основой для работы в малых группах. Кроме того, они могут быть использованы руководителями среднего звена для проведения занятий с сотрудниками при подготовке их к новым ролям, должностям или новым обязанностям.

1.3. Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса

Модульный подход к обучению предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью. В связи с этим проанализируем модульное обучение с позиций некоторых дидактических категорий.

Цели обучения

Цели обучения являются стержневой дидактической категорией, связывающей в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса. Цели определяют общую направленность всей системы подготовки специалиста. Несмотря на то что проблема целей является основополагающей для педагогики, в её трактовке всегда существовали различные мнения и разночтения. Некоторые авторы определяют цели образования как ожидаемый результат (В.П. Беспалько [24]). В. Оконь [75] считает, что понятие ";цели"; значительно шире, чем понятие ";результаты";, так как оно предполагает ещё пути достижения этих результатов. Более того, этот автор высказывает мнение о том, что среди целей есть такие, которые направлены на формирование личностных качеств, ещё не сформированных на данный период образования и не поддающихся измерению и описанию.

В практике обучения цели часто формулируются расплывчато и декларативно, заменяются содержанием программного материала либо целями деятельности преподавателя.

В современной психолого-педагогической литературе встречается понятие ";таксономия целей";. Слово ";таксономия"; греческого происхождения: ";taxis"; - расположение по порядку, ";nomos"; - закон. Поэтому под ";таксономией целей"; мы будем понимать классификацию и систематизацию целей по определенному признаку.

Поиск закономерностей для систематизации целей в педагогическом процессе всегда привлекал внимание психологов и педагогов. Одна из первых педагогических таксономий - ";таксономия целей обучения"; - была разработана американским ученым Б. Блумом и его последователями. В дальнейшем появилась ";таксономия Дж. П. Гилфорда"; [76].

Несмотря на то что общепризнанных подходов к таксономии образовательных целей еще не существует, в педагогической литературе просматривается классификация дидактических целей по двум направлениям:по уровням (общепедагогические, предметные, оперативные) и по дидактическим функциям (познавательные и операционные).

Многоуровневый характер целей обучения определяется следующим образом:

- 1-й уровень - оперативные учебные цели конкретных видов занятий;

- 2-й уровень - учебные цели предмета;

- 3-й уровень - общепедагогические цели обучения.

Содержание общепедагогических целей (3-й уровень) отражает модель или квалификационную характеристику специалиста и предусматривает необходимые предметные и профессиональные знания, умения и качества личности.

Учебные цели предмета (2-й уровень) отражают содержание и специфику самой учебной дисциплины. В модульном обучении 2-й уровень целей, вслед за П. Юцявичене [86], называют комплексной дидактической целью, и реализуется она всей модульной программой.

Оперативные цели конкретных видов учебных занятий (1-й уровень) формулируются на языке знаний, умений, мыслительных операций, социально-коммуникативных навыков, что позволяет чётко организовать учебную деятельность. При модульном подходе уровню оперативных целей соответствуют так называемые интегрирующие и частные цели (по П. Юцявичене). Реализацию интегрирующей цели обеспечивает конкретный модуль. Каждая интегрирующая дидактическая цель состоит из частных дидактических целей. Реализацию частных целей обеспечивают конкретные учебные элементы, составляющие модуль.

Пирамида дидактических целей в контексте модульного обучения представлена на рис. 4.1.

Общепедагогические

цели

(модель специалиста)

Учебные цели предмета

(комплексная цель модульной

программы)

Оперативные учебные цели

(интегрирующие цели модулей и частные цели

составляющих его учебных элементов)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований выполненных мгу им м в ломоносова в рамках

    Руководство
    Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей
  2. Раздел 1 Организационно-методический 1 1 Место модуля в образовательной программе в целом

    Документ
    Образовательный модуль «Использование информационных технологий в организации и управлении учебным процессом» входит в пакет модулей для сборки адаптируемых под конкретные требования программ повышения квалификации кадров управления
  3. Образовательная программа гбоу гимназии № 625 на 2012/13 учебный год

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  4. Московский им м в ломоносова

    Решение
    Материалы научно-методической конференции «Позиционирование и повышение презентационной привлекательности направления и специальности “Филология” на рынке современных образовательных услуг»
  5. Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г )

    Документ
    Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.
  6. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА)

Другие похожие документы..