Главная > Руководство


2. Требования к конструированию модульных программ и модулей

Предлагаемая структура описания модульной программы/модуля основывается на рекомендациях, разработанных и принятых в рамках ЮНЕСКО, и широко используется последние 20 лет различными образовательными учреждениями [88,89]

Какой бы подход к образованию мы не рассматривали, модульность выступает как центральная характеристика, а процесс модуляризации - как ключевая процедура, определяющая повышение степени открытости, гибкости образовательных программ и обеспечивающая тем самым переход к дистанционному образованию.

Переход от традиционного к модульному и дистанционному образованию предполагает использование различных технологий как педагогического, так и управленческого характера. Реализация этих технологий требует от педагога и управленца использования разнообразных алгоритмов и процедур.

Сказанное определило и последовательность изложения материала данного раздела. Мы предвидим трудности, которые будет испытывать читатель, изучающий данный материал: большое количество действий, шагов, операций, которые необходимо осуществить, конструируя модульные программы и модули, может вызвать раздражение.

Мы просим читателя:

- не делать поспешных выводов;

- помнить о том, что переход от традиционных программ и материалов к модульным требует значительных усилий и терпения.

Напомним, что проектирование модульных программ и модулей базируется на дидактических принципах модульного обучения.

Принципы структуризации и проблемности обеспечивают иерархию дидактических целей, последовательность и целостность изложения, логическую завершённость и автономность модулей, проблемность содержания, наглядность представления модуля. Эти принципы могут быть конкретизированы определенными процедурами. Прежде всего необходимо:

- сформулировать комплексную дидактическую цель модульной программы;

- выделить известные обобщённые научные данные, понятия, закономерности по изучаемой проблеме;

- построить блок-схему модульной программы с учетом следующей иерархии целей: комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой; она объединяет интегрированные дидактические цели, реализацию каждой из которых обеспечивает конкретный модуль, а частные цели, входящие в интегрированную цель, реализуются отдельными учебными элементами модулей;

- составить перечень знаний и умений по каждому модулю;

- подготовить тезаурус учебной дисциплины и обеспечить одинаковую знаковую символику курса;

- проанализировать содержание каждого модуля и обеспечить готовность обучаемых к изучению материала за счёт использования ранее освоенных знаний;

- изобразить логическую структуру модуля блок-схемой, графом или генеалогическим деревом с последующей нумерацией элементов, чтобы обучающийся видел ";траекторию"; учения;

- взять за основу структуры модуля структуру его учебных элементов плюс дополнительный элемент, предназначенный для раскрытия интегрирующих и частных дидактических целей модуля и его содержания;

- представить содержание основных учебных элементов в теоретическом и практическом блоках модуля; теоретический блок содержит учебный материал в концентрированной форме и завершается резюме - обобщением содержания модуля в удобном для запоминания виде, например в форме опорного конспекта; практический блок содержит набор типовых задач, предназначенных для отработки новых понятий и умений, и алгоритмы их решения либо ";ориентировочную основу действий";, прикладные задачи и альтернативные способы их решения, тестовые задания разного уровня сложности, справочные данные, комплект задач для повышения ";рейтинга";, список рекомендуемой литературы.

Принцип адаптивности отражается в таксономии дидактических целей, в проектировании модуля преемственности, в профессионально-прикладной направленности учебных элементов модулей, в вариативности модулей. Этот принцип конкретизируется следующими процедурами:

- спроектировать содержание модуля преемственности соответствующих уровней образования;

- определить область профессионально-прикладных проблем, разрешение которых возможно в рамках рассматриваемой дисциплины, и отобрать содержание для модулей, направленных на обеспечение профильной дифференциации;

- дифференцировать содержание модулей по объёму в зависимости от специальности и специализации (полный, сокращенный, ознакомительный курсы); дифференцировать по уровню сложности комплект задач, входящих в модуль.

Принцип реализацииобратной связи требует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым и существовала возможность его корректировки и контроля. Для реализации этого принципа следует воспользоваться процедурами:

- разработать методическое обеспечение контроля усвоения содержания обучения, то есть:

- составить перечень знаний и умений по каждому модулю;

- подготовить систему задач и упражнений, в которую включить задачи: типовые, проблемные (нестандартные, творческие) и диагностические (служащие средством контроля и анализа усвоения учебного содержания); дифференцировать задачи по сложности;

- разработать эталоны ответов ко всем задачам, а к типовым - алгоритмы решения либо ориентировочную основу действий;

- разработать блок контроля (текущий контроль - в конце каждого учебного элемента, рубежный - в конце модуля); текущий контроль может осуществляться в форме самоконтроля по имеющимся в модуле дидактическим тестам или заданиям.

Рассмотренные выше принципы и реализующие их процедуры проектирования модульных программ (МП) могут выступать в качестве основы для алгоритмизации этого процесса (рис. 4.4).

Сформулируйте комплексную дидактическую цель МП
в соответствии с квалификационными требованиями

Выделите обобщенные научные данные по дисциплине,
имеющие фундаментальное и прикладное значение.

В связи с этим определите названия модулей познавательного
и познавательно-операционного типов

Сформулируйте интегрирующие дидактические
цели модулей познавательного типа

Сформулируйте интегрирующие дидактические цели модулей познавательно-операционного типа

Спроектируйте

содержание модуля

преемственности

Определите область профессионально-прик­ладных проблем, решение которых возможно в рамках рассматриваемого модуля, и определите место операционных элементов, отражающих профессионально-прикладные проблемы, в содержании модуля

Обеспечивает ли содержание модуля преемственностиготовность обучающихся к дальнейшему изучению дисциплины?

Отредактируйте содержание интегрирующих дидактических целей

нет

Отражены ли профессионально-прикладные проблемы

в содержании МП?

да

да

Откорректируйте структуру и последовательность изложения учебной дисциплины с учетом внутридисциплинарных связей и профессионально-прикладных проблем. Изобразите структуру МП
в виде графа или блок-схемы

нет

Соответствует ли совокупность интегрирующих дидактических целей реализации комплексной дидактической цели?

да

Сформулируйте частные дидактические цели учебных элементов модуля. Изобразите структуру модуля в виде блок-схемы, отражающей его содержание

нет

Соответствует ли совокупность частных дидактических целей интегрирующей цели модуля?

да

Выработайте контролируемые характеристики модуля и укажите их после блок-схемы модуля

Подберите содержание обучения, соответствующее частным
дидактическим целям и контролирующим характеристикам.
Наполните содержанием операционные элементы познавательно-операционных модулей.

В соответствии с познавательными целями модуля разработайте систему задач и упражнений и дифференцируйте их по уровню сложности

Для операционных элементов познавательно-операционных модулей подберите прикладные или профессионально ориентированные задачи

нет

Соответствует ли система задач и упражнений

содержанию модуля?

да

Разработайте рейтинговую систему контроля для каждого
уровня дидактических целей

нет

Охватывает ли система контроля все стадии (текущего, рубежного, итогового) контроля?

да

Применение модуля

Рис. 4.4 Алгоритм проектирования МП и модулей

Решение проблемы проектирования модульной программы и модулей и обеспечения ими обучающихся является лишь первым шагом в организации модульного обучения. Особую важность представляет собственно организация модульного обучения, что и будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Конструирование программ открытого/гибкого обучения, построенных по модульному принципу, имеет следующие этапы:

- определение проблемы;

-формулирование целей обучения;

- определение исходных условий и требований;

- отбор и структурирование содержания обучения;

- выбор стратегии преподавания/изучения, методов и средств обучения;

- выбор стратегий и инструментов для оценки степени достижения целей обучения.

Более детально эта последовательность представлена в табл. 1.

Таблица 4.1 Этапы и действия по разработке программы обучения

п/п

Этапы

Действия

1

Определение проблемы

Анализ образовательной политики, выявление целей и задач программы исходя из требований внешней среды/социального заказа

Изучение потребностей в обучении с помощью определения уровня компетентности, которого должны достигнуть обучающиеся (выходной профиль специалиста), и исходного уровня компетентности (входной профиль специалиста)

Оценка необходимых ресурсов и существующих ограничений для реализации программы

2

Формулировка целей

Определение общих целей

Определение частных целей

3

Определение входных условий

Установление минимального исходного уровня компетентности, необходимого для обучения по данной программе

4

Отбор и структурирование содержания

Отбор, анализ и организация содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем, units) и установления логической последовательности их изучения

5

Выбор стратегии обучении

Выбор методов и средств обучения

Создание системы поддержки

6

Выбор стратегии и инструментов оценивания

Определение критериев оценки

Выбор средств оценивания

Любая модульная программа должна содержать собственно содержательную часть, состоящую из набора конкретных модулей, и методическую часть. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы содержательный и методический модули были одинаковыми структурно, что позволит всем участникам образовательного процесса работать по единым правилам, сохраняя при этом возможность гибкой адаптации своего поведения.

Структурно все содержательные модули включают:

разделы, имеющие конкретные цели, содержащие теоретическую информацию, для изложения которой, как правило, используется дедуктивный метод (от понятий к примерам и практическим действиям)

задания-упражнения, которые требуют применения информации из модуля для анализа конкретной практической деятельности обучающегося

краткие выводы по изложенному содержанию каждого раздела

способы оценки качества выполненной работы

библиографию

Первые несколько страниц каждого модуля содержат следующую информацию:

Перечень всех модулей, входящих в модульную программу

Оглавление модуля

Входные требования для изучения модуля

Общие цели изучения модулей

Введение

Карту содержания, графически изображающую взаимоотношения между разделами/темами модуля

Нормативное время для изучения модуля

Американским ученым-педагогом П. Гронлундом составлено краткое руководство к разработке «учебного пакета» (модуля). Оно представляет собой форму контрольного листа, к которому преподаватель обращается как в ходе подготовки «учебного пакета» (модуля), так и по ее окончании [цит. по 98].

Контрольный лист к разработке ";учебного пакета"; (модуля)

Цель учебного раздела.

1. Ясно ли представлена тема учебного раздела?

2. Отчетливо ли объясняется цель изучения учебного раздела?

3. Является ли язык изложения цели ясным и доступным для восприятия?

4. Содержит ли формулировка цели мотивацию к учению?

Учебные цели.

5. Являются ли учебные цели значимыми в образовательном отношении?

6. Сформулированы ли учебные цели так, чтобы их можно было наверняка достичь?

7. Является ли каждая из учебных целей достаточно ограниченной по объему, чтобы ее можно было достичь в рамках непродолжительного времени данной учебной единицы?

8. Является ли каждая из учебных целей содержательно связанной с более общей (конечной) целью курса?

Предварительное и заключительное тестирование.

9. Четко ли сформулированы указания к работе с тестом?

10. Обеспечивают ли тестовые вопросы непосредственный контроль всех заданий, содержащихся в поставленных целях данного раздела?

11. Установлен ли обоснованный эталон (критерий) усвоения?

Учебные материалы и запланированная деятельность обучаемых.

12. Четко ли сформулированы указания к действиям обучаемых?

13. Обеспечивают ли учебные материалы и виды учебной деятельности достижение учебных целей?

14. Удалось ли достичь разнообразия видов дидактических материалов и уровней их сложности?

15. Содержат ли запланированные виды учебной деятельности разнообразные пути достижения учебной цели?

Тесты для самопроверки.

16. Четко ли сформулированы указания к работе с тестом?

17. Помогают ли проверочные вопросы усваивать содержание учебных материалов и следить за собственным продвижением?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований выполненных мгу им м в ломоносова в рамках

    Руководство
    Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей
  2. Раздел 1 Организационно-методический 1 1 Место модуля в образовательной программе в целом

    Документ
    Образовательный модуль «Использование информационных технологий в организации и управлении учебным процессом» входит в пакет модулей для сборки адаптируемых под конкретные требования программ повышения квалификации кадров управления
  3. Образовательная программа гбоу гимназии № 625 на 2012/13 учебный год

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  4. Московский им м в ломоносова

    Решение
    Материалы научно-методической конференции «Позиционирование и повышение презентационной привлекательности направления и специальности “Филология” на рынке современных образовательных услуг»
  5. Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г )

    Документ
    Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.
  6. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА)

Другие похожие документы..