textarchive.ru

Главная > Документ


в день памяти священномученика Ермогена,

Патриарха Московского и всея Руси.

(17 февраля/2 марта)

Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога.

Из посланий святителя Ермогена

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как в огнедышащих глубинах земли рождается алмаз, так в годину бедствий народных просиял миру несгибаемый страстотерпец Господень священномученик Ермоген – алмазной крепостью веры, алмазным блистанием подвига, алмазной чистотою слез, пролитых за Отечество. Святитель Ермоген явился одним из тех столпов Православия, по чьему печалованию и предстательству за Россию совершилось великое чудо Божие – из бездны братоубийства, из-под глыб латинского ига, из трясины измен и позора возродилась земля Российская, Всеблагой Господь простил казавшийся неотмолимым грех правителей и народа.

Смутное время, во мраке которого просиял подвиг священномученика Ермогена, принадлежит к числу самых тяжелых периодов русской истории. Падение державы в омут смуты произошло не вдруг, оно подготавливалось накоплением вопиющего греха. Российский трон занимали святотатцы: бесноватый царь Иоанн IV Грозный, среди многочисленных жертв которого был и священномученик митрополит Филипп, а затем – Борис Годунов, убийца святого ребенка, благоверного царевича Димитрия. Лесть и коварство, низость и жестокость господствовали при дворах этих самодержцев. Нечестие правителей заражало и развращало народ, разучившийся чтить земную власть и бояться Бога, обретший готовность к мятежам и неистовствам. И вот со смертью царя Бориса этот смрадный гнойник прорвался и затопил Россию, сделал ее игралищем самозванцев и изменников, жертвой властолюбия Польши и иезуитских интриг. Святому Ермогену выпал страшный крест первосвятительства в погибающей стране с обезумевшим народом, и такая-то тягчайшая ноша оказалась по плечу несгибаемому угоднику Божию.

Служение великого святителя началось в Казани – краю, дышавшем опасностями и угрозами, где просияли многие православные подвижники. Господь послал Ермолаю (таково мирское имя Патриарха Ермогена) замечательного наставника и духовного отца – им стал святитель Герман Казанский, впоследствии стяжавший мученический венец от рук опричников Иоанна Грозного. Еще в юности Ермолай вступил на поприще священства, и еще тогда современники отзывались о нем: Муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный.

Знаком избранничества и милости Царицы Небесной к отцу Ермолаю была выпавшая ему честь – первым принять от земли обретенный в Казани чудотворный образ Божией Матери. Явление Казанской иконы Богородицы знаменовало возрождение Казани из пепла страшного пожара 1579 года – и этот же чудотворный образ Пречистой, сопутствовавший ополчению Минина и Пожарского, соделался знамением воскрешения всей России из руин Смутного времени. И один из будущих спасителей Отечества, в ту пору – скромный священник Ермолай, сложил умилительный тропарь Казанскому образу Богородицы, который с тех времен и поныне знает наизусть и с любовью воспевает вся православная Россия: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим...

Овдовев, отец Ермолай принял иночество с именем Ермоген и доблестно подвизался в подвигах поста и молитвы в московском Чудовом монастыре, на месте своего будущего мученичества. Духовная высота его жизни вызывала всеобщее изумление, и он был возведен на Казанскую митрополичью кафедру, стал преемником великих святителей Гурия, Варсонофия и Германа.

Когда в России возгорелась смута и в Москве воцарился Лжедмитрий I, орудие коварных иезуитов и властолюбивых поляков, – на защиту Православия восстали Казанский митрополит Ермоген и Коломенский епископ Иосиф. Еще не имея уверенности в том, что новый правитель – самозванец, да и не рассуждая об этом, святители не затрагивали политических вопросов. Они отстаивали святыню веры, требуя, чтобы полячка Марина Мнишек, с которой Лжедмитрий I собирался вступить в брак, торжественно приняла Православие – Россия не должна иметь царицу-католичку.

Точно так же – не о политике, а о вере – ревновал святитель Ермоген среди бурных потрясений российской смуты. Не о правах на престол второго самозванца, тушинского вора, говорил угодник Божий, но указывал на явное нечестие Лжедмитрия II. Святитель Ермоген благословил народ и на присягу польскому королевичу Владиславу, но при строжайшем условии, что тот примет Православие, прервет всякие сношения с Папой, выведет из Москвы поляков, явится защитником святынь русского народа. Лишь когда посягательства иноземцев и мятежников простирались на святую православную веру, святитель воспламенялся праведным гневом, делался непреклонен, огненным словом поднимал народ Божий на борьбу с врагами.

Русская история тех времен свидетельствует о тщетности и порочности любых политических расчетов, не сопряженных с попечением о духовности. Так, Борис Годунов до своего избрания на царство казался «идеальным правителем», самым умным политическим деятелем своего времени – на троне этот властолюбец, запятнанный убийством святого отрока, сделался мрачным тираном, приведшим страну на край пропасти. Затем бояре избрали править Россией еще одного «талантливого политика» – Василия Шуйского, бывшего соучастником Бориса в сокрытии истины об убийстве царевича Димитрия. Царствование Василия было недолгим и бесславным. Продиктованный политическим расчетом союз с иноверцами-шведами, против которого восставал святитель Ермоген, привел к усугублению смуты. «Союзники» начали захват северо-русских земель. И наконец, попытка бояр опереться в борьбе с мятежом на сильную Польшу – предложение русского престола королевичу Владиславу – повлекло за собой польскую интервенцию. Лишь чудо Господне спасло державу от окончательной гибели. А возрождение России началось не при «умных политиках» и «крепкой власти», но в царствование совсем юного Михаила Романова, соборно избранного всем русским народом Божиим.

Святитель Ермоген был поставлен на Патриаршество Освященным Собором Церкви Российской сразу же после падения Лжедмитрия I. Воистину Дух Божий почил на этом избрании. Патриарх Ермоген стал той несокрушимой скалой, о которую разбивалось лукавое суемудрие тех, кто готов был предать святыню веры ради своекорыстия или «государственных интересов». Бояре-изменники знали, что без благословения Первосвятителя Церкви Российской могут разрушиться их хитрые замыслы, что лишь слово Патриарха может отвратить от них зреющий гнев народа Божия. Сладкой лестью и грубыми угрозами пытались они вовлечь святителя Ермогена в свои темные дела. Но за медом их речей святой Патриарх провидел горчайший яд отступничества, а страх перед мучениями и смертью был неведом угоднику Божию. И всякий раз, когда за замыслами боярского «временного правительства» вырисовывалась опасность для святыни веры, раздавалось твердое слово святителя Ермогена: Не благословляю. Когда предавшийся полякам боярин Михайло Салтыков бросился на него с ножом, святитель Ермоген осенил его крестным знамением и промолвил: Сие знамение против ножа твоего. К тому времени обнаружилось все коварство поляков: о переходе королевича Владислава в Православие не было и речи, и уже не он, а сам хищный король Сигизмунд стремился захватить российский престол. Тогда Патриарх Ермоген своими посланиями освободил народ от клятвы Владиславу и призвал верных на святое дело освобождения Отечества. Предатели-бояре умоляли святителя остановить движущуюся на них грозу народного ополчения, но он ответствовал: Все смирится, когда вы, изменники, со своими ляхами исчезнете, но видя ваше злое господство, в святых храмах Кремлевских оглашаясь латинским пением, благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви.

Непреклонность Патриарха Ермогена вызвала ярость изменников и поляков. Престарелый святитель был брошен в подземелье Чудова монастыря, его морили голодом – издеваясь, бросали ему в темницу вместо пищи овсяную солому. До самой кончины святого старца враги пытались сломить его упорство угрозами, но он, указывая на небо, отвечал им: Боюся Единого, там живущего.

Двое отважных благочестивых людей, боярин Роман и мещанин Родион, рискуя жизнью, тайно посещали Патриарха в его заточении. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. В начале 1611 года это послание было принесено в Нижний Новгород, и оттуда народное ополчение двинулось освобождать Москву.

Земное житие святого Патриарха прервалось ранее торжества внявших его призыву верных сынов Отечества. Святитель Ермоген скончался в темнице от голода. Сбылось чаяние подвижника Божия, отвечавшего на вражьи угрозы: Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину. И уже в Царствии Небесном перед Престолом Всевышнего священномученик Ермоген просил о даровании победы воинам Христовым, шедшим освобождать Россию.

Когда войска князя Пожарского вошли в освобожденную Москву, доблестное воинство оплакало мужественного печальника о земле Российской, священномученика Ермогена, взывая: Покажите нам могилу отца нашего! Покажите нам могилу начальника нашей славы! Мощи Патриарха Ермогена обретены нетленными и благоухающими, во свидетельство великой славы его в Царствии Небесного Отца, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Те испытания, которые ныне выпали на долю нашего Отечества, нередко сравнивают со Смутным временем. Но нет! – еще щадит нас Господь от бедствий той Смуты: когда, по свидетельству одного из спасителей России, келаря Сергиевой лавры Авраамия Палицына, всех твердых в добродетели предавали жестокой казни –  метали с крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов,на глазах родителей жгли детей, носили головы их на саблях и копьях; грудных младенцев вырывали из рук матерей и разбивали о камни. Люди уступили свои жилища зверям. Граждане и земледельцы жили в дебрях, лесах и пещерах неведомых или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, – да будет Россия пустынею необитаемою. Подобные ужасы Россия вновь пережила только в гражданскую войну, последовавшую за большевистским переворотом. Наше же теперешнее положение в сравнении со страшными временами братоубийства представляется сущим благоденствием, хотя грех, тяготеющий ныне над нашим народом, ничуть не легче, чем в конце XVI или начале XX века. И если мы будем коснеть во грехе, останемся духовно бесплодными, долготерпение Господне иссякнет –  и горе нам!

Память Небесного ходатая о Русской земле, священномученика Ермогена, мы празднуем во время Великого поста. Вспомним, как в 1611 году, поднимаясь на подвиг возрождения Отечества, постился весь русский народ: три дня опамятовавшиеся наши предки провели тогда в покаянных молитвах, без крошки хлеба и капли воды, даже грудных младенцев не кормили матери, даже домашним животным не давали пищи в эти дни всенародного покаяния перед Господом Правосудным. А нам, нынешним, кажется невыносимым и легкое бремя: на несколько великопостных недель отказаться от животной пищи и мирских увеселений. Так да побудит же нас хотя бы на малый этот подвиг воспоминание о священномученике Ермогене, ради верности Господу и любви к Отечеству претерпевшем не просто пост, но мучительную кончину от голода в сырой темнице.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Только будучи верны в малом мы сможем дерзать на большее – на действенную молитву о спасении и возрождении Отечества, на благие свершения во славу Господню. Верность церковным установлениям воспитывает в нас стойкость и мужество, терпение в испытаниях и постоянство в доброделании. Достойно пройдя поприще Великого поста, обретем мы новые духовные силы и для временной жизни, и для устремления к блаженной вечности.

Современные испытания кажутся легкими даже по сравнению с тем недавним временем, когда страна томилась под гнетом безбожной власти. Крепость нашей веры ныне испытывается лишь материальными затруднениями и мирскими соблазнами, а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько десятилетий назад достойных подражателей жития старинных подвижников, среди них – тезоименитого священномученику Ермогену замечательного архипастыря архиепископа Ермогена (Голубева), чьим мужеством сохранен главный храм епархии – Свято-Успенский собор. За восстановление собора он был выслан из епархии, впоследствии его твердость в отстаивании интересов Церкви навлекла на него новые гонения, земные дни свои архиепископ Ермоген окончил в ссылке. Попечением этого достойного архипастыря в Ташкенте был создан и Свято-Ермогеновский храм, прихожане которого празднуют день памяти своего Небесного покровителя.

Множество великих святых, просиявших в земле Российской, во Царствии Небесном молят Господа о спасении земного своего Отечества. Сильна их молитва, и помилует нас Всеблагой Небесный Отец, если мы будем всеми силами стремиться к тому, чтобы соделаться достойными святого этого предстательства.

Ныне из Горнего Царствия доносится до нас, закосневших в маловерии и малодушии, призыв положившего за нас жизнь свою священномученика Ермогена: Познайте себя и обратитесь, обрадуйте всех нас, и мы станем молить за вас Бога. Аминь.

Слово

на первое и второе обретение главы святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

(24 февраля/9 марта)

От земли возсиявши Предтечева глава созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу.

Из тропаря праздника

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Высоким боголюбием было запечатлено чело святого Иоанна. Чистые слезы, лившиеся из его очей, омывали грехи всего народа. Слова спасительной истины исходили из его уст. Красотою и величием дышал облик Предтечи Господня.

И вот отрубленная глава пророка сделалась «лакомым куском» на пиру прелюбодеев. Вместилище разума и мудрости – честная глава Крестителя лежала на блюде, истекая кровью. Но правда Божия торжествует над смертью. Мертвые посиневшие уста Предтечи разомкнулись, чтобы вновь обличить царский грех: Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.

Нечестивый Ирод задрожал от страха, увидев это чудо. Однако прощальное обличение, последний призыв к покаянию, прозвучавший из уст Крестителя, вызвал лишь еще большую злобу блудницы Иродиады. Она стала колоть иглою укорявший ее язык пророка, смеяться над ним безумным смехом – а потом, вдоволь надругавшись, закопала честную главу в помойной яме.

Но ни земной грязи, ни человеческой злобы, ни демонской свирепости не боятся подвижники Господни. Как бы ни пытались запятнать безумцы сияние святости,  непобедим, вечен этот пречистый свет. Пока глава Предтечи Христова лежала в зловонной яме, святая душа его сошла в мрачный ад, чтобы и там возвестить долгожданное Пришествие Христа, близкое спасение и освобождение древних праведников от цепей сатаны. Так святой Иоанн Предтеча продолжал свое служение Всевышнему.

Когда Иродиада подвергла надругательству главу праведника, за ней тайно следила жена царского домоправителя, святая Иоанна. Сердце этой благочестивой женщины сжималось от скорби, пока совершалось кощунство. Но вот Иродиада, утомленная своим буйством, заснула. Глубокой ночью святая Иоанна вырыла из нечистого места честную главу Крестителя, с великим благоговением омыла ее, положила в глиняный сосуд и похоронила на Елеонской горе. Там, в тени высоких маслин, где любил бывать с учениками Спаситель наш Иисус Христос, упокоилась до поры глава Предтечи Его. С Елеонской горы вознесся Сын Человеческий в Небеса, прокладывая верным путь в Царствие Божие. Следом за предвозвещенным им Христом взошел в райские обители и святой Иоанн Креститель, величайший из рожденных женами (см.:  Мф. 11, 11).

Убитого пророка страшилось гнусное семейство Иродово. Все беспокоились, все тревожились злодеи: а вдруг восстанет из мертвых их жертва? вдруг воскреснет Креститель? Не напрасно боялись они. Воскрес святой Иоанн! Воскрес пророк-страстотерпец, обличитель и судия злодеяний: великой душою – на Небесах, нетленным телом – на ждущей обновления земле.

Убийц великого пророка, Ирода и Иродиаду, ждала бедственная жизнь и страшная смерть. Не царский дворец, а изгнание и тюрьмы стали их уделом. Наконец сама земля устала носить на себе злодеев и поглотила их заживо. Даже следа не осталось от них – да и кому какая нужда до презренных останков прелюбодеев и святоубийц?

Великий Предтеча Господень явился первым из ветхозаветных праведников, вошедших в Небесное Царствие как бы путеводителем и предводителем искателей Высшей Истины. Прославленный Господом святой Иоанн своей жертвенной кончиной предвозвестил славу бесчисленного множества мучеников Нового Завета, кровью своей во времена гонений запечатлевших Правду Христову.

Дивными чудесами прославил Спаситель и нетленную главу Предтечи Своего. Так и телесно, во благо верным и во обличение грешным, пребывает святой Иоанн на земле. Истинным сосудом благодати Христовой явилась глава Крестителя – зримое свидетельство бессмертия.

В земном житии святой Иоанн отличался смирением. Когда явился миру Господь Иисус, Предтеча сказал: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Из самоумаления, из смирения произросла и слава дарованных миру святынь Предтечи.

Ирод был изгнан, а его богатые поместья распроданы. Участок на Елеонской горе, где была погребена глава Крестителя, достался благочестивому Иннокентию – бывшему вельможе, уверовавшему во Христа и ставшему иноком. На горе Иннокентий выстроил себе келью, а потом решил построить и небольшой храм. Трудясь над закладкой фундамента храма, благочестивый инок обрел бесценное сокровище – святую главу Предтечи Христова. Извещенный от Бога о том, обладателем какой великой святыни он стал, Иннокентий благоговейно хранил у себя главу Крестителя и поклонялся ей. Так светоч всего мира святой Иоанн Предтеча явился тихим светильником в скромную монашескую келью.

Римская империя того времени была охвачена языческим и иудейским неистовством: там поклонялись идолам и сплетали козни против христиан. И Иннокентий, предчувствуя свою близкую кончину, снова скрыл в земле честную главу Предтечи, чтобы уберечь ее от поругания со стороны жестоких язычников и коварных иудеев.

Но вот равноапостольный император Константин Великий начал утверждать христианство в подвластных ему странах. Последователи Спасителя вышли из подземных храмов на открытое благовествование, и святыни Господни начали являться миру из тайных мест. Трудами матери императора, равноапостольной царицы Елены, был обретен Животворящий Крест Христов, благоукрашены места земных деяний Сына Божия в Иерусалиме и его окрестностях. Во Святой град хлынули толпы христианских паломников, желавших приобщиться явленной здесь Божественной благодати.

Среди пришедших поклониться Кресту Господню были и два инока, благочестивых с виду, но нерадивых в душе. Сжалившись над их заблудшими душами, Предтеча Господень явился одному из них во сне и указал место, где сокрыта честная его глава. Но они дерзнули не поверить чуду – и вторично явился святой Иоанн, теперь уже каждому из них, призывая: Воспряньте, оставьте ваше неверие!

Маловерные иноки поплелись на Елеонскую гору, начали копать землю – и обрели величайшее сокровище – честную главу Предтечи. Но и чудесная находка не потрясла окаменевшие души лицемеров. Они положили главу Крестителя Христова в мешок из верблюжьей шерсти, а когда встретили простеца-попутчика, дали ему нести этот мешок: священная ноша показалась им тяжела.

Встреченный иноками был бедным горшечником, которого нужда изгнала из родного дома и заставила бродить по миру в поисках лучшей доли. Однако среди невзгод этот бедняк не позабыл благочестия и страха Божия. Он был рад угодить Божиим людям – монахам: бодро нес порученный ему мешок, не зная, что в нем. Но внезапно явился горшечнику на пути Предтеча Господень, повелевая: Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках.

Иноки собирались доставить главу Крестителя в свой монастырь, где святыня была бы выставлена для прославления и поклонения. Но святой Иоанн предпочел фальшивым подвижникам нищего гончара, чистого сердцем простеца.

Повинуясь Небесному велению, горшечник бежал от недостойных монахов. Узнав, что в его руках честная глава Предтечи Христова, он решил немедленно вернуться на родину и всю оставшуюся жизнь посвятить хранению священного дара.

Горшечник возвратился в родные края, в сирийский город Емесу. С великим благоговением внес он главу Крестителя в свое убогое жилище. Но недолго оставался бедным этот дом: святой Иоанн благословил успехом земные дела хранителя честной его главы. Горшечник сделался богат, но богатство не испортило его чистую душу. Он твердо помнил, что всем обязан Предтече Христову, и жизнь свою проводил по заповедям его – в молитве, благотворении нищим, добрых делах. Главу святого Иоанна горшечник окружил почитанием: ежедневно возжигал пред нею свечи и светильники, кадил фимиам, простирался в теплых молениях, благодарениях и славословиях Господу Иисусу и Предтече Его. Отходя в лучший мир, он завещал своей сестре: пусть глава Крестителя хранится в домах богобоязненных и добродетельных людей.

Так долгое время переходила честная глава Предтечи Христова от одного человека к другому благодатным сокровищем, изливающим мир и дарующим благоденствие. Так любвеобильный святой Иоанн втайне от мира благотворил простым христианам, освящал их жилища и возвышал их души.

Это смиренное служение Крестителя людям продолжалось, пока честная глава его не попала в руки нечестивцу. Под Емесой в пещере жил некто Евстафий, почитавшийся в народе как великий подвижник. Но под показными добродетелями таился хищный волк. Черна была душа Евстафия, порабощенная тщеславием и гордыней, забывшая о страхе Божием, мечтавшая только о мирской чести и славе. Кривым был рассудок Евстафия, посягавший на лукавое перетолкование Таин Божиих, впавший в безумную арианскую ересь. Но люди не знали этого и потому сочли лицемера Евстафия достойным того, чтобы вверить ему святую главу Крестителя Христова.

Евстафий обошелся с доверенной ему священной драгоценностью как наглый вор. От честной главы Предтечи происходили благодатные исцеления больных. Но Евстафий держал святыню в тайном месте и одному себе, своим ложным достоинствам, своему еретичеству приписывал совершавшиеся чудеса. Во множестве приходили к пещере Евстафия страждущие, получали облегчение и по незнанию благодарили не любвеобильного Предтечу Господня, а мнимого чудотворца Евстафия. Краденая слава еретика распространялась, люди прислушивались к его речам – и много простых душ погубил Евстафий, заразив их богопротивной ересью.

Наконец христиане Емесы узнали о коварстве Евстафия и изгнали его из своих краев. Перед уходом он успел закопать в пещере главу святого Иоанна Крестителя. Святотатец еще надеялся вернуться и снова заняться своим черным делом: использовать дар Божий для хулы на Бога. Но умыслы еретика разрушились. В покинутой им пещере вскоре поселились истинные подвижники, благочестивые иноки, и доступ в нее нечестивцу был закрыт.

Ангелом пред лицем Господним, величайшим из рожденных женами (см.: Мф. 11, 10–11) явился в мир святой Иоанн. Но долгие годы провел он в смиренной уединенной молитве к Создателю, во глубине пустынь, вдали от человеческой славы. Подобно этому более четырех столетий таилась нетленная глава великого Крестителя – то скрываясь в недрах земли, то почивая в скромных домах христиан. Некогда святой Иоанн сносил хулу от лжеправедников-фарисеев, претерпел лютую казнь от нечестивого Ирода – так же предавал он честную главу свою на поругание фарисеям нового времени, ленивым маловерным инокам и святотатцу Евстафию. Но вот наконец настал срок явления миру священной главы Предтечи Христова – на радость всей Вселенской Церкви.

Чудо второго обретения великой святыни произошло в конце V века по Рождестве Спасителя. К тому времени возле пещеры, из которой бежал еретик Евстафий, возник монастырь. Возглавлял обитель блаженный архимандрит Маркелл – человек высокой христианской жизни, богатый всяческими добродетелями.

Посреди Великого поста, в неделю Крестопоклонную, блаженный Маркелл удостоился чудесного видения. Он видел могучую реку изливавшуюся из ворот его обители, и с ужасом думал: откуда такая сильная вода? Но еще больший трепет вселило в него новое зрелище: по реке, как по суху, шествовали дивные чины: светлые Ангелы и величавые праведники. Все они – каждый на своем особом языке – возглашали: Се является святой Иоанн, Креститель Христов.

Шествие двигалось в пещерный храм, преобразившийся в невообразимой красоты собор. А там стоял сам Предтеча Господень, благословляя подходивших к нему дивных пришельцев. Блаженный Маркелл также дерзнул, последним из всех, подойти под благословение к Крестителю. Архимандрит пал к ногам величайшего пророка, тогда любвеобильный святой Иоанн поднял его, обнял и подал чашу с медом, говоря: Приими благословение!

На следующий день чудесный огонь в пещерном храме узрели и другие иноки обители. А еще через пять ночей Предтеча пробудил архимандрита от сна, призвав на обретение честной главы своей. Блаженный Маркелл повествует об этом:

С трепетом и страхом я восстал от сна и вижу: пред дверями моей кельи сияет звезда. Ужаснулся я, но, сотворив крестное знамение, вышел.

Звезда шла предо мною; следуя за ней, я вошел в пещеру. Когда я дошел до места, где находилась честная глава Предтечи, звезда вдруг стала невидима.

Я упал на землю и воздал хвалу Господу. После долгой молитвы я возжег свечу, воскурил фимиам и начал копать, призывая имя Господне.

Земля была тверда, словно медь. Долго я трудился: наконец увидел каменную доску; с большим трудом я мог вынуть ее из ямы – и там-то нашел священный сосуд, где почивала честная глава Предтечи.

Радуясь, но в то же время и ужасаясь, я дерзнул взять сосуд, поклонился и вышел из пещеры.

Так благоговейному подвижнику было даровано счастье обретения главы Крестителя Христова.

В тот же миг у дверей кельи Маркелла появился настоятель соседней обители, архимандрит Геннадий. Он пришел, чтобы рассказать о своем видении. Геннадий узрел себя вместе с Маркеллом посреди пещерного храма – они раздавали верующим ячменный хлеб чище и светлее солнца. Множество народа принимало из их рук этот хлеб, но чудесная пища не иссякала, а умножалась от раздаяния.

Блаженный Маркелл понял, что видение его собрата означает неоскудевающую благодать от главы Крестителя Христова, поэтому он рассказал Геннадию об обретении священного сокровища. Затем иноки стали совещаться: что делать дальше? как быть с явленной им великой святыней?

Ни один человек не свободен от влияния лукавых соблазнов. И святые падают, и они порою совершают ошибки и грехи. Против тонкого соблазна своеволия не устоял блаженный Маркелл. Он решил утаить обретенную святыню даже от своего епископа, святителя Урания Емесского, желая прежде посовещаться с неким старцем-подвижником Стефаном, особо почитавшимся в округе.

Иноки отправились искать Стефана, но не нашли его. Геннадий говорил, что нужно оповестить епископа, а Маркелл настаивал: надо дождаться встречи со старцем. И вот,  за неуважение к архипастырю, за нарушение церковной дисциплины кара Божия постигла упрямого архимандрита. Маркелла поразила внезапная болезнь. Только осознав свой грех и покаявшись в нем, получил блаженный Маркелл прощение и исцеление.

Уже не медля, направились иноки в Емесу к епископу Уранию, чтобы сообщить ему дивную весть. Узнав, что в его епархии обретена глава Предтечи Христова, святитель возликовал. Вместе с многочисленным духовенством поспешил он в пещерный храм, чтобы славословить Господа и благодарить Крестителя Его за чудесный дар.

Среди емесских священников был маловер, некий Малх. «Откуда здесь могла появиться глава Предтечи?» – подумал он и дерзко прикоснулся к святыне. Рука кощунника тут же иссохла. За несчастного Малха молился епископ со всем клиром, молилась иноческая братия, сам он горько каялся. Наконец, вполне излечившись от маловерия, Малх благоговейно поклонился честной главе Крестителя Господня – тогда исцелилась и рука его.

Всего за несколько месяцев жители Емесы воздвигли в своем городе великолепный храм во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Честная глава Предтечи была положена в этом храме, даруя благодатное утешение сирийским христианам. А впоследствии великая святыня была перенесена в сердце Вселенской Церкви – первопрестольный Константинополь, куда на поклонение Всевышнему и святым Его стекались верующие со всего мира.

Некогда безумная Иродиада хотела надругаться над главою величайшего пророка, навсегда похоронить ее в смрадной грязи. Но не святого Иоанна, а собственную душу навек погребла преступница в мерзких ямах преисподней. Через века из нетленной главы Предтечи Христова истекло благоуханное миро, врачующее телесные болезни и душевные раны людских поколений.

Печать, завершение и вершина духовности древних пророков – святой Иоанн Креститель. От саранчи и горького меда иудейских пустынь перейдя к райскому пиршеству Христову, Предтеча не оставил и нашего грешного мира – во славе вершит он служение Нового Завета, шествует поприщем Благовестника. Еще могущественнее и благодатнее стал его подвиг. По слову церковного песнопения, Креститель паки (больше), якоже прежде в мире, проповедует покаяние.

Святой Иоанн явился величайшим проповедником требовательной любви Пречистого Бога к падшему человеку. И в вечном своем бытии Предтеча Христов остался пламенным обличителем лицемерия и порока, милосердным к кающимся грешникам, любящим помощником для тех, кто чист сердцем.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждодневно нуждаемся мы в водах крещения Иоаннова, во всеомывающих струях покаяния, зримых в видении блаженного Маркелла. Нужнее земной пищи для нас чистый солнечный хлеб благодати Иоанновой, явленный в видении архимандриту Геннадию. Как необходим христианам тот чудесный свет, что некогда указал благочестивым инокам путь к честной главе Предтечи Христова! Да достигнет нашего слуха глас вопиющего в пустыне (Ис. 40, 3; Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Лк. 3, 4; Ин. 1, 23) – голос святого Иоанна, обличающего леность и маловерие, фальшивую праведность и лукавство лжемудрецов века сего.

Честная глава Крестителя Христова освящала недра земли, почивала в жилищах бедняков и в монашеских кельях, воссияла миру среди сокровищ Православной Церкви. Предтеча и друг Сына Божия святой Иоанн всегда рядом с нами, он – поводырь к Вечной жизни для всех, кто ищет спасения.

Само значение имени Иоанн – благодать Божия. Так потрудимся же для очищения душ своих от греховной скверны, да удостоимся даров Божественной благодати от святого Иоанна, воспевая:

Благодати тезоименитый Крестителю Господень, и тою обогатився, победоносец преславный показался еси: победил бо еси враги и всякую злобу. Ныне же, предстоя Престолу Царя царствующих, моли даровати верным победы на враги и во всем благопоспешение, в добродетелех же благодатное укрепление. Аминь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (4)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное ... многочисленными межнациональными и межрелигиозными конфликтами. Митрополит Бишкекский и СреднеазиатскийВладимир глубоко изучил и обобщил историю ...
  2. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (3)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  3. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (7)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  4. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (1)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни ... из славных имен в истории Ташкентско-Среднеазиатской епархии. Еще до революции он ... Главный храм нашей отдаленной Среднеазиатской епархии – Ташкентский кафедральный собор создан в ...
  5. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слово, растворённое любовью. Святейший Патриарх ... архипастырском служении Церкви и народу. Архиепископ Ташкентский и СреднеазиатскийВЛАДИМИР. Восстанет из пепла и бездны греховной ...

Другие похожие документы..