textarchive.ru

Главная > Документ


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

Учебно-методическое управление

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Новочеркасск – 2011г.

Составители: Л.И. Щербакова, Ж.В. Кравченко

Направляем для использования в качестве образцов материалы, на основе которых эксперты Рособрнадзора формировали заключения по каждой укрупненной группе специальностей (УГС), по каждой специальности (направлению подготовки) в период государственной аккредитации.

Обращаем внимание на подготовку всех необходимых документов на бумажных и электронных носителях, а также наличие всех первоисточников, подтверждающих достоверность информации (экзаменационные ведомости, протоколы заседания ГЭКов, личные дела ППС и т.д.).

Содержание

I. Методика проведения экспертизы соответствия содержания икачества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам в учреждениях высшего профессионального образования (образец)…………………………

5

1. Общие положения ……………………………………………………..

5

2. Показатели содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников и критерии показателей…………………………………...

5

3. Правило принятия решения по установлению соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС………………………………………………………..

6

4. Содержание экспертизы………………………………………………..

7

5. Отчет по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения…………………………………………………………………

7

6.Методика обработки и принятия решения по результатам тестирования………………………………………………………………

7

Приложение 1. Показатели и критерии, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников……………………………………………………………….

9

Приложение 2. Приложение к Заключению комиссии по аккредитационной экспертизе…………………………………………..

12

Приложение 3. Содержание выездной экспертизы содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников……………………

24

Приложение 4. Содержание документарной экспертизы содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников……………………

28

II. Примерное задание ФГБУ «ИМЦА» с целью формирования базы электронных документов для проведения экспертизы содержания и качества подготовки (образец)………………………..

31

III. Примерный порядок работы комиссии по аккредитационной экспертизе в образовательном учреждении/организации (образец)

47

IV. Перечень образовательных программ, которые подлежат обработке с использованием информационных технологий (консалтинговая проверка в ФГБУ «ИМЦА») по базовому ВУЗу...

49

1. Перечень данных о содержании образовательных программ, которые подлежат обработке с использованием информационных технологий………………………………………………………………….

49

2. Перечни показателей, по которым осуществляется обработка данных о содержании образовательных программ с использованием информационных технологий…………………………………………….

57

V. Перечень документов на кафедре...……………………………….

60

1. Перечень необходимых документов для реализации кафедрой функций с области образовательной деятельности…………………….

60

2. Перечень необходимых документов для реализации кафедрой функций в области научно-производственной деятельности…………..

62

3. Перечень документов на кафедре, по которым необходимо подготовить к государственной аккредитации электронные копии…...

63

VI. Нормативная база по аккредитации………………………………

64

1. Федеральный закон от 8 ноября 2010 г № 293-ФЗ ст. 33.2. «Государственная аккредитация образовательных учреждений,

научных организаций»…………………………………………………….

64

2. Положение о государственной аккредитации

образовательных учреждений и научных организаций

(утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №184)….

75

Образец

I. Методика проведения экспертизы соответствия содержания
и
качества подготовки обучающихся и выпускников
образовательного учреждения

федеральным государственным образовательным стандартам

в учреждениях высшего профессионального образования

  1. Общие положения

1.1. Целью проведения экспертизы является установление соответствия (несоответствия) содержания икачества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или государственным образовательным стандартам до истечения срока реализации (далее - ФГОС).

            1. 1.2. Требования к содержанию и качеству подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения высшего профессионального образования ФГОС изложены в следующих разделах:

  • раздел 4 «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы»,

  • раздел 5 «Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы»,

  • раздел 6 «Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы»,

- раздел 7 «Требования к уровню подготовки выпускника».

2. Показатели содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников и критерии показателей

2.1. Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС, включают:

Показатель 1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы.

Показатель 2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы.

Показатель 3. Результаты освоения образовательной программы.

Показатель 4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Использование учебно-методической документации в образовательном процессе.

Показатель 5. Кадровое обеспечение учебного процесса.

2.2. Каждый из показателей оценивается по одному или нескольким критериям. Для каждого критерия указано его значение, на основе которого устанавливается соответствие (не соответствие) содержания и качества требованиям ФГОС.

Перечень показателей, соответствующие критерии оценивания и их значения приведены в Приложении 1.

3. Правило принятия решения по установлению соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС

3.1. Для формирования Заключения о соответствии (несоответствии) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по основной образовательной программе требованиям ФГОС используется следующее правило принятия решения:

содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников соответствует ФГОС, если эксперт установил соответствие требованиям ФГОС всех показателей оценки содержания и качества подготовки;

в случае установления несоответствия требованиям ФГОС одного показателя, содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников не соответствует ФГОС.

3.2. Показатель соответствует ФГОС, если эксперт установил соответствие ФГОС не менее половины критериев показателя (Таблица 1).

Таблица 1

Номер показателя

(приложение 1)

1

2

3

4

5

Количество критериев показателя (приложение 1)

6

9

5

2

2

Количество критериев, выполнение которых свидетельствует о соответствии требованиям ФГОС

3

5

3

1

1

3.3. Эксперт принимает решение о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС относительно укрупненной группы специальностей (направлений подготовки) (УГС), в случае установления несоответствия требованиям ФГОС по одной основной образовательной программе, относящейся к данной УГС.

4. Содержание экспертизы

4.1. Экспертиза содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения проводится в выездной и документарной формах.

4.2. Основным методом анализа, используемым в ходе экспертизы, является выборочный метод, основанный на генерации случайной выборки из сведений, представленных образовательным учреждением в отчете о результатах самообследования.

4.3. Действия эксперта, перечень запрашиваемых документов для анализа, а также методы, используемые при выездной и документарной формах проведения экспертизы, приведены в Приложениях 3, 4.

5. Отчет по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения

    1. Итогом работы эксперта является Отчет о соответствии (несоответствии) содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС по образовательным программам (УГС).

    1. Вывод эксперта о соответствии или несоответствии содержанияи качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС по образовательным программам подтверждается фактически по каждому критерию показателей, приведенных в Приложении 1 и оформляется Отчетом эксперта по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников (Приложение 2).

    2. На основе Отчетов экспертов готовится Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе. Структура Заключения комиссии по аккредитационной экспертизе приведена в Приложении к «Порядку работы комиссии по аккредитационной экспертизе образовательного учреждения, научной организации».

6.Методика обработки и принятия решения по результатам тестирования

    1. Результат тестирования студента по дисциплине считается соответствующим требованиям ГОС, если студентом освоены все дидактические единицы дисциплины, предъявленные для тестирования. Дидактическая единица считается освоенной студентом, если выполнены не менее половины заданий, входящих в данную дидактическую единицу.

    1. Результат тестирования m по УГС рассчитывается по формуле

, где

mГСЭ, mЕН,mОПД – процент результатов, соответствующих требованиям ГОС по дисциплинам соответствующих циклов подготовки (ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических, ЕН – общих математических и естественнонаучных, ОПД – общепрофессиональных дисциплин),

kГСЭ = 1, kЕН = 1, kОПД = 3 – весовые коэффициенты результатов тестирования по циклам дисциплин.

Если тестирование по определенному циклу подготовки по УГС не проводилось, то его весовой коэффициент равен нулю.

    1. Критериальным значением для принятия положительного решения о соответствии уровня базовой подготовки студентов по УГС является значение результата тестирования по УГС m≥60%.

    2. Замечания по результатам тестирования отражаются в Отчетах экспертов и в Заключении комиссии по аккредитационной экспертизе.

Приложение 1

Показатели и критерии, устанавливающие соответствие
содержания и качества подготовки
обучающихся и выпускников

Показатель содержания
и качества подготовки обучающихся
и выпускников

Наименование критерия показателя содержания
и качества подготовки

обучающихся и выпускников

Значение критерия
показателя содержания
и качества подготовки

обучающихся и выпускников

1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы

1.1. Наличие обязательных дисциплин федерального компонента в соответствующем цикле

100 % наличие обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях, учебной нагрузке.

100% наличие рабочих программ дисциплин

1.2. Общее количество часов теоретического обучения

Выполнение требований ГОС ВПО

1.3. Объем учебной нагрузки по циклам дисциплин, час.

Выполнение требований ГОС ВПО

1.4. Объем учебной нагрузки по дисциплинам, час.

Выполнение требований ГОС ВПО

1.5. Обязательный минимум содержания дисциплин

Наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания ГОС ВПО

1.6. Альтернативность дисциплин по выбору студента

100% наличие альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору

2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы

2.1. Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.2. Продолжительность теоретического обучения, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.3. Продолжительность практики, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.4. Продолжительность каникул, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.5. Продолжительность экзаменационных сессий, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.6. Продолжительность итоговой государственной аттестации, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году, нед.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.8. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, час.

Выполнение требований ГОС ВПО

2.9. Средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения), час.

Выполнение требований ГОС ВПО

3. Результаты освоения образовательной программы

3.1. Уровень базовой подготовки студентов

Результат тестирования по УГС не менее критериального значения (60%)

3.2. Содержание и уровень курсовых работ (проектов)

Тематика 80% курсовых работ (проектов) соответствуют профилю дисциплин по каждой образовательной программе

3.3. Организация практик

80 % обеспечение документами всех практик по образовательной программе

3.4. Содержание и уровень выпускных квалификационных работ

80 % обеспечение документами по организации итоговой аттестации выпускников.

Уровень
выпускных квалификационных работ

3.5. Порядок проведения и содержание государственных экзаменов

100% соответствует требованиям ГОС количество и перечень государственных экзаменов по образовательной программе полностью

Не менее 80% студентов по каждой образовательной программе имеют положительные оценки по государственным экзаменам.

4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

4.1. Использование учебно-методической документации в образовательном процессе

80% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией

4.2. Доступность фондов учебно-методической документации

Наличие доступа 80% студентов к фондам учебно-методической документации

5. Кадровое обеспечение учебного процесса

5.1. Соответствие базового образования преподавателей профилю преподаваемых дисциплин

Не менее 50% преподавателей по каждой образовательной программе

5.2. Участие преподавателей в научной и/или научно-методической деятельности

80% штатных преподавателей по каждой образовательной программе

Приложение 2

Приложение к Заключению комиссии

по аккредитационной экспертизе

Отчет по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения/организации по образовательной(ым) программе(ам) [указать уровень]/ в рамках укрупненной группы специальностей, направлений подготовки [указать наименование], [федеральным] государственным образовательным стандартам/ федеральным государственным требованиям

[Ф.И.О., должность, ученая степень (звание) эксперта] в соответствии с Распоряжением Рособрнадзора от «___» _________ 2011 г. № ___, Договором возмездного оказания услуг от «___» _________ 2011 г. № ___.

Экспертиза содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения/организации по образовательной(ым) программе(ам)

_______________________________________________________________________________________________,

код(ы), наименование(я) образовательной программы

реализуемой(ых) в

__________________________________________________________________

наименование образовательного учреждения/организации

проводилась в период с … по …. ______________ 2011 г.

В процессе анализа был изучен отчет о результатах самообследования образовательного учреждения/организации, основные документы, регламентирующие образовательную деятельность учреждения/организации:

[указать перечень документов].

В ходе работы проведены беседы с руководством образовательного учреждения/организации, работниками и обучающимися образовательного учреждения/организации:

[указать должности и Ф.И.О. сотрудников и обучающихся].

Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет об образовательной и научной деятельности юргту(нпи) 1 содержание подготовки специалистов (бакалавров) 1 1 соответствие разработанных образовательных программ и учебно-методической документации

    Отчет
    ... для каждой специальности и направления подготовки в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий составляется учебно-методическимуправлением ... высокие учебные показатели, государственная аттестационная комиссия дает рекомендациидля ...
  2. (новочеркасский политехнический

    Отчет
    ... , публикация материалов в сборниках и т.д. 5. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ по аккредитуемым направлениям и специальностям К государственнойаккредитации представлены ...
  3. ОТЧЕТ по итогам самообследования (ГОУ СПО РО НМК) г Новочеркасск 2011 СОДЕРЖАНИЕ

    Отчет
    ... и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем образовательным программам. Все учебно-методическиематериалы ...
  4. Федеральное государственное бюджетное (6)

    Отчет
    ... дисциплин, а также учебно-методическиематериалы, разработанные преподавателями соответствующих кафедр. В соответствии с учебными планами и государственными образовательными стандартами ...
  5. Анализ учебно-воспитательной работы в моу ведерниковской сош по итогам 2010-2011учебного года

    Анализ
    ... создан банк учебной литературы и материалов; оформлен стенд для родителей и учащихся с материаламидля экзаменов; ... подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации в новом учебном году рекомендуется: - На заседании предметных методических ...

Другие похожие документы..