Главная > Рабочая учебная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное образование Кондинский район

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________

Протокол №_______

«____»_________20 __г.

« Согласовано»

заместитель директора по УВР

_______________С.В.Яворских

«____»_________20 __г.

«Утверждаю»

директор

МОУ Морткинской СОШ

____________________ Н.И. Суслова

«____»_________20 __г.


Рабочая учебная программа

по истории

5-8 классы

на 2009-2010 учебный год

Составитель:

Иванова И.И.,

учитель истории,

первая кв. категория

Мортка

2010

I.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования и примерной программы авторов А.П.Алексашкиной и Е.Е.Данилова, для преподавания в общеобразовательных классах

(Комментарий: Примерные программы по всем предметам размещены на официальном сайте министерства образования и науки (http:// www.mon.gov.ru) При составлении рабочей программы учитель может исходить также из авторских программ, разработанных к конкретным линиям учебников. Указанные программы, однако, должны быть внимательно проанализированы на предмет соответствия ГОС. )

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V - IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Но так как это вызывает дополнительные трудности , связанные с учебниками( учащиеся путают какой учебник нужен на данный урок) составлением расписания, записью в журнале ( история) и, учитывая, что предметные олимпиады проводятся в первой половине года , и в основном построены на материале истории России, в данной программе курсы реализуются последовательно ( с начала года История России, затем Всеобщая история) . Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом Федерального базисного учебного плана 2004г. для образовательных учреждений РФ и примерной программы устанавливается следующее распределение учебного времени в рамках трех этапов ( V - VI , VII - VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

БУП 2004года отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования( при 6 дневной рабочей неделе) , в том числе: в V , VI , VII, VIII ,IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю при 5 дневной рабочей неделе. «Государственный стандарт общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. С учетом этого, примерная программа предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе» не менее 10 часов

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

 

компонент)

История России

Всеобщая история

V класс

68 ч

Что изучает история – 10 ч

История Древнего мира

58 часов

VI класс

68 ч

История России (с древности до XV в.) –44 ч.

Средние века 24ч

VII класс

68 ч

История России ( XVI – конец XVIII в.) – 44 ч

История Нового времени ( XVI - конец XVIII в. .) – 24 ч

VIII класс

68 ч

История России ( XVI - начало ХХ вв.) – 44ч.

История Нового времени (XVIII в - начало ХХ вв.) – 24 ч

IX класс

68 ч

Новейшая и современная история России – 44ч.

Новейшая и современная история – 24ч

Программа реализуется на основе использования учебников, рекомендованных МО

История России

Всеобщая история

5 класс

А.А. Вигасин, И.И. Годер, И.С. Свентицкая. История древнего мира.5 класс. Просвещение, 2007г.

6 класс

А.А. Данилов., Л.Г Косулина. История России: с древнейших времен до начала 16 века, М., Просвещение

Е.В.Агибалова, «История Средних веков», М., Просвещение, 2005

7 класс

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России., 17-18в. М , Просвещение

А.Я. Юдовская., П.А. Баранов., Л.М.Ванюшкина. Новая история 1ч.1500-1800 М., Просвещение

8 класс

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России., 19 в. М , Просвещение

А.Я. Юдовская., П.А. Баранов., Л.М.Ванюшкина. Новая история 2ч.XIX век. М., Просвещение

9 класс

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России., 20 в., М , Просвещение.

О.С. Сорока – Цюпа и др., Мир в 20 веке., М , Просвещение.

Данная программа разработана на основе программ:

Программа по истории России (6-9 классы)Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

Программа по истории России предназначена для общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Материал курса способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного подхода к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Изучение данного курса обеспечивается единой линией учебников А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной по истории России для 1-го концентра, которые включены в Федеральный перечень.

Программа по истории Древнего мира (5 класс).Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Курс ставит своей целью формирование исторического мышления, дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В курсе даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Изучение данного курса обеспечивается учебником А.А.Вигасина, Г.И.Годера «История Древнего мира», который включен в Федеральный перечень.

И т.д.

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается за счет учебного времени из компонента образовательного учреждения в форме элективного курса «История 9-20 веков в исторических документах».

Основные содержательные линии предмета «История»

Историческое время — счет лет и периодизация событий (год, век, тысячелетие, эпоха).
Историческое пространство — карты локально-исторических цивилизаций. Географические, экологические, этнические факторы развития человека и общества; изменение геополитической карты России и мира.
Историческое движение:
— эволюция трудовой деятельности человека, развитие материального производства, техники, изменение характера экономических отношений между людьми;— образование и развитие государств, их исторические формы; основные вехи политической истории стран и народов мира;
— история человеческих общностей в разные эпохи: этнические общности (племя, народность, нация) и процессы; динамика развития социальных групп, слоев, сословий, классов; социальные движения в истории;
— история человеческого познания, духовной и материальной культуры; многообразие этических и эстетических систем и ценностей; развитие науки и идеологии (религиозные и светские учения), вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
— история отношений между народами, обществами, цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.); проблема войны и мира в истории;
— человек в истории, его интересы, мотивы поведения, положение в обществе и т. д.

II. Цели изучения истории на ступени основного общего образования

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

III. Содержание основного образования по истории

340 часов(68 часов *5 курсов(5,6,7,8,9 классы) )

5 КЛАСС

Что изучает история (не менее 10 ч)

Ход времени и способы его измерения1.Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Всеобщая история.

История Древнего мира (58 часов)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

6 КЛАСС

История России с древности до XV в. (44 ч)

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.2

История средних веков (24часа)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

И т.д.

IV.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

Базовые знания

Развитие познавательных умений

Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • и т.д.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и

Обязательный минимум знаний по истории России

Древнерусское государство в VIII—XV вв

1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства

Основное содержание Расселение, занятия, верования восточных славян. Взаимоотношения с соседями. За­рождение государственности. Новгород и Ки­ев. Летописцы и историки о начале Русского государства. Первые русские князья. Русь и кочевники. Русь и Византия. Русская Прав­да. Складывание крупной земельной собст­венности. Свободное и зависимое население. Города, торговля. Культура Древней Руси: устное народное творчество, письменность, летописание, литература, зодчество.

Основные даты и события V—VII вв. — расселение славян по Вос­точно-Европейской равнине

862 г. — призвание варягов в Новгород

882 г. — объединение Новгорода и Киева князем Олегом

879—912 гг. — княжение Олега

911 г. — договор Руси с Византией

912—945 гг. — княжение Игоря

945 г. — восстание древлян

945—962 гг. — правление княгини Ольги

962—972 гг. — княжение Святослава

980—1015 гг. — княжение Владимира

Основные понятия и термины Вервь. Вече._Дружина.__Дань. Полюдье. Повоз. Бояре. Вотчина. Смерды. Закупы. Рядовичи. Холопы. Русская Правда. Десятина. Печенеги. Хазары. Половцы. Летописи. Ки­риллица. Глаголица. Мозаика. Фреска.

V.Формы контроля

Возможные сокращения

УО

Устный опрос

ИЗ

Индивидуальное задание

ФО

Фронтальный опрос

ЛР

Лабораторная работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ПР

Практическая работа

ПРО

Проверочная работа

VI.Календарно - тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

§ учебника

Кол-во часов

Планируемая дата

проведения

Причина и дата пропуска и дата ликвидации

Тип урока,

Форма контроля

Требования общеобразовательного минимума

знания , умения

Использование ИКТ

Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (13 ч.)

Тема 1. Западная Европа и раннее Средневековье (7 ч.)

Введение. Что изучает история Средних веков?

1

Урок изучения нового материала

УО

ИЗ

Называть хронологические рамки средневековья.

Объяснять значение понятий Средние века, хроники, архив

Презентация

Древние германцы и Римская империя. Как возникло Франкское королевство

§ 1, 2

1

Комбинированный урок

Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы.

Объяснять значение понятий герцог, кровная месть, народное ополчение, Великое переселение народов, Хлодвиг, Галлия

ИД

( интер.

доска)

Феодальная раздробленность

§ 5

1

Комбинированный урок

ПРО

Называть характерные существенные черты политического устройства средневековых обществ

Объяснять значение понятий междоусобные войны, барон, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница

ИД

( интер.

доска)

Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

§ 6

1

Комбинированный урок

ФО

Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.

Объяснять значение понятий норманны, викинги, варяги, Альфред, Скандинавский, Ютландский полуострова

Фрагмент х/ф

«Норманны»

Обобщение и повторение

КР

7 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

§учебника

Кол-во часов

Планируемая дата

проведения

Причина и дата пропуска и дата ликвидации

Тип урока,

Форма контроля

Требования общеобразовательного минимума

знания , умения

Использование ИКТ

Раздел I.

Тема 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет по средствам массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийского автономного округа Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003

    Библиографический указатель
    ... . — № 8. — С. 21-23. Первые шаги народного образования в округе // Югра. — 1992. — № 10. — С. 37-38. ... писателей России, ведущим специалистом информационного управления администрации Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга] / Л. Голубева // Сев. дом. - ...
  2. Ханты-мансийский автономный округ

    Документ
    ... фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскомуавтономномуокругу-Югре, филиал №7, директор Погольский ... Муниципальное предприятия муниципального образования город окружного значения Нягань «Управление производственно-технологической ...
  3. Ханты-мансийского автономного округа – югры (6)

    Документ
    ... знаком Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры «За заслуги перед округом» (2006). Глава муниципального образования Нефтеюганский район // Ханты-МансийскийавтономныйокругЮгра : офиц ...
  4. Ханты-мансийского автономного округа – югры (9)

    Документ
    ... знаком Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры «За заслуги перед округом» (2006). Глава муниципального образования Нефтеюганский район // Ханты-МансийскийавтономныйокругЮгра : офиц ...
  5. Ханты-мансийского автономного округа — югры отчёт

    Автореферат диссертации
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГАЮГРЫ ГОУ ВПО СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ... // Науч. метод. записки. – М.:издание Главного управления по заповедникам, зоопаркам и зоосадам. 1940 ...
  6. ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2006 г

    Документ
    ... в 70 сельских образованиях. Численность малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, согласно ...

Другие похожие документы..