textarchive.ru

Главная > Программа


Тема 18. Эволюционный характер системы СМИ

Процессы концентрации и монополизации в сфере массовых коммуникаций.

Пути укрепления системы: большая целостность, наличие такой совокупности элементов, которые необходимы и достаточны, большая взаимозависимость элементов системы, непременная обусловленность функционирования системы в целом.

Функциональные особенности современного политического процесса и возможные роли СМИ: посредник, организатор и пропагандист, партнер власти, общественный контролер. Актуальные вопросы формирования политической культуры России и СМИ.

Духовно-идеологические и политико-правовые факторы дальнейшего развития российских СМИ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  1. Роль и место печатных изданий в общей системе СМИ.

  2. Какие признаки берутся за основу при определении типа издания?

  3. Подсистемы современной системы печати.

  4. Как определяется «ниша» издания, особый участок его работы?

  5. Кому и с какой целью может быть адресовано издание? Приведите примеры адреса точного, широкого, смешанного.

  6. Как различаются по задачам и возможностям газета и еженедельник?

  7. Определите журнал как тип издания.

  8. Сопоставьте три издания (например, спортивных): газету, еженедельник, журнал. В чем особенности их работы?

  9. Расскажите о прессе массовой и качественной.

  10. Какие варианты информации могут поступать к читателю? Как различаются издания по характеру предоставляемой информации?

  11. Перечислите ведущие общенациональные газеты России.

  12. Определите задачи деловой прессы.

  13. Каковы особенности политической печати?

  14. В каких направлениях работает специализированная пресса?

  15. Приведите примеры работы рекреативной прессы (прессы отдыха и развлечений). Укажите на особенности этих изданий.

  16. Перечислите известные вам литературно-художественные публицистические («толстые») журналы.

  17. Каковы задачи культурологических, просветительских изданий?

  18. Расскажите о научно-популярных изданиях.

  19. Назовите наиболее популярные российские хобби-журналы.

  20. Спортивная пресса: ведущие типы и характеристики изданий.

  21. Современное состояние молодежной прессы России.

  22. Современное состояние прессы для женщин; ведущие издания.

  23. Справочно-рекомендательные газеты и журналы.

  24. Российские аналоги международных изданий.

  25. Ведущие информационные агентства России.

  26. Сопоставительная характеристика политики ведущих радиостанций РФ.

  27. Государственное и коммерческое радиовещание.

  28. Как определяется формат вещания?

  29. Телевизионные каналы, их программы и их аудитория.

  30. Специфика телевидения как СМИ.

  31. Специфика радиовещания как СМИ.

  32. Конкурентная борьба на радиорынке.

  33. Тенденции развития российского телевещания.

  34. Специфика интернет-журналистики.

  35. Российские СМИ в Интернете.

Методические РЕКОМЕНДАЦИИ к ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Создание гипотетической модели издания

В процессе работы над гипотетической моделью издания студент должен:

уточнить

– место выбранного издания среди других,

– его характер (массовый, элитарный, специализированный, популярный и др.),

– типологические характеристики (объем, формат, периодичность, ориентацию),

– особенности аудитории данного издания,

– «нишу» издания (особенности направления и тематики, отличающие именно эту газеты или журнал, точную ориентацию на определенные запросы);

определить

– ведущие темы и разделы возможного издания (рубрики, тематические страницы, «тетради», «корзины», «журналы в журнале» и пр.), насколько они соотносятся с интересами аудитории и могут найти отклик у читателей;

предложить

– несколько постоянных рубрик, разделов,

– общую проблемно-тематическую линию издания,

– концепцию оформления,

– общую стилистическую концепцию;

сопоставить с однотипным изданием.

Важно обосновать суждение об аудитории гипотетического издания: газеты, еженедельника или журнала, поразмыслить над тем, соответствует ли и в какой степени «заявка редакции» (определение, данное на обложке, на первой полосе) и программа (заявленная в первом номере, в редакционных выступлениях) возможному состоянию дел. Нужна ли такая газета (еженедельник, журнал) сегодня и завтра, и почему?

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001.

Закон РФ «О средствах массовой информации».

Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. – М., 1998.

В поисках своего лица: Общероссийская пресса на информационном рынке (Материалы к курсу «Система средств массовой информации») / Под ред. Л.Л. Реснянской и И.Д. Фомичевой. – М., 1998.

Воронова О.А., Реснянская Л.Л., Руденко И.А. Методика типологического анализа периодической печати. – М., 1995.

Журнальная периодика России / А.Г. Бочаров, М.И. Шостак, Л.И. Калашникова. – М., 1996.

Кулев В.С. Деловая пресса России. – М.: изд-во МГУ, 1996.

Овсепян Р.П. Периодическая печать России. Система, типология. – М., 1995.

Стяжкин В.Е. Региональная и локальная периодика. – М., 1995.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). – М., 1999.

Дополнительная

Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения // Телескоп. – 1999. – № 1.

Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов н/Д, 1995.

Бакшин В.В. Типологические характеристики еженедельника. – Владивосток, 1984.

Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1973. – № 3.

Волкова Т. Система национальной печати // Система периодической печати России. – М., 1993.

Газетно-журнальная периодика // Справочно-информационные материалы / Сост. Л.Л. Реснянская. – М., 1994. – Ч. 1–2.

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 1996.

Грабельников А.А. Отраслевая пресса // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1997. – № 4.

Гуревич С.М. Газета и рынок. Как добиться успеха. – М., 1998.

Гурбанов И.Г. Пресса как системный объект / Под рук. М.В. Шкондина. –М., 1998.

Дзялошинская М.И. Штрихи к статистическому портрету российской прессы // Журналист. – 1995. – № 1.

Кашинская Л.В. Печать русской православной церкви. – М., 1996.

Костикова Н.А. Типологические характеристики православной печати. – М., 1996.

Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. – М., 1998.

Методологические основы изучения региональной печати. – М., 1993.

Мордовская Е.И. Деловое периодическое издание / Дисс... канд. филол. наук. – МГУ, 1998.

Муладжанов Ш.С. Капитал и пресса // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1998. – № 1.

Пресса региона. – Томск, 1993.

Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. – 1997. – № 4–6.

Реснянская Л.Л. Эволюция газетно-журнальной периодики // Вестник МГУ, Сер. 10: Журналистика. – 1994, № 4.

Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. – М., 1996.

Руденко И.А., Шуйская Г.Г. Детская и юношеская пресса России. – М., 1996.

Сапонов В.И. Аграрная пресса России. – М., 1996.

Сапонов В.И. Развитие аграрной прессы в 90-е годы // Журналистика в 1997 году. – М.: изд-во МГУ, 1998. – Ч. 3.

Сизова Л. Система экологической прессы России. – М., 1996.

Фомичева И. Российские региональные рынки подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. – М., 1993.

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. – М., 1986.

Шостак М. Журналы России // Типология периодической печати. – М., 1995.

Шостак М. Качественное издание в системе периодики // Журналистика в переходный период. – М., 1997.

Шостак М. Развивающиеся системы. О некоторых тенденциях в типологической структуре прессы // Журналистика в 1997 году. – М., 1998. – Ч. 1.

Часть III. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Цели и задачи

Цель данной части курса – ознакомление первокурсников с журналистской профессией, ее историей, спецификой, ролью в обществе, с условиями труда, парадоксами и сложностями журнализма; представление модели личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, личностно-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств.

В процессе ознакомления с профессией, моделью журналиста и специалиста в более узкой области (репортер, аналитик, публицист, ведущий телепередач и др.), студентам предлагается освоить способы овладения профессией, обучения, самопознания и саморазвития. Поэтому рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы журналистского образования в нашей стране и за рубежом, формы учебной деятельности, культура умственного труда, методы самовоспитания творческой личности.

Лекционные курсы сопровождаются тренировочными и тестовыми методиками, деловыми играми. Форма отчетности – зачет. Предполагается контрольная творческая работа «Портрет журналиста» (желательно по избираемой студентом специализации) и реферат по культуре умственной деятельности, саморазвитию творческой личности. Рекомендованные книги по многим темам взаимозаменяемы, поэтому студентам предоставлена большая самостоятельность в выборе темы соответственно с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией.

Программа

Вводная лекция. Предмет и задачи курса

Особенности подготовки журналистов в условиях новой социально-политической, экономической, информационной ситуации в стране. Рынок информации и рынок журналистов. Разнообразие типов и видов изданий различной политической, социальной, аудиторно-функциональной, тематической направленности и задачи подготовки высококвалифицированных журналистов.

Предмет курса – специфика журналистской профессии (журнализма) и модели личности журналиста.

Задачи курса:

  • Познакомить студентов с журналисткой профессией, ее историей, настоящим и будущим, ее ролью обществе; показать специфику профессии в ряду других информационно-творческих, социально-ориентирующих профес­сий; познакомить с профессиограммой, задачами, видами и характером деятельнос­ти, достоинствами и сложностями профессии, условиями работы журналистов.

  • Дать представление о структуре творческой личности, модели журналиста в совокупности профессионально-творческих и социально-психоло­гических качеств, познакомить с исследова­ниями журналистских кадров в стране и за рубежом, сориентировать в литературе по самовоспитанию и развитию творческой личности.

  • Познакомить с историей и системой журналистского образования, с проблемами подготовки журналистских кадров, с формами учебной деятельности и правилами рациональной организации умственной деятельности.

Тема 1. История журналистской профессии

Философы об информационной природе Вселенной. Мифологические и полумифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот; архангелы, ангелы, сирены; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, устные информаторы, ораторы, проповедники. Квесторы – составители гипсовых газет Цезаря. Шпильманы – бродячие музыканты в Германии, глашатаи на Руси, кэдди – выкрикиватели новостей в Англии, новеллисты во Франции. Информационные бюро в Западной Европе.

Посольские дьяки – составители рукописных «Курантов». Петр I – основатель и редактор газеты «Ведомости». Первые профессиональные русские журналисты: редактор «Ведомостей» Федор Поликарпов, репортер Яков Синявич, переводчик Борис Волков. Положение журналистов и литераторов при дворе. Специфика журналистской профессии в XVIII в. Персональный журнализм. Литераторы-журналисты. Моножурнализм XIX в. Массовый журнализм после отмены крепостного права. Правовое и материальное положение журналистов. Нравы пореформенной журналистики.

Кризис газетных кадров после революции 1917 г. Процесс комплектования редакций профессиональными журналистами. Уровень образования, профессиональные и социально-демографические характеристики журналистов. Условия их труда и быта в 20–30 гг.

Современный корпус журналистов. Состав и состояние кадров. Становление нового типа журналистов. Особенности современного журнализма. Усиление противоположных тенденций: универсализации и специализации профессии, информативности, объективности и яркой публицистичности, субъектив­но­сти, соседство качественного и «желтого» журнализма и т.п. Новые формы политический и экономической зависимости журналистов. Прагматизация и коммерциализация журналистского дела. Новые журналистские специализации. Мастера журналистики. Ученые и политические деятели в роли публицистов. Повышение роли тележурналистов, ведущих передач, репортеров, шоу­менов. Интренетжурнализм.

Тема 2. Специфика журналистской профессии

Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии. Журналистская профессия как синкретическая, включающая в себя сигнономический аспект (человек – знаковая система), социономический (человек – человек) и артономический (человек – художественный образ). Специализации и профилизации журналисткой профессии.

Ориентация в профессии, мотивы выбора профессии. Изменение мотивации в последние годы.

Журнализм в системе цивилизации и культуры. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества. Синергетические идеи хаотизма социальных процессов и журналистская профессия. Историческая ритмология и журнализм.

Своеобразие журналисткой профессии в ряду других информационно-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии.

Тема 3. Журналистская профессия в обществе

Место журналисткой профессии в обществе, роль в процессе функционирования информации в социуме. Особенности современных функций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке. Институциональное и аудиторное направления функционирования СМИ в обществе. Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые механизмы различных направлений функционирования журнализма в обществе. Сложность и динамичность процесса функционирования журнализма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимодействия. Социальные и профессиональные роли журналиста. Закон РФ о роли и месте журналиста в обществе, его статусе.

Тема 4. Профессиограмма журналистской профессии

Профессиограмма как модель профессии: функции, задачи, предмет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельности, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (внимания, памяти, мышления творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профессиональным и личностным качествам специалиста в области журналистики.

Основная функция журнализма – удовлетворение потребности общества, его отдельных слоев и групп в актуальной, оперативной, массовой информации. Множественность функций журнализма в связи с многообразием задач информационной регуляции, саморегуляции социальных субъектов (общества, его подсистем, групп, личности).

Преобладающиевиды деятельности: литературно-творческая и познавательная, редакторская, планирование и организация, участие в производственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиопрограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретранслируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации.

Тип деятельности: творческая литературно-информационная с большой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивидуального творчества с коллективным характером редактирования и прохождения в эфир.

Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, многофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоянно меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаичность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высокий темп работы, повышенная степень риска, стрессовость, открытость профессии.

Парадоксы профессии. Индивидуализм творчества и публичность деятельности. Интровертность творческой личности и экстравертность профессии. Стремление к творческой независимости и экономическая, политическая зависимость. Производство духовных продуктов и прагматическая нацеленность текстов. Стремление к сосредоточенному творческому труду и необходимость работать оперативно. Аналитичность, стремление к глубинному познанию явлений и процессов и поверхностность, описательность. Оценочность, идеологизированность и необходимость отражать разные точки зрения, давать диалектическую, многообразную картину действительности. Большой потенциал информационной власти и зависимость от властных структур. Стремление запечатлеть сущностное, вечное и сиюминутность информации, гносеологическая раздвоенность.

Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированный рабочий день, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Исследование конфликтных ситуаций, журналистские расследования. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и преследования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии. Мартиролог журналистов.

Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п.

Тема 5. Личность журналиста

Структура личности. Черты творческой личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-творческих, личностно-психологических, нравственных и гражданских качеств, необходимых для высококвалифицированного выполнения профессиональных обязанностей.

Социально-демографические качества: уровень и тип образования, опыт работы, пол, возраст. Журналистское и специальное образование. Модификация образования в зависимости от специализации. Женщина в журналистике.

Психологические качества. Тип личности. Темперамент. Особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, воображения. Тип способностей. Креативность личности журналиста. Философия имени и журналист.

Морально-этические и социально-гражданские качества: высокая степень социальной ответственности, диалектизм и объективность, принципиальность, умение отстаивать истину, способность работать в условиях плюрализма, толерантность.

Профессиональные качества: ярко выраженная творческая мотивация, любовь к профессии, оперативность, мобильность, способность к адаптации, умение ориентироваться в обстановке, способность работать в любых условиях при физических и нервных перегрузках, литературные способности, умение писать лаконично, ярко, доступно, компетентность, широта кругозора, способность к саморазвитию, объективность, коммуникабельность, эмпатия, находчивость, быстрота реакции, наблюдательность, любознательность работоспособ­ность, выносливость, инициативность, стрессоустойчивость, помехоустойчи­вость, мужество, смелость.

Модификация общей модели для различных специализаций (репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п.).

Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста.

Тема 6. Самовоспитание, саморазвитие личности студента

Роль самовоспитания в развитии личности. Самопознание. Адекватная самооценка особенностей личности, интеллектуальных и творческих способностей к журналистике. Тестирование и самотестирование. Определение типа личности, темперамента, характера, особенностей внимания, памяти, мышления и воображения. Соотнесенность личности студента с моделью журналиста и специалиста в избранном для обучения направлении. Программа самовоспитания.

Развитие внимания и наблюдательности. Значение кинесики (науки о позе и жесте), физиогномики, хирогномии, психографологии и других наук для развития внимания и наблюдательности. Развитие восприятия и понимания, воображения и мышления. Основные правила развития памяти. Мнемотехника.

Саморегуляция, аутогенная тренировка и другие способы активизации умственных процессов, повышения работоспособности человека и его творческих потенций. Рациональное использование методик психотренинга (В. Леви, Э. Берн, Р. Ассоджиоли, Д. Рейнуотер, Э. Фромм и др.). Стресс и дистресс.

Тема 7. Журналистское образование

История журналистского образования. Первые школы журналистики в Европе, США, Японии, Китае. Ремесленническая и теоретическая системы подготовки.

Первые курсы для журналистов в России (1904 г.). Курсы газетных техников при РОСТА (1919 г.). Создание Московского института журналистики (1921 г.). Преобразование и переименование института в КИЖ (Коммунистический институт журналистики), ГИЖ (Государственный институт журналистики). Другие формы обучения.

Система подготовки журналистов в 30-е гг. Постановление «О кадрах газетных работников» (1930 г.) о задачах и системе дифференцированной подготовки журналистов разных профилей в институтах журналистики, техникумах и школах газетного ученичества (газетучах). Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии, Высшей школе профессионального движения. Курсовое обучение журналистов в годы войны.

Развитие университетской системы подготовки журналистов после войны. Необходимость фундаментальной подготовки. Открытие отделений журналистики в Уральском, Белорусском, Ленинградском и Московском университетах. Современная система подготовки кадров журналистов в стране и за рубежом. Коммерческие формы подготовки журналистов.

Основные направления и проблемы обучения журналистов. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты по направлению 520600 «Журналистика» и специальности 0214000 «Журналистика». Программы подготовки и учебный план. Исследования в области журналистского образования.

Журналистские организации и профессиональные издания.

Тема 8. Культура умственного труда студентов

Сложность адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. Потребность в освоении культуры умственного труда в процессе обучения. Научная организация труда как основа рационального обучения. Основные принципы тейлоризма. Развитие НОТ в 20–30-е гг. А.К. Гастев и П.М. Керженцев – организаторы и пропагандисты НОТ.

Особенности применения НОТ в учебной деятельности. Основные задачи учебной деятельности студентов как качественное освоение системы знаний и умений, необходимых для будущей работы, способность пользоваться приобретенными знаниями в связи с учебными и профессиональными задачами.

Правила рациональной организации умственной деятельности: целеполагание, планирование, использование установки на интерес и полезность труда, создание нормальных условий для работы, использование полезных стереотипов в труде, соблюдение этапов работы, перемена видов деятельности, чередование труда и отдыха, активизация умственных процессов. Рациональное питание.

Тема 9. Формы учебной работы

Виды и формы учебной деятельности. Роль самостоятельной работы в процессе обучения. Специфика учебной лекции и ее роль в учебном процессе. Правила эффективного восприятия лекционного материала. Техника записи лекций. Оформление конспекта.

Подготовка к семинарам. Источники информации. Работа с понятиями. Работа на семинарах. Искусство публичного выступления. Требования к выступлению в учебной аудитории. Культура ведения дискуссий. Лабораторно-практические занятия, творческие мастерские. Условия для журналистского творчества. Отношения наставника журналиста и студента. Цели, сроки, длительность, особенности прохождения производственной практики в редакциях. Формы отчетности. Учебная газета, телерадиопередача.

Виды письменных учебных работ: контрольная работа, доклад, реферат, курсовое, дипломное сочинение и т.п. Общие правила исследовательского труда, этапы исследовательской работы. Источники для письменных работ. Изучение литературы, сбор эмпирического материала. План работы и процесс написания. Структура письменной работы и правила ее оформления. Библиография. Специфика теоретической и творческой дипломной работы.

Культура чтения, работа с литературой. Динамическое чтение, скорочтение. Правила конспектирования, типы и виды конспектов. Скоростное конспектирование. Интернет и компьютерные банки данных в учебной работе студента. Журналистское и учебное досье.

Формы контроля за усвоением знаний. Специфика подготовки к зачетам и экзаменам. Самоконтроль. Экзамен как квалификационный акт – форма промежуточного или конечного контроля за усвоением знаний, дающая мандат на право заниматься профессией журналиста.

ВОПРОСЫ для подготовки К ЗАЧЕТУ

  1. История журналистской профессии.

  2. Профессиология и понятие журналистской профессии.

  3. Журнализм в системе цивилизации и культуры.

  4. Специализации в журналистике.

  5. Место и роль журналистской профессии в обществе.

  6. Журналистская профессия в ряду других профессий.

  7. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации.

  8. Условия работы журналиста.

  9. Журналист в системе социальных взаимодействий.

  10. Сложности и трудности профессии.

  11. Профессиограмма журналистской профессии.

  12. Парадоксы профессии.

  13. Основные типы журналистской профессии.

  14. Модель личности журналиста.

  15. Социально-демографические характеристики журналиста.

  16. Психологические особенности личности журналиста.

  17. Профессиональные качества журналиста.

  18. Социально-гражданские качества журналиста.

  19. Морально-этические качества журналиста.

  20. Репортерская профессия (профессиональная модель).

  21. Журналист-аналитик (профессиональная модель).

  22. Модель личности публициста.

  23. Профессиональные качества ведущего ТВ-передач.

  24. Российский и американский журналист: сравнительное исследование.

  25. История и система журналистского образования.

  26. Журналистская профессия в информационном обществе.

  27. Культура умственной деятельности студента.

  28. Саморазвитие творческой личности.

  29. Формы учебной работы.

  30. Работа с литературой и правила конспектирования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Прохоров Е.П. Введение в специальность (журналистика). – М., 1974.

Свитич Л.Г. Введение в специальность (журналистика). – М., 1985.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. – М., 2003.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.

Свитич Л.Г. Культура учебного труда. – М., 2001.

Дополнительная

К темам 1–5, 7

Аграновский А.Д. Избранное: В 2 т. – М., 1987.

Аграновский В.А. Ради единого слова. – М., 1978.

Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ в кадре и за кадром. – М., 1990.

Боровик Г. Артем. – М., 2000.

Бюхер К. Происхождение газеты. – СПб., 1896.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.

Есин Б.И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVII–XIX веков. – М., 1980.

Есин Б.И. Путешествие в прошлое. – М., 1983.

Журналист: социологические и социопсихологические исследования / Под ред Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой. – М., 1994.

Журналисты рассказывают. – М., 1974.

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

Маркелов К.В. Карьера журналиста. – М., 1998.

Многоуровневая система обучения журналистов в университетах России. – Ростов н/Д, 2000.

Сагал Г. 25 интервью. Так работают журналисты. – М., 1979.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1889.

Таловов В.П. Журналистское образование в СССР. – Л., 1990.

Ученова В.В. Беседы о журналистике. – М., 1985.

Ученова В.В. От вековых корней. – М., 1985.

К теме 6

Айян Д. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений. – СПб., 1997.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. – СПб., 1993.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. – М., 1996.

Баррет С. Тайны мозга. Как развить свои умственные способности. – СПб., 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1992.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб., 1997.

Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб., 1997.

Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. – СПб., 1997.

Бузан Т. Скоростная память. – М., 1995.

Венгер В., Поу Р. Неужели я гений. Самоучитель для развития талантов. – СПб., 1997.

Внешность и судьба. – М., 1991.

Гарибян С.Я. Школа памяти. – М., 1992.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.

Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. – М., 1991.

Гудмен Д. Знаки Зодиака, или Астрология с улыбкой. – М., 1990.

Крук Т., Элисон К. Как запомнить имена. – М., 1992.

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. – М., 1993.

Леви В. Искусство быть другим. – М., 1981.

Леви В. Искусство быть собой. – М., 1978.

Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.

Мимика, жесты, позы. Как понять человека без слов. – СПб., 1997.

Моргенштерн И. Психографология. – СПб., 1994.

Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. – М., 1990.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

Пеклис В. Твои способности, человек. – М., 1972.

Пиз А. Язык жестов (любое издание).

Практикум по общей психологии. – М., 1990.

Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. – М., 1992.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.

Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб, 1997.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

Чекаберия Е. Запоминание лиц и имен. – М., 1995.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния. – М., 1994.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек- манипулятор. – М., 1992.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. – М., 1985.

Юнг К. Психологические типы. – М., 1992.

К теме 8

Арнольди И.А. Гигиена умственного труда. – М., 1960.

Барыкин К. Пишу, печатаю, диктую. – М., 1979.

Борбели А. Тайны сна. – М., 1989.

Гастев А.К. Как надо работать. – М., 1979.

Залкинд А.Б. Умственный труд. – М–Л., 1930.

Карнеги Д. Как обрести спокойствие и жить полноценной жизнью (любое издание).

Керженцев П.М. Принципы организации. – М., 1968.

Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон. – М., 1976.

Лаптев А.И. Береги здоровье смолоду. – М., 1988.

Попов Г.Х. Техника личной работы. – М., 1979.

Скотт Д. Сила ума. – СПб., 1993.

Федотов Ф.В. Рациональная организация умственного труда. – М., 1987.

К теме 9

Активность личности в обучении. – М., 1986.

Андреев О.Л., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. – М., 1990.

Арсеньева. Методика работы над творческим сочинением. – М., 1989.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб., 1997.

Блюменаау Д.И. Проблемы свертывания научной информации. – М., 1982.

Бородина В.А., Бородин С.М. Учим читать. Уроки динамического чтения. – Л., 1985.

Бушуев В.С., Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф. Организация умственного труда. – Вып. 2. – М., 1980.

Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

ГОСТ 7.0.-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления (Стандарты по издательскому делу) – М., 1998.

Граф В., Ильясов И., Ляуис В. Основы самоорганизации учебной деятельности студентов. – М., 1981.

Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. – М., 1985.

Красильникова Н.В., Лариохина Н.М. Обучение чтению научного текста. – М., 1993.

Лезер Ф. Рациональное чтение. Более быстрое и основательное. – М., 1980.

Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.

Майданов А.С. Процесс научного творчества. – М., 1963.

Методы повышения скорости чтения студентов. – М., 1994.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

Об искусстве полемики. – М., 1982.

Павлова В.П. Скоростное конспектирование. – М., 1978.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Памятка дипломнику. (Методические указания). – М., 2000.

Петров Ю.А. Азбука логического мышления. – М., 1991.

Поварнин С.И. Как читать книги. – М., 1976.

Психосемиотика познавательной деятельности. – М., 1983.

Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987.

Соколова Е.П. Библиографический аппарат дипломных и курсовых работ. – М., 1988.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. – М., 2000.

Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование. – М., 1988.

содержание

Часть I. Введение в теорию журналистики 3

Программа 3

Письменные работы (рефераты) и коллоквиумы 15

Учебные задания к семинарским занятиям 18

Вопросы для подготовки к экзамену 22

Литература 25

Часть II. Система и организация функционирования

средств массовой информации 33

Цели и задачи 34

Программа 34

Вопросы для подготовки к зачету 40

Методические рекомендации

к выполнению контрольной работы 41

Литература 42

Часть III. Введение в специальность 44

Цели и задачи 44

Программа 44

Вопросы для подготовки к зачету 50

Литература 51

1 Студент обязан ознакомиться с одной-двумя работами по каждой теме, на выбор.

2 Далее везде ОНС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник методических материалов по курсу основы журналистики

    Программа
    СБОРНИКМЕТОДИЧЕСКИХМАТЕРИАЛОВпокурсуОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ Для студентов факультета журналистики Москва Институт ... наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III) Сборникметодическихматериаловпокурсу «Основыжурналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, ...
  2. Сборник методических материалов по курсу основы рекламы и паблик рилейшнз

    Программа
    ... СБОРНИКМЕТОДИЧЕСКИХМАТЕРИАЛОВпокурсуОСНОВЫ РЕКЛАМЫ И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Для студентов факультета журналистики ... л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова Сборник учебно-методическихматериаловпокурсу «Основы рекламы и Паблик Рилейшнз». – М.: ИМПЭ им ...
  3. Сборник методических материалов по курсу основы имиджелогии

    Программа
    ... . С.А. Шомова Сборникметодическихматериаловпокурсу «Основы имиджелогии». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 10 с. Подготовлен на факультете журналистики ...
  4. Сборник методических материалов по курсу основы творческой деятельности журналиста часть iv аналитическая журналистика

    Программа
    сборникметодическихматериаловпокурсуосновы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Часть V. ... технологий подготовки и оформления материалов аналитической журналистики предполагает необходимость установочных и ...
  5. Сборник методических материалов по курсу основы творческой деятельности журналиста часть iii журналистика новостей

    Программа
    ... сборникметодическихматериаловпокурсуосновы творческой деятельности журналиста Часть III. Журналистика новостей Для студентов факультета журналистики ... : Лекционные материалы к курсу «Современные журналистские технологии. Журналистика новостей». ...

Другие похожие документы..