Главная > Документ


Александр Исаевич Солженицын. Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть I

---------------------------------------------------------------

Воспроизведено с издания:

А. И. Солженицын. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ (1795 - 1995). Часть I.

";Исследования новейшей русской истории - 7";. М.: ";Русский путь";, 2001

г.

OCR: Борис Чимит-Доржиев, bch@, /

---------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ:

ВХОД В ТЕМУ.

КРУГ РАССМОТРЕНИЯ.

ЧАСТЬ I - В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ:

ГЛАВА 1 - ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК

ГЛАВА 2 - ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I

ГЛАВА 3 - ПРИ НИКОЛАЕ I

ГЛАВА 4 - В ЭПОХУ РЕФОРМ

ГЛАВА 5 - ПОСЛЕ УБИЙСТВА АЛЕКСАНДРА II

ГЛАВА 6 - В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

ГЛАВА 7 - РОЖДЕНИЕ СИОНИЗМА

ГЛАВА 8 - НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

ГЛАВА 9 - В РЕВОЛЮЦИЮ 1905 ГОДА

ГЛАВА 10 - В ДУМСКОЕ ВРЕМЯ

ГЛАВА 11 - ЕВРЕЙСКОЕ И РУССКОЕ ОСОЗНАНИЕ ПЕРЕД МИРОВОЙ ВОЙНОЙ

ГЛАВА 12 - В ВОЙНУ 1914-1916 ГОДОВ

ВХОД В ТЕМУ

Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз

соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело

клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накаленные

страсти.

Я не терял надежды, что найдется прежде меня автор, кто объемно и

равновесно, обоесторонне осветит нам этот каленый клин. Но чаще встречаем

укоры односторонние: либо о вине русских перед евреями, даже об извечной

испорченности русского народа, -- этого с избытком. Либо, с другой стороны:

кто из русских об этой взаимной проблеме писал -- то большей частью

запальчиво, переклонно, не желая и видеть, что бы зачесть другой стороне в

заслугу.

Не скажешь, что не хватает публицистов, -- особенно у российских евреев

их намного, намного больше, чем у русских. Однако при всем блистательном

наборе умов и перьев -- до сих пор не появился такой показ или освещение

взаимной нашей истории, который встретил бы понимание с обеих сторон.

Но надо научиться не натягивать до звона напряженных нитей

переплетения.

Рад бы я был не пытать своих сил еще на такой остроте. Но я верю, что

эта история -- попытка вникнуть в нее -- не должна оставаться ";запрещенной";.

История ";еврейского вопроса"; в России (и только ли в России?) в первую

очередь богата. Писать о ней -- значит услышать самому новые голоса и

донести их до читателя. (В этой книге еврейские голоса прозвучат много

обильнее, нежели русские.)

Но, по порывам общественного воздуха, -- получается чаще: как идти по

лезвию ножа. С двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и еще

нарастающие упреки и обвинения.

Чувство же, которое ведет меня сквозь книгу о 200-летней совместной

жизни русского и еврейского народов, -- это поиск всех точек единого

понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого.

Как и все другие народы, как и все мы, -- еврейский народ и активный

субъект истории и страдательный объект ее, а нередко выполнял, даже и

неосознанно, крупные задачи, навязанные Историей. ";Еврейский вопрос";

трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и

самообманно. А ведь события, происходившие с любым народом в ходе Истории,

-- далеко не всегда определялись им одним, но и народами окружающими.

Слишком повышенная горячность сторон -- унизительна для обеих. Однако

не может существовать земного вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению

людьми. Увы, накоплялись в народной памяти взаимные обиды. Однако если

замалчивать происшедшее -- то когда излечим память? Пока народное мнение не

найдет себе ясного пера -- оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно.

От минувших двух столетий уже не отвернуться наглухо. И -- планета же

стала мала, и в любом разделении -- мы опять соседи.

Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть ее

писать, но сроки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться.

Никогда я не признавал ни за кем права на сокрытие того, что было. Не

могу звать и к такому согласию, которое основывалось бы на неправедном

освещении прошлого. Я призываю обе стороны -- и русскую, и еврейскую -- к

терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха, -- а так легко от

него отвернуться: да это же не мы...

Искренно стараюсь понять обе стороны. Для этого -- погружаюсь в

события, а не в полемику. Стремлюсь показать. Вступаю в споры лишь в тех

неотклонимых случаях, где справедливость покрыта наслоениями неправды. Смею

ожидать, что книга не будет встречена гневом крайних и непримиримых, а

наоборот, сослужит взаимному согласию. Я надеюсь найти доброжелательных

собеседников и в евреях, и в русских.

Автор понимает свою конечную задачу так: посильно разглядеть для

будущего взаимодоступные и добрые пути русско-еврейских отношений.

1995

Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и

поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду:

за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что

исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими

нынешними российскими.

2000

КРУГ РАССМОТРЕНИЯ

Какие могут быть границы у этой книги?

Я отдаю себе отчет во всей сложности и огромности предмета. Понимаю,

что у него есть и метафизическая сторона. Говорят даже, еврейскую проблему

можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане.

Наличие такого плана я, несомненно, признаю, но, хотя о том написаны уже

многие книги, -- думаю, он скрыт от людей и принципиально недоступен даже

знатокам.

Однако и все основные судьбы человеческой истории, конечно, имеют

мистические связи и влияния -- но это не мешает нам рассматривать их в плане

историко-бытийном. И вряд ли верховое освещение всегда обязательно для

рассмотрения осязаемых, близких к нам явлений. В пределах нашего земного

существования мы можем судить и о русских, и о евреях -- земными мерками. А

небесные оставим Богу.

Я хочу осветить вопрос -- в исторических, политических, бытовых и

культурных отношениях только, -- и почти только в пределах совместной

двухвековой жизни русских и евреев в одном государстве. Я и думать не смею

касаться четырех-трехтысячелетней глубины еврейской истории, уже внушительно

наслоенной в стольких книгах и в бережных энциклопедиях. Не берусь я

рассматривать историю евреев и в самых близких к нам странах -- Польше,

Германии, Австро-Венгрии. Я сосредоточиваюсь на русско-еврейских отношениях,

притом с перевесом на XX век, знаменательный и катастрофичный в жизни обоих

наших народов. На трудном взаимном опыте нашего сосуществования, и с

попыткой рассеять непонимание ошибочное и обвинения ложные, а напомнить и об

обвинениях справедливых. Книги, напечатанные в первые десятилетия этого

века, уже и сильно не поспели в охвате этого опыта.

Конечно, современный автор не может при том упустить из виду уже

полувековое существование государства Израиль и огромное влияние его на

еврейскую, и не только еврейскую, жизнь во всем мире. Не может, хотя бы для

объемности собственного понимания, не попытаться для себя самого сколько-то

вникнуть и во внутреннюю жизнь Израиля и духовные направления в нем, -- а

тогда невольно, боковыми отблесками, это может отразиться и в книге. Было бы

непомерной претензией со стороны автора включать сюда основательное

рассмотрение принципиальных вопросов сионизма и жизни Израиля. Однако я

большое внимание придаю публикациям современных культурных российских

евреев, проживших десятилетия в СССР, затем переехавших в Израиль и, таким

образом, имевших случай переобмыслить на своем опыте многие еврейские

проблемы.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

Глава 1 -- ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК.

В этой книге не рассматривается пребывание евреев в России прежде 1772

года. Мы ограничимся здесь лишь несколькими страницами напоминания о более

древнем периоде.

Первым русско-еврейским пересечением можно было бы счесть войны

Киевской Руси с хазарами -- но это не вполне точно, ибо хазары имели только

верхушку из иудейского племени, а сами были тюрки, принявшие иудейское

вероисповедание.

Если следовать изложению солидного еврейского автора уже середины

нашего века Ю. Д. Бруцкуса, какая-то часть евреев из Персии через

Дербентский проход переместилась на нижнюю Волгу, где с 724 после Р. Х.

выросла Итиль -- столица хазарского каганата1. Племенные вожди тюрко-хазаров

(еще тогда идолопоклонников2) не желали мусульманства, чтобы не подчиняться

багдадскому халифу, ни христианства -- чтоб избежать опеки и византийского

императора; и оттого около 732 племя перешло в иудейскую религию. -- Само

собой была еврейская колония и в Боспорском царстве (Крым, Таманский

полуостров), куда император Адриан переселил еврейских пленников в 137,

после подавления Бар-Кохбы. Впоследствии еврейское население в Крыму

устойчиво держалось и под готами, и под гуннами, и особенно Кафа (Керчь)

сохранялась еврейской. -- В 933 князь Игорь брал, на время, Керчь, Святослав

же Игоревич отвоевал от хазаров Придонье. В 969 руссы уже владели всем

Поволжьем, с Итилем, и русские корабли появлялись у Семендера (дербентское

побережье). -- Остатки хазаров -- это кумыки на Кавказе, а в Крыму они

вместе с половцами составили крымо-татар. (Караимы и евреи-крымчаки, однако,

не перешли в магометанство.) -- Добил хазаров Тамерлан.

Впрочем, ряд исследователей полагает (точных доказательств нет), что в

каком-то объеме евреи переместились в западном и северо-западном направлении

через южнорусское пространство. Так, востоковед и семитолог Аврахам Гаркави

пишет, что еврейская община в будущей России ";была образована евреями,

переселившимися с берегов Черного моря и с Кавказа, где жили их предки после

ассирийского и вавилонского пленений";3. К этому взгляду близок и Ю. Д.

Бруцкус. (Есть мнение и: что это -- остатки тех ";пропавших"; десяти колен

Израиля.) Такое движение, может быть, доканчивалось еще и после падения

Тмутаракани (1097) от половцев. -- По мнению Гаркави, разговорным языком

этих евреев, по крайней мере с IX века, был славянский, и только в XVII

веке, когда украинские евреи бежали от погромов Хмельницкого в Польшу,

языком их стал идиш, каким говорили евреи в Польше.

Разными путями евреи попадали и в Киев и оседали там. Уже при Игоре

нижняя часть города называлась Козары; сюда Игорь добавил в 933 пленных

евреев из Керчи. Потом прибывали пленные евреи в 965 из Крыма, в 969 --

козары из Итиля и Семендера, в 989 -- из Корсуни (Херсонеса), в 1017 из

Тмутаракани. Появлялись в Киеве и западные евреи: в связи с караванной

торговлей Запад -- Восток, а может быть, с конца XI в., и от преследований в

Европе при первом крестовом походе4.

Также и более поздние исследователи подтверждают хазарское

происхождение ";иудейского элемента"; в Киеве XI в. Даже ранее: на рубеже IX-Х

вв. в Киеве отмечено наличие ";хазарской администрации и хазарского

гарнизона";. А уж ";в первой половине XI в. еврейский и хазарский элемент в

Киеве... играл значительную роль";5. Киев IX-Х веков был многонационален и

этнически терпим.

Таким образом, в конце X века, к моменту выбора Владимиром новой веры

для руссов -- не было недостатка евреев в Киеве, и нашлись из них ученые

мужи, предлагавшие иудейскую веру. Но выбор произошел иначе, чем в Хазарии

за 250 лет до того. Карамзин перелагает так: ";Выслушав иудеев, [Владимир]

спросил: где их отечество? -- ";В Иерусалиме";, -- ответствовали проповедники,

-- ";но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым";. -- ";И вы,

наказываемые Богом, дерзаете учить других?"; -- сказал Владимир. -- ";Мы не

хотим, подобно вам, лишиться своего отечества";";6. -- После крещения Руси,

добавляет Бруцкус, приняла христианство и часть козарских евреев в Киеве; и

даже: из них? -- был затем, в Новгороде, один из первых на Руси христианский

епископ и духовный писатель -- Лука Жидята7.

Сосуществование христианской и иудейской религии в Киеве не могло не

привести ученых мужей к напряженному сопоставлению их. В частности, это

родило знаменательное в русской литературе ";Слово о Законе и Благодати";

(сред. XI в.): утверждение христианского самосознания у русских на века

вперед. ";Полемика здесь так свежа и жива, как она представляется в посланиях

апостольских";8. Ведь это был всего лишь первый век христианства на Руси.

Тогдашних русских неофитов иудеи остро интересовали именно по размышлениям

религиозным -- а в Киеве как раз и были возможности контактов. Этот интерес

был выше, чем при новом потом соседстве с XVIII века.

Затем больше столетия евреи интенсивно участвовали в обширной торговой

деятельности Киева. ";В новых городских стенах (закончены в 1037) имелись

Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал";9. Евреи Киева не

встречали ограничений или враждебности от князей и даже имели

покровительство их, особенно Святополка Изяславича, так как торговля и

предпринимательство евреев были выгодны для казны.

В 1113, когда, после смерти Святополка, Владимир (будущий Мономах) все

еще, из совести, колебался занять киевский престол ранее Святославичей, --

";мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского... и всех Жидов,

бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого

Святополка... Причиною Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев:

вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников

неумеренными ростами";10. (Есть указания, например в ";Уставе"; Мономаха, что

киевские ростовщики брали до 50% годовых.) При том Карамзин ссылается и на

летописи, и на добавление В. Н. Татищева. У Татищева же находим: ";Потом

Жидов многих побили и домы их разграбили за то, что сии многий обиды и в

торгах христианом вред чинили. Множество же их, собрався к их Синагоге,

огородись, оборонялись, елико могли, прося времяни до прихода Владимирова";.

А после его прихода киевляне ";просили его всенародно о управе на Жидов, что

отняли все промыслы Христианом и при Святополке имели великую свободу и

власть... Они же многих прельстили в их закон";11.

По мнению М. Н. Покровского, киевский погром 1113 носил социальный, а

не национальный характер. (Правда, приверженность к социальным толкованиям

этого ";классового"; историка хорошо известна.)

Владимир, заняв киевский престол, так отвечал жалобщикам: ";Понеже их

[Жидов] всюду в разных княжениях вошло и населилось много и мне не пристойно

без совета князей, паче же и противо правости... на убивство и грабление их

позволить, где могут многие невинные погинуть. Для того немедленно созову

князей на совет";12. На совете принят был закон об ограничении ростов,

который Владимир включил в Устав Ярославов. А Карамзин, следуя Татищеву,

сообщает, что по решению совета Владимир ";выслал всех Жидов; что с того

времени не было их в нашем отечестве";. Но тут же оговаривается: ";В летописях

напротив того сказано, что в 1124 году [в большой пожар] погорели Жиды в

Киеве: следственно их не выгнали";13. (Бруцкус поясняет, что это был ";в

лучшей части города целый квартал... у Жидовских ворот рядом с Золотыми

Воротами";14.)

По крайней мере один еврей был в доверии у Андрея Боголюбского во

Владимире. ";В числе приближенных к Андрею находился также какой-то Ефрем

Моизич, которого отчество -- Моизич, или Моисеевич, указывает на жидовское

происхождение";, и он, по словам летописца, был среди зачинщиков заговора,

которым был убит Андрей15. Но есть и такая запись, что при Андрее

Боголюбcком ";приходили из Волжских областей много Болгар и Жидов и принимали

крещение";, а после убийства Андрея сын его Георгий сбежал в Дагестан к

еврейскому князю16.

Вообще же по периоду Суздальской Руси сведения о евреях скудны, как,

очевидно, и их численность там.

Еврейская энциклопедия отмечает, что в русском былевом эпосе

";";Иудейский Царь"; является... излюбленным общим термином для выражения врага

христианской веры";, как и Богатырь-Жидовин в былинах об Илье и Добрыне17.

Здесь могут быть и остатки воспоминании о борьбе с Хазарией. И тут же

проступает религиозная основа той враждебности и отгораживания, с какою

евреев не допускали в Московскую Русь.

С нашествия татар прекратилась оживленная торговая деятельность в

Киевской Руси, и многие евреи, видимо, ушли в Польшу. (Впрочем, еврейские

поселения на Волыни и в Галиции сохранились, мало пострадав от татарского

нашествия.) Энциклопедия сообщает: ";Во время нашествия татар (1239),

разрушивших Киев, пострадали также евреи, но во второй половине 13 в. они

приглашались великими князьями селиться в Киеве, находившемся под верховным

владычеством татар. Пользуясь вольностями, предоставленными евреям и в

других татарских владениях, киевские евреи вызвали этим ненависть к себе со

стороны мещан";18. Подобное происходило не только в Киеве, но и в городах

Северной России, куда при татарском господстве открылся ";путь многим купцам

Бесерменским, Харазским или Хивинским, издревле опытным в торговле и

хитростях корыстолюбия: сии люди откупали у Татар дань наших Княжений, брали

неумеренные росты с бедных людей, и в случае неплатежа объявляя должников

своими рабами, отводили их в неволю. Жители Владимира, Суздаля, Ростова

вышли наконец из терпения и единодушно восстали, при звуке Вечевых

колоколов, на сих злых лихоимцев: некоторых убили, а прочих выгнали";19. В

наказание восставшим грозил приход карательной армии от хана,

предотвращенный посредничеством Александра Невского. -- ";В документах 15 в.

упоминаются киевские евреи -- сборщики податей, владевшие значительным

имуществом";20.

";Движение евреев из Польши на Восток";, в том числе и в Белоруссию,

";замечается и в 15 в.: встречаются откупщики таможенных и других сборов в

Минске, Полоцке";, Смоленске, но еще не создается там их оседлая общинная

жизнь. А после короткого изгнания евреев из Литвы (1495) ";движение на Восток

возобновилось с особой энергией в начале 16 в.";21.

Проникновение же евреев в Московскую Русь было самым незначительным,

хотя приезду извне ";влиятельных евреев в Москву не чинили тогда

препятствий";22. Но в конце XV в. у самого центра духовной и административной

власти на Руси происходят как будто и негромкие события, однако могшие

повлечь за собой грозные волнения или глубокие последствия в духовной

области. Это так называемая ";ересь жидовствующих";. По выражению противоборца

ей Иосифа Волоцкого: ";Благочестивая земля Русская не видала подобного

соблазна от века Ольгина и Владимирова";23.

Началось это, по Карамзину, так: приехавший в 1470 в Новгород из Киева

еврей Схариа ";умел обольстить там двух Священников, Дионисия и Алексия;

уверил их, что закон Моисеев есть единый Божественный; что История Спасителя

выдумана; что Христос еще не родился; что не должно поклоняться иконам, и

проч. Завелась Жидовская ересь";24. С. Соловьев добавляет, что Схариа достиг

этого ";с помощью пятерых сообщников, также Жидов";, и что эта ересь была,

";как видно, смесь иудейства с христианским рационализмом, отвергавшая

таинство Св. Троицы, божество Иисуса Христа";25. После этого ";поп Алексий

назвал себя Авраамом, жену свою Саррою, и развратил, вместе с Дионисием,

многих Духовных и мирян... Но трудно понять, чтобы Схариа мог столь легко

размножить число своих учеников Новогородских, если бы мудрость его состояла

единственно в отвержении Христианства и в прославлении Жидовства...

вероятно, что Схариа обольщал Россиян Иудейскою Каббалою, наукою

пленительною для невежд любопытных и славною в XV веке, когда многие из

самых ученых людей... искали в ней разрешения всех важнейших загадок для ума

человеческого. Каббалисты хвалились... что они знают все тайны Природы,

могут изъяснять сновидения, угадывать будущее, повелевать Духами...";26.

Напротив, Ю. И. Гессен, еврейский историк XX века, считает, правда не

указывая никаких источников: ";вполне установлено, что ни в насаждении

ереси... ни в ее дальнейшем распространении евреи не принимали никакого

участия";27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона утверждает, что

";собственно еврейский элемент не играл, кажется, в этом учении особенно

видной роли и сводился к некоторым обрядам";28. Современная же ему Еврейская

энциклопедия пишет: ";спорный вопрос о еврейском влиянии на секту ныне, после

опубликования ";Псалтири жидовствующих"; и других памятников... следует

считать решенным в утвердительном смысле";29.

";Новогородские еретики соблюдали наружную пристойность, казались

смиренными постниками, ревностными в исполнении всех обязанностей

благочестия";30, и это ";обратило на них внимание народа и содействовало

быстрому распространению ереси";31. И когда, после падения Новгорода, Иоанн

III посетил его, то обоих начальных еретиков, Алексия и Дионисия, за все

достоинства их благочестия в 1480 взял с собой в Москву и возвысил в

протоиереев Успенского и Архангельского соборов в Кремле. ";С ними перешел

туда и раскол, оставив корень в Новогороде. Алексий снискал особенную

милость Государя, имел к нему свободный доступ, и тайным своим учением

прельстил"; не только нескольких крупных духовных и государственных чинов, но

убедил великого князя возвести в митрополиты -- то есть во главу всей

русской Церкви -- из своих обращенных в ересь архимандрита Зосиму. А кроме

того обратил в ересь и Елену, невестку великого князя, вдову Иоанна Младого

и мать возможного наследника престола, ";внука благословенного"; Дмитрия32.

Поразителен быстрый успех и легкость этого движения. Они объясняются,

очевидно, взаимным интересом. ";Когда переводилась на русский язык с

еврейского ";Псалтырь жидовствующих"; и другие произведения, имеющие целью

обольщение неискушенного русского читателя и иногда отчетливо

антихристианские, можно было бы думать о заинтересованности в них только

евреев и иудаизма";. Однако и ";русский читатель был заинтересован... в

переводах еврейских религиозных текстов";, отсюда и -- ";какой успех имела

пропаганда ";жидовствующих"; в разных слоях общества";33. Острота и живость

этого контакта напоминает ту, что возникла в Киеве в XI веке.

Однако архиепископ новгородский Геннадий около 1487 раскрыл ересь,

прислал в Москву несомненные ее доказательства и продолжал розыск и

обличение ереси до тех пор, пока для ее разбора не был собран в 1490

Церковный Собор (под вождением только что поставленного митрополитом

Зосимы). ";С ужасом слушали Геннадиеву обвинительную грамоту... что сии

отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы

болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистые, не верят ни

Царству Небесному, ни воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных

Христианах, дерзостно развращают слабых";34. ";Из [соборного] приговора видно,

что жидовствующие не признавали Иисуса Христа Сыном Божиим... учили, что

Мессия еще не явился... почитали ветхозаветную субботу ";паче Воскресения

Христова";";35. На Соборе предлагали казнить еретиков -- но волею Иоанна III

их осудили на заточение, а ересь прокляли. ";Такое наказание по суровости

века и по важности разврата было весьма человеколюбиво";36. Историки

единодушно объясняют эту сдержанность Иоанна тем, что ересь уже завелась под

его собственной крышей, ее приняли ";люд[и] известны[е], могущественны[е] по

своему влиянию";, в том числе ";славный своею грамотностию и способностями";

Иоаннов всесильный дьяк (как бы иностранных дел министр) Федор Курицын37.

";Странный либерализм Москвы проистекал от временной ";диктатуры сердца"; Ф.

Курицына. Чарами его секретного салона увлекался сам великий князь и его

невестка... Ересь не только не замирала, но... пышно цвела и

распространялась... При московском дворе... в моде были астрология и магия,

вместе с соблазнами псевдонаучной ревизии всего старого, средневекового

мировоззрения";, это было широкое ";вольнодумство, соблазны просветительства и

власть моды";38.

Еврейская энциклопедия еще предполагает, что Иоанн III ";из политических

соображений не выступал против ереси. С помощью [С]харии он надеялся усилить

свое влияние в Литве";, а кроме того хотел сохранить расположение влиятельных

крымских евреев: ";князя и владетеля Таманьского полуострова Захарии де

Гвизольфи"; и крымского еврея Хози Кокоса, близкого к хану Менгли-Гирею39.

После Собора 1490 Зосима еще несколько лет гнездил тайное общество, но

был раскрыт и он, и в 1494 великий князь повелел ему, без суда и шума, как

бы добровольно удалиться в монастырь. ";Ересь, однако, не ослабела: одно

время (1498) последователи ее едва не захватили в Москве всей власти и

ставленник их Димитрий, сын княгини Елены, был венчан на царство";40. Но

вскоре Иван III помирился с женой Софьей Палеолог, и с 1502 трон наследовал

ее сын Василий. (А Курицын к тому времени умер.) И еретики после Собора 1504

одни были сожжены, другие заточены, третьи бежали в Литву, ";где формально

приняли иудаизм";41.

Отметим, что преодоление ереси ";жидовствующих"; дало толчок духовной

жизни Московской Руси конца XV--начала XVI века, осознанию необходимости

духовного просвещения, школ для духовенства, а с именем епископа Геннадия

связано собирание и издание на Руси первой церковно-славянской Библии, еще

не существовавшей как единое собрание на Православном Востоке. С

изобретением книгопечатания, ";через 80 лет эта самая Геннадиева Библия...

напечатана была в Остроге (1580-82 г.), как первопечатная

церковно-славянская Библия, и тогда еще опередившая этим своим появлением

весь православный Восток";42. Широко обобщает это явление и акад. С. Ф.

Платонов: ";Движение ";жидовствующих"; несомненно заключало в себе элементы

западноевропейского рационализма... Ересь была осуждена; ее проповедники

пострадали, но созданное ими настроение критики и скепсиса в отношении догмы

и церковного строя не умерло";43.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр Исаевич Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995)

    Документ
    АлександрИсаевичСолженицын. Двестилетвместе (1795 - 1995). Часть I --------------------------------------------------------------- Воспроизведено с издания: А. И. Солженицын. ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ (1795 - 1995). Часть I. "Исследования новейшей ...
  2. Александр исаевич солженицын (2)

    Библиографический указатель
    ... правдолюбца – АлександраИсаевичаСолженицына. Краткая биография А.И.СолженицынаАлександрСолженицын родился 11 ... Солженицын, А. И. Двестилетвместе (1795-1995) / А.И.Солженицын. – М.:Рус.путь, 2001. Ч.1. – 508 с. Рец.: Мелихов А.М. Двестилет ...
  3. Двести лет вместе Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН

    Документ
    ... 1795-1995 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Глава 1 ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК Глава 2 ПРИ АЛЕКСАНДРЕ ... и 1795 состоялись ... АЛЕКСАНДРАИСАЕВИЧА Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ" Дмитрий Быков: ДВЕСТИЛЕТВМЕСТО Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН ...
  4. Двести лет вместе Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН

    Документ
    ... 1795-1995 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Глава 1 ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК Глава 2 ПРИ АЛЕКСАНДРЕ ... и 1795 состоялись ... АЛЕКСАНДРАИСАЕВИЧА Журнал "МОСКВА": ДИСКУССИЯ ПО КНИГЕ "ДВЕСТИЛЕТВМЕСТЕ" Дмитрий Быков: ДВЕСТИЛЕТВМЕСТО Ник Пэтон-Уэлш: СОЛЖЕНИЦЫН ...
  5. Александр исаевич солженицын

    Документ
    ... -ая, -ое АлександрИсаевичСолженицын (Творческая биография) АлександрИсаевичСОЛЖЕНИЦЫН (по отцу — ... Солженицына «Двестилетвместе» (17951995) // Вышгород. Таллин, 2001. № 6. С. 163—169. 7860. Медведев Р. Андрей Сахаров и АлександрСолженицын ...

Другие похожие документы..