textarchive.ru

Главная > Документ


Практические задания по философии для студентов всех специальностей

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинара. Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста занимает доминирующее положение среди задач высшей школы, поскольку постоянно изменяющиеся экономические и социальные условия требуют соответствующих методик и технологий, позволяющих добиваться высокого качества специалиста при меньших затратах времени. Практические (семинарские) занятия — это разнообразные формы деятельности студентов по освоению различных проблем философского познания, в том числе, в области науки и техники.

Цель семинарских занятий — формировать научное мировоззрение и диалектическую культуру творческого мышления студентов, развивать критичность самосознания, вырабатывать умение аргументировано вести дискуссию, прививать навыки устного выступления, научить применять общие философские принципы к анализу общественных явлений и данных специальных наук. Семинарские занятия проводятся в различных формах: диспута, коллоквиума, творческой дискуссии с использованием индивидуальных заданий, конференции. Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируются устойчивая учебно-профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение семинарского занятия осуществляется с учетом следующих требований:

  • диалогичность;

  • предоставление студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений;

  • деятельностно-творческий характер обучения;

  • направленность на поддержку индивидуального развития, субъективных знаний и опыта обучаемых.

Требования для подготовки к семинарским занятиям

Для работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно-критической литературы, указанной в планах. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранная литература должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить метафизическое усвоение материала.

Одним из видов учебной работы, способствующей раскрытию творческой индивидуальности студента, может служить работа над рефератом как видом его учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки к зачету или экзамену по теоретическому курсу изучаемой дисциплины. Подготовка докладов и рефератов предполагает составление плана, подбор литературы (не менее трех источников). Текст должен содержать ссылки на используемую литературу. Средний объем — не менее 10 машинописных страниц. При подготовке данной работы использование только учебников и справочных пособий запрещено. Участие в коллективном обсуждении сообщения предполагает готовность студентов к занятию, знакомство с лекционным и учебным материалом по данной теме.

Вопросы для самоконтроля позволят студенту адекватно определить уровень усвоения материала и укажут темы или некоторые аспекты вопросов, которые требуют более тщательной подготовки.

Контрольные тесты, охватывающие все разделы и темы курса, выступают как объективная форма контроля и оценки знания, основанного на обязательном минимуме требований. Понимание теста как инструмента стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов позволяет выделить следующие подтверждения его эффективности:

  • Качество и объективность оценивания, которая достигается в результате процедуры проведения тестирования и проверки показателей качества в целом.

  • Стандартизованная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений студентов по дисциплине в целом и по отдельным его разделам с определенными, фиксируемыми программой, требованиями к усвоению дисциплины.

  • Каждый ответ оценивается на основе его сопоставления с заранее заложенной шкалой, исключая сравнение ответов студентов. Студенты находятся в равных условиях, к ним предъявляются одинаковые требования.

  • Студент выполняет задание, охватывающее все темы и разделы курса.

  • Оценка основывается на обязательном минимуме требований к знаниям, умениям и навыкам студентов.

Практический раздел содержит вопросы для обсуждения по темам семинарских занятий, список основных терминов к каждой теме, возможные темы рефератов, вопросы для самопроверки и контрольные тесты. Особо следует уделить внимание выполнению заданий, направленных на формирование общекультурных компетенций, которые определены требованиями по подготовке бакалавра.

Часть I. Философия, круг ее проблем и

роль в обществе

Тема 1. Понятие философии, ее смысл и предназначение
Вопросы для обсуждения:
  1. Философия и мировоззрение.

  2. Исторические формы мировоззрения (сравнить философию с наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания).

  3. Философия и мифология. Протофилософия. Генезис философии.

  4. Понятие философии, ее структура и функции.

  5. Основной вопрос философии и его современное решение.

Термины:

Мифология, религия, наука, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм, анимизм, политеизм, Протофилософия, онтология, космология, космогония, гносеология, эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, субъективная реальность, объективная реальность, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, сенсуализм, солипсизм, догматизм, диалектика, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Задания для проверки уровня компетенций:

1.Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Вопросы:

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

3. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).

4.Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".

Темы рефератов:
  1. Место и роль философии в системе культуры.

  2. Философия и искусство.

  3. Проблема плюрализма в философии.

  4. Философия, религия, атеизм.

  5. Сциентизм и антисциентизм в философии.

  6. Философские аспекты естествознания.

  7. От мифа к логосу: рождение философии.

  8. Философская и научная картина мира XX века.

  9. Философия и политика.

  10. Личность философа (философия как образ жизни).

Вопросы для самоконтроля:
  1. Определение понятия философского знания.

  2. Предмет философии.

  3. Понятие мировоззрения.

  4. Структура мировоззрения.

  5. Каково соотношение философии и науки, философии и искусства, религии и мифологии?

  6. Предназначение онтологии, гносеологии и аксиологии, их соотношение и место в философии.

  7. Обладает ли философия своим языком? В чем состоит его особенность?

  8. Каковы отличительные признаки философского текста?

  9. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?

  10. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией?

  11. Какие суждения о философии вам известны?

  12. В чем выражается значение философии в жизни человека?

Тема 2. Античная философия: основные проблемы и идеи
Вопросы для обсуждения:
  1. Особенности и периодизация античной философии.

  2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи.

  3. Демокрит и философия атомизма.

  4. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания.

  5. Этическое учение и философский метод Сократа.

  6. Философская система идеализма Платона.

  7. Философская и научная картина мира Аристотеля.

  8. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

Термины:

Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, эвтюмия, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

"Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может "быть потом" то, что есть,

Как могло бы "быть в прошлом"?

"Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…1

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим"2.

б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава»3.

3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?

5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы.

Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:

- реальны они либо утопичны?

- есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего?

- гуманны они либо антигуманны?

- есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?

7.Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля:"Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей"4.

"Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"5

Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

Темы рефератов:
  1. Формирование научных знаний в древнем Египте.

  2. Мифология и космогония Древнего Египта. «Книга мертвых».

  3. Философия Анаксагора.

  4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

  5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

  6. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

  7. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

  8. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

  9. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

  10. Философия стоицизма в Древнем Риме.

  11. Философия неоплатонизма.

Вопросы для самоконтроля:
  1. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе.

  2. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса.

  3. Этапы развития античной философии.

  4. Натурфилософские учения милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

  5. Элейская школа: учение о бытии. Диалектика Гераклита.

  6. Механизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Пифагорейская школа и учение о числах.

  7. Сократ и учение о знании.

  8. Платон: учение об идеях.

  9. Раскройте смысл учения о государстве Платона. Объясните с позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь».

  10. Философия Аристотеля. Понятие метафизики, по Аристотелю. Вклад Аристотеля в развитие формальной логики.

  11. Философия эллинизма. Этика стоицизма и эпикурейства.

  12. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?

  13. «Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский метод опирается автор данного суждения?

  14. «Человек есть мера всех вещей…» — какую философскую концепцию обозначает это высказывание?

Тема 3. Философия средних веков
Вопросы для обсуждения:
  1. Характерные особенности культуры и философии средневековья.

  2. Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов».

  3. Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии.

  4. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Пьер Абеляр.

  5. Поздняя схоластика. Номинализм Дунса Скота и Уильяма Оккама.

  6. Средневековая мистика. Майстер Экхарт.

Термины:

Патристика, схоластика, мистика, эзотерия, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, панэнтеизм, теократия, томизм, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, сентенция, фидеизм, алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: "…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…"6

а) В чем особенность христианского понимания бытия?

б) Что значит: "эти предметы и существуют и не существуют"?

2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: "Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие "может быть".

а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия?

б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире?

в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание?

3."Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практические задания по философии для студентов всех специальностей

    Документ
    Практическиезаданияпофилософиидлястудентоввсехспециальностей Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинара ...
  2. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Кафедра философииФилософия Контрольные работы длястудентоввсехспециальностей БГУИР ... Практические (семинарские) занятия Введение. Философия и жизненный мир человека. Проблема определения философии 4 2 2 Философия ... заданную вселенную об истине самой по ...
  3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

    Планы семинарских занятий
    ... Кафедра философии ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПОФИЛОСОФИИдлястудентоввсехспециальностей Уфа ... философии необходимо для формирова­ния научного мировоззрения и для решения практических социаль­ных задач. С момента своего возникновения философия ...
  4. Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации
    ... философии Таганрогского государственного радиотехнического университета. Ороев Н.А., Папченко Е.В. Методические рекомендации по курсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей ... практическивсех явлений ... технической заданностью приводит ...
  5. effective english английский путь к успеху учебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех специальностей неязыкового вуза

    Учебное пособие
    ... Учебное пособие по разговорному английскому языку длястудентоввсехспециальностей неязыкового вуза ... у студентов навыков устной речи на основе системы коммуникативных заданий. ... степени после года практической работы магистр философии. Эта степень ...

Другие похожие документы..