textarchive.ru

Главная > Документ


Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории. В то же время содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» – как изучение отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено умение описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, но в обязательном минимуме содержания эти события не определены.

В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов. По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени сократился на 35 часов (в IX классе). Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача может решаться в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Следует учесть, что учебное время на изучение регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии «История родного края»передано в интегрированный учебный предмет «Краеведение». Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и в обязательном минимуме содержания отмечена курсивом, т.е. ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. В случае, если в конкретной параллели интегрированный учебный предмет «Краеведение» в 6-8 классах не изучался, администрации учреждения необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного третьего часа в 9 классе для изучения регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии «История родного края».

На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент Базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части ОБУП, являясь предметом, обязательным для изучения. Учебное время, отведенное на изучение истории на базовом уровне, составляет не менее 140 часов в год (2 часа в неделю). С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесное взаимодействие обоих предметов в формировании познавательной и социальной компетентностей учащихся.

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. Важно обеспечить взаимосвязь курса истории не только с отдельными учебными курсами, но и с содержанием того или иного профиля через выделение базового методологического принципа, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в преподавании. Например, при изучении истории в естественно-биологическом профиле в качестве системообразующего возможен принцип материально-пространственной среды. Он предполагает целостное изучение природно-материальных факторов как основы развития общества. Сюда входят представления о ландшафте, природных богатствах, демографических ресурсах, времени, временах года, мобильности, а также биологических факторах (питании, болезнях, эпидемиях, стихийных бедствиях и войнах).

В процессе преподавания истории как обязательного предмета в естественно-математических классах перед учителем будут стоять следующие задачи:

  1. Формирование общего представления об историческом развитии России и его основных вехах. При изучении истории российской цивилизации в контексте мировой необходимо акцентировать внимание учащихся на эволюции человеческого мастерства и средств, воздействующих на природу и общество, основных достижениях в мышлении, науке и искусстве, влиянии власти и религии на развитие общества.

  2. Изучение форм взаимодействия различных социальных объединений — классовых, этнических, демографических, миграционных и др.

  3. Рассмотрение вопросов эволюции социальных и политических институтов в различные эпохи, взаимодействия идей, материальных условий и моральных ценностей, их роли в развитии общества.

  4. Изучение причин войн, условий их предотвращения, установления связи между внутренней и внешней политикой, разных подходов к обеспечению мира и устранению конфликтов.

  5. Конструирование содержания курса истории с учетом геополитического фактора, выявления взаимодействия человечества с окружающей средой, прослеживания взаимосвязи географии, техники, технологии и культуры.

6) Использование сравнения наиболее важных исторических процессов и явлений (реформ, революций, форм зависимости, раздробленности и централизации, войн и т. д.).

В преподавании истории в классах с технологической, технической и экономической направленностью принцип материально-пространственной среды должен будет носить иную окраску. Здесь акценты смещаются на техническое оснащение того или иного исторического периода, материалы и механизмы, занятия людей и уровень производства, технологии и тенденции развития отраслей хозяйства, источники энергии, экономическую ситуацию в обществе, способы материального существования людей и стабильность материальной жизни. Задачами курса истории России в социально-экономическом и технологическихпрофилях являются:

  1. Углубление знаний учащихся по истории России в более четком выделении доминантных проблем экономического и технического развития, причинно-следственных связей, многомерности исторического процесса.

  2. Освоение учащимися сравнительно-исторического подхода к фактам отечественной истории (сравнение с мировыми событиями, оценка цивилизационных достижений, прогресса и перспектив).

  3. Акцентирование внимания учащихся на «простом человеке» как субъекте истории, на экономических, технических проблемах, ценностных ориентациях и поведенческой культуре, что сделает уровень понимания событий отечественной истории более осмысленным.

  4. Рассмотрение вопросов технического оснащения того или иного исторического периода (материалы и механизмы), занятий людей и уровня производства; технологий и тенденций развития отраслей хозяйства, источников энергии, экономической ситуации, стабильной материальной жизни в обществе.

  5. Использование в преподавании социокультурного подхода (предполагает рассмотрение зависимости коллективных представлений этнической общности от культурных традиций и социальных условий) через демонстрацию учащимся влияния изменений экономической, технологической и социальной среды на трансформацию ценностно-мировоззренческих установок общества.

  1. Использование регионально-краеведческого компонента содержания исторического образования, который поможет раскрыть своеобразие экономической локальной истории на общероссийском фоне.

  2. Осуществление учащимися аналитической деятельности, что позволяет усвоить полезный социальный опыт, осознать экономико-технологическое наследие, общенациональные и этнорегиональные традиции.

  3. Формирование императива гражданственности на основе усвоения значимости России в мировой истории, нравственно-политических проблем, экономического и культурного богатства нашей страны.

С точки зрения задач профильного изучения истории, наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, русский язык и литература. Возможным вариантом является и формирование гуманитарно-филологического профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться литература, русский язык и иностранный язык. Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет не менее 280 часов (4 часа в неделю).

Вгуманитарных классах целесообразно использовать проблемно-исторические и источниковедческие принципы в качестве системообразующих при изучении истории. При этом внимание будет уделяться анализу различных подходов и точек зрения на те или иные исторические события, явления, процессы, изучению исторического опыта в оценках современников, выявлению нерешенных исторических проблем, нравственным идеалам и духовным ценностям эпохи. Большое значение в преподавании в гуманитарных классах следует придавать быту, морали, политике и психологии в историческом контексте, изучению социальной и интеллектуальной жизни, традиций, ментальности общества. Такие акценты создают основу для преподавания истории как профильного предмета, задачами которого являются:

  1. Обеспечение более углубленного знания учащимися многовекового пути отечественной истории, роли России в мировом сообществе, факторов, определявших судьбу нашей страны.

  2. Обобщение и систематизация на проблемном уровне знаний, полученных учениками в первом концентре, раскрытие новых содержательных аспектов предмета путем постановки проблем.

  3. Выделение тех проблем, которые тесно связаны с реалиями современной жизни (формирование государственности, духовное развитие общества, этноконфессиональные вопросы и др.). Особое внимание в курсе может быть уделено становлению и развитию этносов, судьбам российской цивилизации, национальным обычаям и традициям, духовным ценностям и быту сословий.

  4. Рассмотрение вопросов развития российской государственности, становления социальных институтов, политических партий, общественных движений.

  5. Изучение влияния Востока с его многоликой культурой, особой ролью государства, оригинальными религиозными и философскими учениями, а также западной цивилизации в новое время на историю России.

  6. Освоение учащимися методов работы историка — работы с историческими источниками (критическая оценка и анализ), что является ведущим компонентом в организации изучения истории в гуманитарном профиле.

В классах с лингвистическим (филологическим) профилем целесообразно взять за основу принцип дифференциации культур и страноведческий подход. Здесь важно показать взаимодействие цивилизаций, диалог культур, взаимовлияние Восток — Запад, этнонациональные и этнорегиональные процессы и проблемы, социокультурные компоненты развития общества. Большое внимание при этом должно уделяться этимологии исторических терминов и названий. Значительное место в филологическом профиле будет отводиться социальным образам и типажам исторических эпох, которые отражены в произведениях художественной литературы.

Историческая проблематика может также изучаться и в составе элективных курсов –учебных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В составе исторического образования в средней (полной) школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса истории (в том случае, когда изучение истории на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса истории (углублённое изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.

Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения по истории рассматриваются в научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История», а также в следующих изданиях:

  • Баранов П. А. Профильное обучение: практическое занятие для системы постдипломного образования учителей истории // ПИОШ. 2005. № 3.

  • Баранов П. А., Шевченко С. В. История в профильной школе: Пособие для учителя / Под общ. ред. П. А. Баранова. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 152 с.

  • Батурина И. П. Элективные курсы по обществознанию (региональный эксперимент) // ПИОШ. 2005. № 3.

  • Господарик Ю. П. Возможности дистанционного обучения истории на профильном уровне // ПИОШ. 2005. № 9–10.

  • Зверев А. Л. Непрофильные предметы в профильном классе // ПИОШ. 2005. № 7.

  • Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сб. учебно-методических материалов / Под ред. Е. Е. Вяземского. М.: Русское слово, 2006. С. 207 – 224.

  • Кишенкова О. В. Профильное образование в старшей школе: проблема построения курсов истории и обществознания // ПИШ. 2006. № 10.

  • Колесник М. Ю. Профильная школа в Германии: аспекты развития // ПИОШ. 2005. № 4.

  • Короткова М. В. Становление профильной школы: что можно взять из прошлого? // ПИОШ. 2006. № 3.

  • Кукушин В. С. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование. – Р/н/Д.: Феникс, 2006. – 407 с.: ил. – (Здравствуй, школа!).

  • Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – (Педагогика. Психология. Управление).

  • Хлытина О. М.. Тузикова Л. Д. Предпрофильная подготовка школьников по истории // ПИОШ. 2005. № 10.

  • Юдовская А. Я. Использование игровых методов в элективном курсе // ПИОШ. 2006. № 4.

При выборе элективных курсов по истории рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области - победителей конкурса и официально опубликованные программы:

  • История России на рубеже XIX – XX вв. 9 класс: Элективные курсы / Сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2007.

  • Лавров В. М., Стецюра Т. Д. История религий: Программа курса и тематическое планирование: 10-11 классы. М.: Русское слово, 2008.

  • Обществознание: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с. – (Библиотека учителя).

  • Программы элективных курсов. История. 10 – 11 классы. Профильное обучение / М. В. Пономарев, А. М. Родригес, Е. С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007. – (Элективные курсы).

  • Уланова Л. С. Введение в историю: Вспомогательные исторические дисциплины: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (Игровые методы обучения).

  • Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10 – 11 классы / Н. Ф. Ромашина. – М.: Глобус, 2007. – (Профильная школа).

Обзор действующих учебно-методических комплектов по истории

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В утвержденных перечнях рекомендованы и допущены 84 учебника по истории для основной школы и 34 учебника – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни). Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.) опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано почти 2 тысячи участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 600 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников. На официальном сайте ГОУ ДПО «ЧИППКРО» в разделе «Проекты. Учебно-методическое обеспечение общего образования» размещена информация об УМК по истории, выпущенными в свет ведущими российскими издательствами.

Учебно-методический комплект по истории издательства «Просвещение» используются в большинстве общеобразовательных учреждений Челябинской области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников, подготовленных в процессе реализации проекта «Академический учебник». Учебники по всеобщей истории вышли под научной редакцией директора Института всеобщей истории РАН, академика РАН А. О. Чубарьяна. Научным редактором учебников, образующих линию по истории России, является директор Института российской истории, член-корреспондент РАН, профессор А. Н. Сахаров. В рамках проекта «Сферы» издательство начинает разработку новой линии учебников фиксированного формата с электронными приложениями по всеобщей истории (В. И. Уколова) и истории России (А. А. Данилов)

Учебно-методический комплект по истории издательства «Русское слово» также широко используются в общеобразовательных учреждениях. К подготовке учебников привлечены ученые-историки из МГУ и ведущие российские методисты. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Издательством регулярно проводятся семинары для учителей Челябинской области. Учебник по истории России ХХ в. является победителем Всероссийского конкурса и награжден премией Президента РФ. Автор методического аппарата учебника С. И. Козленко является председателем жюри Всероссийских олимпиад по истории.

Издательством «Вентана-Граф» завершена разработка новой линии учебников. Издательство проводит активную работу по продвижению учебников в Челябинской области. В 2009/2010 учебном году были проведены авторские модульные курсы-семинары в Челябинске, Каслях, Кыштыме и Миассе с участием методиста издательства О. В. Медведевой, редактора Б. В. Демидова и автора учебника А. Н. Майкова. На семинарах был представлен практический опыт апробации учебников в МОУ СОШ № 112 г.Челябинска, МОУ СОШ № 2 и МОУ ООШ № 4 г.Кыштыма. В 2010/2011 учебном году планируется проведение подобных семинаров в г. Магнитогорске и Катав-Ивановске. Следует обратить внимание, что учебники этой линии по своей структуре четко соответствуют примерным программам по истории для основной и средней (полной) школы. Учебник «История» (А. Н. Майков) – в настоящее время единственный, который в полной мере обеспечивает изучение нового раздела «Введение в историю», включенного в федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. (5 класс, 1 четверть). Данный учебник необходимо в обязательном порядке использовать в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

Учебно-методический комплект по истории издательства «Мнемозина» рекомендуется для использования в лицеях и гимназиях. Особенностью УМК является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач, решаемых учащимися в ходе учебной деятельности. Комплект должен помочь учителю (в роли консультанта) сформулировать задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач. Поскольку от учащегося требуется в первую очередь умение решать учебные задачи, создаются условия для включения механизма непроизвольного запоминания, которое по данным психологии является более продуктивным, чем эксплуатация произвольной памяти. В 2010 г. планируется серия вебинаров с участием авторов УМК по отечественной и всеобщей истории.

Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает УМК интегрированного курса всеобщей и отечественной истории для средней (полной) школы (базовый уровень). Учебники для 10 и 11 класса под ред. А. В. Чудинова и А. В. Гладышева с 2009/2010 учебного года включены в перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебники успешно прошли апробацию в профильных классах МОУ СОШ № 123 г. Челябинска и получили положительные отзывы учителей и ученых-историков ЧелГУ. Данные учебники, подготовленные для изучения интегрированного курса истории на базовом уровне, отличают: относительно компактный объем и простота изложения материала; использование необходимого минимума специальной терминологии и определений; смещение акцентов от категориального мышления к образному, от потока фактов – к узловым событиям мировой истории и моментам взаимодействия различных обществ и цивилизаций, от монолога – к диалогу с учеником; акцентирование воспитательной функции истории.

Особенность учебно-методического комплекта по истории издательства «Дрофа»  комплексный характер подхода к его разработке. Кроме учебников и методических пособий, издательством выпущены справочники, настенные таблицы и карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательная литература. Издательством выпущена серия пособий для элективных курсов по истории. В 2010/2011 учебном году планируется апробация новой линии учебников по истории России под ред. А. Ф. Киселёва.

Особенности преподавания истории в 2010/2011 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2009 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении к парламентариям глава государства подчеркнул: «Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2010/2011 учебного года является последовательная подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утверждены и вводятся в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения исторического образования. Например, рекомендуется использовать видеохрестоматию «Ожившая история» (ООО, «Мир знаний», 2008-2009 г.). Специально подобранные фрагменты художественных фильмов по истории России с вопросами и заданиями для использования на уроках представлены на пяти дисках (IX – XVI вв., XVII в., XVIII в., XIX в.). Для курса истории России XХ в. в 2010 г. планируется издание нескольких видеохрестоматий, включающих документальную кинохронику и художественные фильмы. По вопросам приобретения можно обращать по адресу в сети Интернет www.mirznaniy.com

Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению. Особенно необходимо отметить комплект интерактивных наглядных пособий по истории и географии России издательства «Дрофа». Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:

  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • отображения на картах отдельных исторических эпизодов – планов, схем, фотографий или картин;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

В предметных научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История» (приложение к «1 сентября») опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания исторического и обществоведческого образования (два варианта), примерные программы. Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей обществознания, опубликована аналитическая статья в журнале «Преподавание истории в школе» (Е. В. Киприянова).

В 2010/2011 учебном году продолжается обновление исторического образования на старшей ступени общего образования. Актуальность разработки нового учебного курса истории России обусловлена сменой общественного устройства страны, поверхностным освещением процесса становления суверенной России в большинстве действующих учебников. Цель данного курса – помочь молодым людям осознать ключевые события отечественной истории ХХ – начала XXI вв., сформировать представление о месте и роли России в современном мире, приоритетах внутренней и внешней политики РФ. В письме ФГОУ АПКиППРО от 06.02.2008 г. № 97 «Об особенностях изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования» справедливо подчеркивается, что подготовка к ЕГЭ не может являться целью базового курса истории, поскольку данный экзамен по выбору сдает не более 5 % выпускников.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. Издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект по Новейшей истории России (1900 – 2008 гг.). В 2007 – 2008 гг. была издана основная часть инновационного УМК по истории России (1945 – 2007 гг.), включающего программу, учебник с компакт-диском, книгу для учителя, методическое пособие, комплект карт. Все общеобразовательные учреждения Челябинской области на бесплатной основе были обеспечены книгами для учителя. С сентября 2009 г. была начата апробация учебника по Новейшей истории России (1900 – 1945 гг.). В комплекте с учебником также изданы методическое пособие и компакт-диск. Среди авторов УМК – известные российские ученые – историки и методисты А. А. Данилов, А. И. Уткин, О. В. Гаман-Голутвина, Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, руководитель авторского коллектива – А. В. Филиппов. Учебники рекомендуются для использования в преподавании отечественной истории ХХ в. в старших классах на профильном уровне.

Преподавание Новейшей истории России на базовом уровне организуется с обязательным использованием книги для учителя УМК издательства «Просвещение» вне зависимости от того, по каким учебникам изучался дореволюционный период. В журнале «Преподавание истории в школе» опубликована серия статей (А. Ю. Морозов, О. Ю. Стрелова, Э. Н. Бельский) по реализации принципов проблемно-развивающего обучения в преподавании Новейшей истории России (2008. №№ 1 – 10; 2009. №№ 1 – 5). Концептуальный взгляд на ключевую проблему соотношения государственного интереса в политике и судьбы нашей страны во второй половине ХХ века представлен в статье А. Ю. Шаврина.

В соответствии с письмом АПКиППКРО от 03.06.2009 г. № 427, при планировании преподавания истории России в 10 – 11 классах учителям рекомендуется сократить время на рассмотрение дореволюционного периода отечественной истории, объединяя тематически близкие параграфы учебников и укрупняя проблемные блоки. Соответственно, увеличивается количество часов на изучение второй половины ХХ в. как логического продолжения предыдущего курса истории – за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами:

Количество часов

2004 г.

2009-2010 г.

Базовый уровень

16

26

Профильный уровень

32

70

Теоретические вопросы обновления содержания исторического образования, проблемы использования личностно-ориентированного и культурологического подходов в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО. Материалы предыдущих конференций опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией канд. ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 27 ноября 2010 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования историко-краеведческой направленности.

Рекомендации по составлению рабочих программ по истории

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по истории;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Примерных учебных программ по истории, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется – в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы).

Примерная программа по истории содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по истории для основной и средней полной школы, например:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2007. – 128 с. – («Традиционная» программа)

  2. Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 88 с. – («Традиционная» программа)

  3. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 159 с. – («Академический школьный учебник»).

  4. История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ. ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.

  5. Комплект программно-методических материалов издательства «Дрофа»:

  • Всеобщая история. 5 – 9 кл.: тематическое и поурочное планирование / Т. В. Коваль, Е. В. Саплина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа. 2007.

  • История России. IX – XX века: программы для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 64 с.

  • Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10 – 11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009. – 77, (3) с.

  • Андреев И.Л. История России с древнейших времен до начала XXI века. Программы для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 кл. Базовый уровень / И.Л. Андреев, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2009. – 47(1) с.

  1. Комплект учебных программ издательства «Русское слово»:

  • Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира». Для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 32 с.

  • Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков». Для 6-го класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 16 с.

  • Агафонов С.В., Дмитриева О.В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику О.В.Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 32 с.

  • Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса «Новая история. XIX – начало XX века» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 32 с.

  • Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век» для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 40 с.

  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В.Загладин. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (10 кл.); Н.В.Загладин. «Всемирная история. ХХ век» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение. – 3-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 112 с.

  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10 – 11 классы. – 3-е изд., испр. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 112 с.

  • Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. История Отечества XX – начало XXI века: Программа курса и тематическое планирование для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 64 с.

Кроме того, имеется несколько вариативных (авторских) учебных программ по отдельным курсам всеобщей истории и истории России, например:

  1. Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Для 6 – 7 классов основной школы. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. – 40 с.

  2. История: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) образование (базовый уровень) / [А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Н.И. Девятайкина и др.]; под ред. А.В. Чудинова, А.В. Гладышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Организация воспитательной и внеурочной работы по истории

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования. Президент РФ Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Для достижения этих целей начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Учителям истории в воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о ее сегодняшнем дне. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что экономическая и социально-демографическая ситуация в России за последние несколько лет стала более стабильной и позволяет смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Полученные результаты подтверждают наличие у нашего народа большого потенциала развития, несмотря на все перенесенные трудности. Осознание этого факта, его подтверждение конкретными примерами, иллюстрация достоверными цифрами,  всё это чрезвычайно важно для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну, оптимистического взгляда в будущее, желания внести собственный вклад в ее развитие. В соответствии с рекомендациями ООН и мировыми стандартами, каждая страна должна проводить перепись населения примерно один раз в десять лет.

В октябре 2010 г. состоится следующая Всероссийская перепись населения. Успешное проведение очередной переписи будет напрямую зависеть от понимания важности и необходимости подобных мероприятий. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения, социально обусловленная установка на активное участие в ней. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по таким дисциплинам, как история России, всеобщая история, иностранный язык, обществознание, экономика, география, краеведение. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Для решения этой задачи реализуется специальная Программа информационно-разъяснительной работы по сопровождению и популяризации Всероссийской переписи населения «Узнай Россию!». Учителям истории рекомендуется использовать следующие издания:

  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В 2010/2011 учебном году учителям истории рекомендуется провести конкурс «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Предстоящий 2010/2011 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 50-летию полета первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин подготовлены методические рекомендации по проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий по истории российской космонавтики, которые будут размещены на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО в разделе «Виртуальный методический кабинет».

Особое направление воспитательной работы учителей краеведения – формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации, духовной консолидации многомерно сложного, многонационального народа России в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. В журнале «Вестник образования» опубликован проект Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России (2008. № 2).

Правительство Челябинской области уделяет вопросам этнокультурного образования особое внимание, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как существенный аспект национальной безопасности страны. Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО совместно с факультетом начального образования ЧГПУ 2 декабря 2009 г. была проведена областная научно-практическая конференции «Модель и содержание подготовки педагога к духовно-нравственному воспитанию личности гражданина России», которую решено сделать традиционной. Учителям краеведения рекомендуется использовать в своей деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников опыт работы МОУ СОШ № 9, 15 и 45 г. Троицка Челябинской области, представленный на конференции. В сентябре 2010 г. в г. Троицке планируется провести областной семинар учителей краеведения.

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2010 – 2011 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru). Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение отчетно-выборной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 27 сентября 2010 г.

Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории и организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец». Пособие содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по истории с ответами и комментариями.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по истории

В целях совершенствования общего исторического образования в основной и средней (полной) школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по истории проводится государственная итоговая аттестация выпускников IX и XI классов. Учителям истории необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (). В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса истории России, зафиксированных в документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один – два дополнительных учебника из Федерального перечня, рабочие тетради, контурные карты, сборники КИМов, а также использовать пособие, имеющее гриф Министерства образования и науки Челябинской области, подготовленное авторским коллективом ГОУ ДПО ЧИППКРО: Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников основной школы. Готовимся к экзамену по истории. Сборник КИМов / Л. А. Дмитриева, Е. И. Дьяченко, П. Ф. Назыров. – Челябинск: НП ИЦ «Рост», ООО «ЮжУралИнформ», 2006.

Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей общего исторического образования.

В 2010/2011 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей история рекомендуется:

  • спланировать систему работы по освоению концептуальных основ федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения», принять участие в общественно-государственной экспертизе фундаментального ядра и новых примерных программ по истории;

  • в рамках подготовки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на разделы «Введение в историю» (5 класс), «История родного края (Южного Урала» (9 класс), «Новейшая история России» (11 класс);

  • провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий в преподавании истории и практикумы по использованию современных педагогических технологий, с обязательным участием федеральных тьюторов и преподавателей кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО.

  • проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов по истории, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов в 2010 г., сравнить их с результатами 2005 – 2009 гг. и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по предмету.

Особенности преподавания истории в 2010/2011 учебном году будут рассмотрены в рамках модульного курса 3 сентября 2010 г. в ЧИППКРО.

Алпатиков Дмитрий Анатольевич

(351)2634371

kraeved_74@mail.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного третьего часа в 9 классе для изучения регионального (национально-регионального) компонента

    Документ
    ... не изучался, администрации учреждения необходимопредусмотретьвыделение в учебномпланедополнительноготретьегочаса в 9 класседляизучениярегионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии ...
  2. О преподавании учебного предмета «история»

    Документ
    ... не изучался, администрации учреждения необходимопредусмотретьвыделение в учебномпланедополнительноготретьегочаса в 9 класседляизучениярегионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии ...
  3. Образовательная программа на 2010 – 2011 учебный год 2010 г

    Основная образовательная программа
    ... другую). Учебныйплан традиционен в рамках базового компонента. Он скорректирован для расширенного изучения ряда ... в 8-9 классах отводится дополнительныйтретийчас за счет школьного компонента. 5. В 7 классе введен 1 часучебного курса «Основы ...
  4. Анализ учебно-воспитательной работы мбоу «сош №4»

    Анализ
    ... введением дополнительного 1 часа за счет часоврегиональногокомпонента в 8-х классахдля прохождения программного материала в полном объеме. В 6-х классах введен 1 час на изучение ...
  5. Анализ учебно-воспитательной работы мбоу «сош №4»

    Анализ
    ... введением дополнительного 1 часа за счет часоврегиональногокомпонента в 8-х классахдля прохождения программного материала в полном объеме. В 6-х классах введен 1 час на изучение ...

Другие похожие документы..