textarchive.ru

Главная > Сказка


23

Введение

«...Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, — посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли вам "мысли черные" о вашей личной судьбе, или просто жизнь пока­жется "несносной раной", — вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу...

Сказка ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. "Не любо — не слушай..." Она — ...как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неиз­реченное естество родной природы —запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее...»

Так начинает повествование о сказке замечательный русский философ И.А.Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала все лучшее в нем и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала ее, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, ук­репляла... [1,69]

Сказки изобилуют персонажами, объекта­ми и мотивами, которые отражают древнейший период существо­вания людей, когда понятия об окружающем мире только форми­ровались. Например, в сказках граница между человеком и живот­ным довольно нечеткая. Они могут сожительствовать, производя на свет таких небывалых героев, как Иван — Медвежье Ушко. Многие из этих героев наделены и человеческими, и звериными атрибутами и с легкостью переходят из одного обличья в другое, подобно Финисту — Ясному Соколу, или Царевне-лягушке, или лебедушкам — красным девицам. В сказках есть животные, кото­рые обладают волшебной силой, способностью говорить или ве­ликой мудростью и могут выступать в роли наставника и попут­чика героя. Некоторые — Серый Волк, крылатый конь, орел или огромная Ногай-птица — перевозят героя на спине, когда он пе­реходит из земного мира в мир духов. Другие, как Жар-птица, выступают в качестве чудесного предмета, искомого героем. За этой драгоценностью герой отправляется «за тридевять земель». В сказках самые обычные предметы могут стать волшебными: кольцо содержит в себе три царства: бронзовое, серебряное и зо­лотое; платок, брошенный оземь, превращается в озеро или море. Во время своих приключений герой сталкивается с весьма нео­бычными персонажами: олицетворением стихий (Мороз, Солнце и Ветер); мифическими существами со сверхъчеловеческим слу­хом, зрением, способностью съесть и выпить; со злым Кощеем Бессмертным, чья душа, или смерть, находится вне тела, и, конеч­но, с ведьмой Бабой Ягой. Что это за мифический герой? С этим вопросом мы обратились к обучающися школы № 28и поличили следующие результаты:

Считают , что…

Кол-во обучающихся,%

Баба-Яга – отрицательный персонаж

69%

Баба-Яга выступает в качестве помощника

21%

Баба-Яга – может быть как отрицательным, так и положительным героем

10%

Баба-Яга – очень древняя старушка

100%

Баба-Яга – персонаж, который заставляет бояться, вызывает чувство тревоги

13%

Баба-Яга – персонаж, который удивляет, вызывает интерес

87%

Проведя опросник среди обучающихся начальной школы, мы установили, что

именно Баба- Яга является наиболее ярким сказочным персонажем, любимицей , без которой сказка- не сказка(87% обучающихся). Почему именно это мифическое существо вызывает интерес у ребят? Мы решили разобраться.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля объясняет:

ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу. [7,99].

Мифологический словарь дает следующее толкование: Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян. Баба-Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. [5,179].

Цель работы – исследовать Бабу- Ягу в волшебных народных сказках, литературе и искусстве; определить, какую роль она выполняет .

Объектом исследования являются образы в фольклоре, литературе и искусстве.

Предметом исследования выступает Баба- Яга.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть мифический персонаж Бабы -Яги в фольклоре, литературе и искусстве;

  2. Составить собирательный портрет Бабы -Яги;

  3. Рассмотреть жилище Бабы- Яги;

  4. Определить ее функцию в сказке.

В работе мы использовали метод анализа и синтеза. Материалом для написания работы послужили исследования более 20 народных сказок, изучение репродукций художников, рисунков, 12мультипликационных и 14 художественных фильмов с героиней.

Образ Бабы - Яги в фольклоре, литературе и искусстве.

Баба - Яга — пожалуй, самый известный, но вместе с тем и наименее понятный мифологический персонаж из встречающихся в русском фольклоре. Подобный персонаж известен также в Гер­мании (Фрау Холле), среди греков (Калипсо) , финнов и прибалтийских народов, а у во­сточных, южных и западных славян о ней знает каждый. Ее ха­рактер и функции меняются от сказки к сказке, а также существу­ет большое количество толкований, связанных с происхождением и значением этого персонажа. Приверженцы мифологической школы видели в ней, скорее всего, связь с небесными божест­вами, существо неземное, предполагая, что некоторые сказки с ее участием сложились под влиянием мифов о тучах и грозах. В Белоруссии, например, пролет Бабы Яги по небу, как правило, сопровождается громом и молнией. По мнению других, она ведет свою родословную от мифической хозяйки леса, повелительницы диких зверей, которые в нем водятся. Некоторые полагают, что ее прообразом была богиня подземного царства, поскольку в некото­рых сказках она живет именно там и там выращивает урожай и пасет свой скот. Одной из наиболее популярных является теория, в которой Баба- Яга рассматривается как сторож у входа в царство мертвых. Причем, она не является беспристрастным сторожем. Оказывается, что безобразная старуха, пугало для маленьких детей, является бескорыстной магической защитницей людей, борющихся за правое дело. Хотя существует мало доказательств того, что она произошла от славян­ской языческой богини смерти, как утверждают некоторые, эту те­орию сегодня поддерживают довольно многие ученые. Несмотря на то что теория возникла в девятнадцатом веке, она ассоциируется, скорее всего, с работой русского фольклориста Вла­димира Проппа. [8,99]

Какой бросающийся в глаза признак отличает Бабу-Ягу от других сказочных персонажей? «…Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама чер­ная, а во рту один клык торчит.» [4,150] Ее костяная нога. А почему? У многих народов, говоривших на индоевропейских языках, в древнейших сказаниях встречается упоминание, что душа живого человека заключена в стопе. Вспомним хотя бы русское выражение: "Душа ушла в пятки". Ее вместилищем является особая маленькая косточка – навь. Если же у человека нога не "живая" , а костяная, то это означает, что человек лишен души, он – существо загробного мира. Именно таким существом и является посредник между царством живых и мертвых – Баба-Яга. Принадлежность к миру мертвых подтверждает еще один ее характерный признак – ступа с пестом, в которой ездит Баба-Яга, и метла, которой она заметает свои следы. Все это элементы старославянских обрядов погребения. Ступу и пест обязательно клали в могилу умершей женщины. А метла являлась одним из важнейших элементов древней очистительной магии: ею на похоронах подметали весь путь от дома до могил. Иначе покойный мог найти путь домой с погоста, вернуться начать вредить людям.

Кроме ее связей с миром мертвых, В.Пропп же ус­мотрел в Бабе -Яге и другую роль. В некоторых ее действиях он увидел пережиток функций священнослужителей первобытных об­щин, которые способствовали переходу юношей во взрослых муж­чин обрядом символического умерщвления и воскресения. [8,106]

Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.

И название Баба - Яга получила не случайно. Яга или ягушка — это... шуба из волчьей или собачьей шерсти. Почему из такой? да потому, что от старческих болезней хорошо помогает. Вот и стала «бабка в яге» бабкой-ягой. Для нее характерно то, что она всегда старая, седая и безобразная. Ее называют не иначе как Баба- Яга — костяная нога, и она настолько худа, что напоминает скелет. У нее могут быть железные зубы. Подобно зверю, она обладает острым чутьем, что позволяет ей определить присутствие незнакомца. "Чу, русским духом пахнет!" [4,86],«Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» [4,150] , «Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках по­катаюсь.» [4,186]. Баба - Яга, без сомнений, женщина. Мужья или другие мужчины существенной роли в ее жизни не играют, но у нее есть дочери.

«Андрей отвечает старухе:

  • Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорож­ного человека! Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тог­да и ешь.

Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вы­мылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.

Баба-яга спрашивает:

  • Откуда у тебя ширинка? Ее моя дочь выши­вала.

  • Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала.

  • Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя пот­чевать?» [4,186].

  • Иногда герой встречает их в виде кобылиц, в которых их превратила мать. Изредка Бабу -Ягу изображают имеющей сына — среди ее табуна кобылиц мо­жет оказаться и один шелудивый жеребенок, который, как ни па­радоксально, оказывается самым резвым скакуном. Еще один ас­пект положения Бабы Яги в мире матриархата характеризуется тем, что она часто бывает одной из трех сестер. «Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.» [4,205].

Способ перемещения Бабы - Яги в пространстве совершенно уни­кальный. Она летает на большой скорости в ступе, помогая себе пестиком и заметая свои следы метлой. О ее прибытии возвещает ураганный ветер, напоминая нам, что ветер часто служил носите­лем демонических существ.

К образу Бабы -Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки — воспоминание о Викторе Гартмане», 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты — «Pictures at an Exhibition», созданная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году, где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе-Яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова, соч. 56, 1891-1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба- Яга». Баба-Яга упоминается в песне группы «Сектор газа» «Моя бабка» из альбома «Гуляй, мужик!» (1992). В 1989 году в Сицилии, городе Агридженто, была основана группа Baba Yaga.

Баба-Яга является персонажем игр:

В игре «Гарри Поттер и Узник Азкабана» Баба-Яга является одной из знаменитых ведьм. Про неё рассказывается то, что она любит поесть на завтрак (возможно и на обед, и на ужин) маленьких детей. Баба-Яга — один из персонажей игры Castlevania: Lords of Shadow.

В первой части игры «Quest for Glory» Баба-яга - один из главных врагов героя. Позже старушка вновь появляется в одной из последующих игр этой серии.

Баба-Яга на экране.

п/п

худ. фильмы

актер, сыгравший роль Бабы Яги

мультфильмы

1

«Морозко»

Георгий Милляр

«Царевна-лягушка» (реж. Михаил Цехановский, озвучил Георгий Милляр), «Царевна-лягушка» (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина)

2

«Василиса Прекрасная»

«Сказка сказывается» (озвучила Клара Румянова)

3

«Огонь, вода и… медные трубы»

«Ивашка из Дворца пионеров» (озвучил Ефим Кациров)

4

«Золотые рога»

«Летучий корабль»

5

«Там, на неведомых дорожках»

Татьяна Пельтцер

«Приключения домовёнка» / «Сказка для Наташи» / «Возвращение домовёнка» (озвучила Татьяна Пельтцер)

6

«После дождичка в четверг»

«Баба Яга против!» (озвучила Ольга Аросева)

7

«Огонь, вода и… медные трубы»

роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская.

«Ну, погоди!» (16-й выпуск)

8

«Новогодние приключения Маши и Вити»

Валентина Кособуцкая.

«Про злую мачеху» (озвучила Елена Понсова)

9

«В тринадцатом часу ночи»

Зиновий Гердт.

«А в этой сказке было так…»

10

«Лиловый шар»

Светлана Харитонова.

«Два богатыря» (озвучила Мария Виноградова)

11

«Книга мастеров»

Лия Ахеджакова

«Фантазёры из деревни Угоры» (озвучила Кира Смирнова)

12

«Чудеса в Решетове»

Ёла Санько

«Про Федота-стрельца удалого молодца» (озвучил Александр Ревва)

13

«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Мария Барабанова

14

«Весёлое волшебство»

Валентина Сперантова

Жилище Бабы - Яги.

«…Долго ли, коротко ли шла — башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак желез­ный порвала. Вышла на полянку, а на полянке из­бушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит …». [4, 204]

Во многом избушка Бабы- Яги напоминает типичный крестьян­ский дом. Те немногие детали, которые нам известны, такие, как традиционная русская печь, не противоречат этому. Вместе с тем избушка имеет и совершенно уникальные черты. Прежде всего, она стоит «на курьей ножке» или «на курьих ножках». Что бы это значило, пока еще неизвестно.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

В. Я. Пропп предположил, что избушка такого рода является наследницей построенного в виде зверя шалаша, в котором первобытные племена проводили переходные обряды для своих юношей. В зооморфной этой постройке чудови­ще как бы символически пожирало мальчиков, с тем чтобы извер­гнуть их обратно уже взрослыми. Другие усматривают в описании фундаментов избушки намек на курицу, которую традиционно приносили в жертву при закладке нового дома. Есть и другое объяснение. Возможно, что в избушке на курьих ножках мы име­ем визуальный образ примитивного метода строительства, при котором хижина возвышалась над землей на четырех грудах плос­ких камней или даже на пнях, у которых сохранены корни. Это делалось для предотвращения проникновения влаги в дом. Вид у такой избушки — будто у нее курьи ножки. [8,117].

Дому Бабы- Яги свойственны и другие странности. Когда герой приказывает: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом», — дом поворачивается на своих курьих ножках или ноге. Иногда о нем говорится, что, так же как гроб, он «без окон, без дверей». Часто дом выглядит настолько маленьким для его обитательницы, что опять возникает ощущение, будто Баба Яга действительно живет в гробу. «…лежит Баба – Яга – костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок прирос. » От внутреннего убранства из­бушки веет страхом и угрозой, что усиливает восприятие Бабы -Яги как мрачной сторожихи древнего склепа. В сказке о Василисе Прекрасной героиня, отправившаяся к Бабе- Яге по поручению злой мачехи за огнем, видит, подходя к дому, что избушка огоро­жена забором и воротами из человеческих костей, а светильника­ми служат черепа. Найти дом Бабы - Яги нелегко. Он расположен очень далеко от мест, где живут люди. Он может оказаться за огненной рекой или глубоким рвом, на берегу моря-океана или в центре топкого болота, а то и под землей. Но обычно он располо­жен в глухой непроходимой чаще леса или на краю его, в той сумеречной зоне, куда, по народным поверьям, люди входят на свой риск и где они подвергаются испытаниям, которые насылают его обитатели.

Баба- Яга — жестокая противница и пожирательнича человеческой плоти или старушка, которая готова помочь главному герою?

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница.

В большинстве сказок, в которых встречается Баба -Яга, она противостоит людям. Когда вторгаются на ее территорию, входят в ее дом без разрешения или бросают вызов каким-либо образом, она становится мстительным и жестоким противником. В этом смысле типичными являются сказки, в которых она является вла­стительницей подземного мира. Она быстро и с легкостью пере­мещается между своим подземным миром и миром людей, появ­ляясь из-под валуна, или поднимается оттуда на плоском камне. Войдя в мир простых смертных, она первым делом яростно напа­дает на четырех братьев или друзей, которые живут уединенно в лесу. Каждый день она приходит в их лесную избу (иногда это изба ее собственная, захваченная братьями), ворует продукты, бьет братьев и вырезает у них на спинах ремни кожаные. Когда главный из братьев отправляется за ней под землю, он находит еще одно свидетельство ее жестокости — старого пастуха, кото­рого она ослепила за то, что его стадо потравило ее земли.

В некоторых сказках Баба - Яга предстает как неутомимая ама­зонка, которая может вести войну целых тридцать лет . Почти каждая сказка, в которой Баба- Яга участвует в роли отри­цательного персонажа, содержит упоминание о ее чудовищном аппетите: кладовая в ее доме полна; она преследует свои жертвы с широко раскрытым ртом или вытягивает свой язык, чтобы пой­мать их; иногда точит свои зубы, когда герой набредает на нее.

«…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблоч­ками.

Девочка вошла в избушку:

  • Здравствуй, бабушка!

  • Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

  • Я по мхам, по болотам ходила, платье измочи­ла, пришла погреться.

  • Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и го­ворит ей:

  • Девица, девица, дай мне кашки, я тебе доб­ренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

  • Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымо­ет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет…» [4,87]

Эта особенность тоже связывает Бабу -Ягу с народными представ­лениями о «голодной» смерти.

Хуже всего выглядит Баба -Яга в своей роли как пожирающая детей людоедка. Она ловит свою жертву в момент наибольшей уязвимости, когда ребенок остался дома один или заблудился в лесу. Она завлекает его, предлагая яблоко, затачивает свой язык, чтобы голос стал похож на голос матери ребенка. Она зазывает мальчика, который плывет по реке на маленькой лодке. Как только ребенок попадает в ее дом, она его запирает там и готовится его съесть. Однако герой-ребенок, по­добно взрослым героям, всегда достаточно умен, чтобы перехит­рить людоедку. Он может уговорить дочерей Бабы Яги посидеть на сковородке вместо себя, и по возвращении домой она по ошиб­ке съедает собственных детей. В сказках такого типа Баба -Яга особенно схожа с безобразной ведьмой Русского Севера.

Многие сказки завершаются сценами страшных погонь. Баба -Яга, обнаружив, что ее обманули и что жертва ускользнула, часто прихватив с собой что-нибудь ценное, решает догнать ее в своей ступе с пестиком.

«…Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жере­бенка видом не видать. Бросилась в погоню. Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, по­мелом след заметает.» [4, 223].

Она может использовать свои острые когти и зубы, чтобы проложить себе путь сквозь лес и заросли тростника, задерживающие ее стремительное продвижение. У нее и волшеб­ный щит, посредством которого она насылает беглецам вослед па­лящий огонь.

Хотя в фольклоре наблюдается явная тенденция подчеркивать устрашающие, отрицательные черты Бабы- Яги, она является пер­сонажем неоднозначным, и многие сказки раскрывают положи­тельную сторону ее.

«…Говорит Марьюшка:

  • Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом!

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюш­ке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама чер­ная, а во рту один клык торчит.

Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

  • Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

  • Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.

  • Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое ве­ретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

  • Спасибо тебе, бабушка.

  • Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слу­шай, что тебе накажу: будут золотое веретенце поку­пать — не продавай, а просись Финиста — ясна соко­ла повидать…» [4,150]

В таких ситуациях герой, реже героиня, об­ращаются к Бабе- Яге за советом или помощью в решении какой- либо проблемы: как избежать опасности или найти волшебный предмет, такой, как живая вода и молодильные яблоки, или иско­мого человека — невесту, любимого, сестру. Баба- Яга может ука­зать путь в дальний мир духов «за тридевять земель, в тридесятое царство» и преподнести волшебные дары, облегчающие это путе­шествие: клубок, который катится перед героем, показывая ему путь, ковер-самолет, полотенце, которое превращается в мост. В этих сказках дом Бабы -Яги и дома ее трех сестер, каждая из которых старше и мудрее предыдущей, расположены как заставы вдоль дороги в мир иной. Герой может проследовать дальше толь­ко после того, как докажет Бабе Яге, что он не боится ее и умеет с ней обращаться. Две наиболее известные сказки такого типа — «Царевна-лягушка» и «Финист — Ясный Сокол». В первой из них Иван-царевич лишается своей жены Царевны-лягушки после того, как сжег ее лягушачью шкуру. Баба Яга объясняет, как найти ца­ревну снова и как вернуть ей навсегда человеческий облик. Во второй сказке девушка получает от Бабы -ги прялку из серебра и золота, серебряное блюдо с золотым яйцом и золотую швейку с иглой, с помощью которых она вызволяет и возвращает себе сво­его возлюбленного Финиста.

Образ Бабы-Яги в современной литературе.

«Многие думают, что Баба-Яга — это злая, вредная старуха, которая постоянно делает подлос­ти и гадости хорошим людям. Может быть, так оно и было, но это было давно. Вы, наверное, и сами замечали, что проходит какое-то время, и люди меняются. Тот, кто в детстве учился не очень хоро­шо, вдруг становится профессором. И наоборот — первый ученик может оказаться полной бездарнос­тью. Бабы-Яги тоже изменились. Сколько они про­жили, никто не знает, а вот сколько проживут — это известно. Они будут жить до тех пор, пока про них читают и пишут. Я очень люблю этих забавных старушек и хочу рассказать вам о том, что они поделывают сейчас. В нашей современной жизни…»,- так начинает свою книгу «Как Бабы-Яги сказку спасали» Михаил Мокиенко. Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха. Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звездная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки». Баба-Яга появляется также в серии комиксов «Армия Тьмы». Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноименном анимационном фильме.

Заключение

Баба-Яга – это самый мистический персонаж древнего российского фольклора. И он не только самый древний, но и занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Образ Бабы - Яги распространен и существенно не изменен в фольклоре, литературе, искусстве, он так же встречается и в играх. В характере мифологического персонажа сходятся многие из больших тем рус­ской мифологии: она носится на ветре, живет на одной террито­рии с лешим, является связующим звеном между миром людей и миром духов, связана со смертью, может выступать как мать-змея.

Список литературы

  1. Древнее и вечно юное . Н. Л. Крупина . Литература в школе № 2 2000. С 69-81

  2. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1985. Т. 2.

  3. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Слово, 1974.

  4. Русские народные сказки / Сост. и вступ. Р 89 ст. В. П. Аникина- М.: Правда, 1990.- 560с

  5. Сергеев Владимир Николаевич. Словари – наши друзья. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Славянские древности/ Под ред. Н.И. Толстого. М.: Русь, 1999.

  7. Толковый словарь живого великорусско­го языка Владимира Даля в 4-х томах. Второе издание.- М. 1882.

  8. Элизабет Уорнер. Русские мифы. М.: Фаир, 2008.- 112с

  9. Энциклопедия для детей. Русская литература 1 ч - М,: Аванта +, 1998.

Сказки

Баба-Яга;

Гуси-лебеди;

Царевна-лягушка;

Василиса Прекрасная;

Марья Моревна;

Иван-царевич и Белый Полянин;

Избушка на курьих ножках;

Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А.Н.Афанасьева);

Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А.Н.Толстого);

Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца;

А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне;

Сказка о Маше и Ване;

Сынко-Филипко;

Перышко Финиста ясна сокола (вариант сказки 2)[10].




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лобачевского нижегородская государственная областная

    Сборник статей
    ... , ее народа. Ильин писал: «Какаябытень не набежаланавашужизнь: посетит ли вас тревога о судьбе ... . Она не похожа нина легенду или предание, нина летописание, нина житие. Жанровый смысл ...
  2. Жизнь в розовом свете

    Документ
    ... и оставшихся в тени. Завистницы сплетничали о ... какбыни обидными казались мои увечья. Зарули-ка в наш скверик. Приятно смотреть на ... набежали тучи и, кажется, моросит. Лучше посидим здесь - меня потянуло на ... концов, подробности вашей личной жизни меня не ...
  3. Андрей Ильичев Практическое пособие по охоте за счастьем Ваша судьба в ваших руках

    Документ
    ... ни первичных, ни вторичных, никаких- ... Вашажизнь принадлежит только и исключительно вам. Попробовал бы кто-нибудь покуситься навашужизнь. Посмотрел бы я, как ... на велосипеде? Такая жара, что, когда лежишь в тени ... Правда, потом на солнце набежала тучка, ...
  4. Владимир лермонтов азбука жизни

    архив
    ... этих бездарей, остаются в тени и безысходности? Даже ... жизни созиданию, не размышляя и не философствуя ни о какомбы то ни ... дрожащее существо. Моя жизнь от ваших наставлений потеряла и смысл, ... как карточные домики, как песчаные замки, на которые набежала ...
  5. Александр Свияш РАЗУМНЫЙ МИР или КАК ЖИТЬ БЕЗ ЛИШНИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ Издание второе

    Документ
    ... , друзья, что даже единственная тень негативного не набежалана мой ум. Я оставался в абсолютном ... момент вашейжизни, какимбы ужасным он вам ни казался! Согласитесь, достичь такого отношения к жизни нелегко ...

Другие похожие документы..